3.1. Действия тяжелых крейсеров в первую половину года.

 

3.1.1. Хронология основных событий на море с февраля по май 1944 года.

 

С 29 января по 6 февраля оперативное соединение TF58 быстроходных авианосцев под командованием ви­це-адмирала Марка Митшера (6 тяжелых и 6 легких авианосцев с 730 самолетами, 8 новейших быстроход­ных линкоров, 3 тяжелых и 3 легких крейсера, 36 эсмин­цев) наносило удары по японским аэродромам на Маршалловых островах. 31 января 5-й Флот США под ко­мандованием вице-адмирала Спрюэнса начал высадку на крупнейший из них - атолл Кваджелейн - 4-й дивизии морской пехоты и 7-й пехотной, задействовав при этом почти сотню десантных кораблей и средств под прикры­тием 8 эскортных авианосцев (190 самолетов), 7 старых линкоров, 9 крейсеров и 45 эсминцев. Несмотря на отча­янное сопротивление японского гарнизона входящих в атолл островков Рой, Намур и Кваджелейн (8600 чело­век под командованием контр-адмирала Акиямы), через неделю атолл стал американским. Одновременно был захвачен атолл Майдзуро с прекрасной якорной стоян­кой.

15 февраля американо-новозеландский десант выса­дился на островах Грин (Зеленых), расположенных к востоку от Новой Британии, положив начало тесной блокаде крепости Рабаул.

Для предотвращения возможных атак японских над­водных кораблей и базовой авиации на десантные силы 5-й Флот Спрюэнса 17 и 18 февраля нанес серию ударов по атоллу Трук и другим Каролинским островам. Ог­ромное соединение из 5 тяжелых и 4 легких авианосцев под прикрытием 6 быстроходных линкоров, 10 крейсе­ров и 29 эсминцев обошло Трук против часовой стрелки, уничтожая самолеты на аэродромах и корабли в гаванях и в море. Но японцы заблаговременно убрали основные силы флота в новую базу на островах Палау, так что в гавани Трука осталось только несколько легких и вспо­могательных кораблей. Крейсер «Агано», поврежден­ный в Рабауле еще 11 ноября, не успел выйти в море вместе с главными силами 10 февраля. Он вышел только 16-го и севернее Трука был потоплен подлодкой «Скейт». В гавани палубные самолеты потопили 26 тор­говых и транспортных судов, повредили учебный крей­сер «Катори» и эсминец «Маикадзе», а на аэродромах уничтожили 300 самолетов из находившихся там 365. Сумевший выбраться из лагуны «Катори» северо-западнее Трука был перехвачен тяжелыми крейсерами «Миннеаполис» и «Нью Орлеане». После расстрела ар­тиллерией крейсер добили торпеды эсминцев «Редфорд» и «Берне». Спешивший скрыться в том же направлении «Маикадзе» наткнулся на линкоры «Айова» и «Нью-Джерси» и быстро был потоплен. Западнее Трука само­леты с авианосцев «Банкер Хилл» и «Коупенс» отправи­ли на дно легкий крейсер «Нака» и эсминец «Оите», а несколько южнее этой точки самолеты «Энтерпрайза» записали на свой счет эсминец «Фумидзуки». За все это американцы заплатили 25 самолетами. В последовавшей контратаке 7 японских торпедоносцев сумели только повредить авианосец «Интрепид».

17 же февраля американцы высадили на атолл Эниветок, самый западный из группы Маршалловых остро­вов, невостребованный на Кваджелейне резерв - 27-ю пехотную дивизию, которая за четыре дня очистила его от 3400 оборонявшихся японцев.

23 февраля две авианосные группы атаковали япон­ские аэродромы и сооружения на Марианских островах Сайпан, Тиниан и Рота.

Вал американских десантов неудержимо катился к Филиппинам. 26 февраля американские войска высади­лись на островах Адмиралтейства (к северу от Новой Гвинеи). Главной целью был остров Манус с прекрасной глубокой гаванью. К 30 марта, несмотря на упорное со­противление японцев и эта операция закончилась для них поражением. 20 марта произошла высадка на остров Эмирау из архипелага Бисмарка, и кольцо вокруг Рабаула замкнулось.

Чувствовалось, что скоро американцы доберутся и до новой операционной базы японского флота на Па­лау. 29 марта на подходах к базе американская подлод­ка «Танни» торпедировала флагманский линкор Объе­диненного Флота «Мусаси», которому пришлось 3 ап­реля вернуться в Японию на ремонт. Адмирал Кога приказал всем кораблям уйти в бухту Давао, а сам пе­решел на береговой командный пункт. Следующие два дня американская палубная авиация соединения Мит­шера наносила удары по островам Палау и Яп, потопив недалеко от первого два переделанных из старых эсмин­цев сторожевика. Базовая японская авиация снова по­несла большие потери, тогда как американцы не досчи­тались 25 самолетов. Эти удары наносились для парали­зации японского флота и авиации в преддверии очеред­ных высадок на Новой Гвинее.

31 марта Кога со своим штабом на двух четырехмо­торных летающих лодках вылетел с Палау в Давао. В ночь на 1 апреля перед подлетом к острову Минданао самолеты попали в тайфун. Как и в случае с Ямамото, самолет с командующим погиб, а другой - с начальником его штаба вице-адмиралом Фукудоме - совершил вынужденную посадку. Новым главнокомандующим флотом 2 мая стал адмирал Соему Тойода, а начальни­ком его штаба - вице-адмирал Кусака.

19 апреля авианосцы «Саратога» и английский «Илластриес» атаковали порт Сабанг на Суматре, а че­рез 3 дня ответственный за проведение десантных опе­раций 7-й Флот США вице-адмирала Кинкейда под прикрытием 8 эскортных авианосцев и 5 крейсеров на­чал высадку войск генерала Макартура (2 пехотных ди­визии) в порту Голландия на северном берегу Новой Гвинеи, западнее последнего очага японского сопротив­ления на острове крепости Уевек.

Перед готовящейся высадкой на Марианские остро­ва соединение Митшера 29 и 30 апреля нанесло новые удары по Труку: японцы потеряли 90 самолетов, амери­канцы 26.

17 мая американцы высадились на острове Вакде (120 миль к северо-западу от Голландии), чтобы обору­довать там аэродром. Японцы пытались противодейст­вовать американскому продвижению и силами своих многочисленных подводных лодок, но они действовали неэффективно, неся большие потери. С 19 по 31 мая эс­кортный эсминец «Ингленд» потопил 6 японских подло­док, установив рекорд для одиночного корабля.

 

3.1.2. Операция "KON" Сакусен 27 мая-13 июня 1944 года.

 

При поддержке базовой авиации 27 мая американцы произвели высадку на остров Биак у северо-западной оконечности Новой Гвинеи. В качестве ответа японцы попытались провести операцию "КОМ" Сакусен, суть которой заключалась в переброске боевыми кораблями (из транспортов в наличии имелось только одно танко-десантное судно) на Биак с Минданао 2500 человек 2-й десантной бригады. Командование операцией возлага­лось на контр-адмирала Наомаза Саконджу, державше­го флаг на тяжелом крейсере «Аоба». Для перевозки войск ему придавались легкий крейсер «Кину» и 3 эс­минца, а в качестве прикрытия - линкор «Фусо», тяже­лые крейсера «Миоко», «Хагуро» и 5 эсминцев. Войска следовало принять в порту Замбоанга 31 мая и 3 июня высадить на Биаке. 23-я Воздушная Флотилия контр-адмирала Йосиоки Ито (штаб в Соронге) должна была нанести удар по кораблям противника у острова. 30 мая 54 японских самолета атаковали суда вторжения, но смогли повредить только танко-десантное судно «LST-467», сами потеряв 12 машин.

31 мая 3 эсминца приняли в Замбоанга 1700 человек и под эскортом «Аоба» (флаг Саконджу) и «Кину» вы­шли в Давао на рандеву с «Миоко», «Хагуро» и еще 3 эсминцами. Остальные 800 человек были приняты на минзаги «Ицукусима», «Цугару» и транспорт №127, ко­торые под эскортом охотников за подлодками вышли к Биаку. Линкор «Фусо» и еще 2 эсминца держались се­вернее. 3 июня отряд Саконджу был обнаружен амери­канским "Либерейтором". Из-за потери внезапности адмирал Тойода, опасаясь встретить мощное противо­действие надводных кораблей и палубной авиации про­тивника, в 2025 того же дня отменил операцию. «Фусо», «Миоко», «Хагуро», эсминцы «Асагумо»и «Кадзагумо» вернулись в Давао, при входе куда подлодка «Хэйк» по­топила последний. «Аоба», «Кину» и 6 эсминцев вместе с приданными кораблями ушли в Соронг, где 4 июня высадили войска.

Вторая попытка доставить подкрепления на Биак привела к морскому бою. Японский штаб, убежденный разведкой в отсутствии американских авианосцев в том районе, приказал 3 эсминцам принять в Соронге 600 че­ловек и под эскортом 3 эсминцев (каждый из которых тащил на буксире большую десантную баржу) доставить их на Биак. Прикрытие осуществляли «Аоба» и «Кину». Утром 7 июня крейсера встретились с 6 эсминцами к се­веру от острова Мисул и адмирал Саконджу перенес свой флаг на эсминец «Сикинами». Крейсера отправи­лись в Амбон для пополнения запасов, чтобы затем вер­нуться в район прикрытия у о. Салавати. Эсминцы тем временем пошли в Соронг за десантом. Дневное истре­бительное прикрытие обеспечивала 23-я флотилия.

В 12.45 8 июня американские самолеты обнаружили 6 эсминцев и атаковали их. «Харусаме» был потоплен, «Сирацую» получил пробоину, небольшие повреждения получили «Сикинами» и «Самидаре». Пять эсминцев, сняв людей с «Харусаме», продолжили путь к Биаку. В 23.40 один из них заметил соединение вице-адмирала Кратчли, состоявшее из 1 тяжелого, 2 легких крейсеров и 14 эсминцев, которое было послано на перехват. Са­конджу не был Танакой и решил отступить. Все 14 со­юзных эсминцев бросились в погоню, но им удалось до­биться единственного попадания в «Сирацую» из 1300 выпущенных снарядов. Немногие японские солдаты су­мели высадиться на берет из брошенных эсминцами барж, а остальные вернулись в Соронг. Два эсминца ушли в Батджен, где присоединились к «Миоко» и «Хагуро», а остальные после высадки войск отправи­лись в Салавати, откуда вместе с «Аоба» и «Кину» так­же 10 июня пришли в Батджен. Дальнейшие атаки 23-й флотилии были отменены, а самолеты с плохо трениро­ванными пилотами были отозваны для участия в опера­ции "A Go".

После провала второй попытки высадить подкреп­ления на Биак командующий Мобильным Флотом вице-адмирал Одзава, заинтересованный в удержании остро­ва для выполнения операции "A Go", с согласия адми­рала Тойоды приказал 10 июня линкорам «Ямато», «Мусаси», легкому крейсеру «Носиро» и 6 эсминцам принять участие в операции "КОN". Они вышли из Тави-Тави в тот же день и 11-го прибыли в Батджен, где к ним присоединились еще 2 эсминца. Теперь силы, задей­ствованные в операции состояли из Ударной Дивизии вице-адмирала Матоме Угаки в составе «Ямато», «Мусаси», «Миоко», «Хагуро», «Носиро» и 3 эсминцев; 1-го транспортного отряда из «Аоба», «Кину» и 4 эс­минцев; 2-го транспортного отряда из минзагов «Ицукусима», «Цугару», транспорта №127, нескольких охотников и грузовых судов. Выход к Биаку был назна­чен на 15 июня. Угаки собирался высадить десант лю­бой ценой, одновременно подвергнув обстрелу мощны­ми 460-мм орудиями своих линкоров американские по­зиции на Биаке и Ови. Однако с 11 июня адмирал Тойо­да был обеспокоен совсем другим: авианосцы противни­ка нанесли удар по островам Сайпан и Гуам. 12 июня Тойода приказал начать выполнение операции "A Go", и Угаки вместе с обоими линкорами, «Миоко», «Хагуро», «Носиро» и 5 эсминцами поспешил на север -на рандеву с Одзавой в Филиппинском море.

 

3.1.3. Перемещения японских тяжелых крейсеров до начала операции "A Go" Сакусен.

 

Во время ремонта «Миоко» и «Хагуро» 5-ю эскадру 25 ноября 1943 года принял контр-адмирал Синтаро Насимото. 16 декабря крейсера вышли из Сасебо в Куре, а оттуда 23-го направилась в Трук, в лагуне которого ста­ли на якорь 29 декабря. Там они находились до 10 фев­раля и только «Миоко» с 2 по 5 января перевозил войска в Кавьенг.

«Атаго», «Тёкай», «Миоко» и «Хагуро» вышли из Трука 10 февраля перед самым налетом американской палубной авиации и 13-го прибыли в Палау - новую операционную базу Объединенного Флота, располо­женную почти на той же широте, но втрое ближе к Фи­липпинам. Там они простояли в готовности до 29 марта, но 5-я эскадра выходила в море с 9 по 22 марта для эс­кортирования танкеров «Осе» (бывший голландский «Женота») и «Иро» в Баликпапан (12-13 марта) и Тара­кан (14-20-го).

«Такао» вышел из Йокосуки 29 января после ремон­та повреждений, но на пути в Трук эскортировал повре­жденный авианосец «Уньо» назад в Йокосуку. Снова вышел в море 15 февраля и 20-го прибыл на Палау.

Пять тяжелых крейсеров 4-й и 5-й эскадр 4 марта вошли в состав вновь сформированного Первого Мо­бильного Флота. Все его корабли 29 марта из-за угрозы атак самолетов авианосцев противника 29 марта вышли с островов Палау и с 1 по 4 апреля сосредоточились в бухте Давао на Филиппинах, а 9-го прибыли на Линга Роудз. 1 мая к ним присоединился «Майя», который по­сле реконструкции в крейсер ПВО вышел из Куре 21 ап­реля вместе с отремонтированным «Ямато», зайдя по пути в Манилу.

«Могами», стоявший на ремонте в Куре 1 января 1944 года был выведен из состава 7-й эскадры и причис­лен к 1-му Флоту. Но после упразднения 8-й эскадры в 7-ю вошли «Тоне» и «Тикума». 1 февраля 7-я эскадра («Кумано» и «Судзуя») вышла из Трука и 4-го прибыла на Палау, оставаясь там в готовности до 16-го, когда вышла на Линга Роудз (там 21-го). 1 марта вместе с ре­организацией Объединенного Флота в Первый Мобиль­ный Флот (командующий вице-адмирал Джисабуро Одзава) 7-я эскадра была переведена из 3-го Флота, в со­ставе которого теперь оставались только авианосцы, во 2-й. 20 марта командующего 7-й эскадрой контр-адмирала Нисимуру сменил контр-адмирал Кадзутака Сираиси. В Линга крейсера тренировались и прошли вторую военную модернизацию; в это время (с 24 марта по 7 апреля) флагманом вместо «Кумано» был «Тикума». «Могами», закончивший 17 февраля ремонт и модернизацию, 8 марта вышел из Куре со снабжением для армии, которое выгрузил в Сингапуре 15-го, а на следующий день перешел в Линга.

Флагман 16-й эскадры (Флот Юго-Западного рай­она) «Аоба» с 25 февраля действовал из Сингапура и со­вершил несколько транспортных рейсов в Голландскую Индию и на южные Филиппины.

27 февраля из Сингапура для нарушения судоходства союзников в Индийском океане вышло соединение контр-адмирала Наомаза Саконджу в составе «Тоне» (флагман), «Тикума» и «Аоба». 9 марта «Тоне» к югу от Кокосовых островов в точке с координатами 20°32' ю.ш. 87°10' в.д. потопил британский пароход «Бехар» (1940 г., 7840 гр. Т, собственность Хейн Стимшип Ком-пани). Но тот успел подать предупреждающий сигнал и операцию пришлось отменить. Крейсера зашли в Бата­вию (15-19 марта) и 25-го вернулись в Сингапур.

2 апреля «Аоба» вышел из Сингапура со снабжением в Баликпапан (выгрузка 4 и 5-го) и Таракан (9 и 10-го), вернувшись 14-го через Баликпапан (11-го). 15-19 апре­ля он перевозил торпеды из Сингапура в Пенанг, оста­ваясь там до 18-го. 20 апреля он снова вышел из Синга­пура со снабжением в Давао, подобрав по пути уцелев­ших членов экипажа эсминца «Амагири», погибшего на мине 23 апреля. Высадив моряков в Таракане 24-го, 27-го он прибыл в залив Давао, а на следующий день ушел в Таракан, где стоял в готовности с 29 апреля по 13 мая. Между 13 и 27 мая «Аоба», действуя из Таракана, со­вершил транспортные рейсы в Давао (14—19 мая) и бухту Соронг (20-24 мая). Он вышел из Таракана 30 мая для участия в транспортной операции "КОМ" Сакусен. Бу­дучи отозванным 31-го в Замбоанга, он 1 июня прибыл в Давао, на следующий день вышел в Соронг (4-5-го), за­тем в Амбон (8-9-го) и Батджен (11-14 июня). После от­мены операции "КОМ" Сакусен «Аоба» вернулся в Син­гапур 2 июля через Бангка Роудз, остров Целебес (18-25 июня) и Макассар (27-28 июня). 2-25 июля крейсер прошел докование и модернизацию в Сингапуре, 25 ию­ля вышел на Линга Роудз, где простоял в готовности и учениях до 21 октября.

После объявления о начале операции "A Go " Саку­сен 3 мая Первый Мобильный Флот получил приказ со­средоточиться на острове Тави-Тави. 4-я (4 крейсера), 7-я (4 крейсера) эскадры и «Могами» вышли с Линга Ро­удз 11 мая, 5-я эскадра (2 крейсера) - на следующий день. 14-го и 15-го они прибыли в бухту Тави-Тави. С 15 по 17 мая 7-я эскадра ходила на заправку в Таракан. 30 мая 5-я эскадра вышла для прикрытия подвоза подкреп­лений на остров Биак (операция "КОМ"), прибыв на сле­дующий день в Давао. Первый раз она выходила на прикрытие конвоя "КОМ №1" 2 июня, но 5-го вернулась; второй раз вышла 7-го и 11 -го прибыла в Батджен на острове Халмахера.