De Ruyter
Третий голландский колониальный крейсер для Ост-Индии был заложен 14 (16) сентября 1933 года на верфи Nederlandsche Vereinigten Dok-en Werf Mij. Wilton Fijenoord в Схидаме и должен был получить название Celebes в честь одного из ост-индских островов (совр. о. Сулавеси). Так же назывался третий крейсер типа Java, заказ на постройку которого был аннулирован в 1919 году. Новый крейсер заложили в сухом доке, что позволило осуществить спуск корабля простым наполнением дока водой (11 мая 1935 года), но во время церемонии спуска на воду корабль получил имя De Ruyter в честь выдающегося голландского флотоводца (Михиел Адриансзонде Рюйтер (1607-1676) — нидерландский флотоводец, лейтенант-адмирал-генерал Нидерландов (1673). На флоте с 1618. Его деятельность проходила в период англо-голландских войн. Во время 1-й англо-гол, войны 1652-1654 командовал эскадрой в Плимутском морском бою 1652. С 1665 — главнокомандующий флотом Республики Соединенных провинций; одержал ряд выдающихся побед над английским и французским флотами во время 2-й и 3-й англо-голландских войн, в т.ч. у Дюнкерка (1666), в бухте Солебей (1672) и в Тексельском мор. сражении 1673. Смертельно ранен 22.04.1676 в сражении с французским флотом у мыса Этна (Сицилия)), в связи с чем возникла необходимость замены названия одного из эсминцев типа Admiral, носившего это имя с 1926 года. Причем подобный прецедент с кораблями, названными именем знаменитого адмирала, возник не впервые.
Крейсер стал седьмым кораблем в голландском флоте, получившим название De Ruyter. Его тезками-предшественниками являлись: парусный 68-пушечный линейный корабль XVIII в., 80-пушечный линкор XIX в., 51 -пушечный фрегат второй половины того же столетия, позднее перестроенный в 14-пушечный казематный броненосец, безбронный винтовой крейсер I кл. (1880 г., 3480 т), броненосец береговой обороны типа Hertog Hendrik (1901 г., 5000 т), переименованный в 1924 году в Soerabaja в связи с закладкой уже упоминавшегося эсминца типа Evertsen (Admiral), который, в свою очередь, был переименован теперь в Van Ghent. По окончании постройки 27 апреля 1936 года De Ruyter вышел на ходовые испытания (пробег до берегов Шотландии и обратно), длившиеся до 1 мая. Испытания показали непригодность дефлектора на дымовой трубе, допускавшего задымление пунктов управления и приборов СУАО кормовой зенитной батареи, и после установки специального ветрового дефлектора 29 мая испытания были продолжены. Церемония введения крейсера в строй состоялась в Схидаме 2(3) октября 1936 года в присутствии королевы Вильгельмины, после чего De Ruyter стал объектом всеобщего интереса. Учебные выходы чередовались с приемами больших масс посетителей, желавших подняться на борт корабля. 4 ноября крейсер совершил почетный рейс, перевезя королеву и наследную чету из Эймейдена в Хелдер. Здесь же De Ruyter получил назначение к месту службы и после подготовки к дальнему походу 12 января 1937 г. вышел из Хелдера, направляясь в Ост-Индию.
Маршрут крейсера проходил через Лиссабон, Танжер, Александрию, Суэц и Бомбей. 3 марта он прибыл в Сабанг на о. Суматра и несколько дней спустя перешел в Батавию, на Яву, а оттуда — в морскую базу в Сурабае. 27 (25) октября De Ruyter стал флагманским кораблем ост-индской эскадры, сменив в этом качестве крейсер Sumatra, выполнявший флагманские функции в отсутствие крейсера Java. До сентября 1939 года на эскадре велась обычная флотская служба, перемежаемая довольно частыми учениями.
Когда в Европе вспыхнула война, Голландия оставалась нейтральной, проведя мобилизацию для обеспечения собственного нейтралитета. Колониальный флот, далекий от театра военных действий, тем не менее также занял позиции, предусмотренные планами сохранения нейтралитета. С января 1940 г. De Ruyter в течение 8 недель находился в Сурабае, ремонтируя машины. 4 марта состоялся выход крейсера в Яванское море для проведения учебных артиллерийских стрельб и тренировки экипажей бортовых гидросамолетов.
Ситуация изменилась после поражения Франции и захвата Германией Бельгии и Нидерландов. Находящееся в эмиграции правительство Нидерландов вступило в войну на стороне союзников. Корабли ост-индской эскадры были направлены на охрану морских коммуникаций и эскортирование конвоев в Яванском море и Индийском океане, участвовали в поиске германских рейдеров.
7 декабря 1941 года японцы нанесли удары по Перл-Харбору, Сингапуру и Гонконгу и высадили войска на восточном побережье Малайи. Следующим объектом агрессии неизбежно становилась цепочка островов Малайского барьера, большая часть которых входила в состав Голландской Ост-Индии. Уже на следующий день (8 декабря) Нидерланды объявили войну Японии. В это время De Ruyter с 4 эсминцами находился в море к востоку от Явы, где ожидался прорыв японских крейсеров в Индийский океан. Однако японская стратегия не предусматривала действий своих крейсеров на торговых коммуникациях противника и корабль был направлен в Южно-Китайское море, а затем некоторое время ремонтировался в доке в Сурабае.
Начиная с третьей декады декабря крейсера De Ruyter и Tromp вместе с несколькими эсминцами оперировали в различных частях Зондского архипелага. Одной из обязанностей голландского соединения было эскортирование конвоев, идущих в и из Сингапура. Англичане и американцы были вынуждены защищать Малайский барьер. Если бы Япония захватила эти богатые сырьем территории и смогла обеспечить нужды своей промышленности, выбить ее отсюда было бы значительно труднее, да и окончательная победа откладывалась на неопределенное время. Кроме того, японцы могли выходить через проливы Молуккский, Зондский и Ломбок в Индийский океан и угрожать Британской Индии и Австралии. Попытки союзников договориться о совместных действиях предпринимались и ранее (например, в апреле 1941 г. в Сингапуре). 19 декабря 1941 г. был сделан новый шаг в этом направлении. В этот день командующий ост-индской эскадры контр-адмирал Карел Доорман встретился со своим американским коллегой контр-адмиралом У.Э.Глэссфордом, чтобы обсудить проблемы совместной обороны Голландской Ост-Индии. В конце декабря на конференции в Вашингтоне, наконец, такое соглашение было достигнуто и 3 января 1942 года английский генерал Э. Уэйвелл стал главнокомандующим союзными силами АБДА (американо-британско-голландско-австралийских). А еще две недели спустя (15 января) бывший командующий Азиатским флотом США вице-адмирал Харт принял командование морскими силами союзников в зоне ответственности АБДА. С этого дня создается «флот АБДА» (ABDA Float). Азиатский флот США, основные корабли которого вошли в состав соединения АБДА, теперь базировался в Сурабае на северном побережье Явы. Впрочем, это не помешало японцам без особых проблем высадить свои войска 24 января на о. Целебес, где ими был захвачен аэродром Кендари, и в Баликпапане на о. Борнео, нефтяные вышки которого голландцы заблаговременно уничтожили, а 30 января — в Амбоине и на о. Боетоенг.
Формирование морских сил АБДА продолжалось. 3 февраля союзное командование создает эскадру Ударных Сил (Striking Force — SF), которая должна была состоять из крейсеров и эсминцев четырех союзных флотов. Тактическое командование эскадрой получает голландский контр-адмирал Карел Доорман, а ее флагманским кораблем становится крейсер De Ruyter. На тот момент в распоряжении Доормана имелись только голландские легкие крейсера De Ruyter, Tromp и 3 (4) эсминца, а также американские корабли: тяжелый крейсер Houston, легкий Marblehead и 4 эсминца.
В тот же день японская авиация с аэродрома в Кендари совершает первый налет на Яву (Сурабая, Маланг Мадьюн и Магеланг). После этого атаки продолжаются ежедневно с возрастающей силой. В первую очередь они нацелены против портов и аэродромов Явы, чтобы помешать прибытию подкреплений союзников по морю и воздуху.
В ночь с 3 на 4 февраля было получено известие о появлении в Макасарском проливе японского десантного соединения в составе 3 крейсеров, эсминцев и 20 транспортов. Эскадра SF в составе крейсеров De Ruyter, Houston, Marblehead и Tromp, американских эсминцев Barker, Bulmer, Edwards, Stewart и голландских Banckert, Piet Hein и Van Ghent немедленно оставила якорную стоянку у о. Мадура и взяла курс на Макассар. В 9.35 4 февраля возле островов Кангеан (севернее о. Бали) союзное соединение было обнаружено и атаковано 37 японскими бомбардировщиками типа Nell, шедшими с истребительным прикрытием на бомбардировку Сурабаи. В результате авиационных ударов голландские крейсера получили небольшие повреждения от близких взрывов бомб (на De Ruyter повреждена система управления огнем), на тяжелом крейсере Houston прямым попаданием бомбы была выведена из строя кормовая трехорудийная башня ГК, а легкий крейсер Marblehead получил такие повреждения (3 прямых попадания и множество близких разрывов), что его пришлось отослать на ремонт в Чилачап (южная Ява), а затем отправить вокруг Африки в США (некоторые исследователи указывают, что место этого боя находилось у о.Бангка, но эти данные не подтверждаются расчетом времени движения союзной эскадры и направлением вторжения).
Следующий выход части Ударного Соединения Доормана состоялся 8 февраля. Легкие крейсера De Ruyter и Tromp в сопровождении 2 эсминцев вышли к Макасару на о. Целебес, чтобы помешать намечавшейся там высадке большого японского десанта, но вскоре были отозваны. Японцы захватили Макассар 9 февраля.
Еще один бой кораблей с авиацией разыгрался 15 февраля. В ночь с 13 на 14 февраля в пролив Бангка вошел хорошо охраняемый военными кораблями десантный конвой вице-адмирала Одзавы, направлявшийся к Палембангу на Суматре. 14 февраля Ударное Соединение в составе легких голландских крейсеров De Ruyter, Java, Tromp, австралийского Hobart и тяжелого английского крейсера Exeter, 4 голландских (Banckert, Kortenaer, Piet Hein, Van Ghent) и 6 американских эсминцев (Barker, Bulmer, John D. Edwards, Parrott, Pillsbury, Stewart), выйдя из Батавии, начало активный поиск противника к северу от пролива Гаспар между о. Бангка и о. Биллитон. Доорман намеревался перехватить десантные баржи японцев в устье р. Муси, удобном для десантирования, но 15 февраля его эскадра подверглась атаке палубной авиации авианосца Ryujo, которая вынудила союзников отойти через пролив Гаспар в Яванское море. В результате сорванной операции были потеряны английские канонерки Dragonfly и Grasshopper, а налетевший на риф во время рискованного прохода ночью пролива Штольце (юго-восточнее Бангка) голландский эсминец Van Ghent пришлось уничтожить. 15 февраля капитулировал Сингапур. Оставленный без прикрытия Палембанг пал 16 февраля.
Вскоре союзникам представился прекрасный шанс отыграться. 17 февраля из Макассара вышел японский десантный конвой в составе транспортов Sagami Maru (7189 брт) и Sasago Maru (8260 брт) с батальоном пехоты на борту в сопровождении 4 эсминцев. С севера конвой прикрывало соединение контр-адмирала Кубо из легкого крейсера Nagara и 3 эсминцев. Силы вторжения прибыли к южному побережью о. Бали поздно вечером 18 февраля, а ранним утром следующего дня началась высадка с целью захвата на острове аэродрома Денпассар.
Доорман решает атаковать японский конвой тремя группами кораблей. Первая, в составе крейсеров De Ruyter, Java, 2 голландских (Piet Hein и Kortenaer — последний при выходе из гавани сел на мель и дальнейшего участия в операции не принимал) и 2 американских эсминцев (Ford и Pope), вышла вечером 18 февраля из Чилачапа. Одновременно Сурабаю покидает вторая группа (крейсер Tromp и 4 американских эсминца Stewart, Parrott, Edwards, Pillsbury) и выходит в Индийский океан через проливы Мадура и Бали. Прибывшая первой поздним вечером 19 февраля в пролив Бадунг (между Бали и Явой) группа Доормана застала там только стоящие на якоре эсминцы Oshio, Asashio и транспорт Sasago Maru. Развернувшееся затем ночное сражение являлось скорее обстрелом неподвижных японских кораблей проходящей союзной эскадрой и приняло совершенно неожиданный поворот. Немногочисленные и слабейшие японские корабли не только не были уничтожены, но обученные ночному бою экипажи эсминцев Asashio и Oshio открыли ответный огонь и потопили голландский эсминец Piet Hein. Java действием своей артиллерии нанес повреждения Sasago Maru, сам получив одно попадание (в корму).
Три часа спустя, вскоре после полуночи 20 февраля, те же японские корабли атаковала вторая группа соединения союзников, но все 20 торпед, выпущенных американскими эсминцами, прошли мимо цели. В последовавшей затем артиллерийской дуэли получили повреждения Tromp и Stewart, а также японский Oshio. Во второй фазе боя, наступившей час спустя и проходившей на отходе кораблей группы, отличились американские эсминцы, выведшие из строя подоспевший на выручку эсминец Michishio. Зато крейсер Tromp попал под убийственный огонь эсминца Arashio и получил серьезные повреждения, что исключало его дальнейшее участие в бою. Союзникам оставалось только ретироваться. И наконец, подошедшая последней третья группа SF в составе четырех голландских торпедных катеров уже не обнаружила в проливах Бадунг и Ломбок ни одного корабля противника.
Результатом неудачи союзников в «битве в проливе Бадунг» стала оккупация японцами о. Бали, а это, в свою очередь, наряду с захватом восточного побережья Суматры и о.Тимор, падением Сингапура и бомбардировками ближайшей опорной базы союзников Порт-Дарвин в Австралии привело к критическому положению Явы, судьба которой должна была решиться в ближайшие дни.
Генерал Уэйвелл считал дело проигранным, был отозван домой и 25 февраля отбыл. В тот же день решением комитета начальников союзных штабов командование АБДА расформировано. Оставшиеся военно-морские силы, которые включали 8 крейсеров и 12 эсминцев, передали под командование голландского вице-адмирала Хелфриха (по другим данным, Хелфрих сменил Харта на посту командующего ABDA Float 21 или даже 12 февраля). Голландские офицеры полностью контролировали все вооруженные силы союзников в этом районе.
Ударное Соединение Доормана еще представляло собой значительную силу: тяжелые крейсера Houston и Exeter, легкие крейсера De Ruyter, Java и австралийский Perth, 4 американских (John D. Edwards, Alden, John D. Ford, Paul Jones), 3 английских (Electra, Encounter, Jupiter) и 2 (3) голландских эсминца (Kortenaer, Witte de With). Однако адмирал не располагал авиацией прикрытия, а корабли его соединения действовали совместно очень непродолжительное время. Связь была неудовлетворительной, экипажи кораблей сильно устали. Таким образом, даже собранные вместе, эти корабли не были достаточно сильны, чтобы остановить японское наступление.
26 февраля к Яве приближались 2 больших японских десантных соединения — с запада 56 транспортов, 3 легких крейсера и 13 эсминцев вице-адмирала Одзавы под прикрытием 4 тяжелых крейсеров типа Mogami, 6 эсминцев, авианосца и базы гидросамолетов, с востока 41 транспорт, легкий крейсер и 8 эсминцев вице-адмирала Нисимуры, прикрываемые легким крейсером, минзагом, несколькими тральщиками и охотниками за подлодками. Позднее к восточному соединению примкнул еще один легкий крейсер с 4 эсминцами. Группу дальнего прикрытия составляли тяжелые крейсера Haguro и Nachi с 4 эсминцами контр-адмирала Такаги и тяжелые крейсера вице-адмирала Такахаси (Ashigara и Муоко с 2 эсминцами).
Получив приказ Хелфриха атаковать неприятеля, Доорман в тот же день вышел из Сурабаи. В ожидании ночного боя бортовые гидросамолеты были оставлены на берегу. Не располагая постоянной воздушной разведкой, адмирал действовал, по существу, вслепую. Проведя в бесплодном поиске всю ночь и половину дня 27 февраля, Доорман повел соединение в Сурабаю для пополнения запасов топлива и уже готовился войти в гавань, когда получил сообщение о японском конвое, который находился в 80 милях от него, западнее о. Бавеан.
В 15.25 Ударное Соединение легло на обратный курс. В 16.12 был обнаружен противник — корабли эскортных групп адмиралов Такаги, Танака и Нисимура: тяжелые крейсера Nachi и Haguro и 2 флотилии эсминцев со своими лидерами — легкими крейсерами Jintsu и Naka. Задача Доормана была достаточно простой. Он должен был отбросить или обойти корабли эскорта и учинить погром транспортам, ожидавшим развития событий за горизонтом на севере.
Давать развернутое описание последовавшего сражения, получившего название «боя в Яванском море», очевидно, не стоит: оно описывалось и разбиралось многократно. Однако следует дать краткую характеристику боя и участия в нем легкого крейсера De Ruyter.
Это сражение представляло собой серию эскадренных схваток, в которых противники двигались почти параллельно друг другу строем кильватерных колонн, ведя беспорядочную перестрелку. Значительный вклад в исход боя внесли бортовые гидросамолеты японских крейсеров. Они вели воздушную разведку и корректировку артиллерийского огня своих кораблей, а после наступления темноты освещали цели, поэтому стрельба японцев была точнее. Флагманский крейсер союзного соединения в течение всего 7-часового боя шел головным и получил попадание 8-дюймового снаряда уже на 15-той минуте сражения (16.31). Снаряд падал под большим углом и пробил две палубы, не взорвавшись. 1 человек из экипажа крейсера был убит и 6 ранены.
Доорман не имел времени составить план боя и тем более довести его до командиров кораблей. Как обычно возникала путаница при переводе каждого сигнала. Отсутствие общей доктрины, надежной связи и плана действий едва не привели к катастрофе после попадания тяжелого снаряда в Exeter, которое привело в замешательство всю колонну кораблей союзного соединения в ответственный момент атаки японских эсминцев.
Последняя фаза боя стала фатальной для голландских крейсеров. Уже в самом ее начале, вскоре после 23.15, De Ruyter получил попадание в корму. В 23.20. японские тяжелые крейсера с дистанции около 200 кабельтовых выпустили 12 торпед. Сначала взорвался Java, затем, в 23.34, одна из торпед Haguro попала в De Ruyter. Крейсер сразу же окутался клубами пара из котельных, возник пожар, охвативший корабль от кормы до катапульты. Много жертв вызвали взрывы 40-мм боеприпасов, лежавших наготове возле «бофорсов». De Ruyter продержался на плаву еще около 3 часов и затонул в 2.30 28 февраля к западу от о. Бавеан (06' 00' с.ш./ 12' 00' в.д.). С ним погибло 80% экипажа, 344 чел., спасено 90. Командир корабля кап.-л-т тер зее Е.Е.Б. Лакомбль и контр-адмирал Карел Доорман последовали старому морскому обычаю и не покинули гибнущий корабль.
В этом бою была уничтожена половина кораблей Ударного Соединения адмирала Доормана (кроме голландских крейсеров, эсминцы Kortenaer, Jupiter, Electra). Японцы не потеряли ни одного корабля. Конвои остались целы. Решающими факторами стали полное отсутствие авиации у союзников и превосходство японских торпед, против чего были бессильны твердая решимость адмирала и доблесть моряков четырех флотов, сражавшихся до последнего.
После этой победы уже ничто не могло остановить японское вторжение. Из состава Ударного Соединения только 4 американских эсминца J.D.Edwards, Alden, J.D.Ford и Paul Jones утром 28 февраля смогли вырваться в Индийский океан через пролив Бали. Дальнейшие попытки прорыва групп военных кораблей союзников были сорваны японцами и корабли соединения уничтожены. 1 марта японцы высадились на восточной и западной оконечностях Явы, а через неделю союзный гарнизон капитулировал. К концу месяца японцы полностью контролировали остров.
Вместе со смертью Доормана в Ост-Индии рухнула колониальная империя Нидерландов. Даже окончательная победа союзников в войне не смогла ликвидировать последствия японского триумфа и Нидерланды больше никогда не владели этими островами. В послевоенном голландском флоте почетное название De Ruyter сохраняется и по сей день. Восьмым его получил в 1947 году один из крейсеров типа Eendracht, проданный в 1973 году Перу (Almirante Grau). В следующем году это имя было присвоено эсминцу УРО De Ruyter (F 806) типа Tromp. А в 1997-98 гг. на верфи KM de Schelde во Флиссингене были заложены первые два из четырех фрегатов УРО типа De Zeven Provincien, которые будут строиться по проекту, разработанному совместно Германией, Голландией и Испанией в 1995 году. Фрегат УРО De Ruyter (F929) планируется закладкой в течение ближайшего года и должен войти в строй в 2004-2005 годах.