7.6. Энергетическая установка и механизмы.
Чтобы получить скорость 37 узлов на новых крейсерах надо было повысить мощность механизмов до 152000 л.с. Расположение турбин отличалось от принятого на крейсерах "класса А": турбины носовых МО вращали внутренние валы, а кормовых - внешние. Несмотря на большую мощность, ЭУ оказалась легче, удельная мощность достигала 61,5 л.с./т против 48,8 на типе "Такао".
Каждое КО имело свой пост управления, каждое МО имело пост управления и связи, а носовые - еще и пост контроля. ЭУ крейсеров "класса В" должна была стать стандартной для будущих авианосцев и больших крейсеров. В противоположность прежним крейсерам ("класса А" и легким) КО и МО нумеровались так, что нечетные шли по правому борту, а четные по левому, как это уже сделали для орудий, прожекторов, ТА и прочего.
7.6.1. Турбины.
Корабли имели по четыре турбоагрегата типа Канпон, каждый из которых располагался в своем МО и на полном ходу вперед развивал 38000 л.с. при 340 об./мин. на гребном валу. Машинные отделения (два носовых и два кормовых) разделялись продольной и поперечными переборками. Турбоагрегат состоял из трех турбин переднего хода (высокого, среднего и низкого давления), которые зубчатыми передачами выводились на один вал (планетарная передача с 3 шестернями), и турбины заднего хода (10000 л.с., 220 об./мин. на гребном валу), размещенной в корпусе ТНД. Два агрегата носовых МО имели ещё по турбине крейсерского хода (на валу 2770 л.с. и 1076 об./мин.), соединенной черед редуктор с ТСД. Все турбины были одноступенчатые (однороторные) и однопоточные (импульсные), кроме двухпоточных ТНД. Роторы изготавливались из твердой стали, лопатки - из нержавеющей стали В.
На полном ходу ТКХ отсоединялись от валов ТСД и пар от котлов проходил прямо на первую ступень ТВД. На крейсерском пар сначала проходил ТКХ, затем ТВД, ТСД, ТНД и поступал в конденсор. Весь турбоагрегат, включая ТКХ, ТВД, ТСД и ТНД, на крейсерском ходу развивал на валу мощность 3750 л.с. при 140 об./мин. гребного винта, а при перегрузке 5740 л.с. при 165 оборотах. Предельные цифры на испытаниях - 10000 л.с. при 200 оборотах.
7.6.2. Редукторы.
Имелось четыре главных редуктора и два крейсерских. Главные имели два зубчатых колеса (по 438 зубьев длиной 620 мм) на гребном валу, с которыми зацеплялись две шестерни на валу ТВД (передаточное отношение 6,738), а другой стороны две шестерни на общем валу ТСД и ТНД (передаточное отношение 7,684). Колеса и шестерни имели спиральные зубья, вес редуктора достигал 39,5 т, выходное число оборотов в минуту 340. Одношестеренный крейсерский редуктор между ТКХ и ТСД имел передаточное отношение 4,457.
7.6.3. Конденсоры (холодильники).
Однопоточные холодильники типа "Унифлюкс" размещались в каждом МО вдоль корпуса ТНД. Общая площадь охлаждения составляла 5141 м2 (по 1284,9 м2 в носовых МО и по 1285,4 м2 в кормовых). Каждый имел по 5708 трубок длиной 4,5 м и внешним диаметром 16 мм, по 2 паровых эжекционных охладителя производительностью 155 т/ч, по 2 паровых эжекционных насоса с турбоприводом (производительность 120 т/ч на первой паре крейсеров и 130 т/ч на второй), водяной циркуляционный насос с турбоприводом (производительность 1100 т/ч).
7.6.4. Котлы.
Трехколлекторные водотрубные котлы типа Канпон с нефтяным отоплением имели перегреватели и предварительный подогрев пара воздухом. Рабочее давление в паровом коллекторе равнялось 23 атм., а в коллекторе перегретого пара (300°С) 22 атмосферы.
"Могами" и "Микума" имели по 10 котлов (8 "больших" и 2 "малых") в девяти КО: котлы "большого" типа размешались в своих КО (№№2-9), разделенных переборкой по ДП, а "малые" - в КО №1 бок о бок без переборки по ДП. Дым от котлов №№1-6 выносился через носовой дымоход, а котлов №№7-10 через кормовой. Общая длина всех КО была 44,24 м.
После модификации проекта в 1933 году число котлов уменьшили до восьми "большого" типа и такую схему приняли для "Судзуя" и "Кумано". Все котлы располагались в своих отделениях с центральной переборкой. Новые "большие" котлы имели увеличенный с 37 до 42 м3 объём камеры сгорания, 8 больших и 2 малых нефтяных форсунки, размеры парового коллектора: 1420 мм диаметр и 5230 мм длина, водяного - соответственно 640 м 5270 мм, коллектора перегретого пара 450 и 2425 м. Расстояние между паровым и водяным коллекторами равнялось 3300 мм. Носовой дымоход обслуживал 4 передних котла, кормовой - 4 задних. При той же площади поверхности нагрева уменьшение числа котлов сократило длину всех КО до 40,32 м.
7.6.5. Вспомогательные механизмы.
Генераторы. Имелось 5 генераторов общей мощностью 1400 кВт (напряжение 225 В): три по 300 кВт с турбинным приводом и два по 250 кВт с дизельным. Из пяти генераторных постов 4 располагались под броневой нижней палубой: два перед КО и два за МО (по 2 на борт, по бокам от снарядных погребов). Пятый генератор на первой паре крейсеров размещался на средней палубе с правого борта недалеко от мидель-шпангоута, а на второй - на нижней палубе с левого борта, перед генератором №2.
Вспомогательные механизмы в машинных отделениях. Большинство вспомогательных механизмов в МО и КО имели турбинные приводы, причем турбины работали на тех же параметрах пара, что и главные. Каждое МО имело по 4 горизонтальных вентилятора: 2 с турбо- и два с электроприводом, по одному вытяжному (производительность 800 м3/ мин.) и нагнетательному (производительность 650 м3/мин.) каждого типа. Кроме того, пост управления турбинами имел вентилятор производительностью 15 м3/мин., размещенный слева и спереди МО. В каждом МО для смазки имелось 3 масляных насоса производительностью по 100 Т/ч с турбоприводом (на "Судзуя" и "Кумано" 2 по 150 Т/ч), 1 масляный охладительный насос (400 Т/ч) с турбоприводом, масляный радиатор с водяным охлаждением, подогреватель котельной воды (185 Т/ч, поверхность нагрева 38,24 м2), пожарный и трюмный насос с электроприводом (30 Т/ч). Три электронасоса для перекачки топлива производительностью 30 Т/ч располагались спереди и позади ЭУ и в носовом МО левого борта, а в МО № 1 и №2 имелось ещё по центробежному электронасосу производительностью 80 Т/ч.
Вспомогательные механизмы котельных отделений. Система питания котлов состояла из четырех главных питательных центробежных насосов с турбоприводом производительностью по 190 Т/ч (на второй паре 150 Т/ч) и 8 вспомогательных поршневых производительностью 85 Т/ч (на первой паре ещё 2 по 70 Т/ч), а также восьми подогревателей котельной воды (в дополнение к четырем, расположенным в МО) с поверхностью нагрева 44,2 м2 (на первой паре 8 по 38,9 и 2 по 29,4 м2). Система вентиляции насчитывала по два вертикальных осевых вентилятора с турбоприводом на котел: на первой паре это были 4 вентилятора производительностью по 1150 м3/мин. и 16 по 1300 м3/мин., а на второй-16 по 1500 м3/мин. Система впрыска топлива имела насосы для форсунок и подогреватели нефти (8 площадью по 5,09 м2, плюс ещё 2 по 4,59 м2 на первой паре), а смазочная система- 8 масляных насосов производительность 10 Т/ч (на первой паре 4 по 10 и 6 по 5 Т/ч) и 8 охлаждающих насосов производительностью по 24 Т/ч (на первой паре 4 по 24 и 6 по 12 Т/ч). Когда корабль стоял в базе для вентиляции и впрыска топлива использовались вспомогательные устройства с электроприводом: 2 насоса для форсунок по 0,75 Т/ч и 2 вентилятора по 240 м3/ч.
Система очистки воды. Состояла из двух установок в носовых МО производительностью по 144 Т/сутки, каждая из которых имела испаритель площадью 29,1 м2, дистиллятор (33,18 м2), радиаторы дренажной воды и выхлопного воздуха, аксиальные турбонасосы для дистиллята (по 10 Т/ч), для извлечения воды (по 20 Т/ч) и опреснительный насос (200 Т/ч).
Якорный и рулевой приводы. Носовой брашпиль с приводом от двух 100-сильных электромоторов развивал подъёмную силу 31,8 Т при скорости 9 м/мин. Кормовой брашпиль имел привод от одного из гидромоторов рулевой машины, развивая 8,4 Т при 9 м/мин. Рулевой привод имел несколько гидроцилиндров на каждый руль, размещенных в рулевом отсеке, которые работали от двух электронасосов.
Перекладка пера руля из одного крайнего положения в другое (70°) производилась за 30 с.
7.6.6. Вес механизмов.
Общий вес механизмов на корабле достигал 2440 т при удельной мощности 61,5 л.с./т. Распределение весов для "Судзуя": главные турбины 580 т, валы и винты 280 т, вспомогательные турбины 160 т, котлы 520 т, труба и дымоходы 90 т, трубопроводы 387 т, разное 153 т, нефть и вода 270 т.
7.6.7. Выходная мощность и скорость.
По проекту ожидалась 152000 л.с. и 37 узлов при 340 об./ мин., диаметре винтов 3,8 м, их шаге 4,28 м и площади рабочей поверхности 8,07 м2. Результаты испытаний представлены в таблице:
Крейсер |
Дата |
Место |
Водоизмещение, т |
Скорость, уз. |
Мощность, л.с. |
"Могами" |
20.03.1935 янв. 1938** |
Укурадзима там же |
12669 13600 |
35,96 34,73 |
154266* 152432 |
"Микума" |
14.06.1935 |
Кошикадзима |
12370 |
36,47 |
154056 |
"Судзуя" |
нояб. 1935 18.08.1937 |
Татейяма там же |
13000 13636 |
36,5 35,5 |
? 160020 |
"Кумано" |
17.08.1937 |
Кии Суйдо |
13513 |
35,36 |
153698 |
*Могами" при водоизмещении 12464 т на форсировке достиг 160912 л.с. и 36,44 уз. (337 об./мин.).
** После второй модернизации.
7.6.8. Дальность плавания.
По проекту максимальный запас топлива принимался равным 2280 т, дальность ожидалась 8000 миль на скорости 14 узлов. После укомплектования в 1935 году запас топлива оказался 2389 т, а дальность 14 узлах 7673 мили. Во время второй модернизации запас топлива на "Могами" и "Микума" уменьшили до 2215 т, а на "Судзуя" и "Кумано" до 2302 т, поэтому дальность сократилась до 7000-7500 миль.