Введение

 

С началом Первой мировой войны на океанских коммуникациях, являвшихся, пожалуй, наиболее уязвимыми звеньями Британской империи, развернулась динамичная и полная драматизма борьба. В августе 1914 года на торговые пути Тихого, а затем и Индийского океанов вышли, открыв боевые действия против судоходства Британии и ее союзников по Антанте, корабли восточно-азиатской крейсерской эскадры вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее. На судоходных линиях Атлантики также действовали крейсера кайзеровского флота, проводившие самостоятельные рейды, и, кроме того, сюда были направлены германские вспомогательные крейсера, переоборудованные из пассажирских лайнеров-трансатлантиков, обладавших достаточно высокой скоростью хода. Первоначально успех сопутствовал немцам и им удалось нанести ощутимый вред противнику. Так, действовавший отдельно от эскадры графа Шпее в Индийском океане крейсер Emden за два месяца самостоятельного рейдерства захватил 23 торговых судна, из которых 16, общей вместимостью 70825 Брт, были потоплены, одно переоборудовано во вспомогательный крейсер (Русский пароход Добровольческого флота «Рязань», при переоборудовании получил название старого германского крейсера Cormoran (1892 г., 1630 т, 17 уз, 8x105, 5x3.7, 2x350 ТА), чьими орудиями был вооружен; из-за отсутствия снабжения интернировался на Гуаме в декабре 1914 года; в 1917 году, после вступления Соединенных Штатов в войну на стороне Антанты, затоплен экипажем), два — в суда снабжения, а еще четыре приза с экипажами захваченных судов на борту были отпущены. Кроме того, во время набеговой операции на базу Пенанг тот же рейдер потопил русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец Mousquet. He менее впечатляющими были успехи и других германских рейдерских кораблей. В течение первых восьми месяцев войны потери только британской торговли от крейсерской войны на всех морях и океанах достигли огромной суммы в 6691000 фунтов стерлингов. По признанию премьер-министра Британии Г. Асквита (Н.Н. Asquith), действия германских крейсеров постоянно вызывали тревогу в британском кабинете министров. Напряженность достигла кульминации, когда стало известно, что правительство Новой Зеландии в страхе перед германскими рейдерами наотрез отказалось посылать свои экспедиционные силы (уже погруженные на транспорты и готовые к отплытию) до тех пор, пока Королевским флотом не будет выделен мощный эскорт для конвоирования войсковых транспортов из Веллингтона в Аделаиду, где новозеландцам предстояло присоединиться к австралийскому контингенту для последующей отправки в Европу.

Тем не менее, первый раунд борьбы на коммуникациях, хоть и не без крайнего напряжения сил, но все же был выигран англичанами. После разгрома эскадры Шпее в Фолклендском бою 8 декабря 1914 года немало времени и сил было потрачено на поиск и уничтожение уцелевшего от преследования осколков эскадры крейсера Dresden, а также других германских рейдеров, действовавших на океанских просторах. При этом не обошлось без курьеза. Длительное время не давали результата поиски крейсера Karlsruhe, захватившего в Атлантике 18 торговых судов общей вместимостью 76609 Брт, оцененных вместе с грузом в 1500000 фунтов стерлингов. О нем постоянно поступали донесения из разных районов океана, для его поимки в декабре 1914 года была сформирована специальная эскадра из кораблей Вест-Индской морской станции, а на Ямайке с этой же целью планировалось сосредоточение австралийской эскадры крейсеров. Однако поиски Karlsruhe столь внушительными силами оказались безрезультатными: казалось, исчезнувший крейсер превратился в «Летучий Голландец». И только во второй половине марта 1915 года в британском Адмиралтействе стало известно, что рейдер погиб от внутренних взрывов в районе острова Тринидад в Карибском море еще 4 ноября 1914 года. Карьера германских вспомогательных крейсеров-лайнеров также, в основном, оказалась недолгой. Два из них, Kaiser Wilhelm der Grosse и Cap Trafalgar, были затоплены собственными командами после боя с британскими кораблями соответственно 26 августа и 14 сентября 1914 года, а наиболее удачливые — Prinz Eitel Friedrich (11 захваченных судов общим тоннажем 33423 Брт) и Kronprinz Wilhelm (15 судов тоннажем 60522 Брт) — интернировались в апреле 1915 года в американском порту Ньюпорт-Ньюс из-за отсутствия снабжения. Последний же из германских боевых кораблей-рейдеров, действовавший в Индийском океане крейсер Konigsberg, после того, как он разделался со старым английским крейсером Pegasus, был заблокирован в октябре 1914 года в дельте африканской реки Руфиджи превосходящими силами британского флота и, наконец, потоплен 11 июля 1915 года, став примером того, как много беспокойства может причинить даже не очень сильный крейсер.

Таким образом, казалось, что первоначальные затруднения, возникшие на океанских торговых путях, в основном, уже устранены. Тем не менее, к лету 1915 года на британских коммуникациях вновь сложилась тяжелая ситуация. Связанные с океанской крейсерской войной операции затянулись, продолжая отвлекать немалое количество британских крейсеров. Именно в этот период на смену использовавшимся немцами для корсарских действий быстроходным пассажирским лайнерам с огромным расходом топлива и характерным трудноизменяемым силуэтом пришли грузовые пароходы среднего водоизмещения со стандартным силуэтом, имевшие замаскированное вооружение и обычно шедшие под флагами нейтральных, а то и союзных государств Антанты. Такие рейдеры было очень трудно идентифицировать, и поэтому их действия имели довольно значительный успех. Вместе с тем не могло не вызывать самых серьезных опасений появление нового оружия против торговли — подводных лодок, уже проявивших себя в этом качестве в английских водах. Положение осложнялось ходом экспедиций в германских заморских владениях (в Африке), которые тяжелым бременем ложились на британский флот и протекали далеко не с той быстротой, с которой ожидалось.

Однако наибольшую опасность, по мнению Адмиралтейства, представляли новые германские легкие крейсера, заложенные немцами перед самой войной и, по данным британской разведки, продолжавшие закладываться и после ее начала. Уже на начальном этапе океанской крейсерской войны стало ясно, что германские крейсера не только не уступают, но по отдельным показателям даже превосходят британские. И если трагический результат боя при; Коронеле 1 ноября 1914 года, закончившегося гибелью двух броненосных крейсеров из состава британской эскадры контр-адмирала К. Крэдока, можно было отнести за счет того, что для антирейдерских операций выделялись по большей части старые тихоходные корабли с устаревшей артиллерией и экипажами, укомплектованными резервистами, то скоростные показатели легких крейсеров противника стали для англичан неприятным сюрпризом. Оказалось, что во всем Королевском флоте Великобритании (Royal Navy) в то время не было крейсера, способного догнать германский крейсер Karlsruhe, обладавший 27-узловой скоростью, а на военно-морской станции мыса Доброй Надежды — ни одного корабля, который мог бы не отстать от крейсера Konigsberg с его 23 узлами. Таким образом, остро ощущался недостаток внимания, которое уделялось строительству для Королевского флота быстроходных легких крейсеров в предвоенный период, в связи с чем англичанам приходилось выделять для поиска и поимки рейдеров противника весьма значительные силы флота. Так, внушительный перечень британских кораблей, действовавших против крейсера Konigsberg, говорит сам за себя: старый линейный корабль Goliath, легкие крейсера Hyacinth, Chatham, Dartmouth, Weymouth, Pyramus, Pegasus, Pioneer, Fox, Astraea, мониторы Severn и Mersey и большое количество вспомогательных судов. О том, сколь огромное беспокойство англичанам и их союзникам причинили германские крейсера старой формации, вошедшие в строй еще до начала войны и вооруженные 105-мм артиллерией, можно также судить по царившей в британском Адмиралтействе растерянности, панике на биржах союзных государств Антанты, а также по тому облегчению, с которым встречались известия об интернировании или уничтожении очередного рейдера. И только чины Адмиралтейства, имевшие доступ к секретной развединформации, имели значительно более веские основания для беспокойства. Уже в первые месяцы войны в состав кайзеровского Флота Открытого моря начали входить новые легкие крейсера, обладавшие еще более высокой скоростью хода (27.5-28 узлов) и вооруженные 150-мм (5.9-дюймовой) артиллерией. Первыми из них стали два подвергшихся перевооружению корабля типа Graudenz (вступили в строй в августе 1914 и в январе 1915 года, 28 уз., 7х150 мм) и конфискованная пара крейсеров, строившихся на верфи Schichau по заказу российского морского ведомства, — переименованные в Pillau и Elbing бывшие «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской» (введены в строй соответственно в декабре 1914 и сентябре 1915 года, 27.5уз., 8х150мм). В 1915 году сошли на воду заложенные за год до войны два крейсера типа Wiesbaden, окончание постройки которых ожидалось к концу лета, а также продолжена закладка самой крупной серии легких крейсеров, названных в честь кораблей, погибших в начале войны (14 единиц, из которых были построены и вошли в строй в 1916-1918 годах только шесть). Выявившееся в ходе боевых действий недостаточно мощное вооружение германских довоенных легких крейсеров побудило немцев перевооружить некоторые из них 150-мм артиллерией.

Что же тем временем происходило в Англии? В первые три месяца войны, пока пост Первого морского лорда в британском Адмиралтействе занимал флегматичный принц Луи Баттенбергский (First Sea Lord and Chief of Naval Staff Prince Louis of Battenberg), выполнение практически всех судостроительных программ было приостановлено. Достраивались только те корабли, которые планировалось ввести в строй к 1915 году. Таким образом, из находившихся в это время в постройке на британских верфях 17 легких крейсеров достраивались только семь. Предполагалось, что война продлится несколько месяцев, и англичане рассчитывали завершить ее имеющимися силами. Поэтому в этот период были дополнительно заказаны только 12 эсминцев и такое же количество подводных лодок. Ситуация кардинальным образом изменилась лишь с назначением в конце октября на пост Первого морского лорда адмирала Дж. А. Фишера (Sir John Arbuthnot Fisher). Co «вторым пришествием» Фишера (а он уже занимал этот пост в 1904-1910 годах) Адмиралтейство очнулось от спячки. 3 ноября, четыре дня спустя после его вступления в должность, на расширенном совещании Адмиралтейства, на котором присутствовали также представители британских военных верфей и частных судостроительных фирм, была принята знаменитая кораблестроительная программа военного времени (Emergency War Programme) и подписаны контракты на постройку 612 военных кораблей и вспомогательных судов. Но эта грандиозная программа лишь в полной мере отражала пристрастие Первого лорда Адмиралтейства к своим «любимым детищам» — линейным крейсерам (в первой половине 1915 года были заложены два корабля типа Renown и знаменитые «белые слоны адмирала Фишера» — три легких линейных крейсера типа Courageous) и подводным лодкам (заказаны 64 единицы). Что же касается легких крейсерских сил, на которые ложилось основное бремя службы по охране океанских коммуникаций империи, то здесь ограничились достройкой уже заложенных кораблей, а также закладкой согласно довоенной кораблестроительной программе 1914-1915 годов шести единиц легких крейсеров серий Cambrian и Centaur (тип С). Впоследствии это дало возможность противникам старого адмирала возложить на него ответственность за нехватку в составе флота легких крейсеров.

Главной составляющей кипучей деятельности замечательного тандема выдающихся деятелей — Первого лорда Адмиралтейства (морского министра) У. Черчилля (First Lord Sir Winston Leonard Spencer Churchill) и Первого морского лорда Дж. Фишера — являлись вопросы стратегического планирования. Возникшие между ними непримиримые разногласия по вопросам стратегии в конечном счете и стали одной из причин грандиозного политического кризиса, разразившегося в мае 1915 года. 15 мая Фишер подал в отставку, а вслед за ним был вынужден оставить свой пост и морской министр У. Черчилль. С их уходом лишившееся энергичных и напористых лидеров Адмиралтейство вновь погрузилось в состояние летаргического сна. Но вот парадокс! Прекратив заниматься утопическим прожектерством и разработкой операций глобального стратегического масштаба, вроде Дарданелльской, в которой к тому времени завязли флоты союзников, или не менее утопического «Балтийского проекта» (грандиозная десантная операция по высадке силами британского флота русских армий в Померании), до осуществления которого, слава Богу, дело не дошло, в Адмиралтействе вновь возобладал здравый смысл и оно, наконец, обратилось к насущным потребностям флота, занявшись приземленными проблемами тактики и кораблестроительных программ.

После падения в мае 1915 года правительства либералов и прихода к власти коалиционного кабинета, который вновь возглавил премьер-министр Г. Асквит, высшие посты в морском ведомстве Британии заняли ставший морским министром А. Бальфур (Arthur J. Balfour) и новый Первый морской лорд Г. Джексон (First Sea Lord Sir Henry Jackson). В этот момент и выплыли на поверхность просочившиеся в Англию сведения о новых германских легких крейсерах. Как уже говорилось выше, не прекращавшаяся в военное время активность германских верфей и прежде не являлась секретом для лордов британского Адмиралтейства, получавших исчерпывающие сведения о строящихся противником кораблях от отдела разведки, но на этот раз информация попала в печать, вызвав новый взрыв панических настроений в обществе. Новое руководство морского ведомства не могло не отреагировать на эту кампанию в прессе. Появление у противника столь сильных легких крейсеров побудило англичан пересмотреть кораблестроительную программу военного времени, принятую в ноябре 1914 года. В дальнейшем были спроектированы и в срочном порядке заложены легкие крейсера типа D, которые предназначались для действий в составе эскадры и оказались практически равноценными германским, превосходя их на узел-полтора в скорости, но зато уступая «немцам» в вооружении (шесть 152-мм орудий против семи-восьми немецких 150-мм). Однако в июне 1915 года Адмиралтейство находилось под жестким прессингом нагнетавшейся прессой истерии и испытывало небезосновательные опасения по поводу прорыва легкими крейсерами противника морской блокады и выхода их на океанские транспортные коммуникации. Таким образом, срочно требовались корабли для охраны коммуникаций, способные быстро и без ущерба для себя уничтожать германские рейдеры, как военные, так и коммерческие, а также превосходящие новые крейсера кайзеровского флота буквально по всем боевым характеристикам.