Г. Анализ потерь среди эсминцев и миноносцев Императорского флота
Потери японских эсминцев и миноносцев в 1941-1942 г.
Причины потерь |
Авиация |
Надводные корабли |
Подводные лодки |
По навигационным причинам, мины, береговые батареи |
декабрь 1941 г. |
Кисараги |
|
Сагири |
Хаяте Синономе |
январь 1942 г. |
|
|
|
|
февраль 1942 г. |
|
|
Нацусио |
|
март 1942 г. |
|
|
|
|
апрель 1942 г. |
|
|
|
|
май 1942 г. |
Кикудзуки |
|
|
|
июнь 1942 г. |
|
|
Ямакадзе |
|
июль 1942 г. |
|
|
Ненохи Араре |
|
август 1942 г. |
Муцуки Асагари |
|
|
|
сентябрь 1942 г. |
Яейи |
|
|
|
октябрь 1942 г. |
Муракумо Оборо Нацугумо |
Фубуки |
|
|
ноябрь 1942 г. |
Хаясио |
Аянами Акацуки Юдачи |
|
|
декабрь 1942 г. |
|
Таканами Терадзуки |
|
|
Потери японских Эсминцев в 1943 г.
Причины потерь |
Авиация |
Надводные корабли |
Подводные лодки |
По навигационным причинам, мины, береговые батареи |
январь |
|
|
Симакадзе Окикадзе Хакадзе |
|
февраль |
|
|
Осио |
Макигумо |
март |
Сираюки Асасио Токикукадзе Арасио |
Мурасаме Минегумо |
|
|
апрель |
|
|
Исонами |
|
май |
Кагеро Оясио |
|
|
Куросио |
июнь |
|
|
|
|
июль |
Нагацуки Микадзуки Хацуюки Югуре Ариаке Кияонами |
Ниидзуки |
|
|
август |
|
Кавакадзе Араси Хагикадзе |
|
|
сентябрь |
|
|
Касясаги |
|
октябрь |
Мохидзуки |
|
|
|
ноябрь |
Судзунами |
Югири Югумо Макинами Хацукадзе |
Онами |
|
декабрь |
|
|
Нумакадзе |
|
Потери японских эсминцев и миноносцев в 1944 г.
Причины потерь |
Авиация |
Надводные корабли |
Подводные лодки |
По навигационным причинам, мины, береговые батареи |
январь |
|
|
Сазанами Судзукадзе |
|
февраль |
Тачикадзе Оите Фумицуки |
Маикадзе |
Минекадзе Умикадзе |
|
март |
|
|
Сиракумо |
|
апрель |
|
|
Икадзухи Акигумо |
Амагири |
май |
|
|
Асанаги Инадзума |
|
июнь |
Отори Харусаме |
|
Мацукадзе Минацуки Таникадзе Кадзегумо Хаянами |
Сирацую |
июль |
|
|
Хокадзе Усугумо Таманами |
|
август |
|
Мацу |
Асакадзе Юнаги Самидаре |
|
сентябрь |
Сацуки Хаябуса Сикинами |
|
|
|
октябрь |
Уранами Вакаба Сирануи Фудзинами Хаясимо Акидзуки Хато |
Михисио Ямагумо Асагумо Хацуцуки |
|
|
ноябрь |
Акебоно Хацукару Симакадзе Наганами Окинами Хаманами Акисимо Вакадзуки |
Новаки |
Акикадзе Уракадзе Симоцуки Саги Хияодори |
|
декабрь |
Юдзуки Кияосимо |
Кува Удзуки |
Кисинами Момо Чидори |
|
Потери японских эсминцев в 1945 г.
Причины потерь |
Авиация |
Надводные корабли |
Подводные лодки |
По навигационным причинам, мины, береговые батареи |
январь |
Хатакадзе Моми Уме |
Хиноки |
Надакадзе Сигуре |
|
февраль |
|
|
Нокадзе |
|
март |
Манадзуру Томадзуру |
|
|
|
апрель |
Исокадзе Амацукадзе Хамакадзе |
|
|
|
май |
|
|
|
|
июнь |
|
|
|
Еноки |
июль |
Тачибана Наси Яедзакура |
|
Кари |
Сакура Хацусимо |
В войне с США участвовало 168 японских эсминцев, не считая 29 эсминцев второго класса, которые были переоборудованы в эскортные корабли и не классифицировались как эсминцы. По различным причинам было потеряно 132 корабля или 78,57% от общей численности. Из них авиация союзников потопила 56 эсминцев или 42,42% от всех потерь, надводные корабли - соответственно 26 и 19,69%, подводные лодки - соответственно 41 и 31,06%. На минах и от огня береговых батарей погибло восемь японских эсминцев или 6,07%, а по навигационным причинам один -0,76%. Распределение потерь по годам показано в таблице №1. Как видно, с каждым годом число погибших кораблей возрастало. Так в 1941 г. японцы лишились четырех эсминцев, в 1942 г. они ежемесячно теряли по 1,5 эсминца, в 1943 г. -по 2,58, в 1944 г. - по 4,92, а в 1945 г. - по 1,63. Исходя из этих данных видно, что наиболее результативными для союзников были 1941 и 1944 гг. С точки зрения использования основных сил японского флота это вполне объяснимо. Вместе с тем, его эсминцы наиболее активно участвовали в боевых действиях в период с декабря 1941 г. по конец 1943 г., когда число потерь было сравнительно невелико. Для этого периода было характерно сравнительное затишье. Бои шли в основном между легкими силами в южной части Тихого океана. Ни один из противников не имел абсолютного превосходства в силах. Так например, у Соломоновых островов, в боях между надводными кораблями, только в 1942 г. японцы потеряли пять, а американцы - восемь эсминцев. Таким образом можно сделать заключение о том, что при поддержке разнородных сил флота, японские эсминцы могли эффективно решать возложенные на них задачи, не неся при этом фатальных потерь. Ситуация начала меняться в январе 1943 г., когда американцы начали вводить в строй большое число кораблей, оснащенных радиолокационным вооружением. Но и в этих условиях эсминцы продолжали отражать многочисленные атаки противника, нанося ему большие потери. Однако именно в этих боях, решавших судьбу Соломоновых островов, был нанесен сокрушительный удар по японским торпедным силам. Именно в них они лишились своего превосходства. Были потеряны наиболее боеспособные корабли и лучшие экипажи. После августа 1943 г. японские эсминцы не смогли выиграть ни одного боя с легкими силами противника, который полностью перехватил инициативу. Потери были сравнительно невелики до тех пор, пока эсминцы оперировали в "узких" морях южной части Тихого океана. Когда в начале 1944 г. боевые действия переместились в глубокие воды, то эсминцы попали под удары палубной авиации и многочисленных подводных лодок ВМС США. Достаточно сказать, что в 1944 г. в период пассивности Объединенного Флота, по различным причинам погибло 29 японских эсминцев. Из них 21 потопили подводные лодки, четыре - авиация противника, а два - надводные корабли. Во время боев за Марианские острова и Филиппины было потеряно 29 эсминцев, причем на долю подводных лодок приходится пять из них, на авиацию - 17, а на надводные корабли - семь. Как показывает элементарный анализ, характер потерь среди эсминцев находился в прямой зависимости от действий всего японского флота. Когда он находился в базах, эсминцы занимались в основном обеспечением воинских перевозок и транспортировкой грузов. В этих условиях авиация противника занималась решением строго определенных задач, таких например, как нанесение ударов по береговым объектам. На транспортных коммуникациях оперировали главным образом подводные лодки, для которых приоритетными целями являлись эсминцы. Когда японский флот активизировался, палубная авиация ВМС США чаще всего наносила удары по боевым кораблям и, естественно, эсминцы страдали в основном от нее. Потери от атак с воздуха и из под воды постоянно росли из-за все возрастающего численного превосходства сил противника. К концу 1944 г. японцы лишились подавляющего числа своих эсминцев и в 1945 г. флот США просто не имел возможности потопить большое число кораблей. Как уже говорилось, авиация союзников в ходе войны потопила 56 эсминцев. Распределение потерь по годам показано в таблице №2. Обращает на себя внимание сравнительно небольшое число погибших кораблей в 1941 - 1942 гг. Из девяти эсминцев пять потопила базовая авиация, а четыре - палубная. Восемь кораблей стали жертвами бомбардировщиков и лишь один Кисараги погиб во время атаки истребителя. Случай по своему уникальный. 11.12.1941 г. во время первого штурма острова Уэйк, корабль атаковали четыре американских истребителя-бомбардировщика ("Wildcat"). В эсминец попали две небольшие бомбы и одна из них - в приготовленные к бою глубинные бомбы на корме. Из-за их взрыва Кисараги затонул со всем экипажем в 30 милях к юго-западу от атолла Уэйк. В 1943 г. от действий авиации было потеряно уже 14 эсминцев. Из них семь записали на свой счет базовые самолеты. Практически все корабли погибли во время транспортировки грузов или обеспечения переходов конвоев. 1943 г. стал переломным. Американцы начали применять метод топмачтового бомбометания и отработали приемы массированной атаки пикирующих бомбардировщиков. Здесь показателен бой в море Бисмарка, между конвоем, следовавшим в Лае (о. Новая Гвинея) и базовой авиацией союзников. Используя метод топмачтового бомбометания, бомбардировщики потопили все восемь транспортов конвоя и четыре эсминца, из восьми, составлявших его эскорт. С этого момента на японских кораблях, даже в ущерб артиллерии главного калибра, стали постепенно увеличивать число 25-мм зенитных автоматов. Как показал опыт, эти автоматы мало годились для отражения атак американских тяжелых, хорошо защищенных и высокоскоростных самолетов. К середине 1944 г. их планировали заменить 76-мм скорострельными автоматическими пушками, которые впервые были установлены в конце 1942 г. на крейсере Агано. Однако это орудие оказалось весьма сложным в производстве, малонадежным, тяжелым и не имело качественных приборов управления огнем. Его внедрение на флот затянулось и эсминцы, вплоть до капитуляции Японии, продолжали нести 25-мм зенитные автоматы. С подобным положением вещей еще можно было мириться, пока боевые действия шли среди многочисленных островов южной части Тихого океана под прикрытием своей авиации. Когда пришлось заниматься сопровождением конвоев и тяжелых кораблей в открытых морях, без прикрытия в воздухе, ситуация значительным образом изменилась. Так в 1944 г. в результате атак авиации японский флот потерял уже 21 эсминец. Обращает на себя внимание то, что 20 из них потопили палубные самолеты. Это объясняется появлением в составе флота противника мощных авианосных соединений, которые со второй половины 1944 г. обеспечили себе господство в воздухе. В 1945 г. потери японцев составили 12 кораблей и вновь большая часть из них записана на счет палубной авиации.
Почти за четыре года кампании на Тихом океане подводные лодки союзников потопили 41 японский эсминец. Распределение потерь по годам показано в таблице №3. Первые 13 месяцев были для японцев вполне успешны - они лишились только пяти кораблей, т. е. ежемесячные потери не превышали 0,39 эсминца. Причиной этого являлись малочисленность подводных лодок союзников, несовершенство их торпедного вооружения и тактических приемов его использования. Кроме того, высокая организация службы на японских кораблях вообще и эсминцах в частности, способствовали своевременному обнаружению противника и срыву его торпедных атак. В период проведения боев за Соломоновы острова американское командование воздерживалось от привлечения лодок к боевым действиям, справедливо полагая, что они могут стать жертвой собственных сил. Японские эсминцы тогда эскортировали конвои крайне редко и таким образом практически не встречались с американскими лодками. Исключение составляла северная часть Тихого океана. Здесь японские конвои шли под сильным охранением эсминцев. Как правило эти переходы совершались при плохой видимости и сильном волнении, когда лодки могли близко подойти незамеченными к атакуемому соединению. В результате только в июле 1942 г. японцы лишились Ненохи и Араре, а несколько эсминцев получили тяжелые повреждения. В 1943 г. численность американских подводных лодок значительно возросла, они получили на вооружение радиолокатор и более совершенные торпеды. Тем не менее, эсминцы продолжали оперировать в "узких" морях, где действия лодок были крайне ограничены. За весь год им удалось потопить только семь эсминцев т.е. ежемесячно гибло 0,58 корабля. В 1944 г. боевые действия переместились в открытый океан и моря у побережья Китая. Рост потерь среди судов торгового флота вынудил МГШ привлечь эсминцы к эскортированию конвоев. Последовавшая война на изматывание явилась тяжелым ударом для японских торпедных сил - в 1944 г. они ежемесячно лишались 2.17 эсминца т. е. всего потеряли 26 кораблей. Как правило они гибли во время сопровождения конвоев, тяжелых кораблей или проведения противолодочного поиска, при плохой видимости в штормовых условиях. Для командиров американских лодок эсминцы являлись приоритетной целью, так как сокращение их числа влекло за собой ослабление всего японского флота. Тем не менее, эсминцы продолжали сопровождать конвои и тяжелые корабли, которые подвергались постоянным атакам со стороны лодок противника. В итоге были потоплены еще три эсминца - ежемесячно 0,38.
В ходе боев с надводными кораблями японцы потеряли 26 эсминцев. Распределение потерь по годам показано в таблице №4. О их причинах уже было сказано достаточно. Здесь надо отметить, что бои между надводными силами по-существу завершились к началу 1944 г. В дальнейшем, лишь в во время боев за о. Лейте японские эсминцы использовались как торпедоносцы. Кроме того, их дважды привлекали к операциям флота - бомбардировке аэродрома Сан-Хосе на о. Минданао (Миндоро) и прорыву линкора Ямато к о. Окинава. В первом случае Митисио, Ямагумо, Асагумо и Хацуцуки погибли от артиллерийского огня тяжелых кораблей противника, так и не использовав свое торпедное оружие. Во время обстрела аэродрома Сан-Хосе погиб Кияосимо. Его тяжело повредила американская авиация. Корабль практически лишился хода и был добит торпедными катерами противника. Во время последней операции японское соединение разгромила палубная авиация и боя между надводными силами не получилось. Все остальные потери среди японских эсминцев были связаны с транспортировкой грузов на Филиппины или эвакуацией их гарнизонов. По мере захвата этих островов американское командование высылало для нарушения транспортных коммуникаций соединения надводных кораблей, главным образом состоявшие из эсминцев и крейсеров. Подобные действия привели к целому ряду скоротечных боев между легкими силами противника, во время которых погибли Удзуки, Новаки и Кува. Всего же в 1944 г. американские надводные корабли потопили девять японских эсминцев - ежемесячно 0,75. В 1945 г. характер использования торпедных кораблей Императорского флота не изменился, но противник лишь однажды добился успеха, потопив Хиноки, т. е. ежемесячно погибал 0,13 корабль. Столь низкие потери прежде всего объясняются малым числом оставшихся в строю эсминцев.
По другим причинам японский флот потерял девять эсминцев, не считая Хацукадзе, который получил тяжелые повреждения после подрыва на минах и был добит надводными кораблями противника. Всего же на минах погибло семь кораблей, из них Синономе, Куросио и Макигумо - выставленных надводными кораблями, а остальные - авиацией. Правда, некоторые источники записывают Синономе на счет торпеды голландской летающей лодки. Хаяате потопила береговая батарея о. Уэйк, а Сирацую погиб в результате столкновения с охраняемым танкером.
Помимо эсминцев, японский флот по боевым причинам потерял 10 миноносцев. Из них пять потопила союзная авиация, пять других - подводные лодки. Японские миноносцы занимались в основном эскортированием конвоев в западной и центральной частях Тихого океана и отсюда причины потерь - все они погибли во время сопровождения торговых судов. Первым был потоплен Касасаги, торпедированный 26.09.1943 г. американской лодкой в море Флорес. Шесть миноносцев противник потопил во второй половине 1944 г. и три - в 1945 г.