Эсминцы типа «Fubuki» (Toku Gata)
После вступления в силу Вашингтонского Договора, позволявшего Японии увеличить тоннаж легких сил, Министерство Обороны решило разработать новый тип эсминца. 10 октября 1922 года были объявлены требования к новым кораблям. Водоизмещение должно было составлять 2.000 тонн, а скорость - 40 узлов. Вооружение должно было состоять из четырех орудий 120-мм или 127-мм, одного 76-мм зенитного орудия и шести торпедных аппаратов калибра 610-мм. Разработка проекта доставила конструкторам немало хлопот. Требование максимально сильного вооружения при как можно меньшем водоизмещении «перевешивало» другие задачи.
Не имея еще конкретного проекта, были заказаны 36 кораблей. 18 апреля 1924 года был представлен проект, обозначенный F 42. Эсминец имел водоизмещение 1.900 тонн и скорость 42 узле. Вооружение составляли четыре 127-мм орудия, помещенные в двухорудийных башнях, зенитное 76-мм орудие, три трехтрубных торпедных аппарата 610-мм. По сравнению с предшествующими кораблями увеличено число торпедных труб. После обсуждения в проект были внесены некоторые изменения. В результате предполагался корабль водоизмещением 1.650 тонн, со скоростью 38 узлов и вооружением из шести 127-мм орудий в двухорудийных башнях, одного 76-мм и четырех 40-мм зенитных орудий, девяти торпедных труб 610-мм. Вместе с тем, проект оказался неудовлетворительным. Были произведены еще некоторые изменения. При незначительном увеличении водоизмещения до 1.680 тонн увеличилась дальность плавания на 1.000 миль, а скорость уменьшилась до 35 узлов. Вооружение состояло из шести 127-мм, одного 76-мм и двух 40-мм зенитных орудий, двух 7,7-мм пулеметов и девяти торпедных труб. Проект получил обозначение F 43 и с незначительными изменениями был принят. Его назвали «специальным типом» (Toku Gate).
Внешний вид кораблей радикально отличался от эсминцев-предшественников. Полубак простирался до первой трубы. Первый торпедный аппарат размещался между трубами, второй -в средней части, а третий - на кормовой надстройке. 127-мм орудия устанавливались на новых двухорудийных лафетах, для которых были разработаны закрытые башни. Башни появились на эсминцах впервые.
Удлиненный и возвышенный полубак предохранял носовые орудия от заливания волнами. Носовая надстройка выполнялась из дюралюминия. Впервые на японских эсминцах предусматривался закрытый мостик. Нахождение людей в сухом и теплом посту способствовало быстроте и адекватности оценки обстановки. Достоинства его были оценены и закрытые мостики применялись на всех последующих японских эсминцах. Мостик и рубка управления получили петое бронирование. Для уменьшения массы корпус был сварным. Листы сваривались встык для уменьшения гидродинамического сопротивления.
Энергетическая установка состояла из двух турбин типа Kampon Impulse мощностью 50.000 л.с. и четырех котлов Kampon типа КО. Все механизмы были новейшей конструкции, недоработанные и неэкономичные. Непрерывно велись работы по модернизации котлов, что позволило уменьшить их число. На четырех последних кораблях серии их было только три. Меньшее число котлов позволило уменьшить диаметр первой трубы - это отличало корабли от остальных.
Главная артиллерия состояла из шести орудий калибра 127-мм в трех двухорудийных башнях. Башни были совершенно новой конструкции, легко бронированы и газо- и пыленепроницаемыми. Носили обозначение тип «А». Дальность стрельбы составляла 17.592 м, а угол возвышения - 40° .
Зенитное вооружение было слабым и состояло только из двух пулеметов 13-мм (93 shiki). Досягаемость по высоте составляла 4.500 м (угол возвышения 65°), а по горизонтали - 6.400 м. Скорострельность - 250 вьют/мин.
Торпедное вооружение составляли три трехтрубных аппарата для торпед калибра 610-мм (93 shiki 1 Gata). Торпеды развивали высокую скорость и имели большую дальность хода. Калибр 610-мм был исключительным явлением в мировой практике, ни одна страна не имела подобного оружия. Длина подводного снаряда была 9 метров, а вес - 2700 кг. Торпеда несла 600-нг боеголовку. Максимальная скорость составляла 48 узлов, а дальность была потрясающей -40.000 м (36 узлов), 32.000 м (40 узлов) и 20.000 м (48 узлов).
Начиная с N55, корабли получили на торпедные аппараты легкие башни для прикрытия прислуги. Эсминцы ранней постройки получали башни в ходе ремонтов в 1935-1937 годах.
В 1923 году была опубликована новая, расширенная судостроительная программа. Предусматривалась постройка 5 эсминцев (N 35-39). Они строились в 1926-1927 годах и вошли в строй в 1928-1929 годах. Задание на 1925 год по экономическим причинам было уменьшено, но Министерство Финансов выдало заказы на строительство четырех эсминцев (N 40-43). В 1926 году была разработана программа на 1927 год (измененный вариант программы на 1925 год). Опубликована она была 5.08.1926. Согласно программе в 1927-1928 годах предстояло построить 16 кораблей. Парламент (по финансовым соображениям) несколько скорректировал задание - количество эсминцев уменьшилось до девяти. Ввиду смерти императора (24.12.1926) программа не была утверждена. После коронации Хирохито вновь созванный парламент лишь незначительно изменил первоначальный вариант. Утвердили постройку 15 эсминцев Toku Gate. Корабли должны были сходить на воду в 1927-1928 годах (N44-45), 1928-1929 (N 46-50), 1929-1930 (N 51-54), 1930-1931 (N 55-58).
После вступления в строй всех 24 эсминцев Япония достигла значительного превосходства над потенциальными противниками на Тихом океане. Высокая скорость, большая дальность плавания и сильное вооружение означали, что тип Toku Gate не имел себе равных. При всех достоинствах, перегруженные вооружением эсминцы имели один существенный недостаток - малую остойчивость.
12.03.1934 миноносец Tomozuru опрокинулся при выполнении учебной ночной атаки на крейсер Tasuta. После изучения приведенного в порт корпуса, следственная комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стала недостаточная остойчивость и большая волна. Проблемы с остойчивостью возникали и у большинства новых кораблей. Чтобы предотвратить подобные катастрофы, комиссия рекомендовала соответствующим образом переделать корабли. Следовало понизить центр тяжести, изменив артиллерийское вооружение. Предлагалось также увеличить ширину корпуса, добавив були (они могли использоваться как топливные цистерны). Чертежи строящихся кораблей подверглись изменениям.
Следующим важным предостережением Стали маневры 4 Флота. 26 сентября t935 года корабли были застигнуты тайфуном (волны высотой 15 метров и ветер 143 км/ч). Флотилия эсминцев (в ее состав входили 10 кораблей типа Toku Gate) понесла большие потери. Два корабля (Hatsuyuki и Yugiri) потеряли носовую оконечность (оторваны по самую надстройку). Остальные восемь (Akebono, Murakumo, Ushio, Shirakumo, Amagiri, Oboro, Shirayuki, Usugumo) получили различные повреждения обшивки и палубы.
Корпуса эсминцев были слишком «мягкими» и если нос и корма оказывались на гребнях волн, возникающие напряжения разрывали обшивку. Согласно представленного комиссией доклада все эсминцы этого типа должны были подвергнуться перестройке. С 9 ноября 1935 года до конца 1938 года корабли направлялись на верфи, где им добавляли по 40 тонн балласта в корпус. Высоту надстроек и труб уменьшили, уменьшили и боезапас. Два бомбомета заменили одним нового типа. На последних восьми кораблях башни были заменены новыми - более легкими типа «S». Все эти изменения привели к ограничению водоизмещения до 2.427 т (1 и 2 серии) и до 2.300 т (3 серия). Часто эсминцы Toku Gate относили к типу Fubuki. В некоторых публикациях их подразделяют не на два, а на три подтипа (в зависимости от внешнего вида).
Первая серия насчитывала 10 кораблей: Fubuki, Shinonome, Usugumo, Shirakumo, Isonami, Shirayuki, Hatsuyuki, Miyuki, Murakumo, Uranami. На них вентиляционные трубы были прямоугольными.
Во вторую серию также входили десять единиц: Shikinami, Ayanami, Asagiri, Sagiri, Yugiri, Amagiri, Oboro, Akebono, Sazanami, Ushio. Форма вентиляционных труб изменилась - корабли получили своего рода «поля» у основания трубы, характерные для всех последующих серий.
Третья серия насчитывала только четыре корабля: Akatsuki, Hibiki, Ikazuchi, Inazuma. Характерной чертой их облика была тонкая первая труба.
Тактико-технические данные эсминцев типа Fubuki
1 и 2 серия 3 серия
размерения:
длина полная 118,5 м 118,5 м
длина по ватерлинии 115,3 м 115,3 м
длина между перпендикулярами 112,0 м 112,0 м
ширина максимальная (по ватерлинии) 10,36 м 10,36 м
высота корпуса 6,25 м 6,25 м
осадка 3,2 м 3,28 м
водоизмещение:
стандартное 1.680 т 1.680 т
на испытаниях 1.980 т 1.980 т
полное 2.260 т 2.260 т
энергетика: 2 турбины Kampon мощностью 50.000 л.с.
4 котла типа Kampon RO, 3 котла типа Kampon
скорость 35 узлов 38 узлов
дальность плавания 5.000 миль (14 узл.)
запас топлива 475/482 т
вооружение: 3 2x127 мм/50 (по 180 снарядов), 2-13 мм
торпедные аппараты 3 3x610мм
мины 18
экипаж 197 человек
Модернизации:
-1937 - на всех кораблях добавлены два спаренных 25-мм орудия
-1941-1942 -на кораблях 3 серии снята кормовая башня, добавлены 10 орудий 25-мм орудий, количество глубинных бомб увеличено до 36.
-1943-1944 - на кораблях 1 и 2 серии снята кормовая башня, остальные заменены на башни типа «С» с углом возвышения 75°. Добавлены 10 орудий 25-мм орудий, количество глубинных бомб увеличено до 36. На кораблях 1 и 2 серии в 1943 году, а на кораблях 3 серии в 1944 году установлена РЛС воздушного обнаружения типа «13». Минимальная дальность 5 км, обнаруживал группу с расстояния 100 км, а одиночный самолет - 50 км. Погрешность 2-3 км по дальности и 10° по направлению. Устанавливался также радар надводного обнаружения типа «22». Он обнаруживал линкор на дальности 25 км, крейсер - 12 км, а эсминец - 10 км. Погрешность 100 м по дальности и 2-5° по направлению.
- 1944 - на всех кораблях зенитное вооружение доведено до 22 орудий 25-мм и 10 пулеметов 13-мм. Экипаж увеличен до 230-250 человек.
- 1945 - число 25-мм орудий доведено до 28 стволов, пулеметы сняты.
Судьбы кораблей:
Fubuki (ex N35)
Верфь Maizuru KK Заложен 19.06.1926; спущен 15.11.1927; вошел в строй 10.08.1928. После ввода в строй зачислен в 11 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал в сражении у Баликпапан. Участвовал в операции у о. Мидуэй. 11.10.1942 потоплен американскими кораблями из TG 64.2 в ходе боя у м. Эсперанс (Гуадалканал) в точке 09°06"S 159°38"Е.
Shinonome (ex N40)
Верфь Sasebo KK Заложен 12.08.1926; спущен 26.11.1927; вошел в строй 27.05.1928. После ввода в строй зачислен в 12 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. 18.12.1941 погиб на голландском минном поле у Борнео в точке 04°27"N 114"Е.
Usugumo (ex N41)
Верфь Ishikawajima, Токио Заложен 21.10.1926; спущен 26.12.1927; вошел в строй 26.07.1928. После модернизации 15.08.40 вошел в состав прикрытия 5 Дивизиона Крейсеров. 07.07.1944 потоплен американской подводной лодкой Skate у Парамушира в точке 47°43"N 147°55"E.
Shirakumo (ex N42)
Верфь Fujinagata, Осака Заложен 27.10.1926; спущен 27.12.1927; вошел в строй 28.07.1928.01.08.1928 зачислен в 12 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал в сражении в Яванском море (март 1942-го). Участвовал в операции у о. Мидуэй и в боях у Гуадалканала. 16.03.1944 потоплен американской подводной лодкой Tautog у побережья Хоккайдо в точке 42°25"N 144°55"Е.
Isonami (ex N43)
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 18.10.1926; спущен 24.11.1927; вошел в строй 30.06.1928. После ввода в строй зачислен в 19 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал в операции у о. Мидуэй. 09.04.1943 потоплен американской подводной лодкой Tautog у o.Wangiwangi в точке 05°26”S 123°04"E.
Shirayuki (ex N36)
Верфь Yokohama Dock Заложен 19.03.1927; спущен 20.03.1928; вошел в строй 18.12.1928. После ввода в строй зачислен в 11 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал в сражении у Баликпапан (март). Участвовал в операции у о. Мидуэй. 03.03.1943 потоплен американской авиацией в Finchhaven (Новая Гвинея) в точке 07°15"S 148'30"Е.
Hatsuyuki (ex N37)
Верфь Maizuru КК Заложен 12.04.1927; спущен 29.09.1928; вошел в строй 30.03.1929. После ввода в строй зачислен в 11 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Тяжело поврежден в шторм 27.09.1935 и отремонтирован. Участвовал в сражении в заливе Купа. 17.07.1943 потоплен американской авиацией у о.Бугенвиль в точке 06°50"S 155°47"E.
Miyuki (ex N38)
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 30.04.1927; спущен 26.06.1928; вошел в строй 29.06.1929. Затонул 29.06.1934 во время маневров после столкновения с эсминцем Inazuma у Cheju-Do в точке 33°N 125°30"Е.
Murakumo (ex N39)
Верфь Fujinagata, Осака Заложен 25.04.1927; спущен 27.09.1928; вошел в строй 10.05.1929. После ввода в строй зачислен в 12 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. 10.03.1942 переведен в 11 Дивизион, участвовал в операции у о. Мидуэй. 12.10.1942 потоплен американской авиацией у о.Саво в точке 08°40"S 159'20"Е.
Uranami (ex N44)
Верфь Sasebo Nyd Заложен 28.04.1927; спущен 29.11.1928; вошел в строй 30.06.1929. Единственный из 1-й серии модернизирован до ввода в строй. После ввода в строй зачислен в 19 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэй. Участвовал в бою с линкорами Washington и South-Dakota у Гуадалканала и обороне Филиппин. Потоплен 26.10.1944 американскими кораблями из TG 77.4 у о.Лусон в точке 11°50"N 123°Е.
Shikinami (ex N46)
Верфь Maizuru KK Заложен 06.07.1928; спущен 22.06.1929; вошел в строй 24.12.1929. После ввода в строй зачислен в 19 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэй. Участвовал в боях у Гуадалканала. Потоплен 12.09.1944 американской подводной лодкой Growler у Гонконга в точке 18°16"N 114°40"Е.
Ayanami (ex N45)
Верфь Fujinagata, Осака Заложен 20.01.1928; спущен 05.10.1929; вошел в строй 30.04.1930. После ввода в строй зачислено 19 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэй. Потоплен 15.11.1942 линкором Washington в бою у о.Саво в точке 09°10"S 159°52"Е.
Asagiri (ex N47)
Верфь Sasebo KK Заложен 12.12.1928; спущен 18.11.1929; вошел в строй 30.06.1930. После ввода а строй зачислен в 20 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэй. 28.08.42 потоплен самолетами USMC y о.Саво в точке 08°S 160°10"Е.
Sagiri (ex N50)
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 28.03.1929; спущен 23.12.1929; вошел в строй 31.01.1931. После ввода в строи зачислен в 20 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал в кампании в Малайе. 24.12.41 потоплен голландской подводной лодкой К16 у Саравака в точке 01°34"N 110°21"Е.
Yugiri (ex N48)
Верфь Maizuru KK Заложен 01.04.1929; спущен 12.05.1930; вошел в строй 03.12.1930. После ввода в строй зачислен в 19 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэй. Участвовал в боях у Гуадалканала. Потоплен 25.11.1943 американскими эсминцами у о.Новая Ирландия в точке 04°44"S 154°Е.
Amagiri (ex N49)
Верфь Ishikawajima, Токио Заложен 28.11.1928; спущен 07.02.1930; вошел в строй 10.11.1930. После ввода в строй зачислен в 20 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэи. Участвовал в боях у Гуадалканала и в сражении в заливе Кула. Погиб на минах 23.04.1944 у Баликпапан (Борнео) в точке 02°10"S 116°45"Е.
Oboro (ex N5I)
Верфь Sasebo КK Заложен 29.11.1929; спущен 08.11.1930; вошел в строй 31.10.1931. После ввода в строй зачислен в 7 Дивизион Эсминцев. Потоплен 1 А. 10.1942 американскими бомбардировщиками В-24 Liberator у о.Кыска (Алеутские о-ва) в точке 52°47"N 178°08"Е.
Akebono (ex N52)
Верфь Fujinagata, Осака Заложен 25.11.1929; спущен 07.11.1930; вошел в строй 31.07.1931. После ввода в строи зачислен в 7 Дивизион Эсминцев. Обстреливал Мидуэй, участвовал в сражении в Коралловом море и в Алеутской операции. В начале 1944 года эскортировал 5 Эскадру Крейсеров. Участвовал в боях у Филиппин (Лейте). Потоплен 13.11.1944 палубной авиацией TF 38 в Манильской бухте в точке 14°35"N 120°50"Е.
Sazanami (ex N53)
Верфь Maizuru КК Заложен 21.02.1930; спущен 06.06.1931; вошел в строй 19.05.1932. После ввода в строй зачислен в 7 Дивизион Эсминцев. Участвовал в сражении в Коралловом море. В начале войны участвовал в рейде на Мидуэй. Потоплен 14.01.1944 американской подводной лодкой Albacore у о.Яп в точке 05°15"S 141°15"Е.
Ushio (ex N54)
Верфь Uraga Doc, Токио Заложен 24.12.1929; спущен 17.11.1930; вошел в строй 14.11.1931. После ввода в строй зачислен в 7 Дивизион Эсминцев. Обстреливал Мидуэй, участвовал в сражении в Коралловом море. 14.11.1944 поврежден палубной авиацией TF 38, направлен на ремонт в Японию. До капитуляции ремонт не завершен. 04.08.1948 пошел на слом.
Akatsuki
Верфь Sasebo KK Заложен t7.02.t930; спущен 07.05.1932; вошел в строй 30.11.1932. После ввода в строй зачислен в 6 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. Участвовал в захвате Малайи и Голландской Индии. Участвовал в операции против о. Мидуэй. 13.11.1942 потоплен американскими кораблями в бою у о.Саво в точке 09°17"S 159°56"Е.
Hibiki
Верфь Maizuru KK Заложен 21.02.1930; спущен 16.06.1932; вошел в строй 31.03.1933. После ввода в строй зачислен в 6 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. Участвовал в захвате Малайи и Голландской Индии. Участвовал в операции против о. Мидуэй, у Гуадалканала и Алеутских о-вов. 29.04.1945 подорвался на мине близ Himejima. После ремонта и капитуляции Японии использовался в службе репатриации. 05.04.1947 передан СССР (Прыткий). Прослужил до 1963 года.
Ikazuchi
Верфь Uraga Dock,Токио Заложен 07.03.1930; спущен 22.10.1931; вошел в строй 15.08.1932. После ввода в строй зачислен в 6 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. Участвовал в захвате Малайи и Голландской Индии. Участвовал в операциях против о. Мидуэй, у Гуадалканала и в эвакуации Алеутских о-вов. Потоплен 14.04.1944 американской подводной лодкой Herder у о.Гуам в точке 10°13"N 143°51"E.
Inazuma
Верфь Fujinagata, Осака Заложен 07.03.1930; спущен 25.03.1932; вошел в строй 15.11.1932. После ввода в строй зачислен в 6 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. 29.06.1934 тяжело поврежден при столкновении с Miyuki. Ремонт в Куре до 20.10.1934. Участвовал в захвате Малайи и Голландской Индии. Участвовал в операции против о. Мидуэй, у Гуадалканала и в эвакуации Алеутских о-вов. Потоплен 14.04.1944 американской подводной лодкой Bonefish восточнее Борнео в точке 05°08"N 119°38"Е.