1.4. Подписание Вашингтонского договора. Изменение кораблестроительной политики.

 

Пока проходили дискуссии по проекту новых "скаутов" японское правительство приняло приглашение президента США Хардинга прибыть в Вашингтон для обсуждения воп­росов сокращения морских сил и проблем, касающихся Вос­точной Азии и Тихого океана. Подписанный представителями Британской империи, США, Японии, Франции и Италии 6 февраля 1922 года и ратифицированный 17 августа следую­щего так называемый Вашингтонский договор оборвал строи­тельство всех заложенных капитальных кораблей и, следова­тельно, похоронил мечты о могучем "Флоте 8-8". Договором Японии разрешалось иметь линейный флот общим водоиз­мещением в 60% от тоннажа флотов Британии или США (пропорция 5:5:3), причем стандартное" водоизмещение отдельно взятого линкора не должно было превышать 35000 Т ("длинных" по 1016 кг), а калибр его орудий - 406 мм. Огромное количество находящихся в строю и строившихся линейных кораблей и крейсеров следовало пустить на слом, а закладка новых в течение 10 лет запрещалась. Исключение сделали только для Великобритании - ей разрешалось за это время построить два новых корабля по 35000 Т. Япония же добилась права достроить "Нагато" и "Муцу", которые стали первыми в мире линкорами с 16" (406-мм) главным калибром (реальный калибр был равен 410-мм, но об этом японцы предпочли не распространяться). Постройка же крейсеров, отнесенных договором к категории "вспомогательных над­водных кораблей для боя", разрешалась, но устанавливались ограничения по стандартному водоизмещению (10000 Т или 10160 метрических т - статья 11 договора) и калибру орудий (не выше 8 или 203 мм - статья 12). Число кораблей, а также такие их элементы как скорость, защита, число орудий, дальность плавания, не лимитировались.

За день до подписания договора японцы приостановили строительство всех линкоров и линейных крейсеров, начиная с "Ката" и "Тоса", на неопределенный срок, а чтобы поддер­жать загрузку верфей ускорили постройку "вспомогательных" боевых кораблей. В феврале-марте одновременно выдали заказы на 18 легких единиц, предусмотренных программами "8-6" и "8-8": 2 крейсера по 7500 т, 3 эсминца, 6 подлодок, 1 плавбаза для них, 4 транспорта и 2 авианосца, которые наметили перестроить из линейных крейсеров "Амаги" и "Акаги". Средства выделили из сумм, сначала предназ­наченных на капитальные корабли. 3 июля была санкциони­рована постройка еще 59 кораблей: двух крейсеров по 7500 т (стандартное 7100 Т), четырех по 10000 Т (согласно "вашингтонским лимитам"), 21 эсминца, 22 подводных лодок и 10 вспомогательных судов. Все 77 кораблей свели в "Программу нового кораблестроения 1923 года", которую парламент принял на 46-й сессии в марте 1923 года.

В результате подписания Вашингтонского договора пришлось снова изменить "Политику имперской обороны", принятую 4 апреля 1907 года. В первый раз её изменили, когда Японии достигли слухи о 3-летней кораблестроительной программе США. Объявленная 29 сентября 1918 года, новая "Политика..." все еще рассматривала в качестве врага №1 Россию, но за ней шли США и Китай. Согласно нее военно-морские силы империи должны были достичь состава "8-8-8" (3 эскадры по 8 быстроходных линкоров не старше 8 лет). Второе изменение "Политики...".объявленное 23 февраля 1923 года, устанавливало противников Японии в следующем порядке: США, Россия, Китай и возможно Великобритания - бывший союзник, не поддержавший Японию на Вашинг­тонской конференции и не пожелавший возобновить двусто­роннее соглашение. Минимальный состав флота японцы определили таким: 9 линкоров по 35000 Т (315000 Т) и 3 авианосца по 27000 Т (81000 Т) - в полном соответствии с ограничениями Вашингтонского договора, а также не ограниченные договором 40 крейсеров по 10000 Т (400000 Т) в 10 эскадрах, 16 лидеров флотилий по 5600 Т (89600 Т), 16 флотилий эсминцев и подводных лодок - всего 144 эсминца по 1400 Т (201600 Т) и 70 подлодок (123640 Т). В третий и последний раз "Политика..." изменилась 3 июня 1936 года после денонсации Вашингтонского договора.