"Принц Ойген "

 

Первый поход - операция "Руйнюбунг"

 

Третий корабль в серии, первый и единственный построенный по модифицированному проекту, "Принц Ойген" (или просто "Принц", как его прозвали немецкие моряки) вошел в строй, когда вторая мировая война длилась уже целый год. 1 августа 1940 г он был принят комиссией Кригсмарине в Киле, но как и у его предшественников, период многочисленных доделок на этом только начался. Работы прибавили и англичане: 2 июля в ходе авианалета крейсер получил попадание фугасной 500-фунтовой (227-кг) бомбой в палубу с левого борта в районе носового МО. Бомба пробила палубу полубака и 30-мм верхнюю броневую палубу, после чего разорвалась. Главные разрушения пришлось на верхнюю палубу (моторный катер сброшен с места и разрушен, пострадали дымоход и катапульта, уничтожено оборудование камбуза). В самой палубе помимо небольшой пробоины (диаметром около 30 см) образовалась довольно обширная зона прогиба длиной 8 м и шириной 4 м). Ниже пострадали ряд электрокабелей и переборки жилой палубы. Мелкие повреждения получила 105-мм зенитная установка левого борта, некоторые приборы управления огнем и подъемный кран. За следующие четыре месяца дооборудование наконец удалось завершить, и корабль приступил к испытаниям у стенки дока в Киле. Новый год "Ойген" встретил на Балтике, где испытания и учения продолжились уже в условиях открытого моря. Видимо, срок в 8-9 месяцев стал стандартным для приведения кораблей этого типа в боевую готовность. В апреле крейсер все еще проводил стрельбы главным калибром, когда в штабе флота созрело решение включить его вместе с "Бисмарком" в состав диверсионной группы, предназначенной для действий против судоходства в Атлантике (операция "Рейнюбунг"). Все завертелось с лихорадочной быстротой: "Принца" поставили в док в Киле, оборудовали дополнительную рубку для рулевого на адмиральском мостике, и 8 апреля он уже направился в Готенхафен для последнего ходового испытания. На мерной миле в Нойкрге в условиях сильного дождя и плохой видимости крейсер показал 32,84 узла при 75% от полного водоизмещения. В середине апреля начались совместные маневры с "Бисмарком". 22 апреля, при переходе из Готенхафена обратно в Киль, в 20-30 метрах от носа крейсера произошел взрыв донной мины. От сильного толчка вышли из строя все электрические системы и турбины. Спустя несколько минут ошеломленная команда смогла ввести в строй ручное управление рулем и правую турбину. Только спустя полчаса заработала средняя турбина, а еще через 20 минут -левая. Пришедший в Киль малым ходом корабль вновь проследовал в док для осмотра и ремонта. 2 мая "Принц" покинул док и приступил к последним приготовлениям к походу.

"Принц Ойген" оказался "спаренным" с могучим "Бисмарком" исходя из весьма странного соображения, что тяжелый крейсер способен производить торпедные атаки. На деле "напарник" оказался гораздо более полезным. 18 мая "Ойген" вышел в море, на следующий день соединился с линкором, маленький отряд под командованием адмирала Лютьенса двинулся на север через датские проливы.

Британская разведка в тот же день получила сообщение о выходе немцев. Адмиралтейство направило к северу от Исландии, в Датский пролив, отряд под командованием адмирала Холланда в составе линейного крейсера "Худ" и нового линкора "Принс оф Уэлс". Главные силы Хоум Флита (Флот Метрополии - прим.ред.) в составе линкора "Кинг Джордж", линейного крейсера "Рипалс" и авианосца "Викториес" также направились в северные воды. Германское соединение ждала горячая встреча.

Погода, казалось, благоприятствовала прорываю­щимся. 22 мая, когда немцы уже легли на западный курс, видимость составляла всего несколько кабельтовых. Так что "Бисмарк" и "Ойген" потеряли друг друга из виду. На следующие сутки к походным опасностям добавились айсберги. Ближе к вечеру 23-го наконец объявился и противник. Гидрофоны и радар "Ойгена" обнаружили британский крейсер "Норфолк", который уже некоторое время следил за немцами. В 1920 "Бисмарк" отогнал его, но незамеченный "Саффолк", оборудованный более совершенным радаром, продолжал сопровождать линкор и крейсер. Залп "Бисмарка" вывел из строя собственный радар на фок-мачте, и "Принцу Ойгену" пришлось занять позицию в голове, что впоследствии оказало важное влияние на ход сражения.

Рано утром 24-го адмирал Холланд, следуя сообщениям с "Норфолка" и "Саффолка", вывел свои корабли на позицию для атаки. Вследствие ошибки в оценке курса противника, допущенной "Саффолком", в 06.00 его линкоры шли почти перпен­дикулярно "Ойгену" и "Бисмарку", и вначале были опознаны как "Эксетер" и крейсер типа "городов"! Поэтому орудия "Принца" зарядили фугасными снарядами с головными взрывателями. Первый залп дали англичане в 553 с дистанции около 100 кабельтовых. Холланд прика­зал сосредоточить огонь по голов­ному, но на счастье "Ойгена" (и самих англичан) командир "Принс оф Уэлса" Лич разобрался в обстановке и избрал своей целью линкор. Оба немецких корабля сосредоточили огонь по "Худу". Первый 8-орудийный залп "Ойген" дал в 555, одновременно с тем, как снаряды с "англичанина" подняли высокие всплески с обоих бортов крейсера. Второй залп "Принца" также накрыл английский линейный крейсер. Один из 8 снарядов третьего залпа попал в цель, поразив "Худа" в основание грот-мачты на шлюпочной палубе. На британском флагмане возник пожар, выглядевший со стороны как пульсирующее пламя горелки. Тут же командир "Ойгена" капитан цур зее Бринкман приказал пере­нести огонь на второй британский корабль, оставав­шийся необстрелянным. Ценность первого попадания в "Худ" так и останется для нас загадкой; существует даже версия, что именно этот снаряд привел к гибели английского линейного крейсера, что представляется крайне маловероятным. Так или иначе, не прошло и 5 минут, как корабль адмирала Холланда после сильнейшего взрыва скрылся под водой.

Поскольку "Принс оф Уэлс" с самого начала вел огонь по "Бисмарку", "Принц Ойген" находился в чрезвычайно удобном положении необстреливаемого корабля. Перенеся с 559 стрельбу на оставшийся британский корабль на дистанции 80-90 каб., он продолжал интенсивный обстрел, а когда дистанция еще более упала, в дело вступили даже 105-мм зенитки, успевшие выпустить 78 снарядов, после чего им пришлось заняться своим прямым делом - над полем битвы появилась английская летающая лодка. В б05 гидроакустический пост донес о прибли­жающихся торпедах, и Бринкман приказал сделать резкий поворот (впоследствии он утверждал, что видел их следы). Теоретически из британских кораблей мог стрелять торпедами только "Худ", но из прокладки курса ясно, что он этого не сделал.

После получаса боя "Ойген" отвернул, чтобы выйти из дымки от стрельбы собственных пушек. В результате по цели могли стрелять только кормовые башни с управлением из заднего КДП. Так и велась стрельба до б09, когда поврежденный британский корабль окончательно отвернул и прервал бой.

За 24 минуты стрельбы "Принц Ойген" сделал 28 залпов, выпустив 157 снарядов, из которых попало 4 или 5 (2,5-3%). Более удобный в качестве артиллерийской платформы, "Бисмарк" показал несколько лучший результат, добившись 1-3 попаданий в "Худ" и 3—4 в "Принс оф Уэллс", выпустив 93 снаряда главного калибра (5-7%). Однако качество германских взрывателей оказалось весьма невысоким: полноценный взрыв дали только три снаряда. Британский корабль, еще окончательно не прошедший боевую подготовку, все же сумел добиться трех попаданий в "Бисмарк", предопре­деливших его судьбу, и, в какой то мере - судьбу "Ойгена". Последнему так и не удалось ввести в дело свои торпедные аппараты, поскольку дистанция ни разу не упала ниже 6,5-7 миль, что, несомненно, было слишком - много для атаки одиночного корабля, маневрирующего на скорости 27 узлов.

Один из снарядов "Принс оф Уэлса" повредил топливные цистерны "Бисмарка"; много топлива вылилось в море, так что вопрос о продолжении океанского рейда можно было снять с повестки дня. Но перед Лютьенсом стояло немало проблем: каким путем идти к месту ремонта и что делать с "Ойгеном"? Адмирал решил отделить тяжелый крейсер, полностью сохранивший боеспособность, для самостоятельных действий. Никаких соображений об этом решении не осталось, но можно предполагать, что германский командующий надеялся запутать англичан и отвлечь часть сил от своего корабля, который он предполагал привести в Сен-Назер.

Во второй половине дня 24 мая погода ухудшилась, и в 1540 "Бисмарк" дал кодовую радиограмму: "ХУД" - сигнал к началу отрыва. Повернув вправо, флагман быстро исчез в тумане, но... только для того, чтобы через 20 минут снова встретиться с "Ойгеном". Удачной оказалась только вторая попытка: в 1814 линкор вновь отвернул вправо, исчезнув на сей раз навсегда.

Бринкманн не получил от Лютьенса никаких инструкций относительно дальнейших действий. Тяжелый крейсер мог вернуться в Норвегию, встретившись предварительно с северной группой танкеров, или же попытаться идти на юг, к двум другим судам снабжения. На "Ойгене" оставалось уже менее половины полного запаса топлива (около 1250 куб.м). После долгих колебаний командир выбрал южный маршрут, надеясь теперь на скорость своего корабля. Вступая в зону более хорошей погоды, следовательно, большей видимости, Бринкманн считал, что сможет раньше обнаружить преследовате­лей и вовремя отвернуть. Недостатком являлось большое удаление танкеров, ближайший из которых, "Эссо Гамбург", находился в 1200 милях к югу.

Судьба на этот раз оказалась на стороне "Принца". Англичане обнаружили его отсутствие при "Бисмарке" только на следующий день, когда тяжелый крейсер был уже далеко. Вместо того, чтобы отвлечь британские силы от своего флагмана, он по сути дела сам воспользовался тем, что противник затягивал петлю вокруг "Бисмарка", оставшись вне кольца окружения. 26 мая произошла благополучная встреча с заправщиком "Шпихерн" - весьма своевременная, поскольку в танках оставалось только 480 т нефти, из которых 300 нельзя было использовать. После встречи "Ойген" имел почти 2500 тонн - достаточно, чтобы приступить к рейдерским действиям. Однако Бринкманн не спешил, потратив еще один день на рандеву с "Эссо Гамбург", с которого пополнил боезапас своих 105-мм зенитных пушек. Окончательно похоронило планы атаки конвоев из Канады сообщение командования группы "Запад" о том, что "пять линкоров следуют на большой скорости юго-западным курсом": Командир крейсера решил спуститься еще южнее, на линию Нью-Йорк-Лиссабон. И тут последовало сообщение о конце "Бисмарка". Хотя его последнее сражение произошло далеко к северу, а участвовавшие в погоне британские силы имели топливо на исходе, угроза для "Ойгена" (на котором к тому же не знали истинного положения и состояния поисковых групп противника) значительно возросла. К моральному давлению обстоятельств добавились традиционные неприятности с машинной установкой. Главный паропровод между котельными отделениями №1 и №2 дал течь, давление пара снизилось, и левая турбина не могла развить полных оборотов, тогда как правая также не развивала полной мощности, скорее всего из-за того, что ее винт оказался поврежденным льдом еще при проходе Датским проливом. Насосы системы охлаждения не справлялись со своей задачей; наблюдалась утечка пресной воды для котлов, и, наконец, левая турбина встала окончательно. Хотя повреждения удалось временно исправить, скорость рейдера не превышала теперь 28 узлов. В последний день мая Бринкманн полностью отказался от борьбы на коммуникациях и направил свой корабль в Брест. 1 июня его встретили эсминцы 5-й флотилии, и в тот же день "Принц" благополучно прибыл в порт.

Итоги "Учений на Рейне" оказались весьма плачевными. Крейсер пробыл в море 2 недели, двигаясь почти все время высокой скоростью; он сжег 6500 кубометров топлива и прошел 7 000 миль - и все без какого-либо результата, если не считать 3 или 4 снарядов, попавших в тяжелые корабли противника в бою в Датском проливе. Помимо гибели "Бисмарка", немцы лишились 4 судов снабжения, обеспечивавших поход и затопленных или захваченных англичанами. И в завершение всего, "Ойген" попал в своеобразное "заключение" во французском порту.

 

Трудная дорога домой

 

Брест, негостеприимный уже во время пребывания в нем "Хиппера" в начале 1941 года, стал еще более опасным в середине того же года. Там находилась уже целая эскадра в составе "Гнейзенау", "Шарнхорста" и "Ойгена", не считая легких судов. Тяжелые корабли стали объектом постоянных бомбовых ударов британских ВВС. Так, 2 июля "Принц", который находился в это время в сухом доке под камуфляжной сетью, попал под серию из 6 бомб, "прошивших" док полосой от левого борта с кормы крейсера до правого борта с носа. Вторая бомба серии (полубронебойная, 500-фунтовая, т.е. 227-кг) попала в палубу по левому борту рядом с возвышенной носовой башней, прошла через броневую палубу и взорвалась глубоко внутри корпуса, в носовом помещении генераторов. Носовой артиллерийский вычислительный центр был полностью разрушен. Находившийся над ним центральный пост также сильно пострадал от вз­рывной волны, также как и отделение генераторов №3. В помещениях погибли фрегаттен-капитан Штоос и около 60 матросов. Взрыв сместил несколько листов обшивки днища, и, если бы корабль не находился в доке, он получил бы еще и значительные затопления. На счастье немцев не произошло детонации боезапаса, находившегося менее чем в 10 м от точки взрыва. Но и так для ликвидации ущерба пришлось потратить полгода; только 15 декабря крейсер смог наконец покинуть док. Ремонт прошел с определенной пользой: "Ойген" получил 5 дополнительных зенитных установок - знаменитых "фирлингов" (счетверенных 20-мм автоматов), значительно усиливших его способность отражать воздушные атаки. После коротких испытаний в начале февраля 1942 года "Принц" стал полностью боеготовым кораблем.

К этому времени настоятельно побуждаемое Гитлером руководство Кригсмарине уже разработало план перехода брестской эскадры в Германию. Фюрер настоял, чтобы большие корабли избрали самый опасный (хотя и самый короткий) путь - через пролив Ла-Манш. Для обеспечения операции "Церберус" немцы собрали почти все боеспособные эсминцы и миноносцы; выход сил из Бреста и их поход обеспечивало большое число тральщиков.

История операции подробно описана в ряде книг о второй мировой войне, поэтому остановимся лишь на участии в ней "Принца Ойгена". Выход соединения вечером 11 февраля остался незамеченным для британской авиации и патрульных подводных лодок. Погода благоприятствовала немцам: низкая облачность, сильный ветер и дождевые шквалы. До полудня следующего дня плавание протекало исключительно спокойно. В 12.10 на широте Дувра крейсер и находившиеся с левого борта корабли эскорта попали под огонь тяжелых батарей. Британская стрельба в плохих погодных условиях оказалась неточной: ни один снаряд не попал в цель. Атака торпедных катеров была отбита эсминцами, и только в 12 огонь открыл и "Ойген". Его целью стали британские торпедоносцы "Суордфиш" 825-й эскадрильи ВМФ Великобритании. По донесениям с крейсера, 3 из 4 атаковавших торпедоносцев были сбиты зенитным огнем его 105-мм пушек, хотя более чем сомнительно, что для этого хватило 47 израсходованных "Ойгеном" снарядов. Стрельбу по "Суордфишам" вели многие корабли, и так или иначе, но атака была легко отбита. Спустя час с лишним, в 13.52, вновь отличились зенитчики "Принца", сбившие двухмоторный бомбардировщик. Около 2 часов дня видимость окончательно испортилась. Спустя 30 минут "Шарнхорст" подорвался на мине, и во главе колонны оказались "Гнейзенау" и шедший ему в кильватер "Принц Ойген". В 15.40 в носовом секторе слева по борту были обнаружены 6 британских эсминцев. Бринкманн приказал дать полный ход и открыть огонь главным калибром. Британские снаряды накрыли "Ойген", но ни один из них не попал в цель. Англичане атаковали торпедами с предельной дистанции. "Ойген" первыми же залпами накрыл головной корабль противника, но ветер сносил дым от орудий прямо на главный КДП на верхушке башенноподобной надстройки, и управление огнем пришлось перевести на носовой директор. Поскольку выпуск торпед немцам удалось заметить, их корабли резко отвернули, увеличив дистанцию и избавив британские эсминцы от крупных неприятностей. Все же "Уорчестер" получил попадание тяжелым снаря­дом и с трудом ушел, прикрываемый остальными. Бой продолжался всего 11 минут: в 15.54 огонь был прекра­щен. Весь вечер 12 февраля продолжались воздуш­ные атаки на германские корабли, в ходе которых на долю "Ойгена" пришлось немало пулевых пробоин от огня бортового оружия; несколько его моряков были ранены. От большой скорости, достигавшей на последнем этапе перехода 31 узла, большие волны заливали полубак настолько сильно, что пришлось от­править под прикрытие расчет находившегося на нем "фирлинга", который в противном случае рисковал быть смытым в море. Но в итоге рискованная опера­ция закончилась успешно для тяжелого крейсера, который прибыл в Брюнсбюттель в устье Эльбы около 8 утра 13 февраля практически неповрежденным. Однако поход для него на этом не закончился. Немедленно по прибытии Бринкманн получил приказ следовать в Норвегию. К 19 февраля корабль принял боезапас и топливо и сдал на берег свои гидросамолеты. Вместо них на борт прибыли 250 отпускников, возвращавшихся в свои части, и "Принц" в компании с "карманным линкором" "Адмирал Шеер" вышел на север в сопровождении 4 эсминцев и миноносца. На "Ойгене" держал флаг командир группы вице-адмирал Цилиакс. Вскоре после выхода служба радиоразведки расшифровала сообщение противника об обнаружении соединения и в 1430 командование группы "Север" приказало прервать поход и вернуться в Германию. Однако Цилиакс дождался отмены приказа, и спустя 3 часа вновь взял курс на север. Утром 22 февраля отряд вошел во внутренние воды Норвегии, проход по которым осуществлялся под руководством лоцманов. Хотя 2 английских самолета обнаружили немецкое соединение, поход в дальнейшем протекал беспрепятственно, и вскоре после полудня немцы оказались в Гримстад-фиорде, откуда год назад "Ойген" вышел в роковую операцию "Рейнюбунг". Но теперь и эти воды были опасными, и германские корабли продолжили путь к северу. Но там их ждали.

Подходы к Тронхейму все время патрулировались британскими подводными лодками; на данный момент в таком патруле находилась "Трайдент". Утром 23 февраля лодка стояла без хода в 19 милях от входа во фиорд, когда в неясной дымке с нее заметили приближающийся отряд. Командир, капитан-лейтенант Слейден, приказал сблизиться с головным кораблем, который он опознал как "карманный линкор". Немцы вели себя в этих опасных водах довольно нахально, двигаясь 20-узловой скоростью без противоторпедного зигзага. Довольно совершен­ные гидрофоны не обнаружили лодку, идущую малым ходом на поверхности. Но "Принцу" опять повезло: из-за неправильно понятого приказа торпедисты выпустили только 3 из 7 торпед, когда лодка стала погружаться. Однако даже "усеченный" залп дал свои плоды.

В 702 гидроакустики "Ойгена" услышали взрыв первой торпеды (очевидно, от удара о скалы), но не придали ему должного значения. Спустя 3 минуты вторая торпеда поразила крейсер. От сильного удара остановились все турбины; предохранительные клапаны на котлах были сорваны, и пар со страшным шумом начал стравливаться в воздух. От этого шума нельзя было услышать ни слова ни на мостике, ни в машинном отделении, и в течение пары неприятных минут управление кораблем оказалось полностью потерянным.

Торпеда попала в кормовой отсек на расстоянии 11 метров от среза кормы, почти полностью оторвав ее и свернув вниз под углом 45°. 11 человек, преимущественно отпускников из района Тронхейма, погибло, а еще 25 было ранено. Рулевое устройство полностью вышло из строя, а руль остался заклиненным под углом 10 градусов на левый борт. Но "Ойген" оказался везучим кораблем - винты уцелели, хотя помещение центрального валопровода оказалось затопленным. Удалось ввести в действие сначала обе бортовые турбины, а после осушения коридора гребного вала - и среднюю. Котлы и вспомогательные механизмы повреждены не были. Бринкманн с трудом развернул корабль при помощи турбин и 10-узловой скоростью двинулся в Тронхейм. Для уменьшения крена на корму команда занялась трудной работой: перегрузкой боезапаса кормовых башен в носовые погреба. Времени на это оказалось достаточно; только вечером того же дня "Ойген" бросил якорь в глубине Тронхейм-фиорда.

После первой оценки повреждений инженеры решили, что ремонт можно будет произвести на месте. В Тронхейм из Киля прибыл один из ведущих корабельных специалистов, д-р Шторбуш. Под его руководством персонал ремонтного судна "Хуаскарен" начал ремонт, который оказался значительно более трудным и продолжительным, чем это следовало из первоначальной оценки. Выяснилось, что помимо повреждений и затоплений в кормовой части, корпус имел разрывы в носу (в районе 168-го шпангоута), на расстоянии всего 20 м от форштевня, а средняя часть наружного слоя днища дала течь во многих местах. 11 апреля крейсер прошел пробные испытания, пока без руля. Корабль развил 21 узел и мог управляться турбинами, хотя и с некоторыми затруднениями. 21 апреля судно снабжения "Карнтен" доставило из Киля временный руль, который к 9 мая установили на место. Теперь "Ойген" мог направиться домой для окончательного ремонта. Его скорость с временным рулем не превышала 29 узлов, хотя инженеры считали, что в экстренном случае крейсер может дать и все 31. Что более важно, диаметр циркуляции увеличился вдвое, значительно ухудшив маневрен­ные качества. Командование серьезно беспокоилось о судьбе "Ойгена" и предполагало использовать для прикрытия его перехода однотипный "Хиппер", также находившийся в Тронхейме, для чего оба корабля должны были получить совершенно одинаковый камуфляж. Тем не менее, "Принц" 16 мая вышел из порта без своего "напарника", сопровождаемый 2 эсминцами и 2 миноносцами.

Неприятности начались спустя всего час после выхода. При первой же попытке сманеврировать на скорости 26 узлов крейсер перестал слушаться руля и чуть было не врезался в скалистый берег. Оказалось, что по ошибке управление рулем переключили с механического на ручное. Днем, на широте Ас-фиорда, обнаружились неисправности в левой турбине, и ход пришлось сбросить. Неоднократные сообщения об активности сил противника нервировали командира и экипаж. Первый контакт состоялся только вечером 17-го, когда слишком сблизившийся "Хадсон" был обстрелян зенитками и атакован воздушным прикрытием. На деле англичане заметили "Ойген" уже на выходе из Тронхейма и готовили свой удар. Однако вновь "Принцу" повезло: спустя несколько минут его воздушные наблюдатели заметили большую группу самолетов, которая, покружив вдали, вновь исчезла за горизонтом. Это были "бофорты" 86-й эскадрилий, вооруженные торпедами, но так и не заметившие свою цель. Но другая эскадрилья, 42-я, вооруженная такими же , самолетами (12 "бофортов" в эскорте 4 "Бофайтеров" и 6 "Бленхеймов" в истребительном варианте) произвела свою атаку в 2015. 6 истребителей прикрытия и 2 корабельных "арадо" атаковали центр атакующей группы, тогда как зенитки вели огонь по флангам. В круговерти из кораблей и самолетов "Ойгену" удалось уклониться сначала от первой волны из 6 торпедоносцев, а затем и от второй. Его зенитчики претендовали на сбитии 6 торпедоносцев, еще 3 отнесли на счет миноносца эскорта и "арадо".

Реально британские потери были втрое меньше: на базу не вернулись только 3 "Бофорта", да один "Бофайтер" вынужден был сесть на воду. Но главное -крейсер в очередной раз избежал смертельной опасности. Последовавшая вскоре атака бомбардировщиков "Хадсон" представляла гораздо меньшую угрозу. Бомбы легли далеко от цели, а англичане потеряли еще один самолет. В общем, атака полностью сорвалась, несмотря на то, что для ее проведения выделялись значительные силы. Координированный удар горизонтальных бомбарди­ровщиков и торпедоносцев не получился, и все потери авиации Великобритании оказались бесполезными.

Дальнейший переход "Ойгена" в Германию прошел без помех. Вечером 18 мая крейсер прибыл в Киль, а на следующий день формально был включен в состав учебной эскадры. На деле на корабле начался основательный ремонт: с него сгрузили на берег боезапас и при помощи мощного плавучего крана сняли 105-мм зенитные установки, после чего перевели в сухой док компании "Дойче Верке". За трехмесячный ремонт "Принц" сменил командира: место повышенного в чине Бринкманна занял капитан цур зее Ганс-Эрих Фосс. В августе крейсер вывели из дока, но только для того, чтобы сменить завод - его отправили для дальнейшего переоборудования на верфь "Германия". Спустя еще 2 месяца он вернулся на завод "Дойче Верке" для завершения работ. Недостаток рабочих и постоянные авианалеты значительно замедляли процесс вступления в строй. Хотя в "Ойген" не попала ни одна бомба, его экипаж понес значительные потери, когда один из катеров крейсера был протаранен патрульным кораблем в гавани Киля. Холодная октябрьская вода унесла жизни 33 моряков. Только 20 октября вновь началась погрузка боезапаса, а неделю спустя полугодичный ремонт завершился. Предполагалось, что он немедленно проследует в Норвегию вместе с линкором "Шарнхорст", также отремонтированным и готовым к службе.

9 января оба тяжелых корабля с солидным эскортом двинулись в путь из Готенхафена. Но уже при проходе датскими проливами воздушная разведка англичан обнаружила отряд, несмотря на наличие воздушного прикрытия. Служба радиоперехвата расшифровала сообщение разведчика, и командир соединения адмирал Шнивинд приказал "Ойгену" вернуться в Готенхафен. Командир крейсера счел распоряжение неверным, но подчинился приказу и 12 января его корабль вернулся в порт. Спустя несколько дней командование группы "Север" вновь попыталось усилить свой корабельный состав: 23-го января линкор и крейсер вновь вышли в море, чтобы вернуться из почти той же точки, что двумя неделями раньше. Этот выход стал последней попыткой "Принца" участвовать в океанских боевых действиях. Сказались, в частности, и первые последствия "новогоднего сражения". В результате "Шарнхорст" 8 марта ушел в Норвегию один, навстречу гибели в полярной ночи, а рейдерская служба "Ойгена" завершилась. За два с половиной года войны ему так и не удалось потопить ни одного транспорта или боевого корабля противника.

 

Самая большая канонерка Балтики

 

К середине 1943 г на Балтийском море под флагом учебной эскадры собралось большинство германских крейсеров: тяжелые "Ойген" и "Хиппер" (последний еще ремонтировался) и легкие "Нюрнберг", "Кельн" и "Эмден". Остаток года прошел для "Принца" в рутинной службе с небольшими тренировочными выходами в море. При этом корабль находился в довольно высокой боевой готовности. Осенью 1943 года проводились стрельбы с использованием радиолокации в ночных условиях, завершившиеся обстрелом корабля-цели Тессен", при котором были показаны хорошие результаты. Но морского противника не было - и не предвиделось.

Так же мирно прошла для "Ойгена" первая половина 1944 года. К этому времени отчетливо выявился перелом в войне на суше. Советские войска, в частности, усилили нажим на союзников немцев - финнов в районе Выборг-Койвисто. Поддержки легких сил оказалось явно недостаточно и командование Кригсмарине решило использовать для обстрела берега самый боеспособный из находящихся на Балтике тяжелых кораблей. 19 июня 1944 года в Готенхафене на борт "Принца" поднялся командующий учебной эскадрой контр-адмирал Тиле и его штаб. Рано утром следующего дня крейсер в сопровождении 2 миноносцев и сторожевого корабля направился на восток. Ситуация в районе Койвисто становилась все более тяжелой, но Тиле считал неразумным использовать "Ойген" без достаточного зенитного и противолодочного прикрытия и отряд крейсировал в восточной Балтике в течение нескольких дней. 25 июня к нему присоединился "Лютцов", 3 эсминца и 3 миноносца. Колебания командования продолжались; после высадки советского десанта ситуация на берегу стала настолько неясной, что оказалось трудно найти достойные и легко распознаваемые цели для 8-дюймовок. 27-го "Принц Ойген" отправился обратно в Готенхафен.

Между тем обстановка становилась все более тяжелой и на южном берегу Финского залива. В конце июля войска 1-го Прибалтийского фронта генерала Баграмяна отрезали часть германских сил в Риге и западной Эстонии. В попытке восстановить разорванные коммуникации немцы вновь решили применить тяжелую артиллерию кораблей. Утром 19 июля "Ойген" вышел в море в сопровождении 2-й флотилии миноносцев. В Ирбенском проливе к нему присоединились еще 4 эсминца, и вечером отряд вошел в Рижский залив. Его целью был город Туккумс, находившийся вблизи от побережья и являвшийся важным транспортным центром. "Ойген" выпустил все 3 гидросамолета, и в утреннем тумане 20 июля открыл огонь из орудий главного калибра. Всего за этот день он выполнил три заявки армии и, по немецкой версии, привел к молчанию советскую армейскую батарею к северу от Туккумса. Контр-адмирал Тиле, командовавший операцией, решил прервать поддержку войск ввиду неясной обстановки и отсутствия дальнейших запросов о поддержке с суши. На следующий день крейсер вернулся в Готенхафен.

Вновь ему пришлось посетить восточную Балтику в сентябре. На сей раз предусматривалась комбинированная операция в духе действия немцев против своих бывших союзников. Пользуясь расстроенным состоянием дел капитулировавших итальянцев, германские силы захватили в 1943 году ряд островов в Эгейском море, создав на них сильный укрепрайон и значительно осложнив жизнь союзникам. Теперь настала очередь финнов. После их выхода из войны в начале сентября 1944 года Гитлер отдал приказ занять остров Гогланд - ключевую позицию в Финском заливе, "сменив" финский гарнизон. "Ойген" огнем своих 203-мм орудий должен был в случае необходимости поддержать высадку.

Вечером 12 сентября тяжелый крейсер под флагом вице-адмирала Тиле, произведенного в следующий чин и ставшего командиром 2-й боевой группы (в составе "Ойгена", "Лютцова" и 6-й флотилии эсминцев), вышел в море в сопровождении 4 миноносцев. Осторожный адмирал приказал не пересекать 22-й меридиан, оставаясь к западу от него. Это означало, что отряд останется в 200 милях от места действия и не сможет быстро среагировать в случае необходимости. Обеспечение действий осуществлял танкер "Лисса Эссбергер", обосновав­шийся в Моонзунде между островами Ээель и Даго. Вторжение намечалось на 2°° 15 сентября, и 14-го отряд Тиле начал выдвижение в Финский залив. Однако с суши поступали неутешительные сообщения: финны оказали серьезное сопротивление, а десант попал под непрерывные атаки советской авиации. Она обнаружила также соединение "Ойгена" и в ожидании нападения крейсер взял курс на Моонзунд, отправив миноносцы к северу от остовов. Все 16 сентября "Принц" простоял на якоре в заливе Тага, тогда как искавшие его самолеты обрушили удары на бывший эскорт. На следующий день он отправился обратно в Готенхафен, как обычно избежав неприятностей, но и не нанеся противнику никакого ущерба.

Но уже 21 сентября ему снова пришлось выйти к финским берегам. Ставки в этот раз повысились: необходимо было прикрыть отступление немецких войск из Финляндии, отошедших к Кеми и погруженных там на транспорты. Задача тяжелых кораблей 2-й боевой группы состояла в борьбе с береговыми батареями на Аландских островах - в том случае, если они начнут стрельбу по отходящим судам. Силы Тиле включали "Ойген", "Лютцов", 4 эсминца и 3 миноносца. Утром 23-го они уже вышли в заданную точку, однако вмешательство не понадобилось: все суда и военные корабли из Кеми благополучно миновали финские батареи уже к 10 утра. Боевая группа вернулась в Готенхафен 25 сент­ября, вновь не сделав ни единого выстрела из тяжелых орудий.

Зато в следующем походе артиллеристам "Ойгена" пришлось потрудиться. Наступающие советские войска достигли Клайпеды и 2-я боевая группа в полном составе подошла 11 октября к побережью, открыв огонь по наземным целям. С берега ответили полевые батареи, не добившиеся успеха, а с воздуха атаковала авиация. В результате обстрела из бортового оружия крейсер получил легкие повреждения, а персонал зениток понес небольшие потери. За этот и следующий день "Принц" выпустил 633 тяжелых снаряда, получил благодарность от командования дивизии "Великая Германия", но реальный эффект его огня остался неизвестным.

Заправившись и пополнив боезапас, "Ойген" через день вновь стрелял по берегу, выпустив еще 246 203-мм снарядов. Снова он испытывал затруднения с корректировкой, но тем не менее, на следующее утро крейсер вновь находился у берега (на ночь он отходил в открытое море). К нему присоединился "Лютцов", принявший наконец свои тяжелые снаряды. Расход 8-дюймовых снарядов достиг 368 штук; всего было обстреляно 18 целей. Долго не выпускавший ни одного снаряда корабль менее чем за неделю лишился свыше половины всех отпущенных для него снарядов! Пришлось срочно организовать -доставку боезапаса из баз западной Германии и даже из Норвегии.

При возвращении домой в густом тумане "Принц" нашел неожиданную жертву. Легкий крейсер "Лейпциг", только что выпущенный из дока и шедший в Скаггерак для постановки мин против ожидавшегося немцами вторжения союзников через датские проливы, оказался прямо перед носом "Ойгена". Как обычно в таких случаях, приказ: "Полный назад!" оказался запоздалым и "Лейпциг" получил удар форштевнем тяжелого крейсера почти под прямым углом в самую середину, между мостиком и трубой. Повреждения "Принца Ойгена" оказались на удивления легкими. Форштевень на всем протяжении от 3 м ниже верхней палубы до киля был смят, форпик до броневой палубы залила вода. Тем не менее, прибывшие буксиры долго не смогли расцепить оба корабля. В конце концов пришлось удерживать "Лейпциг" всеми имеющимися буксирами, тогда как "Ойген" дал полный задний ход и освободил-таки свой нос. "Операция" заняла полдня, но тяжелый крейсер смог без всяких затруднений достичь Готенхафена - в отличие от "Лейпцига", которому понадобилась серьезная помощь.

Необходимый ремонт оценивался сроком в месяц. На борту "Принца" 17 октября собралось много берегового начальства, соображавшего, как поскорее ввести в строй нужный на Востоке корабль. Проф. Буркхардт, автор проекта, возглавил работы и добился, чтобы срок ремонта был сокращен почти вдвое. 7 ноября крейсер покинул док "Дойче Верке" в Готенхафене, а 19-го уже вышел в море для обстрела мыса Сворбе. На следующее утро на Балтике разыгрался настоящий шторм; видимость не превышала 20 каб. при сильном волнении. Только во второй половине суток начался обстрел, в ходе которого "Ойген" сделал 255 выстрелов из орудий главного калибра. На следующий день огонь возобновился. Всего за 20-21 октября было израсходовано 514 203-мм и около 200 105-мм снарядов. Боезапас подходил к концу, и "Принц" отправился в Готенхафен, а его сменил "Адмирал Шеер".

В результате столь интенсивных "артиллерийских упражнений" стволы 203- мм орудий оказались сильно расстрелянными и в начале декабря тяжелый крейсер вновь отправился на завод для замены лейнеров. Казалось, представился удобный случай и для усиления его зенитного вооружения, однако работы велись медленно, как из-за постоянных авианалетов, так и вследствие недостатка рабочей силы. Только в конце января 1945 года "Принц" вновь приобрел достаточную для выхода в море боеспособность. Теперь его задачи, как и задачи всего 2-го боевого соединения, оказались совсем простыми: при­крыть линии массового отхода всевозможных судов из отрезанной советскими войсками Восточной Пруссии и, по возможности - поддер­жать свои сухопутные войска.

В полночь на 29 января отряд вице-адмирала Тиле покинул Готенхафен, а уже спустя 8,5 часов он находился на исходной позиции. Спустя несколько минут 203-мм орудия тяжелого крейсера открыли огонь -впервые по территории Германии в районе Дан­цига. В течение после­дующих 10 часов он и другие корабли 2-й бое­вой группы вели стрельбу по различным целям в соответствии с заявками войск.

На ночь они отошли к полуострову Хела, а с 8°° 30 января вновь продолжили обстрел, прервать который пришлось около полудня в связи с плохой видимостью. За два дня "Ойген" выпустил 850 снарядов главного калибра. На третий день огонь корректировал корабельный "Арадо". Последний день января стал последним днем операции для "Принца". Он израсходовал большую часть своего боезапаса, пополнять который становилось все труднее и труднее, поскольку производство восьми­дюймовых снарядов прекратилось еще в 1942 году. Только в марте он снова открыл огонь по своей территории. Советская Армия подошла уже близко к Готенхафену и крейсеру пришлось обстреливать предместья своей базы, а также окрестности Данцига. Германский укрепрайон был обречен: 30 марта "Ойген" прикрывал отход последних судов с эвакуирующимися из Оксхофта. Условия становились все более неблагоприятными: советская авиация практически каждый день, а иногда и по несколько раз на дню атаковала немецкие корабли. Хотя прямых попаданий бомб в тяжелые корабли не было, прислуга легких зениток несла потери от пушечно-пулеметного обстрела. 1 апреля "Ойген" получил несколько самолетных НУРС'ов, потеряв 9 человек убитыми. К вечеру 4 апреля количество израсходованных снарядов главного калибра всего за месяц достигло 4871 и оставалось не более 40. 105-мм зенитки также выпустили по берегу свыше 2,5 тысяч снарядов. Карьера самой большой канонерки Балтики подошла к концу. Двигаясь небольшими переходами, "Принц" достиг 20 апреля Копенгагена вместе с "Нюрнбергом". Они оставались теперь самыми большими из боеспособных германских кораблей.

 

"United States Ship "Prinz Oigen"

 

Капитуляция застала "Ойген" в столице Дании. По условиям   Потсдамского   соглашения   между   США, СССР и Великобританией "Принц" отходил к Соединенным Штатам, однако его, как и другие большие корабли, предполагалось отдать на слом или затопить на большой глубине до 15 августа 1946 года.

Тяжелый крейсер перевели в Бремен и 5 января 1946 года он официально поступил в состав флота США (хотя не как боевой корабль, а в качестве "испытательного судна IX-300". В командование "Ойгеном" вступил последний его командир, капитан 1 ранга флота США А.Граубарт, по иронии судьбы, происходивший из семьи немецких эмигрантов. В состав команды входило 134 немецких моряков, а также 11 американских офицеров и 275 матросов, специально прибывших для приемки корабля. 13 января "Принц" вышел в Бостон, куда и прибыл спустя 10 дней. Полтора месяца специалисты и инженеры обследовали и изучали крейсер, составив подробное его описание и сделав огромное количество фотографий. На берег свезли все артиллерийское, радарное и гидроакустическое оборудование, а также

2  орудия главного калибра из носовой башни, две спаренных   105-мм  установки   и   несколько   легких зениток. 10 марта "IX-300" покинул Бостон и через Панамский   канал  достиг  Сан-Диего.   Отсюда   ему предстоял последний путь: как и многие трофейные японские    корабли    и    устаревшие    собственные, американцы     предполагали     использовать     этот образчик германской военной техники при испытаниях атомного оружия.

Предварительно крейсер поставили в док, поскольку ему предстояло пересечь Тихий океан. Борт "Принца Ойгена" покинули последние немецкие моряки и 11 мая он вышел в Пирл-Харбор. Там он вместе с американскими тяжелыми крейсерами "Пенсакола" и "Солт-Лейк-Сити" составил 23-ю дивизию крейсеров - отряд, которому предстояло испытать действие самого страшного оружия XX века.

3  июня "IX-300" вышел в свой последний переход.

Бывший крейсер на всякий случай сопровождал большой океанский буксир "Сиу", который, впрочем, практически не понадобился. 9 июня оба корабля прибыли на атолл Бикини, благополучно преодолев 2100 миль пути.

По диспозиции первого испытания (надводный взрыв ядерной бомбы, сброшенной с самолета; условное обозначение "Эйбл"), состоявшегося 1 июля 1946 года, германский тяжелый крейсер находился в 8-10 кабельтовых от эпицентра. Его повреждения оказались незначительными, только с борта, обращенного к взрыву, ударной волной полностью содрало краску. Второй, подводный взрыв ("Байкер") нанес более существенный ущерб. Часть листов обшивки оказалась вдавленной, и корабль принял некоторое количество воды, но не затонул и не имел никакого крена. Удивленные американцы отбуксировали его на Кваджелейн, предполагая использовать для дальнейших испытаний. Однако к этому времени стальной корпус стал настолько радиоактивным, что его дезактивация в течение нескольких месяцев представлялась невозможной. Многострадальный крейсер вновь поставили в качестве "мальчика для битья" при третьем атомном взрыве ("Чарли"). Хотя и на этот раз он остался на плаву, отсутствие команды и какой-либо борьбы за живучесть привело к постепенному затоплению одного помещения за другим. 21 декабря оставшиеся насосы перестали справляться с поступающей водой, корпус накренился, и иллюминаторы оказались ниже поверхности моря. Американцы попытались сласти корабль, выбросив его на берег острова Карлос, но на следующий день последний из германских тяжелых крейсеров опрокинулся и затонул на рифах о-ва Кваджелейн, где и остается в настоящее время