Эсминцы типа «Minekaze»

 

Эсминцы типа Minekaze были вен­цом развития кораблей, сохраняющих характерный облик немецких кораб­лей, послуживших для них прототипом. Строительство первых двух кораблей проекта F41 (Minekaze и Sawakaze) было утверждено в рамках програм­мы 1917 года. Последующие корабли заказаны в программах 1918 (Okikaze, Hakaze, Yakaze, Nadakaze, Shimakaze) и 1919 годов (Akikaze, Shiokaze, Yukaze, Hokaze, Tachikaze). Пос­ледние три (Hokaze, kamikaze, Numakaze), заказанные по программе 1920 года, имели иное размещение главного вооружения. Энергетическая установка состояла из двух турбин типа Parsons мощностью 38.500 л.с. и четы­рех котлов типа Kampon. Эта установ­ка сообщала кораблям скорость 39 узлов. На испытаниях Shimakaze развил даже 40,7 узла. Современные им английские и американские эсминцы имели турбины мощностью 27.000 л .с., что обеспечивало достижение 34-35 узлов. Японские корабли имели топливные цистерны большей емкости, но экономич­ность турбин составляла только 75% от показателя американских эсминцев.

Корабли получили по 4 модернизи­рованных орудия 120-мм (3 Nendo Shiki) с длиной ствола 45 калибров в одноорудийных установках с противоосколочными щитами. Торпедное во­оружение состояло из трех торпедных аппаратов типа 6 Nendo Shiki калибра S3 3-м м. Скромную противовоздуш­ную оборону составляли два пулемета 7,7-мм. На последних трех кораблях этого типа изменилось размещение главной артиллерии. Орудие номер 3 перенесено с надстройки за трубой на кормовую надстройку, а на его месте размещен прожектор. Такое располо­жение позволило увеличить углы об­стрела и упростить подачу боезапаса.

После вступления в строй эсминцев типа Fubuki корабли типа Minekaze переклассифицировали в эсминцы клас­са В (Otsu). Многие из них подверг­лись переделкам и модернизации.

В 1937 году Yakaze был переобо­рудован (в Куре) в корабль управления для радиоуправляемой цели Settsu (быв­ший линкор). Вооружение уменьши­лось до двух 120-мм орудий. В сентяб­ре 1942г. Yakaze переоборудовали в корабль-цель для авиации. Надстрой­ки, трубы и мостик забронировали и установили треногую мачту. Вооруже­ние состояло из одного 50-мм и четы­рех 25-мм орудий.

В 1937-1938 годах на всех кораблях переделали топливные цистерны, усилили корпус и установили колпаки на трубах. В 1938 году Okikaze был разоружен и предназначен на слом. После начала во­йны его вновь вооружили и ввели в строй.

Эсминцы Nadakaze и Shimakaze в 1939-1940 годах были переклассифи­цированы в патрульные корабли (но­мера 1 и 2). За счет уменьшения количества котлов увеличили запас топ­лива. Мощность машин составляла 19.250 л.с., а скорость - 20 узлов. Вооружение состояло из двух 120-мм, десяти 25-мм орудий, двух торпедных аппаратов 533-мм и четырех бомбо­метов (запас бомб 16 штук). В 1941 году оба корабля приспособлены к транспортировке двух десантных барж типа Daihatsu. Надстройка за трубой была увеличена, а между мостиком и первой трубой установлена новая. До­полнительные помещения позволяли принимать 250 человек десанта.

В 1939-1940 годах большинство ко­раблей были переоборудованы для решения эскортных задач. Энергетика и вооружение изменены аналогично Nadakaze и Shimakaze. В сентябре 1944г. Namikaze получил поврежде­ния на мине, поставленной американс­кой подводной лодкой. В Майдзуру корабль был отремонтирован и пере­оборудован в носитель Kaiten (человеко-торпед). Кормовая часть была удли­нена и сделана наклонной. Кормовую надстройку сняли и заменили двумя меньшими по бортам. По оси корабля разместилась дорожка для двух Kaiten. Носовая мачта заменена треногой, а кормовая - четырехногой. Вооружение состояло из одного 120-мм и двенадцати 25-мм орудий.

В феврале 1945 года в Куре нача­лось переоборудование в носитель Kaiten эсминца Shiokaze. В это время корабль проходил ремонт после пов­реждения авиацией. Была изменена кормовая оконечность и установлены две дорожки для четырех торпед. Во­оружение состояло из одного 120-мм и одиннадцати 25-мм орудий. До конца войны переоборудование так и не за­вершилось.

Эсминцы Sawakaze и Yakaze пе­реклассифицировали в спасательные ко­рабли для авиации. Sawakaze получил на носу опытный образец девятиствольной пусковой установки для противоло­дочных ракет калибра 150-мм. Ско­рость уменьшилась до 16 узлов.

В 1944 году все оставшиеся в строю корабли получили усиленное зенитное вооружение (от 13 до 20 стволов 25-мм). Во время войны эсминцы типа Minekaze, в основном, выполняли за­дачи эскортирования на всей акватории Тихого океана.

 

Тактико-технические данные:

Водоизмещение стандартное 1.366 т, полное 1.676 т;

Размерения: длина 99,53 м; ширина 9,04 м (max)/ 8,92 м (по ватерлинии); осадка 2,9 м;

Энергетика: две турбины Parsons с одной ступенью для экономической скорости максимальной мощностью 38.500 л.с.; 4 котла Kampon; Скорость 39 узлов; запас топлива 400 т; даль­ность 3.600 миль (14 узлов) или 900 миль (34 узла);

Вооружение: 4х120-мм, 2х7,7-мм, 6 ТА 533-мм(3х2), 20 мин;

Экипаж: 148 человек.

 

Модернизации:

-1939-1940 Nadakaze и Shimakaze -2х120-мм, 10х25-мм, 2 ТА 533-мм;

-1941 Nadakaze и Shimakaze -1х120-мм, 4х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат;

-1939-1940 Nadakaze и Shimakaze -2х120-мм, 10х25-мм, 2 ТА 533-мм;

-1942 Numakaze - 2x120-мм, 12х25-мм (6x2), 2 ТА 533-мм;

-1944 Yukaze- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм;

-1944 Nadakaze- 1х120-мм, 16х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат;

-1944 Namikaze- 1х120-мм, 20х25-мм, 8х13-мм, 2 Kaiten;

-1945 Shiokaze-1x120-MM, 11х25-мм, 4 Kaiten;

-1945 Yakaze- 2x120-мм, 12х25-мм, 2 ТА 533-мм;

-1945 Sawakaze- 1x120-мм, 10х25-мм, 1х150-ммПУ ПЛО;

-1944 Yukaze- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм;

В 1945 году Shiokaze и Yukaze оснащены РЛС типа «13», a Namikaze и Sawakaze - типа «22».

 

Судьбы кораблей:

Minekaze

Верфь Maizuru Kaigun Kosho (KK) За­ложен 20.04.1918; спущен 08.02.1919; вошел в строй 29.05.1920. Потоплен американской подводной лодкой Роду 10.02.1944 у Формозы (Тайвань) в точ­ке 23°20"N 121°30"Е.

Sawakaze

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 07.01,1918; спущен 07.01,1919; вошел в строй 16.03.1920. Пошел на слом в 1948 году.

Okikaze

Верфь Maizuru KK Заложен 22.02.1919, спущен 03.10.1919; вошел в строй 17.08.1920. Потоплен американской подводной лодкой Trigger 10.01.1943 у Йокосука в точке 35°02"N 140°12"Е.

Hakaze

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 11.11.1918; спущен 21.06.1920; вошел в строй 16.09.1920. Потоплен амери­канской подводной лодкой Guardfish 23.01.1943 у Кавиенг в точке 02°47"S 150°38"£.

Yakaze

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 15.08.1918; спущен 10.04.1920; вошел в строй 19.07.1920. 18.07.45 повреж­ден авианосной авиацией американско­го соединения TF 58. Пошел на слом в августе 1945 года.

Nadakaze

Верфь Maizuru KK Заложен ?; спущен 26.06.1920; вошел в строй 30.09.1921.

25.07.1945 торпедирован и поврежден английской подводной лодкой у Сурабайи в точке 07°06''S 115°42''Е; исклю­чен из списков 15.09.45.

Shimakaze

Верфь Maizuru KK Заложен ?; спущен 31.03.1920; вошел в строй 15.11.1920. Потоплен американской подводной лодкой Guardfish 13.01.1943 у Кавиенг в точке 02°51"S 149°43"Е.

Akikaze

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 07.06.1920; спущен 14.12.1920; вошел в строй 01.04.1921. Потоплен амери­канской подводной лодкой Pintado 03.11.1944 у Лусон в точке 16°48"N 117°17"Е.

Shiokaze

Верфь Maizuru KK Заложен 15.05.1920; спущен 22.10.1920; вошел в строй 29.07.1921. Поврежден авиацией у Тай­ваня 31.01.1945. В августе переобору­дован в носитель Kaiten. После войны использовался в службе репатриации. Пошел на слом 8 1948 году.

Yukaze

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 24.12.1920; спущен 28.05.1921; вошел в строй 24.08.1921. После войны ис­пользовался в службе репатриации. По­шел на слом в 1947 году.

Hokaze

Верфь Maizuru KK Заложен 30.11.1920; спущен 12.07.1921; вошел в строй 22.11.1921. Потоплен американской под­водной лодкой Paddle 06.07.1944 у о.Целебес в точке 23°20"N 121°30"Е.

Tachikaze

Верфь Maizuru KK Заложен 18.06.1920; спущен 31.03.1921; вошел в строй

05.12.1921. 17.02.44 потоплен авианос­ной авиацией американского соедине­ния TF 58 в Трук.

Nokaze

Верфь Maizuru KK Заложен 16.04.1921; спущен 01.10.1921; вошел в строй

31.03.1922. Потоплен американской под­водной лодкой Pargo 20.02.1945 у м. Варелла в точке 12°48"N 109°38"Е.

Namikaze

Верфь Maizuru KK Заложен 07.11.1921; спущен 24.06.1922; вошел в строй 10.11.1922. 08.09.1944 поврежден на

минах, выставленных американской под­водной лодкой в Охотском море. В августе 1945 года переоборудован в носитель Kaiten. После войны использо­вался в службе репатриации. 03.10.1947 передан Китаю (Shen Vang).

Numakaze

Верфь Maizuru KK Заложен 10.08.1921; спущен 25.02.1922; вошел в строй 24.07.1924. Потоплен американской под­водной лодкой Grey back 19.12.1943 у Окинавы в точке 26°29"N 128°26"Е.