De Ruyter

 

Третий голландский колониальный крейсер для Ост-Индии был заложен 14 (16) сентября 1933 года на верфи Nederlandsche Vereinigten Dok-en Werf Mij. Wilton Fijenoord в Схидаме и должен был получить название Celebes в честь одного из ост-индских островов (совр. о. Сулавеси). Так же назывался третий крейсер типа Java, заказ на постройку которого был ан­нулирован в 1919 году. Новый крейсер заложили в сухом доке, что позволило осу­ществить спуск корабля простым наполне­нием дока водой (11 мая 1935 года), но во время церемонии спуска на воду корабль получил имя De Ruyter в честь выдающе­гося голландского флотоводца (Михиел Адриансзонде Рюйтер (1607-1676) — нидерландский флотоводец, лейтенант-адмирал-генерал Нидерландов (1673). На флоте с 1618. Его деятельность проходила в период англо-голланд­ских войн. Во время 1-й англо-гол, войны 1652-1654 командовал эскадрой в Плимутском морс­ком бою 1652. С 1665 — главнокомандующий фло­том Республики Соединенных провинций; одер­жал ряд выдающихся побед над английским и французским флотами во время 2-й и 3-й анг­ло-голландских войн, в т.ч. у Дюнкерка (1666), в бухте Солебей (1672) и в Тексельском мор. сраже­нии 1673. Смертельно ранен 22.04.1676 в сражении с французским флотом у мыса Этна (Сицилия)), в связи с чем возникла необходимость замены на­звания одного из эсминцев типа Admiral, носившего это имя с 1926 года. Причем по­добный прецедент с кораблями, назван­ными именем знаменитого адмирала, возник не впервые.

Крейсер стал седьмым кораблем в голландском флоте, получившим назва­ние De Ruyter. Его тезками-предшествен­никами являлись: парусный 68-пушечный линейный корабль XVIII в., 80-пушечный линкор XIX в., 51 -пушечный фре­гат второй половины того же столетия, по­зднее перестроенный в 14-пушечный ка­зематный броненосец, безбронный винто­вой крейсер I кл. (1880 г., 3480 т), бронено­сец береговой обороны типа Hertog Hendrik (1901 г., 5000 т), переименованный в 1924 году в Soerabaja в связи с закладкой уже упоминавшегося эсминца типа Evertsen (Admiral), который, в свою очередь, был переименован теперь в Van Ghent. По окончании постройки 27 апреля 1936 года De Ruyter вышел на ходовые ис­пытания (пробег до берегов Шотландии и обратно), длившиеся до 1 мая. Испытания показали непригодность дефлектора на дымовой трубе, допускавшего задымление пунктов управления и приборов СУАО кормовой зенитной батареи, и после уста­новки специального ветрового дефлектора 29 мая испытания были продолжены. Церемония введения крейсера в строй состоялась в Схидаме 2(3) октября 1936 года в присутствии королевы Вильгельмины, после чего De Ruyter стал объек­том всеобщего интереса. Учебные выходы чередовались с приемами больших масс посетителей, желавших подняться на борт корабля. 4 ноября крейсер совершил почет­ный рейс, перевезя королеву и наследную чету из Эймейдена в Хелдер. Здесь же De Ruyter получил назначение к месту служ­бы и после подготовки к дальнему походу 12 января 1937 г. вышел из Хелдера, на­правляясь в Ост-Индию.

Маршрут крейсера проходил через Лиссабон, Танжер, Александрию, Суэц и Бомбей. 3 марта он прибыл в Сабанг на о. Суматра и несколько дней спустя пере­шел в Батавию, на Яву, а оттуда — в мор­скую базу в Сурабае. 27 (25) октября De Ruyter стал флагманским кораблем ост-индской эскадры, сменив в этом качестве крейсер Sumatra, выполнявший флаг­манские функции в отсутствие крейсера Java. До сентября 1939 года на эскадре велась обычная флотская служба, переме­жаемая довольно частыми учениями.

Когда в Европе вспыхнула война, Голландия оставалась нейтральной, про­ведя мобилизацию для обеспечения собственного нейтралитета. Колониаль­ный флот, далекий от театра военных действий, тем не менее также занял по­зиции, предусмотренные планами сохранения нейтралитета. С января 1940 г. De Ruyter в течение 8 недель на­ходился в Сурабае, ремонтируя маши­ны. 4 марта состоялся выход крейсера в Яванское море для проведения учебных артиллерийских стрельб и тренировки экипажей бортовых гидросамолетов.

Ситуация изменилась после пора­жения Франции и захвата Германией Бельгии и Нидерландов. Находящееся в эмиграции правительство Нидерлан­дов вступило в войну на стороне союз­ников. Корабли ост-индской эскадры были направлены на охрану морских коммуникаций и эскортирование кон­воев в Яванском море и Индийском океане, участвовали в поиске германс­ких рейдеров.

7 декабря 1941 года японцы нанес­ли удары по Перл-Харбору, Сингапуру и Гонконгу и высадили войска на вос­точном побережье Малайи. Следующим объектом агрессии неизбежно станови­лась цепочка островов Малайского барь­ера, большая часть которых входила в состав Голландской Ост-Индии. Уже на следующий день (8 декабря) Нидер­ланды объявили войну Японии. В это время De Ruyter с 4 эсминцами нахо­дился в море к востоку от Явы, где ожидался прорыв японских крейсеров в Индийский океан. Однако японская стратегия не предусматривала дей­ствий своих крейсеров на торговых коммуникациях противника и корабль был направлен в Южно-Китайское море, а затем некоторое время ремон­тировался в доке в Сурабае.

Начиная с третьей декады декабря крейсера De Ruyter и Tromp вместе с не­сколькими эсминцами оперировали в различных частях Зондского архипелага. Одной из обязанностей голландского со­единения было эскортирование конвоев, идущих в и из Сингапура. Англичане и американцы были вынуждены защищать Малайский барьер. Если бы Япония зах­ватила эти богатые сырьем территории и смогла обеспечить нужды своей промыш­ленности, выбить ее отсюда было бы зна­чительно труднее, да и окончательная по­беда откладывалась на неопределенное время. Кроме того, японцы могли выхо­дить через проливы Молуккский, Зондс­кий и Ломбок в Индийский океан и угро­жать Британской Индии и Австралии. По­пытки союзников договориться о совмес­тных действиях предпринимались и ра­нее (например, в апреле 1941 г. в Синга­пуре). 19 декабря 1941 г. был сделан но­вый шаг в этом направлении. В этот день командующий ост-индской эскадры контр-адмирал Карел Доорман встретил­ся со своим американским коллегой контр-адмиралом У.Э.Глэссфордом, чтобы обсудить проблемы совместной обороны Голландской Ост-Индии. В конце декабря на конференции в Вашингтоне, наконец, такое соглашение было достигнуто и 3 ян­варя 1942 года английский генерал Э. Уэйвелл стал главнокомандующим со­юзными силами АБДА (американо-бри­танско-голландско-австралийских). А еще две недели спустя (15 января) бывший командующий Азиатским флотом США вице-адмирал Харт принял командова­ние морскими силами союзников в зоне ответственности АБДА. С этого дня созда­ется «флот АБДА» (ABDA Float). Азиатский флот США, основные корабли которого вошли в состав соединения АБДА, теперь базировался в Сурабае на северном побе­режье Явы. Впрочем, это не помешало японцам без особых проблем высадить свои войска 24 января на о. Целебес, где ими был захвачен аэродром Кендари, и в Баликпапане на о. Борнео, нефтяные вышки которого голландцы заблаговре­менно уничтожили, а 30 января — в Амбоине и на о. Боетоенг.

Формирование морских сил АБДА продолжалось. 3 февраля союзное коман­дование создает эскадру Ударных Сил (Striking ForceSF), которая должна была состоять из крейсеров и эсминцев четырех союзных флотов. Тактическое командование эскадрой получает гол­ландский контр-адмирал Карел Доорман, а ее флагманским кораблем стано­вится крейсер De Ruyter. На тот момент в распоряжении Доормана имелись только голландские легкие крейсера De Ruyter, Tromp и 3 (4) эсминца, а также американские корабли: тяжелый крейсер Houston, легкий Marblehead и 4 эсминца.

В тот же день японская авиация с аэродрома в Кендари совершает первый налет на Яву (Сурабая, Маланг Мадьюн и Магеланг). После этого атаки про­должаются ежедневно с возрастающей силой. В первую очередь они нацелены против портов и аэродромов Явы, чтобы помешать прибытию подкреплений союз­ников по морю и воздуху.

В ночь с 3 на 4 февраля было получе­но известие о появлении в Макасарском проливе японского десантного соединения в составе 3 крейсеров, эсминцев и 20 транспортов. Эскадра SF в составе крейсеров De Ruyter, Houston, Marblehead и Tromp, американских эсминцев Barker, Bulmer, Edwards, Stewart и голландских Banckert, Piet Hein и Van Ghent немедлен­но оставила якорную стоянку у о. Мадура и взяла курс на Макассар. В 9.35 4 февра­ля возле островов Кангеан (севернее о. Бали) союзное соединение было обнару­жено и атаковано 37 японскими бомбар­дировщиками типа Nell, шедшими с ис­требительным прикрытием на бомбарди­ровку Сурабаи. В результате авиацион­ных ударов голландские крейсера полу­чили небольшие повреждения от близких взрывов бомб (на De Ruyter повреждена система управления огнем), на тяжелом крейсере Houston прямым попаданием бомбы была выведена из строя кормовая трехорудийная башня ГК, а легкий крей­сер Marblehead получил такие поврежде­ния (3 прямых попадания и множество близких разрывов), что его пришлось ото­слать на ремонт в Чилачап (южная Ява), а затем отправить вокруг Африки в США (некоторые исследователи указывают, что место этого боя находилось у о.Бангка, но эти данные не подтверждаются расчетом времени движения союзной эскадры и направлением вторжения).

Следующий выход части Ударного Соединения Доормана состоялся 8 февра­ля. Легкие крейсера De Ruyter и Tromp в сопровождении 2 эсминцев вышли к Макасару на о. Целебес, чтобы помешать на­мечавшейся там высадке большого япон­ского десанта, но вскоре были отозваны. Японцы захватили Макассар 9 февраля.

Еще один бой кораблей с авиацией разыгрался 15 февраля. В ночь с 13 на 14 февраля в пролив Бангка вошел хо­рошо охраняемый военными кораблями десантный конвой вице-адмирала Одзавы, направлявшийся к Палембангу на Суматре. 14 февраля Ударное Соединение в составе легких голландских крейсеров De Ruyter, Java, Tromp, австра­лийского Hobart и тяжелого английского крейсера Exeter, 4 голландских (Banckert, Kortenaer, Piet Hein, Van Ghent) и 6 аме­риканских эсминцев (Barker, Bulmer, John D. Edwards, Parrott, Pillsbury, Stewart), выйдя из Батавии, начало ак­тивный поиск противника к северу от пролива Гаспар между о. Бангка и о. Биллитон. Доорман намеревался пере­хватить десантные баржи японцев в ус­тье р. Муси, удобном для десантирова­ния, но 15 февраля его эскадра подвер­глась атаке палубной авиации авианос­ца Ryujo, которая вынудила союзников отойти через пролив Гаспар в Яванское море. В результате сорванной операции были потеряны английские канонерки Dragonfly и Grasshopper, а налетевший на риф во время рискованного прохода ночью пролива Штольце (юго-восточнее Бангка) голландский эсминец Van Ghent пришлось уничтожить. 15 февраля капи­тулировал Сингапур. Оставленный без прикрытия Палембанг пал 16 февраля.

Вскоре союзникам представился прекрасный шанс отыграться. 17 февра­ля из Макассара вышел японский десан­тный конвой в составе транспортов Sagami Maru (7189 брт) и Sasago Maru (8260 брт) с батальоном пехоты на бор­ту в сопровождении 4 эсминцев. С севе­ра конвой прикрывало соединение контр-адмирала Кубо из легкого крейсе­ра Nagara и 3 эсминцев. Силы вторже­ния прибыли к южному побережью о. Бали поздно вечером 18 февраля, а ран­ним утром следующего дня началась высадка с целью захвата на острове аэродрома Денпассар.

Доорман решает атаковать японский конвой тремя группами кораблей. Пер­вая, в составе крейсеров De Ruyter, Java, 2 голландских (Piet Hein и Kortenaer — последний при выходе из гавани сел на мель и дальнейшего участия в операции не принимал) и 2 американских эсмин­цев (Ford и Pope), вышла вечером 18 фев­раля из Чилачапа. Одновременно Сурабаю покидает вторая группа (крейсер Tromp и 4 американских эсминца Stewart, Parrott, Edwards, Pillsbury) и выходит в Индийский океан через проливы Мадура и Бали. Прибывшая первой по­здним вечером 19 февраля в пролив Бадунг (между Бали и Явой) группа Доормана застала там только стоящие на яко­ре эсминцы Oshio, Asashio и транспорт Sasago Maru. Развернувшееся затем ноч­ное сражение являлось скорее обстрелом неподвижных японских кораблей прохо­дящей союзной эскадрой и приняло совер­шенно неожиданный поворот. Немногочис­ленные и слабейшие японские корабли не только не были уничтожены, но обучен­ные ночному бою экипажи эсминцев Asashio и Oshio открыли ответный огонь и потопили голландский эсминец Piet Hein. Java действием своей артиллерии нанес повреждения Sasago Maru, сам по­лучив одно попадание (в корму).

Три часа спустя, вскоре после полу­ночи 20 февраля, те же японские кораб­ли атаковала вторая группа соединения союзников, но все 20 торпед, выпущен­ных американскими эсминцами, про­шли мимо цели. В последовавшей затем артиллерийской дуэли получили по­вреждения Tromp и Stewart, а также японский Oshio. Во второй фазе боя, на­ступившей час спустя и проходившей на отходе кораблей группы, отличились американские эсминцы, выведшие из строя подоспевший на выручку эсминец Michishio. Зато крейсер Tromp попал под убийственный огонь эсминца Arashio и получил серьезные повреждения, что исключало его дальнейшее участие в бою. Союзникам оставалось только ретиро­ваться. И наконец, подошедшая после­дней третья группа SF в составе четы­рех голландских торпедных катеров уже не обнаружила в проливах Бадунг и Ломбок ни одного корабля противника.

Результатом неудачи союзников в «битве в проливе Бадунг» стала оккупа­ция японцами о. Бали, а это, в свою оче­редь, наряду с захватом восточного побе­режья Суматры и о.Тимор, падением Сингапура и бомбардировками ближай­шей опорной базы союзников Порт-Дар­вин в Австралии привело к критическо­му положению Явы, судьба которой дол­жна была решиться в ближайшие дни.

Генерал Уэйвелл считал дело проиг­ранным, был отозван домой и 25 февра­ля отбыл. В тот же день решением коми­тета начальников союзных штабов ко­мандование АБДА расформировано. Ос­тавшиеся военно-морские силы, которые включали 8 крейсеров и 12 эсминцев, передали под командование голландско­го вице-адмирала Хелфриха (по другим данным, Хелфрих сменил Харта на посту командующего ABDA Float 21 или даже 12 февраля). Голландские офицеры полно­стью контролировали все вооруженные силы союзников в этом районе.

Ударное Соединение Доормана еще представляло собой значительную силу: тяжелые крейсера Houston и Exeter, лег­кие крейсера De Ruyter, Java и австра­лийский Perth, 4 американских (John D. Edwards, Alden, John D. Ford, Paul Jones), 3 английских (Electra, Encounter, Jupiter) и 2 (3) голландских эсминца (Kortenaer, Witte de With). Однако адмирал не располагал авиацией прикрытия, а корабли его соединения действовали со­вместно очень непродолжительное вре­мя. Связь была неудовлетворительной, экипажи кораблей сильно устали. Таким образом, даже собранные вместе, эти ко­рабли не были достаточно сильны, что­бы остановить японское наступление.

26 февраля к Яве приближались 2 больших японских десантных соедине­ния — с запада 56 транспортов, 3 легких крейсера и 13 эсминцев вице-адмирала Одзавы под прикрытием 4 тяжелых крейсеров типа Mogami, 6 эс­минцев, авианосца и базы гидросамоле­тов, с востока 41 транспорт, легкий крей­сер и 8 эсминцев вице-адмирала Нисимуры, прикрываемые легким крейсером, минзагом, несколькими тральщиками и охотниками за подлодками. Позднее к восточному соединению примкнул еще один легкий крейсер с 4 эсминцами. Группу дальнего прикрытия составляли тяжелые крейсера Haguro и Nachi с 4 эс­минцами контр-адмирала Такаги и тя­желые крейсера вице-адмирала Такахаси (Ashigara и Муоко с 2 эсминцами).

Получив приказ Хелфриха атаковать неприятеля, Доорман в тот же день вы­шел из Сурабаи. В ожидании ночного боя бортовые гидросамолеты были оставле­ны на берегу. Не располагая постоянной воздушной разведкой, адмирал действо­вал, по существу, вслепую. Проведя в бесплодном поиске всю ночь и полови­ну дня 27 февраля, Доорман повел со­единение в Сурабаю для пополнения за­пасов топлива и уже готовился войти в гавань, когда получил сообщение о японском конвое, который находился в 80 милях от него, западнее о. Бавеан.

В 15.25 Ударное Соединение легло на обратный курс. В 16.12 был обнаружен противник — корабли эскортных групп адмиралов Такаги, Танака и Нисимура: тяжелые крейсера Nachi и Haguro и 2 фло­тилии эсминцев со своими лидерами — легкими крейсерами Jintsu и Naka. Зада­ча Доормана была достаточно простой. Он должен был отбросить или обойти ко­рабли эскорта и учинить погром транспор­там, ожидавшим развития событий за го­ризонтом на севере.

Давать развернутое описание после­довавшего сражения, получившего на­звание «боя в Яванском море», очевид­но, не стоит: оно описывалось и разбира­лось многократно. Однако следует дать краткую характеристику боя и участия в нем легкого крейсера De Ruyter.

Это сражение представляло собой серию эскадренных схваток, в которых противники двигались почти параллельно друг другу строем кильватер­ных колонн, ведя беспорядочную пере­стрелку. Значительный вклад в исход боя внесли бортовые гидросамолеты японских крейсеров. Они вели воз­душную разведку и корректировку ар­тиллерийского огня своих кораблей, а после наступления темноты освещали цели, поэтому стрельба японцев была точнее. Флагманский крейсер союзного соединения в течение всего 7-часово­го боя шел головным и получил попа­дание 8-дюймового снаряда уже на 15-той минуте сражения (16.31). Сна­ряд падал под большим углом и про­бил две палубы, не взорвавшись. 1 человек из экипажа крейсера был убит и 6 ранены.

Доорман не имел времени составить план боя и тем более довести его до ко­мандиров кораблей. Как обычно возни­кала путаница при переводе каждого сиг­нала. Отсутствие общей доктрины, на­дежной связи и плана действий едва не привели к катастрофе после попадания тяжелого снаряда в Exeter, которое приве­ло в замешательство всю колонну кораб­лей союзного соединения в ответствен­ный момент атаки японских эсминцев.

Последняя фаза боя стала фаталь­ной для голландских крейсеров. Уже в самом ее начале, вскоре после 23.15, De Ruyter получил попадание в корму. В 23.20. японские тяжелые крейсера с дистанции около 200 кабельтовых вы­пустили 12 торпед. Сначала взорвал­ся Java, затем, в 23.34, одна из торпед Haguro попала в De Ruyter. Крейсер сразу же окутался клубами пара из ко­тельных, возник пожар, охвативший корабль от кормы до катапульты. Мно­го жертв вызвали взрывы 40-мм бо­еприпасов, лежавших наготове возле «бофорсов». De Ruyter продержался на плаву еще около 3 часов и затонул в 2.30 28 февраля к западу от о. Бавеан (06' 00' с.ш./ 12' 00' в.д.). С ним погиб­ло 80% экипажа, 344 чел., спасено 90. Командир корабля кап.-л-т тер зее Е.Е.Б. Лакомбль и контр-адмирал Ка­рел Доорман последовали старому морскому обычаю и не покинули гиб­нущий корабль.

В этом бою была уничтожена поло­вина кораблей Ударного Соединения адмирала Доормана (кроме голландс­ких крейсеров, эсминцы Kortenaer, Jupiter, Electra). Японцы не потеряли ни одного корабля. Конвои остались целы. Решающими факторами стали полное отсутствие авиации у союзни­ков и превосходство японских торпед, против чего были бессильны твердая решимость адмирала и доблесть мо­ряков четырех флотов, сражавшихся до последнего.

После этой победы уже ничто не могло остановить японское вторжение. Из состава Ударного Соединения только 4 американских эсминца J.D.Edwards, Alden, J.D.Ford и Paul Jones утром 28 февраля смогли вырваться в Ин­дийский океан через пролив Бали. Дальнейшие попытки прорыва групп военных кораблей союзников были со­рваны японцами и корабли соедине­ния уничтожены. 1 марта японцы вы­садились на восточной и западной оконечностях Явы, а через неделю со­юзный гарнизон капитулировал. К концу месяца японцы полностью кон­тролировали остров.

Вместе со смертью Доормана в Ост-Индии рухнула колониальная империя Нидерландов. Даже окончатель­ная победа союзников в войне не смог­ла ликвидировать последствия японс­кого триумфа и Нидерланды больше никогда не владели этими островами. В послевоенном голландском фло­те почетное название De Ruyter сохра­няется и по сей день. Восьмым его получил в 1947 году один из крейсе­ров типа Eendracht, проданный в 1973 году Перу (Almirante Grau). В следующем году это имя было присвоено эсминцу УРО De Ruyter (F 806) типа Tromp. А в 1997-98 гг. на верфи KM de Schelde во Флиссингене были заложены первые два из четырех фре­гатов УРО типа De Zeven Provincien, которые будут строиться по проекту, разработанному совместно Германией, Голландией и Испанией в 1995 году. Фрегат УРО De Ruyter (F929) планиру­ется закладкой в течение ближайшего года и должен войти в строй в 2004-2005 годах.