Модернизационные мероприятия и перемены в вооружении в межвоенный период

 

Вся служба крейсеров этого типа с момента вступления в строй и до начала 40-х годов представляет собой длинную цепь переоборудований, разоружений, бесконечных выводов в резерв для ремонтов, больших и малых модернизаций. Открывает её обратная перестройка крейсера-авианосца Vindictive. Решение о его переоборудовании было принято еще в мае 1919 года, когда в рамках сокращения бюджетных расходов на флот в Адмиралтействе постановили избавиться от гидроавиатранспортов и заодно перестроить Vindictive обратно в крейсер. Впрочем, кораблю ещё довелось в том же году участвовать в качестве авианосца в ведшейся на Балтике войне против Советской России, где его конструктивные недостатки проявились в полной мере.

В ходе перестроечных работ, проходивших в 1923-1925 годах в Портсмуте, на корабле демонтировали обе полетные палубы и усилили артиллерийское вооружение. Вернули на штатные места орудийные установки главного калибра №5 и №6, однако в связи с сохранением авиационного ангара орудие №2 не устанавливалось. Трехдюймовки противоминного и зенитного калибров заменили тремя универсальными 102-мм орудиями Vickers 4"/L45 QF MkV на одноорудийных станках НА Mklll. Боезапас на одно орудие составлял 200 снарядов типов SAP и НЕ, в которых применялся кордит MD16. Две такие установки расположили на платформе за кормовой дымовой трубой, а третью — между 190-мм орудиями №5 и №6. В дополнение к ним на вооружение крейсера поступил знаменитый «пом-пом» — одноствольное 40-мм (двухфунтовое) зенитное орудие Vickers 2pdr /L40 Mkll на станке НА Mkll, место установки которого на корабле точно установить опять же не удалось. Несмотря на то, что эти зенитные автоматы были приняты на вооружение еще в 1914 году и ими вооружались чуть ли не все корабли Королевского флота, из «хокинсов» их получил при вступлении в строй только Raleigh, да и то есть данные, что их почти сразу же сняли. Для управления зенитным огнем на главном посту Vindictive был установлен дополнительный дальномер (по разным данным, с 3.66- или 4.57-м базой). Два самолетных крана заменены одним, большей грузоподъемности. Все эти перемены привели к росту стандартного водоизмещения крейсера до 9996 т, в то время как его полное водоизмещение составило 12000 т. Вместе с тем, восстановительное переоборудование так и не вернуло крейсеру его полной боевой ценности.

На остальных крейсерах этого типа универсальная 102-мм артиллерия появилась в разное время. Сначала, в начале 20-х годов, своих трехдюймовок противоминного калибра лишился Hawkins, а с Raleigh их сняли во время переукомплектации крейсера в Девонпорте в декабре 1920-апреле 1921 года. На последней паре крейсеров 76.2-мм орудия были заменены тремя 102-мм еще в период комплектации (Четвертое 102-мм орудие Frobisher получил только во время ремонта, проходившего в 1927-1928 годах). Некоторые изменения были внесены в конструкцию их носовых надстроек и в состав СУАО — оба получили по три 3.66-м дальномера и одному 4.57-м. Очередь крейсера Hawkins подошла только в 1928-1929 годах, когда в ходе длившихся более года модернизационных работ он был вооружен четырьмя 102-орудиями MkV, расположенными парами на платформах главной зенитной артиллерии у грот-мачты и между дымовыми трубами. Между кормовой трубой и грот-мачтой появился кормовой пост управления зенитным огнем с оборудованным 4.57-м дальномером зенитным директором HACS (High Angle Control System) Mkl. Кроме того, в состав СУАО крейсера входили три 3.66-м дальномера.

Вооружение крейсеров в этот период дополняли 8-10 пулеметов Lewis.