6.7. Модернизация крейсеров типа "Такао".

 

6.7.1. Сроки выполнения.

 

Планами модернизации крейсеров типа "Такао", разработка которых началась в 1937 году и закончилась в апреле следующего, предусматривалось закончить работы на "Такао" и "Атаго" к концу 1939 года, а остальных двух - к середине 1941-го. "Такао" модернизировался на верфи флота в Йокосуке с мая 1938 по 31 августа 1939 года, а "Атаго" на верфях флота в Майдзуру (корпус и надстройки) и Йокосуке (вооружение и оборудование) с апреля 1938 по 30 октября 1939 года. После 2-й модернизации "Асигара" и "Миоко", а также крейсеров типа "Могами" ожидалось, что модернизация "Тёкай" на верфи Йокосуки и "Майя" на верфи Куре начнется в январе 1941 года. Но 15 ноября 1940 года вышел приказ о выполнении 1-й фазы экспедиционных подготовок и модернизацию пришлось отложить, так как флот должен был к июню находиться в полной готовности. Провести же все намеченные работы за 6 месяцев сочли нереальным.

 

6.7.2. Улучшение вооружения.

 

Артиллерия ГК. Поскольку крейсера этого типа сразу получили 20-см/50 орудия типа 3 года №2, на них в рамках вышедшей 16 августа 1940 года "Четвертой стадии спешной подготовки к войне"14 только обновили стволы. Модернизации под­верглись лишь устройства УАО: старые вместе с 4,5-метровы­ми и 3,5-метровыми дальномерами сняли, наверху пере­деланной носовой надстройки установили главный директор типа 94 в башенке, а вспомогательный - за второй трубой. 6-метровый дальномер из башни №1 переместили в отдельную башенку за главным директором. В перестроенном визирном посту установили визиры типа 92, а в ДАЛ- вычислительное устройство типа 92.

Зенитное вооружение. Хотя и планировалось заменить 12-см орудия спаренными 12,7-см типа 89, нехватка последних помешала сделать это в планируемые сроки. "Такао" получил новые зенитки в марте, "Атаго" - в апреле 1942 года на верфи Йокосуки вместе с необходимыми переделками погребов и подъёмников. Также из-за нехватки новых зенитных директоров типа 94 пришлось оставить на этих крейсерах более старые типа 91, но их сместили к носу, а два зенитных 4,5-метровых даль­номера типа 91 установили на компасный мостик. Легкое зенит­ное вооружение заменили наставшие стандартными четыре 25-мм спарки типа 96 по бокам дымовых труб с директорами типа 95 в башенках между ними. Стоящие в носовой части надстройки два спаренных 13-мм автомата типа 93 осенью 1941 года заменили двумя спаренными 25-мм типа 96.

Торпедное вооружение. Двухтрубные ТА типа 89 и их системы быстрой перегрузки заменили четырьмя 4-трубными типа 92 без щитов модели 1 модиф.1 (бортовой залп 8 торпед). С 1940 года крейсера несли по 24 торпеды типа 93:16 в аппаратах и 8 в защищенных 25 мм стали Дюколь рундуках по ДП. Запасные торпеды перемещали, как и прежде, с помощью системы под­весных рельсов, но система перегрузки, размещенная за носо­выми ТА, стала новой. Компрессоры для кислорода распо­ложили в отсеке управления. Прежние приборы УТС заменили двумя визирами типа 93 и двумя директорами типа 93, установленными на носовой надстройке: в визирном посту и на уровне компасного мостика. На топе новой треногой фок-мачты, заменившей 4-опорную, оборудовали пост УТС с директором типа 97. Из этого поста можно было управлять торпедной стрельбой на большие дистанции (свыше 30 км). Для подсчета гироугла торпед в ЦАП под носовой надстройкой поставили вычислительный прибор типа 93.

Авиационное оборудование. Для улучшения обслуживания и запуска самолетов ангар и другие надстройки вокруг основания грот-мачты сняли, зенитную палубу (шельтердек) продлили в корму до барбета башни №4. Саму грот-мачту заменили более тяжелой с мощным грузовым краном и сдвинули её на 25 м дальше в корму. Перед мачтой соорудили систему рельс для перемещения самолетов, идентичную той, что установили на крейсерах типа "Миоко" во время их 2-й модернизации. Ката­пульты модели 3 заменили более мощными типа Куре №2 модели 5, которые сдвинули на 10 м к носу от прежнего места. Состав авиагруппы предполагался из одного 3-местного и двух 2-местных ГСМ типа 0, но до ноября 1941 года эти крейсера несли по одному ГСМ типа 94 и по два-три типа 95. Затем ГСМ типа 94 заменили на штатный типа 0, но 2-местные кор­ректировщики типа 0 корабли получили только в 1942 году. Запас бомб и устройства для их хранения и подачи стали такими же как на типе "Миоко".

Прожекторы и дальномеры. Четыре 110-см прожектора типа 92 остались почти на прежних местах, только кормовые уста­новили на решетчатых вышках вместо отдельных башенок. Из 6-метровых дальномеров два остались в башнях №2 и №4, а третий из башни №1 перенесли на самый верх носовой надстройки. Кроме двух штурманских 1,5-метровых и двух зенитных 4,5-метровых типа 91 на мостике остальные даль­номеры сняли.

 

6.7.3. Модернизация энергетической установки.

 

Котлы. На них для уменьшения расхода топлива заменили только форсунки.

Турбины. "Индукционные" турбины кормовых агрегатов сняли и на крейсерских ходах пар из ТКХ поступал прямо на кормо­вые ТВД, так что мощность передавалась на все 4 вала.

Выходная мощность и скорость. Оба крейсера прошли ис­пытания у Татейямы: "Такао", имея 14989 т водоизмещения, 14 июля 1939 года достиг 34,25 уз. при мощности 133100 л.с. и 309,5 об./мин.. а "Атаго", имея 14838 т, 25 августа развил 34,12 уз. при 133000 л.с.

Дальность плавания. За счет переделки некоторых топливных цистерн в отсеки системы контрзатопления запас топлива уменьшился примерно на 480 т, но 153 т удалось разместить в новых булях и в итоге он составил 2318 т вместо 2645 т. Благо­даря новым форсунках и другой организации подачи пара на крейсерском ходу ожидалась дальность 8500 миль на 14 узлах. Фактические данные имеются лишь для "Такао": всего 5049 миль, но зато на 18 узлах.

 

6.7.4. Вспомогательные модификации.

 

1) Для уменьшения "верхнего веса" верхнюю часть носо­вой надстройки переделали, 4-опорную фок-мачту заменили треногой с гониометром и его постом, расположенными как на типе "Миоко".

2)  К 1939 году экипаж увеличился до 835 человек (55 офицеров),  к началу войны - до 900-920 человек. Наличие штаба эскадры добавляло еще 50 человек. Каюты старших офицеров перестроили и увеличили их число до 18; также улучшили условия для младших офицеров.

3) Значительно улучшили устройства связи: носовая ра­диорубка (приемная) и центральный пост связи на нижней палубе мостика расширили, кормовую радиорубку (переда­точную) перенесли на шельтердек к барбету 4-й башни, а рядом оборудовали рубку составления радиограмм. Антенный рей грот-мачты располагался в 32,4 м над ВЛ. По примеру крейсеров типа "Могами" в нижней части носовой надстройки оборудовали аварийный пост управления кораблем.

4) Крейсера получили новую систему контрзатопления и осушения со своим постом управления, впервые появившемся на крейсерах типа "Тоне" по примеру модернизированных линкоров. Часть поперечных носовых и кормовых топливных цистерн переделали в водонепроницаемые отсеки, затоп­лением которых можно было исправлять дифферент. А для исправления крена использовались отсеки в новых булях. Повышена мощность водоотливных и топливных насосов.

 

6.7.5. Изменения корпуса.

 

Для улучшения остойчивости и продольной прочности корпуса крейсера получили новые були, увеличившие мак­симальную ширину корпуса до 20,726 м. Часть их объёма на уровне ВЛ заполнялась стальными водонепроницаемыми трубами, а остальное пространство занимали топливо и отсеки системы контрзатопления. Новые скуловые кили имели длину 60 м при ширине 1,4 м. Напряжения в средней части корпуса при нахождении его на вершинах волн уменьшились до приемлемых значений. Остойчивость при нормальной и легкой нагрузке также оказалась достаточной: MB соответственно 1,505-1,523 м и 1,46-1,529 м диапазон остойчивости 88-89° и 73-76° (нормы как на типе "Миоко"). Стандартное водо­измещение составило 13160-13400 Т, нормальное 14838-15152 т (осадка 6,316-6,320 м). полное 15875-16641 т(6,598-6,672 м).

 

6.7.6. Предвоенные модификации "Тёкай" и "Майя".

 

Когда стало ясно, что эти два крейсера не успеют пройти модернизацию, весной 1941 года верфь в Йокосуке провела на них некоторые работы: ТА типа 89 приспособили для стрельбы торпедами типа 93, 16 штук которых принималось на борт; в торпедном отделении установили компрессор для "специального воздуха"; катапульты модели 3 заменили катапультами модели 5, а 3-местный ГСМ типа 94 новым -типа 0. К началу войны зенитное вооружение "Тёкай" и "Майя" состояло из четырех 12-см орудий, двух спаренных установок 25-мм автоматов типа 96 (на местах счетверенных 13-мм типа "ХО" по бокам второй дымовой трубы) и двух спаренных 13-мм пулеметов (на местах наблюдательных постов в передней части носовой надстройки). Экипаж увеличился до 920 человек, но "Тёкай" как флагман имел на борту 924 (77 офицеров).

 

6.7.7. Деятельность до начала войны на Тихом океане.

 

Во время модернизации "Такао" и "Атаго" числились в резерве в Йокосуке, но 15 ноября 1939 года они образовали 4-ю эскадру 2-го Флота ("Такао" флагман с одной белой полосой на передней трубе, "Атаго" - 2 полосы), сменив в ней "Тёкай" и "Майя". "Майя" прикрепили к округу Йокосуки в качестве корабля специальной службы (с 1 декабря — учебный корабль артиллерийской школы), но 1 февраля он вернулся в свою эскадру. "Тёкай" 15 ноября стал флагманом 15-й эскадры и экспедиционного флота в Китае. В марте 4-я эскадра совершила поход в воды Южного Китая, а 15 ноября к ней присоединился "Тёкай", доведя состав до штатного. В начале 1941 года отличительные марки на трубах закрасили и эскадра совершила несколько походов в район Южного Китая и около метрополии. 20 сентября её флагманом стал "Майя", а 6 октября его сменил "Атаго".

После объявления 2-й фазы выполнения "Спешных приготовлений к войне"1415 августа все четыре крейсера были приведены в боевую готовность. "Майя" прошел докование в Куре 2-9 сентября, за ним "Тёкай", а "Такао" и "Атаго" доковались в Йокосуке соответственно с 5-го по 9-е и с 15-го по 22 сентября. После выхода "Оперативного приказа №1" корабли приняли топливо и боезапас и направились в свои временные базы: "Текай" вышел 20 ноября из Куре, прибыв 26-го в гавань Самах на о.Хайнань, и на следующий день на нем поднял флаг вице-адмирал Джисабуро Одзава; "Майя" 25-го покинул якорную стоянку Хасирадзима и соединился с пришедшими из Йокосуки "Такао" и "Атаго" в бухте Саеки. 29 ноября эти три крейсера вышли в Маю на Пескадорских островах, куда прибыли 2 декабря. Там на "Атаго" поднял свой флаг главнокомандующий Соединением Южных районов вице-адмирал Нобутаке Кондо.

 

Распределение весов на "Такао" после модернизации, в тоннах

Структура корпуса

4571 (+484)

Броня и защита

2393 (+25)

Арматура

564 (+44)

Неподвижное оборудование

198 (+18)

Подвижное оборудование

402 (+88)

Механизмы

2746 (+75)

Вооружение

1997 (+248)

Топливо (67%)

1563 (-192)

Резервная котельная вода (67%

105 (0)

Легкое топливо и смазочное масло (67%)

64 (+8)

ПТЗ

253 (-29)

ВСЕГО

14838 (+771)

Вес вооружения распределялся так: орудия 1248 т (+82), торпедное вооружение 203 т (+36), электрооборудование 426 т (+67), авиаоборудование 82 т (+51), штурманское 18 т (+12).