Крейсер-авианосец Vindictive

 

По компоновке корабль представлял собой уменьшенный вариант авианосца Furious после его второй модернизации. Перестройка почти не изменила внутреннего устройства корабля, а произведенные на нем перемены касались, по большей части, надстроек. В носовой части был оборудован самолетный ангар длиной 23.8 и шириной 14.9 м, сужавшийся к носовой оконечности до 13.4 м. В связи с этим изменили конструкцию носовой надстройки и отказались от установки 190-мм орудия №2. Устроенная на крыше ангара стальная взлетная палуба удлинялась навесом над орудием №1 до 32.3 м (позднее до 36, а по другим данным, и до 38.8м). Ее максимальная ширина составила 16.1м. Для подъема самолетов из ангара служили две расположенные по краям взлетной палубы грузовые стрелы, а сам подъем осуществлялся через устроенный в палубе люк размерами 18.3 на 4.9 м. Грузовой кран, предназначенный для подъема с воды гидросамолетов, располагался в корме.

Как и на Furious во время второй модернизации, позади дымовых труб Vindictive соорудили оборудованную аварийным барьером посадочную палубу («alighting» deck) длиной 58.8 (193 фута) и шириной 17.4 м (57 футов), которая тянулась до позиции кормового орудия №7. Это обусловило отсутствие кормовых 190-мм орудийных установок №5 и №6, а также перенос кормового поста управления огнем ближе к кормовой дымовой трубе, а грот-мачты — на правый борт. Совершившие посадку самолеты можно было перетаскивать на взлетную палубу по мостику шириной 2.44 м, устроенному вдоль левого борта. Достаточно большой объем работ был выполнен по переоборудованию внутренних помещений корабля в цистерны для авиационного топлива, а также в мастерские и жилые помещения для личного состава. Для компенсации влиявшего на остойчивость возросшего «верхнего веса» бортовые «були» сделали шире на два дюйма (5.8 см).

Остальные параметры корабля остались чисто крейсерскими. Число 190-мм орудий сократили с семи до четырех (бортовые установки главного калибра также были сохранены). Зенитные 76.2-мм орудия разместили на спардеке между дымовыми трубами. Из трехдюймовок противоминного калибра были установлены только четыре орудия: два побортно на палубе юта, сразу за срезом полубака, а еще два по обеим сторонам носовой надстройки. Корабль располагал шестью предусмотренными проектом торпедными аппаратами (впрочем, имеются данные, что надводные аппараты не устанавливались). Вооружение дополняли четыре 7.7-мм пулемета Lewis. Стандартное водоизмещение корабля составило 9394 т, полное — 12400 т. Во время ходовых испытаний Vindictive развил скорость 29.1 узла при мощности машин 63600 л.с.

Авиационную группу Vindictive в период его службы в качестве крейсера-авианосца составляли от пяти до двенадцати самолетов разных типов: Grain Griffin (N100), Sopwith Pup, Sopwith 2F.1 Camel, Sopwith 11/2 Strutter, а также гидропланы Short 184. Тем не менее, с его палубы ими был совершен всего один боевой вылет и за весь период была произведена единственная удачная посадка на корабль, да и та являлась экспериментальной. Причиной этому стали погрешности конструктивного плана, допущенные проектировщиками и обусловившие недостатки крейсеров-авианосцев именно как авианесущих кораблей. Так, необычным для Vindictive как авианосца явилось сохранение обеих дымовых труб в диаметральной плоскости корабля. Как показала единственная экспериментальная посадка самолета на этот корабль, произведенная 1 ноября 1918 года, дымовые трубы при этом не доставляли особых трудностей. Эксперимент не был продолжительным, а уже в начальный период службы Vindictive (равно как и его собрата по концепции «крейсер-авианосец» Furious) выяснилось, что создаваемые за комплексом плохо обтекаемой носовой надстройки и дымовых труб мощные турбулентные потоки воздуха делают посадку на него весьма рискованной. Кроме того, горячий дым из дымовых труб влиял на плотность воздуха за кормой и над посадочной палубой. Из других конструктивных недостатков можно отметить малые размеры двух раздельных полетных палуб, что также делало Vindictive малопригодным для нормальной эксплуатации самолетов. Впрочем, винить во всем проектировщиков и, в частности, автора проектов переоборудования крейсеров Furious и Cavendish д'Эйнкурта также не следует. Им приходилось начинать историю конструирования кораблей авианосного класса с чистого листа в отсутствии единой концепции авианосца и при ошибочности существующих, а также без должного опыта в проектировании и оборудовании кораблей этого класса. Подобного рода опыт появился только в ходе проводившихся на флоте (впрочем, не только британском) долговременных экспериментов, которые все в большей степени демонстрировали трудность воплощения в одном корабле противоречивых требований, предъявляемых к авианосцу и артиллерийскому кораблю. Становилось понятно, что проще построить два различных корабля со своими задачами, чем совмещать две трудносовместимые задачи в одном. Поэтому уже в самом начале 20-х годов концепция «крейсера-авианосца» была отложена на долгое время.