8.3. Характеристики корпуса.
8.3.1. Общие данные по водоизмещению и размерениям.
|
"Могами" |
"Тоне" |
Дата |
1937/38 |
1938 |
Длина полная, м |
200,6 |
201,6 |
Длина по ВЛ, м |
198,3 |
198,0 |
Длина между п. п., м |
189,0 |
189,1 |
Ширина максимальная |
20,51 |
19,42 |
Ширина по ВЛ, м |
19,152 |
18,53 |
Ширина шельтердека, м |
20,6 |
18,06 |
Высота от киля до ВП, м |
10,75 |
10,90 |
Средняя осадка, м* |
6,1 |
6,47-6,55 |
Высота ВП над водой (при проектной осадке) нос/середина/корма, м |
(5,5) 8,0/5,5/4,9 |
(6,225) 7,475/4,93/4,625 |
Водоизмещение: стандарт. Т / нормальн./ полное, т |
12400/14112/15057 |
11213/13110/ 15200 |
* оценивалось для нормального водоизмещения на испытаниях с 67% запасов.
Коэффициенты корпуса при водоизмещении с 67% запасов
|
"Могами" (1935 г.) |
"Кумано"(1937 г.) |
"Тоне" (1938 г.) |
Главные размерения, м |
197x18x5,5 |
198x20,2x5,9 |
198x19,4x6,225 |
Коэффициент полноты водоизмещения |
0,5587 |
0,5560 |
|
Цилиндрический коэффициент продольной полноты |
0,6310 |
0,6325 |
|
Коэффициент полноты мидель-шпангоута |
0,8855 |
0,8770 |
|
Коэффициент полноты ватерлинии |
0,7340 |
0,7300 |
|
Максимальная погруженная площадь в средней части |
88 м2 |
105 м2 |
|
Отношение длины к ширине |
10,944 |
9,81 |
10,21 |
Отношение осадки к длине |
0,0279 |
0,0298 |
0,0314 |
Отношение ширины к осадке |
3,2750 |
3,4250 |
2,96 |
8.3.2. Особенности конструкции корпуса.
Как и крейсера "класса А", "Тоне" и "Тикума" имели волнообразную форму верхней палубы со значительным подъемом к носу. Но в корме корпус был повышен, поскольку экономить на его весе было уже не обязательно. Форштевень имел характерную S-образную форму и большой развал шпангоутов, а конструкция носа усиливалась за счет уменьшения носовых шпаций до 600 мм. В отличие от крейсеров "класса А" на крейсерах этого типа бортовая броня не проходила по внешней обшивке, а от места стыка со скосом бронепалубы резко уклонялась внутрь корпуса. Ниже ватерлинии имелись небольшие були, за счет которых ширина корпуса увеличивалась до 19,42 м, делая эти корабли более устойчивыми на бортовой качке.
Японцы в стремлении получить высокую скорость при относительно небольшом водоизмещении и мощном вооружении, чрезмерно заостряли обводы своих крейсеров в оконечностях. Но корабли с острыми обводами приобретали отвратительную килевую качку, поскольку носовая часть при размахе не всплывала на волне, а прорезала ее. Положение усугублялось низким надводным бортом и перегруженными оконечностями: корпуса японских крейсеров имели большой момент инерции относительно поперечной оси. В данном же случае сосредоточение артиллерии ГК в носовой части (центр тяжести за счет надстройки и последних башен смещался к середине) и более полным ее обводам получалась более устойчивая артиллерийская платформа.
8.3.3. Остойчивость
Благодаря уменьшению "верхнего" веса и более оптимальной форме корпуса эти крейсера имели лучшую остойчивость, чем их ближайшие "собратья" типа "Могами": например, метацентрическая высота при нормальной нагрузке составляла 1,57 м.