5.1. Политика кораблестроения.
В течение последних двух лет правления Тайшо противоборство политических партий и оппозиция сменяющих друг друга кабинетов любому увеличению военных расходов привели к систематическому отклонению новых кораблестроительных программ, которые представляло руководство флотом. МГШ продолжал прилагать усилия по доведению силы флота до уровня, установленного новой оборонной политикой, объявленной 28 февраля 1923 года. Для быстрейшего достижения этой цели МГШ подготовил новую кораблестроительную программу, план которой обсуждался и получил одобрение на встрече морского министра К.Мураками и начальника МГШ Г.Ямашита 5 февраля 1924 года. 13 сентября министр ВМФ Такечи Такарабе представил эту программу без 4 подводных лодок и вспомогательных судов финансовой комиссии, но потерпел неудачу (столбец I таблицы). Тем временем конгресс США 28 марта провел "Первый крейсерский билль", санкционировавший постройку до 1 июля 1927 года восьми крейсеров по 10000 Т. Президент Кулидж подписал этот билль 18 декабря 1924 года, придав ему статус закона, но предложил отсрочить постройку шести кораблей.
Сразу начали строить только два крейсера (CL24 и CL25 -легкие крейсера, но с 1 июля 1931 г. - СА24 и СА25 - тяжелые) - будущие "Пенсакола" и "Солт Лэйк Сити". Это заставило адмирала Такарабе подготовить новую программу, в которой он предлагал заменить 49 "устаревших" кораблей, назначенных на слом, 43 новыми (столбец II таблицы). Представленную 26 октября 1925 года в слегка измененной форме (столбец III) финансовой комиссии и эту программу постигла та же участь - за исключением 4 эсминцев (№№40-43) ее отклонили. Неугомонный Такарабе 5 августа следующего года представил еще один вариант программы (столбец IV), который финансовая комиссии отклонить не решилась, зато значительно урезала. Но флоту удалось отстоять большую часть кораблей программы (ее сократили только на 1 эсминец, 1 подлодку и 3 вспомогательных судна), которую наконец-то приняли на 52-й сессии парламента (18 января-26 марта 1927 года) под названием "Новая кораблестроительная программа по замене флота 1927 г." Она предусматривала постройку со 2-го по 6-й финансовый год 27 кораблей, включая четыре крейсера по 10000 Т.
Вариант |
I |
II |
III |
IV |
V |
Год программы |
13 Тайшо (1924) |
14 Тайшо (1925) |
14 Тайшо (1925) |
16 Тайшо (1927) |
2 Шова* (1927) |
Период реализации |
1925/26-1930/31 |
1926/27-1930/31 |
1926/27-1930/31 |
1927/28-1930/31 |
1927/28-1931/32 |
Одобрена руководством флота |
5.02.1924 |
24.02.1925 |
26.10.1925 |
5.08.1926 |
Принята в марте 1927 г. |
Содержание - авианосец (27000 Т) |
1 |
|
|
|
|
- крейсера (10000 Т) |
12 |
4 |
4 |
4(2)** |
4 |
- эсминцы (1700 Т) |
36*** |
22 |
20 |
16(9) |
15 |
- подводные лодки (всего) |
28**** |
10 |
5 |
5(4) |
4 |
- крейсерские (2000 Т) |
8 |
2 |
1 |
1(0) |
1 |
- большие (1500 Т) |
14 |
8 |
4 |
4(4) |
3 |
- минзаги (2500 Т) |
2 |
- |
- |
- |
- |
- транспортные (3500 Т) |
4 |
- |
- |
- |
- |
- небоевые суда |
38 |
7 |
8 |
8(3) |
4 |
ВСЕГО |
115 |
43 |
37 |
33(18) |
27 |
Примечания:
* сначала 1927 год обозначался как 16 год Тайшо, но после смерти императора Иосихито 24 декабря 1926 г. последние дни 1926 года стали 1-м годом Шова, а 1927 год-2 годом Шова;
** в скобках дано число кораблей, разрешенных к постройке 9.10.1926 г. финансовой комиссией;
*** эсминцы "специального" типа по 1900 Т;
**** первоначально включала 24 подлодки по 1500 и 2500 Т.