5.9. Экипаж и обитаемость.

 

По проекту экипаж состоял из 727 человек, из которых 48 офицеры, но реально до модернизации он насчитывал 743-761 человека - меньше, чем на типе "Миоко" (уменьшилось зенитное и торпедное вооружение). Поскольку ТА стояли на  верхней палубе, для жилых помещений освободилась большая часть средней, а также пространства на нижней перед КО и за МО. Условия обитания, особенно для младших офицеров, стали значительно лучше, чем на типе "Миоко". Благодаря хорошей вентиляции и кондиционированию воздуха не толь­ко в погребах, но и в постах УАО, эти крейсера были лучше приспособлены для действий в тропиках и в летний период. В мирное время крейсера типа "Такао" использовались в качестве флагманов флота, что подразумевало расширение средств внутрикорабельной и радиосвязи, а также увеличение числа соответствующих помещений и наличие боевого поста увеличенного размера. Во время проектирования крейсеров типа "Миоко" Соединенный Флот в мирное время делился на два флота: Первый (линейный) и Второй (разведы­вательный), который формировался вокруг линейных крейсеров типа "Конго". Но во время планирования пос­тройки крейсеров типа "Такао" началась первая реконструк­ция типа "Конго", которая снизила их скорость, что пере­водило их в ранг линейных кораблей. 30 ноября 1929 года было решено, что с постройкой второй эскадры 10000-тонных крейсеров Второй Флот будет группироваться вокруг крейсеров "класса А". Именно по этой причине корабли типа "Такао" оборудовались флагманами флота. В военное время они должны были служить флагманами эскадр, имея допол­нительные служебные и жилые помещения для штаба и эскадренного оркестра.