Действия на западе в 1943-44 годах
Служба эскадренных миноносцев в 1943 году |
||||||||
I II III IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
ХII |
RB Н Н Н Н |
р |
Р |
р |
р |
Р |
H= |
Р |
Р |
PJ Б* Н Н Н |
Нр |
Н |
H |
H |
Н |
р |
Р |
Р= |
TR H H H H |
Н |
Н |
H |
H |
Н |
H |
Н |
Кр |
HY р р Б* Б* |
Н |
Н |
H |
H |
Н |
H |
H |
К |
FI БК К К К |
Н |
Н |
H |
H |
HK |
КН |
HP |
р |
ES Б* К Н Н |
Н |
Н |
H |
H |
H |
БК |
H= |
р |
KG К К КН Н |
Н |
Н |
H |
H |
H |
Н |
Нр |
р |
Z23 Н К Ф Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Z24 К Кр Ф Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Z25 К Кр р р |
Н |
Н |
H |
H |
р |
Р |
р |
р |
Z27 р р р р |
р |
K |
H |
H |
HK |
К |
Ф |
Ф+ |
Z28 р р Н Н |
Н |
Н |
H= |
р |
р |
Р |
р |
Б* |
Z29 Н р р р |
р |
р |
р |
H |
H |
Н |
H |
Н |
Z30 Н р р р |
р |
K |
H |
H |
H |
H |
H |
Н |
Z31 Н Н Н Н |
Н |
Н |
H |
H |
H |
H |
H |
Кр |
Z32 Б* Г Ф Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Z33 - - Б* Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
H |
H |
H |
H |
Н |
Z34 |
|
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
H |
Н |
Z37 Б* К Ф Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Z38 - - Б* Б* |
Б= |
Р |
Р |
РБ* |
КБ* |
Б*К |
H |
Н |
Z39 |
|
|
|
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
ZH1 * * * * |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Ф |
Ф |
Условные обозначения
* - небоевые задачи, подготовка + - потоплен = - тяжело поврежден Б*- Балтика, небоевые задачи Г - Германия К - Каттегат и Сагерраке Н - Норвегия р - ремонт, модернизация Ф - Западная Франция
Эсминцы типов "34" и "36" обозначены по заглавным буквам названий (в соответствии с их радиопозывными. "Hans Lody" - HY). |
В феврале 1943 г. 8-я флотилия эсминцев, возглавляемая капитаном 1 ранга Гансом Эрдменгером, получила приказ готовиться к переходу в порты Западной Франции. Новый главнокомандующий ВМФ гросс-адмирал Карл Дёниц считал, что крупные эскадренные миноносцы, имевшие большое число зенитных орудий, как нельзя лучше подходят для решения задач по сопровождению подводных лодок и прерывателей блокады в Бискайском заливе.
Во Францию предполагалось отправить все имевшиеся под рукой эсминцы серий "36А" и "36А"(моб). Однако, таковых нашлось лишь шесть: "Z-23", "Z-24", "Z-25", "Z-28", "Z-32", "Z-37", да и то ввиду неисправности турбин "Z-28" не смог принять участие в переходе, a "Z-25" был вынужден повернуть обратно из-за поломки машины. В довершение ко всему временно выбыл из строя "Z-37". При входе в Гавр 6 марта он в тумане коснулся грунта и встал в док для починки винтов. Таким образом, в Бордо 8 марта прибыли только три корабля: "Z-23" (лидер), "Z-24" и "Z-32", a "Z-37" пришел туда лишь спустя две недели.
В ноябре 1943 г. к флотилии Эрдменгера присоединились эскадренные миноносцы "Z-27"'и "ZH-1".
В конце марта - начале апреля 1943 г. итальянское судно "Гималайя" дважды пыталось прорваться в Атлантику. 28 марта блокадопрорыватель вышел из Бреста в охранении 4 эсминцев и 5 миноносцев, успешно миновал Бискайский залив, но, в итоге, все же был обнаружен английским патрульным самолетом. Это заставило немцев вернуть "Гималайю" в Бордо под прикрытием 4 миноносцев. Еще менее успешным оказался второй выход. 9 апреля блокадопрорыватель подвергся налетам британских бомбардировщиков "Хэмпден" и "Веллингтон" и был поврежден, а эсминец "Z-24" из состава его внушительного, но не сумевшего организовать эффективную противовоздушную оборону, эскорта пострадал от близких разрывов авиабомб.
Несколько более удачно прошла встреча возвращавшегося из Японии прерывателя блокады "Пьетро Орсеоло", хотя избежать повреждений опять не удалось. 1 апреля эсминцы "Z-23", "Z-24", "Z-32", "Z-37" встретили судно в 140 милях западнее м. Финистерре и надежно прикрыли его от воздушных атак британских торпедоносцев "Бофайтер", сбив при этом пять самолетов, но не смогли помешать американской подводной лодке "Шэд" (лейт.-ком. Мак-Грегор) выйти в атаку и поразить "Пьетро Орсеоло" торпедой. Судно осталось на плаву и сумело достичь устья Жиронды, куда оно прибыло 2 апреля.
На протяжении всего лета 1943; г. эсминцы 8-й флотилии привлекались к сопровождению германских подводных лодок, прорывавшихся в Атлантику в надводном положении. Так; 14 июня "Z-24" и "Z-32" спасли от гибели лодку "U-185".
И конце 1943 г. задачи действовавших на Западном ТВД эсминцев несколько изменились. Теперь они привлекались исключительно для эскортирования прорывателей блокады. В этот период из Японии вышло пять таких судов. Первое из них - "Озорно" было успешно отконвоировано в устье Жиронды 24 декабря (операция "Бернау"). Следующий блокадопрорыватель "Альстеруфёр" находился уже на подходе. Для прикрытия судна (операция "Траве") капитан 1 ранга Эрдменгер получил приказ вывести в море всю 8-ю флотилию, усиленную, как и в предыдущем походе отрядом миноносцев типа "39". 27 декабря Эрдменгер вышел из устья Жиронды с эсминцами "Z-27" (лидер), "Z-23", "Z-24", "Z-32", "Z-37", миноносцами "Т-25" и "Т-27"( Эскадренный миноносец "ZH-1" не смог участвовать в этом походе из-за неисправности конденсаторов). В море к нему присоединился капитан 3 ранга Франц Колауф с миноносцами "Т-23" (лидер 4-й флотилии миноносцев), "Т-22", "Т-24", "Т-26", вышедший из Бреста.
Готовились к встрече "Альстеруфера" и англичане. С 24 декабря крейсера "Глазго", "Моришис", "Пинелопи" искали блокадопрорыватель в Атлантике. Однако успех в уничтожений этого судна выпал на долю Королевских ВВС. 27 декабря самолет "Либерейтор" из состава 311-й (чешской) эскадрильи RAF атаковал "Альстеруфер", который после полученных повреждений был затоплен экипажем. Не прошел этот выход даром и для миноносцев Эрдменгера...
Бой в Бискайском заливе
После гибели "Алъстеруфера" поход отряда Эрдменгера терял всякий смысл. Командование военно-морской группы "Вест" отдало приказ о возвращении кораблей, но слишком, поздно. Германское соединение, обнаруженное утром 28 декабря самолетом - "Либерейтор" из бомбардировочной эскадрильи VB-105 ВМФ США, было перехвачено двумя крейсерами - британским "Глазго" и канадским "Энтерпрайз". В свою очередь, бомбардировщики люфтваффе обнаружили и в 12:24 безрезультатно атаковали крейсера противника, но информация о них, пройдя сложный лабиринт штабов ВВС и ВМФ, попала к Эрдменгеру только через два часа, когда командир 8-й уже не нуждался в подобных разведданных...
Пять крупных эсминцев и шесть миноносцев против двух крейсеров - теоретически изначальное соотношение сил в этом бою складывалось не, в пользу англичан (Немцы имели 24 150-мм, 24 105-мм орудий и 76 торпедных аппаратов против 19 152-мм, 13 102-мм орудий и 22 торпедных аппаратов у англичан), но штормовая погода распорядилась по-своему. По ходкости "британцы" не уступали германскому соединению, а по мореходности крейсера имели явное преимущество. Волнение усиливалось, пределом скорости для миноносцев типа "39" в таких условиях были 29 узлов. Еще хуже обстояло дело с "Z-24", шедшем на четырех котлах, и имевшим неполадки в турбине. Он мог дать не более 27 узлов.
Волны перекатывались через палубы низкобортных германских кораблей, сбивая с ног прислугу открыто расположенных орудий. Шторм сделал бесполезными дальномеры, а сильная качка затрудняла обращение с 45-килограммовыми снарядами, главного калибра эсминцев, снижала скорость и меткость стрельбы.
Еще в более незавидном положении оказались миноносцы. Когда в 12:58 "Т-24" донес об обнаружении неприятеля, и в 13:04 4-я флотилия получила приказ выйти в торпедную атаку, ее командир капитан 3 ранга Колауф ответил, что, хотя "это не очень по-товарищески", ни один из его кораблей не в состоянии выстрелить торпеды - восточный ветер достиг к этому времени ураганной силы. Однако Ганс Эрдменгер по-видимому еще имел определенные иллюзии относительно боевых возможностей его кораблей. Во всяком случае, вместо того, чтобы постараться оторваться от неприятеля, германское соединение шло сходящимся с ним курсом. Это позволило англичанам, которые установили визуальный контакт с германским отрядом только в 13:32 (до этого крейсера следили за целью посредством радиолокации) на дальности 130 кабельтовых, сблизиться на 105 кабельтовых и в 13:46 открыть огонь. Управление стрельбой осуществлялось при помощи радара.
Противники начали бой, следуя на большой скорости в южном направлении. Немецкий боевой порядок состоял из трех кильватерных колонн: на левом фланге "2-23" и "Z-27"; в центре миноносцы во главе с "Т-23"; на правом фланге "Z-32", "Z-37" и "Z-24". В 13:46 эсминец "Z-23", в соответствии с ранее полученным приказом, выстрелил шесть торпед и в 13:58 вместе с флагманским "Z-27" открыл огонь из орудий главного калибра. "Z-32" и "Z-37" в 13:56 получили приказ выйти в торпедную атаку. Выдвинувшись вперед, они в 14:05 ввели в действие свои 150-мм орудия, а в 14:15 выпустили по противнику четыре торпеды.
Германские эсминцы выпускали торпеды с предельных дистанций - 14-15 тыс. метров. Не удивительно, что ни одна из них в цель не попала, хотя в 14:20 немцы наблюдали нечто похожее на взрыв торпеды, попавшей в неприятельский крейсер, и решили, что это "Z-23" добился успеха. Немецкие артиллеристы за все время боя смогли добиться только одного попадания в "Глазго" (150-мм снаряд взорвался в вентиляторе котельного отделения). Что касается миноносцев 4-й флотилии, то их участие в первой фазе боя из-за сильного шторма было чисто номинальным. Они шли строем кильватера, ставя дымовые завесы, и артиллерийского огня не открывали.
Бой на параллельных курсах продолжался до 14:18, когда Эрдменгер, разделил свои корабли на две группы, вероятно, решив взять "британцев" в клещи - маневр, хорошо известный всем командирам тех лет и широко обсуждавшийся на страницах тогдашней военно-морской литературы. В частности, альманах "Наутикус" за 1937 год поучал: "Единственным средством для кораблей, подвергшихся [торпедной] атаке, остается изменение курса на 90 градусов или 270 градусов, т.е. выход на курс приблизительно параллельный траектории торпеды. Тактика торпедной стрельбы, однако, вырабатывает контрмеры против такого маневра. Возможность уклонения от встречи с торпедой значительно уменьшается, если удается произвести атаку с двух сторон, стреляя торпедами перекрестно. Правда, для проведения такого маневра требуется особое искусство и удача, однако при осуществлении он почти наверняка обеспечивает успех, если только противник вовремя не разгадает этого маневра" (Развитие торпедного оружия. Пер. с нем.// Миноносцы. Развитие и боевая деятельность.- М., 1940.- С. 151). 28 декабря удача не сопутствовала немцам, а сам маневр был выполнен на редкость непродуманно.
По мнению капитана 3 ранга Колауфа, именно разделение на две группы привело к поражению - изоляции одной группы и разгрому другой. Скоординированной атаки, по сути, не получилось. В 14:23 эсминцы южной группы выстрели шесть торпед, а "Z-23" - одну торпеду. В 14:28 "Z-27" дал четырехторпедный залп. После этого Эрдменгер приказал капитану 3 ранга фон Бергеру на "Z-32" возглавить южную группу и прорываться на восток (последний приказ, поступивший от немецкого флагмана), а сам вместе с "Z-23", "Т-22", "Т-25", "Т-26" повернул на север. Англичанам только и оставалось воспользоваться представившейся выгодной ситуацией. Они сосредоточили огонь на кораблях северной группы и стали один за другим "выбивать" германские миноносцы. Сначала "Т-25", а затем "Т-26" получили попадания в район машинных и котельных отделений и, потеряв ход, были добиты торпедами "Энтерпрайза". "Т-22" пытался отогнать крейсера торпедами и снять экипаж с тонущих кораблей, но залпы "Глазго" преградили ему путь. Миноносец поспешно вышел из боя под прикрытием дымовой завесы.
Не избежал гибели и флагманский "Z-27", став таким образом уже пятым по счету германским лидером эсминцев, потопленным в бою. Четыре позиции перед ним в этом траурном списке заняли "Вильгельм Хайдкамп" (10.04.1940), "Z-26" (29.03.1942), "Герман Шёман" (2.05.1942), "Фридрих Эккольдт" (31.12.1942). Шестым по счету оказался "Z-32", погибший в ходе боя с британскими эсминцами у о. Ушант, о чем еще будет рассказано...
Роковую роль в судьбе "Z-27" сыграло полученное в 14:30 попадание 152-мм снаряда, по-видимому, с крейсера "Энтерпрайз", в котельное отделение N2 и последующая авария в котельном отделении N3 из-за проникновения забортной воды в топливо, приведшие к потере хода. Сблизившись с "Z-27" на "пистолетный выстрел", "Глазго" дал залп и взорвал снарядом его пороховые погреба. Эсминец пошел на дно вместе с капитаном 1 ранга Эрдменгером, штабом 8-й флотилии и более чем двумястами членами экипажа.
Эскадренный миноносец "Z-23" все это время держался вблизи поврежденного лидера и в конце даже предпринял попытку снять с него команду, но при появлении "Глазго" Эрдменгер приказал отходить. В 15:45 "Z-23" соединился с "Т-22", единственным уцелевшим миноносцем северной группы. Оба корабля укрылись на якорной стоянке Сен-Жан-де-Люз вблизи испано-французской границы, а затем перешли в Ла-Паллис.
Около 15:30 капитан 3 ранга фон Бергер предпринял запоздалую попытку оказать помощь северной группе. Бесполезные в такую погоду миноносцы и поврежденный (вышла из строя правая турбина) "Z-24" он отправил в Брест, а сам с "Z-32" и "Z-37" вернулся на поле боя, но атаковать британские крейсера не решился. Эсминцы "Z-32" и "Z-37," неоднократно атаковывались бомбардировщиками "Либерейтор", но успешно отразили все налеты огнем своей зенитной артиллерии и уклонились от сброшенных на них бомб. Вечером они прибыли в устье Жиронды.
Бой у острова Ушант
6 течение первой половины 1944 г. 8-я флотилия эсминцев базировалась на Бордо и порты устья Жиронды, откуда и июне она была направлена в Брест, чтобы затем противодействовать нормандской высадке. Состав флотилии, включавшей некогда исключительно эскадренные миноносцы серии "36А", теперь получился весьма "разношерстным": лидер флотилии "Z-32" относился к серии "36А(моб) ", "Z-24" - серии "36А", трофейный голландский эсминец "ZH-1" и миноносец "Т-24" типа "Элъбинг". Еще два эсминца-участника декабрьского боя в Бискайском заливе Пребывали на тот момент в небоеспособном состоянии. "Z-23" в конце мая встал на ремонт в Ла-Паллисе, a "Z-37" с начала февраля ремонтировался в Бордо, после того, как во время ночных учений столкнулся с "Z-32".
Десантные суда союзников подошли к берегам Нормандии под прикрытием и при поддержке мощных соединений флота, в состав которых входило 6 линкоров, 23 крейсера, 104 эсминца и большое число других более мелких кораблей. Для обороны побережья командование военно-морской группы "Вест" располагало только 8 боеспособными эсминцами и миноносцами, 30 торпедными катерами и 36 подводными лодками. Поэтому поражение немцев на море было неизбежно.
Первому удару эсминцы 8-й флотилии подверглись еще на переходе из Бордо в Брест. Вечером 6 июня их атаковала британская авиация - "Бофайтеры" 144-й и 404-й эскадрилий. Результат налета - многочисленные пробоины в надстройках и надводных бортах германских кораблей, но ни один из них не получил серьезных повреждений.
Вечером 8 июня поступил приказ выйти из Бреста с тем, чтобы ночью атаковать англо-американские десантные силы в заливе Сены. Через несколько часов командир флотилии капитан 1 ранга барон Теодор фон Маухенхайм Бехтольсхайм вывел свои корабли в море. Обогнув остров Ушант, немцы вошли в Ла-Манш. Их встреча с противником произошла севернее Роскофа. 8-я флотилия двигалась строем кильватера: "Z-32" впереди, "ZH-1", "Z-24", замыкал колонну миноносец "Т-24". Силы противника превосходили германский отряд. Британская 10-я флотилия эсминцев (брейд-вымпел кэптена Джонса) включала следующие корабли: лидер флотилии "Тартар", "Ашанти", "Эскимо", "Джевлин", канадские "Хурон", Хайда", польские "Блыскавица" и "Перун". Боевой порядок союзников состоял из двух дивизионов с "Тартаром" и "Блыскавицей" во главе. Фактически же немцам пришлось иметь дело только с одним дивизионом, тле. участие в бою "Блыскавицы", "Перуна", "Эскимо" и "Джевлина" было очень кратковременным.
Такова была завязка боя, известного как бой у острова Ушант (или Уэссан), но в действительности произошедшего в 60 милях к северо-западу от названного географического пункта.
В 01:23 "Тартар" изменил курс на пять румбов вправо, следовавшие за ним три эсминца повторили этот маневр, подставив таким образом свои борта лунному свету, что позволило немцам обнаружить их визуально (до этого противники наблюдали друг друга на экранах радиолокаторов). Бехтольсхайм приказал готовиться к торпедной атаке и повернул на север для охвата головы британской колонны.
В 01:25 германские эсминцы выстрелили каждый по четыре торпеды с дистанции 20 - 25 кабельтовых. В прежние времена такой удачный дебют неизбежно бы поставил англичан в весьма затруднительное положение, но не теперь, когда британские корабли были оснащены специальными устройствами, позволяющими прослушивать немецкие радиопереговоры. Легко уклонившись от неприятельских торпед, "Тартар" выстрелил из орудия N2 осветительный снаряд. Начался артиллерийский бой, в ходе которого "Z-32" быстро получил два попадания, в том числе в, котельное отделение. Осколками на нем была выведена из строя радиоантенна - командир флотилии потерял связь с другими кораблями, начался пожар. Еще хуже пришлось маленькому "ZH-1". Снаряд, попавший в машинное отделение, повредил паропровод высокого давления. Еще один снаряд угодил в котельное отделение N1 ниже ватерлинии. "ZH-1" остановился. По сути, с ним было уже все кончено, хотя фактическая гибель корабля наступила лишь после того, как он получил попадание торпеды с "Ашанти", а затем после эвакуации экипажа на нем сработали подрывные заряды.
Канадские эсминцы сосредоточили огонь на "Z-24" и также быстро добились попаданий. Сокращение дистанции позволило ввести в действие всю артиллерию, даже зенитные орудия. На "Z-24" была выведена из строя 150-мм орудийная башня. Следующие попадания пришлись, в дымовую трубу и носовое машинное отделение, которое стало заполняться водой. Взрывами снарядов на мостике убило девять человек, были разрушены рулевая и штурманская рубки, счетверенный зенитный автомат, начался пожар готового боезапаса. Поставив дымовую завесу, "Z-24" стал поспешно отходить. И только концевой германский миноносец "Т-24" остался невредимым. Он отвернул вслед за "Z-24". "Хайда" и "Хурон" преследовали их до тех пор, пока немцы не вошли в зону не протраленных минных полей.
Таким образом, уже на первых порах боевого столкновения германская флотилия понесла потери и была полностью дезорганизована. "Z-32" продолжал бой в одиночку. В 01:42 он сосредоточил огонь своих орудий на "Тартаре". Накрытый меткими залпами, лидер британской 10-й флотилии окутался дымом и вышел из боя, а корабль Бехтольсхайма начал отход в северном направлении. Однако в 02:11 впереди и слева по курсу на дистанции 40 кабельтовых были обнаружены еще четыре эсминца (20-й дивизион), опознанные немцами как "три крейсера типа "Глазго" и один эсминец". "Z-32" выстрелил четыре торпеды из «кормового торпедного аппарата и стал отходить зигзагом под прикрытием дымовой завесы. Лидер 20-го дивизиона польский эсминец "Блыскавица", совершая маневр уклонения, резко отвернул вправо, оставив остальные корабли дивизиона в полной растерянности. "Эскимо" и "Джэвлин" дали торпедный залп и повернули вслед за лидером, в то время как "Перун" вовсе потерял визуальный контакт с ними.
Между тем "Z-32" снова вступил в артиллерийскую дуэль с "Тартаром" и "Ашанти". В коротком боевом соприкосновении британский флагманский эсминец получил одно попадание 150-мм снаряда и сильно сбавил ход, испуская облако пара. В "Z-32" попало три 120-мм снаряда. Один из них разорвался в районе погреба боеприпасов (для ликвидации пожара его затопили водой), два других повлекли затопление насосного отсека и вызвали значительные разрушения на верхней палубе: вышли из строя кормовой торпедный аппарат и одно орудие главного калибра. "Z-32" отвернул вправо, чтобы оторваться от противника и перезарядить свой торпедный аппарат запасными торпедами - "Ашанти" ринулся за ним, но тут из дыма выступил силуэт другого германского корабля - поврежденного "ZH-1". Эсминец по-прежнему не имея хода, но его экипаж был одержим желанием сопротивляться до последнего.
Артиллеристы "ZH-1" быстро открыли огонь по "Тартару", но подоспевший "Ашанти" торпедировал неподвижный корабль. Взрывом торпеды на "ZH-1" оторвало нос, однако орудие N1 не прекращало действовать. Торпедистам эсминца удалось выпустить торпеды из кормового аппарата, управляя им вручную. Правда, ни одна из торпед в цель не попала. Командир "ZH-1" капитан 3 ранга Барков отдал приказ о затоплении корабля. Между тем, "Ашанти" продолжал энергично обстреливать эсминец. В это время в трюмах "ZH-1" устанавливались подрывные заряды.
В 02:40 "ZH-1" взорвался и затонул. Один офицер и 36 матросов из состава его команды сумели достичь на шлюпке французского берега, еще 140 человек спасли англичане.
В 02:39 Бехтольсхайму удалось связаться по радио с кораблями флотилии. Сообщив свои координаты, он приказал "Z-24" и "Т-24" следовать на соединение с ним, однако в 04:20 отменил этот приказ. Около 02:50 "Z-32" был перехвачен канадскими эсминцами "Хайда" и "Хурон". Понимая, что его корабль обречен, командир 8-й флотилии не хотел подвергать миноносцы опасности встречи превосходящим противником.
"Z-32" пытался оторваться от преследователей, уходя на восток на скорости 31 узел - явно недостаточной, чтобы надеяться на спасение. В 04:30 он повернул на юг, кажется, отказавшись от прорыва, и в 04:45 послал в противника две последние торпеды (Очевидно, в промежутке между 02:20 и 02:50 "Z-32" удалось перезарядить свои торпедные аппараты запасными торпедами). Обе - без какого-либо результата. Канадцы продолжали наседать.
К 05:00 после многочисленных попаданий "Z-32" значительно снизил скорость, но еще вел огонь из единственного уцелевшего орудия N3. В 05:15 вышла из строя правая машина и кончились снаряды. Бехтольсхайм приказал выброситься на мель у острова Ба.
Экипаж "Z-32" был снят судами германской 2-й дозорной флотилии, поэтому, когда летчики ударного авиакрыла "Бофайтеров" атаковали эсминец, то не встретили никакого сопротивления и действовали, как на полигоне. 12 самолетов 144-й эскадрильи RAF, каждый из которых нес по паре 250- и 500-фунтовых бомб, нанесли удар первыми. Бомбы разворотили центральную часть корабля. Затем последовала атака 60-фунтовыми реактивными снарядами - "Бофайтеры" 404-й канадской эскадрильи заходили на цель по одному. Они выпустили 96 снарядов и добились не менее чем 65 попаданий, сказав таким образом последнее слово в уничтожении "Z-32".
Вышедшие из боя эсминец "Z-24" и миноносец "Т-24" отказались от продолжения операции. В 05:35 командир "Z-24" капитан 3 ранга Бирнбахер приказал капитан-лейтенанту Меенцену, командовавшему "Т-24", осуществлять прокладку курса, т.к. на "Z-24" сгорели все навигационные карты и была разрушена штурманская рубка. Вечером 9 июня оба корабля прибыли в Брест.
Подобно нарвикскому разгрому германское командование объявило бой у острова Ушант еще одной "славной страницей в истории эсминцев". Командир 8-й флотилии капитан 1 ранга барон Теодор фон Маухенхайм-Бехтольсхайм 3 июля 1944 г. был награжден Рыцарским крестом. Впрочем, в этот раз никто не строил никаких иллюзий относительно возможностей флотилии Бехтольсхайма. Адмирал Кранке, командующий военно-морской группой "Вест", комментировал итоги боя у о. Ушант так: "После быстрого перевода 8-й флотилии с юга контрмеры противника были неизбежными. Выделение неприятелем четырех крейсеров и шести эсминцев [как оценивали немцы британские силы в этом бою - авт.] подтвердило наши предположения и показало тактику англичан -нападать превосходящими силами. 8-я флотилия сражалась храбро, и потеря двух эскадренных миноносцев, хотя и очень тяжелая, была скрашена довольно большим числом спасенных моряков".
По опыту боевого применения в Бискайском заливе в 1943-1944 гг. германские эскадренные миноносцы зарекомендовали себя как весьма сильные в зенитном отношении корабли. Во время боевых столкновений с крейсерами и эсминцами противника явно проявилось обозначившееся еще в ходе боев 1942 г. отставание немцев в области радиолокации. С тех пор система управления артиллерийским огнем на германских эсминцах практически не претерпела изменений, тогда как англичане ушли далеко вперед. По-прежнему оставляли желать лучшего противолодочные средства. Но главным фактором, определившим исход вооруженной борьбы на Западном ТВД, было подавляющее численное превосходство противника. В итоге, 8-я флотилия эсминцев была целиком истреблена. Поврежденный 30 января 1944 г. "Z-37" так и не был отремонтирован. Его исключили из списков флота, а позже взорвали. 12 августа британские бомбардировщики "Москито" вывели из строя стоявший в Ла-Паллисе "Z-23". Эсминец был отбуксирован к бункеру для подводных лодок и разоружен. 25 августа самолеты "Бофайтер" потопили в устье Жиронды "Z-24" и "Т-24" - два последних крупных корабля, остававшихся у немцев на Западе.
Служба эскадренных миноносцев в 1944 году
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
X |
RB |
Р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
рК |
К |
К |
р |
К |
PJ |
Р= |
р |
р |
р |
р |
р |
р= |
р |
Р |
р |
Б* |
Б* |
TR |
Р |
р |
р |
р |
р |
К |
К |
К |
К |
р |
рК |
К |
HY |
К |
К |
К |
К |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
FI |
Р |
р |
р |
р |
Б* |
Б*К |
К |
К |
К |
К |
Кр |
рК |
ES |
рК |
К |
К |
К |
р |
р= |
р |
р |
р |
р |
р= |
р |
KG |
p |
р |
р |
РБ* |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
Кр |
Z23 |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф+ |
- |
|
|
|
Z24 |
K |
Кр |
Ф |
Ф |
ф* |
Ф= |
Ф* |
Ф+ |
- |
- |
- |
- |
Z25 |
Б* |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Бр |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Z28 |
К |
КБ |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б= |
рБ |
Б |
Z29 |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Z30 |
Н |
Н |
Н |
Н |
НК |
К |
К |
К |
р |
К= |
р |
р |
Z31 |
р |
р |
р |
Б* |
КН |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Z32 |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф+ |
- |
- |
- |
|
- |
|
Z33 |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Z34 |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Z35 |
Б* |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б + |
Z36 |
|
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б+ |
Z37 |
Ф= |
Ф* |
Ф* |
Ф* |
ф* |
Ф* |
Ф* |
Ф+ |
|
|
|
|
Z38 |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Z39 |
К |
КБ |
Б |
Б |
Б |
Б= |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
Z43 |
|
- |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б |
Б |
Б |
ZH1 |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Условные обозначения
* - небоевые задачи, подготовка
+ - потоплен
= - тяжело поврежден
Б - Балтийское море, против СССР
Б*- Балтика, небоевые задачи
К - Каттегат и Сагерраке
Н - Норвегия
р - ремонт, модернизация
Ф - Западная Франция
Эсминцы типов "34" и "36" обозначены по заглавным буквам названий (в соответствии с их радиопозывными, "Hans Lody"-HY).