3.3 Основные отличия между типами "Аоба" и "Фурутака".
Данные, приведенные для типа "Фурутака", применимы и для типа "Аоба", за исключением следующего:
1) Водоизмещение. Было подсчитано, что модификации, на которых настаивал МГШ, увеличат водоизмещение на испытаниях с 8586 до 8910 т (всего на 360 т), что потребует специальных мер для увеличения прочности корпуса и сохранения нужной остойчивости. В 1925 году еще не знали о перегрузке "Фурутака" и "Како", поэтому после достройки водоизмещение с 67% запасов достигло уже совсем неприличного значения: 9820 на "Аоба" и 9930 т на "Кинугаса". Такая перегрузка привела к беспрецедентному увеличению средней осадки - с 4,496 м до 5,71 и 5,72 м. На целых 4 фута уменьшалась высота надводного борта, высота пояса над ВЛ, падала скорость и дальность плавания. Значительно ухудшалась и остойчивость (метацентрическая высота и диапазон остойчивости оказались хуже, чем у типа "Фурутака") - отчасти из-за понижения метацентра при увеличении осадки, но в основном из-за увеличения "верхнего" веса. Эта была цена, которую пришлось заплатить за двухорудийные башни, 12-см зенитки, катапульту и дополнительные кормовые надстройки. Несколько отличались размерения и коэффициенты корпуса. При водоизмещении для испытаний 9820 т длина по ВЛ у "Аоба" составила 183,58 м, ширина 15,83 м, средняя осадка 5,71.
Коэффициенты корпуса: |
"Како" |
"Аоба" |
полноты водоизмещения цилиндрич. продольной полноты полноты мидель-шпангоута полноты ватерлинии Максимальная погруженная площадь по миделю, м2 |
0,579 0,663 0,887 0,745 76,6
|
0,579 0,665 0,875 0,746 79,0
|
Отношение длины к ширине Отношение ширины к осадке Отношение осадки к длине |
11,640 2,839 0,0303 |
11,590 2,773 0,0311 |
Распределение весов после достройки, т (%): |
"Како" |
"Аоба" |
Корпус |
3147(33,1) |
3131 (31,9) |
Броня и зашита |
1150(12,0) |
1197(12,2) |
Арматура |
433 (4,6) |
448 (4,6) |
"Неподвижное" оборудование |
135(1,4) |
131 (1,3) |
"Подвижное" оборудование |
400 (4,2) |
350 (3,6) |
Механизмы |
2071 (21,8) |
2174(22,1) |
Вооружение |
980(10.3)* |
1086(11,0) |
Топливо (уголь+нефть) 67% |
1053 |
1200 |
Резервная вода для котлов 67% |
61 |
61 |
Смазочное масло 67% |
30 |
30 |
Водоизмещение для испытаний (67% запасов) |
9502 |
9820 |
*орудия 575 т, торпедное вооружение 225 т, электрооборудование 175 т, авиационное и штурманское оборудование 5 т.
2) Вооружение главного калибра. 20-см/50-калиберные орудия типа 3 года были установлены в двухорудийных башнях модели "С", которые спроектировал инженер С.Хада. Эти принятые на вооружение в 1926 году установки имели угол возвышения 40°, что обеспечивало дальность стрельбы 26700 м, и заключались в башни с главным (боевым) и нижним (энергетическим) отделениями, центральным стволом, вращающимся вместе с орудийной платформой. Центральный ствол проходил вниз до самого двойного дна. Боевое отделение башни защищалось 25-мм плитами стали НТ со всех сторон. Как и на типе "Фурутака", снарядные и зарядные погреба размещались на одном уровне под складской палубой. Поэтому подъемники, проходящие внутри центрального ствола башни, опускались в одно и то же перегрузочное отделение под этой палубой.
Установка 157-тонных двухорудийных башен вместо одноорудийных "полубашен" модели "А" позволила увеличить дальность стрельбы, повысить скорострельность (теоретически 5 выстр./мин., практические 0,67 при максимальном возвышении), снизить утомляемость прислуги, особенно, работающей на подаче боезапаса, сделать подачу более надежной и защищенной. Однако это привело к увеличению веса почти на 126 т. К тому же двухорудийные башни оказались слишком большими для этих крейсеров - после испытательных стрельб корпус и палубу вокруг кормовой башни пришлось укреплять.
3) Зенитные орудия дальнего действия. На корабли установили по четыре 12-см/45-калиберных зенитных орудия типа 10 года, появившихся на флоте в 1926 году. Сначала они использовались на одиночных установках модели "В" без щитов (вес с орудием 7,8 т), с ручным обслуживанием. На время готовности этих крейсеров 12-см орудия обеспечивались снарядами 3 типов; все были приняты на вооружение в 1926 году, имели заряд в латунной гильзе и головной взрыватель двойного действия (30 или 50 с): фугасный снаряд желтого цвета с "начинкой" из пикриновой кислоты и 5,06-кг зарядом пороха 35С , пристрелочный снаряд зеленого цвета и "легким" зарядом пороха 20С и учебный снаряд черного цвета с дистанционным взрывателей и "облегченным" зарядом пороха 35С . В 1929 году этот фугасный снаряд ("роллед стил шелл") и взрыватель двойного действия на 50 с сняли с вооружения, а вместо них приняли снаряд "коммон" или фугасный №4 и "звездный" (осветительный). В 1932 году добавили еще учебный снаряд. С 1929 года все снаряды, кроме пристрелочных, имели три типа зарядов в латунных гильзах. "Звездные" 12-см снаряды с успехом прошли испытания на "Аоба" во время ночных маневров 1928 года.
4) Катапульта. Хотя оба крейсера укомплектовали в сентябре 1927 года без катапульт, возможность ее установки предусмотрели при изменении проекта в 1925 году. В мае 1928 года в Хиросимской бухте успешно закончились испытания катапульты типа Куре, установленной в носовой части палубы старого броненосца "Асахи", с которой запускался гидросамолет типа 15. В конце месяца катапульту типа Куре №1, работающую на сжатом воздухе, установили на "Кинугасе", который и стал первым кораблем императорского японского флота с катапультой. Ровно через год такую же катапульту установили в Йокосуке на "Аоба". В 1929 году оба крейсера получили по гидросамолету типа 15, которые находились на них до конца 1931 года. Еще через год крейсера получили гидросамолеты типа 90 №2, которые несли до конца 1936 года.
5) Управление стрельбой. Отличалось от типа "Фурутака" следующим:
- вспомогательный пост управления стрельбой ПС и кормовые 3,5-метровые дальномеры типа 14 размещались за грот-мачтой;
- кормовые 90-см прожекторы типа "SU" для уменьшения взаимного влияния дальше разнесли друг от друга: левый стоял между трубами, а правый перед самой грот-мачтой;
- из-за возросшей дальности стрельбы в башнях №2 и №3 установили дополнительные 6-метровые дальномеры типа 14 (бинокулярного совмещающего типа) с дальностью действия 35000 м; на дистанции 25000 м ошибка составляла 235 м, на 20000 м - 191 м и на 10000 м - 48 м.
6) Энергетическая установка и механизмы. "Кинугаса" имел турбозубчатые агрегаты типа Кавасаки-Кертис, идентичные ТЗА на "Како", а "Аоба" - ТЗА типа Мицубиси-Парсонс, как и "Фурутака". На ходовых испытаниях "Кинугаса" достиг максимальной скорости 34,5 узла при мощности 106000 л.с. и водоизмещении чуть меньшем 9000 т. Поскольку на новых крейсерах установили более мощные вспомогательные механизмы, мощность электрических генераторов повысили с 315 кВт (на типе "Како") до 450 кВт (2 по 90 и 2 по 135 кВт).
7) Запас топлива. Максимальная ёмкость бункеров и цистерн позволяла принять 400 т угля и 1400 т нефти, что по проекту должно было обеспечить 7000-мильную дальность плавания на 14 узлах.
8) Рулевой привод. Вместо паровых приводов на типе "Како" на типе "Аоба" применили электрогидравлические. Подачу масла под давлением обеспечивали насосы с электроприводом типа У.Дженни на "Аоба" и типа Хеле-Шо на "Кинугаса". Передача вращения от установленного на мостике штурвала осуществлялась с помощью телемотора.
9) Экипаж. По проекту состоял из 45 офицеров и 577 унтер-офицеров и рядовых, всего 622 человека. Реально до 1938 года экипаж насчитывал в среднем 643 человека, изменяясь в зависимости от условий (флагман или нет) от 632 до 647 человек.