Дальнейшее развитие класса легких крейсеров в Голландии
«Тромпы» оказались последними построенными до войны голландскими крейсерами. И дело здесь уже не в закоснелом пацифизме или скупой экономии на национальной обороне. Непрерывно ухудшавшееся международное положение в середине 30-х годов тревожило правительство Нидерландов. Опасаясь, что на этот раз стране не избежать участия в боевых действиях и она будет втянута в войну, руководство флота приступило к спешной постройке новых кораблей. В 1935 году спущен на воду легкий крейсер De Ruyter и одновременно принимается решение о строительстве крейсеров типа Tromp. Поскольку последние являлись скорее увеличенными лидерами эсминцев, Королевский флот Нидерландов, решив модернизировать свои крейсерские силы, потребовал дополнительных легких крейсеров, которые должны были в недалеком будущем заменить устаревшие корабли типа Java. Первые предложения на проектирование «эрзац»-крейсеров появились еще в 1930 году одновременно с разработкой проекта De Ruyter. Именно этот крейсер послужил прототипом для новых кораблей, проект которых был разработан под руководством уже известного по проектированию «тромпов» инженера Г.Хоофта. «Улучшенный крейсер типа De Ruyter» имел возросшее на 30% водоизмещение, усиленное бронирование и большее количество орудий главного калибра. Первоначально планировалось заложить корабли в 1940 году, но средства на их строительство были утверждены уже в 1937 и должны были выделяться из бюджета 1938 года. Заказ на постройку получила верфь фирмы Wilton-Fijenoord в Схидаме. Но поскольку на верфи пустовал только один стапель необходимого размера, что исключало закладку обоих кораблей одновременно, было решено передать заказ второго крейсера, получившего название De Zeven Provincien («Семь провинций»), верфи Rotterdamse Droogdok. Его заложили в сентябре 1939 года (постр. номер 670). А несколькими месяцами раньше, в мае, на верфи Fijenoord состоялась церемония закладки первого корабля этого типа — Kijkduin (№ 219, в том же году он был переименован в Eendracht — голл., согласие, единство).
Краткое техническое описание. Корпус и бронирование
Общая компоновка новых крейсеров оставалась традиционной и по внешнему виду они незначительно отличались от прототипа более развитым комплексом кормовых надстроек, наличием стационарной короткой грот-мачты, более значительным наклоном форштевня и типичной крейсерской кормой (как у «тромпов»). Полубачная конструкция корпуса также была характерна для голландских крейсеров. Несмотря на то, что водоизмещение «эендрахтов» возросло на 30%, корпус оставался весьма легким благодаря применению сварки в значительно больших объемах, чем прежде.
Броневая защита в основном превосходила бронирование построенного несколько раньше De Ruyter. Главный броневой пояс по ватерлинии между барбетами концевых башен А и Y имел толщину 100 мм, утончаясь в оконечностях до 75 мм. Совершенно недостаточной являлась горизонтальная защита, ограничившаяся 20(19)-25-мм бронепалубой (De Ruyter имел бронепалубу толщиной 50(30-32 мм). Сохранена сильная дифференциация бронирования башен главного калибра — от 100-мм лобовых плит до 50-мм боков и крыши. В общем броневая защита соответствовала стандартам конца 30-х годов и конструктивно не представляла собой ничего нового.
Вооружение
В период разработки проекта предполагалось вооружить «эендрахты» восемью 150-мм орудиями, аналогичными главной артиллерии голландских крейсеров. Но затем в этом качестве были избраны десять 152,4-мм орудий Bofors новой модели в двух- и трехорудийных башнях, расположенных парами в носу и корме. Поскольку голландцы не имели опыта в разработке и постройке трехорудийных башен, заказ на их проектирование и производство получила шведская фирма Bofors. Новые автоматические 152,4-мм орудия с длиной ствола 53 калибра стреляли так называемыми «совмещенными» (унитарными) боеприпасами (снаряд + заряд), причем их скорострельность (на короткое время — во избежание разгара стволов) могла быть доведена до 10 выстрелов в минуту. Они не были стабилизированы, а максимальный угол возвышения традиционно составлял 60'. В связи с этим представляется крайне сомнительным, что эти орудия могли быть с успехом применены против авиации, хотя именно на это рассчитывали голландцы, отказавшись от орудий среднего калибра (76-105 мм). Сомнения по этому поводу высказывались уже шведскими экспертами, принимавшими новое орудие для дальнейшего вооружения кораблей шведского флота. Поэтому шведы для своих кораблей увеличили угол возвышения орудий до 70', а для голландских крейсеров предназначались орудия первоначальной конструкции. Следует также заметить, что такой же артиллерией главного калибра должны были вооружаться строившиеся перед войной на верфи CRDA в Триесте таиландские (сиамские) крейсера Taksin и Naresuan.
Усовершенствованную систему управления огнем составляли два артиллерийских и столько же зенитных КДП носовой и кормовой групп артиллерии.
Зенитное вооружение по сравнению с De Ruyter было усилено и к тому же более рационально размещено. Двенадцать 40-мм орудий Bofors в шести спаренных установках (Справочники Jane's и Conway's, а вслед за ними и некоторые авторы утверждают, что крейсера типа Eendracht имели зенитное вооружение из 14 орудий в семи спаренных установках, что однако не подтверждается голландскими источниками) группировались по три вокруг своих КДП на носовой и кормовой надстройках. Состав зенитной артиллерии дополняли четыре спарки 12,7-мм пулеметов, размещенные на верхней палубе. Таким образом, противовоздушная оборона оставалась слабой, уступая по количеству стволов не только кораблям будущих союзников, но и вероятного противника.
Крейсера оснащались также катапультой и должны были нести два гидросамолета (при этом, как обычно, ангар не предусматривался) и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, размещенных в специальных бортовых нишах ниже кормовой надстройки.
Энергетическая установка (6 водотрубных котлов типа Yarrow и трехвальный ТЗА типа Parsons) мощностью 78000 л.с. должна была обеспечивать крейсера 32-узловой скоростью и не представляла собой ничего революционного.
Краткий очерк истории службы
Осознав в середине 30-х годов, что страна стоит на пороге новой мировой войны, Нидерланды форсируют усиление своих военно-морских сил. Согласно принятой в 1937 году новой кораблестроительной программе в 1938-40 годах закладываются 3 легких (van Heemskerck и оба «эендрахта») и 3 линейных крейсера, 4 эсминца (типа Tjerk Hiddes) и 9 субмарин (типов 019 и 021). Но время упущено и к маю 1940 года успели войти в строй только 1 крейсер (досрочно Heemskerck), 1 эсминец (Isaac Sweers) и 6 подводных лодок, а большая часть заложенных кораблей была уничтожена самими голландцами либо попала в руки немцев на стапелях. Именно так были захвачены почти готовые корпуса крейсеров типа Eendracht. По окончании войны оккупанты намеревались достроить эти корабли по несколько измененному проекту и ввести их в состав Кригсмарине в качестве учебных. В связи с этим на крейсерах были проведены консервационные работы и им присвоили индексы КН1 (бывший De Zeven Provincien) и КН2 (Eendracht). Аббревиатура КН означала Kreuzer Holland (голландский крейсер). Дефицит материалов и последующие военные неудачи так и не позволили немцам начать достроечные работы. В конце 1944 года, когда союзники в ходе операции Market — Garden вступили на территорию Голландии, немцы спустили на воду корпус КН1, намереваясь его затоплением заблокировать вход в порт Роттердама. Однако этот план не был осуществлен и по окончании военных действий Королевский военно-морской флот Нидерландов смог снова принять корпуса обоих кораблей, находившиеся в относительно хорошем состоянии.
Дальнейшая история крейсеров типа Eendracht (De Ruyter) выходит за рамки данной монографии, но для полноты картины все же следует кратко очертить ее. В 1947 году произошло очередное переименование: Eendracht стал именоваться De Zeven Provincien (спущен на воду в августе 1950 года), a De Zeven Provincien получил название погибшего в 1942 году флагмана ост-индского флота De Ruyter. Крейсера были достроены по модифицированному с учетом опыта минувшей войны проекту, предусматривавшему оснащение кораблей более современным оборудованием, мощной энергетической установкой и усиленным вооружением. Они вошли в строй в ноябре-декабре 1953 года имея следующие тактико-технические данные: 8350 тс (8483 т) станд., 10800 тс (10972 т) полн. / 185,70 (De Ruyter 187,32) х 17,25 х 6,65 м/ 85000 Л.С./32 (32,3) уз./бп 50-75, пал. 20-30, бгк 50-100 мм/8 х 152 L\53 ( 4 х II), 8 х 57 L\60 (4 х II), 8 х 40 мм (8 х I), 2 бомбосбрасывателя /943-973 чел. В 1962-64 годах De Zeven Provincien перестроен в ракетный крейсер (установлены 1 х 2 ПУ ЗУР Terrier — 40 ракет, РЛС типа AN/SPG-55). Оба корабля проданы Перу, De Ruyter в 1973 году, a Provincien в 1976 после снятия с него ракетного вооружения (по настоянию США) — снова поменяв названия на Almirante Grau и Aguirre соответственно. Последний в 1977 году вновь подвергся перестройке, получив ангар на 3 вертолета и посадочную площадку. В начале 90-х крейсера все еще находились в активной службе в составе перуанского флота.
Краткая оценка проекта
На основе удачного легкого крейсера De Ruyter голландцами был создан проект колониального крейсера, вполне отвечающий требованиям конца 30-х годов, хотя, впрочем, и далекий от идеала. Не уступая современникам в бронировании бортов и артиллерийских башен, голландские крейсера в 1,5-2 раза уступали им по горизонтальной защите. Не лучшим образом обстояло дело и с артвооружением кораблей. Незначительно превосходя по количеству стволов главной артиллерии японские, французские и немецкие легкие крейсера меньшего водоизмещения, «эендрахты» имели на 2-4 орудия меньше, чем английские корабли типов Southampton (9100 т) и Belfast (10550 т) или американские «бруклины» (9767 т). Слабость зенитного вооружения являлась общим недостатком всех кораблей того периода, но и здесь голландцы, отказавшиеся от артиллерии среднего калибра, оказались чуть ли не самыми слабыми среди современников. Следует также отметить более низкую (на 0,5-1 уз.) скорость хода и дальность плавания. Тем не менее, голландские крейсера типа Kijkduin (Eendracht, De Ruyter) являлись вполне современными и хорошо сконструированными кораблями, прошедшими в течение своей послевоенной службы несколько модернизаций и перевооружений. Они входили в состав флотов двух государств и оставались в строю свыше сорока лет.
Деятельность голландских легких крейсеров
В течение всего межвоенного периода легкие крейсера являлись самыми крупными современными кораблями голландского флота, что предопределило их активнейшее использование в самых разнообразных целях. В мирное время это прежде всего представительская деятельность, которая иногда начиналась буквально с момента вступления корабля в строй. Причем служба в составе колониального флота Ост-Индии вовсе не означала прекращение такого рода деятельности. Участие престижных единиц флота в торжествах иностранных государств и флотов, парады международных эскадр, «показы флага» и визиты вежливости в порты Европы и стран Тихоокеанского региона были нередки, иногда из-за них на неопределенное время откладывался даже крайне необходимый ремонт кораблей. Неоднократно в таких случаях боевые корабли использовались в качестве яхт коронованных особ или членов королевской фамилии. Другой «ипостасью» международной деятельности голландских крейсеров стало их участие в блокаде испанского побережья в период гражданской войны. Но и тогда патрульная служба сочеталась с проведением модернизационных и ремонтных работ в метрополии.
Представительская деятельность перемежалась с учебными походами, поскольку легкие крейсера являлись еще и учебными кораблями, на которых обучалось молодое пополнение личного состава флота и проходили практику кадеты военно-морских училищ. Сюда же следует отнести и боевую подготовку экипажей самих крейсеров, выходы на учебные стрельбы и участие в флотских маневрах. Практически весь год корабли находились в море, а перерывы были непродолжительными и обычно использовались для текущего ремонта материальной части.
С началом войны интенсивность использования крейсеров увеличилась. Частые конвойные походы по охране судов снабжения и транспортов с войсками, выходы на перехват японских десантных соединений и связанное с этим напряжение изматывали личный состав экипажей и изнашивали механизмы крейсеров.
Действительно роковую роль в судьбе этих кораблей да и всего колониального флота Нидерландов сыграла неразбериха и несогласованность в действиях противостоящих японской агрессии союзных сил. Прежде всего, созданное 15 января 1942 года союзное объединение АБДА (ABDA — Америка — Британия — Голландия — Австралия) с самого начала было достаточно формальным и непрочным. Все 6 недель его существования оно раздиралось разногласиями. Не была создана единая система сигнализации, проблемы связи и перевода оставались нерешенными. Англичане стремились собрать как можно больше войск в Сингапур, который они считали неприступной первоклассной крепостью. Американцы не верили в стратегическое значение Сингапура и хотели отомстить за Пирл-Харбор и вернуть утраченные территории. Австралийцы и голландцы тянули в свою сторону, не желая допустить вражеского вторжения каждый в свой дом.
Кроме того, война вскрыла недостатки голландского «малого флота». Например, его организация. После оккупации Голландии и бегства королевской семьи и правительства в Лондон флот метрополии перестал существовать. Единый, на первый взгляд, колониальный флот Ост-Индии делился на три отдельных флота. В состав собственно Королевского Флота (Koninklijke Marine) входили крупные корабли первой линии, Военно-Морские Силы Индий (Indische Militaire Marine) включали в себя корабли береговой обороны (канонерки, минзаги, тральщики, торпедные катера) и подводные лодки, а Флот Генерал-Губернатоpa (Gouvernementsmarine) располагал мелкими кораблями для полицейской и патрульной службы. Авиация, в том числе и морская, также имела несколько подчинений, что объясняет факт частого отсутствия воздушного прикрытия кораблей эскадры Доормана. При всем при этом или вследствие этой разобщенности подчинения колониальный флот был на удивление неэффективен. Особенно скандальным в этом отношении является бой в проливе Бадунг 19-20 февраля 1942 года, когда голландская крейсерская эскадра, поддержанная союзным соединением эскадренных миноносцев (8 единиц), не смогла справиться с парой японских эсминцев и сама едва сумела спастись. Следует отметить и крайнюю нераспорядительность и полную неподготовленность театра. Корабли гибли на собственных минных заграждениях и даже от навигационных аварий.
Нельзя также оправдать избранный командованием АБДА вариант боевого применения голландских легких крейсеров. Предназначенные для подавления легких сил противника и боя с кораблями своего класса, они были брошены в эскадренный бой с превосходящими их по силе японскими тяжелыми крейсерами. В результате Java и De Ruyter были потоплены в бою в Яванском море 27 февраля 1942 года. После этого боя голландский флот как единое целое перестал существовать. Остались несколько разрозненных кораблей с голландскими экипажами, входивших в различные соединения британского и американского флотов. В этом качестве Tromp и Jacob van Heemskerck действовали на Дальнем Востоке до конца войны, а затем вошли в состав возрожденного флота Нидерландов. Строившиеся для колониальной службы в Ост-Индии крейсера пережили саму голландскую ост-индскую колонию, окончательно ставшую независимой Республикой Индонезией в 1949 г.