Приложение 3. Тактика

 

Поскольку вся кампания против США на море выливалась в необходимость остановить направлявшуюся к Японским островам могучую бронированную армаду американских линкоров, противостоять которым в открытом бою Императорский японский флот не мог, ставка была сделана на нанесение противнику в ночь перед боем главных сил массированного торпедного удара. Отряды эсминцев ещё со времен русско-японской войны считались в японском флоте главным оружием в ночных атаках на вражеские корабли. И после первой мировой войны японцы более всего уделяли внимание подготовке своих торпедных флотилий с их лидерами - 5500-тонными крейсерами - для ночных действий. Но из-за постоянного увеличения числа американских 10000-тонных крейсеров, которые предназначались, в том числе, и для защиты ядра флота от торпедных атак лёгких сил противника, в начале 30-х годов пришлось изменить тактику ночного боя. Теперь главная роль отводилась крейсерам "класса А", которые должны были не только защищать флотилии эсминцев и прорывать кольцо охранения линейного флота, но и сами наносить по последнему мощные торпедные удары, имея в бортовом залпе по 8 ТА, как и эсминцы.

Основы тактики японского флота на грядущую войну с США излагались в так называемой "4-й редакции инструкций морского боя". Сами "инструкции" или "Основные правила морского боя" вышли ещё в марте 1892 г. Ими японцы руководствовались в ходе войны с Китаем в 1894-95 годах. На основе опыта той войны в 1901 г. приняли новую инструкцию, которую японский флот применял во время войны с Россией в 1904-05 годах. В марте 1910-го инструкции морского боя были пересмотрены с четким определением принципов действий в бою главных сил (1-го Флота), 2-го Флота, эскадр эсминцев, защиты армейских транспортов и т.п. Во второй раз их пересмотрели в октябре 1920 г. с учётом опыта мировой войны (хотя сам японский флот не вел широкомасштабных боевых действий, его офицеры стажировались на кораблях союзного английского флота) и после проверки на маневрах. Тогда к инструкциям добавились основные принципы преследования и отхода главных сил и использования авиации в бою. Чтобы полнее учесть последние достижения морской техники, в июне 1928 г. появилась "3-я редакция инструкций", а в 1934-м -"4-я редакция", где как раз и появились инструкции для ночного боя, к которым в марте 1940 г. добавились правила использования береговой и палубной авиации. Этой редакции японский флот придерживался в течение всей войны на Тихом океане в 1941-1945 годах.

Так называемое "Соединение Ночного Боя", во многом соответствующее 2-му Флоту и также известное как "Передовое Соединение", согласно разработки 1936 года должно было к началу войны иметь следующий состав:

1) для прорыва внешнего оборонительного кольца американского флота предназначались четыре модернизированных линкора типа "Конго" (3-я эскадра) и 4 крейсера типа "Такао" (4-я эскадра) с бортовым залпом по 8 торпед типа 93;

2) для их поддержки и проведения торпедных атак назначались 3 эскадры крейсеров "класса А": 3 типа "Миоко" (5-я эскадра, четвертый корабль - "Асигара" должен был стать флагманом Флота Южных районов и одновременно флагманом 16-й эскадры крейсеров) с бортовым залпом по 8 торпед, 4 типа "Могами" (7-я эскадра) и 2 типа "Тоне" (ожидалось 4) 8-й эскадры с бортовым залпом по 6 торпед каждый;

3) непосредственно торпедные атаки должны были проводить 3 крейсера 9-й эскадры с тяжелым торпедным вооружением из 20 торпед на борт ("Ои", "Китаками" и "Кисо");

4) главные же атаки возлагались на 2 флотилии эсминцев 1-го класса (32 корабля типов "Асасио" и "Сирацую", лидеры "Дзинцу" и "Нака") с бортовым залпом по 8 торпед типа 93.

Эскадрой линкоров типа "Конго" должен был командовать контр-адмирал, специалист по торпедному бою. В августе 1940 г. планировалось поддерживать "Соединение Ночного Боя" новыми быстроходными линейными крейсерами проекта "В-64/65", которые должны были заменить корабли типа "Конго". В случае необходимости поддержку могли оказать и корабли 1-го Флота (линейного): 6-я эскадра из 4 крейсеров "класса А" типов "Фурутака" и "Аоба" с бортовым залпом по 4 торпеды типа 93, 1-я флотилия эсминцев в составе легкого крейсера "Абакума" и 16 эсминцев типов "Фубуки" и "Хацухару", а также 3-я флотилия в составе легкого крейсера "Сендай" и 14 эсминцев типа "Фубуки" (по 6-9 торпед типа 93 или 90). Все эти корабли могли сводиться в четыре ночные боевые группы, не считая ядра из 3-й, 4-й и 9-й эскадр:

группа 1: 5-я эскадра (3 крейсера типа "Миоко") + 2-я флотилия (крейсер "Дзинцу" и 16 эсминцев);

группа 2: 7-я эскадра (4 крейсера типа "Могами") + 4-я флотилия (крейсер "Нака" и 16 эсминцев);

группа 3: 6-я эскадра (4 крейсера типа "Аоба"/"Фурутака") + 1-я флотилия (крейсер "Абакума" и 16 эсминцев);

группа 4: 8-я эскадра (2 крейсера типа "Тоне") + 3-я флотилия (крейсер "Сендай" и 14 эсминцев).

Ночной бой предполагалось вести с использованием прожекторов, осветительных снарядов и бомб, сбрасываемых бортовыми гидросамолетами крейсеров "класса А", бесвспышкового пороха и устройств инфракрасной связи. Большие преимущества сулили дальнобойные и быстроходные кислородные 61-см торпеды типа 93 с огромным зарядом взрывчатки. Прекрасно отработанная тактика, отличная матчасть и блестящая выучка личного состава позволили японцам в первый год войны добиться потрясающий успехов в ночных боях, даже против противника, обладавшего радаром. Почти без потерь со своей стороны отряды из крейсеров "класса А" разгромили союзников в Яванском море, в бухте Бантен, у острова Саво. Несколькими громкими ночными победами могли похвастать и японские эсминцы. Даже американские линкоры предпочитали ночью уступать поле боя метко стрелявшим тяжелым японским крейсерам, опасаясь к тому же их смертоносных торпед, прозванных "Длинные мечи". Но обо всем этом - во втором томе...