Потери и повреждения немецких эсминцев

 

"Leberecht Maass"

 

3.09.1939 в ходе бия с польскими ЭМ "Wicker" и МЗ "Gryf в 06:57 получил попадание одного снаряда в правый угол носового шельтердека. Орудие N2 осталось в строю. Потери: 4 убитых, 4 раненых. Ремонт 5 дней. 22.02.1940 ошибочно потоплен герм, бомбардировщиком Не-111 из состава 4./K.G 26 с.-з. о. Боркум в ходе рейда 1-й флотилии против брит, рыболов­ства в районе Доггер-банки. Потери: 282 чел.

 

"Georg Thiele"

 

10.04.1940 поврежден артиллерией брит. ЭМ 2-й флотилии в Уфут-фьорде в ходе первого боя у Нарвика. Получил попадания семи 120-мм снарядов. Выведены из строя КО N1, рулевая машина, орудие N1, СУАО. возникли пожары. Потери: 13 чел.

13.04.1940 тяжело поврежден артиллерией брит, эскадренных миноносцев в ходе второго боя у Нарвика и около 16:00 выбросился на берег Румбакс-фьорда переломился на две части. На момент гибели практически полно­стью израсходовал боезапас. Потери: 14 убитых. 28 раненых..

 

"Max Schultz"

 

26/27.08.1939 в 02:35 получил повреждения, протаранив MM "Tiger" (затонул) с.-з. о.Борнхольм. Носовая часть загнута назад до таранной пе­реборки, в отсеке XIV открылась течь в топливных цистернах.

28.11.1939 в штормовую погоду при возвращении на базу после крейсерст­ва в Скагерраке в составе отряда ЭМ произошла авария МКУ в результате выхода из строя главного питательного насоса. КО NI заполнилось пере­гретым паром, в него начала поступать вода, т.к. клапан забортного насо­са оставался открытым. В двух других КО произошло короткое замыкание в электрокабелях. К 22:05 давление пара в котлах упало до 35 атм, и ЭМ бросил якорь. В 22:45 удалось запустить одну турбину и дать ход 17 узл. Потери: 1 матрос умер от ожогов. Ремонт 2 мес.

22.02.1940 в 20:04 в ходе рейда 1-й флотилии против брит, рыболовства в р-не Доггер-банки после атаки одиночным германским самолетом ЭМ "Maass" (см.) с.-з. о. Боркум. осуществляя противолодочный поиск, в 20:04 подорвался на мине, поставлено?! предположительно брит. ЭМ 20-й флотилии 9/10.02.1940, переломился и затонул. Официальная немецкая вер­сия причины гибели - аналогично "Maass". Потери: весь экипаж 308 чел.

 

"Richard Beitzen"

 

10.08.1941 поврежден советской авиацией у о.Кильдин. В составе 6-й фло­тилии ЭМ находился в крейсерстве у побережья Кольского залива. После потопления советского СКР "Туман" флотилия трижды подвергалась авиационным атакам. Паре Пе-2 из состава 72-го смеш. авиаполка ВВС СФ удалось добиться близких разрывов у борта эсминца, вызвав течь в от­секах XIV и III и аварию в МО. Отравлен на ремонт в Германию. 12.02.I94Z во время операции "Церберус" (прорыв герм, линкоров через Ла-Манш) серия бомб, сброшенных в 17:00 брит, бомбардировщиком "Бленхейм", упала в 30 м от кормы. Корпус ЭМ получил сильное сотрясе­ние, образовалась течь в отсеке I.

27.10.1943 ночью выскочил на камни у Кармсунна. Вместе с ЭМ "Z-38" со­вершал переход из Германии на Север. Вышли из строя КО N2 и N3, по­врежден главный питательный насос. Снят с камней вечером 5.11 и отправлен на предварительный ремонт в Хёугссунн, а 6.11 поставлен в док ,р Бергене, 18.12 вышел па ремонт в Штеттин ремонт 6 месяцев. 3.08.1944 пожар в КО N1 ив МО во время перехода из Готенхафена в Штеттин.

5.11.44 коснулся грунта при входе в гавань Хортена. Ремонт 5 дней.

24.04,1945 поврежден близким разрывом авиабомбы во время эскортирования конвоя из Фридрихсхафена в Осло. В 03:35 атакован бомбардировщиками "Галифакс" 502-й эскадрильи Берегового командования RAF. оснащенными БРЛС. Выведено из строя КО N1, в отсеке VII образовалась течь, в нескольких местах треснуло двойное дно. Скорость снизилась до 15 узлов. Корабль своим ходом дошел до Осло, где встал на ремонт, но так и не был восстановлен до конца войны.

 

"Paul Jacobi"

 

10.11.1941 сел на мель во время перехода из Аархуса в Кристиансанн. Ремонт около 10 дней в Киле.

?.09.1942 авария в КО N2, когда корабль находился на ремонте в Киле. Паром обварило насмерть одного человека, двое получили тяжелые ожо­ги.

?.10.1942 легко поврежден в ходе налета брит, авиации на Киль. От близких разрывов образовались течи, в результате этих повреждений: срок окончания ремонта отодвинулся на 1.5 мес.

13.12.1943 в 12:15-14:00 поврежден в результате налета 352 амер. бом­бардировщиков В-17 и В-24 из состава 8-й ВА на Киль (сброшено 1115 тонн авиабомб). Пожар от попадания зажигательной бомбы в полубак, вышла из строя пожарная магистраль. 7 бомб разорвались вблизи корабля, еще 4 бомбы попали в док, в котором он ремонтировался.

4.01.1944 тяжело поврежден в результате налета брит. авиации на Киль. Трехчасовой пожар от попадания зажигательной бомбы.

5.01.1944 повтор­но поврежден амер. авиацией.

18.07.1944 тяжело поврежден в ходе налета брит, авиации на Киль, где на­ходился на ремонте. Бомба пробила корабль насквозь и разорвалась под корпусом, другая бомба разорвалась рядом с кормой и повредила винты. Срок окончания ремонта отодвинулся на 3 мес.

4.02.1945 поврежден в результате столкновения с пароходом "Helda Schrother" в районе Свинемюнде. Ремонт около месяца.

 

"Theodor Riedel"

 

22.02.1940 в 20:08 в ходе инцидента с ЭМ "Maass" и "Schultz" (оба потеря­ны - см.) с.-з. о. Боркум на малом ходу атаковал несуществующую ПЛ противника, поврежден ударной волной от взрывов собственных глубин­ных бомб, на некоторое время потерял управление.

10.04.1940 налетел на подводную скалу в Тронхеймс-фьорде и Повредил корпус. Экипаж был послан на корму для создания дифферента, благодаря чему ЭМ смог выброситься на отмель. До 06.1940 оставался в Тронхейме в качестве плавбатареи, затем отправлен на ремонт.

12.08.1941 выскочил на камни в Статестрёммен (район Бергена). Двойное дно распорото на протяжении IV-X отсеков, заклинены оба вала. Отбук­сирован на ремонт в Берген, затем поставлен, на длительный ремонт в Киле.

3.07.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в Вест-фьорде в ходе развертывания герм, флота против конвоя PQ-17. Когда ко­рабли 1-й боевой группы, вышедшей из Тронхейма в Альтен-фьорд, про­ходили узость Джимсёй, три герм. ЭМ ("Lody", "Galster", "Riedel") один за другим наскочили на необозначенную на карте подводную скалу, располо­женную на кромке глубоководного фарватера, "Riedel" пострадал послед­ним и с наименьшими последствиями - незначительно повредил винт. Ремонт более 2 мес.

2.04.1943 поврежден в результате шторма и пожара, возникшего в КО N2, во время похода для встречи блокадопрорывателя "Regensburg" в Норвеж­ском море.

6.04.1943 на переходе из Нарвика на ремонт в Тронхейм вышли из строя два котла, через пять часов прекратилась подача пара в турбины. Корабль полностью потерял ход, через некоторое время отбуксирован в Тронхейм. Причина аварии - попадание забортной воды в топливо,

18.11:1944 протаранил внешний мол Фридрихсхафена. Ремонт 1.5 месяца.

 

"Hermann Schoemann"

 

23.12.1939 легко поврежден в результате столкновения с ЭМ "Steinbrinck" у М. Шиллингхерн (район Вильгельмсхафена). Ремонт менее 2 недель.

12.02.1942 в ходе операции "Церберус" в Ла-Манше при налете брит, торпедоносцев "Суордфиш" в 12:50 случайно поврежден пушечным огнем герм. истребителей Bf-109 из состава III/JG 26, пикировавших на против­ника. В корму ЭМ попало около 50 20-мм снарядов. 2.05.1942 тяжело поврежден артиллерией брит. КР "Edinburgh" примерно в 200 милях с.-в. м.Нордкап во время операции ЭМ группы "Арктика" про­тив конвоев QP-11 и PQ-15 в Баренцевом море. В 06:37 получил попадания двух 152-мм снарядов в МО N1 и N2 и потерял ход. Заклинены торпедные аппараты. Командир ЭМ приказал приготовиться оставить корабль. В 06:53 "Schoemann" получил попадания трех 120-мм снарядов с брит. ЭМ "Forester": первое в отсек. XIII левого борта, возник пожар; второе ниже ВЛ (привело к затоплению погребов орудий N1 и N2), третье - в КО -N2(начало заполняться водой). Попадания осколков в аппаратуру дымо­пуска повлекли постановку дымовой завесы. Экипаж оставил корабль. В 08:05 ЭМ подорван посредством подрывных зарядов и в 08:30 затонул. Потери: 8 убитых, 45 раненых.

 

"Bruno Heinemann"

 

12/13.12.1939 при возвращении с минной постановки в составе отряда из пяти ЭМ в Северном море начался сильный пожар в МО N2. Простоял без хода около часа, пока пламя не было взято под контроль.

25.01.1942 на переходе из Вильгельмсхафена в Гавр в соответствии с пла­ном подготовки операции "Церберус" подорвался на двух авиационных магнитных минах в районе Остенде и затонул. Переход осуществлялся в составе 5-й флотилии на скорости 18 узл. Обе мины взорвались под корпу­сом ЭМ в районе носовых артиллерийских погребов, первая - с левого борта, вторая - с правого борта. Взрыв первой мины произошел в 21:13, корабль выкатился из строя и потерял ход. Повреждения: вышли из строя КО N1 и КО N2, заклинены носовые 127-мм орудия, затоплено несколько главных отсеков, что вызвало дифферент на нос 1,5 м. Второй взрыв уско­рил затопление корабля (по данным М.Уитли, оторвана носовая оконеч­ность). ЭМ затонул с креном на правый борт. Пожаров и взрывов боеприпасов не было. Потери: 93 чел.

 

"Wolfgang Zenker"

 

11/12.04.1940 погнул винты в результате касания грунта в Балланген-фьорде.

13.04.1940 взорван экипажем в Румбакс-фьорде в ходе второго боя у Нарвика после полного израсходования боезапаса.

 

"Hans Lody"

 

4.09.1939 получил незначительные повреждения кормовой части в резуль­тате взрыва минного защитника на юте в ходе операции по созданию мин­ного заграждения "Западный вал" в Северном море. Потери: 2 убитых, 6 раненых.

9/10.10.1940 поврежден осколками авиабомб и пулеметным огнем во время налета брит, бомбардировщиков "Суордфиш" 812-й эскадрилий FAA в Бресте. Потери: 2 убитых, 7 раненых.

29.11.1940 получил попадания двух 40-мм снарядов в ходе боя с брит. ЭМ 5-й флотилии у м. Лизард.

7.06.1942 авария в правом МО на стоянке в Тронхейме, пожар, после лик­видации которого главный клапан насоса остался открытым. В результате было затоплено МО и отсеки вспомогательных механизмов. Ремонт более 2 недель.

3.07.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в Вест-фьорде в ходе развертывания герм, флота против конвоя PQ-17J Когда ко­рабли 1-й боевой группы, вышедшей из Тронхейма в Альтен-фьорд, про­ходили узость Джимсёй, три герм. ЭМ один за другим наскочили на не обозначенную на карте подводную скалу, расположенную на кромке глу­боководного фарватера. "Lody" пострадал первым: серьезно повредил оба винта и вала, распорол в нескольких местах двойное дно. ремонт более 6 мес.

21.11.1943 незначительно поврежден при столкновении с ЭМ "Steinbrinck" на переходе из Альтен-фьорда в Нарвик.

 

"Bernd von Arnim"

 

10.04.1940 легко поврежден артиллерией брит. ЭМ 2-й флотилии в Уфут-фьорде. Получил попадания пяти снарядов. Потери: 1 чел.

13.04.1940 взорван экипажем в Румбакс-фьорде в ходе второго боя у Нар­вика после полного израсходования боезапаса.

 

"Erich Giese"

 

13.04.1940 после 15:05 потоплен артиллерией брит. ЛК "Warspite" и ЭМ "Bedouin" ходе боя у Нарвика. В результате многочисленных попаданий потерял ход. Начался пожар. Экипаж оставил корабль, израсходовав вое боеприпасы. Потери: 83 чел.

 

"Erich Koellner"

 

11.04.1940 в 23:30 тяжело поврежден, выскочив на камни в Балланген-фьорде (район Нарвика), где он находился на стоянке. Затоплено два КО, почти полностью потерял ход.

13.04.1940 потоплен артиллерией брит. ЛК "Warspite", ЭМ "Bedouin", "Punjabi", "Eskimo" у Дьюпвика (в Уфут-фьорде). Застигнут англичанами на пути к Таарстадту, где должен был встать в качестве плавбатареи. В 14:09 атакован брит. ЭМ, поражен торпедой в носовую часть и множест­вом снарядов. В 14:20 экипаж за исключением расчета одного 127-мм ору­дия оставил корабль. После 14:20 брит. ЛК "Warspite" дал шесть залпов по "Koellner". 381-мм снаряды пробивали корпус ЭМ насквозь, не успев разо­рваться. Потери: 31 убитый, 39 раненых. Спасшиеся члены экипажа были взяты в плен бойцами норвежской береговой обороны.

 

"Erich Steinbrinck"

 

23.12.1939 легко поврежден в результате столкновения с ЭМ "Schoemann" у м. Шиллингхерн (район Вильгельмсхафена). Ремонт 1 неделя.

10.10.1940 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем самолетов во вре­мя налета брит, авиации на Брест. Потери: 1 убитый, 3 раненых.

25.08.1941 выскочил на мель в районе Ла-Паллиса.

3.09.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в рай­оне Киркенеса. Ремонт 3 мес.

7.03.1943 легко поврежден в результате попадания учебной торпеды с ПЛ "U-703" во время учений у побережья Норвегии. Ремонт в доке Бергена 3 дня.

8.09.1943 утром при обстреле угольных шахт на О.Шпицберген в ходе опе­рации "Цитронелла" в результате сотрясения корпуса от стрельбы собст­венных 127-мм орудий повреждена главная пожарная магистраль, отсек XIII заполнился водой.

21.11.1943 столкнулся с ЭМ "Lody" на переходе из Альтен-фьорда в Нар­вик. Незначительно поврежден.

26.11.1943 поврежден в результате столкновения с норв. пароходом 'Samev". Совместно с ЭМ "Lody" осуществлял переход из Нарвика в Гер­манию, на скорости 12 узл. протаранил "Samev" в районе маяка Блаабакфуа. Ремонт более 1,5 мес.

18.06.1944 поврежден в ходе налета 1218 амер. бомбардировщиков В-17 и В-24 из состава 8-й ВА на Гамбург, где он находился на ремонте. На порт было сброшено 3158 тонн авиабомб. ЭМ получил прямое попадание в от­деление дизель-генераторов, повреждены электромоторы, вентиляторы КО, машинный телеграф.

4.11.1944 повторно поврежден в ходе налета 424 амер. бомбардировщиков В-17 из состава 8-й ВА на Гамбург (сброшено 1030 тонн авиабомб). Бомба разорвалась в 6-10 метрах от правого борта. Затоплено КО N1, в результа­те чего нарушилась подача энергии, вышли из строя пожарные насосы, образовался крен 5 градусов. Получил повреждения от сотрясения корпу­са. Потерь личного состава нет. Не вернулся в строй до конца войны.

 

"Friedrich Eckoldt"

 

9/10.10.1940 поврежден близкими разрывами авиабомб во время налета бомбардировщиков "Суордфиш" 812-й эскадрилий FAA в Бресте. Бомбы разорвались в 30-40 м от борта ЭМ: одна в районе полубака, другая на­против кормового торпедного аппарата. ЭМ пострадал от взрывной вол­ны и осколков, вышел и строя на 3-4 суток. Потерн: 1 убитый, 3 раненых. 12.10.1941 протаранен норв. пароходом в Тромсё. Удар пришелся с левого борта в отсек V. Затоплено МО. Ремонт 3 мес.

11.06.42 выявились поломки в турбинах на переходе из Киля в Норвегию. ЭМ был вынужден вернуться В Киль. Ремонт более 3 недель.

31.12.1942 потоплен артиллерией брит. КР "Sheffield" и сев. м. Нордкап. В ходе боя с охранением союзного конвоя JW-51B в условиях ограниченной видимости сблизился с КР "Sheffield", который был ошибочно принят за герм, флагманский ТКР "Admiral Hipper". "Sheffield" вел огонь в течении 14 минут (11:45-11:58). "Eckoldt" получил много попаданий, загорелся и за­тонул. Потери: весь экипаж, командир 5-й флотилии ЭМ капитан 1 ранга Шеммель со штабом, всего около 340 чел.

 

"Diether von Roeder"

 

4.09.1939 незначительно поврежден близким разрывом бомбы при налете бомбардировщиков "Бленхейм" 107-й Я 110-й эскадрилий RAF в Вильгельмсхафене.

10.04.1940 после 05:35 тяжело поврежден артиллерией брит. ЭМ "Hardy", "Hunter" и "Havock", стоя на якоре в гавани Нарвика. Получил попадания минимум шести 120-мм снарядов в якорный привод (из-за чего не мог снять­ся с якоря), в орудие N3, в отсек XII, в КО N2 (вызвало сильный пожар). Задним ходом отошел к Почтовой пристани и оставлен экипажем. Потери: 13 чел. Во втором бою у Нарвика использовался в качестве плавбатареи с действующими орудиями N1 и N2.

13.04.1940 в 16:20 взорван в гавани Нарвика при угрозе захвата абордаж­ной партией с брит. ЭМ "Foxhound" после боя с брит. ЭМ "Cossack" и пол­ного израсходования боезапаса.

 

"Hans Ludemann"

 

10.04.1940 после 05:35 поврежден артиллерией брит. ЭМ 2-й флотилии в Нарвике. К моменту нападения англичан стоял в гавани у борта танкера "Jan Wellem". Получил попадания двух 120-мм снарядов. Выведены из строя рулевая машина и орудие N1. Начавший пожар вынудил экипаж за­топить кормовой снарядный погреб. Потери: 2 чел.

13.04.1940 в ходе боя у Нарвика, выбросился на берег Румбакс-фьорда. На этот момент полностью израсходовал боезапас. Из-за небрежности при за­кладке подрывных зарядов попытка экипажа взорвать корабль не увенча­лась успехом. Захвачен и добит англичанами: в 17:00 того же дня торпедирован брит. ЭМ "Него", в результате чего начался сильный пожар, окончательно уничтоживший "Ludemann".

 

"Hermann Kunne"

 

10 04.1940 в 05:35 поврежден в ходе атаки брит. ЭМ 2-й флотилии в гавани Нарвика (в момент атаки находился у борта танкера "Jan Wellem"). Турби­ны выведены из строя ударной волной от взрывов брит, торпед, попавших в стоявший поблизости ЭМ "Schmitt" (см). Через час смог дать ход. 13.04.1940 выбросился на мель в Херьянгс-фьорде в ходе второго боя у Нарвика, примерно в 15:15 взорван экипажем и одновременно (по другим данным чуть после) торпедирован преследовавшим его брит. ЭМ "Eskimo". На момент гибели практически полностью израсходовал боезапас.

 

"Karl Galster"

 

3.07.1942 поврежден в результате столкновения с подводной скалой в Вест-фьорде в ходе развертывания герм, флота против конвоя PQ-17. Когда ко­рабли 1-й боевой группы, вышедшей из Тронхейма в Альтен-фьорд, про­ходили узость Джимсёй, три герм. ЭМ один за другим наскочили на не обозначенную на карте подводную скалу, расположенную на кромке глу­боководного фарватера. "Galster" пострадал вторым, когда начал обхо­дить справа поврежденный "Lody". Вышли из строя левый вал, винт и обтекатель ШПС. Ремонт 4,5 мес.

 

"Wilhelm Heidkamp"

 

10.04.1940 тяжело поврежден в результате попадания торпеды брит. ЭМ "Hardy". На момент атаки брит. ЭМ 2-й флотилии стоял на якоре в гавани Нарвика. Получил попадание одной торпеды в отсек III, что повлекло взрыв боеприпасов (по другой версии, детонацию собственных торпед). По­тери: 83 чел., в т.ч. FdZ коммодор Бонте. Во избежание быстрого затопле­ния пришвартован к борту норвежского парохода. Утром 11.04.40 перевернулся и затонул.

 

"Anton Schmitt"

 

10.04.1940 потоплен торпедами брит. ЭМ "Hunter" н артиллерией брит, эс­кадренных миноносцев. На момент атаки брит. ЭМ 2-й флотилии стоял на якоре в гавани Нарвика. Получил попадания двух торпед: с левого борта в район МО N2 и КО N3. Переломился и быстро затонул. Потери: 52 чел.

 

"Z-23"

 

4.07.1943 получил незначительные повреждения в ходе налета брит, бом­бардировщиков на Ла-Паллис. В момент налета находился в доке, в кото­ром заблокирован до 30.07 упавшим 300-тонным краном. 7.08 выведен из дока.

12.08.1944 тяжело поврежден брит, бомбардировщиками "Москито" из со­става 2nd ТАР в Ла-Паллисе. Бомба попала в район сразу за фок-мачтой, прошла сквозь КО N1 и взорвалась под кораблем. Другая бомба взорва­лась слева от мостика, вызвав затопление КО N2; КО N3 и генераторный отсек также начали заполняться водой. Образовался крен на левый борт. ЭМ отбуксирован к бункеру для ПЛ, 20.08.44 разоружен и исключен из со­става флота.

 

"Z-24"

 

9.04.1943 после 20:30 поврежден близкими разрывами авиабомб и пушечно-пулеметным огнем самолетов "Хэмпден" 415-й эскадрильи RCAF и "Веллингтон" 311-й эскадрильи RAF в Бискайском заливе во время эскор­тирования блокадопрорывателя "Himalaya". Потери: 5 убитых, 31 раненый.

9.06.1944 тяжело поврежден в бою с ЭМ брит. 10-й флотилии у о. Ушант. После 01:25 получил пять попаданий 120-мм снарядов: в район носовой орудийной башни, рулевой и штурманских рубок (уничтожено оборудование и карты), во 2-ю дымовую трубу, в носовое машинное отделение, в счетверенный зенитный автомат, и множество попаданий 40-мм снарядов. Начался пожар боезапаса, который пришлось сбросить за борт.

14.08.1944 поврежден самолетами "Бофайтер" 404-й эскадрильи RCAF (попало 5 реактивных снарядов) и 236-й эскадрильи RAF (пушечным ог­нем - около 20 попаданий 20-мм снарядов) на рейде Руайана. Выведены из строя механизмы носовой орудийной башни, оба дальномера, радиообо­рудование, одна труба торпедного аппарата, разрушен ряд внутренних помещений.

25.08.1944 потоплен самолетами "Бофайтер" 236-й эскадрильи RAF и 404-й эскадрильи RCAF на якорной стоянке у Ле-Вердона (устье Жиронды). По­лучил попадания трех бомб и нескольких реактивных снарядов, приткнул­ся к набережной, через несколько часов опрокинулся и затонул.

 

"Z-25"

 

26.06.1941 вечером выскочил на камни у Хёугесунна. Находился в охране­нии двух торговых судов и ПЛ "V-561", шедших из Киля в Берген. Катаст­рофа произошла вследствие навигационной ошибки. 28.06 ЭМ поставили в док Бергена; 1.07 по завершении неотложного ремонта корабль отправили для продолжения ремонта в Бремен.

29.03.1942 около 09:50, по некоторым данным, легко поврежден артилле­рией брит. КР "Trinidad" во время операции ЭМ группы "Арктика" против конвоя PQ-13 в Баренцевом море.

2.05.1942 получил попадание одного 120-мм снаряда с брит. ЭМ "Foresight" в радиорубку в ходе боя герм. ЭМ группы "Арктика" с брит. КР "Edinburgh" и 2 ЭМ. Потери 4 убитых, 7 раненых.

10.01.1944 легко поврежден взрывом донной мины на расстоянии 58 метров от корпуса ЭМ в Данцигской бухте.

12.10.1944 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем советской авиации в районе Клайпеды. Пробиты топливные танки.

30.01.1945 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем советской авиации в районе Кранца. Многочисленные попадания в мостик.

 

"Z-26"

 

29.03.1942 затонул в результате тяжелых повреждений, полученных в бою с охранением союзного конвоя PQ-13 во время операции ЭМ группы "Арктика" в Баренцевом море. Около 09:50 получил попадания двух 152-мм снарядов с брит. КР "Trinidad". Повреждена левая турбина, выведе­ны из строя орудия N2 и N3. В 10:18 - 10:22 повторно поврежден артилле­рией КР "Trinidad", снизил скорость до 15 узл., но затем частично восста­новил до 25 узл.; вышло из строя орудие N4. В 10:50 - 11:22 получил попа­дания шести 120-мм снарядов с брит. ЭМ "Eclipse". Потерял ход, начал тонуть кормой с креном на левый борт, оставлен экипажем. Потери: 243 чел.

 

"Z-27"

 

7.05.1941 получил повреждения винтов и правого вала в результате столк­новения с герм. ПЛ "U-652" в Данцигской бухте.

28.12.1943 потоплен в ходе боя герм. ЭМ 8-й флотилии и ММ 4-й флоти­лии, с брит. КР "Glasgow"и "Enterprise"'в Бискайском заливе. Около 14:30 получил попадание 152-мм снаряда, который упал недолетом, прошел под водой, пробил борт ниже ватерлинии в районе 70-го шпангоута, прошел через топливную цистерну и разорвался к КО N2, Осколками повреждены паровые магистрали, в т.ч. выведен из строя главный паропровод к правой турбине. Корабль снизил ход. В течение следующего часа вышло из строя КО N3, вероятно, из-за попадания забортной воды в топливо. Затем по­следовательно вышли из строя главный паропровод к левой турбине, па­ропровод крейсерского хода, в КО N1 давление пара упало до 30 кг/см кв. Это повлекло полную потерю хода. КР "Glasgow" сблизился с "Z-27" на короткую дистанцию и добился нескольких снарядных попаданий, кото­рые вызвали взрыв боезапаса. Эсминец затонул в 16:41 с креном на левый борт. Потери: 220 чел., среди них командир 8-й флотилии ЭМ кап. 1 ранга 'Эрдменгер.

 

"Z-28"

 

7.09.1942 произошла авария в машине во время похода в Баренцевом море (операция "Царин" 24-28.09). Ремонт в Везермюнде до 03.1943.

3.04.1943 поврежден в результате касания грунта у Gisudet (Норвегия) на переходе из Альтен-фьорда в Харстад. Отбуксирован ЭМ "Beitzen".

24.07.1943 поврежден близким разрывом авиабомбы и пожаром в ходе налета 208 амер. бомбардировщиков В-17 из состава 8-й ВА на Тронхейм, где "Z-28" находился на ремонте. Заблокирован до 4.08 на верфи затонувшим буксиром. Ремонт в Везермюнде более 4 месяцев.

24.10.1944 поврежден совет, штурмовиками Ил-2 из состава 7 гв.шап и 35-го шап ВВС КБФ у п-ва Сырве. Осуществлял арт. поддержку герм, войск. Получил попадания пяти ФАБ-100, из которых непосредственно в ; корпусе ЭМ разорвалась одна. Разрушены штурманская рубка, радиоло­катор, дымовая труба, повреждено КО. Потери: 9 убитых, 5 раненых.

6.03.1945 около 19:00 потоплен в ходе налета 191 брит. бомбардировщика "Ланкастер" и 7 "Москито" из состава 5-й авиагруппы Бомбардировочного командования RAF на якорной стоянке у Засница (о. Рюген). Получил попадания трех авиабомб в район КО, разломился на две части. Кормовая часть затонула фазу, носовая - утром 7.03. Потери: 150 чел.

 

"Z-29"

 

12.02.1942 около 18:15 в ходе операции "Церберус" в Ла-Манше поврежден взрывом 150-мм снаряда в стволе орудия. Осколками поражены элементы МКУ и перебиты нефтепроводы. Потерял ход. Возобновил движение через 50 минут.

8.09.1943 при обстреле норв. береговых батарей на о.Шпицберген в ходе операции "Цитронелла" получил попадания четырех снарядов калибра 20-37 мм в отсек VI, в топливные цистерны. Потери: 3 убитых, 4 раненых

 

"Z-30"

 

20.10.1944 подорвался на авиационной магнитной мине при входе в Осло-фьорд. Эскортировал конвой в условиях сильного снегопада. Разрушен кормовой отсек, заклинен правый вал, от сотрясения повреждена правая турбина. Рули заклинены в положении "лево на борт". Потери: 8 убитых, 3 пропавших без вести, 16 раненых. Корабль отбуксирован в Хортен, а 26.10 в Осло, где поставлен на ремонт в док. Не был отремонтирован до конца войны.

 

"Z-31"

 

12.03.1943 произошла авария в МО на переходе из Нарвика в Тронхейм. Ремонт в Тронхейме.

8.09.1943 при обстреле норв. береговых батарей на о.Шпицберген в ходе операции "Цитронелла" получил попадания 10 снарядов калибра 20-50 мм в надстройки и трубы. Потери: 3 убитых, 1 раненый.

28.01.1945 поврежден в бою с брит. КРЛ "Diadem" и "Mauritius" в районе Согне-фьорда. Получил попадания пяти-семи 133-мм и 152-мм снарядов. Сгорела носовая 150-мм башня. Вышла из строя рулевая машина. Потери: 55 убитых, 24 раненых.

27.03.1945 произошел разрыв ствола орудия главного калибра в Данцигской бухте. Потери: 4 убитых, 18 раненых.

8.04.1945 поврежден советскими бомбардировщиками Пе-2 из состава 12гв.пбап ВВС КБФ в 6 милях с.-в. Хелы. Получил попадание ФАБ-250. Скорость упала до 16 узл.

27.04.1945 поврежден советской авиацией в Свинемюнде. Потери: 2 убитых.

 

"Z-32"

 

14.06.1943 поврежден брит, авиацией во время похода для встречи ПЛ "U-185" в Бискайском зал. (совместно с "Z-24"). Ремонт 2 недели.

30.01.1944 в ходе учений в Бискайском заливе вышло из строя рулевое уст­ройство. "Z-32" врезался в "Z-37" (см). На "Z-32" повреждена носовая часть, возник пожар.

2.05.1944 легко поврежден в результате посадки на мель в устье р. Жирон­да.

9.06.1944 тяжело поврежден в бою с ЭМ брит. 10-й флотилии у о. Ушант. После 01:25 получил попадания двух 120-мм снарядов, в т.ч. в КО N1. Ос­колками выведены из строя радиоантенны. По некоторым данным, полу­чил попадания нескольких снарядов в ходе огневого контакта с брит, и польск. ЭМ 20-го дивизиона в 02:15-02:18. Около 02:25 получил попадания трех 120-мм снарядов с брит. ЭМ "Tartar" и "Ashanti". Затоплен отсек V, выведены из строя носовой торпедный аппарат и орудие N2, начался по­жар. В дальнейшем в бою с канал ЭМ "Heida" и "Huron" (02:50-05:30) по­лучил попадания множества снарядов. Три снаряда попали в район носовой орудийной башни и вывели ее из строя. Один снаряд попал в кор­мовое МО. В 05:20 "Z-32" выбросился на мель у о.Ба, в 05:30 получил по­следнее попадание. Потери: 26 чел. Днем 9.06 корабль оставлен экипажем и несколько позже окончательно разрушен самолетами "Бофайтер" 144-й эскадрилий RAF и 404-й эскадрилий RCAF. В налете приняло участие по 12 машин каждой эскадрильи.

 

"Z-33"

 

8.09.1943 при обстреле норв. береговых батарей на О.Шпицберген в ходе операции "Цитронелла" получил попадания 36 снарядов калибра 20-50 мм в надстройки и трубы. Потери: 3 убитых, 25 раненых.

17.07.1944 легко поврежден пушечно-пулеметным огнем в ходе авиацион­ного налета брит, палубной авиации с АВ "Formidable", "Furious" и "Indefatigable" в Альтен-фьорде.

7/8.02.1945 выскочил на камни в Бру-фьорде (район ю.-з. Тронхейма). По­ломан правый винт, вышли из строя машины, днище распорото с II по VII отсеки, повреждены рули. Отбуксирован в Тронхейм.

9.02.1945 во время буксировки в Тронхейм поврежден брит, самолетами "Бофайтер" из состава 144-й, 404-й, 455-й и 489-й эскадрилий в районе Статланна. Получил попадание одной авиабомбы и множество снарядных попаданий.

 

"Z-34"

 

28.01.1945 легко поврежден в бою с брит. КРЛ "Diadem" и "Mauritius" в районе Согне-фьорда. Получил попадание снаряда в ватерлинию.

29.03.1945 легко поврежден советской авиацией у Хелы.

14.04.1945 днем произошел разрыв ствола орудия главного калибра в Данцигской бухте.

15.04.1945 в 23:15 торпедирован советск. ТКА "ТК-131" или "ТК-141" у Хелы. Торпеда попала в левый борт между отсеками IV и V. Потерял ход. Днем 16.04 подвергся атаке 16 бомбардировщиков Пе-2 из состава 12 гв. аппб ВВС КБФ и истребителей, серьезно поврежден пушечно-пулеметным огнем. Потери: 8 убитых и 16 раненых. Отбуксирован ММ "Т-36" в Свинемюнде.

 

"Z-35"

 

7.02.1944 легко поврежден взрывом донной мины на расстоянии 77 метров от корпуса ЭМ в районе Хелы.

21.08.1944 легко поврежден ударом о грунт при швартовке у о.Саарема.

24.10.1944 поврежден четырьмя близкими бомбовыми разрывами и пушеч­но-пулеметным огнем при налете штурмовиков Ил-2 из состава 7-го гв.шап и 35-го шап ВВС КБФ во время артподержки герм, войск у п-ва Сворбе.

12.12.1944 подорвался на герм, минах зап. о. Найссар (Финский залив). В составе отряда из трех ЭМ и двух ММ вышел на миннозаградительную операцию "Нил" в устье Финского залива. Из-за навигационной ошибки отряд оказался в опасной близости от минного поля "Насхорн". В 01:53 "Z-35" подорвался на мине, выкатился из строя влево, окутавшись дымом. Затем произошло еще несколько взрывов. После 02:00 вторично подорвал­ся на мине, опрокинулся на левый борт и затонул.

 

"Z-36"

 

12.12.1944 подорвался на герм, мине зап. о. Найссар (Финский залив). В со­ставе отряда из трех ЭМ и двух ММ вышел на миннозаградительную опе­рацию "Нил" в устье Финского залива. Из-за навигационной ошибки отряд оказался в опасной близости от минного поля "Насхорн". В 02:00 "Z-36" подорвался на мине и быстро затонул. Потери суммарно "Z-35" и "Z-36": более 520 чел., в том числе командир 6-й флотилии ЭМ кап. 1 ранга Коте.

 

"Z-37"

 

6.03.1943 в тумане коснулся грунта при входе в Гавр (8-я флотилия ЭМ пе­реходила из Германии в Бордо). Повреждены винты, образовалась течь в корпусе. Корабль поставлен в док. Ремонт 2 недели.

30.01.1944 в 00:22 протаранен ЭМ "Z-32", на котором вышло из строя ру­левое управление, во время учений в Бискайском заливе. Удар пришелся по правому борту около кормового торпедного аппарата. Это повлекло серьезные разрушения в средней части корпуса, полную потерю хода (вышли из строя оба МО), пожар. Отбуксирован ЭМ "Z-23" в Бордо. Не­обходимый ремонт 12 мес. В августе 1944 г. с "Z-37" снято все оборудова­ние и орудия главного калибра, 20.08.1944 ЭМ исключен из состава флота, 24.08.1944 взорван в доке порта Бордо.

 

"Z-38"

 

10.05.1943 во время учебного плавания у побережья Восточной Пруссии подорвался на донных минах. Две мины взорвались в 10:34 на расстоянии около 30 м от ЭМ. От сотрясения повреждена турбина. Корпус корабля не пострадал. Ремонт 3 мес.

29.03.1945 произошел разрыв ствола орудия главного калибра у Хелы.

4.04.1945 легко поврежден огнем советской авиацией и береговыми бата­реями в Данцигской бухте. Осколочные пробоины в корпусе. 3.05.1945 легко поврежден советской авиацией в Свинемюнде.

 

"Z-39"

 

23.06.1944 в начале суток поврежден советским одиночным бомбардиров­щиком А-20Ж из состава 51-го мтап ВВС КБФ в Палдиски. Получил по­падание одной ФАБ-500 в центр корпуса.

24.07.1944 поврежден в ходе налета 519 брит, бомбардировщиков "Ланкастер", 100 "Галифакс" и 10 "Москито" в Киле, где находился на ре­монте. На порт было сброшено 2748 тонн авиабомб. Одна из бомб попала в кормовую часть ЭМ. Общая продолжительность ремонта этого и ранее полученного повреждений около 6 мес.

 

"Z-43"

 

9.04.1945 в 14:06 поврежден близким разрывом авиабомбы у Хелы. Еще одна бомба попала в КО N1, но не взорвалась. "Z-43" находился в прикры­тии ЭМ "Z-39" и ММ "Т-33", обстреливавших советские войска, и атако­ван 20 штурмовиками Ил-2 из состава 35-го шал ВВС КБФ.

10.04.1945 поврежден взрывом донной мины, поставленной пред­положительно советской ПЛ "Л-21", в Данцигской бухте.

3.05.1945 затоплен в бухте Гёлтингер (район Фленсбурга)

 

"Z-44"

 

29.07.1944 потоплен в ходе налета амер. бомбардировщиков В-17 и В-24 из состава 8-й ВА в Бремене

 

"ZN-1"

 

11.04(1943 тяжело поврежден в результате столкновения с датским парохо­дом "Dotiro" у Gjedser (Датские проливы).

9.06.1944 потоплен в бою с ЭМ брит. 10-й флотилии у о. Ушант. После 01:25 получил попадания шести 120-мм снарядов, в т.ч. в МО, а затем в КО N1. Вышла из строя рулевая машина, турбогенераторы, турбины переста­ли слушаться машинного телеграфа. Корабль потерял ход. В 02:25-02:40 получил попадание торпеды (оторван нос) и множества снарядов с брит. ЭМ "Ashanti", оставлен экипажем, в 02:40 взорван и затонул. Потери: 39 чел.

 

"ZG-3"

 

30.04.1943 тяжело поврежден амер. авиацией в районе м.Бон. Вместе с итал ЭМ "Lampo," и "Leone Pancaldo" (оба потоплены) осуществлял перевозку войск и грузов из Салерно в Тунис. Потери: 23 чел.

7.05.1943 затоплен в Ла-Гайетт (военная гавань Туниса) в связи с угрозой захвата англо-американскими войсками.