3.5. Дальномеры

 

До первой мировой войны японский флот использовал английские дальномеры фирмы Барр и Струд Лтд из Глазго (бинокулярного совмещающего типа), известные у японцев как дальномеры типа "В" или "М". Первый установили еще в 1893 г. на крейсере "Иосино" и эта модель с базой 4 фута (1,22 м) стала основной до 1913 г., когда линейный крейсер "Конго" оборудовали 15-футовыми (4,575-м) дальномерами в башнях ГК №2 и №3 и 12-футовым (3,66-м) типа "В" в боевой рубке. В годы первой мировой войны Оптическая секция МТД начала работы по дальномеру на основе модели Барра и Струда. В 1916 г. был спроектирован и в 1917 г. изготовлен 4,5-метровый дальномер, который установили на линкоре "Ямаширо", приняв на вооружение под названием "типа 5 года" (1916 г.). При сотрудничестве с фирмой Ниппон Оптикал Мэньюфэктори из Нагойя в 1918 г. был создан 10-метровый дальномер типа 7 года, установленный в апреле 1921 г. на линкоре "Нагато". В ноябре 1923 г. прошел испытания 8-метровый дублирующий дальномер, принятый на вооружение как "типа 13". Первый образец получил в августе 1926 г. линейный крейсер "Харуна", ставший по условиям Вашингтонского договора учебным кораблем. В следующем году на вооружение приняли дублирующие дальномеры типа 14 с базой 1,5 м, 2 м, 3,5 м и 6 м. Затем были разработаны дальномеры типа 89 , типа 90 и типа 93 (база 2,5 м, 3 м, 3,5 м и 4,5 м) и типа 94 с базой 10 м. Для определения дистанции до самолетов японцы разработали "полузенитные" дальномеры с базой 2 и 4 м. Все эти дальномеры - бинокулярные совмещающего типа.

После первой мировой войны из Германии завезли стереоскопические дальномеры фирмы Цейсе, из которых б- и 3-метровый установили в качестве зенитных на "Нагато" в мае 1921 г. и в 1923 г. В 1933 г. фирма Ниппон Оптикал Мэн. при технической помощи фирмы Цейсе из Йены разработала зенитный стереоскопический дальномер типа 94 с базой 4,5 м. Он устанавливался вместе с наводящей частью (директором) устройства УЗО типа 94.