Генезис концепции итальянского крейсера в межвоенный период
К моменту завершения первой мировой войны крейсера являлись наиболее многочисленным классом крупных бронированных артиллерийских кораблей итальянского военно-морского флота. После вывода из боевого состава в 1918—1919 годах уцелевшей в ходе войны и в то же время окончательно утратившей свою боевую ценность части бронепалубных и броненосных крейсеров, этот класс практически оказался не подразделяемым на какие-либо подклассы (мы сознательно упускаем из рассмотрения три остававшихся у итальянцев в ту пору броненосных крейсера, которые использовались в основном в качестве учебных кораблей).
Итальянские морские теоретики возлагали на крейсера решение следующих боевых задач:
— придание боевой устойчивости соединениям своих эскадренных миноносцев при атаке главных сил противника,
— борьба на морских коммуникациях (поиск и уничтожение транспортов противника, охранение конвоев, участие в блокаде вражеского побережья),
— разведка, дозор и боевое охранение главных сил флота от атак легких сил противника,
— огневая поддержка своих сухопутных сил и морских десантов.
В период первой мировой войны итальянский флот практически не располагал какими-либо крейсерами, находившимися на уровне существовавших в то время тактико-технических требований к кораблям этого класса. Новейшие легкие крейсера «QARTO», «NINO BIXIO» и «MARSALA» постройки 1912—1914 годов отличали сравнительно небольшие размеры (нормальное водоизмещение не превышало 3500 тонн), слабое бронирование (только 20—40-мм карапасная броневая палуба), скорость хода до 27—28 узлов, 5—6 орудий калибром 120 мм, размещенные на верхней палубе и надстройках преимущественно вдоль борта в палубных установках со щитами. Данные корабли не могли достаточно успешно уничтожать вражеские эскадренные миноносцы, а также вести борьбу с легкими крейсерами, вооруженными орудиями 150—155-мм калибра. По своей автономности и мореходности они в целом были способны к ведению боевых действий в закрытых водах морей, однако не настолько, чтобы удовлетворить всем требованиям Супермарины.
В связи с таким положением очень кстати оказалось получение после окончания войны пяти трофейных легких крейсеров: немецких «STRASSBURG», «GRAUDENZ», «PILLAU», а также австро-венгерских «HELGOLAND» и «SAIDA». Переименованные в «TARANTO», «ANCONA», «BARI», «BRINDISI» и «VENEZIA» соответственно, они позволили итальянским конструкторам хорошо ознакомиться с передовыми техническими решениями в крейсеростроении, а также долгое время эксплуатировались итальянским флотом, причем первый и третий из них даже участвовали во второй мировой войне (правда, уже в качестве учебных кораблей).
В 1923 году тактико-технические элементы крейсеров подвергались качественному лимитированию: для вновь строящихся кораблей этого класса Вашингтонской конференцией по ограничению морских вооружений определялось ограничение стандартного водоизмещения (т. е. водоизмещения полностью снаряженного корабля без запасов топлива, смазочного масла и котельной воды) 10000 длинных тонн (10160 метрическими тоннами), а калибра главной артиллерии — 203 мм. Устанавливался и предельный тоннаж итальянских крейсеров — 70000 тонн, и срок возможной замены крейсера — через 26 лет.
В 1924—1931 годах на итальянских верфях построили в общей сложности 7 крейсеров «вашингтонского» типа, названных в честь итальянских военачальников и побед итальянского оружия. Два первых корабля, спроектированных под руководством Умберто Пульезе (главного инспектора кораблестроения итальянского флота), мало отличались друг от друга. Это были высокобортные гладкопалубные корабли с минимумом надстроек, двумя дымовыми трубами и двумя мачтами, из которых «четырехногая» фок-мачта несла на себе посты управления артиллерийским огнем. Все бронирование корпусов «TRENTO» и «TRIESTE» состояло из 70-мм главного броневого пояса, ограничивавшегося у барбетов первой и четвертой башен артиллерии главного калибра той же толщины броневыми траверзами, и 50-мм плоской броневой батарейной палубы. 152-мм бронебойные снаряды не могли проникнуть в жизненно важные части корабля в диапазоне дистанций от 75 до 120 каб. Помимо того, считалось, что большой запас плавучести обеспечит достаточную живучесть при немногих попаданиях 203-мм полубронебойных снарядов в бою на больших расстояниях. Главным тактическим свойством новых крейсеров, на которое и делалась главная ставка, являлась высокая скорость — до 36 узлов, которая достигалась за счет мощной четырехвальной ГЭУ номинальной мощностью 150000 л.с.
На следующих четырех кораблях этого подкласса («POLA», «ZARA», «GORIZIA» и «FIUME») итальянские конструкторы, однако, приняли совершенно противоположные технические решения. Хотя все так же основу вооружения составляли восемь 203-мм орудий (улучшенной модели), размещенных в четырех двухорудийных башнях линейно-возвышенно в диаметральной плоскости, толщина броневого пояса возросла более чем вдвое, броневых палуб — почти в полтора раза, мощность главных механизмов понизилась на треть и скорость полного хода — на 4 узла. Несомненно, что получились корабли с гораздо лучше сбалансированными тактико-техническими элементами, нежели у их предшественников. Достаточно отметить, что они могли противостоять 203-мм бронебойным снарядам английских тяжелых крейсеров в диапазоне боевых дистанций от 65 до 125 каб.
Последний, седьмой итальянский тяжелый крейсер, «BOLZANO», строился по несколько улучшенному типу первых двух с одной лишь целью: образовать вместе с ними однородное соединение.
Универсальная артиллерия всех итальянских тяжелых крейсеров состояла из 8 двухорудийных 100-мм установок системы полковника Минизини, впоследствии в 1937 году на всех этих кораблях кормовую пару вышеупомянутых артсистем заменили на 4 спаренных 37-мм зенитных автомата фирмы «BREDA», а высвободившиеся установки продали СССР; их установили на черноморских крейсерах «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Червона Украина».
История создания довоенных итальянских легких крейсеров восходит к 1926 году, когда в кораблестроительную программу были включены первые четыре корабля этого класса, впоследствии получившие названия: «GIOVANNI DELLE BANDE NERE», «BARTOLOMEO COLLEONI», «ALBERTO DI GIUSSANO» и «ALBERICO DA BARBIANO» (тип «CONDOTTIERI-A»). Эти крейсера (как, впрочем, и два последующих) проектировались под руководством главного инспектора кораблестроения итальянского флота генерал-лейтенанта Умберто Пульезе в ответ на постройку во Франции лидеров эсминцев типа «LIONE» и превзошли их по всем тактико-техническим элементам. В конструкции итальянских крейсеров весьма мощное вооружение (восемь 152/53-мм орудий в четырёх двухорудийных башнях) и высокая скорость (до 42 узлов) сочетались с небольшим водоизмещением (не выше 6800 т). Платой за все эти достижения стали чрезвычайно лёгкие бронирование и сама конструкция корпуса. Система бронирования, предложенная Умберто Пульезе и применявшаяся впоследствии на всех итальянских лёгких крейсерах, предусматривала установку на расстоянии 1,8—3,5 метра за главным броневым поясом продольной противоосколочной броневой переборки, примыкавшей сверху к броневой палубе, а снизу — к броневой платформе (крепившейся к главному броневому поясу и таким образом замыкавшей броневой контур). В остальном это была обычная коробчатая система бронирования, широко распространенная на крейсерах в ту пору: сверху цитадель защищалась плоской броневой палубой, а спереди и сзади — броневыми траверзами.
Толщины брони на первых четырёх (как, впрочем, и двух последующих) «CONDOTTIERI» представлялись более чем скромными: главный броневой пояс -- 24 мм, продольная переборка — 18 мм, броневые палуба и траверзы -20 мм. Тем не менее считалось, что эти корабли достаточно хорошо защищены от 120—138-мм фугасных снарядов эсминцев и лидеров на боевых дистанциях (50-80 каб.), способны уверенно поражать их огнем своей 152-мм артиллерии, и их вступление в строй в 1931 году вызвало заметный интерес в мировых военно-морских кругах.
В 1933 году в строй вступают незначительно отличавшиеся два следующих корабля: «LUIGI CADORNA» и «ARMANDO DIAZ» (тип «CONDOTTIERI-B»). Развернувшееся во Франции в начале 30-х годов строительство лёгких крейсеров со 152-мм артиллерией главного калибра заставило итальянских конструкторов принять соответствующие меры. Два очередных корабля, проектировавшиеся уже под руководством генерал-майора Франческо Ротунди (нового главного инспектора военного кораблестроения итальянского флота), «RAIMONDO MONTECUCCOLI» и «MUZIO ATTENDOLO», при неизменном вооружении обладали усиленным бронированием (пояс — 60, продольная переборка — 25 и броневая палуба — 30 мм), ввиду чего их полное водоизмещение достигло 8000 т и, несмотря на увеличенную до 110000 л.с. мощность двух ГТЗА, скорость полного хода ограничивалась 37 узлами (на ходовых испытаниях «ARMANDO DIAZ» развил скорость 39,72 узла, a «RAIMONDO MONTECUCCOLI» -38,72). Как известно, именно «RAIMONDO MONTECUCCOLI» стал в некотором роде прототипом первых советских лёгких крейсеров типа «Киров» (проект 26). Общее расположение советского крейсера было выполнено по рабочим чертежам итальянского, механическую установку просто приняли итальянскую, а теоретический чертёж также доставили из Италии.
В январе 1932 года последовала закладка двух лёгких крейсеров типа «CONDOTTIERI-D»: «EUGENIO DI SAVOIA» строился фирмой «ANSALDO», a «EMANUELE FILIBERTO DUCA D'AOSTA» - «ODERO-TERNI-ORLANDO». Корабли сошли на воду 16 марта 1935 года и 22 апреля 1934 года, а в строй вступили 12 января 1936 года и 11 июля 1935 года соответственно. Их вооружение по сравнению с предыдущим типом сохранялось практически неизменным, если не считать улучшенных моделей приборов управления стрельбой и увеличенного с 4 до 6 числа 53-ем торпедных труб. Бронирование претерпело дальнейшее усиление: толщина броневого пояса достигала 70, а продольной переборки и верхней броневой палубы — 35 мм.
Котлотурбинная установка оставалась неизменной и ввиду дальнейшего роста водоизмещения кораблей (9600 т — полное) их проектная скорость определялась равной 36,5 узлам (на ходовых испытаниях «EMANUELE FILIBERTO DUCA D'AOSTA» достиг скорости 37,35 узла). Последними крейсерами типа «CONDOTTIERI» стали «GIUSEPPE GARIBALDI» и «LUIGI DI SAVOIA DUCA DEGLI ABRUZZI» (CONDOTTIERI-E). Оба эти корабля вступили в строй в 1937 году и представлялись одними из наиболее совершенных лёгких крейсеров кануна второй мировой войны. Их котлотурбинная установка сохранялась такой же, как и у их предшественников, однако существенно усиливались вооружение и бронирование. Устанавливались более мощные 152-мм орудия длиною 55 калибров (а не 53, как прежде) в количестве 10 стволов (по 2 трёх- и 2 двухорудийных башни), число 100-мм спаренных универсальных артиллерийских установок увеличивалось до четырёх. Всё остальное вооружение оставалось без изменения. Толщина главного броневого пояса увеличивалась до 90, продольной броневой переборки и броневой палубы — до 40 мм. Ввиду того, что водоизмещение кораблей достигло 10000 т, пришлось ограничиться 33-узловой проектной скоростью (на испытаниях удавалось развивать скорость до 36 узлов). Считалось, что эти крейсера смогут противостоять 203-мм бронебойным снарядам на дистанциях от 75 до 100 каб. Первоначально планировалось заложить в 1939 году два следующих лёгких крейсера «CIANO» и «VENEZIA», являвшихся дальнейшим развитием типа «GIUSEPPE GARIBALDI», однако их постройка в силу различных причин так и не началась.
В дальнейшем итальянский флот бронированных крейсеров больше не строил: вступавшие в строй в годы войны корабли типа «ATTILIO REGOLO» хотя и считались лёгкими крейсерами, однако являлись скорее небронированными лидерами эсминцев со 135-мм неуниверсальной артиллерией, высокой скоростью (41 узел) и умеренным водоизмещением (3400 т).
В ходе боевых действий фирма «CANTIERI RIUNITI DELL'ADRIATICO» достраивала в варианте крейсеров ПВО 6000-тонные «ETNA» и «VEZUVIO» (заложенные в 1939 году для Таиланда «TAKSIN» и «NARESUAN»), однако до капитуляции Италии завершить их постройку не удалось.
Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 года, располагая в составе своего флота 7 тяжёлыми и 12 лёгкими крейсерами вполне современной постройки. Помимо того, в составе флота числились три устаревших учебных крейсера: броненосный «SAN GIORGIO», а также лёгкие «TARANTO» и «BALI». Уже в ходе войны в строй вступили 3 лёгких крейсера типа «ATTILIO REGOLO». Итальянцы пытались ввести в строй своего флота и два переданных им немцами французских лёгких крейсера — «JEAN DE VIENNE» и «LA GALISSONIERE», которые были затоплены своими экипажами при оккупации Тулона германской армией 27 ноября 1942 года. И хотя уже в марте следующего года корабли были подняты, до капитуляции Италии в боеспособное состояние не приводились и впоследствии были уничтожены воздушными бомбардировками союзников в 1943-1944 годах.
Все итальянские крейсера принимали самое активное участие в боевых действиях против английского флота на Средиземном море и, естественно, несли ощутимые потери. Всего за период второй мировой войны итальянцы потеряли все семь тяжёлых, шесть современных лёгких и три учебных крейсера. По родам оружия потери итальянских крейсеров распределяются следующим образом:
— артиллерия и торпеды надводных кораблей...................7/43,7%
— торпеды подводных лодок................................................2/12,5%
— подводные диверсионные силы и средства.....................1/ 6,3%
— затоплены личным составом.............................................2/12,5%
— торпеды и бомбы авиации..................................................4/25,0%
— ВСЕГО................................................................................16/100%