Проектирование крейсера типа «улучшенный Birmingham»
9 июня 1915 года Третий морской лорд Адмиралтейства и Главный инспектор флота Ф. Тюдор (Third Sea Lord and Controller of the Navy Sir Frederick C. Tudor), в ведении которого находились все вопросы, связанные с конструированием и строительством кораблей, направил запрос Отделу военного кораблестроения Адмиралтейства (ОВК) о возможности создания на основе проекта крейсеров типа Birmingham нового крейсера с более мощным артиллерийским вооружением, более высокой скоростью и большей дальностью плавания. В составленной адмиралом памятной записке на имя начальника Отдела указывалось, что новые корабли должны быть вооружены возможно большим количеством орудий, способных поразить корабль противника с большой дистанции прежде, чем тот сможет ответить из своих 150-мм орудий. Скорость хода — не менее 30 узлов. Кроме того, специально оговаривалась необходимость проведения проектных работ в наиболее сжатые сроки.
Главным конструктором флота (начальником ОВК) тогда являлся сэр Юстас Т. д'Эйнкурт (DNC — Director of Naval Construction Sir Eustace Hugh Tennyson d'Eyncourt), занимавший этот пост уже более двух лет. Он и возглавил работы по проектированию «улучшенных бирмингемов». Кстати сказать, крейсера такого большого водоизмещения (а повышение всех боевых характеристик новых кораблей должно было привести к росту водоизмещения сравнительно с прототипом чуть ли не вдвое) для Королевского флота не проектировались утке более десяти лет — с тех пор, как в 1905 году были заложены броненосные крейсера первого класса типа Minotaur водоизмещением 14600 т (последний из них, Defence, сошел на воду в 1907 году). В течение всего следующего десятилетия англичане строили либо линейные крейсера, либо являвшиеся развитием линии крейсеров второго и третьего классов крейсера-скауты и легкие крейсера типов Town и С водоизмещением до 5440 тис максимальным калибром главной артиллерии до 152 мм (тип Birmingham). Тем не менее, д'Эйнкурт, талантливый конструктор и организатор, имевший богатый опыт кораблестроителя и проектировщика, который он получил на верфи фирмы Armstrong, Whitworth&Co в Эльсвике, легко справился с поставленной задачей. Уже в ближайшее время после получения задания на проектирование он представил на рассмотрение Совета Адмиралтейства несколько эскизных вариантов 9000-тонного крейсера с варьировавшимся стандартным вооружением крейсера первого класса: только шестидюймовой (152-мм) артиллерией из 8, 12 и 14 орудий, а также со смешанным вооружением из двух 9,2-дюймовых (234-мм) и восьми шестидюймовых орудий. Представленные Главным конструктором предложения были рассмотрены на заседаниях Совета, который сразу же отверг варианты с шестидюймовой артиллерией, посчитав ее слишком слабой для решения поставленных перед крейсерами этого типа задач. Не устроил лордов Адмиралтейства и вариант со смешанным вооружением, поскольку 234-мм орудия были признаны ненадежными из-за большого рассеивания снарядов при стрельбе на больших дистанциях, а также недостаточно скорострельными. Кроме того, двух таких орудий на корабль было недостаточно, а установка большего их количества требовала и значительно большего водоизмещения. В результате обсуждений было решено установить на новых крейсерах неплохо зарекомендовавшие себя ранее 190-мм (7,5-дюймовые) орудия, как наиболее крупнокалиберные из скорострельных, стрелявшие, к тому же, вдвое дальше, чем шестидюймовки. После решения всех вопросов, связанных с бронированием, силовой установкой и оснащением новых крейсеров, их проектирование было завершено летом 1915 года, и тогда же проект крейсера с 7,5-дюймовой артиллерией был утвержден в целом.
Адмиралтейство сразу же выразило желание построить большое количество таких крейсеров. Но поскольку, согласно проектной калькуляции, стоимость корпуса вместе с силовой установкой (без учета стоимости оборудования и вооружения) только для одного корабля составляла 750000 фунтов стерлингов, в декабре 1915 года на трех казенных и одной частной верфи был размещен заказ лишь на четыре единицы этого типа. В январе 1916 года к ним добавили еще одну, заказанную частной верфи в Ирландии в апреле того же года. Головной корабль этого типа был заложен в декабре 1915 года на шотландской частной верфи в Далмюре, в связи с чем вся пятерка крейсеров получила обозначение «тип Raleigh», а после нелепой гибели этого крейсера в 1922 году — «тип Hawkins». Предназначавшиеся для действий в отдаленных океанских районах крейсера были названы именами знаменитых английских адмиралов-мореплавателей эпохи королевы Елизаветы I, поэтому существовало еще одно название этого типа кораблей — The Elizabethans («Елизаветинцы»).