Эсминцы типа «Kagero»
В конце марта 1936 года Япония отказалась соблюдать международные договора, ограничивающие морские вооружения. После этого началось интенсивное строительство флота, причем упор делался на легкие силы. На основе опыта эксплуатации построенных ранее эсминцев Адмиралтейство разработало требования к новому типу: - размеры корпуса не более, чем у типа Fubuki; - максимальная скорость не менее 36 узлов; - дальность плавания 5.000 миль 18-узловым ходом.
Победу на конкурсе одержал проект, названный типом Kagero. Водоизмещение составляло 2.000 тонн, скорость 25 узлов, а вооружение как у Asashio.
Впервые в большом масштабе использовалась сварка. Сварными были надстройки и внутренние конструкции. Носовая надстройка уменьшилась, перепроектирована корма (благодаря чему снизилось сопротивление корпуса на высоких скоростях). Появилась новая усовершенствованная энергетическая установка мощностью 52.000 л.с.
Движение обеспечивали две турбины и котлы с пароперегревателями. Они размещались в отдельных отсеках.
Эсминец Amatsukaze получил экспериментальную силовую установку. Новые котлы позволяли получить более высокую температуру пара (до 400°С), повысить давление (до 40 кг/см). Топливные цистерны помещались, в основном, в двойном дне, а главная цистерна - под носовым котельным отделением. На ходовых испытаниях эсминец Isokaze показал дальность плавания в 6.000 миль при 18 узлах, на 1.000 миль перекрыв задание. Испытания выявили небольшой недостаток. Корабли не могли достичь проектной скорости из-за неподходящего шага винтов. После переделок скорость увеличилась до 35,5 узла.
Вооружение состояло из шести 127-мм орудий в трех башнях типа «С» (угол возвышения 55") с улучшенной стабилизацией. Остальное вооружение было аналогично типу Asashio.
Всего было построено 18 кораблей, 15 заказаны по программе 1937 года, а три по программе 1939 года. Единственным кораблем типа Kagero, пережившим войну, был Yukikaze. Ему принадлежит рекорд плаваний в японском флоте - во время войны он прошел 100.000 миль. Корабль пользовался большой известностью во флоте. Не удивительно, что первый послевоенный корабль Сил Самообороны получил название Yukikaze.
Тип Kagero оказался очень удачным и принятые на них решения заимствовали американцы на кораблях типа Fletcher, и англичане - на типе Bottle.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение стандартное 2.033/ 2.065 т, полное 2.490/2.529 т;
Размерения: длина 118,5 м; ширина 10,8 м; осадка 3,76 м;
Энергетика: две турбины Kampon мощностью 52.000 л.с.; 3 котла Kampon; Скорость 35,5 узла; запас топлива 500 т; дальность 5.000 миль/18 узлов;
Вооружение; 6х127-мм, 4х25-мм, в ТА 610-мм (2x4);
Экипаж: 240 человек.
Модернизации:
-1943 - снята кормовая башня и на ее месте установлены две строенные 25-мм установки. Спаренные 25-мм у дымовой трубы заменены строенными, а перед надстройкой смонтирована спаренная установка. Установлены РЛС типа «13» и «22» (первым оснащен Hamakaze). . 1944 - число 25-мм орудий увеличено до 18-24, добавлены четыре 13-мм пулемета.
Судьбы кораблей:
Kagero
Верфь Maizuru КK Заложен 30.09.1937; спущен 27.09.1938; вошел в строй 06.11.1939. Участвовал в боях у Гуадалканала. Участвовал в сражении в заливе Кула. 08.05.1943 у о.Рендова потоплен самолетами Морской Пехоты в точке 08°08"S 156°55"E.
Kuroshio
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 31.08.1937; спущен 25.10.1938; вошел в строй 27.01.1940. Участвовал в сражении у Тассафаронга. Погиб на минах у о.Рендова 07/08.05.1943.
Oyashio
Верфь Maizuru KK Заложен 1938; спущен 29.11.1938; вошел в строй 20.08.1940. Участвовал в боях у Гуадалканала. Поврежден на минах 07/ 08.05.1943 и на следующий день потоплен американскими самолетами у о.Рендова в точке 08°08"S 156°55"Е.
Hatsukaze
Верфь Kawasaki, Кобе Заложен 03.12.1937; спущен 24.01.1939; вошел в строй 15.02.1940. Участвовал в сражении в Яванском море. 02.11.1943 поврежден при столкновении с крейсером Myoko и в тот же день потоплен американскими эсминцами в ходе боя в заливе Императрицы Августы в точке 06°01"S 153°08"Е.
Natsushio
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен ?; спущен 23.02.1939; вошел в строй 31.08.1940. 08.02.1942 у о.Целебес потоплен американской подводной лодкой S 37 в точке 05°10"S 119°24"E.
Yukikaze
Верфь Sasebo KK Заложен 02.08.1938; спущен 24.03.1939; вошел в строй 20.01.1940. Участвовал во вторжении на Филиппины, в захвате островов Целебес, Амбон и Тимор. Сражался в Яванском море, участвовал в потоплении голландских крейсеров Java и De Ruyter. 03.03.1942 потопил американскую подводную лодку Perch. Участвовал в операциях у Новой Гвинеи, против о. Мидуэй и боях за Гуадалканал. Добил поврежденный линкор Hiei. Участвовал в эвакуации Гуадалканала и в сражениях у Соломоновых о-вов. 12.07.1943 участвовал в сражении в заливе Кула. Сопровождал конвои в Сингапур. Участвовал в боях за Трук, Гуам, Сайпан, в сражении у о.Самар. Эскортировал авианосец Shinano в его единственном походе. Участвовал в последнем походе линкора Yamato. 30.07.1945 поврежден на минах в районе Miyatsu, ремонтировался в Майдзуру. После войны использовался в службе репатриации. 06.07.1947 передан Китаю под названием Tan Yang. Прослужил до 1956 года. В мае 1970 года поврежден тайфуном и пошел на слом. В 1971 году китайцы передали Морскому Музею в Этадзиме винт и руль с эсминца.
Hayashio
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1938; спущен 19.04.1939; вошел в строй 31.08.1940. 24.11.1942 потоплен американскими бомбардировщиками В-17 в заливе Хуон (Новая Гвинея) в точке 07°S 147°30"Е.
Maikaze
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1940; спущен 15.03.1941; вошел в строй
15.07.1941. 17.02.1944 потоплен американскими кораблями из TG 50.3 в районе Трук в точке 07°45''N 151°20"Е.
Isokaze
Верфь Sasebo KK Заложен 1938; спущен 19.06.1939; вошел в строй 30.11.1940. Участвовал во вторжении на Филиппины и в Мидуэйской операции. Сражался в заливе Велья. 07.04.1945 потоплен американской авиацией в последнем походе Yamato в точке 30°46"N 128°92"E.
Shiranui
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 30.08.1937; спущен 28.06.1938; вошел в строй 20.12.1939. Участвовал в Алеутской операции. 27.10.1944 потоплен американскими кораблями из TF 77 у Филиппин в точке 12°N 122°30"E.
Amatsukaze
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1938; спущен 19.10.1939; вошел в строй 26.10.1940. Участвовал в сражении в Яванском море, в боях у Гуадалканала и у Соломоновых о-вов. 06.04.1945 потоплен американскими бомбардировщиками В-25 южнее Тайваня в точке 24°30"N 118°10”E.
Tokitsukaze
Верфь Maizuru KK Заложен 1938; спущен 10.11.1939; вошел в строй 15.01.1940. Участвовал в сражениях в Яванском море и в море Бисмарка. 03.03.1943 потоплен американскими и австралийскими бомбардировщиками в море Бисмарка в точке 07°15"S 148°30"Е.
Urakaze
Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1939; спущен 10.04.1940; вошел в строй 15.12.1940. Сопровождал соединение, атаковавшее Перл-Харбор. Участвовал в сражениях за Филиппины (1944 год). 21.11.1944 потоплен у Тайваня американской подводной лодкой Seal-ion в точке 26°09"N 121°23"Е.
Hamakaze
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен ?; спущен 25.11.1940; вошел в строй 30.06.1941. Сопровождал соединение, атаковавшее Перл-Харбор. Участвовал в сражениях у Велья-Лавелья и Коломбангара, в Филиппинской кампании 1944 года. 07.04.1945 потоплен американской авиацией в последнем походе Yamato в точке 30°47"N 128°08"E.
Nowaki
Верфь Maizuru КК Заложен 1939; спущен 17.09.1940; вошел в строй 28.04.1941. Участвовал в Мидуэйской операции (совместно с Arashi, Hagikaze и Maikaze добил торпедами поврежденный Akagi. Участвовал в боях за Трук и Филиппины (Лейте, 1944). 26.11.1944 потоплен американскими крейсерами и эсминцами в проливе Сан-Бернардино в точке 13°N 124°54''Е.
Arashi
Верфь Maizuru KK Заложен 1939; спущен 22.04.1940; вошел в строй 27.01.1941. Участвовал в Мидуэйской операции. Участвовал в сражении в заливе Велья. 07.08.1943 в сражении у Коломбангара потоплен американскими эсминцами в точке 13°50"S 156°55"E.
Hagikaze
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 1939; спущен 18.06.1940; вошел в строй 31.03.1941. Участвовал в Мидуэйской операции. Участвовал в сражении в заливе Велья. 07.08.1943 в сражении у Коломбангара потоплен американскими эсминцами в точке 07°49''S 156°55"Е.
Tanikaze
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 1939; спущен 01.11.1940; вошел в строй 25.04.1941. Участвовал в Гавайской и Мидуэйской операциях. Участвовал в сражении в заливе Купа. 09.06.1944 потоплен южнее Целебеса американской подводной лодкой Harder в точке 05°42"N 120°41"E.