Sumatra

 

Название этого острова Зондского ар­хипелага также неоднократно встречается среди названий кораблей ост-индского флота. К их числу относился и уже упоми­навшийся здесь 1700-тонный крейсер с броневой палубой (корвет — pantserdek-Korvette) Sumatra, спущенный на воду в 1890 году и проданный на слом в 1907. Преемник его имени, бронепалубный (лег­кий) крейсер, был заложен 15 июля 1916 года на верфи Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij в Амстердаме и спущен на воду раньше своего «систершипа» — 29 декабря (по др. данным, 19 декабря) 1920 года в присутствии королевы Нидерландов Вильгельмины. Его достройка затянулась (в основном, из-за пожара на верфи, унич­тожившего машинную установку крейсера) и корабль был укомплектован почти на 2 года позже головного. Вместо уничтоженной пожаром силовой установки Круппа, крей­сер получил более мощную, но значитель­но менее надежную установку типа Цолли, ставшую источником бесконечных про­блем. Стоимость Sumatra составила 20412643 гульдена.

Крейсер ввели в строй 26 мая 1926 го­да, его первым командиром стал кап-л-т тер зее ГЛ. Шорер. Вслед за вступлением в строй последовало назначение к месту службы и 21 сентября Sumatra вышел в свой первый дальний поход, направляясь в Голландскую Ост-Индию через Па­намский канал. Как и у крейсера Java, этот первый поход являлся также «показом голландского флага», с той лишь разницей, что Java «показывал флаг» в Восточном полушарии, a Sumatra — в Западном. По­ход длился более восьми месяцев и его маршруту мог бы позавидовать любой со­временный любитель экзотики. Первым остановочным пунктом стал Понта-Делгада на о. Сан-Мигель (Азорские острова). Затем последовали Нью-Йорк, Гавана, мексиканские Тампико и Веракрус, о. Кю­расао (Голландская Вест-Индия), Ла-Гуайра (Венесуэла), Бальбоа (Панама), Сан-Франциско, Гонолулу, Иокогама, почти трехмесячная стоянка (19.02. — 12.05. 1927 г.) в качестве стационера в Шанхае и, нако­нец, Нагасаки. Полукругосветный тур за­кончился 1 июня 1927 года прибытием крейсера в базу в Сурабае на о. Ява.

Уже в течение первых лет колониаль­ной службы крейсера стала сказываться ненадежность его силовой установки. Прежде всего возникли трудности с дос­тижением проектной мощности машин, в связи с чем 21 июля 1930 года Sumatra прибыл на судоремонтный за­вод Arsenal в Сурабае, где в течение не­скольких дней проводились необходи­мые работы. 27 июля во время послеремонтного пробного пробега в 3-м котель­ном отделении крейсера вспыхнул пожар, потушенный только благодаря помощи оказавшегося неподалеку минного загра­дителя Krakatau. Затем Sumatra отбук­сировали в базу в Сурабае, где, очевид­но, ремонтные работы, в конце концов, были выполнены на должном уровне, по­скольку дальнейшей информации по это­му поводу источники не сообщают.

Если предыдущий эпизод свиде­тельствует о качестве производимых ко­лониальными предприятиями работ, то следующий характеризует голландцев как безалаберных хозяев, незнакомых с обстановкой собственного дома. 14 мая 1931 г., меньше года спустя после пожара в котельной, крейсер-неудачник налетел на необозначенную подводную скалу у ост-индского острова Кебатоэ. Это по­служило причиной следующего ремонта, растянувшегося на целый год.

По окончании модернизационных работ 1934-35 гг. Sumatra вновь при­влекается к представительской деятель­ности, в рамках которой он совершил два визита: 11-26 ноября 1935 года с эсминцами Witte de With и Van Galen в Сайгон и 13-17 ноября 1936 года вме­сте с крейсером Java и эсминцами Piet Hein, Evertsen и Witte de With в Сингапур.

После возвращения из Европы крей­сера Java на корабле началась подго­товка к походу в метрополию и 8 июня 1938 года Sumatra оставил Ост-Индию и направился в европейские воды (че­рез Суэцкий канал). Поход завершился 10 июля (по др. данным, 22 июля) при­бытием в Хелдер. Корабль был выведен в резерв, но уже в начале октября (обра­тите внимание на краткий срок ремон­та — не более 2 месяцев) вновь введен в строй и направлен на патрулирование в испанские воды в связи с продолжав­шейся гражданской войной. В течение 2-х месяцев (10.10. - 10.12. 1938 г.) Sumatra нес конвойную службу между Лиссабоном, Мадейрой, Гибралтаром и Касабланкой.

По возвращении из патрулирования Sumatra выполняет функции учебного корабля и 11 января 1939 года отправ­ляется в Средиземное море. Учебный по­ход длился 2,5 месяца (до 25 марта). За это время крейсер посетил Оран, Мальту, Геную, Палермо, Бизерту, Тунис, Алжир и Танжер. Еще один учебный поход (к бере­гам Шотландии) Sumatra совершил пе­ред самой войной (19.06. —4.07.).

В сентябре 1939 года крейсер нахо­дился в Голландии. К началу немецко­го вторжения в эту страну он стационировал во Флиссингене, будучи в очеред­ной раз выведен в резерв в ожидании планировавшейся консервации. Уже на следующий день после начала военных действий (11 мая 1940 года) Sumatra вместе с недоукомплектованным крейсером Jacob van Heemskerck совершил переход из Флиссингена в английский порт Имминхэм в устье реки Хамбер.

Когда 13 мая 1940 года падение Гол­ландии стало неизбежным, королева Ни­дерландов Вильгельмина и члены ее пра­вительства были эвакуированы в Вели­кобританию из Хук ван Холанда на анг­лийских эсминцах Hereward и Windsor. Днем раньше из порта Эймейден на анг­лийском же лидере Codrington в Англию была вывезена наследная принцесса Юлиана и двое ее детей. Но даже здесь жизнь членов королевской семьи продолжа­ла оставаться в опасности из-за частых налетов немецкой бомбардировочной авиации. Поэтому 2 июня крейсер Sumatra в сопровождении все того же Jacob van Heemskerck, имея на борту принцессу Юлиану и ее дочерей — принцесс Беатрикс (нынешняя королева Нидерландов — с 1980 г.) и Ирену, вышел в Канаду и 11 июня прибыл в Галифакс, где королевская семья пересела на специальный правительствен­ный поезд, доставивший ее к месту вре­менного пребывания.

13 июня Sumatra оставил Галифакс и через Бермуды направился в Голландс­кую Вест-Индию, прибыв на о. Кюрасао 22 июня. Здесь крейсер включился в опе­рацию союзников по поиску действовав­шего в Центральной Атлантике «Рейдера D» — германского вспомогательного крейсера Schiff 21 - Widder, который в период с 5 мая по 31 октября потопил в этих водах 10 торговых судов общим водоизмещени­ем 58645 брт. Поисковая операция прово­дилась в июле 1940 года силами 2 тяже­лых (английский Dorsetshire и австралий­ский Canberra) и 4 вспомогательных крей­серов при поддержке местного голландско­го колониального флота и, как известно, не принесла результатов (рейдер успел ук­рыться в Бресте).

7 августа Sumatra продолжил плава­ние и через Фритаун, Лобиту, Капстад (Кейптаун) и Порт-Луи (Маврикий) при­шел в Ост-Индию 9 октября 1940 года. Этот боевой корабль, так и не произведший ни одного выстрела по врагу, оказался не­плохим «путешественником», «сделав» за 5 месяцев (со дня выхода из Флиссинге­на) 25045 мор. миль! Очевидно, не все так плохо было на старом крейсере.

31 октября (по др. данным, уже 15 октября) в Сурабае Sumatra был в оче­редной раз выведен в резерв в связи с планировавшейся модернизацией и часть экипажа откомандирована на дру­гие корабли ост-индской эскадры. Ремонтные и модернизационные работы на крейсере производились заводом Arsenal с 29 января 1941 года (по др. данным, со дня вывода корабля в резерв) и продол­жались около года. Во всяком случае, к моменту возникновения угрозы захвата ост-индских островов Японией ремон­тные работы закончены не были, в связи с чем возникла необходимость эвакуации крейсера. Sumatra был введен в строй 27 января 1942 года (командир -л-т тер зее I кл. Я.Л.Л. Виллинг) и 3 февраля вы­шел в Тринкомали на о. Цейлон для за­вершения ремонта, имея неполный состав экипажа, 4 исправных котла и 2 турбины. Кроме того, на крейсере были эвакуирова­ны кадеты военно-морских училищ — старшие классы морской и механической службы и младшие классы механической и административной. С прибытием в Тринкомали начались мытарствования злосчастного крейсера в Индийском океа­не. После двухмесячной стоянки на Цей­лоне 15(16) апреля Sumatra был направ­лен для продолжения ремонтных работ в Бомбей, но и здесь ему не смогли ока­зать квалифицированной помощи. Оче­видно, загруженные срочными военны­ми заказами местные судостроительные и судоремонтные предприятия были про­сто не в состоянии (или не захотели) уде­лить внимание имевшему ничтожную боевую ценность устаревшему голландско­му крейсеру с крайне изношенной маши­ной. Простояв в Бомбее до 24 июля, Sumatra вышел в свой последний даль­ний поход, направляясь в Великобрита­нию. По дороге были сделаны заходы в Коломбо на Цейлоне, на атолл Адду (Мальдивы), о. Маврикий, в Дурбан, Симонстад, Пуэнт-Нуар (во франц. Конго), Фритаун и Гибралтар. 11 октября крейсер прибыл на военную базу в Холихед в за­ливе Карнарвон (Сев. Уэльс). Отсюда он был направлен в Портсмут, куда пришел 26 (31) октября, имея на борту 700 чело­век — 630 европейцев и 70 индонезий­цев. 1 ноября крейсер вывели в резерв, ос­тавив на нем сокращенный экипаж.

С 6 ноября 1942 года Sumatra нахо­дился в бассейне № 4 военной верфи Royal Naval Dockyard в Портсмуте в ожи­дании ремонта и планировавшейся но­вой модернизации. Однако прошло около полутора лет, а работы на нем так и не были начаты.

Между тем, на состоявшейся в кон­це ноября — начале декабря 1943 года Тегеранской конференции руководите­лей трех союзных держав (СССР, США, Великобритании) было принято окон­чательное решение относительно откры­тия второго фронта в Европе и нача­лась подготовка к проведению операции Overlord — крупномасштабной десант­ной операции по высадке союзников в Нормандии. Это предрешило судьбу старого голландского крейсера. Дело в том, что для защиты от волн создавае­мых в местах высадки войск искусст­венных гаваней было решено устроить волноломы. Они должны были образо­вываться линией старых кораблей, за­топленных в 1500 ярдах от береговой полосы. Для этой цели отобрали 53 ста­рых торговых и военных корабля. В числе последних английские линкор Centurion, легкий крейсер Durban и ко­рабль ПВО Alynbank, французский линкор Courbet и голландский легкий крейсер Sumatra должны были зато­питься в зоне высадки 3-й британской дивизии (пляж Sword).

В связи с предстоящим затопле­нием крейсера началось его разоруже­ние. В марте 1944 года с него сняли 4 орудия главного калибра, из которых три были переданы на голландскую канонерку Flores, а одно — на однотип­ную с ней канлодку Soemba для заме­ны их собственных изношенных ана­логичных орудий. В мае (уже после вывода крейсера из бассейна военной верфи, который состоялся 29 апреля) с Sumatra сняли все более-менее ценное оборудование и боезапас. Последним командиром крейсера стал л-т тер зее I кл. Г. Витте.

Крейсер был затоплен в 17.21 9 июня 1944 года у побережья Нормандии на глубине 7,5 м в 4,5 км к северо-запа­ду от маяка Ойстрем (Ouistreham), став частью искусственного волнолома порта Gooseberry 5.

Работы по судоподъему затоплен­ных у нормандского побережья кораб­лей начались несколько лет спустя пос­ле окончания войны. Крейсер Sumatra вместе с располагавшимися рядом с ним английскими крейсером Durban и грузовым пароходом Empire Defiance (4632 брт) был поднят в феврале 1951 года, и после продажи 14 февраля того же года на аукционе в Париже иранской фирме M.Aghayan отбуксирован на слом. За остов одного из своих крейсе­ров — «первенцев» Голландия получи­ла 6840000 франц. франков.

Как и в случае с крейсером Java, это был последний в списках голландского флота корабль, носивший «колониаль­ное» название Sumatra.