Введение

 

Голландская колониальная импе­рия возникла в XVII веке в период наи­большего могущества Республики Со­единенных Провинций (затем Респуб­лика Нидерланды). Уже тогда Голландия являлась великой морской державой, у которой Россия под руководством Петра Великого училась искусству ко­раблестроения. Ее флот оспаривал пер­венство на морях у Испании и Англии, нанеся не одно поражение «Владычице морей», и дал истории целую плеяду та­ких знаменитых адмиралов и капита­нов, как Мартен и Корнелис Тромпы, де Рюйтер и Ван Гален, Пит Хейн, Эвертсен и др. В дальнейшем войны с более силь­ными соперниками подорвали торговое и экономическое могущество Голландии, потерявшей ряд колоний и с середины XVIII века не дерзавшей более спорить со своей грозной соседкой Великобритани­ей. К началу XX века Королевство Нидерланды уже не входило в семерку крупнейших морских держав, а функ­ции голландского флота, считавшегося вторым в мире среди «малых» флотов, сводились прежде всего к обороне побе­режья. Будучи тогда третьей колони­альной державой мира, эта страна со­держала два совершенно различных флота. Один предназначался для охра­ны метрополии и состоял, в основном, из кораблей береговой обороны. Другой должен был действовать в колониях, главным образом, в Голландской Ост-Индии, как тогда называли Индонезию. Особенность этого морского театра зак­лючалась в том, что он представлял со­бой цепь крупных и мелких островов, охрана которых и защита коммуника­ций были не мыслимы без больших океанских кораблей. Маленькая евро­пейская Голландия процветала за счет колониальной торговли и, естественно, ее дальневосточный флот не только не уступал флоту метрополии, но и пре­восходил его. И это вдвойне закономер­но, поскольку население метрополии в 1905 году составляло ок. 5,4 млн. чел., а колоний — 23,9 млн. (Индонезия, Вест-Индия и Суринам).

Основу флота Голландии составляли броненосцы береговой обороны. Берего­вая доктрина голландского флота стала преобладающей в середине XIX в., когда миновала эпоха парусных судов. Голлан­дцы одними из первых оценили пре­имущества пара над парусом и уже в 1860 г. начались напряженные модернизационные работы по оснащению гол­ландских парусных кораблей паровыми машинами. Постройка броненосного фло­та в Голландии началась в то время, ког­да уже обрисовались идеалы, к которым принято было стремиться, и хотя можно предположить, что колебания при выбо­ре типов существовали, но здесь полнос­тью восторжествовала идея башенных броненосцев Кольза и мониторов Эриксона. Это были броненосцы береговой обо­роны, построенные частью в Англии, ча­стью на голландских верфях, и представ­лявшие собой почти целиком заимство­ванные у других флотов типы. Напри­мер, ББО Prins Hendrik der Nederlanden, построенный в 1866 году на английской верфи Laird, являлся уменьшенной копи­ей английского же броненосца Monarch, а броненосцы типов Evertsen и Kortenaer (спущены на воду в 1894 г.) строились подобными немецким Siegfrid или Aegir.

Но всякая колониальная империя, ввиду разбросанности своих владений, всегда остро нуждается в крейсерах, служащих главной защитой коммуника­ций как в колониях, так и между коло­ниями и метрополией. Голландская Ост-Индия имела свой собственный, до­вольно многочисленный «крейсерский» флот, построенный и содержимый на средства самой колонии и потому адап­тированный специально для местных нужд. В течение 70—80-х гг. XIX века в Голландии были построены для ост-индского флота около трех десятков ко­раблей разных типов, трудно поддаю­щихся классификации из-за их своеоб­разия. Примером могут служить Ceram и Flores водоизмещением 550 т., имев­шие стальной корпус и днище, обшитое деревом и оббитое медью. Вооружение их состояло из трех 120-мм и одного 75-мм орудия, а наибольшая скорость не пре­вышала 11 узлов. Они значились в списках кораблей голландского флота винтовыми судами, но с таким же успе­хом могли называться шхунами или крейсерами IV ранга. Тем не менее, они больше подходили для таможенно-пограничной службы и не могли считать­ся полноценными боевыми кораблями.

Положение несколько изменилось в 90-х годах XIX века, когда на голлан­дских верфях были построены 8 крейсе­ров. Два первых, строившийся для ост-индских колоний Sumatra (1890 г., 1700 т) и вошедший в состав флота мет­рополии Konigin Wilgelmina der Nederlanden (1892 г., 4600 т), несли тяже­лое для этого класса кораблей артилле­рийское вооружение (орудия калибра 280 или 210 мм). Они были довольно тихоходны, обладая всего 16—17 узло­вой скоростью. Следующие 6 однотип­ных броненосных крейсеров типа Holland (Holland, Zeeland, Friesland, Gelderland, Noordbrabant, Utrecht — 1896-99 г., /3840—3970 т /19,5—20 уз­лов/ 2x150, 6x120, 8x75, 8x37 мм/бп 51 мм, бмо 127 мм) также строились для службы в колониях. Отдельные ко­рабли этой серии дожили до второй ми­ровой войны. Последний из них, Gelderland, был потоплен советской авиацией на Балтике в 1944 г., нахо­дясь в составе гитлеровских Кригсмарине в качестве плавучей зенитной ба­тареи, носившей название Niobe.

Однако затем для голландского крейсерского флота наступила более чем пятнадцатилетняя пауза. С одной стороны, требовались средства для строительства очередной пятерки бро­неносцев береговой обороны и кораб­лей других классов, с другой — нема­лый ущерб нанесла многолетняя коло­ниальная война в Индонезии, длив­шаяся с 1873 по 1904 г. К тому же, в связи с планировавшейся постройкой пяти линейных кораблей (заимство­ванный проект испанских дредноутов типа Espana), финансовые отчисления на строительство новых крейсеров могли ожидаться не ранее 1915 г. Меж­ду тем, мир находился на пороге гроз­ных событий. В Европе бросившая вызов английскому могуществу кай­зеровская Германия наращивала воо­ружения, готовясь к войне, а на Даль­нем Востоке росла угроза экспансии со стороны Японии, которая после победо­носных войн с Китаем и Россией стала сильнейшей морской державой дальневосточного региона. Сложив­шийся здесь баланс сил был оконча­тельно нарушен, когда Великобрита­ния отозвала свою тихоокеанскую эс­кадру линкоров в связи с ростом на­пряженности в Европе, а базировавша­яся на Владивосток русская крейсерс­кая эскадра не могла противостоять растущей мощи Японии, приступившей к постройке дредноутов и не уступающих им по огневой силе линейных крейсеров в рамках знаменитой программы «Флот 8-8». Таким образом, момент, когда бо­гатые нефтью и другими видами сырья голландские колониальные владения окажутся в сфере японских интересов, становился лишь вопросом времени.