Эсминцы типа «Matsu»
В ходе боев у Соломоновых о-вов японский флот понес большие потери в эсминцах. В Генеральном Штабе (Kaigun Gunreibu) проанализировали направления развития эсминцев. Стандартный тип Yugumo был очень удачен, но его конструкция не допускала быструю постройку.
Тем временем были начаты работы над более простым проектом, обозначенным Kihon Keikaku Bango F-55. Требовался небольшой срок постройки. От новых кораблей требовалась стойкость к повреждениям, хорошее торпедное и зенитное вооружение, а также несложная конструкция, допускающая быструю постройку. Технические условия предусматривали стандартное водоизмещение 1.250 тонн, скорость 28 узлов, дальность плавания - 3.500 миль при скорости 18 узлов. Основное вооружение должны были составлять 127-мм орудия и торпедные аппараты. Для противовоздушной обороны предназначались строенные 25-мм установки. Корабли должны были оснащаться РЛС для обнаружения надводных целей и гидрофонами для обнаружения подводных лодок. По японской терминологии они классифицировались как эсминцы класса D (Kuchikukan Tei Gata).
При строительстве корпусов в значительных масштабах использовалась сварка. Впервые на японских эсминцах турбины помещались перед котлами.
Энергетика состояла из двух турбин и двух котлов. Мощность уменьшилась до 19.000 л.с., а скорость - до 28 узлов. Предполагалось, что это будет эскортный корабль, не предназначенный для действий в составе флота.
Заказы размещались на верфях: Yokosuka Kaigun Kosho, Maizuru Kaigun Kasha и Fujinagata Zosensho в Осаке.
Тип Matsu представлял тип эсминца межвоенного периода, до появления Fubuki. Вооружение состояло из 127-мм орудий в одно- и двух орудий ной установках. Дальность стрельбы этих орудий составляла 9.440 м, а угол возвышения - 90°. Установки имели электрогидравлические приводы. Кормовая, спаренная установка, не имела щита. Предполагался шеститрубный торпедный аппарат, но в конечном счете, устанавливался стандартный четырехтрубный. Устройств для зарядки торпед не было. Зенитное вооружение было очень сильным и состояло из четырех строенных и 12 одноствольных 25-мм установок. Устанавливались РЛС типов «13» и «22».
Тактико-технические данные:
Водоизмещение стандартное 1.262/1.282 т, полное 1.530/1.554 т;
Размерения: длина 100 м, длина по ватерлинии 98 м; ширина 9,35 м; осадка 3,3 м;
Энергетика: две турбины Kampon мощностью 19.000 л.с.; 3 котла Kampon Ro-Go; Скорость 27,8 узла; запас топлива 370 т; дальность 3.500 миль (18 узлов), 4680 миль (16 узлов);
Вооружение: 3х127-мм, 24х25-мм, 4 ТА 610-мм (1x4);
Экипаж: 211 человек.
Модернизации:
По-видимому, количество 25-мм орудий увеличивалось. Take и некоторые другие переоборудовались для транспортировки Kaiten.
Судьбы кораблей:
Matsu
Верфь Maizuru KK Заложен 08.08.1943; спущен 03.02.1944; вошел в строй 28.04.1944. 04.08.1944 у о-вов Бонин потоплен артогнем американских эсминцев у о-вов Бонина точке 27°47"N 141°48"E.
Momo
Верфь Maizuru KK Заложен 08.11.1943; спущен 25.03.1944; вошел в строй 10.06.1944. 15.12.1944 потоплен американской подводной лодкой Hawkbill у о.Лусон в точке 16°N 117°39"E.
Take
Верфь Yokosuka KK Заложен 15.10.1943; спущен 28.03.1944; вошел в строи 16.06.1944. Поддерживал сухопутные войска в заливе Ормок на Лусоне, перевозил подкрепления на Филиппины. 25.11.1944 тяжело поврежден у Лусона самолетами с TF 38 в точке 13°32"N 121°52"Е. После ремонта использовался в службе репатриации. 16.07.1947 передан Великобритании и пошел на слом.
Ume
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 01.12.1943; спущен 24.04.1944; вошел в строй 28.06.1944. Поддерживал сухопутные войска на Филиппинах. 31.01.1945 у Тайваня потоплен американской авиацией в точке 22°30"N 120°Е.
Kuwa
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 20.12.1943; спущен 25.05.1944; вошел в строй 25.07.1944. Поддерживал сухопутные войска на о.Лусон. 03.12.1944 потоплен артогнем американских эсминцев в заливе Ормок в точке 10°50"N 124°35"Е.
Maki
Верфь Maizuru КК Заложен 19.02.1944; спущен 10.06.1944; вошел в строй 10.08.1944. Поддерживал сухопутные войска на о.Лусон. 09.12.1944 поврежден у Meshimy американской подводной лодкой Plaice в точке 32°15"N 129°Е. После ремонта использовался в службе репатриации. 14.08.1947 передан Великобритании и пошел на слом.
Kiri
Верфь Yokosuka KK Заложен 01.02.1944; спущен 27.05.1944; вошел в строй 14.08.1944. Поддерживал сухопутные войска на о.Лусон. 12.12.1944 поврежден в заливе Ормок американской авиацией. После ремонта использовался в службе репатриации. 29.07.1947 передан СССР.
Sugi
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 25.02.1944; спущен 03.07.1944; вошел в строй 25.08.1944. Поддерживал сухопутные войска на о. Лусон. 21.01.1945 поврежден на Тайване американской авиацией. После ремонта в Куре использовался в службе репатриации. 31.07.1947 передан Китаю (Hui Yang).
Momi
Верфь Yokosuka KK Заложен 01.02.1944; спущен 16.06.1944; вошел в строй 03.09.1944. 05.01.1945 у Манилы поврежден эсминцами и добит самолетами с TF 38 в точке 14°N 120°20"Е.
Hanoki
Верфь Yokosuka KK Заложен 04.03.1944; спущен 04.07.1944; вошел в строй 03.09.1944. 07.01.1945 в Манильском заливе потоплен американскими эсминцами в точке 14°30"N 119°30"E.
Kashi
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 05.05.1944; спущен 13.08.1944; вошел в строй 30.09.1944. Действовал в водах Индокитая. 21.01.1945 поврежден на Тайване самолетами с TF 38. После ремонта в Куре использовался в службе репатриации. 07.08.1947 передан США.
Кауа
Верфь Maizuru KK Заложен 10.04.1944; спущен 30.07.1944; вошел в строй 30.09.1944. Действовал в водах Индокитая. После войны использовался в службе репатриации. 05.07.1947 передан СССР.
Keede
Верфь Yokosuka KK Заложен 04.03.1944; спущен 25.07.1944; вошел в строй 30.10.1944. 31.01.1945 у Тайваня поврежден американской авиацией в точке 20°30"N 120°E. После ремонта использовался в службе репатриации. 06.07.1947 передан Китаю (Heng Yang).
Sakura
Верфь Yokosuka KK Заложен 02.06.1944; спущен 06.09.1944; вошел в строй 25.11.1944. Погиб на минах 31.01.1945 на подходах к Осаке в точке 34°36"N 135°28"Е.
Nora
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 10.06.1944; спущен 12.10.1944; вошел в строй 26.11.1944. 30.06.1945 поврежден на минах у Симонесеки в точке 33°54"N 130°49"Е. 15.07.1945 разоружен. В июле 1948 года пошел на слом.
Tsubaki
Верфь Maizuru KK Заложен 20.06.1944; спущен 30.09.1944; вошел в строй 30.11.1944. 24.07.1945 поврежден в районе Oka-Yama самолетами с TF 38 в точке 34°38"N 133°50"E. В июле 1948 года пошел на слом.
Keyaki
Верфь Yokosuka KK Заложен 22.06.1944; спущен 30.09.1944; вошел в строй 15.12.1944. 15.07.1945 разоружен. Использовался в службе репатриации. 05.07.1947 передан США и потоплен как корабль-цель.
Yanagi
Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 20.08.1944; спущен 25.11.1944; вошел в строй 08.11.1945. 14.07.1945 сел на мель в проливе Цугару. 09.08.1945 поврежден самолетами с TF 38. В июле 1947 года пошел на слом.