Действия в балтийских проливах в 1943-45 годах
С захватом в апреле 1940 г. Норвегии балтийская проливная зона стала важнейшим узлом морских коммуникаций Рейха, по которому постоянно курсировало значительное количество боевых, вспомогательных и торговых судов под германским флагом. От проникновения надводного и подводного противника проливы были отгорожены мошной системой минных заграждений, а береговые ВВС Великобритании оказывали лишь незначительное давление на врага. На первом этапе войны с задачами оборонительного характера вполне справлялись сторожевые корабли, тральщики и миноносцы. Эсминцы в то время привлекались только к сопровождению наиболее крупных боевых кораблей, причем после этого либо пополняли состав северной боевой группы, либо, напротив, убывали для ремонта в Германию. Слабость ремонтной базы в Норвегии стала притчей во языцех немецких моряков, поэтому с конца 1941 г. не было практически месяца, чтобы какой-либо эсминец не пересек проливы, убывая на ремонт или возвращаясь с него. По пути, в случае надобности, корабли могли привлекаться к выполнению различных боевых задач, поэтому необходимости постоянного присутствия эскадренных миноносцев в проливах не было.
В январе - феврале 1943 г. в период нахождения 6-й флотилии в Кристиансанне, в связи с двумя попытками провести на Север линкор "Шарнхорст", эсминцы "Фридрих Ин", "Карл Галъстер", "Пауль Якоби" и "Z-24", "Z-25" совершили два выхода (15 и 17-19 января) на перехват пары норвежских кораблей, которая судя по немецким разведывательным данным, пыталась прорваться из Гетеборга в Англию. Во втором случае они подверглись налету британских торпедоносцев. Большую угрозу представляли плавающие мины, сорванные с якорей зимними штормами. Все это доказало германскому командованию, что лишний раз рисковать немногочисленными сохранившимися кораблями данного класса не следует, и в будущем такие операции не проводились. Следующий эпизод с участием эсминцев имел место в июне, когда шедшие на Север "Z-27" и "Z-30" на неделю задержались для эскортирования минных заградителей в трех походах для усиления старых минных полей. В этих акциях эсминцы выполняли роль противовоздушного и противолодочного "охранения, и лишь в последнем походе "Z-27" сам выставил 40 мин EMR. Все операции прошли без происшествий.
1943 г. явился переломным в войне. Это не могло не отразиться на поединке противоборствующих флотов. В течении всего года боевая группа, находившаяся в Альтен-фьорде, бездействовала, в то время как в других регионах ситуация все более ухудшалась. Эффективность действий британской авиации постепенно настолько усилилась, что переходы надводных кораблей в западной части Скагеррака без сильного эскорта стали весьма небезопасными. В то же время минные заграждения все еще нуждались в значительном усилении. В конце года для обеспечения этих операций были выделены корабли типа "Маас", которые плохо зарекомендовали себя в Арктике, но могли принести пользу в районах с более спокойными погодными условиями.
Возвращаясь с Севера, группа в составе "Лоди", "Риделя" и "Z-31" в ночь на 5 декабря приняла участие в сопровождении минзагов "Остмарк", "Эльзас", "Бруммер" на очередную постановку в западной части Скагеррака. Сразу после этого "Риделъ" и "Z-31" убыли в Германию для ремонта, и "Лоди", на котором находился штаб 6-й флотилии некоторое время оставался здесь в единственном числе. В середине января к нему присоединился "Штайнбринк" и ненадолго "Z-28" и "Z-39". Этим составом флотилия действовала всего две недели, т.к., согласно новому приказу, она реформировалась и переводилась в Финский залив. До принятия этого решения эсминцы под командованием капитана 1 ранга Фридриха Коте успели поучаствовать лишь в одной миннозаградительной операции. Систематические выходы продолжались до конца апреля, когда оставшиеся "Штайнбринк" и "Лоди" убыли на ремонт в Киль. Благодаря их участию в еще шести аналогичных походах, количество мин у юго-западного побережья Норвегии значительно возросло. Все выходы производились в темное время суток, а в тот период темнота еще могла служить достаточным прикрытием и гарантией от нападения более сильного противника.
В середине мая в Кристиансанн прибыли только что закончивший техническое обслуживание "Гальстер" и "Z-30" из Альтен-фьорда. Основной задачей этой пары стало сопровождение конвоев на трассе Хортен - Фридриксхафен. В конце июня операции эсминцев в этом районе возглавил командир 5-й флотилии капитан 1 ранга Георг Лангхельд, в распоряжении которого находились "Ин" и "Риделъ". С прибытием из Финского залива минных заградителей в начале августа были возобновлены походы для постановки мин. В них уже сами эсминцы выполняли роль постановщиков. Всего в августе было произведено три таких операции и еще одна в сентябре. О том, какое значение усилению минного барража придавало германское командование свидетельствуют хотя бы те факты, что в состав сил были включены крейсера "Эмден", а позднее "Кёльн" и "Лейпциг". Руководил операциями непосредственно сам Начальник эсминцев - вице-адмирал Лео Крайш. В августе состав флотилии на короткое время увеличился до пяти кораблей за счет прибытия окончившего ремонт "Байтцена", но вскоре опять снизился, тле. теперь на ремонт убыл "Z-30". В начале октября он вернулся, но теперь на техническое обслуживание убыл "Риделъ".
С захватом противником аэродромов в Бельгии и Голландии дальность проникновения его авиации вглубь проливной зоны все более возрастала, и с осени 1944 г. проводка сколько-нибудь ценного судна или конвоя без эскорта эсминцев стала немыслимой. Корабли флотилии с трудом избегали тяжелых потерь. Так, в ночь на 2 октября соединение, производившее постановку мин южнее Линдеснеса, подверглось воздушной атаке. Не успели на эсминцах объявить воздушную тревогу, как одна из сброшенных с самолетов торпед прошла на минимальном расстоянии от "Гольстера" и спустя 4 минуты взорвалась за его кормой. Меньше повезло "Z-30". 20 октября при сопровождении конвоя в Осло-фьорде он подорвался на авиационной донной мине. Взрыв большой силы привел к выходу из строя почти всего оборудования и полной утрате хода. Потери экипажа составили: 9 убитых, 5 пропавших без вести и 12 тяжело раненных. Ремонтные возможности верфи в Осло, куда отбуксировали корабль, были таковы, что его не смогли починить там до конца войны. При сопровождении транспортов .эсминцы несколько раз подверглись бомбежкам, но всякий раз им удавалось избежать повреждений. "Галъстеру" снова повезло в ночь на 13 декабря, когда Хортен подвергся налету британских тяжелых бомбардировщиков. Корабль остался невредим, хотя находившийся там же крейсер "Кёльн" получил серьезные повреждения.
Удача долгое время сопутствовала действовавшим в проливах "маасам", чего нельзя сказать об их "кровных братьях" находившихся на ремонте в портах. "Якоби" неоднократно получал повреждения в Киле при налетах союзной авиации. "Штайнбринк" настолько тяжело пострадал в результате бомбардировки Гамбурга в ночь на 4 ноября 1944 г., что его не удалось восстановить до конца войны. Хотя "Лоди" остался невредимым, из-за сильных разрушений портового оборудования ремонт корабля сильно затянулся. Действовать в составе 5-й флотилии он начал лишь в апреле 1945 г.
С начала нового года на эсминцы легла еще большая нагрузка, т.к. поток перевозок значительно увеличился - немцы перебрасывали войска из Норвегии в Германию. Кроме того, за последние месяцы войны было произведено еще четыре крупных заградительных операции. Новой заботой капитана 1 ранга Лангхельда стало обеспечение перехода транспортов на линии Копенгаген - Готенхафен. Здесь действовали "Гальстер", а также выделенные из состава 6-й флотилии "Якоби" и "Z-25". Неоднократно во время погрузки в порту Готенхафена эсминцы вели огневую поддержку сухопутных войск, подвергаясь при этом налетам советской авиации и обстрелам с берега.
Появление у англичан в конце войны дальних всепогодных патрульных самолетов, созданных на базе тяжелого бомбардировщика "Халифакс", ликвидировало для немцев последнюю возможность безопасно действовать в период темного времени суток. Эти самолеты, вооруженные реактивными снарядами и прожекторами для освещения целей ночью, представляли большую угрозу для противника. Учитывая вышеизложенные, факты можно считать, что "Байтцену" крупно повезло, когда он в ночь на 24 апреля смог пережить атаку несколько таких самолетов. Эсминец пострадал лишь от близких бомбовых разрывов, но его ход снизился до 15 узлов. "Байтцен" стад последним германским эсминцем, пострадавшим от действий противника во второй мировой войне. Остальные корабли продолжали действовать в Скагерраке до самого конца апреля, после чего, базируясь на Копенгаген, предприняли два похода к осажденному советскими войсками полуострову Хель и эвакуировали значительное количество военнослужащих и гражданского населения. Несмотря на рискованность этой операции, она завершилась полным успехом.
Боевые действия в проливах, пожалуй, единственный за всю войну пример, когда германские эсминцы не оказывались на "переднем крае" борьбы с надводным противником, а использовались чисто как эскортные корабли. Хотя такое предназначение меньше всего предусматривалось в тактическом задании для проектов этих кораблей. Можно отметить, что эскадренные миноносцы выполняли поставленные задачи с удовлетворительной эффективностью и незначительными собственными потерями. Действия в Балтийских проливах носили оборонительный характер и поэтому менее заметны среди других операций германских эсминцев во второй мировой войне, однако по своей важности и полезности они наверняка превосходят многие другие, гораздо более смелые и внешне блистательные походы.
Служба эскадренных миноносцев в 1945 году
|
I |
II |
III |
IV |
V |
RB |
К |
К |
К |
К |
р |
PJ |
Б |
=р |
Б |
Б |
Б |
TR |
К |
К |
К |
К |
Б |
HY |
р |
рБ* |
Б* |
К |
Б |
FI |
К |
К |
К |
К |
Б |
ES |
р |
р |
р |
р |
р |
KG |
К |
К |
КБ |
КБ |
Б |
Z25 |
Б |
Б |
КБ |
КБ |
Б |
Z28 |
Б |
Б |
Б+ |
- |
- |
Z29 |
р |
р |
р |
р |
р |
Z30 |
р |
р |
р |
р |
р |
Z31 |
Н= |
Нр |
р |
Б= |
р |
Z33 |
Н |
Н= |
р |
р |
р |
Z34 |
Н |
Б |
р |
Б= |
р |
Z38 |
Н |
Б |
р |
Б |
Б |
Z39 |
р |
рБ* |
Г* |
Б |
Б |
Z43 |
Б |
Б |
Б |
Б= |
Б+ |
Условные обозначения
* - в небоеспособном состоянии
+ - потоплен
= - тяжело поврежден
Б - Балтийское море
Г - Германия
К - Каттегат и Сагерраке
Н - Норвегия
р - ремонт
Эсминцы питое "34" и "36" обозначены в соответствии с их радиопозывными.