2.2. Действия в районе Алеутских островов.

 

2.2.1. Состав сил и планы сторон.

 

Для борьбы с подвозом японских подкреплений и снабжения на острова Атту и Кыска американское ко­мандование сформировало оперативное соединение контр-адмирала Макморриса из крейсеров и эсминцев. Это соединение, приступившее к действиям на подходах со стороны Японии и Курильских островов, начало перехватывать японские транспорты и обстреливать со­оружения на Атту. Активно действовала и американская базовая авиация, 5 января она потопила 6577-тонный транспорт у Кыски и 6101-тонный у Атту, оба заполнен­ные войсками и техникой.

Японское командование решило усилить 5-й Флот вице-адмирала Хосогая еще одним тяжелым крейсером и несколькими легкими кораблями, чтобы он смог на­вести порядок в северных водах. 23 февраля, на следую­щий день после прибытия в Оминато, «Майя» вышел на Парамушир, куда прибыл 27-го. Там к нему 4 марта присоединился флагманский «Нати». Под их эскортом с 7 по 13 марта был проведен конвой на остров Атту. 23 марта (22-го по времени западного полушария) Хосогая снова вышел в море, имея с собой тяжелые крейсера «Нати» (флагман), «Майя», легкие «Тама» и «Абукума», 4 эсминца и 3 транспорта со снабжением для Атту. Этот выход привел к столкновению с оперативной группой TG 16.6 флота США.

 

2.2.2. Бой у Командорских островов 26/27 марта 1943 года.

 

26 (27-го по японскому времени) марта оперативная группа Макморриса в составе старого легкого крейсера «Ричмонд» (флагман), тяжелого «Солт Лейк Сити» и 4 эсминцев 14-й флотилии крейсировала с севера на юг и обратно в 180 милях к западу от Атту и в 100 милях к югу от ближайшего из Командорских островов. Ско­рость 15 узлов, курс NbE, строй - любимая американца­ми кильватерная колонна с двумя эсминцами в авангар­де и арьергарде. Практически тем, же курсом, но не­сколько впереди двигалась колонна Хосогая: «Нати» (флагман), «Майя», «Тама», эсминцы «Вакаба» и «Хацусимо», «Абукума» (флаг командира 1-й флотилии контр-адмирала Томокадзу Мори), эсминец «Икадзучи», быстроходные 7000-тонные вспомогатель­ные крейсера «Асака Мару» и «Сакито Мару» (использовались как транспорты) и эсминец «Инадзума». Хосогая шел на рандеву с тихоходным гру­зовым транспортом «Санко Мару», который был послан вперед под эскортом эсминца.

Вскоре после рассвета радары головного американ­ского эсминца и флагманского крейсера «Ричмонд» об­наружили почти прямо по курсу на расстоянии 7,5-12 миль пять целей. В то же время штурман с «Асака Ма­ру» заметил позади мачты сначала одного корабля, за­тем нескольких. Хосогая приказал своим кораблям во­рочать последовательно вправо на SE, чтобы принять бой, а обоим вспомогательным крейсерам - следовать прежним курсом. Японцы имели почти двойное превос­ходство в силах (4 японских крейсера имели в бортовом залпе 20 203-мм и 12 140-мм орудий против 10 203-мм и 7 152-мм, не считая многократного преимущества в тор­педных аппаратах) и были на 2-3 узла быстроходнее. Но Макморрис, надеясь на поддержку базовой авиации, решил не спешить с отходом, а сначала попробовал по­гнаться за транспортами. Самолетов для корректировки американцы не запускали: на «Солт Лейк Сити» для него не было бензина, а самолет «Ричмонда» адмирал решил использовать чуть позже. Японцы же запустили один или два с «Нати», но из-за мощного зенитного огня аме­риканских кораблей пользы от корректировщиков ни­какой не было.

В 08.40, еще до того как американцы сомкнули строй для боя, японские крейсера открыли огонь по «Ричмонду» с дистанции 100 каб., уже вторым залпом добившись накрытия. Затем их внимание переключи­лось на «Солт Лейк Сити» - самого сильного оппонента, к тому же досадившего японцам у мыса Эсперанц. В 08.42 «Свэйбэк Мару» (качающийся корабль), как наполови­ну по-английски и наполовину по-японски называли американцы свой тяжелый крейсер за его стремитель­ную бортовую качку, стал отвечать, попав в «Нати» на третьем и четвертом залпах с дистанции 90 каб. На японском флагмане начался пожар, правда, быстро по­тушенный (скорее всего попаданий не было, а за пожар американцы приняли вспышки при выстрелах).

Хосогая продолжал идти на сближение, чтобы по­скорее реализовать свое преимущество в артиллерии и торпедном вооружении. Макморрису ничего не остава­лось делать, как забыть про транспорты и начать отход. В 08.45 он приказал круто повернуть на 40° влево и уве­личить ход до 25 узлов. Вдруг «Нати» прекратил стрельбу. Невнимательность его механиков привела к тому, что при увеличении хода парогенераторы оказа­лись без пара (их рано переключили на котел, еще не на­бравший давления), и корабль на время лишился элек­троэнергии. Орудия застыли почти на крайнем угле воз­вышении, зато «Майя» стрелял исправно. В 08.46 «Нати» выпустил 8 торпед, которые из-за большой дистанции и резкого отворота американцев прошли мимо. Спустя 4 минуты в «Нати» попали два 203-мм снаряда: один по­рвал антенну на грот-мачте, а другой взорвался в носо­вой надстройке с правого борта, убив и ранив несколько человек. Еще через 2 минуты попал и третий снаряд - в торпедное отделение, где снова были жертвы. Осколки от близких разрывов засыпали мостик.

«Ричмонд» стрелял очень редко, поскольку дистан­ция в 90 кабельтовых была для него чрезмерной. Оба американских крейсера отчаянно зигзагировали, пыта­ясь сбить японцам пристрелку.

Около 09.02 «Тама» вышел из общего строя, повернув вправо почти на 8 румбов. Очевидно он хотел занять по­зицию между американцами и своими транспортами. За ним тот же маневр сделал «Абукума». Только тяжелые крейсера с 4 эсминцами продолжали идти на юг, чтобы отрезать американцев от их баз. После поворота на SW «Майя» в 08.07 выпустил 8 торпед практически вдогонку противнику, которые, естественно, не попали. Но в 09.10 он добился первого попадания 203-мм снарядом в сере­дину «Солт Лейк Сити» с правого борта - прямо в само­лет (погибло 2 человека). Загоревшийся «кингфишер» пришлось сбросить в воду. Через 10 минут «Нати» и «Солт Лейк Сити» получили попадания. Первый сбавил ход и начал гореть, а второй, наоборот, был залит кас­кадами воды от снаряда, попавшего ниже ватерлинии. Очевидно в «Нати» попал 127-мм с эсминца: он прошел через орудийный порт башни №1 и, взорвавшись, пере­бил там всю прислугу. Еще один такой же снаряд разо­рвался над палубой и убил несколько человек (согласно японским данным эти попадания имели место два с лишним часа спустя).

Видя клубы дыма над японским флагманом, контр-адмирал Мокморрис решил, что пора заняться транс­портами и повернул вправо - на север. Но в 09.30, когда главная батарея на «Нати» снова вошла в строй, он вме­сте с «Майя» и эсминцами кинулся в погоню. Тем вре­менем крейсер «Тама» занял позицию справа от амери­канцев на дистанции 90 кабельтовых, чтобы корректи­ровать огонь своих тяжелых крейсеров. Но «Солт Лейк Сити» восемью залпами отогнал его прочь. В 10.02, как раз в неподходящий момент, когда американский тяже­лый крейсер стали накрывать залпы с «Нати» и «Майя», на нем начались проблемы с рулевым приводом - от собственной стрельбы вышел из строя золотник в гид­роприводе рулевой машины. Угол перекладки руля ограничился 10 градусами, но кормовые башни продолжали вести интенсивный огонь. «Нати» и «Майя» сближались постепенно, то и дело маневрируя, чтобы давать полные залпы. Около 200 снарядов упало в пределах кабельтова от «Солт Лейк Сити», пока один 203-мм бронебойный в 10.10 не попал в палубу и не вышел из борта под водой. Теперь о перехвате транспортов не могло быть и речи - Макморрису надо было спасать свои корабли. Амери­канцы в 10.18 поставили мощную дымовую завесу и под ее прикрытием начали отход на SW. Японцы не имели радаров и стреляли только тогда, когда корабли про­тивника появлялись в разрывах густого дыма. «Майя» выпустил 4 торпеды, за ним «Нати» и «Абукума», но дистанция была очень большой. Американцы даже не увидели следов от торпед. Макморрис приказал увели­чить ход до 30 узлов и пошел по направлению к Кам­чатке: «Ричмонд» впереди, «Солт Лейк Сити» в 15 ка­бельтовых за ним, а эсминцы, которые продолжали ста­вить завесу, используя все средства, держались на левом траверзе от концевого крейсера и чуть сзади. С каждой минутой дистанция от Адака увеличивалась, а до Парамушира сокращалась. Так что у японцев становилось больше шансов дождаться своих самолетов, чем у аме­риканцев.

В 11.03 «Солт Лейк Сити» получил четвертое и по­следнее попадание, в результате которого затопило от­сек гирокомпаса и кормовое МО (вода в последнем под­нялась на метр с лишним). Несмотря на 5-градусный крен на левый борт, крейсер еще мог держать высокую скорость. Однако в 11.25 вышло из строя кормовое КО и скорость упала до 20 узлов. Макморрис приказал трем эсминцам прикрыть крейсер торпедной атакой, но в 11.38 отменил приказ, поскольку на «Солт Лейк Сити» смогли ввести в действие котлы. Эта демонстрация атаки все же сыграла свою роль, заставив японцев отвернуть. В 11.50 грянула новая беда: арктическая вода попала в топливо и все форсунки в котлах крейсера вышли из строя. Дав­ление пара упало, остановились генераторы и турбины. Корабль остался без хода и энергии, в 11.55 подняв сиг­нал «Скорость - ноль», причем флаг «Ноль» был тут же пробит японским снарядом. Вряд ли теперь кто-либо по­ставил бы на жизнь «Солт Лейк Сити» даже доллар.

«Нати» и «Майя» находились в 95 кабельтовых на левой раковине своей жертвы, быстро сближаясь и не прекращая стрельбы. С другого борта приближались легкие крейсера, а японские эсминцы выходили в пози­цию решающего торпедного залпа. Нетерпеливый «Хацусимо» выпустили шесть торпед еще в 11.54, но ос­тальные свои сохранили. «Солт Лейк Сити», превра­тившийся в "сидячую утку", продолжал стрелять из кормовых башен под локальным управлением, расстре­ливая последние 15% боезапаса.

В этот критический момент американские эсминцы вышли в торпедную атаку на «Нати» и «Майя» с дис­танции 85 кабельтовых. Но не успели они сблизиться с противником, как увидели, что тот стал поворачивать на запад. Что случилось и почему Хосогая не захотел победы, которая сама падала ему в руки?

Существует несколько объяснений странного по­ступка японского адмирала. Топливо на японских ко­раблях подходило к концу и его могло не хватить до ба­зы. Аналогичная ситуация была с боезапасом (хотя на «Нати» оставалось более 40%, а на «Майя» около 25% снарядов ГК), а то, что крейсер противника потерял ход, Хосогая не видел. Он также опасался американских бомбардировщиков, ожидая их прибытия с минуты на минуту, а его флагман «Нати» в 11.48 получил два опас­ных попадания от трех приближавшихся американских эсминцев. Один из них - «Бейли» (единственный, кто ус­пел выпустить 5 торпед) - получил в ответ два попада­ния 203-мм снарядами и был вынужден отвернуть. За ним последовали и другие.

Спустя несколько минут «Солт Лейк Сити» смог дать ход: сначала 15 узлов, затем 23 узла. В 12.12 против­ники разошлись и американское соединение взяло курс на Датч-Харбор. Японские корабли на следующий день вернулись на Парамушир, включая и все три транспор­та. Так что задачу они свою не выполнили и этот бой (у японцев "бой у острова Атгу") можно записать в актив американцев. Несмотря на явное преимущество против­ника, их потери оказались ничтожными: 7 убитых и 20 раненых, повреждены эсминец и тяжелый крейсер. Хотя японцы выпустили огромное количество снарядов: «Нати» 707 203-мм и 276 127-мм, «Майя» соответствен­но 904 и 9, «Абукума» 95 140-мм и т.д., а также 43 тор­педы.

 

Повреждения крейсера «Нати»

 

Согласно японским данным в крейсер попало только 5 127-мм снарядов: 3 в правый борт около 03.50 и 2 около 06.48 (Токийское время), так что свои 832 203-мм снаряда «Солт Лейк Сити» выпустил в "молоко". Первый снаряд попал в кормовую часть ходового мостика, убив 11 и ранив 21 человека; второй повредил одну из опор грот-мачты; третий попал в самолетную палубу, повредил катапульту, убил 2 и ранил 5 человек в торпедном отде­лении под палубой. Из двух более поздних снарядов один попал справа в лобовую плиту башни №1: башню заклинило, внутри убило 1 и ранило 1 человека. По­следний снаряд попал с правого борта в сигнальную платформу, но повреждения были незначительные. Ко­личество пострадавших оказалось больше, чем у амери­канцев: 14 убитых 27 раненых.

 

2.2.3. Последующие действия тяжелых крейсеров в северных водах.

 

После возвращения на Парамушир «Нати» и «Майя» 31 марта ушли в Йокосуку, где первый ремонтировал повреждения с 3 апреля по 11 мая. «Майя» 15 апреля снова ушел в Оминато, простоял там с 19-го по 27-е, ко­гда ушел на Парамушир, прибыв туда 29 апреля. Вице-адмирал Хосогая за нерешительное руководство боем был отстранен от должности командующего 5-м Фло­том и заменен вице-адмиралом Сиро Кавадзе.

После высадки американцев на острове Атту 11 мая «Майя» под флагом Кавадзе на следующий день вышел в море, но 15-го вернулся в базу, куда в тот же день прибыл вышедший 11-го из Йокосуки «Нати». Оба крейсера простояли в готовности на Парамушире почти 2 месяца (между 18 июня и 5 июля «Майя» уходил в Оминато, где , простоял с 21-го по 1-е), ожидая подкреплений из Японии, чтобы дать бой американскому флоту у Алеутских островов. 19 мая на Парамушир прибыла 5-я эскадра («Миоко» и «Хагуро»), временно приданная Северному Соединению вице-адмирала Кавадзе, который также получил дополнительные подлодки и авиацию. Плани­ровалась и переброска более внушительных сил: 3 лин­коров во главе с гигантским «Мусаси», 4 авианосцев, 5 тяжелых (3 типа «Могами», 2 типа «Тоне»), 2 легких крейсеров и 16 эсминцев. Но эти силы собрались в То­кийской бухте слишком поздно, чтобы реально помочь японским гарнизонам на Алеутских островах, и их пере­ход на север отменили. Зато отсутствие этих кораблей на Труке позволило американцам в конце июня выса­диться на Рендове (Соломоновы острова).

Учитывая сложности снабжения гарнизона Кыски при господстве базовой авиации противника в том рай­оне, японское командование решило провести скрытную эвакуацию войск с этого острова. 10 июля «Нати» и «Майя» вышли с Парамушира для прикрытия эвакуа­ции, но она из-за плохой погоды была отменена. Оба крейсера вернулись в базу 15 июля. После успешной второй попытки эвакуации «Майя» 3 августа ушел с Парамушира в Йокосуку, куда прибыл 6-го для очеред­ного ремонта и модернизации. 5 августа Северное Со­единение было расформировано, корабли 5-го Флота были переданы в только что сформированный Флот Се­веро-Восточного Района. «Нати» 10 августа вышел с Парамушира, прибыв 13-го в Оминато, где простоял в готовности до 6 сентября.