Java

 

Бронепалубный (с 1930 г. по градации Лондонской морской конференции — лег­кий) крейсер Java, названный так в честь одного из крупнейших островов Зондского архипелага, был не первым кораблем гол­ландского флота, носившим это имя. Его непосредственный предшественник — один из упомянутых выше крейсеров IV класса постройки 1885 года (верфь Fijenoord). Являясь самым крупным (1298,5 т) и быстрым (12 уз.) среди сборища мелких кораблей колониального флота, он нес до­вольно солидное вооружение (150-мм ору­дие Крупна, 3 х 120 мм, 4 х 75 мм, 14 х 37 мм) и был отправлен на слом после добросовестной 20-летней службы.

Легкий крейсер был заложен на верфи Koninklijke Maatschappij de Schelde NV во Флиссингене 31 мая 1916 года и спущен на воду 9 августа 1921 года (согласно некото­рым голландским источникам, спуск на воду корабля состоялся 6 мая 1921 года). Крестной матерью, давшей крейсеру имя, стала г-жа Зееман-Болони, супруга Дж. Г. Зеемана, начальника Отдела материалов Департамента военного флота Нидерлан­дов. Во время ходовых испытаний, прово­дившихся в июне-июле 1924 года, на крей­сере вспыхнул пожар, своевременно поту­шенный в ходе пробега. Очевидно, этот по­жар и стал причиной ввода корабля в строй только в следующем, 1925 году.

Войдя в состав голландского флота 1 мая 1925 года (первый командир — ка­питан-лейтенант тер зее Л.Я. Куант), уже в июле (2.07.) крейсер вышел в свой первый заграничный поход — в Швецию (с захо­дом в Стокгольм) и Норвегию. 18 августа Java вернулся во Флиссинген, где вскоре началась подготовка корабля к отправке в Голландскую Ост-Индию. Выйдя 14 октяб­ря 1925 года из Амстердама, обогнул Ев­ропу, прошел Суэцкий Канал и прибыл в Сабанг 28 ноября. До 1937 года Java яв­лялся флагманским кораблем колониаль­ного флота. В период с 8 ноября 1928 до 23 января 1929 года крейсер нанес визиты на Филиппины, в Китай и Японию, а между 2 сентября и 2 декабря 1930 года вместе с эсминцами De Ruyter (позднее переимено­ванным в Van Ghent) и Evertsen ходил в Австралию и Новую Зеландию (с визита­ми во Фримантл, Аделаиду, Мельбурн, Сидней, Веллингтон и Окленд).

Крейсер Java был кораблем удачли­вым, не имевшим серьезных аварий и постоянно бравшим призы за хорошую ар­тиллерийскую стрельбу на морских учени­ях и учебных стрельбах. 24 сентября 1929 года во время учебных стрельб крейсер потопил корабль-цель — канонерку Ceram (1887 г.), которая шла на буксире у минного заградителя Serdang. На морских учени­ях, проходивших 3-8 мая 1930 года в Зондском проливе, расстрелял такой же ста­рый пароход Rensiena. Но в истории ко­рабля были и черные страницы. Одной из них стало участие в событиях февра­ля 1933 года, когда на стационировавшем в Голландской Ост-Индии броне­носце береговой обороны De Zeven Provincien вспыхнуло восстание коман­ды. Разоружив офицеров, восставшие направились в главную морскую базу в Сурабае, намереваясь поднять общее восстание ост-индского флота. На пере­хват «голландского "Потемкина"» были брошены крупные силы: крейсер Java, 3 эсминца, подводные лодки, гидроавиа­ция. В состоявшемся 10 февраля бою главную роль сыграли 6-дюймовки крейсера Java. De Zeven Provincien полу­чил несколько прямых попаданий, в результате чего погибли многие зачин­щики волнений и на горевшем во мно­гих местах мятежном броненосце был выброшен белый флаг.

Летом крейсер возобновил предста­вительскую деятельность. В начале июня 1933 года Java доставил в Японию делега­цию, которая должна была участвовать в церемонии погребения умершего 30 мая победителя русского флота в Порт-Артуре и Цусимском бою — адмирала Хейхатиро Того. На рейде Йокосуки голландский крей­сер присоединился к кораблям иностран­ных флотов, прибывших для участия в траурной церемонии: Великобританию представлял крейсер Suffolk, США — крей­сер Augusta, Францию — крейсер Primauguet, Италию — крейсер Quatro, Ки­тай — крейсер Ming Hai. Похороны состоя­лись в Иокогаме 5 июня.

8-13 марта 1934 года Java вместе с эсминцами Witte de With и Van Galen совершил поход в Сингапур. В этот же порт был нанесен визит 13-17 ноября 1936 года, уже после окончания на крей­сере модернизационных работ. На этот раз его сопровождали «систершип» крей­сер Sumatra и эсминцы Witte de With, Piet Hein и Evertsen.

В 1934 — 35 гг оба крейсера типа Java прошли комплекс модернизационных мероприятий и на кораблях был проведен текущий ремонт. Однако при недостаточ­ной оснащенности судоремонтных пред­приятий колоний не все работы можно было довести до конца или провести их с необходимым качеством. Изношенные за десять лет непрерывной службы механиз­мы кораблей требовали квалифицирован­ного капитального ремонта. 6 марта 1937 года Java оставил Ост-Индию и взял курс через Коломбо, Аден, Порт-Саид и Оран к Гибралтару. Здесь крейсеру пришлось нена­долго задержаться в связи с гражданской войной в Испании. В конфликт вмешались европейские государства и 9 сентября 1936 года был создан так называемый «Комитет по невмешательству в дела Ис­пании». Под прикрытием этой организа­ции, призванной предотвратить всякую иностранную интервенцию в Испанию, немцы и итальянцы оказывали действи­тельную помощь мятежникам генерала Франко людьми и оружием. В соответствии с решениями международного «комитета по невмешательству», прибрежные воды Пиренейского полуострова поделили на зоны ответственности между его членами: Англией, Францией, Германией и Италией. В них патрули боевых кораблей этих стран должны были пресекать подвоз военных грузов обеим воюющим сторонам. Крейсер поддерживавших «комитет» Нидерландов вошел в состав патрулировавших британ­скую зону сил и в течение недели (с 27 ап­реля по 4 мая) конвоировал торговые суда в Гибралтарском проливе.

7 мая 1937 года корабль прибыл, на­конец, в воды метрополии и почти сразу же был отправлен в Великобританию, где в период между 17 и 22 мая принял учас­тие в торжествах и военном параде на Спитхедском рейде по случаю коронации короля Георга VI. На обратном пути крейсер доставил из Гарвича в Эймейден голлан­дскую наследную чету — принцессу Юли­ану (королева Нидерландов в 1948-80 гг.) и Бернгарда. И только после этого Java по­чти на полгода был выведен в резерв и прибыл на верфь Rijkswerft в Виллемсоорд для проведения необходимых ремонтных работ. Вновь введен в строй 3 января 1938 года и 30 января отправлен на пат­рулирование в испанские воды.

19 февраля крейсер вернулся в Гол­ландию (в Хелдер) и после непродолжи­тельной стоянки в Ньев-Дьеп 4 мая на­всегда оставил родные берега. По прибы­тии в Индонезию, сменил в составе ост-индского флота однотипный Sumatra, на­чавший подготовку к переходу в Европу.

13 октября 1938 года обычное счастье впервые изменило крейсеру. В заливе Лампонг произошло столкновение Java с эсминцем Piet Hein. Оба корабля отдела­лись незначительными повреждениями.

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в нейтральных гаванях Ост- и Вест-Индии нашли убежище более трех десятков немецких кораблей. В мае 1940 года, когда Германия напала на Голлан­дию, эти корабли были захвачены. В Ост-Индии таким образом попали в руки голландцев 22 корабля общим во­доизмещением 135533 тонны. 10 мая 1940 года крейсер Java находился в Паданге на острове Суматра и тогда же от­ряд моряков из его экипажа захватил стоявшее в этом порту немецкое грузовое судно Franken (7789 брт.). Позднее Franken вошел в состав голландского тор­гового флота под названием Wangiwangi и был торпедирован 25 мая 1941 года в Центральной Атлантике немецкой под­водной лодкой U103.

В мае 1940 года началась длитель­ная служба крейсера Java в Индийском океане по конвоированию торговых и транспортных судов союзников. Извес­тие о японском налете на Пирл-Харбор застало голландский крейсер в районе Сингапура, где он в составе союзных морских сил (английские крейсера Danae, Dragon, Durban и эсминцы Encounter, Stronghold и Tenedos, голлан­дский эсминец Evertsen, австралийские тральщики Burnie, Bendigo, Goulburn и Maryborough) обеспечивал эскортирова­ние караванов между Сингапуром и Зондским проливом. Начиная с 8 де­кабря союзный эскорт пополнялся остат­ками английских соединений, разгром­ленных японцами: эсминцы Scout и Thanet прорвались из Гонконга, a Electra, Express, Jupiter и австралийский эсми­нец Vampire прибыли после гибели у Куантана основных сил «Соединения Z» (Force 2) адмирала Филлипса.

5-7 февраля 1942 года для прикры­тия эскортируемых крейсером Java двух транспортов с голландскими армейскими подкреплениями, идущих из Бата­вии в Палембанг на о.Суматра, группа британских кораблей в составе тяжелого крейсера Exeter, эсминцев Encounter, Jupiter и австралийского легкого крейсе­ра Hobart совершила вылазку из Зондс­кого пролива через пролив Бангка. На обратном пути силы прикрытия подвер­глись безрезультатной торпедной атаке японской подводной лодки Ro-34.

13 февраля 1942 года крейсер Java вошел в состав международной эскадры Ударных Сил АБДА (Striking ForceSF) под командованием голландского контр-адмирала Карела Доормана (Доорман (Doorman) Карел Биллем Фредерик Мари (23.4.1889, Утрехт - 28.2.1942, Яванское море), нидерландский контр-адмирал. В ВМС с 1910, после войны участвовал в строительстве флота Нидерландов. В 1937 — командующий военно-морской авиацией в Ост-Индии, в 1940 командующий ост-индским флотом. С 3 февра­ля 1942 командовал Ударным Соединением АБДА. Погиб в бою). В этот период корабль вместе с тяжелым крейсером Exeter, легким крейсером Hobart, эсминцем Electra и канонерской лодкой Jumna нес конвойную службу в районе островов Кангеан и к югу от Зондского пролива. Здесь из состава эс­кортируемых в тот день конвоев JS.1 и SJ.1 японской подводной лодкой I-56 был потоплен один транспорт.

Последующие две недели Java актив­но участвовал в действиях Ударного Со­единения союзников (Более подробно о ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии будет рассказано в разде­ле, относящемся к истории службы крейсера De Ruyter). В течение всего рокового для эскадры АБДА 7-часового боя в Яванском море 27 февраля 1942 года Java шел замыкающим в боевой линии крейсеров контр-адмирала Доормана, ко­торым противостояли японские тяжелые крейсера Nachi и Haguro и легкие Naka и Jintsu. В 23.32 крейсер получил попада­ние единственной японской торпеды «long lance» из 8-торпедного залпа крей­сера Nachi, произведенного с дистанции около 40 кабельтовых, и затонул после 20-минутной агонии (по другим дан­ным, в течение 15 минут в результате взрыва боезапаса) приблизительно в 35 мор. милях к С-3. от о. Бавеан (коор­динаты места гибели: 06' 00' с.ш. /112' 05' в.д.). Вместе с кораблем погиб почти весь экипаж — 96% личного состава (если по штату на крейсере числилось 525-526 че­ловек, то количество жертв — 504). Сре­ди погибших был и командир корабля кап-л-т тер зее П.Б.М. ван Стрэлан.

С тех пор название Java в списках ВМФ Нидерландов не появлялось. Времена Голландской Ост-Индии ка­нули в лету и остров Ява уже не был голландским...