Введение

 

Боевая деятельность японских тяжелых крейсеров в ходе войны на Тихом океане отличалась необычайно широким диапазоном решаемых с их помощью задач. Вряд ли какие-нибудь другие корабли Императорского японского, да и любого другого, флота участвовали в таком же большом количестве операций, часто заканчи­вающихся ожесточенными схватками. Трудно даже себе представить, насколько менее интересной для современ­ного читателя была бы история второй мировой войны на море, если в ней не рассматривать события, так или иначе связанные с японскими тяжелыми крейсерами. Созданные и прекрасно подготовленные для надводного морского боя, они вполне оправдали вложенные в них средства и усилия, оказавшись бессильными только против стремительно набиравших мощь в ходе войны палубной авиации и подводных лодок, которые и по сей день остаются, пожалуй, самым эффективным морским тактическим оружием, которое в свое время подписало приговор всем крупным артиллерийским кораблям.

Само начало войны против США авиационной ата­кой их флота в Перл-Харбора сразу поставило крест на долго вынашиваемых японскими адмиралами планах генерального эскадренного сражения, перед которым тяжелые крейсера могли проявить себя во всем блеске. Но и без него они доставили массу неприятностей своим противникам (часто с явным катастрофическим оттен­ком), о чем красноречиво свидетельствует количество потопленных с их участием кораблей и судов США, Британской империи и Нидерландов. И хотя Импера­торский флот, надеясь на свое тактическое превосходст­во в классическом морском сражении, в ходе всей войны неоднократно пытался устроить американцам "вторую Цусиму", те, наученные горьким уроком Перл-Харбора, предпочитали топить грозные артиллерийские корабли противника задолго до сближения, используя палубную авиацию, темпы строительства которой японцы слиш­ком рано потеряли. Славные времена лихих артиллерийско-торпедных боев первого года войны на Тихом океане быстро прошли, и тяжелым крейсерам вместе с грозными линкорами пришлось осваивать новую роль быть зенитным щитом немногих оставшихся авианос­цев. И хотя нет точных данных о числе сбитых ими самолетов, можно смело сказать, что с последней зада­чей японские тяжелые крейсера не справились, оказав­шись не в состоянии защитить не только авианосцы, но и самих себя - в тех случаях, когда и до них доходила очередь.

При описании операций и боев с участием японских тяжелых крейсеров автору трудно было удержаться от того, чтобы не представить их как можно более подроб­но, а не просто в виде перечисления событий по принци­пу «вышел-пострелял-вернулся». Да и невозможно да­вать информацию только об этих крейсерах в отрыве от общей картины операции или боя, где кроме них участ­вовали корабли других классов, как с японской, так и с противной стороны. Тем более, что в изданной на рус­ском языке литературе, посвященной войне на Тихом океане, большинство интересных подробностей оста­лось «за кадром». Приятное исключение составляет только вышедший 50-тысячным тиражом перевод дило­гии Уолтера Лорда «День Позора. Невероятная побе­да», в которой подробно и в блестящем стиле рассказы­вается о налете на Перл-Харбор и сражении у атолла Мидуэй. Поэтому в данной книге об этих ключевых эпизодах войны упоминается вскользь. Зато подробно приводятся составы сторон во всех операциях и опера­тивная организация японского флота на каждом из этапов войны, чего на взгляд автора очень не хватает изданиям на эту тему.