4.1. Проектирование и постройка.

 

4.1.1 Проект.

 

После подписания 6 февраля 1922 года Вашингтонского договора МГШ Японии поручил Юдзуру Хираге разработать проект крейсеров "класса А" нового типа в пределах дого­ворных ограничений, т.е. со стандартным водоизмещением 10000 Т и вооружением из 20-см орудий. Именно к постройке таких крейсеров, ставших известными как "договорные" или "вашингтонские", приступили все морские державы. После нескольких заседаний МГШ установил следующие требования к проекту:

1.  Вооружение ГК из восьми 20-см орудий в 2-орудийных башнях (три "пирамидой" в носу, одна в корме).

2. Зенитное вооружение из четырех 12-см орудий в одиночных установках.

3. Восемь торпедных труб в спаренных неподвижных уста­новках под палубой в корме.

4. Защита важных частей от косвенных попаданий 20-см и прямых попаданий 15-см снарядов.

5. Защита от подводных взрывов в виде булей вдоль всех МКО.

6. Максимальная скорость свыше 35 узлов.

7. Радиус действия 10000 миль на 14 узлах.

8. Оборудование для несения двух гидросамолетов.

Хирага не согласился с этими требованиями и после дальнейшего обсуждения склонил МГШ к принятию других характеристик проекта:

1.  Увеличить вооружение ГК до 10 20-см орудий, добавив пятую башню в корме, чтобы обеспечить превосходство над крейсерами иностранных проектов, которые по сведениям раз­ведки должны были нести по восемь 8-дюймовых орудий.

2.  Увеличить ПТЗ за счет установки броневой продольной переборки за булями.

3. Уменьшить радиус действия до 8000 миль на 14 узлах.

4. Отказаться от торпедного вооружения, излишнего и опас­ного для крейсеров.

Разработку проекта начал Фудзимото под руководством Хираги в начале 1923 года. Спустя год, перед самым отбытием Хираги за границу, окончательные чертежи были готовы. Основные характеристики получались следующими:

1. Стандартное водоизмещение 10000 Т, водоизмещение для испытаний с 67% всех запасов 11850 т.

2. Максимальная скорость 35,5 узла при мощности на валах 130000 л.с.

3. Радиус действия 8000 миль на 14 узлах при полном запасе топлива.

4. Вооружение из 10 20-см орудий в пяти башнях и 4 12-см зениток, одна катапульта и два ГСМ.

5. Основные обводы корпуса и устройство энергетической установки по образцу проекта 7100-тонных крейсеров, но с большей носовой надстройкой.

Воспользовавшись временным отсутствием Хираги, сто­ронники торпедного вооружения в МГШ смогли навязать свои взгляды и принудили его преемника Фудзимото переделать чертежи, предусмотрев установку на крейсерах 7100-тонного и 10000-тонного проектов 4 спаренных торпедных труб типа 12 года в неподвижных установках под верхней палубой над машинными отделениями. Число 12-см зениток на 10000-тонных крейсерах увеличивалось до шести, а число торпедных труб во время постройки — до 12 (4 строенных неподвижных типа 13), а для компенсации уменьшения площади жилых помещений решили возвести дополнительную надстройку на верхней палубе - по бокам носовой надстройки и первой дымо­вой трубы, и на нее перенести носовую пару 12-см зениток. В МТД подсчитали, что все эти модификации увеличат нагрузку примерно на 500 т и повысят водоизмещение для испытаний до 12350 т.

 

4.1.2. Сроки постройки и данные по верфям.

 

Постройка всех четырех "больших" крейсеров была пред­ложена 3 июля 1922 года, санкционирована в марте следую­щего. Заказ на первые два выдали весной 1923 года (бюджет 1923/24 гг.), на третий и четвертый — осенью 1924 года (бюджет 1924/25 гг.).

 

Название

"Миоко"

"Нати"

"Асигара"

"Хагуро"

Условное обозначение

крейсер "класса А" №5

крейсер "класса А" №6

крейсер "класса А" №7

крейсер "класса А" №8

Дата присвоения названия

10.12.1923

10.12.1923

16.02.1925

16.02.1925

Заложен

25.10.1924

26.11.1924

11.04.1925

16.03.1925

Спущен

16.04.1927

15.06.1927

22.04.1928

24.03.1928

Укомплектован

31.07.1929

26.11.1928

20.08.1929

25.08.1929

Строитель: корпус/ механизмы

верфь ВМФ Иокосуки/ она же

верфь ВМФ Куре/ она же

верфь фирмы Кавасаки/ верфь Куре

верфь фирмы Мицубиси/ верфь Иокосуки

Номер на верфи

 

 

№545

№420

 

Закладку первой пары крейсеров задержало Великое Землетрясение, разрушившее 1 сентября 1923 года округ Канто (Токио и пригороды), что привело к сокращению средств, выделяемых на новое кораблестроение. Хотя верфь Йокосука Кайгун Косо сильно пострадала во время землетря­сения, "Миоко" заложили на ней раньше "Нати". Но затем строительство "Миоко" замедлилось из-за перегрузки арсе­нала Иокосуки работами, связанными с переделкой линкора "Кага" в авианосец и модернизацией линейного крейсера "Харуна". "Нати" достроили первым, несмотря на аварию 24 декабря 1925 года, когда из-за перегрузки обломились стрелы двух кранов, сильно повредив носовую часть крейсера (погибло 3 рабочих). К тому же "Нати" ввели в строй без дополнительных надстроек, а на "Миоко" их установили в соответствии с изменениями проекта еще до укомплек­тования.

 

4.1.3. Названия.

 

Как крейсера 1-го класса они получили названия по именам гор: Миокосан в префектуре Ниигата, Натисан (Начисан) на юго-востоке префектуры Вакайяма, Асигарасан в западной части префектуры Канагава и Хагуросан в центре префек­туры Ямагата. Все четыре имени использовались в им­ператорском японском флоте впервые, но так предполага­лось назвать 8000-тонные крейсера программы "Флот 8-8" 1920 года.