Примечания

 

1. Токийское время отличается от Гринвичского на +9 часов. Чтобы получить местное время для конкретного рассматриваемо­го района следует прибавить к Гринвичскому: для Голландской Восточной Индии 7,5 часов, для Филиппин - 8, для района Но­вой Ирландии и Новой Британии - 10 часов, для Соломоновых и Командорских островов -11 часов, а для Мидуэя и Алеутских островов время определялось как Гринвичское минус 12 часов.

2. Эти ветровые щиты или экраны представляли собой треугольные стальные плиты, установленные вершиной вниз под тем местом, которое следовало защитить от ветра. Отклоняя поток воздуха, эти плиты создавали над собой свободную от ветра зону высотой 30-40 см. Установленные ниже ходового мостика и под открытым пространством платформы УЗО, ветровые щиты позволяли персоналу находится там или в ходовой рубке с открытыми окнами без помех со стороны ветра, даже штор­мовой силы. Идея этих щитов была позаимствована у англичан. Один из артиллерийских офицеров, стажировавшийся на Рой-ял Нэйви, увидел такие щиты на крейсере «Саутхемптон». Ветровые щиты появились на большинстве крупных кораблей япон­ского флота перед самой войной и в ее ходе. Из тяжелых крейсеров первым их получил «Миоко» во время второй модерниза­ции 1940-1941 годов.

3. На японском флоте радар назывался Денпа (электрическая волна) Таншинги (детектор, поисковый прибор) или сокращенно Дентан. Каждый аппарат обозначался типом (Шики), номером или маркой (Го), моделью (Гата) и модификацией (Кай) - после­довательно в таком порядке. Затем тип отменили, оставив только номер и модель.

В обозначении радаров номера показывали область применения, например, №1 - для наземного поиска, №2 - для кора­бельного поиска, №3 - для корабельного управления огнем, №4 - для наземного управления зенитным огнем, №5 - для само­летного индикатора "свой-чужой", №6 - для наземного распознавания; следующая цифра показывала номер модели, затем -модификация.

Первые японские радары разработала армия для обнаружения самолетов: начало работ в апреле 1941 года, испытания в сентябре. Они получили обозначение №11 (№1 модель 1) и устанавливались на берегу стационарно, работали на длине вол­ны 3 м и имели мощность 40 кВт; они могли обнаружить группу самолетов на расстоянии 250 км, а одиночный самолет - на 130 км с ошибкой 1-2 км. Затем появилась облегченная версия №12 для использования с подвижных установок: длина волны 1,5 м, мощность 5 кВт, обнаружение группы самолетов с 100 км, одиночного самолета - с 50 км. Было выпущено 50 таких ус­тановок. В январе-апреле 1942 года на ее основе разработали корабельный радар №12, который на флоте получил обозначе­ние №21. Экспериментальная модель появилась на фок-мачте линкора «Исё» в мае 1942 года: мощность 5 кВт, длина волны 1,5 м. На испытаниях во Внутреннем море на борту «Исё» он обнаруживал одиночные самолеты за 55 км, а линкор «Хьюга» -с дистанции около 20 км. Однако этот радар флот принял неохотно и сначала им оснащались бывшие торговые суда.

В августе был принят на вооружение радар №21 модиф.1 (антенна "матрасного" типа размером 3,6x2 м с отдельными массивами излучения и приема). В августе 1942 года такими радарами оснастили «Сёкаку», «Кирисима», «Конго», в сентябре - «Мусаси», в ноябре - «Дзуйкаку» и т.д. Своим радаром №21 «Кирисима» во время боев 24 и 26 октября 1942 года обнаружи­вал высоколетящий В-17 и тогда стрелял по нему 36-см снарядами типа 3. К апрелю 1943 года была разработана версия №21 модиф.2 (размер антенны 3,6x3 м, комбинированные массивы излучения и приема), и все крупные корабли японского флота стали получать радар №1 модиф.2. Радары этого типа оказались несовершенными и часто выходили из строя (трудная на­стройка, невозможность обеспечить плавное вращение антенны из-за огромной ее массы), но к августу 1943 года основные недостатки удалось устранить.

Сначала японский флот интересовало только обнаружение надводных целей, и с октября 1941 года велись работы над созданием поискового радара, которые закончились в июне 1942-го. Прототип в мае 1942 года установили на линкоре «Хьюга». Радар №22 модиф.1, работавший на 10-сантиметровой волне (0,5 кВт), размещался в посту управления огнем вспо­могательного калибра на мостике и имел антенну с двумя усиками. Линкор «Исё» он обнаруживал с 35 км. Более мощная ус­тановка, известная как №22 модиф.2, мощностью 2 кВт была разработана в июне-декабре 1942 года для эскортных кораблей (Кайбокан) и охотников за ПЛ (антенна с одним усиком для излучения/приема). Кроме того, этим радаром стали оснащать транспорты, а для больших кораблей с декабря 1942 по декабрь 1943 года разработали версию №22 модиф 4. Его  стали получать и тяжелые крейсера, но использовать этот радар можно было только для надводного поиска. Из-за большой ошибки (± 700 м) управлять с его помощью артиллерийским огнем было нельзя. Японцы рассчитывали поднять кое-что из радарного оборудования с потопленного ими нового английского линкора «Принс оф Уэлс», но он затонул слишком глубоко.

До октября 1942 года японцы считали, что для ночных столкновений достаточно иметь ночные бинокли, осветительные снаряды и прожекторы. Справедливости ради надо отметить, что прекрасно отработанная тактика ночного боя даже в отсутст­вие радара позволяла им некоторое время бить своего лучше оснащенного противника (ярчайший тому пример - разгром, учиненный крейсерами вице-адмирала Микавы союзным крейсерам у о. Саво ночью 8-9 августа 1942 г.). Однако после ночно­го боя у м. Эсперанц, когда американцы своими радарами не только раньше обнаружили японцев, но и управляли с их помо­щью артиллерийским огнем, стало ясно, что без аналогичного оборудования японским кораблям рассчитывать на победу уже не приходится.

В октябре 1942 года армия, которая еще в феврале захватила в Сингапуре британские радары для управления артогнем, разработала радар №41 для управления зенитным огнем (на службе с августа 1943 года, длина волны 1,5 м, мощность 13 кВт, дальность обнаружения самолета 20 км с ошибкой 50-100 м, ошибка по пеленгу 1°-1,5°). На флоте для аналогичных функций, но по надводным целям, попытались приспособить радар №21. Исследования начались в октябре 1942-го, а испытания про­ходили в августе 1943 - феврале 1944 года. В сентябре 1943 года не вполне доработанный радар №21 модиф.3получили «Ямато» и «Нати». Антенны "матрасного" типа 7 (комбинированные приемник и излучатель), длина волны 1,5 м и имевший мощность 25-30 кВт. Он мог только обнаруживать воздушные цели: одиночный самолет с 70 км, группу - с 120 км. В апреле 1944 года работы на ним прекратили.

В октябре 1943 года флот начал работы над радаром №23 (2 параболические антенны диаметром 1,7 м, длина волны 58 см, мощность 5 кВт, дальность обнаружения корабля класса эсминец 13 км, ошибка дистанции 50 м и по пеленгу 1°). Исследо­вания прекращены в марте 1944 года, а в феврале начались работы над радаром управления артогнем №32 или 105 S2 (3 усиковые антенны - излучатель, 2 приемника, длина волны 10 см, мощность 2 кВт, дальность обнаружения ЛК 30 км, ошибка дистанции 100-250 м, по пеленгу 0,5°). Он предназначался для установки на берегу и фок-мачтах больших кораблей. Работы завершились только в сентябре 1944 года - слишком поздно для широкого внедрения на флот. Все 60 выпущенных установок остались на берегу. Работы над улучшенными моделями №31 (параболическая антенна диаметром 1,7 м) и №33 были оста­новлены в марте и январе 1945 года.

В апреле 1945 года остановились работы и над артиллерийским радаром на базе радара №23, но с длиной волны 8 см -обозначался как №24, а в мае и октябре 1944-го прекратились исследования радаров №21 модиф.4 и №21 модиф.5, которые создавались на базе радара №21 модиф.3. В сентябре-октябре 1944 года радар №21 модиф.5 в виде эксперимента стоял на борту крейсера «Кисо».

В результате единственным доступным радаром для поиска надводных целей и управления артогнем, в японском флоте оказался радар №22 модиф.4 с супергетеродином, который в августе-сентябре 1944 года получили все корабли 2-го Флота, стоявшие в Сингапуре. Антенна представляла собой два рупора: верхний - для приема, нижний - для излучения; мощность - 2 кВт.

В сентябре 1943-феврале 1944 года армия (снова армия!) разработала очень надежный радар ПВО №13 (антенна "лестничного" типа, длина волны 2 м, мощность 10 кВт), который был принят и на флот без изменения обозначения. Начиная с весны-лета 1944 года им стали оснащаться все корабли - дополнительно к радару №21, который уже стоял на многих круп­ных кораблях, хотя оба эти радара служили для одних и тех же целей. До конца войны флот получил свыше тысячи установок радара №13.

4. Топ-мачтовое бомбометание (скип-бомбинг) производилось с низкого полета примерно на уровне топов мачт (30-40 м). Бом­бы снабжались взрывателями замедленного действия (на 5 с) и сбрасывались за 400-500 м до цели, чтобы срикошетировать от воды и затем взорваться в непосредственной близости от борта или прямо на нем, давая эффект, равный торпедному по­паданию. Основы метода были разработаны в июле 1942 года майором Уильямом Дж. Бенном, последовавшим идеям гене­рал-майора Джорджа С. Кенни, который командовал 5-м Воздушным Флотом США.

5.  В течение всей войны японские тяжелые крейсера были окрашены в серый цвет средней насыщенности. Между осенью 1942 года и концом 1943-го для уменьшения заметности верхнюю часть носовой надстройки, фок-мачту, башенки дальноме­ров и директоров красили в белый цвет. Кроме указанного камуфляжа «Миоко», в 1943 году корабли Северного Соединения («Нати» и возможно «Майя») имели окрашенные в белый цвет и задние дымовые трубы.