Проектирование крейсера типа «улучшенный Birmingham»

 

9 июня 1915 года Третий морской лорд Адмиралтейства и Главный инспектор флота Ф. Тюдор (Third Sea Lord and Controller of the Navy Sir Frederick C. Tudor), в ведении которого находились все вопросы, связанные с конструированием и строительством кораблей, направил запрос Отделу военного кораблестроения Адмиралтейства (ОВК) о возможности создания на основе проекта крейсеров типа Birmingham нового крейсера с более мощным артиллерийским вооружением, более высокой скоростью и большей дальностью плавания. В составленной адмиралом памятной записке на имя начальника Отдела указывалось, что новые корабли должны быть вооружены возможно большим количеством орудий, способных поразить корабль противника с большой дистанции прежде, чем тот сможет ответить из своих 150-мм орудий. Скорость хода — не менее 30 узлов. Кроме того, специально оговаривалась необходимость проведения проектных работ в наиболее сжатые сроки.

Главным конструктором флота (начальником ОВК) тогда являлся сэр Юстас Т. д'Эйнкурт (DNC Director of Naval Construction Sir Eustace Hugh Tennyson d'Eyncourt), занимавший этот пост уже более двух лет. Он и возглавил работы по проектированию «улучшенных бирмингемов». Кстати сказать, крейсера такого большого водоизмещения (а повышение всех боевых характеристик новых кораблей должно было привести к росту водоизмещения сравнительно с прототипом чуть ли не вдвое) для Королевского флота не проектировались утке более десяти лет — с тех пор, как в 1905 году были заложены броненосные крейсера первого класса типа Minotaur водоизмещением 14600 т (последний из них, Defence, сошел на воду в 1907 году). В течение всего следующего десятилетия англичане строили либо линейные крейсера, либо являвшиеся развитием линии крейсеров второго и третьего классов крейсера-скауты и легкие крейсера типов Town и С водоизмещением до 5440 тис максимальным калибром главной артиллерии до 152 мм (тип Birmingham). Тем не менее, д'Эйнкурт, талантливый конструктор и организатор, имевший богатый опыт кораблестроителя и проектировщика, который он получил на верфи фирмы Armstrong, Whitworth&Co в Эльсвике, легко справился с поставленной задачей. Уже в ближайшее время после получения задания на проектирование он представил на рассмотрение Совета Адмиралтейства несколько эскизных вариантов 9000-тонного крейсера с варьировавшимся стандартным вооружением крейсера первого класса: только шестидюймовой (152-мм) артиллерией из 8, 12 и 14 орудий, а также со смешанным вооружением из двух 9,2-дюймовых (234-мм) и восьми шестидюймовых орудий. Представленные Главным конструктором предложения были рассмотрены на заседаниях Совета, который сразу же отверг варианты с шестидюймовой артиллерией, посчитав ее слишком слабой для решения поставленных перед крейсерами этого типа задач. Не устроил лордов Адмиралтейства и вариант со смешанным вооружением, поскольку 234-мм орудия были признаны ненадежными из-за большого рассеивания снарядов при стрельбе на больших дистанциях, а также недостаточно скорострельными. Кроме того, двух таких орудий на корабль было недостаточно, а установка большего их количества требовала и значительно большего водоизмещения. В результате обсуждений было решено установить на новых крейсерах неплохо зарекомендовавшие себя ранее 190-мм (7,5-дюймовые) орудия, как наиболее крупнокалиберные из скорострельных, стрелявшие, к тому же, вдвое дальше, чем шестидюймовки. После решения всех вопросов, связанных с бронированием, силовой установкой и оснащением новых крейсеров, их проектирование было завершено летом 1915 года, и тогда же проект крейсера с 7,5-дюймовой артиллерией был утвержден в целом.

Адмиралтейство сразу же выразило желание построить большое количество таких крейсеров. Но поскольку, согласно проектной калькуляции, стоимость корпуса вместе с силовой установкой (без учета стоимости оборудования и вооружения) только для одного корабля составляла 750000 фунтов стерлингов, в декабре 1915 года на трех казенных и одной частной верфи был размещен заказ лишь на четыре единицы этого типа. В январе 1916 года к ним добавили еще одну, заказанную частной верфи в Ирландии в апреле того же года. Головной корабль этого типа был заложен в декабре 1915 года на шотландской частной верфи в Далмюре, в связи с чем вся пятерка крейсеров получила обозначение «тип Raleigh», а после нелепой гибели этого крейсера в 1922 году — «тип Hawkins». Предназначавшиеся для действий в отдаленных океанских районах крейсера были названы именами знаменитых английских адмиралов-мореплавателей эпохи королевы Елизаветы I, поэтому существовало еще одно название этого типа кораблей — The Elizabethans («Елизаветинцы»).