Дальнейшее развитие класса легких крейсеров в Голландии

 

«Тромпы» оказались последними по­строенными до войны голландскими крейсерами. И дело здесь уже не в закос­нелом пацифизме или скупой экономии на национальной обороне. Непрерывно ухудшавшееся международное положение в середине 30-х годов тревожило прави­тельство Нидерландов. Опасаясь, что на этот раз стране не избежать участия в бо­евых действиях и она будет втянута в войну, руководство флота приступило к спешной постройке новых кораблей. В 1935 году спущен на воду легкий крей­сер De Ruyter и одновременно принима­ется решение о строительстве крейсеров типа Tromp. Поскольку последние явля­лись скорее увеличенными лидерами эс­минцев, Королевский флот Нидерландов, решив модернизировать свои крейсерские силы, потребовал дополнительных легких крейсеров, которые должны были в неда­леком будущем заменить устаревшие ко­рабли типа Java. Первые предложения на проектирование «эрзац»-крейсеров по­явились еще в 1930 году одновременно с разработкой проекта De Ruyter. Именно этот крейсер послужил прототипом для новых кораблей, проект которых был разра­ботан под руководством уже известного по проектированию «тромпов» инженера Г.Хоофта. «Улучшенный крейсер типа De Ruyter» имел возросшее на 30% водоиз­мещение, усиленное бронирование и боль­шее количество орудий главного калибра. Первоначально планировалось зало­жить корабли в 1940 году, но средства на их строительство были утверждены уже в 1937 и должны были выделяться из бюд­жета 1938 года. Заказ на постройку полу­чила верфь фирмы Wilton-Fijenoord в Схидаме. Но поскольку на верфи пустовал только один стапель необходимого разме­ра, что исключало закладку обоих кораб­лей одновременно, было решено передать заказ второго крейсера, получившего на­звание De Zeven Provincien («Семь про­винций»), верфи Rotterdamse Droogdok. Его заложили в сентябре 1939 года (постр. номер 670). А несколькими месяцами раньше, в мае, на верфи Fijenoord состоя­лась церемония закладки первого кораб­ля этого типа — Kijkduin (№ 219, в том же году он был переименован в Eendracht — голл., согласие, единство).

 

Краткое техническое описание. Корпус и бронирование

 

Общая компоновка новых крейсеров оставалась традиционной и по внешнему виду они незначительно отличались от прототипа более развитым комплексом кормовых надстроек, наличием стацио­нарной короткой грот-мачты, более зна­чительным наклоном форштевня и ти­пичной крейсерской кормой (как у «тром­пов»). Полубачная конструкция корпуса также была характерна для голландских крейсеров. Несмотря на то, что водоизме­щение «эендрахтов» возросло на 30%, корпус оставался весьма легким благо­даря применению сварки в значительно больших объемах, чем прежде.

Броневая защита в основном пре­восходила бронирование построенного несколько раньше De Ruyter. Главный броневой пояс по ватерлинии между барбетами концевых башен А и Y имел толщину 100 мм, утончаясь в оконечно­стях до 75 мм. Совершенно недостаточной являлась горизонтальная защита, ограничившаяся 20(19)-25-мм бронепалубой (De Ruyter имел бронепалубу толщиной 50(30-32 мм). Сохранена сильная дифференциация бронирова­ния башен главного калибра — от 100-мм лобовых плит до 50-мм боков и крыши. В общем броневая защита со­ответствовала стандартам конца 30-х го­дов и конструктивно не представляла собой ничего нового.

 

Вооружение

 

В период разработки проекта пред­полагалось вооружить «эендрахты» восе­мью 150-мм орудиями, аналогичными главной артиллерии голландских крейсе­ров. Но затем в этом качестве были из­браны десять 152,4-мм орудий Bofors новой модели в двух- и трехорудийных башнях, расположенных парами в носу и корме. Поскольку голландцы не имели опыта в разработке и постройке трехору­дийных башен, заказ на их проектиро­вание и производство получила шведс­кая фирма Bofors. Новые автоматичес­кие 152,4-мм орудия с длиной ствола 53 калибра стреляли так называемыми «совмещенными» (унитарными) бое­припасами (снаряд + заряд), причем их скорострельность (на короткое время — во избежание разгара стволов) могла быть доведена до 10 выстрелов в мину­ту. Они не были стабилизированы, а максимальный угол возвышения тра­диционно составлял 60'. В связи с этим представляется крайне сомнительным, что эти орудия могли быть с успехом применены против авиации, хотя именно на это рассчитывали голланд­цы, отказавшись от орудий среднего ка­либра (76-105 мм). Сомнения по этому поводу высказывались уже шведскими экспертами, принимавшими новое ору­дие для дальнейшего вооружения кораб­лей шведского флота. Поэтому шведы для своих кораблей увеличили угол возвышения орудий до 70', а для гол­ландских крейсеров предназначались орудия первоначальной конструкции. Следует также заметить, что такой же артиллерией главного калибра должны были вооружаться строившиеся перед войной на верфи CRDA в Триесте таи­ландские (сиамские) крейсера Taksin и Naresuan.

Усовершенствованную систему уп­равления огнем составляли два артил­лерийских и столько же зенитных КДП носовой и кормовой групп артиллерии.

Зенитное вооружение по сравнению с De Ruyter было усилено и к тому же бо­лее рационально размещено. Двенад­цать 40-мм орудий Bofors в шести спа­ренных установках (Справочники Jane's и Conway's, а вслед за ними и некоторые авторы утверждают, что крейсера типа Eendracht имели зенитное воору­жение из 14 орудий в семи спаренных установ­ках, что однако не подтверждается голландски­ми источниками) группировались по три вокруг своих КДП на носовой и кор­мовой надстройках. Состав зенитной ар­тиллерии дополняли четыре спарки 12,7-мм пулеметов, размещенные на верхней палубе. Таким образом, проти­вовоздушная оборона оставалась слабой, уступая по количеству стволов не толь­ко кораблям будущих союзников, но и вероятного противника.

Крейсера оснащались также катапуль­той и должны были нести два гидросамо­лета (при этом, как обычно, ангар не пре­дусматривался) и два трехтрубных тор­педных аппарата калибра 533 мм, размещенных в специальных бортовых ни­шах ниже кормовой надстройки.

Энергетическая установка (6 водо­трубных котлов типа Yarrow и трехвальный ТЗА типа Parsons) мощностью 78000 л.с. должна была обеспечивать крейсера 32-узловой скоростью и не пред­ставляла собой ничего революционного.

 

Краткий очерк истории службы

 

Осознав в середине 30-х годов, что страна стоит на пороге новой мировой войны, Нидерланды форсируют усиление своих военно-морских сил. Согласно при­нятой в 1937 году новой кораблестрои­тельной программе в 1938-40 годах зак­ладываются 3 легких (van Heemskerck и оба «эендрахта») и 3 линейных крейсе­ра, 4 эсминца (типа Tjerk Hiddes) и 9 суб­марин (типов 019 и 021). Но время упу­щено и к маю 1940 года успели войти в строй только 1 крейсер (досрочно Heemskerck), 1 эсминец (Isaac Sweers) и 6 подводных лодок, а большая часть зало­женных кораблей была уничтожена сами­ми голландцами либо попала в руки нем­цев на стапелях. Именно так были захва­чены почти готовые корпуса крейсеров типа Eendracht. По окончании войны окку­панты намеревались достроить эти кораб­ли по несколько измененному проекту и ввести их в состав Кригсмарине в каче­стве учебных. В связи с этим на крейсерах были проведены консервационные работы и им присвоили индексы КН1 (бывший De Zeven Provincien) и КН2 (Eendracht). Аббре­виатура КН означала Kreuzer Holland (гол­ландский крейсер). Дефицит материалов и последующие военные неудачи так и не позволили немцам начать достроечные работы. В конце 1944 года, когда союзни­ки в ходе операции MarketGarden вступили на территорию Голландии, немцы спустили на воду корпус КН1, намерева­ясь его затоплением заблокировать вход в порт Роттердама. Однако этот план не был осуществлен и по окончании военных действий Королевский военно-морской флот Нидерландов смог снова принять корпуса обоих кораблей, находившиеся в относительно хорошем состоянии.

Дальнейшая история крейсеров типа Eendracht (De Ruyter) выходит за рамки данной монографии, но для полноты картины все же следует кратко очертить ее. В 1947 году произошло оче­редное переименование: Eendracht стал именоваться De Zeven Provincien (спу­щен на воду в августе 1950 года), a De Zeven Provincien получил название по­гибшего в 1942 году флагмана ост-инд­ского флота De Ruyter. Крейсера были до­строены по модифицированному с уче­том опыта минувшей войны проекту, предусматривавшему оснащение кораб­лей более современным оборудованием, мощной энергетической установкой и усиленным вооружением. Они вошли в строй в ноябре-декабре 1953 года имея следующие тактико-технические дан­ные: 8350 тс (8483 т) станд., 10800 тс (10972 т) полн. / 185,70 (De Ruyter 187,32) х 17,25 х 6,65 м/ 85000 Л.С./32 (32,3) уз./бп 50-75, пал. 20-30, бгк 50-100 мм/8 х 152 L\53 ( 4 х II), 8 х 57 L\60 (4 х II), 8 х 40 мм (8 х I), 2 бомбосбрасы­вателя /943-973 чел. В 1962-64 годах De Zeven Provincien перестроен в ракетный крейсер (установлены 1 х 2 ПУ ЗУР Terrier — 40 ракет, РЛС типа AN/SPG-55). Оба корабля проданы Перу, De Ruyter в 1973 году, a Provincien в 1976 после снятия с него ракетного вооруже­ния (по настоянию США) — снова поме­няв названия на Almirante Grau и Aguirre соответственно. Последний в 1977 году вновь подвергся перестройке, получив ангар на 3 вертолета и посадоч­ную площадку. В начале 90-х крейсера все еще находились в активной службе в составе перуанского флота.

 

Краткая оценка проекта

 

На основе удачного легкого крей­сера De Ruyter голландцами был со­здан проект колониального крейсера, вполне отвечающий требованиям конца 30-х годов, хотя, впрочем, и далекий от идеала. Не уступая совре­менникам в бронировании бортов и артиллерийских башен, голландские крейсера в 1,5-2 раза уступали им по горизонтальной защите. Не лучшим образом обстояло дело и с артвооружением кораблей. Незначительно пре­восходя по количеству стволов глав­ной артиллерии японские, французс­кие и немецкие легкие крейсера мень­шего водоизмещения, «эендрахты» имели на 2-4 орудия меньше, чем английские корабли типов South­ampton (9100 т) и Belfast (10550 т) или американские «бруклины» (9767 т). Слабость зенитного вооружения являлась общим недостатком всех ко­раблей того периода, но и здесь гол­ландцы, отказавшиеся от артиллерии среднего калибра, оказались чуть ли не самыми слабыми среди современ­ников. Следует также отметить более низкую (на 0,5-1 уз.) скорость хода и дальность плавания. Тем не менее, голландские крейсера типа Kijkduin (Eendracht, De Ruyter) являлись впол­не современными и хорошо сконстру­ированными кораблями, прошедши­ми в течение своей послевоенной службы несколько модернизаций и перевооружений. Они входили в со­став флотов двух государств и остава­лись в строю свыше сорока лет.

 

Деятельность голландских легких крейсеров

 

В течение всего межвоенного пери­ода легкие крейсера являлись самыми крупными современными кораблями голландского флота, что предопредели­ло их активнейшее использование в са­мых разнообразных целях. В мирное время это прежде всего представи­тельская деятельность, которая иногда начиналась буквально с момента вступления корабля в строй. Причем служба в составе колониального флота Ост-Индии вовсе не означала прекра­щение такого рода деятельности. Уча­стие престижных единиц флота в тор­жествах иностранных государств и флотов, парады международных эс­кадр, «показы флага» и визиты веж­ливости в порты Европы и стран Тихо­океанского региона были нередки, иногда из-за них на неопределенное время откладывался даже крайне не­обходимый ремонт кораблей. Неоднок­ратно в таких случаях боевые корабли использовались в качестве яхт короно­ванных особ или членов королевской фамилии. Другой «ипостасью» между­народной деятельности голландских крейсеров стало их участие в блокаде испанского побережья в период граж­данской войны. Но и тогда патрульная служба сочеталась с проведением модернизационных и ремонтных работ в метрополии.

Представительская деятельность перемежалась с учебными походами, поскольку легкие крейсера являлись еще и учебными кораблями, на кото­рых обучалось молодое пополнение личного состава флота и проходили практику кадеты военно-морских училищ. Сюда же следует отнести и боевую подготовку экипажей самих крейсеров, выходы на учебные стрельбы и участие в флотских манев­рах. Практически весь год корабли находились в море, а перерывы были непродолжительными и обычно ис­пользовались для текущего ремонта материальной части.

С началом войны интенсивность использования крейсеров увеличилась. Частые конвойные походы по охране судов снабжения и транспортов с вой­сками, выходы на перехват японских десантных соединений и связанное с этим напряжение изматывали личный состав экипажей и изнашивали меха­низмы крейсеров.

Действительно роковую роль в судьбе этих кораблей да и всего коло­ниального флота Нидерландов сыграла неразбериха и несогласованность в действиях противостоящих японской агрессии союзных сил. Прежде всего, созданное 15 января 1942 года союз­ное объединение АБДА (ABDA — Аме­рика — Британия — Голландия — Ав­стралия) с самого начала было доста­точно формальным и непрочным. Все 6 недель его существования оно разди­ралось разногласиями. Не была созда­на единая система сигнализации, про­блемы связи и перевода оставались нерешенными. Англичане стремились собрать как можно больше войск в Сингапур, который они считали неприс­тупной первоклассной крепостью. Аме­риканцы не верили в стратегическое значение Сингапура и хотели ото­мстить за Пирл-Харбор и вернуть ут­раченные территории. Австралийцы и голландцы тянули в свою сторону, не желая допустить вражеского вторжения каждый в свой дом.

Кроме того, война вскрыла недо­статки голландского «малого флота». Например, его организация. После ок­купации Голландии и бегства королев­ской семьи и правительства в Лондон флот метрополии перестал существо­вать. Единый, на первый взгляд, ко­лониальный флот Ост-Индии делился на три отдельных флота. В состав соб­ственно Королевского Флота (Koninklijke Marine) входили крупные кораб­ли первой линии, Военно-Морские Силы Индий (Indische Militaire Marine) включали в себя корабли береговой обороны (канонерки, минзаги, траль­щики, торпедные катера) и подвод­ные лодки, а Флот Генерал-Губернатоpa (Gouvernementsmarine) располагал мелкими кораблями для полицейской и патрульной службы. Авиация, в том числе и морская, также имела не­сколько подчинений, что объясняет факт частого отсутствия воздушного прикрытия кораблей эскадры Доормана. При всем при этом или вслед­ствие этой разобщенности подчинения колониальный флот был на удивление неэффективен. Особенно скандаль­ным в этом отношении является бой в проливе Бадунг 19-20 февраля 1942 года, когда голландская крейсерская эскадра, поддержанная союзным со­единением эскадренных миноносцев (8 единиц), не смогла справиться с парой японских эсминцев и сама едва сумела спастись. Следует отме­тить и крайнюю нераспорядительность и полную неподготовленность театра. Корабли гибли на собственных мин­ных заграждениях и даже от навига­ционных аварий.

Нельзя также оправдать избран­ный командованием АБДА вариант боевого применения голландских лег­ких крейсеров. Предназначенные для подавления легких сил противника и боя с кораблями своего класса, они были брошены в эскадренный бой с превосходящими их по силе японски­ми тяжелыми крейсерами. В резуль­тате Java и De Ruyter были потоплены в бою в Яванском море 27 февраля 1942 года. После этого боя голландский флот как единое целое перестал суще­ствовать. Остались несколько разроз­ненных кораблей с голландскими эки­пажами, входивших в различные со­единения британского и американс­кого флотов. В этом качестве Tromp и Jacob van Heemskerck действовали на Дальнем Востоке до конца войны, а затем вошли в состав возрожденного флота Нидерландов. Строившиеся для колониальной службы в Ост-Индии крейсера пережили саму голландскую ост-индскую колонию, окончательно ставшую независимой Республикой Индонезией в 1949 г.