7.1. Подготовка программы.

 

Как уже говорилось, после подписания 22 апреля 193 0 года Лондонского договора Японии было запрещено строить дополнительные крейсера с 203-мм орудиями ("класса А" по японской классификации), но разрешалось до 31 декабря 193 6 года довести состав крейсеров с главным калибром не выше 155 мм до общего стандартного водоизмещения 100450 Т. Такой калибр вместо привычных 152 мм был принят по той причине, что именно 155-мм пушки несли первые пост­роенные после мировой войны легкие французские крейсера типа "Дюге Трюэн". Легкие же японские крейсера, кроме нескольких совсем устаревших, несли всего лишь 140-мм орудия. И известные своим максимализмом японцы выбрали главный калибр своих следующих крейсеров под разрешенные пределы, да и число стволов постарались увеличить до мак­симума. Их не остановило ни то, что 155-мм орудия никто, кроме французов, так и не использовал, ни дополнительные технологические трудности, неизбежные при появлении орудий и боеприпасов нового калибра, ни чисто физиологи­ческие проблемы (если уж 152-мм снаряды оказывались тяжелыми для японских матросов, то что говорить о 155-миллиметровых, суливших увеличение веса на четверть), решение которых требовало разработки и внедрения сложных (а значит и менее надежных) систем подачи, перегрузки и заряжания. Слишком уж велико было желание сделать новые крейсера, как минимум, не слабее существующих "класса А"!

Но оставалась главная проблема: как наскрести необ­ходимый тоннаж, не нарушая установленные лимиты? Ведь в списках флота на 1 апреля 1930 года уже значился 21 легкий крейсер общим водоизмещением 98415 Т: "Тоне" (3760 Т), "Яхаги", "Хирато" и "Тикума" (по 4400 Т), "Тенрю" и "Тацута" (по 3230 Т), 5 типа "Кума" (по 5100 Т), 6 типа "Нагара" (по 5170 Т), 3 типа "Сендай" (по 5195 Т) и "Юбари" (2890 Т). Даже если закрыть глаза на то, что с учетом строительной перегрузки 100450-тонный лимит с лихвой перекрывался, на новое строительство оставалось всего ... 2035 Т. Но договор разрешал вместо крейсеров, срок службы которых истекал в 1937-39 годах, построить новые корабли с тем же суммарным тоннажем (статья 19). Корабли, выходившие за рамки уста­новленных пределов суммарного водоизмещения, должны были до 31 декабря 1936 года постепенно выводиться из строя (статья 16). Общий тоннаж новых судов, построенных взамен старых, не должен был превышать 91000 Т (статья 20). Пришлось японцам заняться арифметикой: "Тоне" и три корабля типа "Яхаги" (всего 16960 Т) уже перешли предельный срок службы, "Тенрю" и "Тацута" (всего 6460 Т) достигали его в 1935 году, а"Кума" (5100 Т)-в 1936-м. В добавок Японии разрешалось заменить "Тама" новым кораблем, законченным в течение 1936 года. Всё вместе давало 35655 Т, которые можно было использовать до 1936 года включительно. Наконец, хотя "Кисо", "Китаками" и "Ои" (вместе 15300 Т) достигали предельного срока службы в 1937 году, статья 19 договора позволяла использовать их тоннаж на постройку крейсеров, заложенных в 1934 году. Итого на новое строительство набиралось 50955 Т — не так мало! Поскольку водоизмещение одного крейсера, независимо от калибра его орудий, не должно -было превышать 10000 Т, МГШ подсчитал, что лучше всего построить 4 крейсера по 8500 Т (34000 Т) до 1936 года, а затем еще 2 по 8450 Т (16900 Т).

Подписание договора привело к полной ревизии кораб­лестроительной политики императорского флота. Первый вариант новой программы уже 27 июня предложили замес­титель начальника МГШ адмирал Осуми Нагано и заместитель министра ВМФ Сейзо Кобаяси (Секретный декрет по флоту Wai 15), а затем начальник МГШ Наозане Танигучи и министр ВМФ Такеси Такарабе (Секретный декрет №116). Он включал постройку четырех крейсеров по 8500 Т (будущие типа "Могами"), 18 эсминцев по 1400 Т (будущие типа "Хацухару"), небольшой 9850-Тонный авианосец (корабли менее 10000 Т не учитывались при подсчете общего тоннажа авианосцев, ограниченного Ва­шингтонским договором, и Япония чаще других стран пользовалась этим условием), 9 подводных лодок (1 в 1900 Т - будущая "И-6", 6 по 1400 Т - будущие типа "И-68" и 2 по 700 Т - будущие типа "Ро-33"), а также 44 корабля, не попадавших под договорные ограничения. Эту программу уже новый министр ВМФ Кийокасу Або представил премьер-министру Осачи Хамагучи 7 октября для обсуждения на заседании кабинета министров. Общая стоимость почти в 423 млн иен показалась кабинету чрезмерной. Флот, как обычно, быстро пошел на компромисс, сократив число не попадавших под ограничения судов до 27, а стоимость программы до 355,5 млн иен. Но хитрость не удалась и следующий вариант, представленный кабинету 22 октября после уменьшения бюджета министром финансов до 225,34 млн иен, содержал 4 крейсера, 10 эсминцев, 6 1400-Тонных подлодок и всего 5 "недоговорных" кораблей. Это было уже слишком оскор­бительно для флота и на компромисс теперь пошел премьер, разрешивший увеличить число эсминцев до 12, "недого­ворных" судов до 14 и вернуться к первоначальному варианту с подлодками. Эту программу кабинет одобрил 11 ноября, 15 ноября её представили начальнику МГШ, а приняли на 59-й сессии парламента (24.12.1930-27.03.1931). Всего по ней в течение 1931/32-1936/37 финансовых годов следовало построить 39 кораблей общей стоимостью 247,8 млн иен. Сначала эта программа была известна как "Программа 1931 года по замене вспомогательных кораблей", а затем как "Пер­вая программа по замене кораблей" или неофициально как "Программа I".