Введение
В начале столетия флот японских эсминцев состоял из кораблей, построенных в Великобритании по английским проектам. После начала Первой Мировой войны японцы начали самостоятельную постройку кораблей этого класса по европейским технологиям. По окончании боевых действий продолжалось строительство заказанных еще во время войны эсминцев типа Momi. При их постройке использовались конструктивные решения, характерные для германского флота. Корабли вошли в строй в 1919-1922 годах.
Эсминцы двух последующих типов - Minekaze и Kamikaze - были, практически, вариантами кораблей типа Momi.
Последним типом эсминца, построенным по подобному проекту, были корабли типа Mutsuki (улучшенный вариант Kamikaze). Эсминцы этих трех серий вошли в строй в 1922-1927 годах.
Следующими, в полной мере новейшими кораблями были эсминцы типа Fubuki, именуемые «специальным типом» (Toku Gata). Они стали «порождением» Вашингтонского договора. Японцы стремились уместить как можно более сильное вооружение в разрешенное договором водоизмещение. Корабли «специального типа» вооружались шестью универсальными 127-мм орудиями, помещенными в закрытых башнях - впервые на эсминцах. Применены были торпедные аппараты калибра 610-мм. Ни один флот не имел торпед подобного калибра. В свое время эсминцы типа Fubuki были лучшими кораблями своего класса в мире. Слабой их стороной была недостаточная остойчивость, вызванная перегруженностью вооружением. Проблемы с остойчивостью были не только у эсминцев, но и у новых крейсеров. Недостатки проявились на маневрах 1935 года. Все 10 эсминцев типа Fubuki получили повреждения в тайфун. Два были повреждены очень тяжело -оторваны носовые оконечности до самой надстройки. После этого случая все новые корабли подверглись значительной перестройке.
Эсминцы типа Hatsuharu были «результатом» Лондонского договора. Они имели несколько меньшее водоизмещение и более легкое вооружение, чем тип Fubuki. На этих кораблях установили новую систему перезаряжания торпедных аппаратов. Она позволяла перезаряжать аппараты в ходе боя, что удваивало ударные возможности. Следующим типом стал Shiratsuyu, строившийся по модифицированным чертежам Hatsuharu, Корабли типа Asashio были самыми большими из построенных до тех пор эсминцев; вооружение несли аналогично Fubuki.
Очень интересным был эсминец Shimakaze. Он был наиболее сильно вооруженным и одним из самых быстроходных в мире. Но тяжелое положение японской промышленности не позволило развернуть строительство большого числа кораблей такого типа.
Самыми удачными японскими эсминцами были корабли типов Кадета и Yugumo - увеличенный и усовершенствованный вариант типа Asashio. По вооружению и мореходным качествам они превосходили лучшие эсминцы союзников.
Последними крупными японскими эсминцами военной постройки стали корабли типа Akizuki. Они были спроектированы для противовоздушной обороны быстроходных авианосных соединений. Вооружив их новыми 100-мм орудиями, японцы получили совершенные единицы с универсальными качествами.
Ввиду больших потерь, понесенных эсминцами при выполнении эскортных задач, в 1944 году был разработан новый проект эскортного эсминца - тип Matsu и его улучшенный вариант - тип Tachibana. Это были корабли меньших размеров, предназначенные для несения конвойной службы, хорошо вооруженные зенитной артиллерией. Перед войной японский Морской Генеральный Штаб (Kaigun Gunreibu) придавал большое значение применению торпедного оружия. Флотилии эсминцев отрабатывали дневные и ночные торпедные атаки, в которых японцы стали мастерами. Труды не пошли прахом - в ходе войны большинство торпедных атак, в особенности ночных, были успешными. Большой калибр торпед (610-мм) и соответствующее количество взрывчатки обычно приводили к гибели жертвы.
Слабой стороной японских эсминцев была противовоздушная и противолодочная оборона. В результате почти 80% потерянных кораблей погибли от атак с воздуха или из-под воды.