Первенцы нового флота

 

Угроза японской экспансии стала при­чиной принятия Голландией в 1908 году новой судостроительной программы, сог­ласно которой в течение трех следующих лет из бюджета страны были выделены средства на постройку броненосца берего­вой обороны увеличенного водоизмеще­ния с 11-дюйм. орудиями (De Zeven Provincien, 6530 т), 6 эсминцев, 2 подвод­ных лодок (в том числе одна для Ост-Индии), 4 дизельных канонерских лодок для флота метрополии, а также средства на модернизацию 2 броненосцев типа Kortenaer. Уже утвержденный проект серии из 4 броненосцев береговой обороны на­значили к реализации в 1912 году.

Но в последний момент проект бро­неносца был отвергнут морским мини­стром, решившим, что новые корабли недостаточно вооружены. После этого в июне 1912 г. весь комплекс вопросов, касающихся колониальных морских сил, передали в Королевскую комиссию по кораблестроению. Комиссия пересмотрела программу 1908 года и пришла к вы­воду о необходимости постройки для Ни­дерландов нового флота. Программа развития голландских военно-морских сил, представленная комиссией 2 июля 1913 г., стоимостью 17 млн. гульденов и рассчитанная на 35 (!) лет, вызвала бурю в парламенте и стала причиной правительственного кризиса. В конце концов, она все же была утверждена, хоть и в несколько измененном вариан­те. Но из-за вспыхнувшей вскоре миро­вой войны, в которой Нидерланды как нейтральная страна участия не прини­мали, ни один пункт амбициозной про­граммы 1913 года выполнен не был.

Для нейтральной Голландии 1-я ми­ровая война стала тяжелым испытани­ем. Неограниченная подводная война, жертвами которой стало большое количе­ство пассажирских и торговых судов, нанесла ощутимый удар традиционной морской торговле этой страны. Находясь между воюющими сторонами, Голландия была вынуждена держать на гра­ницах большую армию, обеспечивав­шую ее нейтралитет. На море ту же зада­чу выполнял приведенный в постоян­ную боевую готовность флот метрополии. Еще одной проблемой являлись сорван­ные с минрепов и дрейфующие в гол­ландских водах мины заграждения. Общая сумма убытков Нидерландов за период войны составила 147 млн. фун­тов стерлингов в ценах 1920 года.

Из опыта боевых действий «Великой войны» голландцами был сделан пра­вильный вывод о недостаточном разви­тии своего подводного и крейсерского флота (последнему не уделялось внима­ние уже более полутора десятилетия). Чтобы усилить военно-морские силы для выполнения новых боевых задач, опре­делившихся в период мировой войны, законом о флоте 1915 года предусматри­валась постройка 2 новых крейсеров, 4 подводных лодок и 6 гидросамолетов. Кроме того, в состав флота вошли две подлодки — английская и немецкая, по­терпевшие аварию в голландских водах. Проектирование крейсеров началось еще в 1914 году. Тогда же германская верфь Krupp Germania в Киле, инженеры кото­рой и прежде неоднократно сотруднича­ли с голландскими кораблестроителями, получила запрос о предоставлении черте­жей и технических решений, которые могли бы использоваться для проектиру­емых в Голландии кораблей. В начале 1915 г. немцы представили улучшенный проект построенного недавно верфью лег­кого крейсера Karlsruhe. Предложенный корабль также должен был иметь 4 дымо­вые трубы, но его водоизмещение было на 25% больше, чем у немецкого прото­типа (6170 тс), а главное вооружение со­ставляли орудия более крупного калибра. В качестве альтернативы предлагался равноценный по характеристикам вари­ант с двумя трубами, напоминавший силуэтом немецкий линейный крейсер Moltke. Именно альтернативный вариант и был избран голландцами для дальней­шей разработки.

Голландцы не участвовали в войне и имели возможность основательно и без спешки разрабатывать свой собствен­ный, весьма специфический тип крейсера. Понимая, что главным противником их дальневосточного флота будет, по всей вероятности, японский флот, они решили уделить больше внимания огневой мощи своих крейсеров, которые должны были превосходить по силе крейсера во­юющих держав. Проектом предусматри­валось вооружить новые корабли десятью 150-мм орудиями, расположенными возвышенно в диаметральной плоскости и по бортам так, чтобы по носу и корме могли вести огонь одновременно 4-5 ору­дий, а на каждый борт — 7. Современ­ные им английские (типа Town — 8 ору­дий калибра 152 мм) и немецкие (типа Stadte — 8x150 мм) крейсера по носу и корме могли вести огонь лишь 2-3, а на борт — 5 орудиями (в обоих случаях большинство орудий устанавливались побортно). Правда, такое усиление огне­вой мощи потребовало дальнейшего уве­личения размерений голландских кораб­лей и их водоизмещения (6670 т).

Утверждение проекта состоялось 21(15) июля 1915 г. Было решено, что постройка крейсеров будет производить­ся в Голландии при содействии фирмы Крупна. Германская фирма обязывалась обеспечить необходимые для строитель­ства материалы, технический надзор и выполнение особо сложных работ. Средства для постройки должны были поровну выделить голландское морское министерство и министерство колоний.

 

Постройка кораблей

 

Получившие названия двух самых крупных островов Голландской Ост-Ин­дии крейсера, предусмотренные про­граммой развития флота 1915—16 гг., были заложены на голландских верфях в 1916 году и должны были войти в строй в 1918 году. Согласно программе 1917-18 гг. к постройке назначался еще один, третий корабль этого типа — Celebes, за­ложенный на верфи Fijenoord-Werft в Рот­тердаме. Уже в процессе работ первона­чальный проект подвергся значитель­ным изменениям. Celebes должен был стать флагманским кораблем ост-индс­кого флота и поэтому имел удлиненный корпус и большее водоизмещение. Его готовность намечалась на 1920 г. Однако мировая война стала причиной нехват­ки кораблестроительных материалов, по­скольку с самого начала строительства немцы задерживали поставку необходи­мого им самим сырья и оборудования. Это, а также строгое соблюдение восьмичасового рабочего дня и английская мор­ская блокада привели к значительному опозданию по срокам сдачи кораблей. К концу войны проект полностью устарел и построечные работы были временно при­остановлены. В 1919 году постройку Celebes окончательно отменили, а собранный на стапеле корпус разобрали. Встал вопрос о судьбе остальных 2 кораблей, степень го­товности по корпусу которых была доста­точно высокой. Предлагалось даже закон­чить их в качестве торговых судов, но ока­залось, что корпуса крейсеров не подходят для этой роли. Для заказа нового проекта, наиболее полно учитывающего опыт ми­нувшей войны и совместимого с уже почти готовыми корпусами, был установлен контакт с английской фирмой Vickers. Англичане отнеслись к заказу без долж­ного внимания, предложив втиснуть мощ­ное вооружение и машины голландских крейсеров в увеличенный всего до 5150 т корпус крейсера типа D (проект № 767 от 2.08.1920). Британское предложе­ние являлось неприемлемым и было ре­шено заканчивать постройку кораблей со­гласно с первоначальным проектом. Ут­вержденный в 1920 году бюджет предус­матривал продолжение строительства «с полным напряжением сил», в резуль­тате чего Java и Sumatra, наконец, вошли в строй в 1925-1926 годах. К этому време­ни они уже не являлись сильнейшими крейсерами в мире: строившиеся повсюду по вашингтонским нормам крейсера зна­чительно превзошли их как по водоизме­щению, так и по огневой мощи.

 

Общее описание кораблей

 

Архитектура крейсеров типа Java но­сила явный отпечаток влияния после­дних проектов немецких крейсеров пери­ода первой мировой войны, что было вполне логично, учитывая активное уча­стие в их постройке германских фирм и тот резонанс, который получили рейдерские действия немецких крейсеров в первый год войны. По внешнему виду «явы» весьма напоминали корабли типа Konigsberg II кайзеровского флота, хотя и имели две массивные дымовые трубы вместо трех на «немцах».

Спроектированный для службы в океанских просторах ост-индских ко­лоний крейсер получил высокобортный корпус с небольшой седловатостью в но­совой оконечности, имевшей почти вер­тикальный форштевень. Прекрасная мореходность обеспечивалась протя­женным на 4/5 длины корпуса полуба­ком. Выполненный по продольной сис­теме набора корпус разделялся про­дольными и поперечными переборка­ми на водонепроницаемые отсеки. В районе машинных и котельных отде­лений корабль имел двойное дно, поме­щения которого использовались для хранения жидкого топлива, пресной воды (технической и питьевой) и бал­ласта. Топливные танки и цистерны с водой нигде непосредственно друг к другу не примыкали, в обязательном порядке разделяясь кофердамами.

Длина корпуса по ватерлинии со­ставляла 153 м, наибольшая — 155,3 м, ширина корабля — 16 м, средняя осад­ка — 6,1 м, конструктивная осадка — 5,5 м. Стандартное водоизмещение со­ставляло 6670 тс (6776 т) (Ввиду значительной разницы характеристик, подающихся в разных источниках, здесь и далее в скобках указываются сведения, отличные от общераспространенных), а полное — 8208 тс (8339 т). Корабль имел два боко­вых киля длиной 40 м. Корпус флагман­ского крейсера Celebes по проекту был на 3 м длиннее, а водоизмещение — на 155 т больше.

Благодаря большой протяженности полубака и, соответственно, большому количеству свободной площади, обитае­мость кораблей оказалась достаточно хорошей. Кубрики экипажа занимали всю носовую часть корпуса на главной палубе, а в корме находились офицерс­кие каюты, душевые и прочие служеб­ные помещения. На средней палубе в носу располагались каюты унтер-офи­церов и помещения корабельного лазаре­та. Жилые и служебные помещения ко­мандира корабля размещались в кормо­вой надстройке, а в носовой — радио-

рубка, помещения корабельной пекарни и камбуза, над ними — ходовая, штур­манская и бронированная боевая рубки. Обе мачты-однодеревки имели ха­рактерные для немецких легких крейсеров времен первой мировой войны наблюда­тельные посты в виде «воронки» и ярус­ное расположение прожекторных площадок.

Энергетическая установка

Паротурбинная установка кораблей типа Java имела линейное расположение и состояла из трех турбозубчатых агрега­тов (ТЗА) типа Крупп — «Германия» (на Sumatra — типа Цолли, поскольку уже приготовленные для этого крейсера турбины того же типа, что и на Java, были уничтожены пожаром на верфи. На начальном этапе службы турбины типа Цолли стали причиной возникновения различного рода проблем, пока машин­ная команда не приобрела достаточный опыт в их обслуживании). Мощность машин крейсера Java составляла 65000 л.с., a Sumatra — 72000 л.с., что позво­лило им развить на ходовых испытани­ях максимальную скорость 30 (Java) и 30,63 узла (Sumatra). Запасы нефти колебались от 1070 до 1200 т. Это обеспе­чивало дальность плавания 4800 морс­ких миль при скорости 12 узлов и соот­ветственно 3600 морских миль при ско­рости 15 узлов.

Посредством редуктора турбины приводили в движение три гребных вала с трехлопастными винтами. Кормовая турбина была сопряжена со средним гребным валом, а носовые турбины ра­ботали на боковые валы. Гребной вал правого борта вращался вправо, осталь­ные — влево. Диаметр боковых винтов составлял 4100 мм, среднего — 3400 мм. Крейсера имели один руль балансирного типа площадью 17,5 м2, установленный за средним гребным винтом.

Располагавшаяся дальше в нос ко­тельная группа состояла из 8 водотруб­ных котлов типа Шульц-Торникрофт. Первая мировая война ясно продемон­стрировала преимущества нефти перед углем, поэтому котлы голландских крей­серов отапливались исключительно не­фтью, тем более, что корабли предназна­чались для службы в богатых этим ви­дом топлива Ост-Индских колониях. Расположенные попарно в четырех ко­тельных отделениях котлы обеспечива­ли турбины паром с рабочим давле­нием 18 кг/см2. Дымоходы передней и задней пар КО были выведены во внешне заметно разнесенные трубы.

Довольно развитая для своего вре­мени корабельная энергосистема пита­лась тремя турбогенераторами и одним генератором высокого напряжения об­щей мощностью 200 кВ, вырабатывав­шими ток напряжением 225 вольт.

 

Бронирование

 

Бронирование также практически по­вторяло военные проекты немецких лег­ких крейсеров. Несколько усиленный бор­товой пояс толщиной 75 мм и шириной 3,2 м протяженностью 120 м по ватерли­нии прикрывал артиллерийские погреба, котельные и машинные отделения. Руле­вое устройство защищалось 50-мм бро­ней. Поясные броневые плиты устанавли­вались на подкладку из тикового дерева. Единственное отличие голландской схемы бронирования состояло в том, что 50-мм скосы броневой палубы соединялись не с нижним краем бортового пояса, а с вер­хним, тем самым не усиливая защиту борта, а лишь увеличивая объем броневой цитадели. Броневая палуба прерывалась только световыми люками и дымовыми и вентиляционными каналами котель­ных и машинных отделений. Она имела толщину 25 мм (по др. данным, 37,5 мм). Цитадель замыкалась в носу и корме 60-мм траверзами.

Боевая рубка, оборудованная нави­гационными и артиллерийскими цент­ралями, защищалась 100-125 мм бро­ней, а орудия главного калибра имели щиты толщиной 100 мм. Бронирование дымоходов котельных отделений состав­ляло 50 мм. В целом броневая защита голландских крейсеров выглядела весь­ма солидной и гарантировала корабли от огня 6-дюймовых орудий на средних дистанциях боя (до 60 каб.).

 

Вооружение

 

Главный калибр крейсеров состав­ляли 10 скорострельных 150-мм швед­ских орудий Mk VI Bofors M1924 с дли­ной ствола 50 калибров (согласно части голландских источников, флот Нидер­ландов после длительных проволочек получил из Германии для вооружения своих крейсеров 150-мм орудия Круппа, первоначально предназначавшихся для фортификационных сооружений). Четыре из них размещались возвышен­но в диаметральной плоскости корабля, а остальные шесть — тремя парами побортно: две пары — у дымовых труб и третья — перед кормовой надстрой­кой. Возвышенное расположение орудий обеспечивало 7-орудийный бортовой залп и 4-орудийный в нос и корму.

Собственно, калибр орудий состав­лял 149,1 мм (5,87 дюйма), а длина ствола — 52,65 калибров. Орудия Bofors Mk VI имели горизонтальные скользящие замки и стреляли бронебойными снаря­дами весом 46,7 кг или 46-кг гранатами с начальной скоростью 900 м/сек. Порохо­вой заряд сначала весил 16,9 кг, а картуз 9,5 кг, затем стали применять английские заряды весом соответственно 15,88 кг и 17 кг. Вес самого орудия колебался между 7,24 и 7,5 т, а со станком и броне­вым щитом достигал 20 т. Максималь­ный угол возвышения составлял 29', при этом дальность стрельбы равнялась 21200 м., т.е. около 120 кабельтовых.

Зенитное вооружение также было ти­пичным для тех времен и не отличалось ни новизной, ни разнообразием. Оно со­стояло из 4 зенитных 75-мм орудий типа Bofors-Wilton/Fijenoord с длиной ствола 55 калибров. Они размещались парами на носовой и кормовой надстройках. Такое орудие со станком весило 1385 кг, вес выстреливаемого с начальной скоростью 895 м/сек. снаряда составлял 5,9 кг.

От традиционных для легких крей­серов торпедных аппаратов голландцы решили отказаться. Вместо этого корабли были вооружены обычным для голланд­ского флота оружием — минами. Как из­вестно, принятая Нидерландами докт­рина береговой обороны предусматрива­ла защиту побережья посредством актив­ных минных постановок. Поэтому крей­сера принимали на борт по 12 морских мин, хранившихся в специальных мин­ных погребах, которые находились в районе кормовой надстройки. Для транспортировки мин от погребов к кор­мовому срезу на палубе юта были оборудованы рельсовые пути, в связи с чем в случае минных постановок неизбежно возникали проблемы с использованием кормовых орудий. Противоминную обо­рону обеспечивали 4 паравана.

 

Авиационное вооружение

 

С начала 20-х годов крупные ар­тиллерийские корабли стали оснащать бортовыми самолетами-корректиров­щиками для обеспечения точной стрельбы на дальние дистанции и ве­дения воздушной разведки. Новый вид корабельного вооружения не был обойден вниманием и в голландском флоте. Вскоре после окончания построй­ки крейсера типа Java получили по два поплавковых гидросамолета. Авиаци­онное вооружение и оборудование не было предусмотрено проектом, что не позволило оборудовать эти корабли ан­гарами, поэтому самолеты размещались на огражденной площадке между дымо­выми трубами. Такой способ «парков­ки» сильно ограничивал степень готов­ности машин к полетам и значительно снижал их срок службы, но с этим при­ходилось мириться на большинстве со­временных «явам» легких крейсеров, имевших корабельную гидроавиацию. Для спуска на воду и подъема самоле­тов с воды по бортам возле первой ды­мовой трубы были смонтированы два небольших крана.

Точно определить состав авиацион­ного вооружения крейсеров в различные периоды службы весьма затруднитель­но из-за существенных расхождений в данных разных источников. Одни из них вообще не называют типов самоле­тов, другие умалчивают о фактах заме­ны гидроавиации, третьи приводят разноречивую информацию. Например,  М.Ледэ, автор монографии по истории морской авиации Голландской Ост-Индии (Marineluchtvaartdienst MLD — в нее входили и 2 авиагруппы, самолеты ко­торых базировались на кораблях ост-ин­дского флота) ничего не сообщает о гид­ропланах этих типов в составе MLD. Со­гласно Ледэ, основными корабельными разведчиками в Ост-Индии до 1928 г. являлись машины типа Van Berkel WA (копия немецкого гидросамолета перио­да 1-й мировой войны Hansa-Brandenburg W. 12) (Фрейвогель, работа которого послужи­ла ценным источником для написания данной монографии, сообщает об оснаще­нии «яв» после окончания постройки двухместными двухпоплавковыми бип­ланами деревянной конструкции Fairey lir Campania", а затем о замене их в 1926 году голландскими гидросамолета­ми Fokker C.VIIIW. Однако производство последних началось, по данным Jane и Шведе, в 1932 году, а по сведениям са­мого Фрейвогеля даже в 1934!). В 1928 г. выработавшую ресурс авиатехнику на крейсерах заменили закупленными в Англии для про­бы четырьмя двухместными поплавко­выми бипланами со смешанной конст­рукцией Fairey INF. Но в процессе эксплу­атации выявились недостатки этих ма­шин, делавшие их непригодными для выполнения требуемых от них функ­ций. Служба в условиях влажных тропи­ков Ост-Индии да еще при базировании на открытой площадке быстро приводи­ли в негодность полотняную обшивку самолетов, а их недостаточная скорость (180-190 км/час) была явно неподхо­дящей для разведчиков. Поэтому, на мой взгляд, именно Fairey IIIF, а не Fairey III "Campania" заменили таким же количеством поплавковых гидросамоле­тов Fokker C.VIIW, прибывших в Ост-Ин­дию на рубеже 1928-29 гг. Эти машины значительно превосходили английские гидропланы. Мотор фирмы Rolls Royce мощностью 690 л.с. обеспечивал боль­шую скорость (260 км/ч), потолок состав­лял 7400-8000 м против 5800 м у предшественника, а дальность и вре­мя полета — соответственно, 900 км и 5 часов. Кроме прямых обязанностей, Fokker мог выполнять функции самоле­та ПЛО, неся бомбовую нагрузку (Автор не считает вышеприведенную версию авиаоснастки крейсеров типа Java справедли­вой и предоставляет читателю самому разоб­раться в этом вопросе).

 

Приборы управления артиллерийским огнем и прочее оборудование

 

Система управления артогнем голлан­дских крейсеров являлась достаточно ар­хаичной и в целом повторяла таковую де­сятилетней давности на немецких крейсе­рах, отличаясь от нее лишь большим коли­чеством дальномерных постов: Для опре­деления дистанции служили три 4-метро­вых дальномера (на надстройках и на КДП между шлюпочной палубой и кормо­вой надстройкой) и один 2-метровый зе­нитный дальномер, который размещался на открытом мостике у подножия фок-мачты. Информация по средствам теле­фонной связи передавалась в централь­ный пост под броневой палубой, откуда, также по телефону, поступала в боевые по­сты. Все приборы управления огнем про­изводства немецкой фирмы Hazemeyer с оптикой фирмы Zeiss.

Крейсер был оснащен 6 боевыми 1200-мм прожекторами по типу немецких крейсеров периода первой мировой войны.

На каждой мачте имелись (одна над дру­гой) по две прожекторные платформы, ос­тальные два прожектора размещались на площадках по бокам второй дымовой тру­бы. Два сигнальных 80-см прожектора были установлены на ходовом мостике.

Корабли имели по два становых яко­ря и одному запасному, каждый весом 4 т. В связи с предстоящей службой в услови­ях тропиков крейсера оснащались специ­альным аэрационным оборудованием, обеспечивавшим температуру не выше +30'С в артиллерийских погребах и -2,5'С в холодильных камерах для провианта, а их жилые и служебные помещения — об­ширной системой вентиляции (прообраз современных кондиционеров). Средства внутрикорабельной связи состояли из пе­реговорных труб и телефонных аппаратов.

 

Модернизация 1934-35 годов и изменения вооружения в ходе службы

 

В 1934-35 годах крейсера прошли комплекс модернизационных мероприятии, направленных, в основном, на снижение «верхнего» веса и усиление зенитного вооружения кораблей. Работы производились силами яванского судо­ремонтного предприятия Arsenal в Сурабае и продолжались около года.

В ходе работ значительно укорочен­ная грот-мачта была перенесена ближе к миделю — непосредственно за вторую дымовую трубу, а оба кормовых прожек­тора смонтировали на новых площадках по сторонам грот-мачты. Фок-мачту-од­нодеревку заменили более короткой мач­той трубчатой конструкции, такой же, как на немецких легких крейсерах межвоен­ного периода. Теперь вместо прежней «во­ронки» наблюдательного поста ее венча­ла башенка артиллерийского директора. Размещенные на фок-мачте прожектора со­хранили свои позиции, хотя были распо­ложены несколько ниже, а нижняя прожек­торная платформа стала треугольной. На ее крыльях установили 12,7-мм зенитные пулеметы. Положение прожекторов на вто­рой дымовой трубе осталось прежним.

Артиллерия главного калибра в тече­ние всей службы крейсеров не менялась. Лишь в 1944 году при подготовке крейсеpa Sumatra к затоплению его орудия MkVI M1924 были демонтированы и пе­реданы на голландские канонерки Flores и Soemba в связи с износом их собствен­ных орудий Bofors MkVII M1925, анало­гичных главному калибру крейсера.

Зато зенитное вооружение подверглось коренным переменам, хотя и явно недо­статочным. Во время модернизации 1934-35 гг. трехдюймовки были заменены четырьмя (Java) или шестью (Sumatra) 40-мм орудиями Bofors Mk III в спаренных установках, монтировавшихся на кормо­вой надстройке. Дополнительным зенит­ным вооружением являлись 4 пулемета калибра 12,7 мм, которые впоследствии на крейсере Sumatra частично или полностью были заменены 20-мм орудиями Oerlikon (В голландских публикациях существует не­сколько версий зенитного вооружения модерни­зированных в 1934-35 гг. крейсеров типа Java. Кроме вышеприведенной версии, можно встре­тить также и следующие варианты: 1. Оба корабля: 6x40, 4x12,7; 2. Java — 4, Sumatra — 6x40, оба корабля — по 6x12,7 мм; 3. Java — 8, Sumatra — 6x40-мм одноствольных установок Mk III, 6x12,7 мм. Кроме того, имеются сомнения по поводу замены на Sumatra 12,7 мм зенитных пулеметов 20-мм пушками Oerlikon. В 1940-1942 гг. крейсер прошел ряд частичных модернизаций, после которых он имел следую­щие характеристики: водоизмещение 6795 тс; воо­ружение— 10x150; 6x40 зен., 6x12.7 зен. (об «эрликонах» нет и речи), 2 бомбосбрасывателя, без са­молетов; экипаж — 526 чел. Возможно, информа­ция об «эрликонах» появилась в связи с планиро­вавшейся модернизацией Sumatra в Англии, ко­торая так и не состоялась). He только голландскому, но и всем флотам воюющих стран потребовалось два года войны, чтобы полностью осознать сла­бость ПВО боевых кораблей и усиливать ее всеми возможными средствами, иногда даже в ущерб главному калибру.

Не обошлось без изменений и в авиа­ционном оборудовании крейсеров. Пре­жние грузовые краны для обслуживания самолетов были заменены более мощны­ми, а их стойки послужили опорами для прожекторной площадки с 12,7-мм зенит­ными пулеметами.

В модернизированную систему уп­равления огнем входили три 4-м даль­номера в трех прежних КДП и артилле­рийский директор в новом посту управ­ления огнем на топе фок-мачты, появ­ление которого увеличило точность огня и сократило время поступления данных для стрельбы в боевые посты. Двухмет­ровый зенитный дальномер был демон­тирован в процессе модернизации.

Модернизационные работы были за­кончены летом 1935 года. Однако недоста­точная оснащенность колониальных судо­ремонтных предприятий не позволила осуществить в полном объеме необходи­мый ремонт устаревших и изношенных непрерывной десятилетней службой кораб­лей. Это стало причиной того, что спустя несколько лет крейсера пришлось поочеред­но отправлять в метрополию для квалифи­цированного капитального ремонта. Мо­дернизация 1934-35 годов лишь незначи­тельно повысила боевую ценность старых крейсеров, по-прежнему остававшимися кораблями, построенными по проекту пе­риода первой мировой войны. Понимали это и сами голландцы, в связи с чем в конце 30-х появились планы их новой мо­дернизации, заключавшейся в изменении состава и расположения артиллерии глав­ного калибра и усовершенствовании систе­мы ПВО кораблей. Согласно этим планам, главный калибр должен был размещаться в 4 двухорудийных башнях, расположен­ных в диаметральной плоскости, что дава­ло возможность участвовать в бортовом залпе всем 8 орудиям вместо прежних 7. Кроме того, освобождалось место для торпедных аппаратов либо для размещения мощной батареи зенитных автоматов (10 спаренных установок «бофорсов»). Од­нако в 1938 г. было принято решение о за­мене «яв» уже заказанными крейсерами типа Kujkduin и от модернизации вооруже­ния старых кораблей отказались. Тем не менее, они успели частично получить но­вые зенитки. В 1939 г. на вооружение по­ступили стабилизированные в трех плоско­стях 40-мм зенитные системы Hazemeyer-Bofors MklV, разработанные голландской фирмой N.V. Hazemeyer Signaal Apparaten и впервые установленные в 1936 году на крейсере De Ruyter (правда, в сочетании с более ранней моделью орудия Bofors Mk III). Известно, что такие спаренные зенитные системы были расположены на кормовых надстройках «яв», однако более точные данные о времени установки и их количе­стве отсутствуют.

Еще в 1937-38 гг. во время капи­тального ремонта крейсеров в метрополии они получили новые гидросамоле­ты Fokker C.XIW, такие же, как на крей­сере De Ruyter. И наконец, прошедший в 1940-42 годах несколько частичных модернизаций крейсер Sumatra имел в составе вооружения 2 бомбосбра­сывателя глубинных бомб. Они нахо­дились на корме и имели по 5 бомб в стеллаже.

 

Экипаж

 

Списочная численность экипажа крейсеров по штатам мирного времени составляла 480 человек (30 офицеров, 50 унтер-офицеров и 400 матросов).

В начале 1942 года модернизиро­ванный крейсер Sumatra имел экипаж из 526 человек, состоявший из 35 офи­церов, 54 старших унтер-офицеров и 437 младших унтер-офицеров и матро­сов (По данным Jane's, экипаж прибывшего в ок­тябре 1942 года в Англию крейсера Sumatra со­стоял из 700 человек — 630 европейцев и 70 индо­незийцев. Очевидно, такая разница в численно­сти личного состава объясняется наличием на борту крейсера кадетов морских училищ, эва­куированных из Ост-Индии после захвата ост­ровов японцами). Экипаж крейсера Java по штатам военного времени имел примерно тот же количественный состав и комплектовал­ся в Ост-Индии, где после оккупации Голландии началась призывная компа­ния как среди европейского населения, так и среди «островитян», как голланд­цы называли индонезийцев. Военно-морскому флоту пришлось привлекать к военной службе моряков торгового флота, чтобы довести сокращенные экипажи мирного времени до полной численнос­ти по военным штатам. Набирали также и офицеров для ВМФ, призвав множе­ство резервистов и военнообязанных.

Как уже отмечалось выше, крейсера типа Java имели хорошие условия оби­тания благодаря достаточному количе­ству просторных и хорошо вентилируе­мых помещений для экипажа.

В состав плавсредств крейсеров входили три моторных катера и греб­ной баркас со вспомогательным двигателем, размещавшиеся на кильблоках на рострах между второй дымовой тру­бой и кормовой надстройкой. Они об­служивались грузовой стрелой, установ­ленной на грот-мачте. Два шестиве­сельных яла располагались на шлюп­балках на шкафуте. Кроме того, на крей­серах имелись спасательные плоты.

 

Окраска

 

С момента вступления в строй крейсера типа Java имели неизменную светло-шаровую окраску. После начала второй мировой войны на обоих бор­тах в носовой части находившегося тогда в европейских водах крейсера Sumatra появились изображения на­ционального флага Нидерландов в более светлом обрамлении в качестве быстроидентифицируемого знака нейтралитета.

Со вступлением Нидерландов в войну и, в частности, после японского нападения на Перл-Харбор и начала военных действий на Тихом океане, голландские корабли получили камуф­ляжную окраску. Сначала крейсер Java, а затем и Sumatra, проходивший ремонт и частичную модернизацию в конце 1940 — начале 1942 года в Сурабае, были камуфлированы широки­ми косыми и ломаными полосами. К сожалению, по черно-белым, военного времени фотографиям точно опреде­лить расцветку камуфляжа невозмож­но. Очевидно, это были полосы раз­личных оттенков серого цвета.