2.4. Деятельность тяжелых крейсеров в южной части Тихого океана до конца второго года войны.
2.4.1. Хронология основных событий на море с февраля по октябрь 1943 года.
Одновременно с потерей Гуадалканала японцы стали сдавать свои позиции в Новой Гвинее, в январе американцы захватили один из их аэродромов на севере острова. В попытке усилить свои войска японцы решили перебросить туда еще одну дивизию из Рабаула. Операцию планировал вице-адмирал Микава. Конвой в Лаэ из 8 транспортов под эскортом 8 эсминцев контр-адмирала Масатоме Кимуры вышел 28 февраля, но не получил истребительного прикрытия. В море Бисмарка со 2 по 4 марта конвой был атакован крупными силами американской авиации, которая потопила все транспорты и эсминцы «Сирйюки», «Арасио», «Асасио», «Токицукадзе».
В заливе Кула между островами Коломбангара и Новая Джорджия 6 марта 3 американских крейсера и 3 эсминца, используя радары, перехватили эсминцы «Мурасаме» и «Минегумо» и быстро потопили их артогнем и торпедами.
В апреле японцы приступили к реализации операции "1" Сакусен, которая задумывалась адмиралом Ямамото как возмездие за потерю Гуадалканала. Это была его последняя наступательная акция и основная роль в ней отводилась авиации. Токио распорядился направить основные усилия на Новую Гвинею, но Ямамото решил сначала нанести удар по Гуадалканалу, где имелось достаточно соблазнительных целей. Для этого на аэродромах Рабаула, Бука, Кахили (на о. Бугенвиль) и Баллале сосредоточились значительные силы 11-го Воздушного Флота (командующий вице-адмирал Кусака), с которыми должны были взаимодействовать авиагруппы авианосцев 3-го Флота вице-адмирала Одзавы («Сёкаку», «Дзуйкаку», «Дзуньо» и «Хийо»). Командующего 8-м Флотом вице-адмирала Микаву перевели в морской генеральный штаб в Токио, а его место занял вице-адмирал Томосиге Самедзима.
Американская разведка опять вовремя узнала о появлении большого количества самолетов на северных Соломоновых островах, поэтому американцы хорошо подготовились к отражению воздушных атак, даже более мощных, чем налет на Перл-Харбор. На Гендерсон Филд сосредоточилось 76 истребителей, в море были посланы корабельные радиолокационные дозоры. В результате 7 апреля японцы смогли утопить только эсминец, корвет и танкер, потеряв большое число самолетов (39 по американским и 21 по японским данным). 11 апреля японская авиация переключилась на Новую Гвинею: ценой гибели 6 самолетов из участвовавших в атаке 94 они смогли потопить транспорт, повредить еще один (выбросился на берег) и тральщик. 12 апреля состоялся самый массированный налет за все время войны: 174 японских самолета (из них 131 истребитель) атаковали Порт-Морсби. Но потопить удалось несколько мелких суденышек в гавани да уничтожить горстку самолетов на аэродроме. 14 апреля был совершен налет на бухту Милн, где японцы рассчитывали застать 14 транспортов и 50 самолетов на полосе Джили-Джили, но опять результаты не стоили затраченного топлива и бомб. Поэтому 16 апреля Ямамото приостановил операцию "1" Сакусен и приказал палубным самолетам вернуться на свои авианосцы. Японцы заявили о потоплении крейсера, двух эсминцев и 25 транспортов и уничтожении 175 самолетов противника. Реально союзники потеряли эсминец, корвет, танкер, 2 транспорта и 25 самолетов. Воздушная сила без помощи корабельной артиллерии оказалась также бессильна, как и флот без авиационного прикрытия.
18 апреля адмирал Ямамото со штабом на двух бомбардировщиках вылетел из Рабаула с инспекцией в Буин на Бугенвиле, но был перехвачен и сбит "Лайтнингами" с Гендерсон Филд. Погибли Ямамото и 6 членов его штаба, вице-адмирал Угаки был ранен. Командующим Объединенным Флотом стал адмирал Минечи Кога.
8 июня в Хиросимской бухте около базы Куре от внутреннего взрыва погребов погиб линкор «Муцу».
30 июня американцы высадились на острова Рендова и Вангуну из группы Новая Джорджия. Японцы пытались атаковать десант авиацией, но сумели торпедировать только флагманский транспорт адмирала Тернера «Маккоулп», который с вечеру затонул (фактически его по ошибке добили своп же торпедные катера). 5 июля береговая батарея острова Мунда потопила эсминец «Стронг». Для снабжения гарнизонов ближайших островов адмирал Кога приказал вернуться к тактике "Токийского экспресса".
В ночь 5/6 июля в заливе Кула "экспресс" в составе 10 эсминцев (7 использовались как транспорты) под командованием контр-адмирала Терио Акияма встретил оперативную группу TG 36.1 контр-адмирала Эйнсворта в составе 3 легких крейсеров и 4 эсминцев. В результате японцы потеряли эсминцы «Ниидзуки» и «Нагацуки», а у американцев крейсер «Хелена» получил торпеду и утром затонул.
Следующий "экспресс", состоящий из легкого крейсера «Дзинцу» (флаг контр-адмирала Сундзи Идзуки) и 9 эсминцев (4 из них с войсками и грузами для базы Вила) вступил в бой ночью 12/13 июля у острова Коломбангара с американским соединением TF 18 того же контр-адмирала Эйнсворта в составе 3 легких крейсеров и 10 эсминцев. Открывший прожектора «Дзинцу» был потоплен сосредоточенным артогнем, зато японские эсминцы торпедами потопили эсминец «Гуин» и тяжело повредили все три крейсера. Два американских эсминца получили повреждения от столкновения друг с другом.
Воздушная атака кораблей у о. Коломбангаоа 20 июля 1943 года.
Столкновения эсминцев, перевозящих войска и грузы, с превосходящими силами противника заставили японское командование задействовать для их прикрытия крейсера. 18 июля «Кумано» (флаг контр-адмирала Нисимуры), «Судзуя», «Тёкай», «Сендай» (флагман 4-й флотилии) и 4 эсминца в 22.00 по Токийскому времени вышли из Рабаула для действия у залива Велла, чтобы прикрыть очередной "экспресс" из Трех эсминцев. Следующей ночью отряд был обнаружен между островами Велла-Лавелла и Шуазель американской "Каталиной", оборудованной радаром. В полночь 3 эсминца-транспорта отделились и пошли в залив Велла, а остальные корабли остались в проливе Слот. Для их атаки с Гендерсон Филд вылетели б вооруженных бомбами "эвенджеров" авиагруппы VMTB-1 2-го полка морской авиации авиакомандования Соломоновых островов. Методом топ-мачтового бомбометания они быстро потопили эсминец «Югуре» и повредили крейсер «Кумано». Затем в течение двух предрассветных часов атаковали 5 торпедоносцев TBF ("Эвенджер") и 8 топмачтовиков В-25 ("Митчелл"), но попаданий не добились. Адмирал Нисимура решил отойти в базу (вернулись 21-го), но приказал эсминцу «Кийонами» подобрать из воды людей с «Югуре». Утром и этот эсминец был утоплен бомбардировщиками В-25. Потопить 2 эсминца и повредить крейсер американцам удалось ценой гибели двух "эвенджеров" и двух "Митчеллов".
Повреждение крейсера «Кумано».
Крейсер получил повреждения от близкого разрыва 908-кг бомбы у кормы с правого борта примерно в 00.10 (Токийское) - почти одновременно с попаданием такой же бомбы в идущий правее эсминец «Югуре». Повреждение обшивки привело к затоплению на крейсере нескольких отсеков по ватерлинии, а удар вывел из строя главные питательные насосы в КО №5 и №6. После прибытия в Рабаул 21 июля и срочного ремонта, произведенного ремонтным судном «Ямабико Мару», «Кумано» 29-го ушел в Трук, куда прибыл через 2 дня. 22 июля флаг командующего 7-й эскадрой был перенесен на «Судзуя». После ремонта в Труке с помощью ремонтного корабля «Акаси» «Кумано» 28 августа ушел в Куре, куда прибыл 2 сентября. Ремонт в Куре длился до 31 октября (в доке с 4 сентября по 8 октября).
Понимая, что следующей целью американцев будет остров Шортленд, адмирал Кога решил усилить его гарнизон. Для этого он перевел из Трука в Рабаул гидроавианосец «Ниссин», где его и 3 эсминца нагрузили артиллерийским и тремя пехотными батальонами. 22 июля в проливе Бугенвиль эти корабли были атакованы 46 бомбардировщиками, тогда как истребители связали боем 16 "зеке" прикрытия. В результате «Ниссин» пошел на дно. 28 июля топмачтовики В-25 у мыса Глостер потопили эсминцы «Ариаке» и «Микадзуки». Ночью 2 августа торпедные катера атаковали 4 японских эсминца в одном из проливчиков у о. Коломбангара, но не добились успеха, потеряв к тому же катер «РТ-109» (командир лейтенант Джон Кеннеди, будущий президент США), разрезанный форштевнем «Амагири».
5 августа американский десант захватил базу и аэродром Мунда на о. Новая Джорджия, и ночью 6/7 августа состоялась еще одна серьезная стычка в заливе Велла. Четыре японских эсминца (3 с войсками) были перехвачены шестью американскими, и потеряли от их торпед «Хагикадзе», «Араси» и «Кавакадзе».
15 августа американцы высадились на острове Велла-Лавелла, а также на севере захватили оставленный японцами задолго до этого остров Кыска. Высадка на Велла-Лавелла ставила в тяжелое положение японский гарнизон на Коломбангаре и в ответ было решено доставить подкрепления в Хоранию, чтобы ликвидировать новый вражеский плацдарм. Для этой цели был послан конвой из 20 самоходных десантных барж с прикрытием из 4 эсминцев под командованием командира 3-й флотилии контр-адмирала Мацудзи Идзуина, которые вышли из Рабаула ночью 17 августа. Следующей ночью это прикрытие, обнаруженное и атакованное (безрезультатно) авиаразведкой, встретилось с посланными, на перехват 4 американскими эсминцами. В последовавшем суматошном бою ни одна из сторон не добилась успеха, но японские подкрепления были высажены.
3 сентября американские войска высадились в портах Лаэ и Саламауа на севере Новой Гвинеи.
Под напором американцев японцам пришлось вскоре эвакуировать войска с островов Санта-Изабель, Коломбангара и Велла-Лавелла. Это привело еще к одному бою в ночь 6/7 октября. Контр-адмирал Идзуин вывел из Рабаула 9 эсминцев (3 в качестве транспортов и 6 для прикрытия), 4 охотника за подлодками и несколько десантных судов и самоходных барж. Недалеко от Велла-Лавелла 6 эсминцев прикрытия вступили в бой с 6 американскими эсминцами. Японцы потеряли «Югумо», а американцы «Шевалье». Эсминцу «Селфридж» торпедой оторвало нос по самую надстройку, а «О'Беннон» хорошо отделали снарядами, да к тому же он умудрился врезаться в тонущий «Шевалье» и разворотил себе форштевень. Эвакуация японских войск прошла удачно. Это был последний бой, выигранный японцами хотя бы "по очкам". Радар быстро свел на нет все годами копившееся преимущество японских кораблей в ночных действиях.
2.4.2. Сосредоточение тяжелых крейсеров в Рабауле.
Настойчивое продвижение американцев по цепочке Соломоновых островов сильно беспокоило японское командование Для перевозки войск, в том числе из метрополии, оно продолжало использовать тяжелые крейсера. Закончившие ремонт «Миоко» и «Хагуро» 30 июля вышли из Куре, а на следующий день в Накагаме приняли над борт войска и снабжение для Рабаула. Зайдя в Трук 8 августа, они на следующий день выгрузили войска в Рабауле и вернулись в Трук. Они еще раз перевозили войска из Трука в Рабаул 18-25 сентября. 9 октября 5-я эскадра вошла в состав Соединения Юго-Восточного района и на следующий день снова ушла из Трука в Ра-баул, прибыв туда 13-го. Там они простояли в готовности до конца месяца.
Все крейсера типа «Такао» снова образовали 4-ю эскадру, когда 3 августа в Трук вернулся «Майя», а 20-го «Тёкай». 9 августа командующего 2-м Флотом и 4-й эскадрой вице-адмирала Кондо сменил вице-адмирал Такео Курита. 17 августа «Атаго» (флагман) и «Такао» вышли из Йокосуки с войсками и 23-го прибыли в Трук.
Через день они вышли в Рабаул, куда прибыли 29-го, а затем снова вернулись в Трук. Из-за рейда американских авианосцев на острова Гильберта 18 сентября эти два крейсера вместе с «Могами» и 8-й эскадрой («Тоне» и «Тикума») вышли в море и с 20 по 23-е простояли в готовности на атолле Эниветок в ожидании высадки противника, но 25 сентября вернулись в Трук. «Тёкай» и «Майя» с войсками на борту 15 сентября вышли из Йокосуки после планового ремонта и 20-го прибыли в Трук. До 27-го «Майя» совершил два похода с подкреплениями в Рабаул. После рейда американских авианосцев на атолл Уэйк 4-я эскадра 17 октября в составе Объединенного Флота, включающего также 7-ю эскадру («Судзуя», «Могами») и «Тикума» («Тоне» ушел в Куре на ремонт), вышла из Трука, но, простояв у атолла Эниветок 19-23-го, она вернулась в Трук 26-го.
«Судзуя» с 21 июля по 8 октября простоял в Рабауле, затем вышел в Трук, куда прибыл 10-го, а «Могами» стоял в Труке с 26 июля, выходя к Эниветоку 18-25 сентября и 17-26 октября.
2.4.3. Бой в заливе Императрицы Аугусты 1-2 ноября 1943 года.
1 ноября американцы высадились в бухте Императрицы Аугусты на западном берегу Бугенвиля. Потеря этого последнего крупного из Соломоновых островов для Японии становилась настоящей катастрофой. После этого неизбежно терялись базы Рабаул и Кавьенг на островах Новая Британия и Новая Ирландия. Еще 30 октября японская авиаразведка донесла о появлении кораблей противника в проливе Слот. Это было соединение TF39 контр-адмирала Меррилла, направленное для предварительной бомбардировки японского аэродрома на острове Бука. Адмирал Кога предпочитал держать основные силы Объединенного Флота и 8-го Флота в Труке, где их не доставала бы американская базовая авиация. Но в тот момент в Рабауле находилась 5-я эскадра контр-адмирала Сентаро Омори («Миоко» и «Хагуро»), которая задержалась после эскортирования конвоя. Утром 31 октября командующий 8-м Флотом вице-адмирал Самедзима приказал Омори выйти из Рабаула со всеми силами для перехвата вражеского соединения. В тот же день 2 тяжелых, 2 легких крейсера и два эсминца вышли из Рабаула, но разминулись с противником. Когда корабли Омори вернулись в Рабаул, Самедзима, в 11 часов получивший известия о высадке американцев на мысе Торокина (северная оконечность бухты Императрицы Аугусты), снова приказал ему выйти в море. Омори ставились две задачи: прикрыть конвой с контрдесантом (1000 солдат на 5 эсминцах-транспортах) и атаковать силы вторжения противника. Для этого Омори придавались еще 4 эсминца. В 17.00 "Соединение Перехвата Торокина" вышло в море. В центральной колонне шли оба тяжелых крейсера «Миоко» (флагман) и «Хагуро». Слева - завеса из легкого крейсера «Сендай» (флаг контр-адмирала Идзуина) и 3 эсминца, справа - такая же завеса во главе с легким крейсером «Агано» (флаг контр-адмирала Морйкадзу Осуги). Эсминцы-транспорты шли в нескольких милях позади. В большинстве своем корабли не имели навыков совместных действий, некоторые вообще еще не имели опыта ночных боев. Да и оперативный план! разрабатывать было некогда. Тем не менее, от соединения ожидали не только повторения подвига Микавы 15-месячной давности, но и уничтожения американских транспортов, чего тогда Микаве сделать не удалось. В это время соединение Меррилла из 4 новых легких крейсеров типа «Кливленд» (по 12 152-мм и 127-мм орудий) 12-й дивизии и 8 эсминцев 45-го и 46-го дивизионов находилось у Велла-Лавелла и направлялось в позицию западнее бухты Императрицы Аугусты.
В 21.20 японские корабли были замечены американским самолетом, который сбросил бомбы рядом с «Сендай». Омори решил в таких условиях отказаться от контрвысадки и отослал эсминцы-транспорты назад в Рабаул, а сам увеличил скорость до 32 узлов. В 01.30 американский самолет сбросил бомбу рядом с «Хагуро», от которой крейсер получил небольшие повреждения, и скорость соединения пришлось уменьшить. Через 10 минут посланный вперед гидросамолет с «Хагуро» донес о "крейсере и 3 эсминцах" в 50 милях от берега. Омори лег на курс сближения, но еще через 20 минут получил донесение о большом количестве разгружающихся транспортов от другого гидросамолета, сбросившего осветительную бомбу над бухтой. Так как уже никаких транспортов в бухте не было, скорее всего он заметил три минзага под эскортом эсминца, которые отходили после постановки минного заграждения к северу от м. Торокина. Основываясь на этом неверном сообщении, Омори снова изменил курс прямо в бухту, сохраняя строй трех колонн. Некоторые его корабли уже имели поисковые радары, но из-за неопытности операторов Омори больше полагался на глаза и бинокли своих наблюдателей.
Соединение Меррилла, отлично осведомленное о передвижениях Омори, заняло позицию поперек входа в бухту. Американский адмирал планировал дать свободу действий командирам обоих дивизионов эсминцев, а самому вести артиллерийский огонь на пределе эффективности действия японских торпед (80-100 каб.). Огонь он собирался открыть в тот момент, когда торпеды его эсминцев дойдут до цели В 02.27 на экранах радаров появились отметки. Дистанция до противника была около 18 миль, относительный пеленг - чуть впереди левого траверза. Из боевого информационного центра (БИЦ) флагманского крейсера «Монпелье» доложили адмиралу: "Полагаем, что это то, чего мы хотим". Лежащие на северном курсе американские крейсера стали ворочать "все вдруг" вправо на 16 румбов. Концевой дивизион коммандера Остина, становившийся после поворота головным, получил приказ начать торпедную атаку, как только заметит цель. Головному дивизиону кэптена Бурка было приказано повернуть влево и на контркурсе выпустить в противника торпеды.
Японский адмирал около 02.15 получил два сообщения о противнике: от крейсера «Сендай» и от гидросамолета, сбросившего САБ над соединением Меррилла. Омори приказал всем колоннам одновременно повернуть вправо, чтобы образовать боевой строй, параллельный новому курсу противника. На повороте левая колонна между 02.50 и 02.52 выпустила 8 торпед. За 30 секунд до этого Меррилл, который ожидал результата торпедного залпа Бурка (сделан в 02.46), на основании доклада БИЦ - о новом курсе противника приказал крейсерам открыть огонь по ближайшему крейсеру «Сендай».
Благодаря управлению стрельбой по радару концентрация огня на японском крейсере дала свои плоды в первые же секунды боя. На нем заклинило руль, начались пожары и взрывы. Концевые эсминцы левой колонны «Самидаре» и «Сирацую», пытаясь уклониться от залпов 152-мм снарядов, столкнулись друг с другом и легли на обратный курс, выходя из боя. Но ни одна из выпущенных Бурком 25 торпед из-за резкого поворота японцев не достигла цели. Японцы открыли ответный огонь, но их залпы ложились несколько впереди и недолетом. Зато их осветительные снаряды заставили американцев поставить дымзавесу и в 02.51 повернуть «всем вдруг» вправо - на курс 200°. Благодаря этому их крейсера за первые полчаса боя не получили ни одного попадания. Эсминцы 46-го дивизиона, державшиеся впереди крейсеров, после открытия огня резко повернули вправо на 8 румбов, затем так же влево. Концевой эсминец «Фут» замешкался и продолжал идти впереди главных сил. Когда он понял свою ошибку и поспешил на соединение со своим дивизионом, то в 03.08 нарвался на японскую торпеду, выпущенную отрядом крейсера «Сендай». «Футу» оторвало корму и он неподвижно застыл на воде.
Повернувшие на юг в 02.50 «Миоко» и «Хагуро» еще не обнаружили противника. Поэтому адмирал приказал повернуть влево и описать полную циркуляцию, спасаясь от огня невидимых американских крейсеров. Правая колонна контр-адмирала Осуги сделала то же самое и в результате ее корабли стали пересекать курс выходящих из циркуляции тяжелых крейсеров. Третий корабль правой колонны «Хацукадзе» в 03.07 столкнулся с «Нати». Форштевень крейсера содрал с эсминца два торпедных аппарата и унес с собой кусок обшивки правого борта (он так с ним и прибыл в Рабаул). Омори даже подумал, что потопил собственный эсминец. В 03.01 Меррилл, пройдя 20 минут южным курсом, начал описывать первую петлю огромной «восьмерки», чтобы выйти из-под 46-го дивизиона Остина, мешавшего вести огонь, и сохранить выбранную дистанцию до противника. К тому же такое маневрирование мешало японцам попасть торпедами. В начале поворота крейсер «Кливленд» чудом увернулся от внезапно показавшегося впереди неподвижного эсминца «Фут». Прекрасная выучка американских командиров позволила не только без столкновений и потери строя совершать резкие повороты на высокой скорости, но и продолжать при этом вести стрельбу. Но и попаданий было не много. «Хагуро» получил 6 152-мм и 127-мм снарядов, из которых 4 не взорвались Только в 03.13 Омори наконец-то увидел противника. Он довернул на 20° вправо, чтобы сократить дистанцию, приказал обоим тяжелым крейсерам выпустить торпеды. Залпы 203-мм снарядов стали накрывать три головных американских крейсера. Между 03.20 и 03.25 головной «Денвер» (изначально он был концевым) получил три 203-мм снаряда в носовую часть, которые хотя и не взорвались, но сделали такие дыры в обшивке, что крейсер набрал много воды и сбавил скорость до 25 узлов. Флагман Остина «Спенс» в 03.20 получил опасное попадание в ватерлинию, и забортная вода смешалась с топливом (но сказалось это только утром). «Миоко» и «Хагуро», а также «Агано» с двумя оставшимися эсминцами шли в направлении SSE. В 03.26 дистанция сократилась до 65 кабельтовых, и Меррилл, опасаясь торпед, снова повернул на 16 румбов, завершив нижнюю петлю «восьмерки». Японские гидросамолеты сбросили над его крейсерами новые САБ'ы, и американские корабли стали ярко отсвечивать серебром. Однако с кораблей Омори приняли всплески от близких разрывов у первых трех крейсеров за торпедные попадания. Затем крейсера скрылись за дымом от собственной стрельбы, а японцы подумали, что все они затонули. Полагая, что имеет дело по меньшей мере с 7 тяжелыми крейсерами и 12 эсминцами, японский адмирал решил, что трех потопленных крейсеров достаточно и в 03.27 дал приказ на отход.
Американские отряды оказались сильно разбросанными. Дивизион Бурка, с трудом собравшись после выпуска торпед часом ранее, в 03.49 наткнулся на горящий «Сендай» и открыл по нему огонь. Примерно в 04.00 крейсер затонул, получив попадания не менее двух торпед. Отходящие полным ходом «Самидаре» и «Сирацую» были видны на экранах радаров. А вскоре слева по носу были замечены силуэты. Бурк запросил по радиотелефону Остина: "Мы видим цель в 7000 ярдов и собираемся открыть огонь", на что тот ответил: "О, не делайте этого, это мы!". Но это были японцы, которые таким образом избежали участи своего флагманского крейсера. Посланные им вдогонку торпеды 3 эсминцев 46-го дивизиона прошли мимо. Затем «Спенс», отсоединившийся от остальных двух эсминцев своего дивизиона, заметил поврежденный «Хацукадзе» и принялся добивать его снарядами почти в упор. Вскоре к нему присоединились 4 эсминца 45-го дивизиона, открывшие огонь в 05.18. Спустя 21 минуту «Хацукадзе» скрылся под водой.
Добив два корабля противника, американцы стали собирать свои. Их крейсера, выпустившие в ходе предыдущих бомбардировок по берегу около 3400 152-мм и 4500 127-мм снарядов и в ночном бою еще 4591 и 705 соответственно, почти исчерпали боезапас. Они с трудом отбились от массированных дневных атак японской авиации (около сотни палубных самолетов), хотя только «Монпелье» получил небольшие повреждения от двух бомб, попавших в правую катапульту. Эсминец «Клакстон» взял поврежденный «Фут» на буксир и благополучно привел его в базу.
Повреждения крейсера «Хагуро».
Еще перед боем «Хагуро» 1 ноября у мыса Мольтке в 2330 (Токийское время) получил некоторые повреждения носовой надстройки и борта в средней части корпуса от близкого разрыва 227-кг бомбы, сброшенной самолетом-разведчиком SB-24 из состава 5-й бомбардировочной группы. Скорость крейсера упала до 26 узлов. Во время боя крейсер между 01.00 и 01.20 получил около 10 попаданий 152-мм н 127-мм снарядами, большинство из которых не взорвались. Попадания были зарегистрированы в установку 127-мм орудий №2 (левый борт) с повреждением поворотного стола, в катапульту, в топливную цистерну рядом с ЦАП. Убит 1, ранено 5 человек. Отремонтирован в Сасебо.
Итоги боя.
Не считая потопленных «Сендай» и «Хацукадзе», японцы получили только поверхностные повреждения. В «Миоко» попал 1 или 2 152-мм снаряда, в «Сендай» (по оценкам) не более 5. Даже с учетом нескольких возможных попаданий в другие корабли получается, что американцы добились около 20 при почти 4600 выпущенных 152-мм снарядов. Но не только попаданиями можно оценить эффективность американского огня: японцы были вынуждены радикально маневрировать, что привело к полному расстройству их боевого порядка и двум столкновениям. Из 52 выпущенных эсминцами торпед попали только две в неподвижный «Сендай» (эсминцы еще выпустили 2596 127-мм снарядов). Кроме пострадавших на «Хагуро» японцы потеряли 320 человек на «Сендай» (нескольких человек, включая контр-адмирала Идзуина, сняла подлодка, многие добрались до берега на плотах) и около 240 на «Хацукадзе» (погибли все). После прибытия в Рабаул 2 ноября оба тяжелых крейсера 4-го ушли в Трук (там 7-го). По пути «Хагуро» взял на буксир танкер «Ниссо Мару», поврежденный американской авиацией (сначала его буксировал «Тёкай»). 12 ноября оба крейсера ушли на ремонт в Сасебо, куда прибыли 17-го.
Японцы добились 5 попаданий в «Денвер», одного в «Спенс», а из торпед попала только одна - в «Фут» (19 убитых и 17 раненых). Но контр-адмирал Оморн, сильно преувеличивший свои «подвиги», получил от начальства следующий чин. Но если бы дело было только в этом...
2.4.4. "Японские погромы" в Рабауле 5 и 11 ноября 1943 года.
Из-за ошибочных данных о повреждениях американских кораблей в ходе боя в заливе Императрицы Аугусты и последующих атак авиации вице-адмирал Курита решил послать для нового удара по американцам у Бугенвиля еще 7 тяжелых крейсеров из Трука, долго сберегаемых для такого случая. Выйдя из Трука 3 ноября, 4-я эскадра (за исключением «Тёкай», назначенного 4 ноября вместе с 3 эсминцами эскортировать в Трук поврежденные танкеры «Нитией Мару» и «Ниссо Мару»), 7-я эскадра и «Тикума» на рассвете 5-го прибыли в Рабаул.
Когда пришедшие корабли стали на якорь в бухте Симпсон и приступили к заправке топливом, на базу был совершен налет силами авиагрупп авианосцев «Саратога» и «Принстон» из соединения TF38 контр-адмирала Фредерика Шермана, маневрировавшего с 9.00 в 57 милях на SW от м. Торокина и в 230 милях на SE от Рабаула. Эти корабли были заблаговременно обнаружены самолетами-разведчиками. Но квалификация японских пилотов к тому времени упала так сильно, что они приняли два авианосца за транспорты. Поэтому никто из начальства не побеспокоился о принятии дополнительных мер ПВО базы и выводе кораблей в море, где они имели бы хоть какие-то шансы уклониться от воздушных атак.
В ударной волне участвовали 33 истребителя «Хэллкэт», 16 торпедоносцев «Эвенджер» и 22 пикировщика «Донтлесс» с «Саратоги» и еще 19 «хэллкэтов» и 7 «эвенджеров» с «Принстона». В 11.10 их обнаружили над проливом Сент-Джордж-Чэннел, по базе объявили воздушную тревогу и стали поднимать на перехват 70 дежурных истребителей. Но американские летчики их одурачили. Вместо того, чтобы по ожиданию японцев разбиться на мелкие группы перед заходом на цель, они сохранили строй и пошли прямо под зенитный огонь, куда «зеке» сунуться не рискнули. Вместо бомбардировщиков и торпедоносцев им пришлось иметь дело с «хэллкэтами». А ударные самолеты устроили в гавани настоящий погром. Хотя ни один из кораблей не затонул, практически весь 2-й Флот вице-адмирала Куриты был выведен из строя. Одна из бомб (самолет лейтенанта Ньюэлла) попала в трубу заправлявшегося крейсера «Майя» и взорвалась в МКО. «Такао» получил два прямых попадания, открывших большие пробоины по ватерлинии. «Атаго» сильно пострадал от трех близких разрывов. Прямые попадания бомб получили «Могами» и «Агано». Легкий крейсер «Носиро» был поражен торпедой. Из эсминцев пострадали «Фудзинами» (не взорвавшейся торпедой) и «Вакацуки» (близкие разрывы).
Потери американцев составили по 5 истребителей и бомбардировщиков, погибло 7 пилотов и 8 членов экипажей. В погоню за отходящими авианосцами вице-адмирал Кусака послал 18 «кейтов». Те в 19.15 обнаружили и атаковали противника. После возвращения в Ра-баул пилоты радостно сообщили: "Один большой авианосец взорвался и затонул, один средний авианосец оставлен горящим и позже затонул, два тяжелых крейсера и эсминец потоплены". То же повторило «Радио Токио» на следующий день, назвав этот бой "Первой воздушной битвой у Бугенвиля". На самом же деле японские торпедоносцы атаковали два десантных судна в сопровождении торпедного катера, из которых только одно «LCI-70» сумели повредить не взорвавшейся торпедой, а сами потеряли две машины.
А теперь рассмотрим японские данные о повреждениях тяжелых крейсеров от 227-кг бомб "донтлессов" эскадрильи VB-12 (авианосец «Саратога»). Атака заняла 25 минут (с 0820 по 0845 Токийского времени).
Повреждения крейсера «Атаго».
Три близких разрыва бомб на расстоянии от 5 до 15 метров от левого борта напротив КО №7 и №9, когда крейсер заправлялся с танкера «Кокуйо Мару», вызвали затопления отсеков на протяжении КО №3 и №9, а также МО №1 без нарушения герметичности броневой защитной переборки. Убито 22 человека, включая командира капитана 1 ранга Нобуйоси Накаока (на должности с 1 декабря 1942 года), который стоял на мостике; ранено 64 человека.
Повреждения крейсера «Такао».
Бомба упала на верхнюю палубу справа от башни ГК №2. Взрывом пробита палуба, поврежден барбет башни №2 и правая стенка башни №1, развернутой на правый борт; убито 23 человека.
Оба крейсера в тот же день ушли в Трук и 7-го были там, а через 4 дня вышли в Йокосуку, куда прибыли для ремонта и модификации 15 ноября.
Повреждения крейсера «Майя».
Бомба попала в самолетную палубу в районе шп. 238 по левому борту над МО №3 (левое кормовое). Взрыв деформировал палубу и обшивку борта и вызвал пожар, который перекинулся в МО и был потушен только на следующий день. Убито 17 и ранено 60 человек. После экстренного ремонта ушел в Трук 11 ноября и прибыл туда 14-го. Дальнейшие работы производились с помощью ремонтного судна «Акаси». 30 ноября «Майя» вместе с авианосцами «Дзуйхо», «Уньо» и «Чуйо» вышел из Трука и 5 декабря прибыл в Йокосуку для продолжения ремонта и модернизации в крейсер ПВО. На переходе корабли ночью 3/4 декабря уже у острова Хачиджодзима были атакованы подводной лодкой «Сейлфиш» (капитан 3 ранга Уорд), которая в три захода (1 торпеда ночью, затем I и еще 3 утром) потопила «Чуйо».
Повреждения крейсера «Могами».
Бомба ударила в верхнюю палубу с правого борта сбоку от башен №1 и №2, пронзила ее и взорвалась в помещениях средней палубы. Обе палубы, борт и барбеты башен были серьезно повреждены. Во избежание взрыва боезапаса носовые погреба пришлось полностью затопить, так что нос корабля погрузился до средней палубы. 6 ноября «Могами» в сопровождении «Судзуя» и «Тикума» (легкие повреждения от близкого разрыва) вышел в море и 8-го прибыл в Трук. После срочного ремонта, произведенного с помощью все того же «Акаси», «Могами» 16 ноября вышел в Куре, куда прибыл 21-го для длительного ремонта, который закончился 17 февраля 1944 года (с 22 декабря по 17 февраля стоял в доке).
11 ноября оперативная группа TG50.3 контр-адмирала Альфреда Монтгомери (новые тяжелые авианосцы «Эссекс», «Банкер Хилл» и легкий «Индепенденс» в охранении 9 эсминцев) нанесла новый удар по Рабаулу, в результате которого: крейсер «Агано» и эсминец «Наганами» получили по торпеде (крейсеру оторвало корму); в «Судзинами» во время погрузки торпед попало несколько бомб и он затонул у входа в гавань; легкие повреждения получили крейсер «Юбари», эсминцы «Уракадзе» и «Умикадзе». Американцы потеряли 11 самолетов. Последовавшие массированные атаки отходящего американского соединения японской базовой авиацией успеха не принесли.
2.4.5. Последние события года.
После ухода поврежденных кораблей на ремонт в Японию в Труке остались линкоры «Ямато», «Мусаси», «Нагато», «Фусо», «Конго» и «Харуна», тяжелые крейсера «Тёкай», «Кумано» (3-8 ноября перешел из Куре), «Судзуя» и «Тикума», 5 легких крейсеров, 3 флотилии эсминцев неполного состава и 18 подлодок.
Воспользовавшись ослаблением японского флота на Труке американцы произвели высадку на острова Гильберта, которые находились на SE от него и на NE от Соломоновых. 19 ноября 700 палубных самолетов нанесли удары по аэродромам на атоллах Макин и Тарава, а также на восточных Маршалловых островах, чтобы парализовать японскую базовую авиацию на время высадки, которая началась под прикрытием мощных сил надводных кораблей на следующий день. 20 ноября японскому торпедоносцу удалось повредить легкий авианосец «Индепенденс», а 4 дня спустя подлодка «1-175» потопила эскортный авианосец «Диском Бей».
В связи с боями в районе островов Гильберта 24 ноября «Тёкай», «Кумано», «Судзуя», «Тикума», легкий крейсер «Носиро» вместе с эсминцами вышли к атоллам Кваджелейн и Уотдж (Маршалловы острова, лежащие к северу от островов Гильберта и к востоку от Трука). Простояв там («Судзуя» на Уотдже) 26 и 27 ноября, они все перешли на атолл Эниветок (28 и 29-го), затем на Уотдж (с 30 ноября по 3 декабря), после чего 5 декабря вернулись в Трук. «Тёкай», «Тикума» и вернувшийся из метрополии «Тоне» простояли там в готовности до 1 февраля 1944 года (первый до 10-го).
24 ноября японцы послали очередной «Токийский экспресс» из 5 эсминцев (3 транспортных, 2 в охранении) на остров Бука, чтобы доставить туда 920 солдат и вывезти 700 человек ненужного там персонала. Американская разведка сработала четко и на перехват были посланы 5 эсминцев 45-го и 46-го дивизионов знакомых нам Бурка и Остина (оба дивизиона входили в состав 23-эскадры эсминцев, которой командовал кэптен Бурк). Торпедные катера не пустили японцев к острову, а на отходе между островом Бука и мысом Сент-Джордж (южная оконечность Новой Ирландии) они натолкнулись на американские эсминцы. Сначала те торпедами уничтожили оба эсминца охранения кэптена Кагавы - «Онами» и «Макинами», а затем на погоне снарядами потопили «Югири». В бою погиб и командующий операцией кэптен Кийото Кагава.
4 декабря американские палубные самолеты нанесли удар по атолл Кваджелейн, а японские самолеты смогли повредить торпедой новый авианосец «Лексингтон».
8 декабря флаг командующего 7-й эскадрой был перенесен с «Судзуя» на «Кумано».
15 декабря американские войска высадились в Араве на южном берегу Новой Британии, а 26-го - на мысе Глостер на западной оконечности острова. 16 декабря «Судзуя» и «Кумано» вышли из Трука для транспортировки войск в Кавьенг, но после обнаружения авиацией противника вернулись назад. Они повторили попытку 25-го, прибыли в Кавьенг в последний день года и в тот же день ушли обратно. Вернувшись в Трук 1 января 1944 года, они простояли там до 1 февраля.
«Аоба» 25 ноября был прикреплен к Первому Южному Экспедиционному Флоту (он же Флот Юго-Западного района). 15 декабря он вышел из Куре в Сингапур, куда прибыл 24-го, зайдя по пути в Манилу (20-21 декабря). Крейсер стоял в Сингапуре до 27 февраля 1944 года, изредка проводя учения на рейде Линга Роудз. Только с 3 по 9 января он совершил пробег в Пенанг, куда перевез войска. 25 февраля «Аоба» ввели в состав 16-й эскадры вместо «Асигара», который ушел в северные воды.
«Асигара» после докования в Сингапуре с 23 октября по 1 ноября действовал вместе с «Аоба», но 3-9 января он перевозил войска в Мергуй. 25 февраля его перевели в 21-ю эскадру 5-го Флота (Флот Северо-Восточного района). Он вышел из Сингапура 27 февраля и 3 марта прибыл в Сасебо для очередного ремонта и модернизации. 29 марта он ушел в Оминато с промежуточной остановкой в Куре. В Оминато он стоял вместе с «Нати» с 2 апреля по 19 июня 1944 года.
«Нати» стоял в Оминато с 13 августа, затем 6-9 сентября перешел на Парамушир, где находился до 25 октября, когда ушел в бухте Аккеси. Там крейсер простоял с 27 октября по 1 ноября, уйдя снова в Оминато, где пробыл до 20-го. 22 ноября крейсер пришел в Сасебо на очередной ремонт и модернизацию. 22 января 1944 года он вышел в Хасирадзима, но 9 февраля вернулся в Оминато, где к нему присоединился «Асигара».
25 декабря возвращавшийся из Йокосуки в Трук линкор «Ямато» в 180 милях от базы был торпедирован подлодкой «Скейт». После временного ремонта в Труке линкор 16 января 1944 года прибыл в Куре для ремонта.