Эсминцы типа «Minekaze»
Эсминцы типа Minekaze были венцом развития кораблей, сохраняющих характерный облик немецких кораблей, послуживших для них прототипом. Строительство первых двух кораблей проекта F41 (Minekaze и Sawakaze) было утверждено в рамках программы 1917 года. Последующие корабли заказаны в программах 1918 (Okikaze, Hakaze, Yakaze, Nadakaze, Shimakaze) и 1919 годов (Akikaze, Shiokaze, Yukaze, Hokaze, Tachikaze). Последние три (Hokaze, kamikaze, Numakaze), заказанные по программе 1920 года, имели иное размещение главного вооружения. Энергетическая установка состояла из двух турбин типа Parsons мощностью 38.500 л.с. и четырех котлов типа Kampon. Эта установка сообщала кораблям скорость 39 узлов. На испытаниях Shimakaze развил даже 40,7 узла. Современные им английские и американские эсминцы имели турбины мощностью 27.000 л .с., что обеспечивало достижение 34-35 узлов. Японские корабли имели топливные цистерны большей емкости, но экономичность турбин составляла только 75% от показателя американских эсминцев.
Корабли получили по 4 модернизированных орудия 120-мм (3 Nendo Shiki) с длиной ствола 45 калибров в одноорудийных установках с противоосколочными щитами. Торпедное вооружение состояло из трех торпедных аппаратов типа 6 Nendo Shiki калибра S3 3-м м. Скромную противовоздушную оборону составляли два пулемета 7,7-мм. На последних трех кораблях этого типа изменилось размещение главной артиллерии. Орудие номер 3 перенесено с надстройки за трубой на кормовую надстройку, а на его месте размещен прожектор. Такое расположение позволило увеличить углы обстрела и упростить подачу боезапаса.
После вступления в строй эсминцев типа Fubuki корабли типа Minekaze переклассифицировали в эсминцы класса В (Otsu). Многие из них подверглись переделкам и модернизации.
В 1937 году Yakaze был переоборудован (в Куре) в корабль управления для радиоуправляемой цели Settsu (бывший линкор). Вооружение уменьшилось до двух 120-мм орудий. В сентябре 1942г. Yakaze переоборудовали в корабль-цель для авиации. Надстройки, трубы и мостик забронировали и установили треногую мачту. Вооружение состояло из одного 50-мм и четырех 25-мм орудий.
В 1937-1938 годах на всех кораблях переделали топливные цистерны, усилили корпус и установили колпаки на трубах. В 1938 году Okikaze был разоружен и предназначен на слом. После начала войны его вновь вооружили и ввели в строй.
Эсминцы Nadakaze и Shimakaze в 1939-1940 годах были переклассифицированы в патрульные корабли (номера 1 и 2). За счет уменьшения количества котлов увеличили запас топлива. Мощность машин составляла 19.250 л.с., а скорость - 20 узлов. Вооружение состояло из двух 120-мм, десяти 25-мм орудий, двух торпедных аппаратов 533-мм и четырех бомбометов (запас бомб 16 штук). В 1941 году оба корабля приспособлены к транспортировке двух десантных барж типа Daihatsu. Надстройка за трубой была увеличена, а между мостиком и первой трубой установлена новая. Дополнительные помещения позволяли принимать 250 человек десанта.
В 1939-1940 годах большинство кораблей были переоборудованы для решения эскортных задач. Энергетика и вооружение изменены аналогично Nadakaze и Shimakaze. В сентябре 1944г. Namikaze получил повреждения на мине, поставленной американской подводной лодкой. В Майдзуру корабль был отремонтирован и переоборудован в носитель Kaiten (человеко-торпед). Кормовая часть была удлинена и сделана наклонной. Кормовую надстройку сняли и заменили двумя меньшими по бортам. По оси корабля разместилась дорожка для двух Kaiten. Носовая мачта заменена треногой, а кормовая - четырехногой. Вооружение состояло из одного 120-мм и двенадцати 25-мм орудий.
В феврале 1945 года в Куре началось переоборудование в носитель Kaiten эсминца Shiokaze. В это время корабль проходил ремонт после повреждения авиацией. Была изменена кормовая оконечность и установлены две дорожки для четырех торпед. Вооружение состояло из одного 120-мм и одиннадцати 25-мм орудий. До конца войны переоборудование так и не завершилось.
Эсминцы Sawakaze и Yakaze переклассифицировали в спасательные корабли для авиации. Sawakaze получил на носу опытный образец девятиствольной пусковой установки для противолодочных ракет калибра 150-мм. Скорость уменьшилась до 16 узлов.
В 1944 году все оставшиеся в строю корабли получили усиленное зенитное вооружение (от 13 до 20 стволов 25-мм). Во время войны эсминцы типа Minekaze, в основном, выполняли задачи эскортирования на всей акватории Тихого океана.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение стандартное 1.366 т, полное 1.676 т;
Размерения: длина 99,53 м; ширина 9,04 м (max)/ 8,92 м (по ватерлинии); осадка 2,9 м;
Энергетика: две турбины Parsons с одной ступенью для экономической скорости максимальной мощностью 38.500 л.с.; 4 котла Kampon; Скорость 39 узлов; запас топлива 400 т; дальность 3.600 миль (14 узлов) или 900 миль (34 узла);
Вооружение: 4х120-мм, 2х7,7-мм, 6 ТА 533-мм(3х2), 20 мин;
Экипаж: 148 человек.
Модернизации:
-1939-1940 Nadakaze и Shimakaze -2х120-мм, 10х25-мм, 2 ТА 533-мм;
-1941 Nadakaze и Shimakaze -1х120-мм, 4х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат;
-1939-1940 Nadakaze и Shimakaze -2х120-мм, 10х25-мм, 2 ТА 533-мм;
-1942 Numakaze - 2x120-мм, 12х25-мм (6x2), 2 ТА 533-мм;
-1944 Yukaze- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм;
-1944 Nadakaze- 1х120-мм, 16х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат;
-1944 Namikaze- 1х120-мм, 20х25-мм, 8х13-мм, 2 Kaiten;
-1945 Shiokaze-1x120-MM, 11х25-мм, 4 Kaiten;
-1945 Yakaze- 2x120-мм, 12х25-мм, 2 ТА 533-мм;
-1945 Sawakaze- 1x120-мм, 10х25-мм, 1х150-ммПУ ПЛО;
-1944 Yukaze- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм;
В 1945 году Shiokaze и Yukaze оснащены РЛС типа «13», a Namikaze и Sawakaze - типа «22».
Судьбы кораблей:
Minekaze
Верфь Maizuru Kaigun Kosho (KK) Заложен 20.04.1918; спущен 08.02.1919; вошел в строй 29.05.1920. Потоплен американской подводной лодкой Роду 10.02.1944 у Формозы (Тайвань) в точке 23°20"N 121°30"Е.
Sawakaze
Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 07.01,1918; спущен 07.01,1919; вошел в строй 16.03.1920. Пошел на слом в 1948 году.
Okikaze
Верфь Maizuru KK Заложен 22.02.1919, спущен 03.10.1919; вошел в строй 17.08.1920. Потоплен американской подводной лодкой Trigger 10.01.1943 у Йокосука в точке 35°02"N 140°12"Е.
Hakaze
Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 11.11.1918; спущен 21.06.1920; вошел в строй 16.09.1920. Потоплен американской подводной лодкой Guardfish 23.01.1943 у Кавиенг в точке 02°47"S 150°38"£.
Yakaze
Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 15.08.1918; спущен 10.04.1920; вошел в строй 19.07.1920. 18.07.45 поврежден авианосной авиацией американского соединения TF 58. Пошел на слом в августе 1945 года.
Nadakaze
Верфь Maizuru KK Заложен ?; спущен 26.06.1920; вошел в строй 30.09.1921.
25.07.1945 торпедирован и поврежден английской подводной лодкой у Сурабайи в точке 07°06''S 115°42''Е; исключен из списков 15.09.45.
Shimakaze
Верфь Maizuru KK Заложен ?; спущен 31.03.1920; вошел в строй 15.11.1920. Потоплен американской подводной лодкой Guardfish 13.01.1943 у Кавиенг в точке 02°51"S 149°43"Е.
Akikaze
Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 07.06.1920; спущен 14.12.1920; вошел в строй 01.04.1921. Потоплен американской подводной лодкой Pintado 03.11.1944 у Лусон в точке 16°48"N 117°17"Е.
Shiokaze
Верфь Maizuru KK Заложен 15.05.1920; спущен 22.10.1920; вошел в строй 29.07.1921. Поврежден авиацией у Тайваня 31.01.1945. В августе переоборудован в носитель Kaiten. После войны использовался в службе репатриации. Пошел на слом 8 1948 году.
Yukaze
Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 24.12.1920; спущен 28.05.1921; вошел в строй 24.08.1921. После войны использовался в службе репатриации. Пошел на слом в 1947 году.
Hokaze
Верфь Maizuru KK Заложен 30.11.1920; спущен 12.07.1921; вошел в строй 22.11.1921. Потоплен американской подводной лодкой Paddle 06.07.1944 у о.Целебес в точке 23°20"N 121°30"Е.
Tachikaze
Верфь Maizuru KK Заложен 18.06.1920; спущен 31.03.1921; вошел в строй
05.12.1921. 17.02.44 потоплен авианосной авиацией американского соединения TF 58 в Трук.
Nokaze
Верфь Maizuru KK Заложен 16.04.1921; спущен 01.10.1921; вошел в строй
31.03.1922. Потоплен американской подводной лодкой Pargo 20.02.1945 у м. Варелла в точке 12°48"N 109°38"Е.
Namikaze
Верфь Maizuru KK Заложен 07.11.1921; спущен 24.06.1922; вошел в строй 10.11.1922. 08.09.1944 поврежден на
минах, выставленных американской подводной лодкой в Охотском море. В августе 1945 года переоборудован в носитель Kaiten. После войны использовался в службе репатриации. 03.10.1947 передан Китаю (Shen Vang).
Numakaze
Верфь Maizuru KK Заложен 10.08.1921; спущен 25.02.1922; вошел в строй 24.07.1924. Потоплен американской подводной лодкой Grey back 19.12.1943 у Окинавы в точке 26°29"N 128°26"Е.