Эсминцы типа «Shimakaze»

 

Этот корабль должен был стать прототипом серии больших эсминцев. На нем была установлена новая опыт­ная силовая установка, обеспечившая достижение на испытаниях скорости 40,9 узла. Это был одним из самых быстроходных и мощно вооруженных эсминцев в мире.

Эсминцы типа Fubuki первыми до­стигли скорости 38 узлов, но переобо­рудование, связанное с повышением остойчивости, вызвало ее уменьшение до 35 узлов. Последующие корабли -типов Hatsuharu и Shiratsuyu - имели ограниченное «договорное» водоиз­мещение, что не позволило установить на них турбины соответствующей мощ­ности. Корабли этих типов развивали только 34 узла. Следующие корабли - типов Asashio, Kagero и Yugumo - получили турбины увеличенной мощ­ности, но это не привело к заметному росту скорости.

Американцы вводили в строй новые быстроходные линкоры типов North Carolina, South Dakota и Iowa, развива­ющие скорость до 32,5 узла. В такой  ситуации скорость в 35 узлов для эсмин­ца уже не была высокой. Она не обес­печивала уже безопасности при атаке. Морской Генеральный Штаб в 1939 году разработал проект эсминца со скоростью 40 узлов. Он получил на­именование «Проект F 52» и включен в план «Маги Yon». Важнейшим средст­вом для достижения высокой скорости была энергетическая установка. На кораблях типа Asashio устанавливались котлы с давлением 22 кг/см при тем­пературе 300°С. Корабли типа Kagero имели котлы с давлением пара 30 кг/см при 350"С. На эсминце Amatsukaze (тип Kagero) были установлены экспе­риментальные котлы с давлением пара 40 кг/см при температуре 400°С. Боль­шую проблему представляло создание соответствующих материалов для стро­ительства котлов, способных выдержи­вать высокое давление пара при высо­кой температуре. Новый корабль полу­чил улучшенные котлы и турбины нового типа. При создании турбин были исполь­зованы результаты немецких исследо­ваний. Новые турбины при том же количестве котлов развивали на мощность на 50% большую, чем у Amatsukaze.

Эсминец получил название Shimakaze (унаследовав от корабля типа Minekaze). Артиллерия состояла из шести орудий 127-мм в башнях типа «D» (угол возвыше­ния 75°), приспособленных для зенитной стрельбы. Легкое зенитное вооружение составляли две спаренных 25-мм установ­ки и спаренный 13-мм пулемет.

Морской Генеральный Штаб потре­бовал вооружить эсминец двумя семитрубными торпедными аппаратами. Од­нако вес таких аппаратов и невозмож­ность аварийного ручного управления привели к отказу от идеи. Были уста­новлены три пятитрубных аппарата - первый и последний раз на японских кораблях. Собственных устройств пе­резаряжания корабль не имел.

По программе 1942 года было за­казано 16 единиц этого типа. Однако, тяжелое положение в промышленнос­ти и военная ситуация не позволили развернуть выпуск котлов и турбин нового типа. В результате корабль ос­тался только прототипом.

 

Тактико-технические данные:

Водоизмещение стандартное 2567 т, полное 3048 т;

Размерения: длина 126 м; ширина 11.2 м; осадка 4.14 м;

Энергетика: две турбины Kampon мощ­ностью 75.000 л.с.; 3 котла Kampon; Скорость 39 узлов; дальность 1400 миль (30 узлов);

Вооружение: 6x127-мм, 4х25-мм, 2х 13-мм, 15 ТА 610-мм(2х5); Экипаж: 267 человек.

Модернизации:

- 1944 - снята кормовая башня, добав­лены две строенные 25-мм установки. Спаренные автоматы заменены стро­енными. Пулеметы заменены на спа­ренное 25-мм орудие,

- июнь 1944 - добавлены 14 одноорудийных 25-мм установок и четыре 13-мм. Установлена РЛС типа «22».

 

Судьба корабля:

Shimakaze

Верфь Maizuru KK Заложен 08.08.1941; спущен 18.07.1942; вошел в строй 10.05.1943. Участвовал в высадке на Алеутские о-ва, боях у Трука и Мари­анских о-вов. Участвовал в сражении в Филиппинском море и заливе Лейте. 11.11.1944 западнее залива Лейте по­топлен американской авиацией с TF 38 в точке 10°50"N 124°35"E.