Генезис концепции итальянского крейсера в межвоенный период

 

К моменту завершения первой мировой войны крейсера являлись наиболее многочис­ленным классом крупных бронированных ар­тиллерийских кораблей итальянского военно-морского флота. После вывода из боевого со­става в 1918—1919 годах уцелевшей в ходе войны и в то же время окончательно утратившей свою боевую ценность части бронепалубных и бро­неносных крейсеров, этот класс практически оказался не подразделяемым на какие-либо под­классы (мы сознательно упускаем из рассмот­рения три остававшихся у итальянцев в ту пору броненосных крейсера, которые использовались в основном в качестве учебных кораблей).

Итальянские морские теоретики возлагали на крейсера решение следующих боевых задач:

—  придание боевой устойчивости соедине­ниям своих эскадренных миноносцев при атаке главных сил противника,

—  борьба на морских коммуникациях (поиск и уничтожение транспортов противника, охра­нение конвоев, участие в блокаде вражеского побережья),

—  разведка, дозор и боевое охранение глав­ных сил флота от атак легких сил противника,

—  огневая поддержка своих сухопутных сил и морских десантов.

В период первой мировой войны итальянский флот практически не располагал какими-либо крейсерами, находившимися на уровне сущест­вовавших в то время тактико-технических тре­бований к кораблям этого класса. Новейшие легкие крейсера «QARTO», «NINO BIXIO» и «MARSALA» постройки 1912—1914 годов отли­чали сравнительно небольшие размеры (нор­мальное водоизмещение не превышало 3500 тонн), слабое бронирование (только 20—40-мм карапасная броневая палуба), скорость хода до 27—28 узлов, 5—6 орудий калибром 120 мм, размещенные на верхней палубе и надстройках преимущественно вдоль борта в палубных уста­новках со щитами. Данные корабли не могли достаточно успешно уничтожать вражеские эскадренные миноносцы, а также вести борьбу с легкими крейсерами, вооруженными орудиями 150—155-мм калибра. По своей автономности и мореходности они в целом были способны к ведению боевых действий в закрытых водах морей, однако не настолько, чтобы удовлетво­рить всем требованиям Супермарины.

В связи с таким положением очень кстати оказалось получение после окончания войны пяти трофейных легких крейсеров: немецких «STRASSBURG», «GRAUDENZ», «PILLAU», а также австро-венгерских «HELGOLAND» и «SAIDA». Переименованные в «TARANTO», «ANCONA», «BARI», «BRINDISI» и «VENEZIA» соответственно, они позволили итальянским конструкторам хорошо ознакомиться с передо­выми техническими решениями в крейсеростроении, а также долгое время эксплуатирова­лись итальянским флотом, причем первый и третий из них даже участвовали во второй мировой войне (правда, уже в качестве учебных кораблей).

В 1923 году тактико-технические элементы крейсеров подвергались качественному лимити­рованию: для вновь строящихся кораблей этого класса Вашингтонской конференцией по огра­ничению морских вооружений определялось ограничение стандартного водоизмещения (т. е. водоизмещения полностью снаряженного кораб­ля без запасов топлива, смазочного масла и котельной воды) 10000 длинных тонн (10160 метрическими тоннами), а калибра главной ар­тиллерии — 203 мм. Устанавливался и предель­ный тоннаж итальянских крейсеров — 70000 тонн, и срок возможной замены крейсера — через 26 лет.

В 1924—1931 годах на итальянских верфях построили в общей сложности 7 крейсеров «ва­шингтонского» типа, названных в честь италь­янских военачальников и побед итальянского оружия. Два первых корабля, спроектированных под руководством Умберто Пульезе (главного ин­спектора кораблестроения итальянского флота), мало отличались друг от друга. Это были высо­кобортные гладкопалубные корабли с миниму­мом надстроек, двумя дымовыми трубами и двумя мачтами, из которых «четырехногая» фок-мачта несла на себе посты управления артиллерийским огнем. Все бронирование корпусов «TRENTO» и «TRIESTE» состояло из 70-мм главного бро­невого пояса, ограничивавшегося у барбетов пер­вой и четвертой башен артиллерии главного ка­либра той же толщины броневыми траверзами, и 50-мм плоской броневой батарейной палубы. 152-мм бронебойные снаряды не могли проник­нуть в жизненно важные части корабля в диа­пазоне дистанций от 75 до 120 каб. Помимо того, считалось, что большой запас плавучести обес­печит достаточную живучесть при немногих по­паданиях 203-мм полубронебойных снарядов в бою на больших расстояниях. Главным такти­ческим свойством новых крейсеров, на которое и делалась главная ставка, являлась высокая ско­рость — до 36 узлов, которая достигалась за счет мощной четырехвальной ГЭУ номинальной мощ­ностью 150000 л.с.

На следующих четырех кораблях этого под­класса («POLA», «ZARA», «GORIZIA» и «FIUME») итальянские конструкторы, однако, приняли совершенно противоположные техни­ческие решения. Хотя все так же основу воору­жения составляли восемь 203-мм орудий (улуч­шенной модели), размещенных в четырех двухорудийных башнях линейно-возвышенно в диа­метральной плоскости, толщина броневого пояса возросла более чем вдвое, броневых палуб — почти в полтора раза, мощность глав­ных механизмов понизилась на треть и скорость полного хода — на 4 узла. Несомненно, что получились корабли с гораздо лучше сбаланси­рованными тактико-техническими элементами, нежели у их предшественников. Достаточно от­метить, что они могли противостоять 203-мм бронебойным снарядам английских тяжелых крейсеров в диапазоне боевых дистанций от 65 до 125 каб.

Последний, седьмой итальянский тяжелый крейсер, «BOLZANO», строился по несколько улучшенному типу первых двух с одной лишь целью: образовать вместе с ними однородное соединение.

Универсальная артиллерия всех итальянских тяжелых крейсеров состояла из 8 двухорудийных 100-мм установок системы полковника Минизини, впоследствии в 1937 году на всех этих кораблях кормовую пару вышеупомянутых артсистем заменили на 4 спаренных 37-мм зенитных автомата фирмы «BREDA», а высвободив­шиеся установки продали СССР; их установили на черноморских крейсерах «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Червона Украина».

История создания довоенных итальянских легких крейсеров восходит к 1926 году, когда в кораблестроительную программу были вклю­чены первые четыре корабля этого класса, впо­следствии получившие названия: «GIOVANNI DELLE BANDE NERE», «BARTOLOMEO COLLEONI», «ALBERTO DI GIUSSANO» и «ALBERICO DA BARBIANO» (тип «CONDOTTIERI-A»). Эти крейсера (как, впрочем, и два последующих) проектировались под руководст­вом главного инспектора кораблестроения ита­льянского флота генерал-лейтенанта Умберто Пульезе в ответ на постройку во Франции лидеров эсминцев типа «LIONE» и превзошли их по всем тактико-техническим элементам. В конструкции итальянских крейсеров весьма мощное вооружение (восемь 152/53-мм орудий в четырёх двухорудийных башнях) и высокая скорость (до 42 узлов) сочетались с небольшим водоизмещением (не выше 6800 т). Платой за все эти достижения стали чрезвычайно лёгкие бронирование и сама конструкция корпуса. Система бронирования, предложенная Умберто Пульезе и применявшаяся впоследствии на всех итальянских лёгких крейсерах, предусматривала установку на расстоянии 1,8—3,5 метра за глав­ным броневым поясом продольной противоосколочной броневой переборки, примыкавшей сверху к броневой палубе, а снизу — к броневой платформе (крепившейся к главному броневому поясу и таким образом замыкавшей броневой контур). В остальном это была обычная короб­чатая система бронирования, широко распро­страненная на крейсерах в ту пору: сверху цитадель защищалась плоской броневой палу­бой, а спереди и сзади — броневыми травер­зами.

Толщины брони на первых четырёх (как, впрочем, и двух последующих) «CONDOTTIERI» представлялись более чем скромными: главный броневой пояс -- 24 мм, продольная перебор­ка — 18 мм, броневые палуба и траверзы -20 мм. Тем не менее считалось, что эти корабли достаточно хорошо защищены от 120—138-мм фугасных снарядов эсминцев и лидеров на бое­вых дистанциях (50-80 каб.), способны уверенно поражать их огнем своей 152-мм артиллерии, и их вступление в строй в 1931 году вызвало заметный интерес в мировых военно-морских кругах.

В 1933 году в строй вступают незначительно отличавшиеся два следующих корабля: «LUIGI CADORNA» и «ARMANDO DIAZ» (тип «CONDOTTIERI-B»). Развернувшееся во Франции в начале 30-х годов строительство лёгких крей­серов со 152-мм артиллерией главного калибра заставило итальянских конструкторов принять соответствующие меры. Два очередных кораб­ля, проектировавшиеся уже под руководством генерал-майора Франческо Ротунди (нового главного инспектора военного кораблестроения итальянского флота), «RAIMONDO MONTECUCCOLI» и «MUZIO ATTENDOLO», при неизменном вооружении обладали усиленным бронированием (пояс — 60, продольная пере­борка — 25 и броневая палуба — 30 мм), ввиду чего их полное водоизмещение достигло 8000 т и, несмотря на увеличенную до 110000 л.с. мощность двух ГТЗА, скорость полного хода ограничивалась 37 узлами (на ходовых испыта­ниях «ARMANDO DIAZ» развил скорость 39,72 узла, a «RAIMONDO MONTECUCCOLI» -38,72). Как известно, именно «RAIMONDO MONTECUCCOLI» стал в некотором роде про­тотипом первых советских лёгких крейсеров типа «Киров» (проект 26). Общее расположение советского крейсера было выполнено по ра­бочим чертежам итальянского, механическую установку просто приняли итальянскую, а тео­ретический чертёж также доставили из Италии.

В январе 1932 года последовала закладка двух лёгких крейсеров типа «CONDOTTIERI-D»: «EUGENIO DI SAVOIA» строился фирмой «ANSALDO», a «EMANUELE FILIBERTO DUCA D'AOSTA» - «ODERO-TERNI-ORLANDO». Корабли сошли на воду 16 марта 1935 года и 22 апреля 1934 года, а в строй вступили 12 января 1936 года и 11 июля 1935 года соответственно. Их вооружение по сравне­нию с предыдущим типом сохранялось практи­чески неизменным, если не считать улучшенных моделей приборов управления стрельбой и уве­личенного с 4 до 6 числа 53-ем торпедных труб. Бронирование претерпело дальнейшее усиление: толщина броневого пояса достигала 70, а про­дольной переборки и верхней броневой палу­бы — 35 мм.

Котлотурбинная установка оставалась неиз­менной и ввиду дальнейшего роста водо­измещения кораблей (9600 т — полное) их проектная скорость определялась равной 36,5 уз­лам (на ходовых испытаниях «EMANUELE FILIBERTO DUCA D'AOSTA» достиг скорос­ти 37,35 узла). Последними крейсерами типа «CONDOTTIERI» стали «GIUSEPPE GARIBALDI» и «LUIGI DI SAVOIA DUCA DEGLI ABRUZZI» (CONDOTTIERI-E). Оба эти корабля вступили в строй в 1937 году и представлялись одними из наиболее совершен­ных лёгких крейсеров кануна второй мировой войны. Их котлотурбинная установка сохраня­лась такой же, как и у их предшественников, однако существенно усиливались вооружение и бронирование. Устанавливались более мощные 152-мм орудия длиною 55 калибров (а не 53, как прежде) в количестве 10 стволов (по 2 трёх- и 2 двухорудийных башни), число 100-мм спаренных универсальных артиллерийских уста­новок увеличивалось до четырёх. Всё остальное вооружение оставалось без изменения. Толщина главного броневого пояса увеличивалась до 90, продольной броневой переборки и броневой палубы — до 40 мм. Ввиду того, что водоиз­мещение кораблей достигло 10000 т, пришлось ограничиться 33-узловой проектной скоростью (на испытаниях удавалось развивать скорость до 36 узлов). Считалось, что эти крейсера смогут противостоять 203-мм бронебойным сна­рядам на дистанциях от 75 до 100 каб. Пер­воначально планировалось заложить в 1939 году два следующих лёгких крейсера «CIANO» и «VENEZIA», являвшихся дальнейшим развити­ем типа «GIUSEPPE GARIBALDI», однако их постройка в силу различных причин так и не началась.

В дальнейшем итальянский флот брониро­ванных крейсеров больше не строил: вступавшие в строй в годы войны корабли типа «ATTILIO REGOLO» хотя и считались лёгкими крейсера­ми, однако являлись скорее небронированными лидерами эсминцев со 135-мм неуниверсальной артиллерией, высокой скоростью (41 узел) и умеренным водоизмещением (3400 т).

В ходе боевых действий фирма «CANTIERI RIUNITI DELL'ADRIATICO» достраивала в ва­рианте крейсеров ПВО 6000-тонные «ETNA» и «VEZUVIO» (заложенные в 1939 году для Таи­ланда «TAKSIN» и «NARESUAN»), однако до капитуляции Италии завершить их постройку не удалось.

Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 года, располагая в составе своего флота 7 тяжёлыми и 12 лёгкими крейсерами вполне современной постройки. Помимо того, в составе флота числились три устаревших учебных крейсера: броненосный «SAN GIOR­GIO», а также лёгкие «TARANTO» и «BALI». Уже в ходе войны в строй вступили 3 лёгких крейсера типа «ATTILIO REGOLO». Итальянцы пытались ввести в строй своего флота и два переданных им немцами французских лёгких крейсера — «JEAN DE VIENNE» и «LA GALISSONIERE», которые были затоплены свои­ми экипажами при оккупации Тулона герман­ской армией 27 ноября 1942 года. И хотя уже в марте следующего года корабли были подня­ты, до капитуляции Италии в боеспособное состояние не приводились и впоследствии были уничтожены воздушными бомбардировками со­юзников в 1943-1944 годах.

Все итальянские крейсера принимали самое активное участие в боевых действиях против английского флота на Средиземном море и, естественно, несли ощутимые потери. Всего за период второй мировой войны итальянцы по­теряли все семь тяжёлых, шесть современных лёгких и три учебных крейсера. По родам ору­жия потери итальянских крейсеров распределя­ются следующим образом:

—  артиллерия и торпеды надводных кораблей...................7/43,7%

—  торпеды подводных лодок................................................2/12,5%

—  подводные диверсионные силы и средства.....................1/ 6,3%

—  затоплены личным составом.............................................2/12,5%

—  торпеды и бомбы авиации..................................................4/25,0%

—  ВСЕГО................................................................................16/100%