Действия на севере в 1942 году
Наступивший 1942 г. характеризовался резким усилением немецкой активности на Севере, где разворачивалась борьба с союзными арктическими конвоями. 29 декабря 1941 г. на совещании в "Вольфшанце" Гитлер приказал гросс-адмиралу Редеру сосредоточить главные силы флота в Норвегии, которая теперь определялась не иначе как "зона судьбы". Однако из-за необходимости совершить переразвертывание флота, к активным действиям удалось перейти не раньше марта.
Поиск конвоя PQ-12
Первая противоконвойная операция состоялась 6-9 марта 1942 г. В ней приняли участие линкор "Тирпиц", эсминцы "Фридрих Ин", "Герман Шёман" и "Z-25", посланные на перехват конвоя PQ-12, который накануне был обнаружен самолетом FW-200 1-й группы 40-й боевой эскадры примерно в 70 милях южнее о. Ян-Майен (координаты определены с ошибкой).
Германская боевая группа вышла из Тронхейма. Командовал соединением вице-адмирал Отто Цилиакс, державший флаг "Тирпице". Эсминец "Пауль Якоби", миноносцы "Т-5" и "Т-12" провожали корабли Цилиакса до острова Викна. В 20:10 6 марта они повернули обратно на базу, между тем как оставшиеся три эсминца образовали противолодочный ордер: "Z-25" занял позицию справа по носу от линкора, лидер 5-й флотилии "Ин" под брейд-вымпелом капитана 1 ранга Фридриха Бергера - впереди, а "Шёман" - слева по носу.
За ночь погода заметно ухудшилась, поднялось волнение, повлекшее ряд повреждений и повышенный расход топлива на эсминцах. Предпринятый с утра 7 марта поиск конвоя PQ-12 результатов не дал. Единственным судном, которое удалось перехватить, стал отставший от встречного каравана QP-8 советский лесовоз "Ижора"(2815 брт).
Требованию остановиться и не использовать радио судно не подчинилось. Ведя огонь по "Ижоре", "Ин" израсходовал 43 127-мм и 82 37-мм снаряда, однако судно не тонуло. Груз древесины обеспечил лесовозу большой запас плавучести. Эсминец выстрелил торпеду, но она развернулась на 90 градусов и едва не поразила сам "Ин" прошла всего в десяти метрах от его кормы. Торпеда с "Шёмана" также в цель не попала. Тогда Бергер приказал "Шёману" добить "Ижору" из орудий и бомбометов. В конечном итоге, советское судно было потоплено глубинными бомбами.
Недостаток топлива на эсминцах помешал продолжить поиск конвоя. Вечером 7 марта "Ин" ушел в Харстад заправляться с танкера "Пелагос" и вернулся к "Тирпицу" только утром 9-го. Попытка передать нефть из цистерн линкора на два оставшихся эскадренных миноносца успехом не увенчалась, мешали обледенение и тяжелые штормовые волны. Пришлось отправить "Z-25" и "Шёман" в Тромсё.
Надо отметить, что "Тирпиц", все это время безуспешно разыскивающий арктический конвой, сам являлся "целью номер один" для британского Флота метрополии. О выходе линкора в море англичане узнали из донесений своей агентуры и подводной лодки "Сивульф" (лейт. Райкес), одной из пяти патрулировавших в Тронхейме-фьорде субмарин, обнаружившей "Тирпиц" 6 марта. В операции по перехвату неприятельского линкора было задействовано в общей сложности 2 линейных корабля, 1 линейный крейсер, 1 авианосец, 2 тяжелых крейсера, 12 эсминцев, однако из-за плохой видимости найти "Тирпиц" и навязать ему бой не удалось, хотя радио с "Ижоры" подтвердило, что вражеская эскадра находится в море. Утром 9 марта (около 10:30) германский линкор все же подвергся атаке 12 торпедоносцев "Альбакор" 817-й и 832-й эскадрилий FAA с авианосца "Викториес". Линкор чудом избежал попаданий. "Тирпиц" отбивал воздушную атаку, ведя огонь из зенитных орудий всех калибров (истрачено свыше 4500 снарядов) и даже дав два залпа башен главного калибра. Шедший вместе с ним "Фридрих Ин" отражал атаку огнем 37-мм зениток и 20-мм автоматов. Использовать 127-мм орудия оказалось невозможным из-за энергичного маневрирования эсминца. Англичане потеряли два самолета, один из которых сбили зенитчики "Ина".
В тот же день "Тирпиц" и "Ин" прибыли в Нарвик, где соединились с "Z-25"n "Шёманом", а 12-13 марта перешли в Тронхейм.
Нападение на конвой PQ-13
В конце марта 1942 г. из состава 8-й флотилии была создана группа эсминцев "Арктика". Ее командиром стал капитан 1 ранга Готфрид Пёниц, избравший в качестве флагманского корабля "Z-26". 27 марта эскадренные миноносцы "Z-24", "Z-25" и "Z-26" прибыли в Киркенес и уже на следующий вечер вышли для атаки конвоя PQ-13, обнаруженного летающей лодкой BV-138 2-й эскадрильи 406-й береговой авиагруппы. Дополнительная информация 6 союзном караване поступила от пленных моряков потопленного накануне бомбардировщиками Ju-88 III-й группы 30-й боевой эскадры британского судна "Эмпайр Рэнджер" (германские эсминцы подняли из воды 61 члена его экипажа).
Пёниц приказал своим кораблям двигаться строем фронта и осуществлять поиск в северо-западном направлении. Погода - легкое волнение и хорошая видимость - благоприятствовала выполнению задачи. Вскоре после полуночи нападению германских эсминцев подвергся отставший от конвоя во время шторма панамский пароход "Бато" (4687 брт). После нескольких залпов "Z-26" судно загорелось. Эсминец добил свою жертву торпедой. "Z-25" и "Z-26" подобрали семь членов команды потопленного парохода.
Разделавшись с "Бато", Пёниц продолжал поиск конвоя. Погода ухудшилась. К 09:00 максимальная дальность обнаружения сократилась до 20 кабельтовых. Сильные порывы ветра и переменная видимость затрудняли поиск. Из трех германских миноносцев только "Z-26" имел исправную радиолокационную станцию.
Эскорт конвоя PQ-13 составляли британский эсминец "Эклипс", два военных траулера и три норвежских вспомогательных тральщика. Около 05:20 29 марта в охранение каравана вступили советские эскадренные миноносцы "Гремящий" и "Сокрушительный", а также британский "Ориби". Примерно в 3 милях впереди и справа от конвоя противолодочным зигзагом на скорости 20 узлов маневрировали силы ближнего прикрытия - британский крейсер "Тринидад" и эсминец "Фьюри".
Радиолокационный контакт между противниками был установлен почти одновременно. В 09:42 радар крейсера "Тринидад" засек неизвестные корабли на дистанции 65 кабельтовых, по пеленгу 79°, а спустя шесть минут взорам английских наблюдателей открылись три германских эсминца. Немцы заметили британский крейсер на несколько минут раньше. В 09:46 Пёниц приказал атаковать противника торпедами и артиллерией. "Z-26" выстрелил семь, "Z-25" - восемь и "Z-24" - четыре торпеды. "Тринидад" от всех выпущенных торпед уклонился.
В завязавшейся артиллерийской перестрелке "Z-26" был накрыт вторым залпом. Попадания 152-мм снарядов крейсера вызвали повреждения левой турбины. Замолчали орудия N2 и N3, начался пожар. "Тринидад" перенес огонь на "Z-25", но тот, едва получив незначительные повреждения, Поспешно отвернул и скрылся в снежном заряде. Третий эсминец - "Z-24" - последовал примеру своего переднего мателота. Германским кораблям благодаря плохой видимости удалось оторваться от противника.
Поврежденный "Z-26" отходил 26-узловым ходом на северо-запад. "Тринидад" преследовал его, основываясь на данных радиолокации. Вскоре произошел второй бой между крейсером и эсминцем. В ходе предыдущей стычки в "Тринидад" попало два 150-мм снаряда, но он полностью сохранил свой боевые возможности. Благодаря превосходству в скорости на четыре узла британский крейсер сблизился с "Z-26" на дистанцию 17 кабельтовых и в 10:18 открыл огонь из орудий башен "А" и "В". Энергичное маневрирование не спасло "Z-26" от новых повреждений. Около 10:20 Пёниц передал по радио, что его эсминец находится в тяжелом положении, и приказал двум другим кораблям оказать ему поддержку. Данные о маневрировании "Z-24" и "Z-25" со времени первого столкновения до 11:20 довольно противоречивы. Немецкий историк Х.Ю.Мейер-Бренкоф и англичанин Брайан Скофидд представляют его совершенно по-разному (см. схемы), однако оба автора сходятся, что эти корабли пришли на помощь "Z-26" только через час. Пока же "Тринидад" сократил дистанцию боя до 10 кабельтовых и ввел в действие всю свою артиллерию. Под градом снарядов "Z-26" стал валиться на правый борт и значительно снизил скорость.
"Английские моряки не могли понять,- пишет Ф.Пирс в книге "Корабль, который торпедировал сам себя",- как "Z-26", получив такое число тяжелых попаданий, до сих пор не взорвался или не затонул..."(Pearce F. The Ship that torpedoed herself.-Plymouth, 1975)
В 10:22 "Тринидад" выстрелил по "Z-26" три торпеды, но непредвиденное обстоятельство помешало англичанам добить германский флагманский эсминец. О том, что произошло дальше, можно догадаться из названия цитировавшейся книги: одна из торпед описала циркуляцию и спустя две минуты поразила сам "Тринидад". Две другие же просто не вышли из обледеневших аппаратов. Огромная пробоина размером 18x6 метров и внушительные разрушения, вызванные попаданием торпеды, вероятно, убедили моряков крейсера в высокой эффективности британского оружия. Но в данном случае это не стало поводом для радости. Повреждения оказались достаточно серьезными: скорость снизилась до 8 узлов, крен быстро вырос до 17 гр. В таком состоянии "Тринидад" не мог продолжать бой. Задача расправиться с "Z-26" была теперь возложена на маневрировавший где-то no-близости эскадренный миноносец "Фьюри" (примерно в 10:18 он отделился от крейсера, вероятно, с той целью, чтобы в случае, если эсминцу противника удалось бы ускользнуть от "Тринидада", отсечь его от конвоя).
Дальше начинается непонятное, хотя, казалось бы, речь идет о широко известном эпизоде, а именно бое советских кораблей "Гремящий" и "Сокрушительный" с германским эсминцем. Обратимся к рассказу очевидца. П.A.Петрухин, служивший в то время на "Гремящем" вспоминает: "Идя в снежном месиве, мы услышали гулкие взрывы, доносившиеся с, левого борта. На "Гремящем" и "Сокрушительном" сыграли боевую тревогу. С мостика нашего корабля пока ничего не было видно: стояла непроницаемая снежная стена от моря до туч. Потом взрывы стали перемещаться правее, ухнули впереди по курсу "Гремящего"... Наконец, Гурин [командир эсминца - авт.] получил сообщение, что крейсер "Тринидад" ведет бой с тремя фашистскими миноносцами. К этому времени снежная завеса под напором ветра разорвалась и, гонимая к югу-западу, подбирала свой туманный подол. Срывая мачтами клочья облаков, из заряда выскочил английский миноносец. Это был "Фьюри". У его низких бортов вырастали всплески разрывов. Он устремился в сторону, заходя за нашу корму..."( Николаев Б.Д., Петрухин П.А. Мы с "Гремящего".- М., 1961.- С. 98-99) (Выходит не "Фьюри", как ему было приказано, гнался за поврежденным "Z-26", а наоборот германский эсминец преследовал его?)
Есть еще одно описание этого боя, в основу которого легло боевое донесение:
"В 09:00 эскадренные миноносцы "Гремящий" и "Сокрушительный" подошли к конвою, состоявшему из одного эскадренного миноносца, семи транспортов, двух тральщиков, и заняли место в охранении. Эскадренному миноносцу "Ориби" было приказано произвести поиск остальных транспортов.
В 11:20 [время московское, отличается от берлинского на один час - авт.] на курсовом угле 5-15 градусов на эскадренном миноносце "Сокрушительный" услышат артиллерийскую стрельбу. Видимость была 10-15 каб., временами были снежные заряды. Через 1-2 минуты у борта эскадренного миноносца "Сокрушительный" начади падать на расстоянии 10-30 метров снаряда пятиорудийных залпов. "Сокрушительный" прибавил ход до 20 узлов и отвернул с расчетом подойти ближе к конвою, чтобы в случае необходимости закрыть транспорты дымовой завесой.
В 11:22 на курсовом угле 130 ° левого борта открылся силуэт, в котором был опознан эскадренный миноносец типа "Редер"..."( Хроника Великой Отечественной войны на Северном морском театре. -Вып. 2.-М, 1946.-С. 93) (Заметим, ни слова о "Фьюри", который, по утверждению П.А. Петрухина, пытался укрыться от немецких залпов, зайдя за корму советских эсминцев.)
"Сокрушительный" с дистанции 15 кабельтовых ввел в действие свои 130-мм орудия и вторым залпом добился накрытия. Одновременно с его пятым залпом открыл огонь "Гремящий". За время боевого соприкосновения "Сокрушительный" успел дать семь залпов, а его противник - пять. Получив попадание в район машинного отделения, вражеский эсминец отвернул вправо и исчез в снежном заряде. Напрашивается, однако, вопрос, с кем вели бой "Гремящий" и "Сокрушительный*! В отечественной военно-исторической литературе, в частности, в официальном труде "Боевая летопись ВМФ 1941-1942", в качестве их противника называется именно "Z-26".( Амман Г.А., Комаров А.А. и др. Боевая летопись ВМФ 1941-1942.- М., 1994.- С. 92) Но ведь в это время (10:18-10:24) он еще сражался с "Тринидадом". Хотя, если даже допустить некоторые накладки со временем, с трудом верится, что тяжело поврежденный "Z-26", на котором после второй стычки с "Тринидадом" уцелело всего одно 150-мм орудие, мог обратить в бегство пусть меньший по размерам, но полностью боеспособный "Фьюри". Вспомним также, что в описании речь шла о пятиорудийных,( Вообще-то, на германских эсминцах типа "36А " было не пять, а четыре орудия главного калибра. Модернизацию ни один из них на тот момент еще не проходил. "Пятиорудийные залпы" возникли в донесении вероятно вследствие того, что стрелявший корабль был опознан как эсминец типа "Рёдер") т.е. полных бортовых залпах... "Z-24" и "2-25", видимо, тоже отпадают. Во-первых, они маневрировали несколько в стороне, во-вторых, парой, а в описанном эпизоде фигурирует только один германский эсминец. Несмотря на все различие мнений об их маршруте после 09:50, можно с уверенностью сказать, что до 11:22 эти корабли ни с кем в бой не вступали. Любопытно также, что в английской военно-морской литературе данные об огневом контакте "Фьюри" с каким-нибудь германским эсминцем вовсе отсутствуют! Можно, конечно, это списать на "буржуазную фальсификацию" и стремление замолчать бегство своего эсминца, но обратимся к другому не менее занятному факту: те же англичане пишут, что "Фьюри", сблизившись с конвоем, по ошибке открыл огонь по британскому эсминцу "Эклипс" и дал по нему два залпа (к счастью, дело обошлось без жертв). А Мейер-Бренкоф в своей подробнейшей статье об операции германского флота против конвоев PQ-13/QP-9 указывает еще и на имевшую место короткую перестрелку между "Фьюри" и "Сокрушительным"(Meyer-Brenkhof H.J. Die Operation PQ-13/QP-9 in Nordmeer im Marz 194M Marine Rundschau.- 1977.- N l.-S. 15. Правда, тот же Мейер-Бренкоф на одну страницу раньше упоминает и о бое "Z-26" с "Сокрушительным", но, одно то обстоятельство, что этот эпизод дан по московскому времени, тогда как все остальные - по берлинскому, позволяет сделать вывод, что он подчеркнут из советской литературы и вставлен в текст статьи без должного сопоставления). Вот тут-то все встает на свои места.
Пока "Фьюри" осыпал снарядами эсминцы охранения конвоя, а экипаж "Тринидада" боролся, за живучесть своего корабля, "Z-26" пытался незаметно обогнуть караван с севера с тем, чтобы затем лечь на южный курс и уйти к берегам Норвегии. Однако появление нового противника перечеркнуло все надежды на спасение. Эскадренный миноносец "Экливс", только что едва не пострадавший от залпов "Фьюри", нащупал корабль Пёница своим радаром типа "286Р" и в 10:50 сблизился с ним, но открыть огонь без четкого опознавания цели англичане не решались. Видимость к этому времени еще более ухудшилась и составляла не более 4-5 кабельтовых.
Когда с "Z-26" увидели "Эклипс", то приняли его за один из германских эсминцев и передали ратьером свои позывные "ZU". Англичанам эти позывные были тоже известны. Теперь сомнений уже не возникало - перед ними корабль противника. "Эклипс" открыл огонь из орудия N1 (орудие N2 не могло действовать из-за обледенения). "Z-26" отвечал ему также из носового орудия (единственного уцелевшего), отходя максимально возможным 15-узловым ходом. Постепенно ему удалось довести скорость др 25 узлов (!) и даже несколько раз выйти за пределы видимости англичан, но тянувшийся за поврежденным кораблем нефтяной след всякий раз выдавал его путь. Шесть попаданий 120-мм снарядов окончательно решили судьбу лидера группы "Арктика", В 11:22 "Z-26" потерял ход и начал заполняться водой. "Эклипс" расстреливал его из, орудий всех калибров, включая зенитные автоматы, и уже готовился прикончить торпедой, как внезапно видимость улучшилась. Оказалось, что "Z-24" и "Z-25", все это, время безуспешно искавшие свой флагман, находятся совсем близко. Они, отогнали "Эклипс" (поврежден попаданием двух 150-мм снарядов и двумя близкими разрывами) и приступили к спасению экипажа "Z-26". С тонущего эсминца было снято 88 человек, включая капитана 1 ранга Пёница и командира корабля капитана 3 ранга фон Бергера. Еще 8 человек несколько позже подобрала подводная лодка "U-376" (кап.-лейт. Маркс).
Бой закончился. "Z-24" и "Z-25" вечером 29 марта вернулись в Киркенес. Поврежденный "Тринидад" в сопровождении "Ориби" и "Фьюри" пошел в Кольский залив. 14 мая при возвращении в Англию крейсер подвергся налету бомбардировщиков Ju-88 III-й группы 30-й боевой эскадры. В корабль попало три бомбы, вызвавшие быстро распространившийся пожар. Кроме того, близким разрывом еще одной бомбы была выбита временная заделка торпедной пробоины, и забортная вода хлынула внутрь корабля. К полуночи стало ясно, что спасти "Тринидад" не удастся, и англичанам пришлось его затопить. Эту неприятную миссию выполнил 15 мая эскадренный миноносец "Мэтчлесс".
Нападение на конвой QP-11
В апреле 1942 года группу "Арктика" возглавил капитан 1 ранга Альфред Шульце-Хинрихс, пришедший в Киркенес на "Шёмане". После безуспешных попыток перехватить конвой PQ-14 (13-15 и 18-19 апреля), когда ненастная погода помешала найти суда союзников, нападению эсминцев подвергся шедший из Мурманска караван QP-11. Однако главная задача группы "Арктика" в этот раз была иной. Причиной тому стал знаменательный успех одной из германских подводных лодок.
Около 16:30 30 апреля подлодка "U-456" (кап.-лейт. Тайхерт) атаковала британский крейсер "Эдинбург", флагман ближнего прикрытия конвоя. Большая скорость и противолодочный зигзаг не спасли корабль контр-адмирала Бошм-Картера от попаданий двух торпед, разрушивших его корму.
"U-456" преследовала поврежденный крейсер, но находившиеся в охранении эсминцы "Фористер", "Форсайт", "Гремящий" и "Сокрушительный" помешали капитан-лейтенанту Тайхерту выйти в повторную атаку. Это продлило жизнь "Эдинбурга" на два дня.
Эсминцы "Герман Шёман" (лидер), "Z-24", "Z-25", разместившиеся на якорной стоянке у о. Репей, получили приказ напасть на крейсер и в 23:30 того же дай вышли в море. Немцы считали "Эдинбург" легкодоступной целью, и не без оснований. Крейсер, действительно, находился в отчаянном положении. С разрушенным рулевым устройством он медленно двигался на восток, надеясь укрыться в Кольском заливе. Из Полярного навстречу "Эдинбургу" отправились четыре британских тральщика и советский сторожевой корабль "Рубин".
После вынужденного поворота сил ближнего прикрытия па восток сам конвой чуть не стал легкой добычей дня противника. Германские эсминцы обнаружили QP-11 1 мая юго-западнее о. Медвежин. Эскорт конвоя, состоявший из модернизированных для выполнения противолодочных функций (и поэтому частично разоруженных) старых эсминцев "Бульдог" (брейд-вымпел коммандера Ричмонда), "Эмезон", "Бигль", "Беверли", четырех корветов и одного траулера, значительно уступал кораблям группы "Арктика" как но количеству орудий, так и по их калибру.
Бой начался в 14:05. Смелость и искусное маневрирование англичан затруднили атаку конвоя. На протяжении без малого четырех часов германские эсминцы пытались прорваться к судам, но всякий раз встречали достойный отпор кораблей эскорта. Артиллерийский огонь велся на дистанции 40-70 кабельтовых с низкой результативностью из-за дымовых завес, которые ставила обороняющаяся сторона. Лишь один британский корабль - "Эмезон" получил серьезные повреждения. На нем вышло из строя рулевое устройство. Осколки разорвавшихся вблизи флагманского эсминца "Бульдог" снарядов изуродовали его борт. Неоднократно применявшиеся торпеды долгое время не достигали цели. Некоторые взрывались, встретив на своем пути плавающие льдины, и только две из них, выпущенные "Z-24" и "Z-25", попали в советский пароход "Циолковский" (2847 брт), который быстро затонул. Для немцев это был единственный успех. Радиограмма "Адмирала Норвежского моря" (Имеется в виду Admiral Nordmeer - специальное командование ВМФ, отвечавшее за борьбу с арктическими конвоями союзников, подчинялось непосредственно ОКМ. Должность Admiral Nordmeer существовала с октября 1441 г. по май 1944 г. Любопытно также, что до конца марта 1942 ?.. капитан 1 ранга Шуньце-Хинрихс временно исполнял должность начальника штаба командующего Норвежского моря) адмирала Шмундта: "Очевидно, эта дичь не для Вас. Преследуйте крейсер",- заставила Шулъце-Хинрихса прекратить атаки на конвой. В 18:50 он приказал своим кораблям выйти из боя и продолжил поиск поврежденного "Эдинбурга".
Бой с крейсером "Эдинбург"
Соединение Бонэм-Картера удалось обнаружить рано утром 2 мая. Около 06:00 сигнальщики "Z-25" заметили нефтяные пятна на воде, а 06:17 из тумана выступил силуэт небольшого корабля. Помимо "Эдинбурга" в распоряжении Бонэм-Картера находились два британских эсминца, четыре тральщика и советский сторожевик. "Гремящий" и "Сокрушительный" израсходовали все топливо и незадолго до рассвета ушли на базу. Британский тральщик "Хуссар" первым подвергся нападению. При этом произошло то, чего больше всего опасался командир группы "Арктика" - потеря внезапности. Пять минут спустя на дистанции 42 кабельтовых была обнаружена и главная цель - крейсер. Правда, сначала немцы приняли его за большой эсминец.
Шульце-Хинрихс намеревался атаковать строем фронта с промежутками между кораблями в 16 кабельтовых, однако скоординированной атаки не получилось. Оставив позади два других эсминца, увлекшихся стрельбой по "Хуссару", германский лидер на скорости 21 узел ринулся к "Эдинбургу".
Отойдя от буксировавших его тральщиков и "Рубина", британский крейсер открыл огонь из орудийной башни "В". Башни "А" и "X" не стреляли из-за плохой видимости, а башня "Y" вышла из строя в результате торпедного попадания. "Эдинбург" вел бой, описывая циркуляцию 8-узловым ходом. Лишенный возможности маневрировать, он представлял собой идеальную мишень для торпед. Единственное, что могло его спасти в этой ситуации - точная артиллерийская стрельба.
В 06:36 первый залп крейсера лег в 100 метрах от "Шёмана". Попав под огонь, эсминец увеличил скорость до 31 узла, начал постановку дымовой завесы и уже почти вышел на позицию для пуска торпед, когда второй залп "Эдинбурга" ляп накрытие. Два 152-мм снаряда угодили в район машинных отделений. "Шёман" окутался дымом, потерял ход и управление. Единственная торпеда, выстеленная из носового торпедного аппарата, прежде чем он был заклинен, в цель не попала. Положение казалось безнадежным. Командир эсминца капитан 3 ранга Виттиг приказал подготовиться к оставлению корабля, спускать на воду шлюпки и спасательные плотики. Пока это делалось, "Шёман" снова попал под огонь на этот раз британских миноносцев. Три 120-мм снаряда повлекли затопление ряда отсеков и пожар. Многие из тех, кто находился на верхней палубе в ожидании эвакуации, получили ранения от осколков. Торпедистам "Шёмана" удалось все же привести в действие кормовой торпедный аппарат и, управляя им вручную, дать залп по наседавшим англичанам. Но все три выпущенные торпеды прошли мимо цели.
Гораздо более успешной оказалась атака "Z-24". Он выстрелил четыре торпеды (остальные были уже израсходованы в предыдущем бою) и быстро отвернул, поставив дымовую завесу. В 07:10 страшный взрыв потряс "Эдинбург" - к двум торпедным попаданиям "U-456" добавилось еще одно.
"Z-25" также атаковал неприятеля тремя торпедами, но без какого-либо эффекта. Зато артиллеристы эсминца добились немалого успеха в дуэли с "Фористером". Уже в 06:53, т.е. примерно через десять минут после начала огневого контакта между этими кораблями, "британец" полностью потерял ход, пораженный тремя 150-мм снарядами, а его командир лейтенант-коммандер Хаддарт был убит. До 07:35 "Фористер" беспомощно дрейфовал на поле боя. "Форсайт" поспешил на выручку, вызвав огонь "Z-25" и "Z-24" на себя. Этот благородный шаг не прошел для него бесследно. Эсминец получил попадания четырех тяжелых снарядов с дистанции 20 кабельтовых. Все его орудия, за исключением одного, были уничтожены. В 07:20 "Форсайт" вышел из боя, поставив дымовую завесу, а в 07:26 также временно лишился хода, тогда как "Z-25" имел лишь незначительные повреждения от попадания одного 120-мм снаряда в радиорубку.
Несмотря на увеличившийся крен и ограниченную видимость, крейсер "Эдинбург" все еще продолжал вести огонь - до тех пор, пока крен не достиг 17 градусов. Всего за время боя было произведено 24 залпа орудиями башни "В" и некоторое число выстрелов 102-мм артиллерией. Очевидно, именно это спасло англичан от полного разгрома. Даже пораженный третьей торпедой "Эдинбург" казался [розным противником. Шульце-Хинрихс опасался повторения мартовской трагедии, когда с тонущего "Z-26" успели спасти далеко не всех. Поэтому в 07:30 он вызвал свои эсминцы, чтобы принять людей с "Шёмана".
Около 07:00 "Z-24" предпринял первую попытку сблизиться с "Шёманом" и приступить к спасению его экипажа. Но на борт "2-24" посчастливилось перебраться только 12 матросам, после чего эсминец вновь вступил в бой. Затем под прикрытием дымовой завесы, поставленной "Z-25", он принял около 250 человек и еще десять с плотиков.
Спасательные работы были прерваны с той же поспешностью, с которой начались. "Z-24" и "Z-25" послали в эфир радиограмму: "Квадрат 5917. Спасайте людей с "Шёмана",- и отошли в северо-западном направлении, оставив на шлюпках и плотиках 56 человек экипажа "Шёмана", включая его старшего офицера капитан-лейтенанта Конрада Лерке. В середине дня их подобрала подводная лодка "U-88" (кап.-лейт. Боман).
Следует отметить, что несмотря на потерю хода, "Шёман" полностью сохранял плавучесть и остойчивость, и даже взрыв в 08:05 глубинных бомб, заложенных Лерке, не привел к мгновенному затоплению корабля. "Герман Шёман" затонул только в 08:30.
Тем временем положение "Эдинбурга" становилось все более тяжелым. Бонэм-Картер отдал приказ кораблям эскорта снять экипаж с крейсера. После выполнения тральщиками "Госсэмер", "Хэрриер" и сторожевиком "Рубин" этой задачи (всего спасено около 700 человек), "Эдинбург" был добит торпедой "Форсайта"» затонул в 08:52. Корабль пошел на дно с 5,5 тоннами советского золота, предназначавшегося для оплаты англо-американских военных поставок.(Осенью 1981 г., англичане провели операцию по подъему золотых слитков с затонувшего на глубине около 250 метров "Эдинбурга". Был поднят 431 слиток весом 11-13 кг каждый, осталось 34 слитка. Золото поделено между Великобританией и СССР в пропорции один к двум, в зависимости от страховки) Из состава его экипажа 57 человек были убиты и 23 ранены. На "Фористере" и "Форсайте" погибли 2 офицера и 19 матросов. Немецкие потери в бою составили на "Шёмане" - 8 убитых и 45 раненых, на "Z-25" - 4 убитых и 7 раненых.
Минная война
Целью активных минных постановок в Арктике было нарушение советских перевозок по Северному морскому пути н воспрепятствование прохождению конвоев в Белое море. Мины ставились подводными лодками, надводными кораблями и авиацией. Первый миннозаградительный выход на Севере германские эсминцы осуществили в январе 1942 г., однако в связи со временным убытием 8-й флотилии из арктических вод дальнейшего развития минная война в этот период не получила. Весной - летом 1942 г. основные силы кригсмарине были непосредственно на борьбу с союзными арктическими конвоями. Кроме того, в условиях полярного дня активные минные постановки надводных кораблей теряли скрытность, а следовательно и эффект. Единственная предпринятая в этот период миннозаградительная операция с участием заградителя "Ульм" окончилась провалом.
"Ульм" прибыл на Север с Балтики в сопровождении эсминца "Z-23". 24 августа заградитель в охранении эсминцев "Фридрих Эккольдт", "Рихард Байтцен" и "Эрих Штайнбринк" вышел Нарвика. Его задачей было провести минную постановку в районе м. Желания (операция "Цар"). Согласно замыслу операции, большую Часть путик месту постановки "Ульм" должен был пройти в одиночку. Однако после того, как корабли эскорта легли на обратный курс (26 августа они вернулись в Нарвик), заградитель был перехвачен тремя британскими эскадренными миноносцами и потоплен.
Осенью 1942 г. германские эсминцы в приняли участие в трех миннозаградительных операциях: дважды ставили мины у советского побережья, а 24-27 сентября эскортировали "Адмирал Хиппер" к Новой Земле, где крейсер поставил семь минных банок. Затем германская боевая группа провела пятичасовой поиск в Баренцевом морей утром 28 сентября вернулась в Каа-фьорд. Эта операция носила кодовое наименование "Царин",
На зиму 1942-43 гг. были запланированы минные операции с участием легкого крейсера "Нюрнберг", отмененные из-за недостаточной остойчивости этого корабля в бурную погоду. Постановка мин с эсминцев в условиях арктических штормов тем белее не сулила ничего хорошего...
Вопреки ожиданиям, минная война в Арктике не принесла ощутимых результатов. Единственный достоверно известный успех минных постановок эскадренных миноносцев - повреждение вооруженного ледокола "А. Микоян", 26 ноября во время следования в конвое подорвавши сея на мине в районе м. Канин Нос. Возможно также, что на минах "Хиппера" погибла подводная лодка "K-1", пропавшая без вести в сентябре 1943 г. на позиции северо-западнее м. Желания.
Активные минные постановки с участием германских миноносцев на Севере в 1942 г.
13-14 января 1942 г., район м. Каховский "Z-25"(Kan. 1 ранга Пёниц), "Z-23", "Z-24" Выставлено: 100 мин ВМС
5-8 сентября 1941 г„ район о. Колгуев "Richard Beitzen" (кап. 1 ранга Шеммель), "Z-29", "Z-30". Выставлено: 90 мин ЕМС и 90 мин EMF
24-28 сентября 1942 г., район сев.-зап. о. Новая Земля "Admiral Hipper" (вице-адмирал Куммец), "Z-23"(кап. 1 ранга Пёниц), "Z-28", "Z-29", "Z-30" (По данным "Хроники морской войны" Ровера и Хюммельхена, в операции "Царин" также принимал участие эсминец "Richard Beitzen"). Выставлено: 96 мин EMF
13-15 октября 1942 г., район м. Канин Нос ЭМ "Friedrich Eckoldt" (кап. 1 ранга Шеммель), "Richard Beitzen", "Z-27", "Z-30". Выставлено: 140 мин ЕМС и 40 минных защитников
Операция "Хоффнунг"
После перехода конвоев PQ-18 и QP-14 англо-американское командование временно прекратило движение арктических конвоев до наступления полярной ночи. Взамен этого были организованы переходы одиночных транспортов из Исландии в Архангельск и из губы Белушья (Новая Земля) в Исландию вдоль кромки льдов Баренцева моря. В период с 29 октября по 4 ноября 1942 г. из Исландии в восточном направлении вышло 11 судов, а навстречу им отправились 4 судна. Для обеспечения переходов вдоль трассы были выставлены патрули в составе 8 британских и советских эскортных кораблей, а также 6 подводных лодок.
Немцы отреагировали на появление в Баренцевом море ни кем не охраняемых транспортов выходом боевой группы вице-адмирала Куммеца. Эта операция получила кодовое наименование "Хоффнунг".
Передвижение судов было обнаружено воздушным разведчиком BV-138 406-й береговой авиагруппы, и уже 4 ноября торпедоносцы 26-й боевой эскадры потопили советский пароход "Декабрист", а бомбардировщики 30-й боевой эскадры повредили еще два судна. Одно из них позднее добила торпедами подводная лодка "U-354" (кап.-лейт. Хербшлеб), а другое вынуждено было выброситься на мель у побережья Шпицбергена.
Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" (флагм.), эскадренные миноносцы "Фридрих Экколъдт" (лидер), "Рихард Байтцен", "Z-27", "Z-30" вышли 5 ноября из Альтен-фьорда. Некоторое время боевая группа не имела возможности применить свои силы, тле. практически все цели уничтожались немецкими подводниками и летчиками. Но вот 7 ноября бортовой разведчик Ar-196, поднятый с "Хиппера", обнаружил один из кораблей обеспечения перехода - советский сторожевик "СКР-23" (л-т Е.М. Фролов) и навел на него соединение Куммеца. "СКР-23" был потоплен в 05:15, по утверждению швейцарского историка Ю.Майстера, без всякого сопротивления (По данным "Хроники морской войны" Ровера и Хюммельхена, в операции "Царин" также принимал участие эсминец "Richard Beitzen".). Немцы взяли в плен 43 члена его экипажа.
Совсем иначе повел себя экипаж танкера "Донбасс" (7925 брт). Это судно было также обнаружено с воздуха и атаковано германскими торпедоносцами, а затем подверглось нападению эскадренного миноносца "Z-27". Используя данные, полученные от ВВС, вице-адмирал Куммец организовал поиск танкера. В 14:50 "Z-27" обнаружил "Донбасс".
Неравный бой между эсминцем и танкером длился около 45 минут. От метких залпов "Z-27" на "Донбассе" вышла из строя машина. Все судно было объято пожаром, но все же держалось на плаву, а его 76-мм орудие вело огонь до тех пор, пока не кончились снаряды. "Орудийный расчет в составе механика М.И.Тищенко и моториста Н.П.Галкина,- пишет историк Б.Вайнер, - оставшись без боеприпасов, в пылу боя зарядил пушку снарядом, который перед тем дал осечку, а сейчас сработал и поразил эсминец"(Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне.- М., 1989.- С. 230).
Только после того в танкер попали две торпеды, выстреленные с короткой дистанции, он переломился и затонул. Погибло 49 членов экипажа. Оставшиеся в живых перешли на спасательный плотик. "Z-27" сначала удалился, но потом вернулся к плотику и взял в плен находившихся на нем 12 советских моряков, в том числе капитана судна В.Э. Цильке.
9 ноября германская боевая группа вернулась в Альтен-фьорд.
"Новогодний бой "
После длительного перерыва отсылка северных конвоев возобновилась лишь в декабре 1942 г. Она явилась настолько неожиданной для германского командования, что первой группе судов (конвою JW-51 А) вообще удалось проскочить незамеченной. Следующий караван - JW-51B (14 судов) - вышел из Лох-Ю 20 декабря под эскортом 1 тральщика, 2 корветов, 2 вооруженных траулеров, а также эсминцев "Онслоу" (брейд-вымпел кэптена Шербрука), "Оруэлл", "Обдъюрейт", "Обиджент", "Акейтс"н "Ориби". Тяжелый шторм в ночь на 29 декабря разметал корабли конвоя. К утру непосредственно под командованием Шербрука осталось лишь 9 транспортов. Вторая группа из 5 судов и траулера "Визалма" осталась далеко позади. К ней же присоединился отставший из-за неполадок гирокомпаса "Ориби". В полдень 29 декабря Шербрук послал на розыск отделившихся судов, тральщик "Брэмбл". Кроме того в море находилась еще одна группа британских кораблей - крейсера "Шеффилд" (флаг контр-адмирала Барнета) и "Джаманка", вышедшие из Кольского Залива с целью осуществления ближнего прикрытия каравана.
Такой была диспозиция кораблей британского флота утром 30 декабря, когда ядро конвоя было обнаружено подводной лодкой "U-354" (командир - капитан 3 ранга Хербшлеб) в 50 милях южнее острова Медвежий. Спустя несколько часов сообщение достигло командующего группой "Север" - генерал-адмирала Карльса, который сразу же передал информацию в штаб "Адмирала Норвежского моря" - адмиралу Клюберу и приказал Командующему крейсерами вице-адмиралу Куммецу перевести крейсер "Адмирал Хиппер" и шесть эсминцев 5-й флотилии в 3-х часовую готовность к выходу в море. Вскоре было получено разрешение от штаба руководства войной на море на привлечение к операции "карманного" линкора "Лютцов". Сразу после полудня корабли перешли В готовность номер один.
В телефонном разговоре Карльс дал Клюберу, на которого возлагалось общее руководство операцией (кодовое наименование "Регенбёген"), указания относительно использования кораблей в бою. Германскому соединению следовало избегать столкновения с превосходящим или равным противником, по возможности захватить несколько членов команды потопленных судов, но в то же время не задерживаться для спасения их экипажей, а также не допустить, чтобы это сделал противник. Особенность применения в этой операции "Лютцова" заключалась в том, что после боя он должен был направиться в самостоятельное крейсерство в северной части Норвежского моря (операция "Аврора").
В 17:45 выходившее соединение пересекло линию сетевых заграждений в Каа-фьорде и с этого момента тактическое руководство легло на вице-адмирала Оскара Куммеца. Им был разработан следующий план боя: германское соединение должно было догнать конвой, после чего более быстроходный флагманский "Хиппер" атакой с севера вынуждал караван к отходу курсом на юг, где тот неминуемо наткнулся бы на подходивший "Лютцов". Каждому из крейсеров придавалась группа из трех эсминцев, которые в период сближения образовывали строем фронта разведывательную завесу в следующем порядке (с севера на юг): "Экколъдт", "Байтцен", "Z-29", "Z-31", "Z-30", "Ридель". Крейсера находились чуть позади крайних кораблей завесы.
В 22:00 соединение покинуло прибрежные воды и около полуночи благополучно миновало завесу из четырех британских подводных лодок. Примерно в то же время Куммец получил последние данные о местонахождении конвоя, который оказался несколько южнее, чем предполагал немецкий адмирал. В 02:30 соединение перестроилось в соответствии с планом боя, причем "Хиппер" двигался курсом 30 градусов, а "Лютцов" - 50.
Утром 31 декабря погода благоприятствовала немцам: отличная видимость, северо-западный ветер силой 5-6 баллов, волнение моря 5-6 баллов, редкие снежные заряды, температура воздуха 4-6 градусов мороза.
"Хиппер", находившийся на северном фланге построения, продолжал движение в арктических сумерках. Новая 80-см РЛС FuMo22 не оправдала возлагавшиеся на нее надежд. Первый контакт был получен визуально. В 07:18 сигнальщики крейсера обнаружили по правому борту на расстоянии около 80 кабельтовых две тени. Вскоре число замеченных силуэтов увеличилось - это был конвой! В 07:58 на "Хиппере" объявили боевую тревогу.
"Экколъдт", самый северный из эсминцев, получил приказ продолжать наблюдение за противником, пока "Хиппер" занимал наивыгоднейшую позицию для атаки. К месту предполагаемого боя подтягивались и другие германские корабли.
Около 08:20 британский корвет "Хайдерабад" обнаружил силуэты двух эсминцев, но не сделал донесения, тле. ожидался подход советских кораблей. Спустя десять минут те же корабли были замечены "Обдъюрейтом". В свою очередь командир 5-й германской флотилии капитан 1 ранга Шеммель, будучи уверенным в том, что его корабли обнаружены, и британский эсминец выходит в торпедную атаку, приказал открыть огонь. До того, как цель скрылась в темноте, "Экколъдт" успел дать лишь несколько залпов. Носовое орудие "Z-29" сделало две осечки, а "Байтцен" вообще не открывал огня. Это столкновение выдало англичанам присутствие врага. В 09:29 "Z-29" произвел еще несколько выстрелов по эсминцу противника, которым, по всей вероятности, был всё тот же "Обдъюрейт".
В 09:39 эскадренный миноносец "Онслоу" обнаружил германский крейсер. Одновременно с этим "Хиппер" открыл огонь по эсминцу "Акейтс", но после пяти залпов направил свои 203-мм орудия на угрожавшие ему торпедной атакой "Онслоу" и "Оруэля". В течение следующего получаса, искусно маневрируя и прикрываясь туманом и дымовыми завесами, четыре британских эсминца сдерживали противника. Носовой радиодальномер "Хиппера" был выведен из строя сотрясением, вызванным стрельбой его орудий, а линзы дальномеров обледенели. В результате точность артиллерийского огня германского крейсера оказалась невысокой. Лишь в 10:18, когда дистанция боя сократилась до 60 кабельтовых, два последовательных залпа накрыли британский лидер, причинив ему значительные повреждения и серьезно ранив самого кэптена Шербрука.
Все это время германские эсминцы северной группы находились позади флагмана и только около 10:20 присоединились к нему. Скоро был обнаружен еще один британский корабль, опознанный как эсминец (реально тральщик "Брэмбл"), по которому "Хиппер" в 10:36 открыл огонь из всех орудий с дистанции 30 каб. Цель была накрыта третьим залпом. После этого Куммец приказал командиру 5-й флотилии добить вражеский корабль. Два германских эсминца ("Z-29" отстал) с некоторой заминкой принялись исполнять это распоряжение, однако вскоре "Байтцен", давший всего четыре залпа был отпущен. Шеммель счел, что и одного лидера вполне достаточно для выполнения задачи. "Экколъдт" также выпустил по цели не слишком много боеприпасов, но этого оказалось достаточно, чтобы в 11:21 "Брэмбл" навсегда скрылся под водой.
Тем временем южная группа немцев полным ходом приближалась к месту боя. Около 09:30 ее передовой эсминец "Z-3J" обнаружил по левому борту большое количество теней. В 09:48 боевую тревогу объявили и на самом "Лютцове". Тени и дым от множества труб можно было обнаружить уже визуально, однако видимость в северном направлении значительно затруднялась снежными зарядами и сумерками. Крейсер снизил скорость с 26 до 10 узлов и приступил к определению цели при помощи РЛС. Серия измерений, произведенных на различных частотах, показала наличие большого количества крупных и средних кораблей в направлении 308 ° на расстоянии от 14 тыс. до 10,6 тыс. метров.
Наконец в 10:42 суда конвоя были обнаружены уже визуально. К тому времени "Лютцов" уже разошелся с караваном на контркурсах и теперь был вынужден изменить направление движения до 120 ° и увеличить скорость до 12 узлов. Немцы ждали улучшения видимости и огонь все еще не открывали, лишь "Z-31" в 10:48 безуспешно дал три залпа из 150-мм орудий.
Еще в 10:20 конвой изменил направление движения с восточного на южное, а эсминцы охранения, за исключением "Акейтса" и поврежденного "Онслоу", прикрыли его со стороны кормы. "Хиппер", оказавшийся в результате своего не совсем удачного маневрированием во время эпизода с "Бремблом" намного севернее цели, теперь настигал ее со скоростью 31 узел. В 11:15 германский флагман возобновил стрельбу и вскоре добился попадания в незакрытый дымовой завесой "Акейтс". Британский эсминец был быстро превращен в пылающую развалину. Спустя два часа он затонул. В 11:30 крейсер перенес огонь, на "Обиджент", которому близкие разрывы снесли все радиоантенны, после чего снова изменил курс (на этот раз на северо-западный), чтобы уклониться от предполагаемых торпед.
В этот критический момент сражения немцев ожидал весьма неприятный сюрприз. Так и не обнаруженные ранее крейсера Бар-нега, ориентируясь по орудийным вспышкам, наконец-то прибыли в район боя, чтобы внести свой вклад в спасение конвоя. Лишь только германские радисты успели передать в береговой штаб сообщение вице-адмирала Куммеца об отсутствии крейсеров в составе эскорта конвоя, как "Хиппер" подвергся сильному и меткому обстрелу с северо-востока. Из-за плохой видимости в этом направлении различить противника было невозможно, в то время, как англичане - крейсера "Шеффилд" и "Джамайка" - отлично видели врага.
В 11:32 германский корабль повернул к северу и, наконец, обнаружил обстреливающие его крейсера, Барнета. В этот момент первый 152-мм снаряд попал ему ниже ватерлинии под броневой пояс и разорвался в топливной цистерне, вызвав затопление котельного отделения N3. Из-за обледенения прицельной оптики и дыма, закрывавшего цель, ответная стрельба германского крейсера была неэффективной. Примерно в 11:35 он получил еще два попадания: в нос выше ватерлинии и в ангар. Начавшийся там сильный пожар практически полностью исключил возможность, наводки обеих кормовых башен. Описав полную циркуляцию, "Хиппер" лег на курс 270 °, и поставив дымовую завесу, вышел из боя.
Последовавший за этим эпизод оказался еще более неприятным для немцев. Британские крейсера, закончившие к тому времени циркуляцию (они повторили маневр "Хиппера", чтобы не изменять горизонтальной наводки орудий), обнаружили почти прямо по курсу два германских эскадренных миноносца. Ими оказались возвращавшиеся после потопления "Брэмбла" "Экколъдт" и "Байтцен" (следовал за лидером несколько южнее). Эсминцы находились в идеальной Позиции для торпедной атаки. Это заставило англичан обрушить на них огонь всех орудий, включая 40-мм зенитки.
Когда первые снаряды противника разорвались вокруг "Экколъдта", между Куммецом и совершенно запутавшемся в обстановке Шеммелем состоялся по радио следующий диалог:
С "Экколъдта": "Укажите Ваш курс и скорость? В каком направлении Вы ведете огонь в настоящий момент?"
С "Хиппера": "Курс 80 градусов. На север".
С "Экколъдта": "Я наблюдаю по направлению в 300 градусов крейсер и эсминец. Это Вы? В какой Вы стороне от конвоя?"
С "Хиппера": "Севернее".
В этот момент англичане взяли "Экколъдт" в вилку, однако Шеммель не предпринял никаких, мер и продолжил выяснять отношения.
С "Экколъдта": "Вы обстреливаете меня".
С "Хиппера": "Нет. Это английский крейсер!"
Аналогичное сообщение на лидер флотилии передал и "Байтцен", однако было уже поздно. На корабль обрушился град снарядов. С "Z-29" наблюдали, как очередное попадание в центр эсминца вызвало ужасный взрыв, и вскоре корабль исчез в морской пучине вместе со всеми находившимися на борту. Это произошло приблизительно в 11:58. "Байтцен" же настолько быстро выставил дымовую завесу, что крейсер "Джамайка" не успел сделать по своей цели ни одного выстрела.
Все это время группа, возглавляемая "Лютцовом", продолжала свое малоудачное маневрирование. Еще в 11:16 оба германских крейсера обнаружили друг друга и обменялись опознавательными сигналами, однако орудия "Лютцова", находившегося гораздо ближе к конвою, чем "Хиппер", все еще молчали. В 11:26 командир корабля капитан 1 ранга Станге решил изменить курс с юго-восточного на северо-западный, чтобы сблизиться одновременно и с конвоем, и с флагманским крейсером. Хотя все это время "Лютцов" находился не более чем в пяти милях от каравана, визуальный контакт с ним постоянно нарушался снежными зарядами. Наконец, в 11:38 Станге вновь обнаружил конвой, что позволило через четыре минуты открыть огонь. Дистанция до цели в этот момент уже возросла до 85 кабельтовых. Тем не менее в дело была введена также средняя артиллерия крейсера и пушки "Z-30". Спустя шесть минут линзы прицелов замерзли, поэтому стрельбу пришлось прекратить.
В 12:00 "Лютцов" снова открыл огонь, причем прежде, чем британские эсминцы прикрыли конвой дымовой завесой, ему удалось добиться попадания в пароход "Калибре" и тяжело повредить близким разрывом "Обдъюрейт". Германские эсминцы этой группы, несмотря на предельное для своих орудий расстояние, также вступили в бой, однако сомнительно, чтобы хотя бы один их снаряд достиг цели.
К немалому удивлению англичан, через пять минут огонь с севера окончательно прекратился. Это явилось результатом приказа, полученного Станге в 12:03 - "Прекратить бой и отойти на запад". Куммец, имевший на случай возникновения неблагоприятной ситуации недвусмысленные указания сверху, отдал такое распоряжение еще в 11:46. Правильность этого решения подтвердилась чуть позже, когда выяснилось, что англичане не удовлетворились срывом атаки на конвой и продолжают преследование флагманского крейсера. В 12:15 корабли Барнета были уже готовы вновь атаковать врага, но угроза торпедной атаки со стороны "Z-29" и "Байтцена" заставила их отказаться от своего намерения и изменить курс.
На заключительном этапе сражения (12:29-12:31) состоялась короткая перестрелка между крейсерами англичан и приближавшимся с юго-востока "Лютцовом", к которому присоединился и "Хиппер". И снова угроза торпедной атаки германских эсминцев заставила англичан выйти из боя - на этот раз уже окончательно.
Обратный путь прошел для немцев без происшествий, и уже в 15:40 1 января эсминцы приступили к перекачке нефти с танкера "Нордмарк" в Каа-фьорде.
Как одну из причин общей неудачи, постигшей немцев можно считать необъяснимую пассивность, проявленную Куммецом и в особенности Станге в использовании своих эсминцев. За весь бой корабли 5-й флотилии так и не выпустили ни одной торпеды. Это выглядит резким контрастом по отношению к удачным действиям в бою британских кораблей этого же класса.
Служба эскадренных миноносцев в 1942 году |
||||||||
I II Ш |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII IХ |
Х |
XI |
XII |
RB К ЛН Нр |
p |
pH |
Н |
H |
H H |
Н |
H |
H |
PJ К ЛН Н |
Н |
Нр |
p |
р |
р р |
р= |
р |
рБ |
TR р p p |
p |
p |
Н |
Н=р |
p Б* |
Б* |
Б* |
Б*Н |
HS К ЛН Н |
А+ |
|
|
|
|
|
|
|
ВН КЛ+ - - |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
HY p р р FI Б* ЛН Н ES Б* Б* Б* |
Б* H Б* |
Б*Н Н Б* |
Н Н Б* |
H=p Нр Б* |
p p p p H Н= |
p p р |
p p р |
p рБ р |
FE р р p* |
* |
*С |
* |
Н |
H Н |
Н |
Н |
Н+ |
KG р р р |
p |
p |
H |
Н=р |
p p |
p |
р |
Б*Н |
Z23 А Гр р |
p |
p |
p |
Б* |
Б*Н Н |
H |
Н |
|
Z24 А Гр НА |
А |
АH |
Н |
Нр |
p p |
р |
р |
рБ |
Z25 А ЛН НА |
А |
Ар |
р |
Р |
р p |
Б* |
Б*Н |
К |
Z26 р Б* НА+ |
- |
- |
- |
- |
- - |
- |
- |
- |
Z27 р р р |
p |
Б*Н |
Н |
Н |
H H |
Н |
Н |
p |
Z28 Б* Б* Б* |
Н |
Н |
H |
Н |
H H= |
р |
p |
p |
Z29 К Лр р |
Б* |
Н |
H |
H |
H H |
Н |
H |
H |
Z30 Б* Б* Н |
Н |
Н |
H |
H |
H H |
H |
H |
H |
Z31 - - - |
Г* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
H |
Z32 - - - |
- |
- |
- |
- |
Б* |
Б* |
Б* |
Б |
Z37 - - - |
- |
- |
- |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б |
Условные обозначения
*- небоевые задачи, подготовка + - потоплен = - тяжело поврежден А - Арктика Б* - Балтика, небоевые задачи Г - Германия К - действия в Сагерраке и Каттегате с баз в Южной Норвегии Н - Норвегия С - действия в Северном море и Сагерраке р - ремонт, модернизация Ф - Западная Франция
Эсминцы типов "34" и "36" обозначены по заглавным буквам названий (в соответствии с их радиопозывными, "Hans Lody"-HY.)
|