Эсминцы типа «Hatsuharu»
Корабли типа Hatsuharu были «результатом» Лондонского Договора 1930 года. Было установлено, что во флотах может быть по 16 эсминцев стандартным водоизмещением 1.850 тонн. Остальные корабли могли иметь водоизмещение не более 1.500 тонн. Для эсминцев данного типа образцом послужил Fubuki. Конструкторы следовали принципу «Максимум вооружения при минимуме водоизмещения».
Эсминцы типа Hatsuharu стали неожиданностью для западных держав. При стандартном водоизмещении 1.530 тонн они несли пять 127-мм орудий и девять 610-мм торпедных труб.
Корпус был несколько короче и уже, чем у Fubuki. Первые корабли имели сильно развитую носовую надстройку. Впервые на японских эсминцах вторая орудийная башня разместилась в носовая части. Устанавливалась новая система заряжания торпед. Из-за этого вторая труба была смещена к правому борту, что стало отличительной чертой кораблей этого типа.
Новые эсминцы получили улучшенный вариант энергетической установки кораблей типа Fubuki в составе двух турбин (42.000 п.с.) и трех котлов. Скорость была несколько меньше, чем у кораблей 3 серии Fubuki - 36,5 узла.
127-мм орудия размещались в новых башнях типа «8».
Вместе с тем, на новых кораблях также возникали проблемы с остойчивостью. Случай с Tomozuru показал, что такое может произойти и с новыми эсминцами. После опубликования выводов следственной комиссии было решено перепроектировать эсминцы. К этому моменту в строй вошли только два из них (Hatsuharu и Nenohi). Еще два находились на верфи в высокой степени готовности.
Эсминцы, строившиеся по модифицированному проекту, отличались от ранних кораблей. Носовая надстройка была заменена уменьшенной. Одноорудийная башня перенесена в кормовую часть. Третий торпедный аппарат был снят. Кормовая надстройка уменьшена, мачты и трубы укорочены. Добавлено 84 тонны балласта. Вошедшие в строй эсминцы, и уже упомянутые два почти готовые, перестроены в 1935-1937 годах. По программе 1931 года были заказаны 12 кораблей, но необходимость переделки готовых эсминцев привела к сокращению их числа до шести. Остальные заказы аннулировали.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение стандартное 1.490/1.513 т, полное 1.802/1.830 т;
Размерения: длина 109,5 м; ширина 10 м; осадка 3,03 м;
Энергетика: дм турбины Kampon мощностью 42.000 л.с.; 3 котла Kampon; Скорость 36,5 узла; запас топлива 500/ 508 т; дальность 6.000 миль (15 узлов);
Вооружение: 5х127-мм, 2х13-мм, 9ТА 610-мм (3x3);
Экипаж: 200 человек.
Модернизации:
-1935-1937 - после перестройки стандартное водоизмещение возросло до 1.715 тонн, а полное - до 2.009 тонн. Скорость уменьшилась до 34 узлов. Число торпедных труб уменьшено до шести.
-1942-1943 - снята одноорудийная башня и добавлены две строенные установки 25-мм. До конца войны количество 25-мм стволов увеличилось до 13-21. Установлена РЛС типа «13».
Судьбы кораблей:
Hatsuharu
Верфь Sasebo KK Заложен 14.01.1933; спущен 27.02.1933; вошел в строй 30.09.1933. После ввода в строй зачислен в 21 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. Участвовал в захвате Филиппин, в Алеутской операции. В 1944 году участвовал в боях за Филиппины. Потоплен 13.11.1944 палубной авиацией TF 38 в Манильской бухте в точке 14°35"N 120°50"Е.
Nenohi
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 15.12.1931; спущен 22.12.1932; вошел в строй 30.09.1933. Участвовал в захвате Филиппин, в Алеутской операции. Потоплен 04.07.1942 американской подводной лодкой Triton у о. Агатту (Алеутские о-ва) в точке 52°15"N 173°51"E.
Hatsushimo
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 31.01.1933; спущен 04.11.1933; вошел в строй 27.09.1934. Участвовал в Алеутской операции и последнем походе Yamato. Погиб на минах 30.07.1945 у Майдзуру в точке 35°33"N 135°12"E.
Wakaba
Верфь Sasebo KK Заложен 12.12.1931; спущен 18.03.1934; вошел в строй 31.10.1934. Участвовал в Алеутской операции и в боях за Филиппины. Потоплен 24.10.1944 самолетами с авианосца Franklin у о.Пеней в точке 11°50"N 121°25"Е.
Yugure
Верфь Maizuru КК Заложен 09.04.1933; спущен 06.05.1934; вошел в строй 13.04.1935. Участвовал в Филиппинской капании и в сражении у Коломбангара. Потоплен 20/21.07.1943 самолетами U5MC у о. Велья-Лавелья в точке 07°25"S 156°45"E.
Ariake
Верфь Kawasaki, Кобе Заложен 14.01.1933; спущен 23.09.1934; вошел встрой 25.03.1935. Участвовал в захвате Филиппин, сражении в Коралловом море и Алеутской операции. 27.07.1943 у о.Гуадалканал поврежден в точке 05°27"S 148°25"Е и на следующий день потоплен самолетами B-25 Mitchell.