Потери и повреждения немецких эсминцев
"Leberecht Maass"
3.09.1939 в ходе бия с польскими ЭМ "Wicker" и МЗ "Gryf в 06:57 получил попадание одного снаряда в правый угол носового шельтердека. Орудие N2 осталось в строю. Потери: 4 убитых, 4 раненых. Ремонт 5 дней. 22.02.1940 ошибочно потоплен герм, бомбардировщиком Не-111 из состава 4./K.G 26 с.-з. о. Боркум в ходе рейда 1-й флотилии против брит, рыболовства в районе Доггер-банки. Потери: 282 чел.
"Georg Thiele"
10.04.1940 поврежден артиллерией брит. ЭМ 2-й флотилии в Уфут-фьорде в ходе первого боя у Нарвика. Получил попадания семи 120-мм снарядов. Выведены из строя КО N1, рулевая машина, орудие N1, СУАО. возникли пожары. Потери: 13 чел.
13.04.1940 тяжело поврежден артиллерией брит, эскадренных миноносцев в ходе второго боя у Нарвика и около 16:00 выбросился на берег Румбакс-фьорда переломился на две части. На момент гибели практически полностью израсходовал боезапас. Потери: 14 убитых. 28 раненых..
"Max Schultz"
26/27.08.1939 в 02:35 получил повреждения, протаранив MM "Tiger" (затонул) с.-з. о.Борнхольм. Носовая часть загнута назад до таранной переборки, в отсеке XIV открылась течь в топливных цистернах.
28.11.1939 в штормовую погоду при возвращении на базу после крейсерства в Скагерраке в составе отряда ЭМ произошла авария МКУ в результате выхода из строя главного питательного насоса. КО NI заполнилось перегретым паром, в него начала поступать вода, т.к. клапан забортного насоса оставался открытым. В двух других КО произошло короткое замыкание в электрокабелях. К 22:05 давление пара в котлах упало до 35 атм, и ЭМ бросил якорь. В 22:45 удалось запустить одну турбину и дать ход 17 узл. Потери: 1 матрос умер от ожогов. Ремонт 2 мес.
22.02.1940 в 20:04 в ходе рейда 1-й флотилии против брит, рыболовства в р-не Доггер-банки после атаки одиночным германским самолетом ЭМ "Maass" (см.) с.-з. о. Боркум. осуществляя противолодочный поиск, в 20:04 подорвался на мине, поставлено?! предположительно брит. ЭМ 20-й флотилии 9/10.02.1940, переломился и затонул. Официальная немецкая версия причины гибели - аналогично "Maass". Потери: весь экипаж 308 чел.
"Richard Beitzen"
10.08.1941 поврежден советской авиацией у о.Кильдин. В составе 6-й флотилии ЭМ находился в крейсерстве у побережья Кольского залива. После потопления советского СКР "Туман" флотилия трижды подвергалась авиационным атакам. Паре Пе-2 из состава 72-го смеш. авиаполка ВВС СФ удалось добиться близких разрывов у борта эсминца, вызвав течь в отсеках XIV и III и аварию в МО. Отравлен на ремонт в Германию. 12.02.I94Z во время операции "Церберус" (прорыв герм, линкоров через Ла-Манш) серия бомб, сброшенных в 17:00 брит, бомбардировщиком "Бленхейм", упала в 30 м от кормы. Корпус ЭМ получил сильное сотрясение, образовалась течь в отсеке I.
27.10.1943 ночью выскочил на камни у Кармсунна. Вместе с ЭМ "Z-38" совершал переход из Германии на Север. Вышли из строя КО N2 и N3, поврежден главный питательный насос. Снят с камней вечером 5.11 и отправлен на предварительный ремонт в Хёугссунн, а 6.11 поставлен в док ,р Бергене, 18.12 вышел па ремонт в Штеттин ремонт 6 месяцев. 3.08.1944 пожар в КО N1 ив МО во время перехода из Готенхафена в Штеттин.
5.11.44 коснулся грунта при входе в гавань Хортена. Ремонт 5 дней.
24.04,1945 поврежден близким разрывом авиабомбы во время эскортирования конвоя из Фридрихсхафена в Осло. В 03:35 атакован бомбардировщиками "Галифакс" 502-й эскадрильи Берегового командования RAF. оснащенными БРЛС. Выведено из строя КО N1, в отсеке VII образовалась течь, в нескольких местах треснуло двойное дно. Скорость снизилась до 15 узлов. Корабль своим ходом дошел до Осло, где встал на ремонт, но так и не был восстановлен до конца войны.
"Paul Jacobi"
10.11.1941 сел на мель во время перехода из Аархуса в Кристиансанн. Ремонт около 10 дней в Киле.
?.09.1942 авария в КО N2, когда корабль находился на ремонте в Киле. Паром обварило насмерть одного человека, двое получили тяжелые ожоги.
?.10.1942 легко поврежден в ходе налета брит, авиации на Киль. От близких разрывов образовались течи, в результате этих повреждений: срок окончания ремонта отодвинулся на 1.5 мес.
13.12.1943 в 12:15-14:00 поврежден в результате налета 352 амер. бомбардировщиков В-17 и В-24 из состава 8-й ВА на Киль (сброшено 1115 тонн авиабомб). Пожар от попадания зажигательной бомбы в полубак, вышла из строя пожарная магистраль. 7 бомб разорвались вблизи корабля, еще 4 бомбы попали в док, в котором он ремонтировался.
4.01.1944 тяжело поврежден в результате налета брит. авиации на Киль. Трехчасовой пожар от попадания зажигательной бомбы.
5.01.1944 повторно поврежден амер. авиацией.
18.07.1944 тяжело поврежден в ходе налета брит, авиации на Киль, где находился на ремонте. Бомба пробила корабль насквозь и разорвалась под корпусом, другая бомба разорвалась рядом с кормой и повредила винты. Срок окончания ремонта отодвинулся на 3 мес.
4.02.1945 поврежден в результате столкновения с пароходом "Helda Schrother" в районе Свинемюнде. Ремонт около месяца.
"Theodor Riedel"
22.02.1940 в 20:08 в ходе инцидента с ЭМ "Maass" и "Schultz" (оба потеряны - см.) с.-з. о. Боркум на малом ходу атаковал несуществующую ПЛ противника, поврежден ударной волной от взрывов собственных глубинных бомб, на некоторое время потерял управление.
10.04.1940 налетел на подводную скалу в Тронхеймс-фьорде и Повредил корпус. Экипаж был послан на корму для создания дифферента, благодаря чему ЭМ смог выброситься на отмель. До 06.1940 оставался в Тронхейме в качестве плавбатареи, затем отправлен на ремонт.
12.08.1941 выскочил на камни в Статестрёммен (район Бергена). Двойное дно распорото на протяжении IV-X отсеков, заклинены оба вала. Отбуксирован на ремонт в Берген, затем поставлен, на длительный ремонт в Киле.
3.07.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в Вест-фьорде в ходе развертывания герм, флота против конвоя PQ-17. Когда корабли 1-й боевой группы, вышедшей из Тронхейма в Альтен-фьорд, проходили узость Джимсёй, три герм. ЭМ ("Lody", "Galster", "Riedel") один за другим наскочили на необозначенную на карте подводную скалу, расположенную на кромке глубоководного фарватера, "Riedel" пострадал последним и с наименьшими последствиями - незначительно повредил винт. Ремонт более 2 мес.
2.04.1943 поврежден в результате шторма и пожара, возникшего в КО N2, во время похода для встречи блокадопрорывателя "Regensburg" в Норвежском море.
6.04.1943 на переходе из Нарвика на ремонт в Тронхейм вышли из строя два котла, через пять часов прекратилась подача пара в турбины. Корабль полностью потерял ход, через некоторое время отбуксирован в Тронхейм. Причина аварии - попадание забортной воды в топливо,
18.11:1944 протаранил внешний мол Фридрихсхафена. Ремонт 1.5 месяца.
"Hermann Schoemann"
23.12.1939 легко поврежден в результате столкновения с ЭМ "Steinbrinck" у М. Шиллингхерн (район Вильгельмсхафена). Ремонт менее 2 недель.
12.02.1942 в ходе операции "Церберус" в Ла-Манше при налете брит, торпедоносцев "Суордфиш" в 12:50 случайно поврежден пушечным огнем герм. истребителей Bf-109 из состава III/JG 26, пикировавших на противника. В корму ЭМ попало около 50 20-мм снарядов. 2.05.1942 тяжело поврежден артиллерией брит. КР "Edinburgh" примерно в 200 милях с.-в. м.Нордкап во время операции ЭМ группы "Арктика" против конвоев QP-11 и PQ-15 в Баренцевом море. В 06:37 получил попадания двух 152-мм снарядов в МО N1 и N2 и потерял ход. Заклинены торпедные аппараты. Командир ЭМ приказал приготовиться оставить корабль. В 06:53 "Schoemann" получил попадания трех 120-мм снарядов с брит. ЭМ "Forester": первое в отсек. XIII левого борта, возник пожар; второе ниже ВЛ (привело к затоплению погребов орудий N1 и N2), третье - в КО -N2(начало заполняться водой). Попадания осколков в аппаратуру дымопуска повлекли постановку дымовой завесы. Экипаж оставил корабль. В 08:05 ЭМ подорван посредством подрывных зарядов и в 08:30 затонул. Потери: 8 убитых, 45 раненых.
"Bruno Heinemann"
12/13.12.1939 при возвращении с минной постановки в составе отряда из пяти ЭМ в Северном море начался сильный пожар в МО N2. Простоял без хода около часа, пока пламя не было взято под контроль.
25.01.1942 на переходе из Вильгельмсхафена в Гавр в соответствии с планом подготовки операции "Церберус" подорвался на двух авиационных магнитных минах в районе Остенде и затонул. Переход осуществлялся в составе 5-й флотилии на скорости 18 узл. Обе мины взорвались под корпусом ЭМ в районе носовых артиллерийских погребов, первая - с левого борта, вторая - с правого борта. Взрыв первой мины произошел в 21:13, корабль выкатился из строя и потерял ход. Повреждения: вышли из строя КО N1 и КО N2, заклинены носовые 127-мм орудия, затоплено несколько главных отсеков, что вызвало дифферент на нос 1,5 м. Второй взрыв ускорил затопление корабля (по данным М.Уитли, оторвана носовая оконечность). ЭМ затонул с креном на правый борт. Пожаров и взрывов боеприпасов не было. Потери: 93 чел.
"Wolfgang Zenker"
11/12.04.1940 погнул винты в результате касания грунта в Балланген-фьорде.
13.04.1940 взорван экипажем в Румбакс-фьорде в ходе второго боя у Нарвика после полного израсходования боезапаса.
"Hans Lody"
4.09.1939 получил незначительные повреждения кормовой части в результате взрыва минного защитника на юте в ходе операции по созданию минного заграждения "Западный вал" в Северном море. Потери: 2 убитых, 6 раненых.
9/10.10.1940 поврежден осколками авиабомб и пулеметным огнем во время налета брит, бомбардировщиков "Суордфиш" 812-й эскадрилий FAA в Бресте. Потери: 2 убитых, 7 раненых.
29.11.1940 получил попадания двух 40-мм снарядов в ходе боя с брит. ЭМ 5-й флотилии у м. Лизард.
7.06.1942 авария в правом МО на стоянке в Тронхейме, пожар, после ликвидации которого главный клапан насоса остался открытым. В результате было затоплено МО и отсеки вспомогательных механизмов. Ремонт более 2 недель.
3.07.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в Вест-фьорде в ходе развертывания герм, флота против конвоя PQ-17J Когда корабли 1-й боевой группы, вышедшей из Тронхейма в Альтен-фьорд, проходили узость Джимсёй, три герм. ЭМ один за другим наскочили на не обозначенную на карте подводную скалу, расположенную на кромке глубоководного фарватера. "Lody" пострадал первым: серьезно повредил оба винта и вала, распорол в нескольких местах двойное дно. ремонт более 6 мес.
21.11.1943 незначительно поврежден при столкновении с ЭМ "Steinbrinck" на переходе из Альтен-фьорда в Нарвик.
"Bernd von Arnim"
10.04.1940 легко поврежден артиллерией брит. ЭМ 2-й флотилии в Уфут-фьорде. Получил попадания пяти снарядов. Потери: 1 чел.
13.04.1940 взорван экипажем в Румбакс-фьорде в ходе второго боя у Нарвика после полного израсходования боезапаса.
"Erich Giese"
13.04.1940 после 15:05 потоплен артиллерией брит. ЛК "Warspite" и ЭМ "Bedouin" ходе боя у Нарвика. В результате многочисленных попаданий потерял ход. Начался пожар. Экипаж оставил корабль, израсходовав вое боеприпасы. Потери: 83 чел.
"Erich Koellner"
11.04.1940 в 23:30 тяжело поврежден, выскочив на камни в Балланген-фьорде (район Нарвика), где он находился на стоянке. Затоплено два КО, почти полностью потерял ход.
13.04.1940 потоплен артиллерией брит. ЛК "Warspite", ЭМ "Bedouin", "Punjabi", "Eskimo" у Дьюпвика (в Уфут-фьорде). Застигнут англичанами на пути к Таарстадту, где должен был встать в качестве плавбатареи. В 14:09 атакован брит. ЭМ, поражен торпедой в носовую часть и множеством снарядов. В 14:20 экипаж за исключением расчета одного 127-мм орудия оставил корабль. После 14:20 брит. ЛК "Warspite" дал шесть залпов по "Koellner". 381-мм снаряды пробивали корпус ЭМ насквозь, не успев разорваться. Потери: 31 убитый, 39 раненых. Спасшиеся члены экипажа были взяты в плен бойцами норвежской береговой обороны.
"Erich Steinbrinck"
23.12.1939 легко поврежден в результате столкновения с ЭМ "Schoemann" у м. Шиллингхерн (район Вильгельмсхафена). Ремонт 1 неделя.
10.10.1940 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем самолетов во время налета брит, авиации на Брест. Потери: 1 убитый, 3 раненых.
25.08.1941 выскочил на мель в районе Ла-Паллиса.
3.09.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в районе Киркенеса. Ремонт 3 мес.
7.03.1943 легко поврежден в результате попадания учебной торпеды с ПЛ "U-703" во время учений у побережья Норвегии. Ремонт в доке Бергена 3 дня.
8.09.1943 утром при обстреле угольных шахт на О.Шпицберген в ходе операции "Цитронелла" в результате сотрясения корпуса от стрельбы собственных 127-мм орудий повреждена главная пожарная магистраль, отсек XIII заполнился водой.
21.11.1943 столкнулся с ЭМ "Lody" на переходе из Альтен-фьорда в Нарвик. Незначительно поврежден.
26.11.1943 поврежден в результате столкновения с норв. пароходом 'Samev". Совместно с ЭМ "Lody" осуществлял переход из Нарвика в Германию, на скорости 12 узл. протаранил "Samev" в районе маяка Блаабакфуа. Ремонт более 1,5 мес.
18.06.1944 поврежден в ходе налета 1218 амер. бомбардировщиков В-17 и В-24 из состава 8-й ВА на Гамбург, где он находился на ремонте. На порт было сброшено 3158 тонн авиабомб. ЭМ получил прямое попадание в отделение дизель-генераторов, повреждены электромоторы, вентиляторы КО, машинный телеграф.
4.11.1944 повторно поврежден в ходе налета 424 амер. бомбардировщиков В-17 из состава 8-й ВА на Гамбург (сброшено 1030 тонн авиабомб). Бомба разорвалась в 6-10 метрах от правого борта. Затоплено КО N1, в результате чего нарушилась подача энергии, вышли из строя пожарные насосы, образовался крен 5 градусов. Получил повреждения от сотрясения корпуса. Потерь личного состава нет. Не вернулся в строй до конца войны.
"Friedrich Eckoldt"
9/10.10.1940 поврежден близкими разрывами авиабомб во время налета бомбардировщиков "Суордфиш" 812-й эскадрилий FAA в Бресте. Бомбы разорвались в 30-40 м от борта ЭМ: одна в районе полубака, другая напротив кормового торпедного аппарата. ЭМ пострадал от взрывной волны и осколков, вышел и строя на 3-4 суток. Потерн: 1 убитый, 3 раненых. 12.10.1941 протаранен норв. пароходом в Тромсё. Удар пришелся с левого борта в отсек V. Затоплено МО. Ремонт 3 мес.
11.06.42 выявились поломки в турбинах на переходе из Киля в Норвегию. ЭМ был вынужден вернуться В Киль. Ремонт более 3 недель.
31.12.1942 потоплен артиллерией брит. КР "Sheffield" и сев. м. Нордкап. В ходе боя с охранением союзного конвоя JW-51B в условиях ограниченной видимости сблизился с КР "Sheffield", который был ошибочно принят за герм, флагманский ТКР "Admiral Hipper". "Sheffield" вел огонь в течении 14 минут (11:45-11:58). "Eckoldt" получил много попаданий, загорелся и затонул. Потери: весь экипаж, командир 5-й флотилии ЭМ капитан 1 ранга Шеммель со штабом, всего около 340 чел.
"Diether von Roeder"
4.09.1939 незначительно поврежден близким разрывом бомбы при налете бомбардировщиков "Бленхейм" 107-й Я 110-й эскадрилий RAF в Вильгельмсхафене.
10.04.1940 после 05:35 тяжело поврежден артиллерией брит. ЭМ "Hardy", "Hunter" и "Havock", стоя на якоре в гавани Нарвика. Получил попадания минимум шести 120-мм снарядов в якорный привод (из-за чего не мог сняться с якоря), в орудие N3, в отсек XII, в КО N2 (вызвало сильный пожар). Задним ходом отошел к Почтовой пристани и оставлен экипажем. Потери: 13 чел. Во втором бою у Нарвика использовался в качестве плавбатареи с действующими орудиями N1 и N2.
13.04.1940 в 16:20 взорван в гавани Нарвика при угрозе захвата абордажной партией с брит. ЭМ "Foxhound" после боя с брит. ЭМ "Cossack" и полного израсходования боезапаса.
"Hans Ludemann"
10.04.1940 после 05:35 поврежден артиллерией брит. ЭМ 2-й флотилии в Нарвике. К моменту нападения англичан стоял в гавани у борта танкера "Jan Wellem". Получил попадания двух 120-мм снарядов. Выведены из строя рулевая машина и орудие N1. Начавший пожар вынудил экипаж затопить кормовой снарядный погреб. Потери: 2 чел.
13.04.1940 в ходе боя у Нарвика, выбросился на берег Румбакс-фьорда. На этот момент полностью израсходовал боезапас. Из-за небрежности при закладке подрывных зарядов попытка экипажа взорвать корабль не увенчалась успехом. Захвачен и добит англичанами: в 17:00 того же дня торпедирован брит. ЭМ "Него", в результате чего начался сильный пожар, окончательно уничтоживший "Ludemann".
"Hermann Kunne"
10 04.1940 в 05:35 поврежден в ходе атаки брит. ЭМ 2-й флотилии в гавани Нарвика (в момент атаки находился у борта танкера "Jan Wellem"). Турбины выведены из строя ударной волной от взрывов брит, торпед, попавших в стоявший поблизости ЭМ "Schmitt" (см). Через час смог дать ход. 13.04.1940 выбросился на мель в Херьянгс-фьорде в ходе второго боя у Нарвика, примерно в 15:15 взорван экипажем и одновременно (по другим данным чуть после) торпедирован преследовавшим его брит. ЭМ "Eskimo". На момент гибели практически полностью израсходовал боезапас.
"Karl Galster"
3.07.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в Вест-фьорде в ходе развертывания герм, флота против конвоя PQ-17. Когда корабли 1-й боевой группы, вышедшей из Тронхейма в Альтен-фьорд, проходили узость Джимсёй, три герм. ЭМ один за другим наскочили на не обозначенную на карте подводную скалу, расположенную на кромке глубоководного фарватера. "Galster" пострадал вторым, когда начал обходить справа поврежденный "Lody". Вышли из строя левый вал, винт и обтекатель ШПС. Ремонт 4,5 мес.
"Wilhelm Heidkamp"
10.04.1940 тяжело поврежден в результате попадания торпеды брит. ЭМ "Hardy". На момент атаки брит. ЭМ 2-й флотилии стоял на якоре в гавани Нарвика. Получил попадание одной торпеды в отсек III, что повлекло взрыв боеприпасов (по другой версии, детонацию собственных торпед). Потери: 83 чел., в т.ч. FdZ коммодор Бонте. Во избежание быстрого затопления пришвартован к борту норвежского парохода. Утром 11.04.40 перевернулся и затонул.
"Anton Schmitt"
10.04.1940 потоплен торпедами брит. ЭМ "Hunter" н артиллерией брит, эскадренных миноносцев. На момент атаки брит. ЭМ 2-й флотилии стоял на якоре в гавани Нарвика. Получил попадания двух торпед: с левого борта в район МО N2 и КО N3. Переломился и быстро затонул. Потери: 52 чел.
"Z-23"
4.07.1943 получил незначительные повреждения в ходе налета брит, бомбардировщиков на Ла-Паллис. В момент налета находился в доке, в котором заблокирован до 30.07 упавшим 300-тонным краном. 7.08 выведен из дока.
12.08.1944 тяжело поврежден брит, бомбардировщиками "Москито" из состава 2nd ТАР в Ла-Паллисе. Бомба попала в район сразу за фок-мачтой, прошла сквозь КО N1 и взорвалась под кораблем. Другая бомба взорвалась слева от мостика, вызвав затопление КО N2; КО N3 и генераторный отсек также начали заполняться водой. Образовался крен на левый борт. ЭМ отбуксирован к бункеру для ПЛ, 20.08.44 разоружен и исключен из состава флота.
"Z-24"
9.04.1943 после 20:30 поврежден близкими разрывами авиабомб и пушечно-пулеметным огнем самолетов "Хэмпден" 415-й эскадрильи RCAF и "Веллингтон" 311-й эскадрильи RAF в Бискайском заливе во время эскортирования блокадопрорывателя "Himalaya". Потери: 5 убитых, 31 раненый.
9.06.1944 тяжело поврежден в бою с ЭМ брит. 10-й флотилии у о. Ушант. После 01:25 получил пять попаданий 120-мм снарядов: в район носовой орудийной башни, рулевой и штурманских рубок (уничтожено оборудование и карты), во 2-ю дымовую трубу, в носовое машинное отделение, в счетверенный зенитный автомат, и множество попаданий 40-мм снарядов. Начался пожар боезапаса, который пришлось сбросить за борт.
14.08.1944 поврежден самолетами "Бофайтер" 404-й эскадрильи RCAF (попало 5 реактивных снарядов) и 236-й эскадрильи RAF (пушечным огнем - около 20 попаданий 20-мм снарядов) на рейде Руайана. Выведены из строя механизмы носовой орудийной башни, оба дальномера, радиооборудование, одна труба торпедного аппарата, разрушен ряд внутренних помещений.
25.08.1944 потоплен самолетами "Бофайтер" 236-й эскадрильи RAF и 404-й эскадрильи RCAF на якорной стоянке у Ле-Вердона (устье Жиронды). Получил попадания трех бомб и нескольких реактивных снарядов, приткнулся к набережной, через несколько часов опрокинулся и затонул.
"Z-25"
26.06.1941 вечером выскочил на камни у Хёугесунна. Находился в охранении двух торговых судов и ПЛ "V-561", шедших из Киля в Берген. Катастрофа произошла вследствие навигационной ошибки. 28.06 ЭМ поставили в док Бергена; 1.07 по завершении неотложного ремонта корабль отправили для продолжения ремонта в Бремен.
29.03.1942 около 09:50, по некоторым данным, легко поврежден артиллерией брит. КР "Trinidad" во время операции ЭМ группы "Арктика" против конвоя PQ-13 в Баренцевом море.
2.05.1942 получил попадание одного 120-мм снаряда с брит. ЭМ "Foresight" в радиорубку в ходе боя герм. ЭМ группы "Арктика" с брит. КР "Edinburgh" и 2 ЭМ. Потери 4 убитых, 7 раненых.
10.01.1944 легко поврежден взрывом донной мины на расстоянии 58 метров от корпуса ЭМ в Данцигской бухте.
12.10.1944 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем советской авиации в районе Клайпеды. Пробиты топливные танки.
30.01.1945 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем советской авиации в районе Кранца. Многочисленные попадания в мостик.
"Z-26"
29.03.1942 затонул в результате тяжелых повреждений, полученных в бою с охранением союзного конвоя PQ-13 во время операции ЭМ группы "Арктика" в Баренцевом море. Около 09:50 получил попадания двух 152-мм снарядов с брит. КР "Trinidad". Повреждена левая турбина, выведены из строя орудия N2 и N3. В 10:18 - 10:22 повторно поврежден артиллерией КР "Trinidad", снизил скорость до 15 узл., но затем частично восстановил до 25 узл.; вышло из строя орудие N4. В 10:50 - 11:22 получил попадания шести 120-мм снарядов с брит. ЭМ "Eclipse". Потерял ход, начал тонуть кормой с креном на левый борт, оставлен экипажем. Потери: 243 чел.
"Z-27"
7.05.1941 получил повреждения винтов и правого вала в результате столкновения с герм. ПЛ "U-652" в Данцигской бухте.
28.12.1943 потоплен в ходе боя герм. ЭМ 8-й флотилии и ММ 4-й флотилии, с брит. КР "Glasgow"и "Enterprise"'в Бискайском заливе. Около 14:30 получил попадание 152-мм снаряда, который упал недолетом, прошел под водой, пробил борт ниже ватерлинии в районе 70-го шпангоута, прошел через топливную цистерну и разорвался к КО N2, Осколками повреждены паровые магистрали, в т.ч. выведен из строя главный паропровод к правой турбине. Корабль снизил ход. В течение следующего часа вышло из строя КО N3, вероятно, из-за попадания забортной воды в топливо. Затем последовательно вышли из строя главный паропровод к левой турбине, паропровод крейсерского хода, в КО N1 давление пара упало до 30 кг/см кв. Это повлекло полную потерю хода. КР "Glasgow" сблизился с "Z-27" на короткую дистанцию и добился нескольких снарядных попаданий, которые вызвали взрыв боезапаса. Эсминец затонул в 16:41 с креном на левый борт. Потери: 220 чел., среди них командир 8-й флотилии ЭМ кап. 1 ранга 'Эрдменгер.
"Z-28"
7.09.1942 произошла авария в машине во время похода в Баренцевом море (операция "Царин" 24-28.09). Ремонт в Везермюнде до 03.1943.
3.04.1943 поврежден в результате касания грунта у Gisudet (Норвегия) на переходе из Альтен-фьорда в Харстад. Отбуксирован ЭМ "Beitzen".
24.07.1943 поврежден близким разрывом авиабомбы и пожаром в ходе налета 208 амер. бомбардировщиков В-17 из состава 8-й ВА на Тронхейм, где "Z-28" находился на ремонте. Заблокирован до 4.08 на верфи затонувшим буксиром. Ремонт в Везермюнде более 4 месяцев.
24.10.1944 поврежден совет, штурмовиками Ил-2 из состава 7 гв.шап и 35-го шап ВВС КБФ у п-ва Сырве. Осуществлял арт. поддержку герм, войск. Получил попадания пяти ФАБ-100, из которых непосредственно в ; корпусе ЭМ разорвалась одна. Разрушены штурманская рубка, радиолокатор, дымовая труба, повреждено КО. Потери: 9 убитых, 5 раненых.
6.03.1945 около 19:00 потоплен в ходе налета 191 брит. бомбардировщика "Ланкастер" и 7 "Москито" из состава 5-й авиагруппы Бомбардировочного командования RAF на якорной стоянке у Засница (о. Рюген). Получил попадания трех авиабомб в район КО, разломился на две части. Кормовая часть затонула фазу, носовая - утром 7.03. Потери: 150 чел.
"Z-29"
12.02.1942 около 18:15 в ходе операции "Церберус" в Ла-Манше поврежден взрывом 150-мм снаряда в стволе орудия. Осколками поражены элементы МКУ и перебиты нефтепроводы. Потерял ход. Возобновил движение через 50 минут.
8.09.1943 при обстреле норв. береговых батарей на о.Шпицберген в ходе операции "Цитронелла" получил попадания четырех снарядов калибра 20-37 мм в отсек VI, в топливные цистерны. Потери: 3 убитых, 4 раненых
"Z-30"
20.10.1944 подорвался на авиационной магнитной мине при входе в Осло-фьорд. Эскортировал конвой в условиях сильного снегопада. Разрушен кормовой отсек, заклинен правый вал, от сотрясения повреждена правая турбина. Рули заклинены в положении "лево на борт". Потери: 8 убитых, 3 пропавших без вести, 16 раненых. Корабль отбуксирован в Хортен, а 26.10 в Осло, где поставлен на ремонт в док. Не был отремонтирован до конца войны.
"Z-31"
12.03.1943 произошла авария в МО на переходе из Нарвика в Тронхейм. Ремонт в Тронхейме.
8.09.1943 при обстреле норв. береговых батарей на о.Шпицберген в ходе операции "Цитронелла" получил попадания 10 снарядов калибра 20-50 мм в надстройки и трубы. Потери: 3 убитых, 1 раненый.
28.01.1945 поврежден в бою с брит. КРЛ "Diadem" и "Mauritius" в районе Согне-фьорда. Получил попадания пяти-семи 133-мм и 152-мм снарядов. Сгорела носовая 150-мм башня. Вышла из строя рулевая машина. Потери: 55 убитых, 24 раненых.
27.03.1945 произошел разрыв ствола орудия главного калибра в Данцигской бухте. Потери: 4 убитых, 18 раненых.
8.04.1945 поврежден советскими бомбардировщиками Пе-2 из состава 12гв.пбап ВВС КБФ в 6 милях с.-в. Хелы. Получил попадание ФАБ-250. Скорость упала до 16 узл.
27.04.1945 поврежден советской авиацией в Свинемюнде. Потери: 2 убитых.
"Z-32"
14.06.1943 поврежден брит, авиацией во время похода для встречи ПЛ "U-185" в Бискайском зал. (совместно с "Z-24"). Ремонт 2 недели.
30.01.1944 в ходе учений в Бискайском заливе вышло из строя рулевое устройство. "Z-32" врезался в "Z-37" (см). На "Z-32" повреждена носовая часть, возник пожар.
2.05.1944 легко поврежден в результате посадки на мель в устье р. Жиронда.
9.06.1944 тяжело поврежден в бою с ЭМ брит. 10-й флотилии у о. Ушант. После 01:25 получил попадания двух 120-мм снарядов, в т.ч. в КО N1. Осколками выведены из строя радиоантенны. По некоторым данным, получил попадания нескольких снарядов в ходе огневого контакта с брит, и польск. ЭМ 20-го дивизиона в 02:15-02:18. Около 02:25 получил попадания трех 120-мм снарядов с брит. ЭМ "Tartar" и "Ashanti". Затоплен отсек V, выведены из строя носовой торпедный аппарат и орудие N2, начался пожар. В дальнейшем в бою с канал ЭМ "Heida" и "Huron" (02:50-05:30) получил попадания множества снарядов. Три снаряда попали в район носовой орудийной башни и вывели ее из строя. Один снаряд попал в кормовое МО. В 05:20 "Z-32" выбросился на мель у о.Ба, в 05:30 получил последнее попадание. Потери: 26 чел. Днем 9.06 корабль оставлен экипажем и несколько позже окончательно разрушен самолетами "Бофайтер" 144-й эскадрилий RAF и 404-й эскадрилий RCAF. В налете приняло участие по 12 машин каждой эскадрильи.
"Z-33"
8.09.1943 при обстреле норв. береговых батарей на О.Шпицберген в ходе операции "Цитронелла" получил попадания 36 снарядов калибра 20-50 мм в надстройки и трубы. Потери: 3 убитых, 25 раненых.
17.07.1944 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем в ходе авиационного налета брит, палубной авиации с АВ "Formidable", "Furious" и "Indefatigable" в Альтен-фьорде.
7/8.02.1945 выскочил на камни в Бру-фьорде (район ю.-з. Тронхейма). Поломан правый винт, вышли из строя машины, днище распорото с II по VII отсеки, повреждены рули. Отбуксирован в Тронхейм.
9.02.1945 во время буксировки в Тронхейм поврежден брит, самолетами "Бофайтер" из состава 144-й, 404-й, 455-й и 489-й эскадрилий в районе Статланна. Получил попадание одной авиабомбы и множество снарядных попаданий.
"Z-34"
28.01.1945 легко поврежден в бою с брит. КРЛ "Diadem" и "Mauritius" в районе Согне-фьорда. Получил попадание снаряда в ватерлинию.
29.03.1945 легко поврежден советской авиацией у Хелы.
14.04.1945 днем произошел разрыв ствола орудия главного калибра в Данцигской бухте.
15.04.1945 в 23:15 торпедирован советск. ТКА "ТК-131" или "ТК-141" у Хелы. Торпеда попала в левый борт между отсеками IV и V. Потерял ход. Днем 16.04 подвергся атаке 16 бомбардировщиков Пе-2 из состава 12 гв. аппб ВВС КБФ и истребителей, серьезно поврежден пушечно-пулеметным огнем. Потери: 8 убитых и 16 раненых. Отбуксирован ММ "Т-36" в Свинемюнде.
"Z-35"
7.02.1944 легко поврежден взрывом донной мины на расстоянии 77 метров от корпуса ЭМ в районе Хелы.
21.08.1944 легко поврежден ударом о грунт при швартовке у о.Саарема.
24.10.1944 поврежден четырьмя близкими бомбовыми разрывами и пушечно-пулеметным огнем при налете штурмовиков Ил-2 из состава 7-го гв.шап и 35-го шап ВВС КБФ во время артподержки герм, войск у п-ва Сворбе.
12.12.1944 подорвался на герм, минах зап. о. Найссар (Финский залив). В составе отряда из трех ЭМ и двух ММ вышел на миннозаградительную операцию "Нил" в устье Финского залива. Из-за навигационной ошибки отряд оказался в опасной близости от минного поля "Насхорн". В 01:53 "Z-35" подорвался на мине, выкатился из строя влево, окутавшись дымом. Затем произошло еще несколько взрывов. После 02:00 вторично подорвался на мине, опрокинулся на левый борт и затонул.
"Z-36"
12.12.1944 подорвался на герм, мине зап. о. Найссар (Финский залив). В составе отряда из трех ЭМ и двух ММ вышел на миннозаградительную операцию "Нил" в устье Финского залива. Из-за навигационной ошибки отряд оказался в опасной близости от минного поля "Насхорн". В 02:00 "Z-36" подорвался на мине и быстро затонул. Потери суммарно "Z-35" и "Z-36": более 520 чел., в том числе командир 6-й флотилии ЭМ кап. 1 ранга Коте.
"Z-37"
6.03.1943 в тумане коснулся грунта при входе в Гавр (8-я флотилия ЭМ переходила из Германии в Бордо). Повреждены винты, образовалась течь в корпусе. Корабль поставлен в док. Ремонт 2 недели.
30.01.1944 в 00:22 протаранен ЭМ "Z-32", на котором вышло из строя рулевое управление, во время учений в Бискайском заливе. Удар пришелся по правому борту около кормового торпедного аппарата. Это повлекло серьезные разрушения в средней части корпуса, полную потерю хода (вышли из строя оба МО), пожар. Отбуксирован ЭМ "Z-23" в Бордо. Необходимый ремонт 12 мес. В августе 1944 г. с "Z-37" снято все оборудование и орудия главного калибра, 20.08.1944 ЭМ исключен из состава флота, 24.08.1944 взорван в доке порта Бордо.
"Z-38"
10.05.1943 во время учебного плавания у побережья Восточной Пруссии подорвался на донных минах. Две мины взорвались в 10:34 на расстоянии около 30 м от ЭМ. От сотрясения повреждена турбина. Корпус корабля не пострадал. Ремонт 3 мес.
29.03.1945 произошел разрыв ствола орудия главного калибра у Хелы.
4.04.1945 легко поврежден огнем советской авиацией и береговыми батареями в Данцигской бухте. Осколочные пробоины в корпусе. 3.05.1945 легко поврежден советской авиацией в Свинемюнде.
"Z-39"
23.06.1944 в начале суток поврежден советским одиночным бомбардировщиком А-20Ж из состава 51-го мтап ВВС КБФ в Палдиски. Получил попадание одной ФАБ-500 в центр корпуса.
24.07.1944 поврежден в ходе налета 519 брит, бомбардировщиков "Ланкастер", 100 "Галифакс" и 10 "Москито" в Киле, где находился на ремонте. На порт было сброшено 2748 тонн авиабомб. Одна из бомб попала в кормовую часть ЭМ. Общая продолжительность ремонта этого и ранее полученного повреждений около 6 мес.
"Z-43"
9.04.1945 в 14:06 поврежден близким разрывом авиабомбы у Хелы. Еще одна бомба попала в КО N1, но не взорвалась. "Z-43" находился в прикрытии ЭМ "Z-39" и ММ "Т-33", обстреливавших советские войска, и атакован 20 штурмовиками Ил-2 из состава 35-го шал ВВС КБФ.
10.04.1945 поврежден взрывом донной мины, поставленной предположительно советской ПЛ "Л-21", в Данцигской бухте.
3.05.1945 затоплен в бухте Гёлтингер (район Фленсбурга)
"Z-44"
29.07.1944 потоплен в ходе налета амер. бомбардировщиков В-17 и В-24 из состава 8-й ВА в Бремене
"ZN-1"
11.04(1943 тяжело поврежден в результате столкновения с датским пароходом "Dotiro" у Gjedser (Датские проливы).
9.06.1944 потоплен в бою с ЭМ брит. 10-й флотилии у о. Ушант. После 01:25 получил попадания шести 120-мм снарядов, в т.ч. в МО, а затем в КО N1. Вышла из строя рулевая машина, турбогенераторы, турбины перестали слушаться машинного телеграфа. Корабль потерял ход. В 02:25-02:40 получил попадание торпеды (оторван нос) и множества снарядов с брит. ЭМ "Ashanti", оставлен экипажем, в 02:40 взорван и затонул. Потери: 39 чел.
"ZG-3"
30.04.1943 тяжело поврежден амер. авиацией в районе м.Бон. Вместе с итал ЭМ "Lampo," и "Leone Pancaldo" (оба потоплены) осуществлял перевозку войск и грузов из Салерно в Тунис. Потери: 23 чел.
7.05.1943 затоплен в Ла-Гайетт (военная гавань Туниса) в связи с угрозой захвата англо-американскими войсками.