Действия на востоке в 1944-45 годах
В Финском заливе
В начале 1944 г. ОКМ было принято решение усилить части флота, действовавшие в Финском заливе, отрядом эскадренных миноносцев. Корабли этого класса обладали достаточным вооружением, скоростью и живучестью для выполнения таких задач, как скрытые и массированные минные постановки, артиллерийская поддержка сухопутных войск, сопровождение ценных конвоев и многое другое. Кроме того, нараставшая активность советского флота не исключала возможности боевых столкновений с аналогичными кораблями другой стороны.
Из всех соединений, находившихся в распоряжении Начальника эсминцев, выполнить этот приказ могла лишь 6-я флотилия (командир - капитан 1 ранга Фридрих Коте). Она к тому времени пополнилась новыми кораблями типа "Нарвик" и действовала в Скагерраке. Корабли типа "Маас" были признаны не вполне подходящими вышеуказанным требованиям, и взамен их состав соединения пополнили закончивший ремонт "Z-25" и только что вошедшие в строй "Z-35" и "Т-30". Последними 19 февраля в Таллин прибыли флагманский "Z-28" и "Z-39", после чего флотилия, пережившая, по сути, свое второе рождение, сразу же приступила к активной боевой деятельности.
Основным ее районом стал Финский залив, где опасность подстерегала буквально на каждом шагу. Залив изобиловал минами, а советская авиация господствовала в воздухе. Базами флотилии в этот период служили порты Таллин и Палдиски. Первоочередной задачей кораблей Коте, с которой они успешно и без потерь справились, было усиление передового минного заграждения "Зееигель". Дважды (в ночь на 11 и 16 марта) "Z-28", "Z-25", "Z-39" выходили на постановки и осуществляли их в соответствии с планом. В дальнейшем до 26 апреля флотилия в составе "Z-28", "Z-35", "Z-39" и "Т-30" еще шесть раз принимала участие в подобных акциях, но теперь основную роль в постановках играли минные заградители "Линц", "Бруммер" и "Роланд". Дважды в этот период (12 марта и в конце мая) эсминцы совершали обстрелы позиций советских войск в районе Нарва - Йыесу.
Первые потери 6-я флотилия понесла 23 июня, когда одиночный советский бомбардировщик типа "Бостон" добился попадания пятисоткилограмовой бомбы в стоявший на якоре в Палдиски "Z-39". Взрыв, произошедший в центре корпуса, нанес кораблю тяжелые повреждения и вызвал пожар. В результате эсминец вышел из строя на долгие месяцы.
Однако, несмотря на этот факт, состав соединения Коте не уменьшился благодаря прибытию недавно вступившего в строй "Z-36". Первой задачей флотилии в новом составе явилось сопровождение тяжелого крейсера "Лютцов" к остову Уте. По плану операции "Таннен Вест" корабли должны были по первому приказу способствовать оккупации вермахтом Аландских островов. Такой приказ предусматривалось отдать в случае заключения перемирия между СССР и Финляндией, однако, это событие произошло несколько позже. Тем не менее эсминцы продолжали патрулирование в этих водах до конца июля, пока новый приказ не изменил в корне не только задачи, но и район действий флотилии.
31 июля "Z-28", "Z-25", "Z-35" и "Z-36" прибыли в Ригу и некоторое время занимались сопровождением войсковых транспортов, шедших в направлении Лиепаи. Обстановка на суше вызвала серьезные опасения командования. 31 июля советские части вышли к морю западнее Риги в районе Тукумса. Для поддержки контрудара сухопутных войск в Рижский залив прибыл тяжелый крейсер "Принц Ойген", и все корабли флотилии приняли 20 - 21 августа самое активное участие в успешной ликвидации советского прорыва. В день окончания операции "Z-35" получил повреждения от удара о грунт при швартовке. Оставшиеся три эсминца в начале следующего месяца вернулись в Палдиски.
Выход Финляндии из войны заставил немцев поторопиться с эвакуацией своих войск из этой страны. "Z-28" и "Z-36" 3 сентября прикрывали погрузку частей германского гарнизона Котки в то время как "Z-25" в устье Финского залива осуществлял поиск торговых судов бывшего союзника. 4 сентября им был захвачен пароход "Наяден", который стал, по-видимому, последним призом, захваченным кригсмарине во второй мировой войне. 17 сентября эсминцы прибыли в Тотенхафен, который на долгое время стал новой базой флотилии.
Конец сентября был весьма насыщен событиями. "2-25" и "Z-28" в числе последних покинули Таллин и доставили 21 сентября в Лиепаю 140 солдат и 230 беженцев. Затем флотилия уже в составе всех четырех кораблей сопровождала крейсер "Принц Ойген" и "Лютцов", прикрывая переход четырех последних транспортов с войсками из Финляндии.
Использование эсминцев для обстрела береговых целей возобновилось в октябре и продолжалось до конца войны. На протяжении этого времени германские сухопутные части неоднократно прижимались противником к морю, и только благодаря стараниям флота они могли продолжать успешное сопротивление.
В этом же месяце разгорелись упорные бои в районе Клайпеды и полуострова Сырве. Корабли 2-й боевой группы, куда входила и 6-я флотилия, убывали из этих районов только на период пополнения боезапаса. Несмотря на тот огромный вред, который они приносили противнику, последний не прилагал серьезных усилий для ликвидации этой поддержки. Лишь в одном случае советской авиации удалось вывести из строя крупный корабль. Им стал "Z-28". 24 октября эсминец подвергся серии последовательных атак штурмовиков из состава 7-го гв. и 35-го авиаполков ВВС КБФ, которые добились попадания в него пяти бомб ФАБ-100. К счастью для немцев, лишь одна из них взорвалась непосредственно в корпусе эсминца, разрушив штурманскую, рубку. В результате взрыва пять человек погибло, четверо было выброшено за борт и пропало без вести. Тяжело поврежденный "Z-28" убыл для ремонта в Свинемюнде, но его место сразу же занял только вступивший в строй "Z-43". Более успешными оказались действия трех кораблей флотилии ("Z-35", "Z-36", "Z-43") в период с 19 по 23 ноября при эвакуации германского гарнизона Сырве.
Гибель эсминцев "Z-35" и "Z-36"
С целью воспрепятствовать выходу советских кораблей из Финского залива на просторы Балтики германское командование решило удлинить минное заграждение "Насхорн" в западной части залива. Эта задача была возложена на капитана 1 ранга Коте с эсминцами "Z-35" (лидер), "Z-36", "Z-43" миноносцами "Т-23" и "Т-28". Новое минное заграждение получило условное наименование "Нил".
"Удлинение заграждений, расположенных вдали от берегов, замечает по этому поводу Фридрих Руге,- дело очень рискованное и должно проводиться лишь при соблюдении совершенно определенных правил предосторожности" (Руге Ф. Война на море - М., 1957.- С. 337). Стремясь во что бы то ни стало выполнить поставленную задачу, Коте пренебрег грозившей опасностью. Операция проводилась в ночь на 12 декабря в сложных погодных и навигационных условиях. Запрет кораблям флотилии включать радиолокационные станции затруднял определение своего местонахождения. Командирам эсминцев оставалось уповать исключительно на расчеты флагманского штурмана - "Z-35" с единственно работающей РЛС, действовал как навигационный лидер. Такая самонадеянность флагмана не могла в конечном итоге не привести к трагедии: в результате штурманской ошибки эскадренные миноносцы "Z-35" и "Z-36" подорвались на немецких же минах заграждения "Насхорн" и затонули.
События развивались следующим образом. В 01:15 12 декабря корабли вышли в назначенный район и получили приказ перестроиться для начала постановки: миноносец "Т-23", не имевший на борту мин, вел колонну, за ним следовали "Т-28", "Z-43", "Z-35", "Z-36". Каждый из эсминцев нес по 68 мин EMF/VES, миноносец "Т-28" - 46 мин EMR. Командир "Т-23" капитан-лейтенант Вейнлиг в нарушение распоряжения Коте все же включил радиолокационную станцию и гидролокатор. Оказалось, что миноносец находится значительно севернее, чем подразумевалось, то есть в опасной близости от минного поля "Насхорн". В 01:30 "Т-23" отвернул вправо и потерял визуальный контакт с флотилией. Командиры "Т-28" и "Z-43" также поняли опасность своего положения и в 01:51 изменили курс на юг. "Т-28" просигналили лидеру о своих действиях по радиотелефону. Все еще уверенный в расчетах штурмана флотилии, капитан 1 ранга Коте потребовал продублировать сигнал. Однако прежде чем успели это сделать "Z-35" подорвался на минах. Сигнальщики "Т-28" и "Z-43" зафиксировали слабый взрыв по его корме. В 01:53 командир флотилии отдал приказ "стоп".
Какие повреждения получил лидер 6-й флотилии, не известно до сих пор. "Z-35" отклонился влево и окутался дымом. Коте приказал "Т-23" подойти для оказания помощи его кораблю. Не успел миноносец выполнить этот приказ, как вдоль корпуса "Z-35" последовала целая серия взрывов. "Z-43" запросил находившийся на левой раковине поврежденного лидера эсминец "Z-36", принял ли тот сигнал Коте, и в 02:00 получил ответ: "Я слышал командира флотилии..." Радиотелефон внезапно замолчал - "Z-36" тоже наскочил на мину и почти мгновенно исчез в огне и дыму. Последовал новый взрыв - флагманский "Z-35" подорвался еще раз и опрокинулся на левый борт... Больше его никто не видел.
Вернувшиеся на базу в 23:50 12 декабря "Z-43", "Т-23" и "Т-28" не спасли в ту ночь ни одного моряка с затонувших эсминцев. Волны мешали спуску шлюпок, сильный ветер гнал уцелевшие корабли к минному полю. Поэтому пришлось отказаться от всяких попыток спасения. Долгое время немцы предполагали, что "Z-35" и "Z-36" погибли со всеми командами, однако позже стало известно, что 67 человек смогли достичь финского берега, а еще около 150 подобрали советские катера.
Действия в 1945 году
После трагической гибели Коте в распоряжении нового командира флотилии капитана 1 ранга Хейнца Петерса (Капитан 1 ранга Петере официально вступил в должность командира 6-й флотилии в феврале 1945 г.) реально оставались лишь "Z-25" и "Z-43". В середине января в непосредственное подчинение перешел окончивший ремонт "Пауль Якоби", но уже 4 января он получил повреждения при столкновении с конвоируемым пароходом, и на месяц вышел из строя. В этот период на ослабленную флотилию легла большая нагрузка. Кроме выполнения эскортных задач по маршруту Лиепая - Готенхафен "Z-25" активно участвовал в артиллерийской поддержке прорыва германских войск с косы Куриш-Нерунг у Кранца между 29 января и 6 февраля. Положение несколько облегчалось с прибытием 5 февраля в Готенхафен 4-й флотилии ("Z-38", "Z-34"), которая сразу же активно вступила в боевые действия. В феврале она сопровождали многочисленные конвои в Лиепаю, и кроме того "Z-43" и "Z-38" огнем своих орудий активно содействовали восстановлению сухопутного сообщения между Пиллау И Кенигсбергом 23 февраля. Неоднократно корабли подвергались обстрелу советской береговой артиллерии и атакам самолетов, однако всякий раз им удавалось избежать сколько-нибудь серьезных повреждений.
Менее удачливым оказался "Z-28". Окончив ремонт, он сразу приступил к выполнению эскортных функций на линии Готенхафен - Засниц. Эсминец успел сопроводить только один караван и уже в ночь на 6 марта Засниц атаковало около 200 британских тяжелых бомбардировщиков "Ланкастер". Корабль получил попадание трех бомб в котельное отделение, его корпус разломился пополам, носовая часть окончательно затонула только утром. 150 немецких моряков погибли.
Стремительное наступление советских войск в Восточной Пруссии и Восточной Померании постоянно увеличивало объем задач, стоявших перед германским флотом на Балтике. 6 марта 2-я боевая группа перебазировалась из уже блокированного с суши Готенхафена в Свинемюнде. Порт 12 марта подвергся налету 661 бомбардировщика 8-й воздушной армии США, однако соединение потерь не понесло. Тем не менее угроза захвата с суши сразу же нависла и над этой базой. С 7 марта "Якоби", а позднее и присоединившийся "Z-34" вели обстрел сухопутных целей в районе города Диевенов, До 19 марта отряд в составе "Z-43", "Z-34" и "T-33" поддерживали, а затем и эвакуировали защитников Кольберга.
И все же местом главных событий с этого момента и до конца войны стала Данцигская бухта, а точнее район Готенхафена и полуострова Хель.
В середине марта в результате кровопролитных боев с частями Красной Армии у этой крупной военно-морской базы скопилось значительное количество солдат VII-го танкового корпуса и беженцев из числа гражданского населения. В создавшейся ситуации только флот мог воспрепятствовать немедленному падению города. С 11 марта поддержку сухопутным войскам начали оказывать крейсер "Принц Ойген", эсминец "Якоби" и миноносец "Т-23". "Z-38" действовал самостоятельно и периодически привлекался к обстрелам целей с якорных стоянок у Пиллау и в Кенигсбергском морском канале. Впоследствии число кораблей постоянно возрастало. 20 марта туда прибыли "Z-25" и "Z-31", а спустя два дня "Лютцов" в охранении "Z-34", "Z-43" и "Т-33". С увеличением числа действовавших эсминцев более слабо вооруженные "Якоби", "Гальстер" и "Z-25" были выделены для сопровождения конвоев и наиболее ценных судов, курсировавших на линии Готенхафен - Копенгаген. Впрочем, и эти корабли в период нахождения в порту также участвовали в бомбардировках наземных целей.
Все-таки усилий германских корабельных соединений было недостаточно, чтобы предотвратить падение Готенхафена 28 марта. На протяжении всего этого времени эсминцы неоднократно становились объектами нападений с воздуха, однако большие потери немцам доставили случайные разрывы собственных снарядов в стволах орудий. Положение дел изменилось лишь в начале апреля после того, как решением советского командования была создана специальная группа авиации для борьбы с крупными кораблями кригсмарине. В нее вошли 12-й гв. авиаполк пикирующих бомбардировщиков, 7-й гв. и 35-й штурмовые полки ВВС КБФ.
Последним успехом германского флота в Данцигской бухте явилось проведение операции "Вальпургиева ночь". В течении ранних часов 5 апреля из района Оксыва (севернее Готенхафена) на 27 десантных баржах, 25 военных катерах и многих других подручных плавсредствах на косу Хель было эвакуировано 8000 солдат и 30.000 беженцев. "Лютцов", "Якоби", "Z-31" и "Z-38" осуществляли прикрытие этой крупномасштабной перевозки.
На кораблях накапливались повреждения, а боезапас все уменьшался. На 1 апреля на каждом эсминце оставалось в среднем 450 снарядов главного калибра. Спустя восемь дней командир боевой группы вице-адмирал Тилле был вынужден отдать приказ на отход соединения в Свинемюнде. На переходе "Лютцов", "Принц Ойген" и эскортировавшие их "Z-31" и "Z-38" подверглись серии воздушных ударов. В результате одного из них две бомбы среднего калибра угодили в корпус "Z-31". Несмотря на тяжелые повреждения эсминец, смог поддерживать скорость 16 узлов и своим ходом дойти до Свинемюнде. В тот же день советские штурмовики потопили у Хеля плавучую базу "Франкен", обеспечивающую до этого действия эсминцев. Из двух оставшихся в районе Хеля эскадренных миноносцев "Z-43" также был поврежден авиацией 9 апреля. Одна из бомб упала рядом с корпусом корабля, вторая же попала в котельное отделение N1, но не взорвалась. На следующий день злополучный корабль подорвался на мине, выставленной, по-видимому, советской подводной лодкой "Л-21". Ввиду полной потери хода, он был отбуксирован "Т-33" в Варнемюнде.
Авиация являлась не единственным противником для немецких кораблей в этом районе. "Z-34", прошедший небольшой ремонт в начале месяца, 12 апреля заменил "Z-43" и "Z-39". На протяжении трех дней его зенитчики сумели удачно отбиться от всех атак с воздуха. Около 23:10 15 апреля, когда эсминец находился на рейде Хеля, сигнальщики заметили две быстро движущиеся тени. На корабле была объявлена тревога, но даже энергичное маневрирование, предпринятое в последний момент, не спасло корабль от попадания торпеды в левый борт. Атака советских торпедных катеров "ТК-131" и "ТК-141" увенчалась полным успехом. Взрыв пришелся в район между 3-м и 4-м отсеками. Вышли из строя обе машины, а также динамо-машина и практически все средства управления кораблем. Лишь мощные водоотливные средства, которыми отличались все "нарвики", позволили избежать затопления. С рассветом неподвижный корабль подвергся новым атакам штурмовиков и истребителей. Потери личного состава после ночных событий и попадания одного авиационного реактивного снаряда составили 8 убитых и 16 раненых. 17 апреля "Т-36" отбуксировал тяжело поврежденный "Z-34" в Свинемюнде. Этот случай заставил германское командование отказаться от постоянного патрулирования силами эскадренных миноносцев в Данцигской бухте.
Немногочисленные оставшиеся в строю корабли за исключением "Z-25" и "Галъстпера", находившихся в Копенгагене, теперь были объединены под флагом 4-й флотилии и продолжали базироваться на Свинемюнде. Порт постоянно подвергался воздушным ударам английской (16 апреля) и советской (20, 24 и 27 апреля) авиации, однако, эсминцам удавалось избежать новых серьезных повреждений. Требовавшие ремонта "Z-31" и "Z-33" совершили переход в Киль, куда вслед за ними на буксире у "Якоби" должен был отправиться и "Z-43". Известие о разрушительном налете, которому подвергся этот порт в ночь на 3 мая, заставило переадресовать корабль в более спокойное место. В тот же день "Z-43" бросил якорь в бухте Хельсингера. По-видимому, к этому моменту у немецких моряков уже не оставалось никаких иллюзий относительно скорого финала борьбы. Вечером команда сошла на берег и взорвала корабль. "Z-43" стад 25-м и последним германским эскадренным миноносцем, погибшим во второй мировой войне.
На оставшемся "Якоби" в ночь на 4 мая в результате саботажа был уничтожен гирокомпас. Утром часть экипажа предъявила командиру ультиматум, что корабль больше не должен совершать походов ни к Хелю, ни к берегам Курляндии. Находившийся на борту эсминца командир 6-й флотилии капитан 1 ранга Петере принял решительные меры к восстановлению порядка. В тот же день мятеж был подавлен, а военный суд в Мурвике, куда прибыл "Пауль Якоби", приговорил трех зачинщиков к расстрелу. Тем не менее по техническим причинам до конца войны корабль больше так и не вышел в море.
Тем временем оставшиеся боеспособными "Z-38" и "Z-39" продолжали оставаться в Свинемюнде, откуда вели энергичную поддержку сухопутных войск. Крупные воздушные налеты 3 и 4 мая заставили немцев в конце концов очистить и эту базу. При выходе из порта штурмовики 7-го гв. авиаполка потопили миноносец "Т-36", однако обоим боеспособным эсминцам и поврежденному "Z-34" удалось достичь Копенгагена. Утром 5 мая туда же прибыл из Скагеррака оставшиеся корабли 5-й флотилии -"Риделъ", "Лоди", "Ин" а также миноносцы "Т-17", "Т-19". В тот же день они вместе с находившимся в порту ранее "Галъапером", "Z-25", "Т-23", "Т-28", "Т-35" и транспортами вышли в море для еще одного похода к Хелю.
В этот момент на полуострове скопилось значительное число почти безоружных солдат, раненных и лиц гражданского населения. Несмотря на очевидную близость окончания войны, германские эсминцы совершили еще два (7 - 8 мая - "Z-38", "Z-39", "T-33" и 8 - 9 мая - "Галъстер", "Ян", "Z-25", "Т-23", "Т-28", "Т-17", "Т-19", "Т-35") рейса к блокированному полуострову, подвергая при этом. себя немалому риску. Только в результате последнего было вывезено около 20 тыс. человек. Этот отряд еще находился в море, когда утром 9 мая было получено известие о капитуляции. Эсминцы прибыли в Киль. На следующий день на всех кораблях кригсмарине были спущены германские флаги. На этом боевая карьера германских эскадренных миноносцев закончилась.
В 1944-45 гг. Восточная Балтика оставалась единственным ТВД, где крупные корабли германского флота могли действовать практически под носом у противника без риска быть немедленно уничтоженными. За весь вышеописанный период советской стороне неоднократно удавалось производить болезненные уколы противнику, но ни один из них не оказался достаточным для потопления корабля размером более миноносца. Вместе с тем, ситуация складывавшаяся в прибрежных районах, диктовала активное применение оставшихся сил флота. Эти два обстоятельства дали возможность кригсмарине успешно проявить себя после застоя и рада неудач 1942-43 гг. и еще раз доказать пользу и необходимость крупных надводных кораблей при ведении войны на море.