3.3. Третья военная модификация (июнь-сентябрь 1944 года).
Корабли 4-й, 5-й и 7-й эскадр прошли модификацию в последние дни июня на верфи флота в Куре, за исключением «Майя», который ремонтировался в Йокосуке. «Нати» и «Асигара», вернувшись с севера, прошли модификацию в первой половине сентября, а на «Аоба» работы проводились в июле в Сингапуре силами ремонтного отделения №101.
3.3.1. Усиление зенитного вооружения.
На «Такао» и «Атаго» в кормовой части верхней палубу и по бокам второй дымовой трубы появились 4 строенных установки 25-мм автоматов. Еще 22 одиночных (из них 6 съемных) поставили на верхней палубе и надстройках, где еще оставалось место. Общее число 25-мм стволов стало 60: 6x3, 6x2, 30x1.
На верхней палубе «Миоко» и «Хагуро» перед носовой надстройкой и в корме поставили 4 строенных 25-м автомата и еще 16 одиночных "рассыпали" по всему кораблю. Стало 52 25-мм: 4x3, 8x2, 24x1.
На верхней палубе «Нати» и «Асигара» появились 2 спарки (перед носовой надстройкой) и 20 одиночных автоматов, что увеличило число 25-мм стволов до 48: 10x2. 28x1.
На «Тёкай» добавили только 12 одиночных и 25-мм стволов стало 38: 8x2, 22x1 (точные места их расположения не известны).
На «Майя» добавили 18 одиночных; стало 66 стволов: 13x3, 27x1, из них 4 съемных.
На «Аоба» поставили по 2 строенных автомата в передней части носовой надстройки и на верхней палубе в корме, появилось также 15 одиночных; стало всего 42: 5x3, 6x2, 15x1 (места последних не известны).
Каждый из трех крейсеров типа «Могами» получил по 4 строенных 25-мм автомата (перед носовой надстройкой и в корме), а также 10 или 16 («Кумано») одиночных. На «Могами» стало 60 стволов (14x3, 18x1), на «Кумано» 56 (8x3, 4x2, 24x1) и на «Судзуя» 50 (8x3, 4x2, 18x1).
На «Тоне» и «Тикума» число стволов 25-мм автоматов увеличили до 58 за счет добавления 6 строенных установок на самолетной палубе в корме, двух спарок перед носовой надстройкой и еще 10 одиночных (8x3, 8x2, 18x1).
3.3.2. Установка новых радаров.
Радар ПВО №13.
Для усиления ПВО тяжелые крейсера, кроме «Аоба», получили радар №13 с антенной "лестничного" типа сзади на фок-мачте (4 крейсера типа «Такао» и «Нати») или спереди на грот-мачте (остальные 3 типа «Миоко», 3 типа «Могами» и 2 типа «Тоне»). Радарные посты соответственно размещались между опор фок-мачты, в надстройке за грот-мачтой рядом с телеграфной рубкой (3 типа «Миоко») или под кормовой надстройкой (типы «Могами» и «Тоне»).
Установка весила 110 кг и обслуживалась 4 операторами.
Радар ПВО №13 имел следующие характеристики:
Официальное обозначение - радар №1 типа 3 модели 3
Сокращенное обозначение - радар №13
Разработка - сентябрь 1943-февраль 1944 года, когда устранили проблемы и трудности в эксплуатации
Тип излучателя - осциллирующая цепь 2С с двумя трубками Т-311
Выходная мощность и длина волны - 10 кВт (пиковая) и 2 м
Длина и скорость импульса - 10 мс и 500 имп./с
Тип приемника - детектор типа УН-954
Антенна - "лестничного" типа с боковой решеткой; отдельные элементы для излучателя и приемника (4 блока по 2)
Максимальная дальность обнаружения: - группа самолетов 100 км, одиночный самолет 50 км
Ошибка дистанции / пеленга - 2-3 км / ±10°
Минимальная дальность обнаружения -5000 м
Модификация радара №22 для управления стрельбой по надводным целям.
Во время стоянки в Куре в конце июня «Тёкай», «Миоко» и крейсера типов «Могами» и «Тоне», а в июле в Сингапуре «Хагуро» и «Аоба» были оснащены радаром №22 модиф. 4М для обнаружения надводных целей, как это ранее 'сделали на «Такао», «Атаго», «Майя», «Нати» и «Асигара». На «Аоба» и типах «Могами» и «Тоне» радарный пост установили между опор фок-мачты, а усиковые антенны - по обеим сторонам топа мачты, тогда как на остальных кораблях пост разместили в кормовой части визирного поста, а антенны - по бокам верхней части носовой надстройки.
Из-за относительно большой ошибки в определении дистанции (±700 м) радар №22 модиф. 4М нельзя было использовать для управления стрельбой. Дальнейшие работы с декабря 1943 года по сентябрь 1944-го привели к принятию на вооружение улучшенной модели №22 модиф. 4 S, которая позволяла не только обнаруживать надводные цели, но вести по ним стрельбу. В основном модификация заключалась в установке дополнительных стабилизаторов напряжения, приемного усика большего диаметра (80 см) и, главное, в замене аутодинной цепи (с самовозбуждающимся колебательным контуром) более чувствительной супергетеродинной, которая была готова в августе 1944 года. Ко времени готовности этого радара все корабли 4-й (все типа «Такао»), 5-й («Миоко» и «Хагуро») и 7-й эскадр (по 2 типов «Могами» и «Тоне»), а также «Аоба» и «Могами» уже были в Сингапуре или на Линга Роудз. Поэтому новые приемники на них установили в августе-сентябре личным составом ремонтной службы №101. Радары на «Нати» и «Асигара» модифицировали в Куре, где оба крейсера стояли в сентябре. Радар №22 модиф. 4 S мог обнаружить линкор с 25 км, крейсер - с 12 км, эсминец - с 10 км (ошибка дистанции 100 м и пеленга ±2-5 градусов). Во время испытаний у Линга Роудз крейсер «Тоне» был обнаружен на дистанции 17 км с ошибкой менее 100 м. Поскольку новый радар мог измерять курс и расстояние до цели, сокутекибан (устройство слежения за скоростью и курсом цели) был снят, а радарный пост расширен.
3.3.3. Другие модификации.
Для уменьшения верхнего веса на всех крейсерах типа «Миоко» сняли носовую пару прожекторов и кормовые торпедные аппараты типа 92 (они не имели системы быстрой перезарядки); число принимаемых на борт торпед уменьшили с 24 до 16: 8 в аппаратах и 8 резервных.
Рост числа 25-мм автоматов вызвал расширение погребов зенитного боезапаса - из расчета 2500 выстрелов на 25-мм ствол - и увеличение экипажа до 1000 с лишним человек (кроме «Аоба»).
В течение 1944 изменялся и состав бортовых гидросамолетов года. С марта крейсера 4-й и 5-й эскадр, «Кумано», «Судзуя» несли по два 3-местных разведчика типа 0, «Тоне» и «Тикума» - по 3. После июня на два дальних разведчика сменили свои два корректировщика «Нати» и «Асигара». С появлением радаров надобность в бортовых корректировщиках отпала. «Могами» с начала года имел три 3-местных и два 2-местных типа 0, но в октябре перед операцией "Сё-1" их заменили на 8 гидросамолетов типа "Дзуиун".
После декабря уцелевшие, но уже активно не действующие «Такао», «Миоко», «Аоба» и «Тоне» гидросамолетов не несли, а на «Асигара» и «Хагуро» по два 3-местных разведчика сохранились вплоть до самой их гибели.
Для улучшения связи на носовой части надстройки установили по два излучателя-приемника типа 2. Из жилых помещений убрали все ненужное оборудование, улучшили водонепроницаемость отсеков ниже ватерлинии.