4.1. Взлетные платформы и катапульты

 

Эксперименты со взлетными платформами, известными как "скользящие платформы" и появившимися в годы первой мировой войны в британском флоте, проводились в начале 1922 года на линкоре "Ямаширо" (19-метровая платформа располагалась на крыше и стволах орудий башни ГК №2) и легком крейсере "Кисо", который достроили в мае 1921 года с короткой платформой на 4-х стойках вокруг орудия №2 (угол поворота по горизонту 90°). После запусков сухопутных самолетов "Спарроухаук" фирмы Глостер (одноместный, 230 л.с.) и "Пантер" фирмы Парнэлл (2-местный разведчик, 230 л.с.) и палубного истребителя фирмы Мицубиси типа 10 года (300 л.с.) эти платформы весной 1922 года сняли. Несмотря на проблемы с возвращением самолета на борт, 6 крейсеров типа "Нагара" и 3 типа "Сендай" достроили в 1922-25 годах с 10-метровыми неподвижными платформами, проходящими от мостика, где располагался ангар, над 14-см орудием №2. Сконструированные для запуска колесных самолетов, платформы так ни разу и не использовали, и эти крейсера не несли ни Одного самолета, пока на них позже не установили катапульты. Только "Юра" и "Абакума" временно в 1926-27 годах несли на своих платформах гидросамолеты "Кайгун типа 14", но спускались они на воду и поднимались на борт грузовой стрелой, установленной справа от мостика.

Чтобы решить проблему приема самолетов на борт, японцы провели испытания с рельсовыми платформами немецкой фирмы Хейнкель, которые могли выпускать в воздух гидросамолеты. Во время постройки "Фурутака" и "Како" такую платформу длиной 18 м временно (вторая половина 1925 - начало 1926 г) установили на башне №2 линкора "Нагато". С ее помощью произвели пробные запуски сначала 1700-кг гидросамолета "Йокошо" (верфь Йокосука) №1 (Ро-Го) модели А, а затем только что полученных из Германии HD-25 и HD-26.

Изучение катапульт началось в Японии в 1924 г., при этом японцы тщательно следили за исследованиями за рубежом. По требованию МГШ верфь в Куре разработала в октябре 1926 г. 19-метровую катапульту, работавшую на сжатом воздухе. После испытаний в мае 1928 г. на старом броненосце "Асахи" ее приняли на вооружение как "тип Куре Nar и установили затем на крейсерах типов "Аоба" и "Миоко". Была разработана и пороховая версия- "тип Куре №2" (порох DC). С 30.01.1930 г. пневматическая катапульта стала называться "тип Куре №1 модель Г, а пороховая "тип Куре №2 модель Г. Обе могли запускать самолеты весом до 2000 кг со скоростью 26 м/с. Поскольку гидросамолет типа 2 (HD-25) был слишком тяжел для них, пришлось принять более легкие ГСМ типа 15 и типа 90 №2. (см. ниже - 4.2.). Вскоре от использования сжатого воздуха отказались и пневмокатапульты стали применять только на подводных лодках и только в годы войны 45-метровая пневмокатапульта появилась на легком крейсере "Ойодо". Пороховые же (№2) стали стандартными, заменив катапульты №1 на "Аоба" и "Кинугаса" в 1930 г., а типе "Миоко" в 1935 г.

Неподвижные катапульты типа Куре №2 модели 2, принятые на вооружение 16.10.1930 г., в октябре же установили перед мостиком на крейсерах "Юра" и "Кину", а в ноябре 1931 г. на "Дзинцу". На "Юра" она заменила экспериментальную "пружинного" типа, разработанную в 1926 г. и установленную в апреле 1930 г. Столь быстрая замена катапульты обуславливалась многочисленными авариями, которые происходили с "пружинным" образцом.

В 1931 г. была разработана и 12.08.1932 г. принята улучшенная версия катапульты - типа Куре №2 модель 3. Ее модифицированные версии (модиф.1 с менее высокой скользящей платформой и модиф.2 с более низким поддерживающим кольцом) приняли 18.01.1933 г. Катапульты №2 модель 3 стояли на линкорах (кроме "Хией" и "Фусо"), тяжелых крейсерах типов "Такао", "Могами", "Миоко" (после модернизации) и "Фурутака"(после модернизации), 5500-тонных крейсерах (кроме "Ои", "Китаками" и "Кисо") и минзаге "Окиносима"). 29.06.1933 г. приняли укороченную версию - типа Куре №2 модель 4, предназначенную для установки на башне линкора. Но такую катапульту установили только на башне №3 линкора "Фусо", поскольку более удобным оказалось размещать катапульты на шканцах.

В 1937 г. разработали, а 21.10.1938 г. приняли на вооружение катапульту типа Куре №2 модель 5, способную запускать более тяжелые самолеты. Такие катапульты устанавливали на модернизированных линкорах и крейсерах "класса А" (кроме типа "Фурутака"), крейсерах типов "Могами", "Тоне" и "Касима", на "Яхаги", "Сакава" и "Ойодо" (в марте 1944 г.), на базах гидросамолетов "Мидухо", "Читосе", "Чиода", "Тайгей", "Цугару".

В 1939-40 гг. разработали более тяжелую и длинную катапульту, принятую в 1941 г. как "тип 1 №2 модель 11". Ею оснащались суперлинкоры "Ямато" и "Мусаси", база "Миссии", а также "Исё" и "Хьюга" после реконструкции в линкоры-авианосцы в 1943-44 гг.

Пневматические катапульты (№1) разрабатывались, в основном, для подводных лодок. Прототип испытывался в мае 1933 г. на "И-51" и 15 июля эту катапульту приняли на вооружение как типа Куре №1 модель 2. Она могла запускать самолеты весом до 1200 кг. Первый серийный образец установили на "И-5", а слегка модифицированные "№1 модель 3" и "№1 модель 3 модиф." - соответственно на "И-6" и "И-7". Они могли запускать небольшие ГСМ типов 91 и 96. Для запуска более тяжелого типа 0 (малого) в 1939 г. приняли более мощную катапульту типа Куре №1 модель 4, которую установили на подлодках типа "И-15", а также на "И-8" и "И-9". В начале 40-х годов разработали еще более мощные пневматические катапульты: "тип 2 №1 модель 10" (принята в 1942 г.), которую установили на крейсере "Ойодо", и "тип 4 №1 модель 10" (принята в 1944 г.) - на подлодки типа "И-14" и "И-400".

 

Тип

Длина наибольшая / рабочая, м

Запускаемый вес, кг

Ширина, м

Скорость, м/с

Ускорение

Куре №1 модель 1

19,4/15,4

2000

1,2

26

2,5 g

Куре №2 модель 1

19,4/15,4

2000

1,2

26

2,5 g

Куре №2 модель 2

17,0/15,4

1700

1,2

26

2,5 g

Куре №2 модель 3

19,4/15,4

3000

1,2

28

2,7 g

Куре №2 модель 4

17,4/15,4

3000

1,2

28

2,7 g

Куре №2 модель 5

19,4/15,4

4000

1,2

28

2,7 g

Зеро №2 модель 11

25,6/21,0

5000

1,2

32

2,7 g

Куре №1 модель 4

19,0/15,0

1600

0,9

26

2,5 g

Ни №1 модель 10

44,0 /35,0

5000

1,5

36

2,5 g

Ши №1 модель 10

26,0/21,0

5000

1,3

34

2,5 g