Корабли Королевского флота Нидерландов

 

Легкий крейсер De Ruyter (Вилтон-Фейеноорд 11.3.35)

 

В 1930 году вместо отмененного Celebes была утверждена постройка крейсера De Ruyter, так как считалось необходимым иметь в Ост-Индии 3 крейсера. Соображения экономии средств больно ударили по проекту. Сначала водоизмещение было ограничено 5250 t, а вооружение 6 - 150 мм орудиями (2 х 2 на корме и 1 х 2 на носу), что позволяло достичь скорости 32 узла и сохранить бронирование как на крейсерах типа Sumatra. Проект подвергся сокрушительной критике в основном из-за небольших размеров и слабого вооружения. Считалось, что больше отвечают требованиям 8 - 150 мм или 6 - 203 мм орудий. В результате корпус был удлинен, чтобы улучшить обводы, это позволило увеличить скорость. Дополнительное пространство было использовано для размещения добавочного 150 мм орудия над носовой башней и катапульты позади трубы. Частично удалось добиться экономии веса путем тщательной проработки конструкции и широкого применения сварки и алюминия. Крейсер был заказан в августе 1932 по измененному проекту.

Вес вращающейся части двухорудийных башен Мк 9 составлял 70 t. Одиночная установка Мк 10, которая была приспособлена для стрельбы осветительными снарядами, весила 25 t. Довольно странное расположение зенитных автоматов ограничивало углы обстрела и создавало опасность уничтожения всей зенитной артиллерии разрывом одной бомбы. Система управления огнем для своего времени была передовой. Она включала дистанционное управление, системы стабилизации и высокую степень автоматизации. На 18 метровой катапульте Хейнкеля стоял гидросамолет-корректировщик Фоккер CX1W. Второй такой же самолет находился между катапультой и кормовой надстройкой. Котлы были равномерно распределены по 3 котельным отделениям. Первая пара была немного меньше остальных. Конструкция турбин позволяла дать 10000 перегрузки на короткое время. Тогда при мощности 76000 SHP крейсер развивал 33,5 узла. Крейсерские турбины были установлены на обоих валах. Экономическая скорость равнялась 17 узлам.

De Ruyter был флагманским кораблем эскадры АБДА в бою в Яванском море в 1942. В ходе боя он получил несколько снарядных попаданий и торпеду "Лонг Лэнс" с японского тяжелого крейсера "Хагуро". De Ruyter затонул через 2 часа, при этом команда понесла тяжелые потери.

De Reyter потоплен 27.2.42

Водоизмещение: 6000 t (станд.), 6442 t (норм.), 7548 t (полн.)

Размеры: 170,80 х 15,7 х 5,10 м

Машины: 2-вальный ТЗА Парсонс, 6 котлов Ярроу, 66000 slip = 32 узл. 1300 тонн нефти = 11000 миль @ 12 узл.

Броня: Пояс 50 - 30 мм, барбеты 30 мм, башни 30 мм, переборки 30 мм, палуба 30 мм, КДП 30 мм

Вооружение: 7 - 150 (3 х 2, 1 х 1), 10 - 40 мм (5 х 2), 8 - 12,7 мм

Экипаж: 435

 

Легкие крейсера типа Тrоmp

 

Jacob van Heemskerk (Недерландзе 16.9.39), Tromp (Недерландзе 24.5.37)

ЭТИ корабли были утверждены к постройке в 1935 году. Сначала планировалось построить большие (2500 t) лидеры, но потом было принято решение изменить проект на крейсера-скауты. Их основной задачей было усиление голландской минной флотилии в Ост-Индии, чтобы хоть как-то уравновесить превосходство японцев. При сравнительно небольшом водоизмещении они имели мощное вооружение и высокую скорость, позволявшую им действовать вместе с эсминцами. Но за это пришлось заплатить броней. Они были уязвимы даже для огня эсминцев, но противоосколочная броня ограничивала размеры разрушений при попадании мелких снарядов. За внешним 15 мм броневым поясом находилась продольная 30 мм переборка. Их дополняла 25 мм палуба и 30 мм поперечные переборки, образующие внутреннюю броневую коробку. Противоосколочную защиту получили артиллерия, посты управления огнем, элеваторы, коммуникационные трубы, В состав вооружения входил самолет, но катапульты не было. 150-мм орудия стояли на спаренных установках Мк 11, имеющих угол возвышения 60°. Котлы были расположены в 2 котельных отделениях, за которых располагались машинные отделения. Турбина переднего МО работала на правый вал, заднего - не левый.

Оба корабля во время германского вторжения успели укрыться в Англии, но Heemskerk еще не был достроен. Он не имел систем управления огнем и артиллерии. В результате он был достроен в Портсмуте как крейсер ПВО. Tromp был модернизирован значительно меньше. Основная модернизация была проведена во время ремонта повреждений, полученных 20.2.42 в бою в проливе Бадунг. Сначала он получил 4 - 20 мм (4 * 1), потом 4 - 76 мм зен. (4 х 1), а потом еще 2 - 20-мм автомата. 12,7 мм пулеметы были сняты. 40-мм автоматы были заменены 2 х 2 установками Хаземайер-Бофорс. На крейсере установили комплект британских радаров.

Тромп списан в 1958

Heemskerk списан в 1958

Водоизмещение: 3787 t (станд.), 4800 t (полн.)

Размеры: 132,0 х 12,4 х 4,2 м

Машины: 2-вальный ТЗА Парсонс, 4 котла Ярроу, 56000 shp - 33,5 узла. 860 тонн нефти.

Броня: пояс 15 мм, переборка 20 - 30 мм, палуба 25 - 15 мм, щиты 15 мм, элеваторы 15 мм, рубка 12 мм

Вооружение: 6-150/50 мм (3 х 2), 8-40 мм (4 х 2), 4 -12,7 мм (2 х 2), 6 ТА 533 мм (3 х 2)

Экипаж: 309 чел.

 

Легкий крейсер Heemskerk

 

Почти все данные, как у крейсера Tromp.

Крейсер был достроен, как корабль ПВО. Он получил 2 ПУАЗО, каждый с радаром типа 285. Антенны радара воздушного обнаружения типа 279 были установлены на фок-мачте и на треногой мачте в средней части корабля. Торпедные аппараты были сняты. 102-мм орудия были британскими Mark XVI*. Позднее пом-пом заменили на 2 х 2 40-мм установки Хаземайер-Бофорс, в средней части корабли добавили еще 2 такие же установки, а одноствольные 20-мм автоматы заменили на 4 спаренных. Была снята треногая мачта вместе с радаром.

Вооружение: 10-102/45 мм (5 х 2), 4-2-фн пом-пом (1 М), 6-20 мм (6 х 1)

 

Легкие крейсера типа Java

 

Java (Де Шельде 9.8.21),

Sumatra (Недерландзе 19.12.20),

Celebes (Фейеноорд - )

 

Легкие крейсера Java и Sumatra были заказаны 15.7.15 в рамках кораблестроительной программы 1915 - 16 годов. Проект был голландским, но материалы, технический надзор и выполнение особо сложных работ обеспечивала фирма Круппа. Постройку этих кораблей задержала Первая Мировая война. Celebes должен был служить флагманским кораблем Ост-Индского флота и был на 3 м длиннее и 155 тонн больше. Однако к концу войны проект полностью устарел, и его постройка была отменена.

Первоначальное зенитное вооружение было заменено на 6 (Java - 8) 40 мм зенитных автоматов и 6 - 12,7 мм пулеметов. Экипаж увеличился до 525 человек. Крейсера могли нести по 2 гидросамолета, но катапульты не имели.

Sumatra в 1944 разоружен, его 150-мм орудия использованы для перевооружения канонерок.

Java потоплен 27.27.42 японским крейсером "Наши"

Sumatra затоплен 9.6.44 как часть искусственного волнолома "Гусберри" во время высадки союзников в Нормандии

Водоизмещение: 6670 t (станд.), 7050 t (норм.)

Размеры: 155,3 х 16,0 х 5,5 м

Машины: 3-вальный ТЗА Крупп-Германия (Sumatra - Цолли), 8 котлов Шульц-Торникрофт, 72000 shp = 31 узел. 1200 тонн нефти = 3600 миль @ 15 узлов

Броня: Пояс 75 - 50 мм; палуба 50 - 37,5 мм; дымоходы 50 мм; щиты 100 мм; боевая рубка 127 мм

Вооружение: 10 - 150/50 мм; 4 - 75 мм зен; 4 пулем.

Экипаж: 525 человек

 

Легкие крейсера типа De Zeven Provincien

 

De Zeven Provincien (Вилтон-Фейеноорд 24.12.44),

Eendracht (Роттердамзе 22.8.50)

Замена крейсеров типа Java. Увеличенный тип De Reyter. Были захвачены немцами на стапелях, во время оккупации достройка шла очень вяло; После войны полностью перепроектированы.

De Zeven Provincien закончен как De Reyter, продан Перу в 1973

Eendracht закончен как De Zeven Provincien, продан Перу в 1976

Водоизмещение: 9325 t (станд.), 10800 t (полн.)

Размеры: 187,0 х 17,25 х 5,6 м

Машины: 3-вальный ТЗА Парсонс, 6 котлов Ярроу, 78000 slip = 32 узл. 1750 тонн нефти

Броня: пояс 100 - 75 мм, палуба 25 - 20 мм, башни 100 - 50 мм

Вооружение: 10 - 150/50 мм (2 х 3, 2 х 2), 14 - 40 мм (7 х 2), 8 - 12,7 мм (4 х 2), 6 ТА 533 мм (2 х 3), 2 гидросамолета

Экипаж: 700 чел.

 

Броненосец береговой обороны Soerabaia

 

(De Zeven Provincien) (Амстердам 16.3.09)

Последний голландский броненосец береговой обороны. В 1921 году отправлен в Ост-Индию. 4 - 14 февраля 1933 на нем произошел мятеж туземных матросов. Голландский гидросамолет попал бомбой в полубак, при этом погибло 23 человека. В июле 1933 выведен из состава флота и в 1935 - 36 переоборудован в учебный артиллерийский корабль. Сняты 5 котлов и передняя труба. Остальные котлы переведены на нефть. В 1937 переименован в Soerabaia. Данные: 5644 t (станд.); 7500 ihp = 16 узлов; 2 - 280, 2 - 150 мм (позднее сняты), 2 - 75 мм, 2 - 40 мм зен, 6 - 12,7 мм, экипаж 447 человек.

 

Soerabaia тяжело поврежден японскими самолетами в Сурабае 18.2.42 и затоплен

Водоизмещение: 6530 t (норм.)

Размеры: 103,5 х 17,1 х 6,2 м

Машины: 2-вальная вертикальная тройного расширения, 8 котлов Ярроу, 8516 ihp = 16,27 узл. 700/1030 тонн угля.

Броня: пояс 150 - 100 мм, башни 248 мм, рубка 200 мм, палуба 50 мм.

Вооружение: 2 - 280/42 мм, 4 - 150/40 мм, 10 - 75/40 мм, 1 - 9-фн мортира, 2 пулемета

Экипаж: 452 чел.

 

Броненосец береговой обороны Vliereede

 

(Hertog Hendrik) (Амстердам 12.9.06)

Броненосец береговой обороны с полным поясом. В 1926 году переведен в учебные корабли, снята кормовая башня. Добавлены 2 гидросамолета и решетчатый кран на грот-мачте. Переименован в 1939. Захвачен немцами и перестроен в корабль ПВО Ariadne. После войны возвращен и списан в 1945.

Водоизмещение: 5002 t

Размеры: 96,62 х 15,19 х 5,82 м

Машины: 2-вальные, вертикальные тройного расширения, 6300 ihp = 16 узлов, 830 тонн угля = 4100 миль @ 9,5 узл.

Броня: пояс 102 - 152 мм, палуба 52 мм, башни 102 мм, барбеты 102 -248 мм, рубка 248 мм

Вооружение: 2 - 240/40 мм, 4 - 150/40 мм, 8 - 75 мм, 4 - 37 мм, 3 ТА 450 мм

Экипаж: 437 чел.

 

Плавучая батарея ПВО Ariadne

 

Водоизмещение: 4371 t

Скорость: 16,5 узл

Вооружение: 6 - 105/65 мм, 4 - 40 мм (2 х 2), 16 - 20 мм (4 х 4)

 

Бронепалубный крейсер Gelderland

 

(Фейеноорд 28.9.1898)

Захвачен немцами и переоборудован в корабль ПВО Niobe. Потоплен советской авиацией в Котке 16.7.44.

Водоизмещение: 3970 t Размеры: 94,7 х 14,8 х 5,41 м

Машины: 2-вальные, вертикальные тройного расширения, 12 котлов Ярроу, 9750 Shp = 18 узл. 930 тонн угля = 4500 миль @ 10 узл. Броня: палуба 57 мм, щиты 12,7 мм

Вооружение: 2 - 150/40 мм, 6 - 120/40 мм, 4 - 75 мм, 4 - 37 мм, 2 ТА 450 мм Экипаж: 325 чел.

 

Плавучая батарея ПВО Niobe

 

Водоизмещение: 3512 t

Скорость: 16 узл

Вооружение: 8 - 105/65 мм, 4 - 40 мм (2 х 2), 16 - 20 мм (4 * 4)

 

Эсминцы типа Tjerk Hiddes

 

Gerard Callenburgh (Роттердамзе 12.10.39), Isaak Sweers (Де Шельде 16.3.40), Philips van Almonde (Де Шельде -), Tjerk Hiddes (Роттердамзе 12.10.39)

Эти корабли были спроектированы с помощью фирмы Ярроу. Котлы располагались в 2 отделениях: 1 - в носовом КО, 2 - в кормовом. Ни один не был закончен к началу германского вторжения, но Isaak Sweers был отбуксирован в Англию. Он был достроен уже с английским вооружением. Almonde был взорван на стапеле, а остальные 2 корабля были затоплены. Немцы подняли и достроили эсминец Callenburgh как ZH-1. Hiddes был поднят и разобран в 1942, обломки Almonde разобраны на стапеле.

Gerard Callenburgh потоплен как ZH1 британскими эсминцами Tartar и Ashanti возле острова Уэссан 9.6.44

Isaak Sweers - потоплен подводной лодкой U-431 возле побережья Алжира

Philips van Almonde взорван на стапеле 17.5.40

Tjerk Hiddes затоплен 15.6.40 в Ньиве Ватервеге

Водоизмещение: 1604 t (станд.), 2228 t (полн.)

Размеры: 107,0 х 10,6 х 2,8 м

Машины: 2-вальный ТЗА Парсонс, 3 котла Ярроу, 45000 shp = 37,5 узлов. 560 тонн нефти = 5400 миль @ 19 узл.

Вооружение: 5 - 120/50 мм (2 х 2, 1 х 1), 4 - 40 мм (2 х 2), 4 - 12,7 мм, 8 ТА 533 мм (2 х 4), 24 мины

Экипаж: 158 чел.

 

Эсминец Isaak Sweers

 

Получил британский КДП с радаром типа 285. Вступил в строй в мае 1941. В 1942 пулеметы были заменены на 2 - 20-мм автомата.

Вооружение: 6 - 102/45 мм (3 х 2), 4 - 40 мм (2 х 2), 8 - 12,7 мм (2 х 4)

 

Эсминец ZH-1

 

Затоплен в мае 1940 в Роттердаме после неудачной попытки отбуксировать его в Англию. Поднят немцами и достроен в Гамбурге фирмой "Блом и Фосс". Зенитная артиллерия и торпеды были заменены германскими.

Водоизмещение: 1922 t (станд.), 2228 t (полн.)

Вооружение: 5 - 120/50 мм (2 х 2, 1 х 1), 4 - 37/83 мм (2 х 2), 4 - 20 мм (2 х 2), 8 ТА 533 мм (2 х 4)

 

Эсминцы типа Van Ghent

 

Evertsen (Бургерхюйтс 29.12.26), Kortenaer (Бургехюйтс 30.6.27), Piet Heln (Бургерхюйтс 2.4.27), Van Ghent (бывш. De Reyter, Де Шельде 23.10.26)

Эти корабли были спроектированы фирмой Ярроу на основе эсминца Ambucacle. Однако они имели ряд отличий, введенных по требованию голландского флота. Это было: оборудование для постановки мин, гидросамолет и снятые щиты на орудиях В и Y. Все были построены на голландских верфях с помощью фирмы Ярроу. Van Ghent первоначально предполагалось назвать De Reyter, название изменено после присвоения этого имени строящемуся крейсеру.

Van Ghent вылетел на берег в проливе Банка и был уничтожен своим экипажем 15.2.42.

Piet Hein был потоплен артогнем японских эсминцев "Асасио" и "Осио" в проливе Бадунг 19.2.42.

Kortenaer торпедирован и потоплен японскими эсминцами в бою в Яванском море 27.2.42.

Evertsen был тяжело поврежден артогнем японских крейсеров в бою 28.2.42, на следующий день выбросился на берег и уничтожен командой.

Водоизмещение: 1316 t (станд.), 1640 t (полн.) Размеры: 98,15 * 9,53 х 2,97 м

Машины: 2-вальный ТЗА Парсонс, 3 котла Ярроу, 31000 slip = 36 узл. 300 тонн нефти = 3200 миль @ 15 узл.

Вооружение: 4 - 120/50 мм, 2 - 75 мм, 4 - 12,7 мм пулем, 6 ТА 533 мм, 24 мины. Экипаж: 129 человек

 

Эсминцы типа Van Galen

 

Bankert (Бургерхюйтс 14.11.29), Van Galen (Фейеноорд 28.6.28), Van Nes (Бургерхюйтс 20.3.30), Witte de Witt (Фейеноорд 11.9.28)

Слегка измененный проект Van Ghent, оборудованный для траления мин, а не для постановки.

Bankert поврежден японской авиацией. Находился в ремонте в сухом доке, но 2.3.42 вместе с доком был потоплен торпедой. Был поднят японцами, назван патрульным судном No 105, но ремонт не был завершен. После войны возвращен голландцам, служил мишенью и потоплен в сентябре 1949 в проливе Мадура.

Van Galen потоплен германскими бомбардировщиками 10.5.40 в Роттердаме, позднее поднят немцами и разобран.

Van Nes потоплен японскими бомбардировщиками в проливе Банка 17.2.42.

Witte de Witt поврежденный бомбами, затоплен в Сурабае 2.3.42.

Водоизмещение: 1316 t (станд.), 1650 t (полн.) Размеры: 98,15 х 9,53 х 2,97 м

Машины: 2-вальный ТЗА Парсонс, 3 котла Ярроу, 31000 slip = 36 узл. 330 тонн нефти = 3300 миль @ 15 узл.

Вооружение: 4 - 120/50 мм, 4 - 40 мм, 4 - 12,7 мм, 6 ТА 533 мм Экипаж: 120 человек

 

Шлюп типа Van Kinsbergen

 

(Роттердамзе 5.1.39)

Этот корабль имел двойное предназначение: учебный артиллерийский корабль в мирное время и быстроходный эскортный шлюп в военное. Он был заказан, чтобы наладить обучение личного состава работе с новейшими системами управления огнем. Вооружение могло легко варьироваться. В частности, вероятно были установлены 2 учебных орудия 76 мм. В момент нападения Германии на Нидерланды находился в Вест-Индии, где и провел большую часть войны. Участвовал в потоплении немецкого судна Rhein (6031 BRT) вместе с британским крейсером Caradoc. Захватил суда правительства Виши Winnipeg, Arica. В ходе войны спаренные 40-мм автоматы были заменены на 6 - 20 мм (2 х 2, 2 х 1). Получил радар, асдик. В 50-х годах прошел модернизацию, переклассифицирован во фрегат.

Van Kinsbergen отправлен на слом в 1961

Водоизмещение: 1760 (станд.), 2350 (полн.) Размеры: 103,18 * 11,58 х 3,12 м

Машины: 2-вальный ТЗА Веркспоор, 2 котла Ярроу, 16000 shp = 25,5 узлов. 128 тонн нефти.

Броня: палуба и рубка 13-19 мм. Вес брони 260 тонн. Вооружение: 4 - 120/50 мм, 4 - 40 мм (2 х 2) Экипаж: 190 чел.

 

Канонерские лодки типа "А"

 

"А" (П. Смит 23.11.40), "В" (Густо 28.6.41), "С" (22.3.41)

Из запроектированных 7 лодок были заложены только 3. все были захвачены немцами и достроены ими как К-1, К-2 и К-3. Они получили германские зенитки: 4 - 37 мм (2 х 2), 12 - 20 мм (3 х 4). Были установлены менее мощные дизеля "Германия" 2770 blip и скорость сократилась до 15,5 узлов. Уцелела только К-3, которая после войны получила название Van Speih.

"А" - К-1 потоплена самолетами союзников в Каттегате 5.5.45

"В" - К-2 потоплена авиаторпедой 28.9.44 западнее Эгерсунда

"С" - К-3 списана в 1960

Водоизмещение: 1180 t (станд.), 1400 t (полн.)

Размеры: 78,0 х 10,2 х 2,9 м

Машины: 2-вальные дизеля Бабкок-Уилкокс, 3500 bhp = 18 узл. 157 тонн нефти

Броня: пояс 60 мм, палуба 35 ; 20 мм, башни 60 мм, рубка 20 мм

Вооружение: 4 - 120/50 мм (2 х 2), 4 - 40 мм (2 х 2), 4 - 12,7 мм (2 х 2)

 

Экипаж: 106 чел.

 

Канонерские лодки типа Flores

 

Flores (Фейеноорд 15.8.25), Soemba (Вилтон 24.8.25)

Корабли береговой обороны, предназначенные для прикрытия подходов к важным базам и минных полей. Они могли нести гидросамолет. В 1940 Flores успела уйти в Англию. Soemba действовала на Дальнем Востоке. Позднее обе лодки служили на Средиземном море и в Атлантике, 75 мм орудия были сняты и заменены: Flores - 2 - 2-фн, 2 - 20 мм; Soemba - 4 - 20 мм. Расстрелянные 150-мм орудия заменены орудиями с крейсера Sumatra.

Flores списана в 1968

Soemba списана в 1956

Водоизмещение: 1457 t (станд.)

Размеры: 75,5 х 11,5 х 3,58 м

Машины: 2-вальные тройного расширения, 2000 slip = 15 узл. 285 тонн нефти

Броня: палуба 25 мм, рубка 25 мм

Вооружение: 3 - 150/50 мм, 1 - 75 мм зен, 4 - 12,7 мм (2 х 2)

Экипаж: 132 чел.

 

Канонерские лодки типа Brinio

 

Brinio (Амстердам 12.8.12), Friso (Амстердам 29.8.12), Gruno (Амстердам 26.5.13)

Эти лодки были предназначены для отражения атак миноносцев на мелководье, хотя им не хватало скорости. У всех были проблемы с двигателями, и они получили новые 6-цилиндровые дизеля. Brinio - Зульцер, Friso - MAN, Gruno - Германия. После этого они имели 1500 blip = 14 узлов. Gruno успела уйти в Англию. Там она получила добавочно 2 - 40 мм зенитных автомата над носовым и кормовым орудиями.

Brinio повреждена германскими пикировщиками в Зейдер Зее и затоплена экипажем 14.5.40

Friso повреждена германской авиацией, потоплена артогнем тральщика Pieter Florisz 12.5.40

Gruno списана в 1950

Водоизмещение: 540 t (норм.)

Размеры: 52,5 х 8,5 х 2,8 м

Машины: 2-вальные дизеля; 1200 blip = 14 узлов; 34 тонны нефти =

Броня: Пояс 55 мм; палуба 17 мм; рубка 50 мм

Вооружение: 4 - 105/50 мм полуавтомата; 2 - 12,7 мм зен.

Экипаж: 63 человека

 

Минный заградитель типа Willem van der Zaan

 

(Недерландзе 15.12.38)

Этот корабль имел полностью закрытую минную палубу и мощное артиллерийское вооружение. В мирное время должен был служить учебным кораблем кадетов. Мог нести гидросамолет позади трубы. В годы войны 40-мм автоматы были заменены 2-фн пом-помом (1 х 4), а 12,7 мм пулеметы - на 20-мм автоматы. В 1953 переклассифицирован во фрегат.

Willem van der Zaan списан в 1963

Водоизмещение: 1267 t (станд.)

Размеры: 75,2 х 11,2 х 3,28 м

Машины: 2-вальные тройного расширения, 2300 ihp = 15,5 узлов. 225 тонн нефти

Вооружение: 2 - 120/50 мм (2 х 1), 4 - 40 мм (2 х 2), 4 -12,7 мм (2 х 2), 120 мин

Экипаж: 92 чел. (минзаг), 130 чел. (учебный корабль)

 

Минные заградители типа Prince van Oranje

 

Prince van Oranje (Де Маас 9.9.31), Gouden Leeuw (Де Маас 10.7.31)

Построены для службы в Ост-Индии. Чистые минные заградители, измененный проект Rigel (яхта генерал-губернатора/минзаг).

Prince van Oranje потоплен японскими кораблями возле Таракана 12.1.42

Goulden Leeuw затоплен 7.3.42 в Сурабае

Водоизмещение: 1291 t (станд.)

Размеры: 70,0 х 11,0 * 3,28 м

Машины: 2-вальные вертикальные тройного расширения, 1750 ihp = 15 узл.

Вооружение: 2 - 75 мм зен, 2 - 40 мм зен, 2 - 12,7 мм

Экипаж: 121 чел.

 

Тральщики типа Jan van Amstel

 

Jan van Amstel (П. Смит 27.8.36), Pieter de Bitter (П. Смит 29.10.36), Abraham Crijnssen (Густо 22.9.36), Eland Dubois (Густо 4.10.36), Willem van Ewijck (П. Смит 22.2.37), Willem van Ewijck (18.4.40), Pieter Florin (П. Смит 11.5.37), Jan van Gelder (Густо 17.4.37), Abraham van der Hulst (Густо 27.5.37)

Построено 8 кораблей, еще 4 были утверждены к постройке в 1939 году, а 2 планировались на 1940. Willem van Ewijck (ii) был захвачен на стапелях немцами и достроен как М-553. Подорвался на мине 21.4.44, однако поднят 20.7.44. Возвращен Голландии в 1945 и переименован в Abraham van der Hulst, так как по ошибке решили, что это его подлинное название. Hulst и Florisz были затоплены 14.5.40 в Энкюзене, но оба подняты немцами и названы М-552 и М-551. После войны Florisz получил первоначальное название, a Hulst стал Ewijck (iii).

Jan van Amstel потоплен артиллерией японских эсминцев 8.3.42 в проливе Мадура

Pieter de Bitter затоплен 6.3.42 в Сурабае

Abraham Crijnssen списан в 1961

Eland Dubois затоплен 8.3.42 в Гили Гентенг Роудз

Willem van Ewijck подорвался на мине у Тершеллинга 8.9.39

Willem van Ewijck списан в 1961

Pieter Florisz списан в 1961

Jan van Gelder списан в 1961

Abraham van der Hulst списан в 1961

Водоизмещение: 450 t (станд.), 585 t (полн.)

Размеры: 56,7 х 7,8 х 2,0 м

Машины: 2-вальные тройного расширения, 1690 ihp = 15 узл. 110 тонн нефти

Вооружение: 1 - 75 мм, 4 - 12,7 мм (2*2)

Экипаж: 46 чел.

 

Подводная лодка K-XVII

 

K-XIV (Роттердамзе 11.7.32), K-XV (Роттердамзе .12.32), K-XVI (Роттердамзе .4.33), K-XVII (Фейеиоорд .7.32), K-XVIII (Фейеноорд .7.32)

Увеличенный тип 012 с усиленным вооружением, предназначались для службы в Ост-Индии. Один добавочный ТА был установлен в корме, 2 ТА стояли на вращающейся установке перед надстройкой. Глубина погружения 80 м.

KXIV списана в июне 1946

K-XV списана в июне 1946

K-XVI потоплена японской подводной лодкой 1-166 25.12.41 возле Кучинга

K-XVII потоплена японскими эсминцами 24.12.41 возле Малайи

K-XVIII потоплена 24.12.41

Водоизмещение: 771/1008 t

Размеры: 74,0 х 7,6 * 3,6 м

Машины: 2-вальные дизеля MAN, 2 электромотора, 3200 bhp/1000 shp = 17/9 узл. 3500 миль @ 11 узл/26 миль @ 8,5 узл.

Вооружение: 8 ТА 533 мм (4 нос, 2 корма, 2 средняя часть; 14 торпед), 1 - 88 мм зен, 2 - 40 мм (2 х 1)

Экипаж: 38 чел.

 

Подводная лодка К-ХIII

 

K-XI (Фейеноорд 24.4.24),

К-ХП (Фейеноорд 15.7.24),

К-ХШ (Фейеноорд 23.12.24)

Голландский проект. Имели по 1 запасной торпеде на каждый аппарат. Глубина погружения 60 м.

K-XI списана в 1945

К-ХП потоплена японскими самолетами 18.2.42 в Сурабае, обломки взорваны, чтобы не допустить подъема лодки японцами

K-XIII списана в 1945

Водоизмещение: 670/815 t

Размеры: 66,9 х 6,15 х 3,7 м

Машины: 2-вальные дизеля MAN, 2 электромотора, 2400 bhp/725 shp = 15/8 узл. 45 тонн нефти = 3500 миль @ 11 узл/13 миль @ 8 узл.

Вооружение: 2 ТА 533 мм (нос), 4 ТА 450 мм (2 нос, 2 корма), 1 - 88 мм зен, 1 - 12,7 мм

Экипаж: 31 чел.

 

Подводные лодки типа К-Х

 

К-VIII (Де Шельде 28.3.22), К-IХ (Де Шельде 23.12.22), К-Х (Де Шельде 2.5.23)

Лодки типа Голланд, построенные по программе 1916 года,

К-VIII списана в 1942, разобрана в Австралии

K-IX списана в 1942, разобрана в Австралии

К-Х повреждена японскими кораблями, затоплена 2.3.42 в Сурабае

Водоизмещение: 573/712 t Размеры: 64,1 х 5,6 х 3,6 м

Машины: 2-вальные дизеля MAN (K-IX, К-Х - Шельде-Зульцер), 1 электромотор, 1800 bhp/630 slip = 15/8 узл. 3500 миль @ 11 узлов/25 миль @ 8 узлов. Вооружение: 4 ТА 450 мм (2 нос, 2 корма), 1 - 88 мм зен, 1 - 12,7 мм Экипаж: 31 чел.

 

Подводные лодки типа K-V

 

K-V (Фейеноорд 20.11. 19), K-VI (Фейеноорд 23.12.22), K-VII (Фейеноорд 8.3.21)

Лодки типа Хэй-Денни. Чертежи получены от шотландской фирмы Дении (Думбартон). Заложены в 1916 году. В связи с началом войны фирма MAN отказалась поставлять дизеля, они были заменены на менее мощные фирмы Зульцер. Глубина погружения 40 м.

K-V списана в 1937

K-VI списана в 1937

K-VII потоплена 18.2.42 японскими самолетами в Сурабае

Водоизмещение: 560/64

Размеры: 54,0 * 5,1 х 3,8 м

Машины: 2-вальный дизель Зульцер, 1 электромотор, 1200 bhp/500 shp = 15/8 узл. 3500 миль @ 11 узл.

Вооружение: 6 ТА 450 мм (2 - нос, 2 палуба, 2 корма), 1 - 75 мм зен. Экипаж: 31 чел.

 

Подводные лодки типа 0-21

 

0-21 (Де Шельде 21.10.39), 0-22 (Де Шельде 20.1.40), 0-23 (Роттердамзе 5.12.39), 0-24 (Роттердамзе 18.3.40), 0-25 (Вплтон-Фейеноорд 1.5.40), 0-26 (Роттердамзе 23.11.40), 0-27 (Роттердамзе 26.9.41)

Практически повторяли тип 0-19, но без устройств для постановки мин. Более совершенные формы корпуса позволили увеличить скорость. Глубина погружения - 100 м.

0-21 - 0-24 успели перейти в Англию во время немецкого вторжения.

0-22 и 0-23 достраивались в Портсмуте.

0-25 затоплена, поднята немцами, переименована в UD-3.

0-26 и 0-27 захваченные на стапелях достроены в 1941 как UD-4 и UD-5. UD-5 после войны возвращена Голландии.

0-21 списана 24.1.58

0-22 потоплена германским тральщиком М-144 8.11.40

0-23 списана в 1949

0-24 списана в 1956

0-25 затоплена в мае 1945 в Киле

0-26 затоплена 3.5.45 в Киле

0-27 списана в декабре 1959

Водоизмещение: 934/1350 t Размеры: 78,99 х 6,5 х 3,8 м

Машины: 2-вальный дизель Зульцер + 2 электромотора, 5200 bhp/1000 slip = 19,5/ 9 узл. 135 тонн нефти = 7100 миль @ 10 узл.

Вооружение: 8 ТА 533 мм (4 нос, 2 корма, 2 средняя часть), 1 - 88 мм, 2 - 40 мм, 1 - 12,7 мм Экипаж: 55 чел.

 

Подводные лодки типа 0-19

 

O-19 (Вилтон-Фейеноорд 22.9.38), О-20 (Вилтон-Фейеноорд 31.1.41)

Эти лодки были запланированы, как K-XIX и К-ХХ, однако потом буква была изменена на "О", так как было решено устранить различия между лодками отечественного и колониального базирования. Это были первые подводные заградители голландского флота, но их проект основывался на чертежах польских лодок типа Orzel, построенных в Голландии. Мины хранились в вертикальных трубах: 10 труб с каждого борта на 2 мины. На этих лодках были установлены первые экспериментальные шноркели. Глубина погружения равнялась 100 м.

0-19 погибла в Китайском море 8.7.45

О-20 потоплена японским эсминцем "Уранами" 20.12.41

Водоизмещение: 988/1536 t

Размеры: 81,00 х 7,5 х 6,00 м

Машины: 2-вальный дизель Зульцер + 2 электромотора, 5200 blip/ 1000 shp = 19,25/9 узл

Вооружение: 8 ТА 533 мм (4 нос, 2 корма, 2 средняя часть), 1 - 88 мм, 2 - 40 мм, 1 - 12,7 мм, 40 мин

Экипаж: 55 чел.

 

Подводные лодки типа 0-15

 

0-12 (Де Шельде 1.11.30), 0-13 (Де Шельде 8.11.30), O-14 (Де Шельде 3.10.31), 0-15 (Фейеноорд 17,5.31)

Заказанные в 1927 - 29 годах лодки были значительным шагом вперед. Была увеличена до 85 м глубина погружения, увеличился подводный радиус до 26 миль @ 8 узлов. 40-мм автоматы стояли на скрывающихся установках впереди и позади ходовой рубки. Такие установки повторялись и далее. 0-13, 0-14 и 015 ушли в Великобританию. 012 была захвачена немцами в Ден Хелдере и служила под названием UD-2.

0-12 затоплена в Киле в мае 1945

0-13 потоплена по ошибке польской подводной лодкой Wilk 20.6.40 в Северном море

0-14 списана в сентябре 1943

0-15 списана в 1946

Водоизмещение: 568/715 t Размеры: 60,5 х 5,6 х 3,6 м

Машины: 2-вальный дизель Зульцер (0-12 - MAN) + 2 электромотора, 1800 bhp/ 620 shp = 15/8 узл. 93 тонны нефти = 3500 миль @ 10 узл. Дальность плавания: 3500 @ 10 узл. Вооружение: 5 ТА 533 мм (4 нос, 1 корма), 2 - 40 мм Экипаж: 31 чел.

 

Подводные лодки типа 0-11

 

0-9 (Де Шельде 7.4.25), 0-10 (Недерландзе 30.7.25), 0-11 (Фейеноорд 19.3.25)

Утвержденные к постройке в 1917 годе лодки были уменьшенной версией типа K-XI. Глубина погружения составляла 60 м. Подводный радиус - 8 миль @ 7,5 узлов. О-9 и О-10 ушли в Англию и действовали в составе Королевского Флота до конца 1944. 011 захвачена немцами.

0-9 списана в 1945

0-10 списана в 1945

0-11 затоплена в сентябре 1944

Водоизмещение: 515/647 t

Размеры: 54,7 х 5,7 х 2,5 м

Машины: 2-вальный дизель Зульцер + 2 электромотора, 2400 blip/ 610 shp = 12/8 узл. 21 тонна нефти = 3500 миль @ 11 узл.

Вооружение: 2 ТА 533 мм (нос), 3 ТА 450 мм (2 нос, 1 корма), 1 - 12,7 мм Экипаж: 29 чел.