Эсминцы типа «Shimakaze»
Этот корабль должен был стать прототипом серии больших эсминцев. На нем была установлена новая опытная силовая установка, обеспечившая достижение на испытаниях скорости 40,9 узла. Это был одним из самых быстроходных и мощно вооруженных эсминцев в мире.
Эсминцы типа Fubuki первыми достигли скорости 38 узлов, но переоборудование, связанное с повышением остойчивости, вызвало ее уменьшение до 35 узлов. Последующие корабли -типов Hatsuharu и Shiratsuyu - имели ограниченное «договорное» водоизмещение, что не позволило установить на них турбины соответствующей мощности. Корабли этих типов развивали только 34 узла. Следующие корабли - типов Asashio, Kagero и Yugumo - получили турбины увеличенной мощности, но это не привело к заметному росту скорости.
Американцы вводили в строй новые быстроходные линкоры типов North Carolina, South Dakota и Iowa, развивающие скорость до 32,5 узла. В такой ситуации скорость в 35 узлов для эсминца уже не была высокой. Она не обеспечивала уже безопасности при атаке. Морской Генеральный Штаб в 1939 году разработал проект эсминца со скоростью 40 узлов. Он получил наименование «Проект F 52» и включен в план «Маги Yon». Важнейшим средством для достижения высокой скорости была энергетическая установка. На кораблях типа Asashio устанавливались котлы с давлением 22 кг/см при температуре 300°С. Корабли типа Kagero имели котлы с давлением пара 30 кг/см при 350"С. На эсминце Amatsukaze (тип Kagero) были установлены экспериментальные котлы с давлением пара 40 кг/см при температуре 400°С. Большую проблему представляло создание соответствующих материалов для строительства котлов, способных выдерживать высокое давление пара при высокой температуре. Новый корабль получил улучшенные котлы и турбины нового типа. При создании турбин были использованы результаты немецких исследований. Новые турбины при том же количестве котлов развивали на мощность на 50% большую, чем у Amatsukaze.
Эсминец получил название Shimakaze (унаследовав от корабля типа Minekaze). Артиллерия состояла из шести орудий 127-мм в башнях типа «D» (угол возвышения 75°), приспособленных для зенитной стрельбы. Легкое зенитное вооружение составляли две спаренных 25-мм установки и спаренный 13-мм пулемет.
Морской Генеральный Штаб потребовал вооружить эсминец двумя семитрубными торпедными аппаратами. Однако вес таких аппаратов и невозможность аварийного ручного управления привели к отказу от идеи. Были установлены три пятитрубных аппарата - первый и последний раз на японских кораблях. Собственных устройств перезаряжания корабль не имел.
По программе 1942 года было заказано 16 единиц этого типа. Однако, тяжелое положение в промышленности и военная ситуация не позволили развернуть выпуск котлов и турбин нового типа. В результате корабль остался только прототипом.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение стандартное 2567 т, полное 3048 т;
Размерения: длина 126 м; ширина 11.2 м; осадка 4.14 м;
Энергетика: две турбины Kampon мощностью 75.000 л.с.; 3 котла Kampon; Скорость 39 узлов; дальность 1400 миль (30 узлов);
Вооружение: 6x127-мм, 4х25-мм, 2х 13-мм, 15 ТА 610-мм(2х5); Экипаж: 267 человек.
Модернизации:
- 1944 - снята кормовая башня, добавлены две строенные 25-мм установки. Спаренные автоматы заменены строенными. Пулеметы заменены на спаренное 25-мм орудие,
- июнь 1944 - добавлены 14 одноорудийных 25-мм установок и четыре 13-мм. Установлена РЛС типа «22».
Судьба корабля:
Shimakaze
Верфь Maizuru KK Заложен 08.08.1941; спущен 18.07.1942; вошел в строй 10.05.1943. Участвовал в высадке на Алеутские о-ва, боях у Трука и Марианских о-вов. Участвовал в сражении в Филиппинском море и заливе Лейте. 11.11.1944 западнее залива Лейте потоплен американской авиацией с TF 38 в точке 10°50"N 124°35"E.