Действия на севере в 1943-45 годах
Как известно, новый 1943 год начался для северной боевой группы кригсмарине крайне неудачно. В дополнение к этому, значительное количество входивших в нее кораблей нуждалось в ремонте. К началу февраля число эсминцев в Альтен-фьорде сократилось с пяти до двух - "Риделя" и "Z-31", а из крупных кораблей остался один "Лютцов". Однако малочисленность не помешала обоим эскадренным миноносцам 4-6 февраля принять участие в сопровождении минного заградителя "Бруммер" на постановку мин вблизи полуострова Рыбачий. В начале марта корабли перешли в Нарвик, где они присоединились к остальной части эскадры - линкорам "Тирпиц", "Шарнхорст", легкому крейсеру "Нюрнберг" и эсминцам "Якоби", "Штатбринк", "Галъстер" и "Z-28". 24 марта эскадра прибыла в Альтен-фьорд, и с этого времени начался длительный период ее безрезультатного пребывания в северных водах. Для эсминцев он несколько разнообразился походами "Якоби", "Риделя" и "Галъстера" к Ян-Майнену с задачей встретить блокадопрорыватель "Регенсбург" (Теплоход "Регенсбург" (8068 брт) 30 марта 1943 г. был перехвачен и потоплен британским крейсером "Глазго" в Датском проливе) и многочисленными учениями. В мае в Германию убыл "Байтцен", однако, состав боевой группы увеличился за счет прибытия "Яна", "Лоди" и "Z-25". В июне и июле прибыли еще две пары кораблей ("Z-27" "Z-30" и "Z-29", "Z-33" соответственно), после чего количество германских эскадренных миноносцев на Севере достигло своей рекордной отметки за войну - 13 единиц. Все они, за исключением вскоре убывших на ремонт "Z-25" и "Z-28", приняли участие в крупнейшей по составу сил и смехотворной по результатам акции - рейду на Шпицберген (операция "Цитронелла").
6 сентября из Альтен-фьорда в море вышли оба линкора, "Лютцов"'и одиннадцать эсминцев 4-й, 5-й и 6-й флотилий, однако, вскоре крейсеру, "Якоби" и "Яну" пришлось по техническим причинам вернуться.
В ранние часы 8 сентября эскадра достигла Шпицбергена и далее разделилась: "Тирпиц" и 4-я флотилия в составе "Z-33", "Z-29" и "Z-31" направилась для обстрела порта Баренцбург, а остальные корабли произвели высадку 600 гренадеров 349-го полка в Гронс-фьорде. Десант беспрепятственно выполнил поставленную задачу - разрушил угольные шахты на острове, и лишь 4-я флотилия встретила незначительное сопротивление норвежской береговой артиллерии. Ее эсминцы подверглись обстрелу 37-мм и 20-мм пушек, в результате чего потеряли в общей сложности 7 человек убитыми и 29 раненными. Уже спустя 5 часов после начала высадки последние солдаты были погружены обратно на корабли, которые без промедления легли на обратный курс.
Попытки возобновления активных действий в зоне советского Северного Флота тоже не увенчалась успехом. Вышедшие 27 октября для постановки минного заграждения в районе м. Канин-Нос "Z-30", "Z-31" и "Z-33" (операция "Катарина") были вынуждены вернуться на базу после обнаружения воздушной разведкой впереди по курсу превосходящего отряда кораблей флота метрополии (Немецкими воздушными разведчиками был обнаружен отряд, шедший в СССР для обеспечения перехода конвоя RA-54A в составе 9 эскадренных и эскортных миноносцев, 2 тральщиков и 1 корвета. Кроме того, в состав отряда входили 5 тральщиков и б больших охотников, переданных ВМФ СССР по ленд-лизу).
В начале ноября с театра убыли оставшиеся эсминцы довоенных типов, и теперь здесь остались лишь "нарвики". Пять кораблей этого типа (в конце месяца пришли "Z-34" и "Z-38") вместе с линкором "Шарнхорст" приняли участие в операции "Остфронт" -поиске конвоя JW-55B. По стечению обстоятельств тактическое руководство ею с линкора осуществлял контр-адмирал Эрих Бей.
Боевая группа вышла в море в 22:00 25 декабря. Бей рассчитывал перерезать курс конвоя и далее двигаться навстречу, имея впереди разведывательный отряд эсминцев, причем "Шарнхорст" должен был следовать позади центра этого отряда, построенного фронтом. Однако, из-за сильного встречного ветра и волнения скорость эсминцев настолько снизилась, что скоро они потеряли зрительную связь с линкором и сильно отстали. Незадолго до полудня 26 декабря командир 4-й флотилии капитан 1 ранга Рольф Йоханессон получил от Бея приказ действовать самостоятельно, а в 14:00 - вовсе возвращаться на базу. Спустя несколько часов "Шарнхорст", дравшийся в одиночку против целой британской эскадры, был потоплен торпедами крейсера "Джамайка" и эсминцев, которые, несмотря на меньшее, по сравнению с "нарвиками", водоизмещение оказались менее восприимчивыми к штормовым условиям Баренцева моря. Отсутствие эсминцев явилось, по-видимому, одной из причин того трагического конца, который постиг последний боеспособный линкор Германии.
В первые месяцы 1944 г. бездействие северной боевой группы продолжалось. Нехватка топлива и боязнь новых потерь буквально парализовали верхушку ОКМ. Из состояния транса немцев вывел налет палубной авиации на стоянку в Альтен-фьорде, в результате которого "Тирпиц" получил новые серьезные повреждения. Теперь, ввиду подавляющего численного превосходства противника, часто патрулировавшего на небольшом удалении от берегов Норвегии, германский флот практически перестал выходить в море и продолжал отстаиваться на базе, которую время от времени атаковала авиация. Находившиеся на якорях эсминцы активно участвовали в ПВО Альтен-фьорда и сбили в период с 22 по 29 августа несколько самолетов. 31 июля 4-я флотилия сопровождала "Тирпиц" в его последнем учебном выходе в море. 14 октября все те же пять эсминцев обеспечили переход тяжело поврежденного линкора в Тромсё, а с этого времени стали использоваться на приморском фланге быстро откатывающегося советско-германского фронта в Заполярье.
Основными задачами эсминцев здесь должны были стать борьба с советскими надводными кораблями, если те вмешаются в ход боевых действий, недопущение морских десантов и сопровождение конвоев с эвакуированными войсками. Этих целей удалось достигнуть лишь частично. Крупные советские корабли не вмешивались, а тактические десанты были высажены на небольшом удалении от линии фронта, в зоне господства советской авиации. Опасение ее ударов заставило немцев отказаться от непосредственного сопровождения конвоев эсминцами. Таким образом, и здесь 4-й флотилии не удалось достойно проявить себя. В последние дни октября ее корабли также приняли участие в эвакуации нескольких береговых опорных пунктов и в постановке ряда небольших минных заграждений у оставляемых портов.
Эти скромные результаты деятельности пяти новейших эскадренных миноносцев резко контрастировала с успешными операциями флота в Балтийском море, где эффективность крупных артиллерийских кораблей была весьма велика. Поэтому не удивительно, что вскоре после нового года ОКМ приняло решение о переводе флотилии на Балтику. "Z-29", намеченный к перевооружению по программе "Барбара", убыл еще раньше, и теперь под командованием нового командира флотилии капитана 1 ранга Хуберта фон Вангенхейма осталось лишь четыре эсминца, причем, три из них находились в арктических водах без полноценного техобслуживания уже более 13 месяцев. Поэтому неудивительно, что 25 января Тромсё смогли покинуть лишь "Z-31", "Z-34" и "Z-38", а "Z-33" еще ремонтировался. Опасность дальнейшего пребывания в Норвегии лишний раз подтвердилась в ночь на 28 января, когда в районе Бергена (в 15 милях северо-западнее маяка Утварт) эсминцам пришлось вступить в бой с противником. Британское оперативное соединение, включавшее в себя крейсера "Дайдем" (флаг вице-адмирала Далримпл-Гамильтона) и "Моришис", превосходило немцев не только по составу сил, но и качественно, т.к. англичане имели возможность ведения стрельбы по данным РЛС. Бой, происходивший на параллельных курсах, сразу превратился в избиение головного "Z-31". Эсминец получил семь снарядных попаданий, которые вызвали пожары в носовой орудийной башне и 12-м отсеке, вывели из строя рулевую машинку, ряд других приборов и агрегатов. Потери личного состава были тяжелыми - 55 убитых и 24 раненных. "Z-34", пытавшийся прикрыть флагмана, трижды выходил в торпедные атаки и тоже получил попадание одного снаряда в ватерлинию. На "Z-38" в котельном отделении произошла авария и это помешало ему принять активное участие в бою. Характер схватки принял для немцев угрожающий характер, и после постановки дымовой завесы они начали отход, лишь изредка вводя в действие свои кормовые орудия. Вскоре им удалось добиться попадания в "Моришис", а спустя шесть минут в "Дайдем". Благодаря случайности машино-котельная установка "Z-31" не получила повреждений, и германские эсминцы смогли оторваться от неприятеля и уйти в Берген. Несмотря на исход боя, уже вечером оба оставшихся неповрежденными эсминца возобновили движение на юг, которое закончилось спустя три дня прибытием в Киль.
6 февраля, наскоро устранив повреждения, "Z-31" покинул Берген и через 5 дней прибыл в Осло, где еще длительное время пробыл в доке. Ему удалось через месяц завершить ремонт и хотя и не на долго, но все же успеть принять участие в финале борьбы на Балтике. Судьба "Z-33" сложилась менее удачно. Он вышел из Нарвика 5 февраля, однако спустя два дня в районе Бру-фьорда (юго-западнее Тронхейма) коснулся грунта, в результате чего серьезно повредил себе руль и обе машины. Сначала его отбуксировали в Тронхейм, но потребность в боевых кораблях в Данцигской бухте была столь велика, что уже 9 февраля эсминец возобновил свой путь на родину, правда, уже на буксире. На протяжении этого и последующего дней корабль подвергся групповым атакам штурмовиков 18-й авиагруппы Берегового командования, которые добились попадания одной бомбы, и кроме того нанесли добавочные повреждения близкими разрывами и огнем бортового оружия. Это обстоятельство заставило германское командование вернуть эскадренный миноносец в Тронхейм и поставить его в док. В конце марта немцам все же удалось провести на Балтику и этот корабль, но его ремонт так и не был закончен до капитуляции.
Действия на Севере в 1943-45 гг. оказались явно не самой яркой страницей в истории кригсмарине. В период вынужденного бездействия 1943-44 гг. было вполне возможно развернуть активную деятельность в Баренцевом море, и значительное число эсминцев, находившихся в Альтен-фьорде, делало это вполне реальным. В тех же операциях, что все-таки имели место, эскадренные миноносцы германского флота не проявили себя с лучшей стороны. Значительные конструктивные недостатки сильно ограничивали их боевое применение в тяжелых условиях Арктики, а низкая надежность судовых механизмов постоянно отражалась на числе боеготовых эсминцев, сильно снижая их количество. В целом, Север оказался для немцев и их кораблей слишком сложным и тяжелым ТВД. Их надводный флот так и не смог успешно провести сколько-нибудь крупной операции в этих водах.