2.4. Деятельность тяжелых крейсеров в южной части Тихого океана до конца второго года войны.

 

2.4.1. Хронология основных событий на море с февраля по октябрь 1943 года.

 

Одновременно с потерей Гуадалканала японцы ста­ли сдавать свои позиции в Новой Гвинее, в январе аме­риканцы захватили один из их аэродромов на севере острова. В попытке усилить свои войска японцы решили перебросить туда еще одну дивизию из Рабаула. Опера­цию планировал вице-адмирал Микава. Конвой в Лаэ из 8 транспортов под эскортом 8 эсминцев контр-адмирала Масатоме Кимуры вышел 28 февраля, но не получил ис­требительного прикрытия. В море Бисмарка со 2 по 4 марта конвой был атакован крупными силами амери­канской авиации, которая потопила все транспорты и эсминцы «Сирйюки», «Арасио», «Асасио», «Токицукадзе».

В заливе Кула между островами Коломбангара и Новая Джорджия 6 марта 3 американских крейсера и 3 эсминца, используя радары, перехватили эсминцы «Мурасаме» и «Минегумо» и быстро потопили их арт­огнем и торпедами.

В апреле японцы приступили к реализации операции "1" Сакусен, которая задумывалась адмиралом Ямамото как возмездие за потерю Гуадалканала. Это была его последняя наступательная акция и основная роль в ней отводилась авиации. Токио распорядился направить ос­новные усилия на Новую Гвинею, но Ямамото решил сначала нанести удар по Гуадалканалу, где имелось дос­таточно соблазнительных целей. Для этого на аэродро­мах Рабаула, Бука, Кахили (на о. Бугенвиль) и Баллале сосредоточились значительные силы 11-го Воздушного Флота (командующий вице-адмирал Кусака), с которы­ми должны были взаимодействовать авиагруппы авиа­носцев 3-го Флота вице-адмирала Одзавы («Сёкаку», «Дзуйкаку», «Дзуньо» и «Хийо»). Командующего 8-м Флотом вице-адмирала Микаву перевели в морской ге­неральный штаб в Токио, а его место занял вице-адмирал Томосиге Самедзима.

Американская разведка опять вовремя узнала о по­явлении большого количества самолетов на северных Соломоновых островах, поэтому американцы хорошо подготовились к отражению воздушных атак, даже бо­лее мощных, чем налет на Перл-Харбор. На Гендерсон Филд сосредоточилось 76 истребителей, в море были по­сланы корабельные радиолокационные дозоры. В ре­зультате 7 апреля японцы смогли утопить только эсми­нец, корвет и танкер, потеряв большое число самолетов (39 по американским и 21 по японским данным). 11 ап­реля японская авиация переключилась на Новую Гви­нею: ценой гибели 6 самолетов из участвовавших в ата­ке 94 они смогли потопить транспорт, повредить еще один (выбросился на берег) и тральщик. 12 апреля состоялся самый массированный налет за все время вой­ны: 174 японских самолета (из них 131 истребитель) ата­ковали Порт-Морсби. Но потопить удалось несколько мелких суденышек в гавани да уничтожить горстку са­молетов на аэродроме. 14 апреля был совершен налет на бухту Милн, где японцы рассчитывали застать 14 транспортов и 50 самолетов на полосе Джили-Джили, но опять результаты не стоили затраченного топлива и бомб. Поэтому 16 апреля Ямамото приостановил опе­рацию "1" Сакусен и приказал палубным самолетам вернуться на свои авианосцы. Японцы заявили о потоп­лении крейсера, двух эсминцев и 25 транспортов и унич­тожении 175 самолетов противника. Реально союзники потеряли эсминец, корвет, танкер, 2 транспорта и 25 са­молетов. Воздушная сила без помощи корабельной ар­тиллерии оказалась также бессильна, как и флот без авиационного прикрытия.

18 апреля адмирал Ямамото со штабом на двух бом­бардировщиках вылетел из Рабаула с инспекцией в Буин на Бугенвиле, но был перехвачен и сбит "Лайтнингами" с Гендерсон Филд. Погибли Ямамото и 6 членов его штаба, вице-адмирал Угаки был ранен. Командующим Объединенным Флотом стал адмирал Минечи Кога.

8 июня в Хиросимской бухте около базы Куре от внутреннего взрыва погребов погиб линкор «Муцу».

30 июня американцы высадились на острова Рендова и Вангуну из группы Новая Джорджия. Японцы пыта­лись атаковать десант авиацией, но сумели торпедиро­вать только флагманский транспорт адмирала Тернера «Маккоулп», который с вечеру затонул (фактически его по ошибке добили своп же торпедные катера). 5 июля береговая батарея острова Мунда потопила эсминец «Стронг». Для снабжения гарнизонов ближайших ост­ровов адмирал Кога приказал вернуться к тактике "Токийского экспресса".

В ночь 5/6 июля в заливе Кула "экспресс" в составе 10 эсминцев (7 использовались как транспорты) под ко­мандованием контр-адмирала Терио Акияма встретил оперативную группу TG 36.1 контр-адмирала Эйнсворта в составе 3 легких крейсеров и 4 эсминцев. В результате японцы потеряли эсминцы «Ниидзуки» и «Нагацуки», а у американцев крейсер «Хелена» получил торпеду и ут­ром затонул.

Следующий "экспресс", состоящий из легкого крей­сера «Дзинцу» (флаг контр-адмирала Сундзи Идзуки) и 9 эсминцев (4 из них с войсками и грузами для базы Ви­ла) вступил в бой ночью 12/13 июля у острова Колом­бангара с американским соединением TF 18 того же контр-адмирала Эйнсворта в составе 3 легких крейсеров и 10 эсминцев. Открывший прожектора «Дзинцу» был потоплен сосредоточенным артогнем, зато японские эс­минцы торпедами потопили эсминец «Гуин» и тяжело повредили все три крейсера. Два американских эсминца получили повреждения от столкновения друг с другом.

 

Воздушная атака кораблей у о. Коломбангаоа 20 июля 1943 года.

 

Столкновения эсминцев, перевозящих войска и гру­зы, с превосходящими силами противника заставили японское командование задействовать для их прикры­тия крейсера. 18 июля «Кумано» (флаг контр-адмирала Нисимуры), «Судзуя», «Тёкай», «Сендай» (флагман 4-й флотилии) и 4 эсминца в 22.00 по Токийскому времени вышли из Рабаула для действия у залива Велла, чтобы прикрыть очередной "экспресс" из Трех эсминцев. Сле­дующей ночью отряд был обнаружен между островами Велла-Лавелла и Шуазель американской "Каталиной", оборудованной радаром. В полночь 3 эсминца-транспорта отделились и пошли в залив Велла, а ос­тальные корабли остались в проливе Слот. Для их атаки с Гендерсон Филд вылетели б вооруженных бомбами "эвенджеров" авиагруппы VMTB-1 2-го полка морской авиации авиакомандования Соломоновых островов. Методом топ-мачтового бомбометания они быстро по­топили эсминец «Югуре» и повредили крейсер «Кумано». Затем в течение двух предрассветных часов атаковали 5 торпедоносцев TBF ("Эвенджер") и 8 топмачтовиков В-25 ("Митчелл"), но попаданий не доби­лись. Адмирал Нисимура решил отойти в базу (вернулись 21-го), но приказал эсминцу «Кийонами» по­добрать из воды людей с «Югуре». Утром и этот эсми­нец был утоплен бомбардировщиками В-25. Потопить 2 эсминца и повредить крейсер американцам удалось це­ной гибели двух "эвенджеров" и двух "Митчеллов".

 

Повреждение крейсера «Кумано».

 

Крейсер получил повреждения от близкого разрыва 908-кг бомбы у кормы с правого борта примерно в 00.10 (Токийское) - почти одновременно с попаданием такой же бомбы в идущий правее эсминец «Югуре». Повреж­дение обшивки привело к затоплению на крейсере не­скольких отсеков по ватерлинии, а удар вывел из строя главные питательные насосы в КО №5 и №6. После при­бытия в Рабаул 21 июля и срочного ремонта, произве­денного ремонтным судном «Ямабико Мару», «Кумано» 29-го ушел в Трук, куда прибыл через 2 дня. 22 июля флаг командующего 7-й эскадрой был перенесен на «Судзуя». После ремонта в Труке с помощью ремонтно­го корабля «Акаси» «Кумано» 28 августа ушел в Куре, куда прибыл 2 сентября. Ремонт в Куре длился до 31 ок­тября (в доке с 4 сентября по 8 октября).

 

Понимая, что следующей целью американцев будет остров Шортленд, адмирал Кога решил усилить его гарнизон. Для этого он перевел из Трука в Рабаул гид­роавианосец «Ниссин», где его и 3 эсминца нагрузили артиллерийским и тремя пехотными батальонами. 22 июля в проливе Бугенвиль эти корабли были атакованы 46 бомбардировщиками, тогда как истребители связали боем 16 "зеке" прикрытия. В результате «Ниссин» по­шел на дно. 28 июля топмачтовики В-25 у мыса Глостер потопили эсминцы «Ариаке» и «Микадзуки». Ночью 2 августа торпедные катера атаковали 4 японских эсмин­ца в одном из проливчиков у о. Коломбангара, но не добились успеха, потеряв к тому же катер «РТ-109» (командир лейтенант Джон Кеннеди, будущий прези­дент США), разрезанный форштевнем «Амагири».

5 августа американский десант захватил базу и аэро­дром Мунда на о. Новая Джорджия, и ночью 6/7 августа состоялась еще одна серьезная стычка в заливе Велла. Четыре японских эсминца (3 с войсками) были перехва­чены шестью американскими, и потеряли от их торпед «Хагикадзе», «Араси» и «Кавакадзе».

15 августа американцы высадились на острове Вел­ла-Лавелла, а также на севере захватили оставленный японцами задолго до этого остров Кыска. Высадка на Велла-Лавелла ставила в тяжелое положение японский гарнизон на Коломбангаре и в ответ было решено дос­тавить подкрепления в Хоранию, чтобы ликвидировать новый вражеский плацдарм. Для этой цели был послан конвой из 20 самоходных десантных барж с прикрытием из 4 эсминцев под командованием командира 3-й фло­тилии контр-адмирала Мацудзи Идзуина, которые вы­шли из Рабаула ночью 17 августа. Следующей ночью это прикрытие, обнаруженное и атакованное (безрезультатно) авиаразведкой, встретилось с послан­ными, на перехват 4 американскими эсминцами. В по­следовавшем суматошном бою ни одна из сторон не до­билась успеха, но японские подкрепления были высаже­ны.

3 сентября американские войска высадились в пор­тах Лаэ и Саламауа на севере Новой Гвинеи.

Под напором американцев японцам пришлось вско­ре эвакуировать войска с островов Санта-Изабель, Ко­ломбангара и Велла-Лавелла. Это привело еще к одному бою в ночь 6/7 октября. Контр-адмирал Идзуин вывел из Рабаула 9 эсминцев (3 в качестве транспортов и 6 для прикрытия), 4 охотника за подлодками и несколько де­сантных судов и самоходных барж. Недалеко от Велла-Лавелла 6 эсминцев прикрытия вступили в бой с 6 аме­риканскими эсминцами. Японцы потеряли «Югумо», а американцы «Шевалье». Эсминцу «Селфридж» торпе­дой оторвало нос по самую надстройку, а «О'Беннон» хорошо отделали снарядами, да к тому же он умудрился врезаться в тонущий «Шевалье» и разворотил себе форштевень. Эвакуация японских войск прошла удачно. Это был последний бой, выигранный японцами хотя бы "по очкам". Радар быстро свел на нет все годами ко­пившееся преимущество японских кораблей в ночных действиях.

 

2.4.2. Сосредоточение тяжелых крейсеров в Рабауле.

 

Настойчивое продвижение американцев по цепочке Соломоновых островов сильно беспокоило японское командование Для перевозки войск, в том числе из мет­рополии, оно продолжало использовать тяжелые крей­сера. Закончившие ремонт «Миоко» и «Хагуро» 30 июля вышли из Куре, а на следующий день в Накагаме при­няли над борт войска и снабжение для Рабаула. Зайдя в Трук 8 августа, они на следующий день выгрузили вой­ска в Рабауле и вернулись в Трук. Они еще раз перево­зили войска из Трука в Рабаул 18-25 сентября. 9 октября 5-я эскадра вошла в состав Соединения Юго-Восточного района и на следующий день снова ушла из Трука в Ра-баул, прибыв туда 13-го. Там они простояли в готовно­сти до конца месяца.

Все крейсера типа «Такао» снова образовали 4-ю эс­кадру, когда 3 августа в Трук вернулся «Майя», а 20-го «Тёкай». 9 августа командующего 2-м Флотом и 4-й эс­кадрой вице-адмирала Кондо сменил вице-адмирал Такео Курита. 17 августа «Атаго» (флагман) и «Такао» вышли из Йокосуки с войсками и 23-го прибыли в Трук.

Через день они вышли в Рабаул, куда прибыли 29-го, а затем снова вернулись в Трук. Из-за рейда американ­ских авианосцев на острова Гильберта 18 сентября эти два крейсера вместе с «Могами» и 8-й эскадрой («Тоне» и «Тикума») вышли в море и с 20 по 23-е простояли в го­товности на атолле Эниветок в ожидании высадки про­тивника, но 25 сентября вернулись в Трук. «Тёкай» и «Майя» с войсками на борту 15 сентября вышли из Йо­косуки после планового ремонта и 20-го прибыли в Трук. До 27-го «Майя» совершил два похода с подкреп­лениями в Рабаул. После рейда американских авианос­цев на атолл Уэйк 4-я эскадра 17 октября в составе Объ­единенного Флота, включающего также 7-ю эскадру («Судзуя», «Могами») и «Тикума» («Тоне» ушел в Куре на ремонт), вышла из Трука, но, простояв у атолла Эни­веток 19-23-го, она вернулась в Трук 26-го.

«Судзуя» с 21 июля по 8 октября простоял в Рабауле, затем вышел в Трук, куда прибыл 10-го, а «Могами» стоял в Труке с 26 июля, выходя к Эниветоку 18-25 сен­тября и 17-26 октября.

 

2.4.3. Бой в заливе Императрицы Аугусты 1-2 ноября 1943 года.

 

1 ноября американцы высадились в бухте Императ­рицы Аугусты на западном берегу Бугенвиля. Потеря этого последнего крупного из Соломоновых островов для Японии становилась настоящей катастрофой. После этого неизбежно терялись базы Рабаул и Кавьенг на островах Новая Британия и Новая Ирландия. Еще 30 октября японская авиаразведка донесла о появлении ко­раблей противника в проливе Слот. Это было соедине­ние TF39 контр-адмирала Меррилла, направленное для предварительной бомбардировки японского аэродрома на острове Бука. Адмирал Кога предпочитал держать основные силы Объединенного Флота и 8-го Флота в Труке, где их не доставала бы американская базовая авиация. Но в тот момент в Рабауле находилась 5-я эс­кадра контр-адмирала Сентаро Омори («Миоко» и «Хагуро»), которая задержалась после эскортирования конвоя. Утром 31 октября командующий 8-м Флотом вице-адмирал Самедзима приказал Омори выйти из Рабаула со всеми силами для перехвата вражеского соеди­нения. В тот же день 2 тяжелых, 2 легких крейсера и два эсминца вышли из Рабаула, но разминулись с противни­ком. Когда корабли Омори вернулись в Рабаул, Самед­зима, в 11 часов получивший известия о высадке амери­канцев на мысе Торокина (северная оконечность бухты Императрицы Аугусты), снова приказал ему выйти в море. Омори ставились две задачи: прикрыть конвой с контрдесантом (1000 солдат на 5 эсминцах-транспортах) и атаковать силы вторжения противника. Для этого Омори придавались еще 4 эсминца. В 17.00 "Соединение Перехвата Торокина" вышло в море. В центральной ко­лонне шли оба тяжелых крейсера «Миоко» (флагман) и «Хагуро». Слева - завеса из легкого крейсера «Сендай» (флаг контр-адмирала Идзуина) и 3 эсминца, справа - такая же завеса во главе с легким крейсером «Агано» (флаг контр-адмирала Морйкадзу Осуги). Эсминцы-транспорты шли в нескольких милях позади. В боль­шинстве своем корабли не имели навыков совместных действий, некоторые вообще еще не имели опыта ноч­ных боев. Да и оперативный план! разрабатывать было некогда. Тем не менее, от соединения ожидали не только повторения подвига Микавы 15-месячной давности, но и уничтожения американских транспортов, чего тогда Микаве сделать не удалось. В это время соединение Меррилла из 4 новых легких крейсеров типа «Кливленд» (по 12 152-мм и 127-мм орудий) 12-й дивизии и 8 эсмин­цев 45-го и 46-го дивизионов находилось у Велла-Лавелла и направлялось в позицию западнее бухты Им­ператрицы Аугусты.

В 21.20 японские корабли были замечены американ­ским самолетом, который сбросил бомбы рядом с «Сендай». Омори решил в таких условиях отказаться от контрвысадки и отослал эсминцы-транспорты назад в Рабаул, а сам увеличил скорость до 32 узлов. В 01.30 аме­риканский самолет сбросил бомбу рядом с «Хагуро», от которой крейсер получил небольшие повреждения, и скорость соединения пришлось уменьшить. Через 10 ми­нут посланный вперед гидросамолет с «Хагуро» донес о "крейсере и 3 эсминцах" в 50 милях от берега. Омори лег на курс сближения, но еще через 20 минут получил доне­сение о большом количестве разгружающихся транс­портов от другого гидросамолета, сбросившего освети­тельную бомбу над бухтой. Так как уже никаких транс­портов в бухте не было, скорее всего он заметил три минзага под эскортом эсминца, которые отходили после постановки минного заграждения к северу от м. Торо­кина. Основываясь на этом неверном сообщении, Омори снова изменил курс прямо в бухту, сохраняя строй трех колонн. Некоторые его корабли уже имели поисковые радары, но из-за неопытности операторов Омори боль­ше полагался на глаза и бинокли своих наблюдателей.

Соединение Меррилла, отлично осведомленное о пе­редвижениях Омори, заняло позицию поперек входа в бухту. Американский адмирал планировал дать свободу действий командирам обоих дивизионов эсминцев, а са­мому вести артиллерийский огонь на пределе эффектив­ности действия японских торпед (80-100 каб.). Огонь он собирался открыть в тот момент, когда торпеды его эс­минцев дойдут до цели В 02.27 на экранах радаров появи­лись отметки. Дистанция до противника была около 18 миль, относительный пеленг - чуть впереди левого тра­верза. Из боевого информационного центра (БИЦ) флагманского крейсера «Монпелье» доложили адмира­лу: "Полагаем, что это то, чего мы хотим". Лежащие на северном курсе американские крейсера стали ворочать "все вдруг" вправо на 16 румбов. Концевой дивизион коммандера Остина, становившийся после поворота го­ловным, получил приказ начать торпедную атаку, как только заметит цель. Головному дивизиону кэптена Бурка было приказано повернуть влево и на контркурсе выпустить в противника торпеды.

Японский адмирал около 02.15 получил два сообще­ния о противнике: от крейсера «Сендай» и от гидроса­молета, сбросившего САБ над соединением Меррилла. Омори приказал всем колоннам одновременно повер­нуть вправо, чтобы образовать боевой строй, парал­лельный новому курсу противника. На повороте левая колонна между 02.50 и 02.52 выпустила 8 торпед. За 30 секунд до этого Меррилл, который ожи­дал результата торпедного залпа Бурка (сделан в 02.46), на основании доклада БИЦ - о новом курсе противника прика­зал крейсерам открыть огонь по бли­жайшему крейсеру «Сендай».

Благодаря управлению стрельбой по радару концентрация огня на япон­ском крейсере дала свои плоды в пер­вые же секунды боя. На нем заклинило руль, начались пожары и взрывы. Кон­цевые эсминцы левой колонны «Самидаре» и «Сирацую», пытаясь ук­лониться от залпов 152-мм снарядов, столкнулись друг с другом и легли на обратный курс, выходя из боя. Но ни одна из выпущенных Бурком 25 торпед из-за резкого поворота японцев не дос­тигла цели. Японцы открыли ответный огонь, но их залпы ложились несколько впереди и недолетом. Зато их освети­тельные снаряды заставили американ­цев поставить дымзавесу и в 02.51 повер­нуть «всем вдруг» вправо - на курс 200°. Благодаря этому их крейсера за первые полчаса боя не получили ни од­ного попадания. Эсминцы 46-го диви­зиона, державшиеся впереди крейсеров, после открытия огня резко повернули вправо на 8 румбов, затем так же влево. Концевой эсминец «Фут» замешкался и продолжал идти впереди главных сил. Когда он понял свою ошибку и поспе­шил на соединение со своим дивизио­ном, то в 03.08 нарвался на японскую торпеду, выпущенную отрядом крейсе­ра «Сендай». «Футу» оторвало корму и он неподвижно застыл на воде.

Повернувшие на юг в 02.50 «Миоко» и «Хагуро» еще не обнаружили против­ника.  Поэтому адмирал  приказал  по­вернуть влево и описать полную цирку­ляцию, спасаясь от огня невидимых американских крейсеров. Правая ко­лонна контр-адмирала  Осуги  сделала то же самое и в результате ее корабли стали  пересекать  курс  выходящих  из циркуляции тяжелых крейсеров. Третий корабль правой колонны «Хацукадзе» в 03.07 столкнулся с «Нати». Форштевень крейсера содрал с эсминца два торпед­ных аппарата и унес с собой кусок об­шивки правого борта (он так с ним и прибыл в Рабаул). Омори даже поду­мал, что потопил собственный эсминец. В 03.01 Меррилл, пройдя 20 минут южным курсом, начал описывать пер­вую петлю огромной «восьмерки», что­бы выйти из-под 46-го дивизиона Ости­на, мешавшего вести огонь, и сохранить выбранную дистанцию до противника. К тому же такое маневрирование мешало японцам по­пасть торпедами. В начале поворота крейсер «Кливленд» чудом увернулся от внезапно показавшегося впереди неподвижного эсминца «Фут». Прекрасная выучка американских командиров позволила не только без столкновений и потери строя совершать резкие по­вороты на высокой скорости, но и продолжать при этом вести стрельбу. Но и попаданий было не много. «Хагуро» получил 6 152-мм и 127-мм снарядов, из кото­рых 4 не взорвались Только в 03.13 Омори наконец-то увидел противника. Он довернул на 20° вправо, чтобы сократить дистанцию, приказал обоим тяжелым крейсе­рам выпустить торпеды. Залпы 203-мм снарядов стали накрывать три головных американских крейсера. Меж­ду 03.20 и 03.25 головной «Денвер» (изначально он был концевым) получил три 203-мм снаряда в носовую часть, которые хотя и не взорвались, но сделали такие дыры в обшивке, что крейсер набрал много воды и сба­вил скорость до 25 узлов. Флагман Остина «Спенс» в 03.20 получил опасное попадание в ватерлинию, и за­бортная вода смешалась с топливом (но сказалось это только утром). «Миоко» и «Хагуро», а также «Агано» с двумя оставшимися эсминцами шли в направлении SSE. В 03.26 дистанция сократилась до 65 кабельтовых, и Меррилл, опасаясь торпед, снова повернул на 16 рум­бов, завершив нижнюю петлю «восьмерки». Японские гидросамолеты сбросили над его крейсерами новые САБ'ы, и американские корабли стали ярко отсвечивать серебром. Однако с кораблей Омори приняли всплески от близких разрывов у первых трех крейсеров за тор­педные попадания. Затем крейсера скрылись за дымом от собственной стрельбы, а японцы подумали, что все они затонули. Полагая, что имеет дело по меньшей мере с 7 тяжелыми крейсерами и 12 эсминцами, японский ад­мирал решил, что трех потопленных крейсеров доста­точно и в 03.27 дал приказ на отход.

Американские отряды оказались сильно разбросан­ными. Дивизион Бурка, с трудом собравшись после вы­пуска торпед часом ранее, в 03.49 наткнулся на горящий «Сендай» и открыл по нему огонь. Примерно в 04.00 крейсер затонул, получив попадания не менее двух тор­пед. Отходящие полным ходом «Самидаре» и «Сирацую» были видны на экранах радаров. А вскоре слева по носу были замечены силуэты. Бурк запросил по радиотелефону Остина: "Мы видим цель в 7000 ярдов и собираемся открыть огонь", на что тот ответил: "О, не делайте этого, это мы!". Но это были японцы, которые таким образом избежали участи своего флагманского крейсера. Посланные им вдогонку торпеды 3 эсминцев 46-го дивизиона прошли мимо. Затем «Спенс», отсоединившийся от остальных двух эсминцев своего дивизиона, заметил поврежден­ный «Хацукадзе» и принялся добивать его снарядами почти в упор. Вскоре к нему присоединились 4 эсминца 45-го дивизиона, открывшие огонь в 05.18. Спустя 21 минуту «Хацукадзе» скрылся под водой.

Добив два корабля противника, аме­риканцы стали собирать свои. Их крей­сера, выпустившие в ходе предыдущих бомбардировок по берегу около 3400 152-мм и 4500 127-мм снарядов и в ноч­ном бою еще 4591 и 705 соответственно, почти исчерпали боезапас. Они с трудом отбились от массированных дневных атак японской авиации (около сотни па­лубных самолетов), хотя только «Монпелье» получил небольшие повре­ждения от двух бомб, попавших в пра­вую катапульту. Эсминец «Клакстон» взял поврежденный «Фут» на буксир и благополучно привел его в базу.

 

Повреждения крейсера «Хагуро».

 

Еще перед боем «Хагуро» 1 ноября у мыса Мольтке в 2330 (Токийское время) получил некото­рые повреждения носовой надстройки и борта в средней части корпуса от близкого разрыва 227-кг бомбы, сбро­шенной самолетом-разведчиком SB-24 из состава 5-й бомбардировочной группы. Скорость крейсера упала до 26 узлов. Во время боя крейсер между 01.00 и 01.20 получил около 10 попаданий 152-мм н 127-мм снарядами, боль­шинство из которых не взорвались. Попадания были за­регистрированы в установку 127-мм орудий №2 (левый борт) с повреждением поворотного стола, в катапульту, в топливную цистерну рядом с ЦАП. Убит 1, ранено 5 человек. Отремонтирован в Сасебо.

 

Итоги боя.

 

Не считая потопленных «Сендай» и «Хацукадзе», японцы получили только поверхностные повреждения. В «Миоко» попал 1 или 2 152-мм снаряда, в «Сендай» (по оценкам) не более 5. Даже с учетом нескольких воз­можных попаданий в другие корабли получается, что американцы добились около 20 при почти 4600 выпу­щенных 152-мм снарядов. Но не только попаданиями можно оценить эффективность американского огня: японцы были вынуждены радикально маневрировать, что привело к полному расстройству их боевого порядка и двум столкновениям. Из 52 выпущенных эсминцами торпед попали только две в неподвижный «Сендай» (эсминцы еще выпустили 2596 127-мм снарядов). Кроме пострадавших на «Хагуро» японцы потеряли 320 чело­век на «Сендай» (нескольких человек, включая контр-адмирала Идзуина, сняла подлодка, многие добрались до берега на плотах) и около 240 на «Хацукадзе» (погибли все). После прибытия в Рабаул 2 ноября оба тяжелых крейсера 4-го ушли в Трук (там 7-го). По пути «Хагуро» взял на буксир танкер «Ниссо Мару», повреж­денный американской авиацией (сначала его буксировал «Тёкай»). 12 ноября оба крейсера ушли на ремонт в Са­себо, куда прибыли 17-го.

Японцы добились 5 попаданий в «Денвер», одного в «Спенс», а из торпед попала только одна - в «Фут» (19 убитых и 17 раненых). Но контр-адмирал Оморн, сильно преувеличивший свои «подвиги», получил от начальства следующий чин. Но если бы дело было только в этом...

 

2.4.4. "Японские погромы" в Рабауле 5 и 11 ноября 1943 года.

 

Из-за ошибочных данных о повреждениях американ­ских кораблей в ходе боя в заливе Императрицы Аугусты и последующих атак авиации вице-адмирал Курита решил послать для нового удара по американцам у Бу­генвиля еще 7 тяжелых крейсеров из Трука, долго сбере­гаемых для такого случая. Выйдя из Трука 3 ноября, 4-я эскадра (за исключением «Тёкай», назначенного 4 нояб­ря вместе с 3 эсминцами эскортировать в Трук повреж­денные танкеры «Нитией Мару» и «Ниссо Мару»), 7-я эскадра и «Тикума» на рассвете 5-го прибыли в Рабаул.

Когда пришедшие корабли стали на якорь в бухте Симпсон и приступили к заправке топливом, на базу был совершен налет силами авиагрупп авианосцев «Саратога» и «Принстон» из соединения TF38 контр-адмирала Фредерика Шермана, маневрировавшего с 9.00 в 57 милях на SW от м. Торокина и в 230 милях на SE от Рабаула. Эти корабли были заблаговременно обнаруже­ны самолетами-разведчиками. Но квалификация япон­ских пилотов к тому времени упала так сильно, что они приняли два авианосца за транспорты. Поэтому никто из начальства не побеспокоился о принятии дополни­тельных мер ПВО базы и выводе кораблей в море, где они имели бы хоть какие-то шансы уклониться от воз­душных атак.

В ударной волне участвовали 33 истребителя «Хэллкэт», 16 торпедоносцев «Эвенджер» и 22 пики­ровщика «Донтлесс» с «Саратоги» и еще 19 «хэллкэтов» и 7 «эвенджеров» с «Принстона». В 11.10 их обнаружили над проливом Сент-Джордж-Чэннел, по базе объявили воздушную тревогу и стали поднимать на перехват 70 дежурных истребителей. Но американские летчики их одурачили. Вместо того, чтобы по ожиданию японцев разбиться на мелкие группы перед заходом на цель, они сохранили строй и пошли прямо под зенитный огонь, куда «зеке» сунуться не рискнули. Вместо бомбарди­ровщиков и торпедоносцев им пришлось иметь дело с «хэллкэтами». А ударные самолеты устроили в гавани настоящий погром. Хотя ни один из кораблей не зато­нул, практически весь 2-й Флот вице-адмирала Куриты был выведен из строя. Одна из бомб (самолет лейтенан­та Ньюэлла) попала в трубу заправлявшегося крейсера «Майя» и взорвалась в МКО. «Такао» получил два прямых попадания, открывших большие пробоины по ва­терлинии. «Атаго» сильно пострадал от трех близких разрывов. Прямые попадания бомб получили «Могами» и «Агано». Легкий крейсер «Носиро» был поражен тор­педой. Из эсминцев пострадали «Фудзинами» (не взо­рвавшейся торпедой) и «Вакацуки» (близкие разрывы).

Потери американцев составили по 5 истребителей и бомбардировщиков, погибло 7 пилотов и 8 членов эки­пажей. В погоню за отходящими авианосцами вице-адмирал Кусака послал 18 «кейтов». Те в 19.15 обнару­жили и атаковали противника. После возвращения в Ра-баул пилоты радостно сообщили: "Один большой авиа­носец взорвался и затонул, один средний авианосец ос­тавлен горящим и позже затонул, два тяжелых крейсера и эсминец потоплены". То же повторило «Радио Токио» на следующий день, назвав этот бой "Первой воздушной битвой у Бугенвиля". На самом же деле японские торпедоносцы атаковали два десантных судна в сопровожде­нии торпедного катера, из которых только одно «LCI-70» сумели повредить не взорвавшейся торпедой, а сами потеряли две машины.

А теперь рассмотрим японские данные о поврежде­ниях тяжелых крейсеров от 227-кг бомб "донтлессов" эскадрильи VB-12 (авианосец «Саратога»). Атака заняла 25 минут (с 0820 по 0845 Токийского времени).

 

Повреждения крейсера «Атаго».

 

Три близких разрыва бомб на расстоянии от 5 до 15 метров от левого борта напротив КО №7 и №9, когда крейсер заправлялся с танкера «Кокуйо Мару», вызвали затопления отсеков на протяжении КО №3 и №9, а так­же МО №1 без нарушения герметичности броневой за­щитной переборки. Убито 22 человека, включая коман­дира капитана 1 ранга Нобуйоси Накаока (на должно­сти с 1 декабря 1942 года), который стоял на мостике; ранено 64 человека.

 

Повреждения крейсера «Такао».

 

Бомба упала на верхнюю палубу справа от башни ГК №2. Взрывом пробита палуба, поврежден барбет башни №2 и правая стенка башни №1, развернутой на правый борт; убито 23 человека.

Оба крейсера в тот же день ушли в Трук и 7-го были там, а через 4 дня вышли в Йокосуку, куда прибыли для ремонта и модификации 15 ноября.

 

Повреждения крейсера «Майя».

 

Бомба попала в самолетную палубу в районе шп. 238 по левому борту над МО №3 (левое кормовое). Взрыв деформировал палубу и обшивку борта и вызвал пожар, который перекинулся в МО и был потушен только на следующий день. Убито 17 и ранено 60 человек. После экстренного ремонта ушел в Трук 11 ноября и прибыл туда 14-го. Дальнейшие работы производились с помо­щью ремонтного судна «Акаси». 30 ноября «Майя» вме­сте с авианосцами «Дзуйхо», «Уньо» и «Чуйо» вышел из Трука и 5 декабря прибыл в Йокосуку для продолжения ремонта и модернизации в крейсер ПВО. На переходе корабли ночью 3/4 декабря уже у острова Хачиджодзима были атакованы подводной лодкой «Сейлфиш» (капитан 3 ранга Уорд), которая в три захода (1 торпеда ночью, затем I и еще 3 утром) потопила «Чуйо».

 

Повреждения крейсера «Могами».

 

Бомба ударила в верхнюю палубу с правого борта сбоку от башен №1 и №2, пронзила ее и взорвалась в помещениях средней палубы. Обе палубы, борт и барбе­ты башен были серьезно повреждены. Во избежание взрыва боезапаса носовые погреба пришлось полностью затопить, так что нос корабля погрузился до средней палубы. 6 ноября «Могами» в сопровождении «Судзуя» и «Тикума» (легкие повреждения от близкого разрыва) вышел в море и 8-го прибыл в Трук. После срочного ре­монта, произведенного с помощью все того же «Акаси», «Могами» 16 ноября вышел в Куре, куда прибыл 21-го для длительного ремонта, который закончился 17 фев­раля 1944 года (с 22 декабря по 17 февраля стоял в доке).

11 ноября оперативная группа TG50.3 контр-адмирала Альфреда Монтгомери (новые тяжелые авиа­носцы «Эссекс», «Банкер Хилл» и легкий «Индепенденс» в охранении 9 эсминцев) нанесла новый удар по Рабаулу, в результате которого: крейсер «Агано» и эсминец «Наганами» получили по торпеде (крейсеру оторвало корму); в «Судзинами» во время погрузки торпед попа­ло несколько бомб и он затонул у входа в гавань; легкие повреждения получили крейсер «Юбари», эсминцы «Уракадзе» и «Умикадзе». Американцы потеряли 11 са­молетов. Последовавшие массированные атаки отходя­щего американского соединения японской базовой авиацией успеха не принесли.

 

2.4.5. Последние события года.

 

После ухода поврежденных кораблей на ремонт в Японию в Труке остались линкоры «Ямато», «Мусаси», «Нагато», «Фусо», «Конго» и «Харуна», тяжелые крей­сера «Тёкай», «Кумано» (3-8 ноября перешел из Куре), «Судзуя» и «Тикума», 5 легких крейсеров, 3 флотилии эсминцев неполного состава и 18 подлодок.

Воспользовавшись ослаблением японского флота на Труке американцы произвели высадку на острова Гиль­берта, которые находились на SE от него и на NE от Со­ломоновых. 19 ноября 700 палубных самолетов нанесли удары по аэродромам на атоллах Макин и Тарава, а также на восточных Маршалловых островах, чтобы па­рализовать японскую базовую авиацию на время высад­ки, которая началась под прикрытием мощных сил над­водных кораблей на следующий день. 20 ноября япон­скому торпедоносцу удалось повредить легкий авиано­сец «Индепенденс», а 4 дня спустя подлодка «1-175» по­топила эскортный авианосец «Диском Бей».

В связи с боями в районе островов Гильберта 24 но­ября «Тёкай», «Кумано», «Судзуя», «Тикума», легкий крейсер «Носиро» вместе с эсминцами вышли к атоллам Кваджелейн и Уотдж (Маршалловы острова, лежащие к северу от островов Гильберта и к востоку от Трука). Простояв там («Судзуя» на Уотдже) 26 и 27 ноября, они все перешли на атолл Эниветок (28 и 29-го), затем на Уотдж (с 30 ноября по 3 декабря), после чего 5 декабря вернулись в Трук. «Тёкай», «Тикума» и вернувшийся из метрополии «Тоне» простояли там в готовности до 1 февраля 1944 года (первый до 10-го).

24 ноября японцы послали очередной «Токийский экспресс» из 5 эсминцев (3 транспортных, 2 в охранении) на остров Бука, чтобы доставить туда 920 солдат и вы­везти 700 человек ненужного там персонала. Американ­ская разведка сработала четко и на перехват были по­сланы 5 эсминцев 45-го и 46-го дивизионов знакомых нам Бурка и Остина (оба дивизиона входили в состав 23-эскадры эсминцев, которой командовал кэптен Бурк). Торпедные катера не пустили японцев к острову, а на отходе между островом Бука и мысом Сент-Джордж (южная оконечность Новой Ирландии) они натолкну­лись на американские эсминцы. Сначала те торпедами уничтожили оба эсминца охранения кэптена Кагавы - «Онами» и «Макинами», а затем на погоне снарядами потопили «Югири». В бою погиб и командующий опе­рацией кэптен Кийото Кагава.

4 декабря американские палубные самолеты нанесли удар по атолл Кваджелейн, а японские самолеты смогли повредить торпедой новый авианосец «Лексингтон».

8 декабря флаг командующего 7-й эскадрой был пе­ренесен с «Судзуя» на «Кумано».

15 декабря американские войска высадились в Араве на южном берегу Новой Британии, а 26-го - на мысе Глостер на западной оконечности острова. 16 декабря «Судзуя» и «Кумано» вышли из Трука для транспорти­ровки войск в Кавьенг, но после обнаружения авиацией противника вернулись назад. Они повторили попытку 25-го, прибыли в Кавьенг в последний день года и в тот же день ушли обратно. Вернувшись в Трук 1 января 1944 года, они простояли там до 1 февраля.

«Аоба» 25 ноября был прикреплен к Первому Юж­ному Экспедиционному Флоту (он же Флот Юго-Западного района). 15 декабря он вышел из Куре в Син­гапур, куда прибыл 24-го, зайдя по пути в Манилу (20-21 декабря). Крейсер стоял в Сингапуре до 27 февраля 1944 года, изредка проводя учения на рейде Линга Роудз. Только с 3 по 9 января он совершил пробег в Пенанг, куда перевез войска. 25 февраля «Аоба» ввели в состав 16-й эскадры вместо «Асигара», который ушел в северные воды.

«Асигара» после докования в Сингапуре с 23 октяб­ря по 1 ноября действовал вместе с «Аоба», но 3-9 янва­ря он перевозил войска в Мергуй. 25 февраля его пере­вели в 21-ю эскадру 5-го Флота (Флот Северо-Восточного района). Он вышел из Сингапура 27 февра­ля и 3 марта прибыл в Сасебо для очередного ремонта и модернизации. 29 марта он ушел в Оминато с промежу­точной остановкой в Куре. В Оминато он стоял вместе с «Нати» с 2 апреля по 19 июня 1944 года.

«Нати» стоял в Оминато с 13 августа, затем 6-9 сен­тября перешел на Парамушир, где находился до 25 ок­тября, когда ушел в бухте Аккеси. Там крейсер простоял с 27 октября по 1 ноября, уйдя снова в Оминато, где пробыл до 20-го. 22 ноября крейсер пришел в Сасебо на очередной ремонт и модернизацию. 22 января 1944 года он вышел в Хасирадзима, но 9 февраля вернулся в Оми­нато, где к нему присоединился «Асигара».

25 декабря возвращавшийся из Йокосуки в Трук линкор «Ямато» в 180 милях от базы был торпедирован подлодкой «Скейт». После временного ремонта в Труке линкор 16 января 1944 года прибыл в Куре для ремонта.