HMS Raleigh

 

Легкий (по тогдашней классификации британского Адмиралтейства (Эта классификация существовала в британском флоте до 22 апреля 1930 года, когда был заключен Лондонский морской договор. Первая Лондонская морская конференция 1930 года, результатом которой и стало заключение этого договора, впервые подразделила корабли крейсерского класса на два подкласса — тяжелых (класса «А»), с артиллерией калибром свыше 155мм. и легких крейсеров (класса «В»), с артиллерией калибром не более 155мм)) крейсер с 7.5-дюймовой артиллерией Raleigh заказан в декабре 1915 года шотландской кораблестроительной компании William Beardmore & Co., Ltd, Shipbuilders & Engineers, Dalmuir, Glasgow, и первым из кораблей своего типа заложен в том же месяце на верфи этой компании в Далмюре, став, таким образом, головным кораблем всей серии из пяти крейсеров (По другим данным, закладка крейсера произошла 4 октября 1916 года. Вероятно, в данном случае имеется в виду официальная церемония закладки, которая могла быть проведена задним числом в этот день спустя десять месяцев после того, как начался стапельный период постройки крейсера). Затянувшимся стапельным периодом, длившимся почти четыре года, он обязан, в первую очередь, тому факту, что к началу 1917 года германские надводные корабли-рейдеры, для борьбы с которыми, собственно, и предназначались крейсера с 7.5-дюймовой артиллерией, практически исчезли с просторов океанов. Другой причиной являлись пресловутые трудности военного времени и, в частности, нехватка рабочих рук. Свое название корабль получил во время торжественной церемонии, состоявшейся 28 августа 1919 года, когда крейсер Raleigh был, наконец, спущен на воду. Как и все крейсера этого типа, он был назван в честь одного из знаменитых адмиралов королевы Елизаветы I — вице-адмирала У. Рэйли (Рэйли, Уолтер (ок. 1552 — 29.10.1618) — английский мореплаватель, организатор пиратских экспедиций к берегам Северной Америки, один из первых проводников английской колониальной политики, политический деятель, историк, драматург и поэт. Происходил из девонширских джентри. Учился в Оксфордском университете. В молодости воевал во Франции на стороне гугенотов. Затем участвовал в двух пиратских экспедициях, направленных, в основном, на подрыв господства испанцев в Тихом океане. В 1580 принимал активное участие в подавлении восстания в Ирландии; став в 1582 фаворитом Елизаветы I, произведен в вице-адмиралы, избран в парламент, назначен губернатором Джерси. В 1583-85 безуспешно пытался основать английскую колонию в Северной Америке (на территории Вирджинии). Участвовал в разгроме испанской «Непобедимой армады» (1588), в нападениях на Португалию и Испанию (1590-92). Утратив расположение королевы, в 1595 организовал экспедицию за золотом к северным берегам Южной Америки (в район реки Ориноко). После восшествия на английский престол Якова I Стюарта был арестован в 1603 за участие в заговоре против короля и приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Провел 12 лет в Тауэре, где написал «Историю мира в пяти книгах». В 1616 предложил королю проект разработки золотых рудников в Гвиане, выпущен из Тауэра и поставлен во главе небольшой эскадры. Возглавляемая им экспедиция, приведшая к вооруженному столкновению с испанцами, закончилась полным провалом. Все еще имевший силу смертный приговор был приведен в исполнение вскоре по возвращении Рэйли из экспедиции. Собрание сочинений У. Рэйли, дважды издававшееся в XIX веке, составило восемь томов).

Трудности уже послевоенного периода стали причиной того, что вслед за спуском достройку корабля отложили на неопределенное время. Тем не менее, достроечные работы были в основном завершены летом 1920 года. Крейсер вышел на ходовые испытания в сентябре, показав при этом прекрасные результаты. В частности, показанная кораблем на мерной миле скорость превысила проектную на целый узел. В том же месяце Raleigh перешел на доукомплектование в Девонпорт. Здесь работы на корабле начались только в декабре и продолжались по апрель 1921 года, когда крейсер вошел в состав Королевского флота, получив направление в 8-ю эскадру легких крейсеров (8th Light Cruiser Squadron LCS) в качестве флагманского корабля. Эта эскадра, которой командовал один из наиболее известных тогда английских адмиралов, вице-адмирал Пэкенхем (Vice-Adm. Pakenham), считалась одним из лучших крейсерских формирований Королевского флота и входила в состав военно-морской станции Северной Америки и Вест-Индии (North America & West-Indies Station). К месту базирования 8-й эскадры, на Бермуды, Raleigh отправился в июле.

По прибытии на место новый флагманский корабль британских военно-морских сил в водах Северной Америки и Вест-Индии сразу же включился в представительскую деятельность. Главная задача кораблей 8-й эскадры, по сути, являлась, скорее, дипломатической и заключалась в «показе флага» в ходе частых представительских визитов в морские порты стран региона. Кроме того, эскадра должна была поддерживать контакты с Королевским флотом Канады (Royal Canadian Navy RCN) и находиться в постоянной готовности немедленно прибыть к любому из островов Вест-Индии в случае возникновения там беспорядков. «Зона ответственности» эскадры являлась весьма обширной и включала в себя тихоокеанскую и атлантическую береговые линии американского континента и весь Карибский бассейн.

Естественно, что наибольшая нагрузка ложилась на флагманский корабль. В течение года Raleigh в составе эскадры либо в одиночку часто совершал длительные океанские походы, перемежаемые бесконечными визитами с официальными церемониями и торжествами, парадами, экскурсиями и банкетами. Один из таких походов и стал для корабля последним. В июне 1922 года началась большая серия визитов по канадским портам Атлантического побережья. Плавание проходило своим чередом, и два месяца спустя, 8 августа, Raleigh должен был посетить залив Форто (Forteau Bay), Лабрадор, а затем отправиться в Сент-Джонс на острове Ньюфаундленд. В 10.30 крейсер вышел из бухты Хок (Hawk Bay). На подходе к Форто Бэй в проливе Белл Аил (Belleisle) корабль попал в полосу непогоды.

Волнение моря составляло четыре балла. Ветер дул с кормы, видимость из-за шквалов с дождем постоянно менялась. Около 15.00 открылось побережье Лабрадора, но по нему определиться не удалось, так как берег вскоре скрылся за полосой тумана. По счислению до него оставалось еще около трех миль. Командир корабля кэптен Броумли (captain Bromley) принял решение снизить скорость с 12 узлов до восьми и приблизиться к берегу настолько, чтобы можно было услышать сигнал маяка на мысе Пойнт Эрмоур (Point Armour). Курс был изменен в 15.25, когда крейсер шел в густой пелене тумана и находился по счислению в двух милях от берега. В 15.37 по носу корабля открылся высокий берег, а вскоре показались и буруны. Несмотря на то, что крейсер двигался малой восьмиузловой скоростью и немедленно был дан задний ход, а руль положен влево, спустя две минуты корабль вылетел в тумане на камни скалистого берега в пяти кабельтовых от маяка Эрмоур (по другим данным, в районе Пойнт Эрроу — Point Arrow). В результате на большом протяжении корпуса камнями была распорота обшивка днища и поврежден борт, а сам крейсер развернуло бортом к волне. Корабль крепко сел на камни почти всем противоминным утолщением правого борта, и, хотя его главные механизмы работали на полную мощность, не мог сдвинуться со своего постамента. Из пробитых топливных цистерн вытекала нефть. Начавшееся затопление машинно-котельных отделений и всех отсеков корабля до уровня главной палубы побудило командира, считавшего дальнейшие попытки снять крейсер с камней бесполезными и, кроме того, опасавшегося перелома корпуса, отдать приказ команде покинуть корабль. Высадка на берег, длившаяся около четырех часов, осуществлялась с использованием шлюпок и леерного сообщения и завершилась к 20.00. Экипаж понес немалые потери — из 759 членов экипажа удалось спастись только 720.

Тем не менее, на следующий день была предпринята еще одна попытка стянуть Raleigh на глубокую воду. Однако корпус крейсера так крепко сидел на скалах и имел настолько серьезные повреждения, что от продолжения спасательных работ отказались в тот же день. А несколько дней спустя команду принял на борт канадский лайнер Mentrose, который доставил ее в Ливерпуль.

По делу о гибели крейсера Raleigh Адмиралтейством было проведено расследование, и состоявшийся впоследствии суд признал виновным в кораблекрушении командование крейсера, допустившее при управлении кораблем грубейшие навигационные ошибки. Командиру и старшему штурману крейсера объявили строгий выговор, причем первый из них был отстранен на длительный срок от командования. Кроме того, был смещен с должности державший свой флаг на Raleigh флагман 8-й крейсерской эскадры вице-адмирал Пэкенхем.

В течение августа 1922 года с крейсера демонтировали вооружение и наиболее ценное оборудование. Позднее, в 1926-1927 годах, сидевший на камнях корпус крейсера использовался в качестве цели во время артиллерийских учений кораблей вест-индской эскадры, пока в 1927 году останки Raleigh не были взорваны подрывной партией тогдашнего флагманского корабля 8-й эскадры Calcutta (по другим данным, подрывниками крейсера Capetown).

На этом историю крейсера Raleigh можно было бы и закончить, если бы шесть лет спустя она не имела неожиданного продолжения или, вернее, повторения. Авария британского крейсера Dauntless почти полностью, за исключением отдельных деталей, повторила катастрофу крейсера Raleigh, произошла практически в том же районе и, что самое существенное, по той же причине — из-за допущенных ошибок в навигационных расчетах. В 1928 году Dauntless был отправлен к Лабрадору для установки на мысе Пойнт Эрмоур памятника английским морякам, членам экипажа Raleigh, погибшим здесь в 1922 году при посадке на камни и гибели крейсера. 2 июля около 14.00 шедший восьмиузловым ходом Dauntless выскочил в тумане на камни в пяти милях от Галифакса. Жертв среди команды крейсера не было, а сам корабль сняли с камней только через девять дней, после его кардинальной разгрузки, усилиями нескольких буксиров и пришедшего на помощь крейсера Despatch. Виновными в аварии также были признаны командир и старший штурман корабля, которые получили строгие выговоры и были отстранены от должностей.