Легкий крейсер Effingham

 

В отличие от Вашингтонского договора 1922 года, который не предусматривал количественных ограничений по классу крейсеров, Лондонский договор 1930 года определял для каждой державы-участницы отдельные лимиты общего водоизмещения для крейсеров классов «А» (тяжелых — с орудиями, превышающими калибром 6.1 дюйма — 155 мм) и «В» (легких — с орудиями калибром до 6.1 дюйма). Лимит водоизмещения по тяжелым крейсерам для Великобритании определялся в 146800т. Поскольку крейсера типа Hawkins были вооружены 7.5-дюймовыми орудиями, они никак не подходили под категорию крейсеров класса «В», хотя и не являлись крейсерами «вашингтонского» типа. Вместе с ними, а также с находившимися в достройке County серии Norfolk и тяжелыми крейсерами типа York, к моменту заключения договора общий тоннаж 19 тяжелых крейсеров флота Соединенного королевства составлял 186000 т. Поэтому вопрос о «хокинсах» разрешался Лондонским договором их преждевременной заменой («Статья 20а. Несмотря на правила для замены.....Effingham и Frobisher (Соединенное королевство) могут быть исключены из строя в продолжение 1936 года». Лондонским договором регламентировались также правила и сроки замены устаревших кораблей. Так, надводные корабли со стандартным водоизмещением свыше 3000т (3048т метрических), но не более 10000т (или 10160 т), если они были заложены до 1 января 1920 года, можно было заменять через 16 лет, или через 20 лет, если они были заложены после 31 декабря 1919 года. Как видим, первые вошедшие в строй «хокинсы», Vindictive и Hawkins, договором в расчет уже не принимались). В соответствии с постановлениями Лондонской конференции 1930 года тяжелые крейсера типа Hawkins (общее водоизмещение согласно официальных данных — 39200 т) как превышающие отведенный лимит к моменту истечения срока действия Вашингтонского и Лондонского договоров (а срок действия обоих истекал 31 декабря 1936 года) требовалось вывести из состава флота. Это и стало причиной постепенного вывода всех кораблей этого типа в резерв и последующего перевода двух из них в разряд учебных.

Дальнейшую судьбу «хокинсов» было нетрудно предвидеть — постановка на отстой, медленное умирание, и, в конце концов, разборка на металл. Но судьбе было угодно распорядиться иначе: для сохранения этих крейсеров в строю Отделу военного кораблестроения в 1936 году было предложено рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с их модернизацией, и предоставить варианты перевооружения крейсеров 152-мм орудиями. Такой модернизационный проект был представлен Совету Адмиралтейства и утвержден в том же году, даже несмотря на то, что еще 25 марта 1936 года был заключен спасительный для «хокинсов» новый Лондонский договор, который вновь предусматривал для кораблей крейсерского класса только качественные ограничения. Таким образом, были выполнены условия прежнего договора, срок действия которого уже истекал. Автором проекта являлся новый Главный конструктор флота сэр С.В. Гудолл (DNC Sir Stanley Vernon Goodall), талантливый инженер-кораблестроитель, возглавлявший ОВК до 1944 года.

Принятый Адмиралтейством вариант модернизации включал в себя следующие мероприятия:

— модернизация ЭУ;

— реконструкция носовой надстройки;

— размещение на кораблях 152-мм орудий главного калибра;

— усиление зенитного вооружения;

— оснащение кораблей авиационным вооружением.

Первым, и, как оказалось, единственным, подвергся модернизации Effingham. Основные работы проводились в 1937-1938 годах, а в августе 1939 года корабль прошел довооружение (по другим данным, модернизационный период был непрерывным и завершился только в 1939 году).

В результате выполненных работ в значительной степени изменился вид корабля. Носовая надстройка была перестроена и стала ниже, но сохранила многоярусность конструкции, как и на модернизируемых в то же самое время крейсерах первой серии County, также не получивших стандартной для того периода башенноподобной носовой надстройки. Прежние наклонные мачты заменили прямыми, простой конструкции, а на оставшуюся от старой фок-мачты треногу, возвышавшуюся над носовой надстройкой, установили новый артиллерийский директор меньшего размера. Все надстройки на полубаке сменились новыми, и носовая часть спардека стала двухъярусной, что было вызвано необходимостью разместить большее количество орудий главного калибра.

Девять 152-мм орудий Vickers 6"/L,45 BL MkXII, монтировавшихся на станках цокольного типа РХШ* с глубокими щитами, располагались, в общем, по прежней схеме: семь — в диаметральной плоскости корабля, два — по бортам. Возможно также, что орудийные установки главного калибра крейсера Effingham прежде находились на легких крейсерах Coventry и Curlew, с которых они были сняты в связи с переоборудованием последних в крейсера ПВО, и, пожалуй, заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее. Шестидюймовое казнозарядное орудие с раздельным боеприпасом MkXII было принято на вооружение в 1914 году и с момента вооружения этими орудиями крейсеров типа Birmingham в течение долгого времени оставалось стандартным оружием британского флота. Всего Королевский флот получил 436 орудий MkXII. В период Первой мировой войны в качестве артиллерии среднего калибра они состояли на вооружении линкоров типов Queen Elizabeth и Royal Sovereign, а в качестве главного — на легких крейсерах типов С, D, Е и на многих других кораблях. Конструкция шестидюймовок, как и 190-мм орудий, являлась классической «проволочной». Только в самом конце 20-х годов началась разработка новых 152-мм орудий с цельнотрубчатой конструкцией для башенных артиллерийских установок нового поколения легких крейсеров, появившегося в начале 30-х годов. Однако и после этого MkXII широко применялись на флоте. Во время Второй мировой войны ими вооружались канонерские лодки и некоторые вспомогательные крейсера, а с 1940 года они устанавливались в системе батарей береговой обороны Англии. Характеристики этих орудий поданы более подробно в справочной таблице, остается лишь добавить, что зарядные картузы снаряжались кордитным порохом марки SC122.

В качестве универсального калибра Effingham получил четыре уже знакомые нам 102-мм установки MkV, располагавшиеся парами по обе стороны дымовой трубы и грот-мачты. Перед грот-мачтой побортно и на палубе юта между 152-мм орудиями №8 и №9 были установлены три зенитные 12.7-мм установки пулеметов Vickers MkIII/L62 на счетверенных станках Mkl. Также были устроены платформы для двух четырехствольных установок 40-мм «пом-помов», однако сами орудия появились на корабле только во время довооружения крейсера в августе 1939 года. Тогда же одноствольные четырехдюймовки MkV заменили сдвоенными установками того же калибра Vickers 4"/L45 MkXVI на станках со щитом MkXIX, на треноге позади главного артиллерийского директора установили зенитный директор типа HACS Mklll, а второй зенитный директор того же типа разместился в кормовом посту управления зенитным огнем, расположенном между дымовой трубой и грот- мачтой.

Намечавшееся планами модернизации авиационное вооружение также появилось в августе 1939 года. Позади дымовой трубы была смонтирована раздвижная поворотная катапульта тяжелого типа производства фирмы MacTaggert, Scott & Co.Ltd и, по правому борту, самолетный кран. Тем не менее, более подробных данных о типе бортового гидросамолета, кроме того, что таковой все же имелся, не обнаружено. Вероятно, это был один из трех устанавливавшихся на крейсерах британского флота стандартных типов бортового разведчика-корректировщика: летающая лодка Supermarine Walrus, гидропланы Fairey Swordfish I или Fairey Seafox.

Состав торпедного вооружения был сокращен: демонтировали подводные торпедные аппараты. Торпеды MkV заменили более современными торпедами с улучшенными боевыми характеристиками.

В ходе работ, проводившихся в 1937-1938 годах, выполнен существенный объем работ по модернизации главной ЭУ корабля. Два нефтяных котла кормового котельного отделения демонтировали, превратив освободившееся помещение котельной в топливную емкость, в связи с чем запас нефти составил 2620 т. Кроме того, были основательно обновлены турбоагрегаты и оставшиеся восемь котельных установок, дымоходы которых выведены в одну широкую дымовую трубу. В результате произведенных изменений мощность машин снизилась до 58000 л.с., а скорость хода до 29.5 узла.

По завершении всех запланированных мероприятий стандартное водоизмещение корабля составило 9550 т, полное — 12514 т. В результате флот получил легкий крейсер, по огневой мощи несколько уступавший британским легким крейсерам начала 30-х годов, со стандартным (хотя и недостаточным по меркам разразившейся вскоре Второй мировой войны) зенитным вооружением и почти 30-узловой скоростью хода. Единственным недостатком модернизационного плана 1936 года и проведенных согласно ему работ являлось отсутствие мероприятий по усилению горизонтальной защиты корабля.

В 1939 году планировалось поставить на модернизацию остальные два крейсера этого типа (Vindictive пока продолжал выполнять функции учебного корабля, и первыми на очереди были Hawkins и Frobisher). Одно время даже рассматривался вопрос о вооружении их 132-мм орудиями и переоборудовании в крейсера ПВО. Однако реализации этих планов воспрепятствовал дефицит орудий этого калибра, в связи с чем часть строившихся в то время специализированных крейсеров ПВО (типа Dido) англичане были вынуждены вооружать 114-мм орудиями. Поэтому в отношении «хокинсов» было решено вернуться к концепции легкого крейсера со 152-мм артиллерией, переоборудовав их по примеру крейсера Effingham. Но начавшиеся работы прервались с началом войны, после чего — с целью скорейшего введения крейсеров в строй — в Адмиралтействе приняли решение вернуть им прежнее вооружение.