Б. Организация торпедных сил японского Императорского флота и их боевая подготовка
Б.1. В период с 1880 по 1905 гг.
Сразу после вступления в строй первых миноносцев руководство японского флота пришло к выводу о возможности их массированного использования против броненосных сил противника. Размеры этих кораблей, сравнительно невысокая скорость хода и слабое артиллерийское вооружение не позволяли производить торпедные атаки в светлое время суток, а для ночных операций у японских моряков не хватало соответствующего опыта. Тем не менее, все четыре миноносца свели в один отряд, который находился в распоряжении командующего одного из трех Военно-Морских Районов. Этот отряд предназначался для обороны побережья и отрабатывал взаимодействие с береговыми батареями, как то предписывала "Молодая школа" во главе с французским адмиралом Об. В соответствии с восьмилетней программой развития флота, принятой парламентом в 1882 г. предполагалось сформировать два отряда миноносцев. Один из них должен был оперировать вместе с Первой Эскадрой. Его миноносцы доставлялись бы к месту предстоящего боя на транспортах, в темное время суток спускались на воду и атаковали броненосцы противника до момента начала артиллерийской перестрелки. Другой отряд из шести больших бронированных миноносцев - предназначался для обороны побережья и находился бы в распоряжении Командующего Третьей Эскадры. Однако учения, проведенные летом 1884 г., показали порочность идеи перевозки миноносцев на транспортах. Главным образом из-за того, что точно определить район предстоящего боя было невозможно. С другой стороны, незначительная мореходность миноносцев не позволяла им оперировать в темное время суток при любых погодных условиях, да и возможность обнаружить противника в таких условиях практически отсутствовала. Не менее разочаровывающей оказалась идея соединения из бронированных миноносцев. Первый из них Котака, на испытаниях развил ход около 19 узлов, в то время как некоторые из крейсеров, в том числе и японских (например Яеяма), давали больше 20 узлов. В этих условиях Котака мог быть легко уничтожен, так и не приблизившись к броненосцам противника на дистанцию торпедного выстрела. Кроме того, его бронирование (25,4 мм в районе главных механизмов) не могло противостоять новейшим скорострельным пушкам крупного калибра. Справедливости ради надо заметить, что экзотические эксперименты с торпедными кораблями проводились под влиянием европейцев, и в первую очередь англичан.
Несмотря на неудачи, японцы продолжали увеличивать численность своих миноносцев и к моменту начала войны с Китаем (в 1894 г.) располагали 24 кораблями данного класса. Все они были сведены в шесть отрядов, каждый из которых насчитывал по четыре однотипных миноносца. Такая организация стала результатом многочисленных учений. Как показал их опыт, торпедные корабли наиболее эффективны в темное время суток при атаке соединений противника с двух или трех направлений. Отряд из пяти и более миноносцев был трудно управляем. Дело в том, что корабли шли к месту боя в кильватерной колонне и держали строй, ориентируясь по гакобортным огням мателотов. При выходе в атаку они разворачивались в строй фронта, и затем быстро перестраивались в строй пеленга (уступа). Данный боевой порядок позволял использовать поворотные торпедные аппараты всех миноносцев отряда и гарантировал одновременный подход к цели торпед залпа. Как правило, пятый корабль колонны не успевал занять требуемую позицию и только мешал маневрам своего соединения. Вместе с тем, в японском флоте к 1894 г. смогли отработать ряд тактических приемов, позволявших использовать в торпедной атаке одновременно до 16 миноносцев, сведенных в четыре отряда. Командиры отрядов находились в непосредственном подчинении командующих эскадр и должны были быть готовы к взаимодействию с любым из соединений флота. До момента начала войны с Китаем японские миноносцы занимались боевой подготовкой только в летне-осенний период при благоприятных погодных условиях. Задачи боевой подготовки отрабатывались как одиночными кораблями, так и в составе отрядов. В последнем случае маневрирование проводилось в тумане либо в темное время суток. Каждый из кораблей буксировал специальные брусья, по которым ориентировался идущий сзади миноносец. При этом упражнении выключались все огни.
Боевые действия с Китаем начались в январе 1894 г. К участию к ним были привлечены четыре отряда, состоявших из наиболее боеспособных миноносцев. Они самостоятельно пересекли Восточно-Китайское море и предприняли несколько атак на базу китайского флота Вей-Хай-Вей. В результате удалось потопить броненосец Динь Юань, крейсер Лай Юань и тяжело повредить крейсер Вей Юань. У японцев получили повреждения несколько кораблей, которые удалось быстро ввести в строй. После войны с Китаем МГШ уверовал в правильность выбранной организации торпедных сил. Вместе с тем выяснилось, что миноносцы из-за малого водоизмещения не могли долгое время оперировать в открытом море, блокируя броненосцы и крейсера в пунктах базирования или якорных стоянках, нести дозорную службу и защищать свои эскадры от атак миноносцев противника. Требовался корабль большого водоизмещения, обладающий высокой скоростью хода и мощным артиллерийским вооружением. Такими качествами обладали истребители. Готовясь к войне с Россией, японский флот получил 23 корабля этого класса. Из них сформировали пять отрядов, три из которых входили в состав Первой Эскадры адмирала Того. Миноносцы свели в 16 отрядов. Из этих отрядов семь, состоявших из 28 наиболее боеспособных кораблей, приписали к Первой, Второй и Третьей Эскадрам, а остальные - к Морским районам Сасебо, Куре и Йокосука. На миноносные силы возлагалась задача нанесение торпедных ударов в темное время суток (тумане) по флоту противника как в открытом море, так и на якорных стоянках, участие в блокаде русской Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре.
Активные действия японских торпедных кораблей под Порт-Артуром во время кампании 1904/1905 гг. заслужили высокую оценку руководства японского флота. Примерно равное соотношение потерь сторон, полученное во время этих операций, не отражает значение активности миноносцев Императорского флота. Два потопленных (Стерегущий и Страшный) и один захваченный русский эсминец, повреждения нескольких крупных кораблей (в ночь на 9.02.1904 г. эскадренные броненосцы Цесаревич, Ретвизан и крейсер Паллада, а в ночь на 15.12.1904 г. - эскадренный броненосец Севастополь) вполне компенсировались потерей двух истребителей (в ночь на 17.05.1904 г. Акацуки и 3.09.1904 г. Хаятори - оба после подрыва на минах) и четырех миноносцев (12.05.1904 г. - №48, 28.06.1904 г. - №51, в ночь на 14.12.1904 г. - №53 и в ночь на 15.12.1904 г. - №42). Гораздо важнее другое -они держали в постоянном напряжении корабли русской Тихоокеанской эскадры, эффективно вели разведку в интересах командующего Соединенным Флотом, практически нейтрализовали действия эсминцев противника, эскортировали войсковые транспорта и обеспечивали минные постановки у побережья Кореи. Звездным часом японских торпедных кораблей стало Цусимское сражение. Во время него истребители и миноносцы действовали в соответствии с "Боевыми инструкциями". В ночь на 15.05.1905 г., после завершения артиллерийского боя они атаковали остатки эскадры адмирала Рожественского. При этом японские корабли несли только красный опознавательный огонь. С севера к русской эскадре подошли 1-й, 2-й отряд истребителей (всего девять кораблей) и 9-й отряд миноносцев (четыре корабля). С востока - 3-й, 4-й и 5-й отряды истребителей (всего 12 кораблей), а с юга- 1-й, 10-й, 15-й, 17-й, 18-й и 20-й отряды миноносцев (24 корабля). Кроме того, девять миноносцев 14-го, 16-го и 19-го отрядов были направлены в свободный поиск. Таким образом, для ночных атак японцы выслали в море 21 истребитель и 37 миноносцев. Свежая погода сильно затрудняла атаки, но японские корабли, маневрируя в абсолютной темноте и на больших ходах, смогли окончательно расстроить боевые порядки эскадры Рожественского. Первая из выпущенных ими торпед попала в броненосный крейсер Адмирал Нахимов, который вскоре затонул. Затем торпеда поразила броненосный крейсер Владимир Мономах. Кораблю удалось при помощи эсминца Громкий отбить последующие атаки японских истребителей, но и его с рассветом постигла учесть товарища. Следующей жертвой японцев стал броненосец Наварин. После попадания одной торпеды он получил тяжелые повреждения и спустя четыре часа был добит еще двумя торпедами (вероятно с истребителей четвертого отряда Асагири, Асасио и Сиракумо). Корабль затонул практически со всем экипажем. Последним погиб в результате торпедной атаки броненосец Сисой Великий.
По данным японцев в этом бою они потеряли миноносцы №34, №35'и №69. Первые два потопили русские артиллеристы, а последний затонул после столкновения с истребителем Акацуки. Получили повреждения различной степени тяжести 11 истребителей и семь миноносцев. 14-й, 16-й, 19-й и 20-й отряды миноносцев всю ночь искали русские корабли, но обнаружить их не смогли.
Обращает на себя внимание отличная организация Соединенного Флота. После завершения артиллерийского боя, японские броненосный и крейсерский отряды направились к о. Дажелет и тем самым предоставляя поле боя своим торпедным кораблям, что исключало возможность каких либо недоразумений. Перед командирами отрядов была поставлена конкретная задача - расстроить боевой порядок русской эскадры, а затем атаковать ее торпедами. Каждый из отрядов японских торпедных сил действовал самостоятельно. Корабли входившие в их состав как правило держали строй своего соединения и выходили в атаку все вместе. Порой в залпе было восемь торпед, что являлось выдающимся показателем для своего времени. Примечательно то, что при этом корабли подходили к цели с разных курсовых углов и выпускали торпеды практически одновременно. В этом плане показателен пример броненосца Наварин, который атаковал четвертый отряд истребителей. Японцы выпустили по нему пять торпед. Одна из них поразила цель в районе дымовых труб с правого борта, а другая -под кормовой башней елевого борта. Действия истребителей облегчал малый ход (не более четырех узлов) броненосца, вызванный повреждениями полученными в артиллерийском бою. На фоне успеха японских истребителей и миноносцев просто удручающе выглядит деятельность девяти эсминцев Второй русской Тихоокеанской эскадры. За все время перехода на Дальний Восток они ни разу не отрабатывали приемов групповой торпедной атаки, а в Цусимском бою занимались защитой броненосцев и транспортов. Из этих кораблей только два прорвались во Владивосток, пять погибло, один был интернирован в Шанхае и один сдался. Русские эсминцы не потопили ни одного корабля противника, израсходовав все торпеды.
Японские отряды торпедных кораблей во время войны меняли свой состав, что было вызвано их гибелью или повреждениями. Кроме того, вступавшие в строй новые эсминцы пополняли действующие соединения и в результате некоторые из них порой насчитывали до пяти кораблей - например 1-й отряд истребителей. В боевых действиях участвовали практически все, находившиеся в строю торпедные корабли японского флота. Зачастую новейшие эсминцы оперировали совместно с устаревшими миноносцами небольшого водоизмещения. Хотя подобная практика оказалась малоэффективной, в определенных условиях она себя оправдала.
Б.2. В период с 1905 г. по октябрь1918 гг.
Война с Россией показала истинное значение торпедных сил флота и заставила вновь пересмотреть их организацию. В частности, МГШ пришел к выводу о необходимости вывести из состава флота миноносцы и увеличить численность тактических соединений, состоящих из однотипных истребителей так как кораблям приходилось прорывать сильное охранение броненосных сил противника, состоявшее из эсминцев и бронепалубных крейсеров второго ранга (типа русского Новик). Как показал боевой опыт, скорость и вооружение японских истребителей оказались явно недостаточными. Осознание этой проблемы привело к созданию эсминцев, несших на себе 120-мм, 76-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата. Деление на два класса объяснялось проблемами финансирования, а не какой либо тактической целесообразностью. По замыслу МГШ, данные корабли должны были образовать флотилии, каждая из которых состояла бы из двух отрядов четырехкорабельного состава. Задача управления действиями флотилии возлагалась на бронепалубные крейсера или лидеры.
Первыми лидерами стали крайне неудачные крейсера Могами и Подо, которые по своим боевым возможностям уступали таким эсминцам как Умикадзе и Сакура. В ходе очередной реорганизации флота в 1907 г. флотилии сформировали из одних истребителей. Вплоть до Первой мировой войны эти флотилии занимались отработкой приемов массированной торпедной атаки в открытом море при различных погодных условиях. Также проводились учения, связанные с активными операциями легких сил на торговых коммуникациях противника на большом удалении от пунктов базирования. Во многих отношениях они носили условный характер, но зато позволяли отработать действия экипажей и подготовить командиров соединений. Война в Европе повлияла на организацию японских торпедных сил. Прежде всего было решено увеличить численность кораблей во флотилиях - высшем тактическом соединении эсминцев. К октябрю 1918 г. они состояли из трех дивизионов (бывших отрядов). Каждый из дивизионов насчитывал три или четыре эсминца. Командиры дивизионов находились в полном подчинении командира флотилии, который, в свою очередь, непосредственно подчинялся командующему Эскадрой (Флота) и находился на легком крейсере. С октября 1918 г. Первая Флотилия входила в состав Первой Эскадры, а Вторая - в состав Второй Эскадры. В остальных соединениях Флота (Заграничная и Учебная Эскадры, Соединения кораблей Отрядов Самообороны) числились отдельные дивизионы. В состав Второй Флотилии, как правило, входили лучшие и новейшие корабли, обладающие высокой скоростью хода. Правда, эсминцы флотилий ежегодно меняли друг друга.
Б.3. В период с октября 1918 г. по декабрь 1941 гг.
После октября 1918 г. японский флот начал активно пополняться новейшими типами эсминцев, что привело, помимо прочих причин, к изменению организации легких сил и системы их боевой подготовки. Прежде всего рассмотрим организацию службы на эсминце Императорского флота. Экипаж корабля данного класса возглавлял капитан 2-го ранга. Он был обязан поддерживать общую организацию службы и правила внутреннего распорядка, руководить корабельной службой и наблюдать за проводимыми работами, боевой подготовкой личного состава и всего корабля в целом. Командир постоянно нес полную ответственность за безопасность эсминца при любых обстоятельствах, следил за состоянием вооружения и технических средств, периодически проверяя их исправность. Заместителем командира являлся его помощник в звании капитан 3-го ранга. Он занимался составлением (на основе приказаний командира) планов внутреннего распорядка дня и вахтенных расписаний, наблюдал за несением службы, выполнением всех работ, правильным наложением взысканий, приготовлением пищи, вел книгу расписаний инструктировал вахтенных офицеров и отвечал за несение караульной службы. Заместителю командира подчинялись старшие специалисты. Должности старших артиллериста, минера, связиста, штурмана и строевого начальника комплектовались из строевых офицеров, старший механик - из инженер-механиков, а врач и ревизор - из офицеров-интендантов. Каждый из старших специалистов являлся начальником личного состава своей службы и следил за исполнение им своих обязанностей, нес полную ответственность за состояние материальной части, прием и надлежащее расходование запасов, составлял сметы и расписание своей службы, проводил учебную подготовку по специальности. В непосредственном подчинении старших специалистов находились ротные командиры и старшины. На японских эсминцах (как впрочем и на кораблях других классов) роты являлись основной организационной единицей. Каждая служба (или как их иногда называли боевая часть), способная к самостоятельному выполнению поставленных ей задач и удобная для управления одним лицом, образовывала роту. Роты подразделялись на строевые, механические и интендантские. Их возглавляли строевые офицеры, механики и интенданты. Роты одной специальности составляли дивизион. Таким образом, в японском флоте понятие роты связано с определенной материальной частью и обслуживающим ее личным составом, а отсюда и обязанности командиров рот разделялись на две части - в отношении подчиненного личного состава и в отношении материальной части. Обращает на себя внимание то, что старший штурман отвечал не только за кораблевождение, но и за управление маневрами корабля, сигнальную связь и службу наблюдения. Борьбой за живучесть занимались старший строевой начальник и инженер-механик.
Низшим тактическим соединением эсминцев являлись дивизионы четырехкорабельного состава. Состав дивизионов, как правило, оставался неизменным хотя это правило иногда нарушалось. Так например Фубуки, Синономе и Пеонами после вступления в строй вошли в состав 20-го ДЭМ, а с марта 1939 г этот дивизион состоял из Амагири, Асагири и Югири. При этом Фубуки включили в 11-й ДЭМ, Синономе - в 12-й ДЭМ и Исонами - в 19-й ДЭМ. Изменение состава дивизионов можно проследить на схемах №1 и №2, показывающих организацию легких сил Императорского флот по состоянию на январь 1932 г. и январь 1937 г. Возглавлял дивизион командир одного из эсминцев или специальный офицер в звании капитан 1 ранга, исполнявший обязанности заместителя командира флотилии. Штаб дивизиона состоял из штурмана, офицер связи и трех сигнальщиков. Дивизион был приписан определенному Военно-Морскому Району, командующий которого нес ответственность за материально-техническое обеспечение кораблей, качество проведения доковых, текущих, капитальных ремонтов и модернизаций. Японский флот в период с октября 19' по декабрь 1945 г. насчитывал от 15 до 35 дивизионов, число которых менялось в зависимости от числа находившихся в строю эсминцев. Номер дивизиона наносился на борта полубака в районе якорного клюза. Номера дивизионов миноносцев шли по порядку с номерами дивизионов эсминцев. В марте 1939 г. были сформированы отдельные флотилии миноносцев и номера их дивизионов передали эсминцам "специального" типа. Исключения составили 13-й и 28-й дивизионы (ДМ).
Три или четыре дивизиона образовывали Флотилии, которая являлась высшим тактическим соединением эсминцев. В качестве лидера флотилии использовался легкий крейсер. Во главе ее находился контр-адмирал. Штаб флотилии состоял из начальника штаба (капитан 1-го ранга), трех (четырех) командиров дивизионов, оперативного офицера (капитан 2-го ранга), флагманских артиллериста, минера, связиста, штурмана и механика (капитаны 2-го ранга). Все они отвечали за боевую подготовку по специальности и состояние материальной части кораблей. Во время боя командующий флотилией через командиров дивизионов руководил действиями эсминцев. При этом флагманские артиллерист и минер обеспечивали распределение огня во время артиллерийского боя или торпедной атаки, а связист - бесперебойность всех видов связи между дивизионами и лидером. В мирное время на флоте имелось две флотилии: - Первая и Вторая. В особых условиях число флотилий могло возрасти до шести, а в период Тихоокеанской кампании их было 11. Командующий флотилией через командующего Первым (или Вторым) Флотом подчинялся командующему Соединенным (Объединенным) Флотом. В основу организации последнего был положен принцип раздельного маневрирования, при котором обеспечивалось нанесение удара после ослабления боевых порядков противника. Первый Флот, состоящий из нескольких бригад линкоров, наносил решающий удар. Его действия обеспечивала Первая Флотилия эсминцев. Второй Флот, из линейных (к началу 30-х годов тяжелых) крейсеров и эсминцев Второй Флотилии, сковывала действия противника в период развертывания своих главных сил и во время артиллерийского боя. При необходимости Первый Флот усиливала Третья Флотилия, а Второй - Четвертая.
Теперь остановимся на боевой подготовке. Для более ясного понимания вопроса имеет смысл привести боевое расписание японского флота, существовавшее с октября 1918 г, по ноябрь 1941 г. В соответствии с ним весь корабельный состав делился на пять категорий: корабли, входившие в состав Соединенного (Объединенного) Флота; корабли, входившие в состав Отрядов Военно-Морских Районов или Охранных Районов; корабли, находившиеся в распоряжении Школ, Экипажей и Училищ; корабли, находившиеся в резерве и корабли, находившиеся в Заграничных эскадрах. Боевое расписание ежегодно перерабатывалось таким образом, чтобы основные классы кораблей равномерно распределялись по первым трем категориям. Эсминцы, например, два года проходили службу в Соединенном (Объединенном) Флоте, два года - в Военно-Морских Районах и от одного до двух лет числились в резерве. Цель подобных перемещений состояла в проведении полноценной боевой подготовки всех кораблей флота без износа материальной части и значительных финансовых затрат. Ежегодно 30 - 35% эсминцев японского флота находились в полной боевой готовности. При этом следует иметь в виду, что корабли, состоявшие в резерве, могли быть приведены в боеготовое состояние в течение трех - четырех суток. Пребывание большого числа эсминцев в резерве объяснялось экономическими причинами, так как на их содержание уходило меньше финансовых средств и топлива. Резерв делился на три категории. Первые две практически не отличались друг от друга, а в резерве третьей категории числились корабли, находившиеся в капитальном ремонте или модернизации. В соответствии с требованиями расписания, даже в этом случае, эсминец при необходимости должен был войти в строй в течение трех недель. Существовал резерв четвертой категории. В него входили корабли, сданные на долговременное хранение, т. е. перед исключением из списков флота.
Для японского флота был характерен небольшой период одиночной боевой подготовки. Три раза в неделю на эсминце проводились занятия по специальности, которые завершались учениями на боевых постах и заведованиях. Три раза в неделю проводились учения служб или дивизионов и пять раз общекорабельные учения. В последних участвовал весь экипаж. Они были четырех видов: пожарная тревога - с задействованием всех средств пожаротушения; водяная тревога - борьба с поступлением воды; по спасению личного состава - экипаж покидает корабль, занимая места на шлюпках, катерах и т. д.; "человек за бортом". Кроме того, проводились упражнения по специальности, требовавшие участия всего экипажа эсминца. К ним относились артиллерийские и торпедные стрельбы. Каждый выход корабля в море использовался для того или иного упражнения, которые варьировались произвольным образом, что исключало однообразие боевой подготовки. Стрельбы производились в течение всего периода боевой подготовки, зачастую после выхода в море, когда личный состав был утомлен. Как правило их совмещали с различными видами учений. В море эсминцы выходили в составе дивизионов и все упражнения выполняли на больших ходах с целью отработать у личного состава механических специальностей навыки длительного плавания в условиях максимального физического напряжения.
В составе дивизионов отрабатывались различные варианты торпедных атак в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. Упражнения проводились в составе флотилии с привлечением тяжелых крейсеров с таким расчетом, что бы последующие из них проходили в более сложных условиях чем предыдущие. Все проводимые в составе дивизионов и флотилий учения представляли собой отдельные эпизоды заключительных осенних маневров, которыми заканчивается учебный год. Эти маневры являлись проверкой результатов боевой подготовки, проводимой в течение целого лета. Кроме того, обыгрывался один из вариантов боевых операций будущей войны.
В соответствии с существовавшей тогда доктриной, наиболее вероятными признавались действия противника (имелись в виду США) против побережья Метрополии - нападение авиации, обстрел побережья и блокада при помощи подводных лодок. Для противодействия был предусмотрен встречный ночной бой линейных сил, который позволял компенсировать слабость артиллерии торпедным оружием. Параллельно с этим МГШ планировал взять под контроль острова в центральной и южных частях Тихого океана. Главным средством достижения поставленной цели являлись авиация и быстроходные корабли Второго Флота - эсминцы и тяжелые крейсера. Кроме того, допускалась возможность действий легких сил на транспортных коммуникациях у Гавайских островов и у побережья США. Исходя из вышеперечисленных задач, целью боевой подготовки соединений эсминцев, являлись: определение возможности действий Второго Флота в районах к югу от островов Метрополии, в условиях длительного отрыва от своих основных баз, проверка эффективности его торпедного оружия и выявлялась возможность ведения боевых действий при высокой температуре наружного воздуха; тщательная подготовка личного состава кораблей к действиям в военное время и темное время суток; получение необходимой практики для использования эсминцев в составе дивизионов, флотилий, во взаимодействии с подводными лодками, авиацией и крейсерами; отработка приемов транспортировки армейских частей и высадки их на побережье.
Обычно боевая подготовка начиналась с середины февраля и продолжалась по декабрь месяц. Первый ее период состоял из обучения одиночных кораблей, дивизионов и флотилий, прохождения основных артиллерийских и торпедных стрельб. При проведении этих упражнений, эсминцы в составе дивизионов, флотилий и Флота переходили из порта в порт, используя переходы для различного рода учений. Одиночное обучение кораблей длилось от одного до двух месяцев. До 1932 г. первый период боевой подготовки проводился у южных портов о-вов Хонсю и Кюсю. С 1932 г. японский флот проводил упражнения в Японском море. Перенос отрядных стрельб и упражнений из южных, специально оборудованных районов (заливы Саеки и Митадзири) в район Японского моря, объяснялся двумя причинами: политическим воздействием на Китай и СССР с целью обеспечить экспансию в Маньчжурии и активностью флота США на Тихом океане. При этом Первый Флот базировался на залив Юя (в 25 милях к северу от Симоносеки), а Второй - на Цинкай (Корея). В первый период (с апреля по июнь) боевой подготовки проводились артиллерийские и торпедные стрельбы, а также тактические упражнения в составе дивизионов и флотилий. При этом соединения предпринимали длительные учебные походы. Так например, в 1932 г. флотилии Первого и Второго Флотов прошли вдоль побережья Северного Китая и Кореи. После первого периода боевой подготовки Флоты расходились по своим базам для отдыха экипажей и проведения агитационной кампании по вербовке во флот личного состава. Во второй период (с июля по октябрь) проводились совместные упражнения соединений Объединенного Флота с морской авиацией, отрядами кораблей Военно-Морских Районов и береговой обороны в проливах Симоносеки, Бунго, Наруто и в заливах южного побережья о. Хонсю. В этот же период ежегодно Флоты совершали поход вокруг Японских островов, которые использовались для различного рода дневных и ночных, совместных с армейскими частями, упражнений, а также пропаганды идей флота среди населения. В третий период (с октября по декабрь) проводились маневры, которые в свою очередь, разделялись на два периода - подготовительный и сами маневры. Подготовительный (от восьми до десяти дней) был отведен для совместных плаваний вновь организованных соединений, налаживания связи и согласовыванию совместных действий морских, сухопутных, воздушных сил и для решения офицерским составом на карте тактических упражнений. В маневрах участвовали практически все силы Императорского флота, как-то: Объединенный Флот; соединения береговой обороны; гидроавиация; экипажи и Военно-Морские Районы. Кроме того, привлекались армейские части и население приморских городов. Второй период маневров имел две или три фазы и начинался с отражения атак с воздуха на главные базы флота, экономические и политические центры страны, ведения поиска в море соединений "противника". Заканчивались маневры боем главных сил. Общая схема завершающей фазы маневров рисуется в следующем виде. Условный противник - нападающая сторона ("красные"), захватывает группу островов к югу от Японии, где организует маневренную базу, устанавливает блокаду Метрополии при помощи подводных лодок, одновременно предпринимая ряд нападений на побережье страны с моря и воздуха, поддерживая эти операции линейными силами своего флота. Обороняющаяся сторона ("голубые" или "синий"), отражая отдельные атаки на побережье, стремится создать такую обстановку, при которой линейные силы противника были бы вынуждены принять бой в выгодном для обороняющейся стороны районе с тем, чтобы во встречном комбинированном ударе уничтожить их. Это генеральное сражение происходит ночью, благодаря чему имелась полная возможность широко использовать торпедное оружие. В ходе маневров "голубые" ставились в наиболее неблагоприятные условия, а именно: двойное - тройное превосходство сил "противника".
Особое место в боевой подготовке флотилий эсминцев занимали десантные операции. В принципе, военно-морская доктрина Японии предусматривала перевозку армейских частей на торговых судах под эскортом и прикрытием кораблей Второго Флота. Переход десанта морем имел три вида: ближний - с пребыванием в море до трех суток; средний - от трех до шести суток и дальний - больше шести суток. Время для тренировки в крупных десантных операциях выбиралось осенью. Соединение прикрытия, отряд корабельной (огневой) поддержки и эскорт организовывались в зависимости от поставленных десанту задач. Так например, в маневрах 1929 г. в состав эскадры прикрытия входил почти весь Первый Флот. В отряд корабельной поддержки входила Третья дивизия (бригада) крейсеров из Натори, Юра и Нагара. Соединение эскорта состояло из Первой Флотилии (13-й, 15-й, 16-й и 25-й ДЭМ) во главе с крейсером Дзинцу. Во время высадки десантных частей эсминцы ставили дымовые завесы, отражали атаки авиации, поддерживали связь с уже высадившимися частями и оказывали им огневую поддержку. Накануне высадки проводилась рекогносцировка района высадки с моря и с воздуха. Для этой цели выделялся авианосец под эскортом двух эсминцев.
Б.4. В период с декабря 1941 г. по август 1945 гг.
По состоянию на ноябрь 1941 г. в составе японского флота числилось 105 эсминцев и 41 миноносец, в том числе эсминцы второго класса. В постройке находилось 26 эсминцев (18 типа Югумо, семь типа Акицуки и Симакадзё). Организация легких сил в тот период показана на схеме № 2 Как видно, все эсминцы были сведены в 39 дивизионов. Всего имелось восемь флотилий. Дивизионы, не вошедшие в их состав, образовывали различные соединения, призванные решать определенный круг задач. В частности, эскортирование конвоев, противолодочное патрулирование на подходах к портам и базам. Наряду с этой, так называемой классической организацией, существовала тактическая организация. Так например, во время оккупации южных районов Тихого океана соединения формировались порой из дивизионов, входивших в состав различных флотилий. Дивизионы могли включать в себя от двух до четырех кораблей. При этом сами флотилии выводились из состава флотов и передавались в распоряжение командующего любого из тактических соединений. Подобная организация была чрезвычайно сложна и требовала четкого взаимодействия между всеми отрядами кораблей, но в начале кампании на Тихом океане она позволяла успешно решать поставленные перед флотом задачи. Достаточно сказать, что командующий Объединенным Флотом в течении трех суток мог сосредоточить все шесть флотилий эсминцев в любой точке западной части Тихого океана. Командиры дивизионов были готовы действовать в составе любых флотилий и с этой точки зрения предвоенная боевая подготовка себя оправдала.
Первые проблемы появились после сражения у атолла Мидуэй. Растянутые коммуникации потребовали привлечения большого числа эсминцев к эскортной службе. Генеральное сражение с линейными силами противника откладывалось и следовательно, держать большое число торпедных кораблей при линкорах не имело смысла. Организация японского флота после очередной реорганизации японского флота 14.07.1942 г. показана на схеме №3 Как видно, в четырех флотилиях, входивших в состав Первого и Второго Флотов, осталось по два - три дивизиона. Причем Первая Флотилия еще 18.05.1942 г. была передана Пятому Флоту и оставалась в его составе вплоть до 14.10.1944 г. Таким образом Комбинированный Флот располагал всего восемью дивизионами, т. е. в идеальном случае 32 эсминцами. Одновременно МГШ сформировал Одиннадцатую Флотилию. Она предназначалась для боевой подготовки вступающих в строй кораблей и к маю 1943 г. должна была бы состоять из четырех дивизионов, включавших в себя эсминцы типа Югумо. Однако, из-за больших потерь у Соломоновых островов эта флотилия до 25.02.1944 г. являлась чисто административной организацией и занималась обеспечением боевой подготовки строившихся эсминцев. Лишь 25.02.1944 г. она стала тактическим соединением кораблей типа Мацу в составе Комбинированного Флота. Также была сформирована Десятая Флотилия, призванная оперировать совместно с авианосцами Третьего Флота. Она состояла из новейших эсминцев типов Кагеро (4-й, 16-й и 17-й ДЭМ) и Югумо. Последние, практически без боевой подготовки, зачисляли в 10-й ДЭМ, состав которого постоянно менялся из-за больших потерь и восполнялся за счет вступаемых в строй кораблей. В реальных условиях вышеприведенная организация была условной. Так уже 15.07.1942 г. Третью Флотилию в полном составе включили в состав Юго-Западного Соединения (Флота), предназначенного для действий в Бенгальском заливе и у побережья Бирмы. После начала боев за Соломоновы острова большую часть эсминцев перевели в южную часть Тихого океана. 15.08.1942 г. Вторая Флотилия, усиленная вновь сформированным 31-м ДЭМ (в этот момент он состоял из Наганами и Таканами), вошла в состав Восьмого Флота. Надо сказать, что не смотря на перемещения Флотилий из одного флота в другой, МГШ стремился сохранить их состав постоянным. Реже всего это удавалось сделать во время кампании у Соломоновых островов. В ходе нее было потеряно больше 30 эсминцев, что и стало причиной многочисленных перемещений кораблей между различными соединениями. Для наглядности на схемах №4 и №5 показана организация японских легких сил по состоянию на начало января 1943 г. и 1944 г. Сравнение позволяет увидеть, что по мере сокращения числа эсминцев, упрощалась их организация. По существу, вплоть до октября 1944 г., японский флот смог сохранить большую часть своих тяжелых кораблей, в то время как эсминцы, постоянно участвующие в боях, несли невосполнимые потери. Конец 1944 г. стал для них просто катастрофическим. К тому моменту оставалось только две флотилии, которые 15.11.1944 г. объединили во Вторую Флотилию Первого Диверсионного Ударного Соединения. Остальные эсминцы передавались в различные соединения для решения определенных задач: транспортировки армейских частей, грузов, эскортирования боевых кораблей и конвоев. С января 1945 г. японский флот практически утратил четко определенную организацию легких сил. Большое число кораблей находилась в распоряжении командующих Военно-Морских районов и лишь незначительная часть эсминцев продолжала числиться в составе дивизионов, но военной необходимости в этом не было. Тем не менее, официально во флоте имелось 45 дивизионов.
В период войны боевая подготовка японских эсминцев была весьма условной. Для нее был характерен сравнительно большой период (около месяца) одиночной подготовки кораблей. Сразу после вступления в строй они выполняли ряд упражнений, торпедных и артиллерийских стрельб. При этом ставилась задача выработать у экипажа первичные навыки по обслуживанию материальной части и систем оружия. Дело в том, что вступающих в строй эсминцев было гораздо меньше, чем погибших. Данное обстоятельство позволяло комплектовать экипажи новых кораблей ветеранами. Зачастую резервисты начинали службу на эсминцах устаревших типов, в составе опытных экипажей. Исключение составляли расчеты зенитных автоматов и специалисты по приборам управления огнем. Таким образом, даже в конце войны, японский флот имел достаточное количество отлично подготовленных специалистов. Сама по себе подготовка одиночного корабля не отличалась от таковой в мирное время. Гораздо хуже обстояло дело с боевой подготовкой соединений. Военная обстановка не позволяла проводить ее в полном объеме. Порой приходилось отрабатывать навыки совместного маневрирования непосредственно в бою. Правда, командующие флотилий старались не привлекать вступившие в строй корабли к участию в боевых операциях или устраивали на них свой штаб и лично контролировали действия командиров. Проще обстояло дело с соединениями, входившими в состав Объединенного Флота. Им удавалось периодически выходить в море исключительно для отработки приемов совместного маневрирования. Одновременно производились учебные стрельбы. Для подготовки зенитных расчетов привлекалась авиация флота и тяжелые корабли. Известно, что линкоры и тяжелые крейсера Объединенного Флота на подходах к атоллу Трук постоянно занимались боевой подготовкой вместе с Третьей Флотилией эсминцев. В частности, корабли на больших ходах перестраивались в ордера ПВО и ПЛО. В первом случае базовая авиация (порой до 100 самолетов) имитировала атаку. В настоящее время трудно представить реальный уровень боевой подготовки соединений японского флота.
В кампании на Соломоновых островах принимали участие экипажи, сформированные до ноября 1941 г. К концу войны противник имел настолько подавляющее превосходство, что уровень боеготовности эсминцев мало влиял на их способность решать поставленные задачи. Наглядным примером может служить рейд соединения вице-адмирала Итоко. Окинава в апреле 1945 г. Ценой потери около 20 самолетов американцам удалось потопить линкор, крейсер и четыре эсминца. На кораблях японского соединения находился цвет флота - все лучшее, что осталось после трех лет войны.