Повреждения английского линейного крейсера «Лайон»

 

«Лайон» («Lion»). Год спуска - 1910; D - 29700 т; ско­рость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45, 15-102-мм/50, 2-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-533-мм; бронирование: главный пояс - 229 мм, верхний пояс - 152 мм (бортовая броня доходила до верхней палубы), нос и корма -102 мм, передние плиты башен - 229 мм, верхняя палуба -25,4 мм, нижняя палуба - 63,5 мм; запас топлива - 4600 т (нефть, уголь); мощность механизмов (S.H.P.) -79400; L-213 м, В - 27 м, Т - 9,6 м; экипаж - 1280 чел.

 

«Лайон», флагманский корабль флота линей­ных крейсеров, шел в колонне головным; ход его был 25 узлов. Англичане шли на сближение с гер­манским авангардом, и в 15 часов 31 минуту «Лай­он» с дистанции 120 каб. увидел неприятельские линейные крейсеры.

Когда дистанция сократилась до 76,5 каб., «Лютцов» открыл огонь по «Лайону», который ответил в 15 часов 47,5 минуты.

Первое попадание в «Лайон» произошло через 4 минуты (рис.1), когда один 305-мм бронебой­ный снаряд шестого залпа «Лютцова» разорвался в носовой части по левому борту с внутренней сто­роны 102-мм броневого пояса; второй и третий снаряды попали в заднюю часть бака и разорва­лись при проходе через верхнюю 25,4-мм палубу, причинив большие потери прислуге 102-мм ар­тиллерии (рис.2). Этим же снарядом был повреж­ден камбуз (рис.7).

В 16 часов с дистанции 77 каб. «Лайон» по­лучил самое серьезное попадание в третью баш­ню, повернутую по левую траверзу (рис.3 и 5) Снаряд пробил броневую плиту крыши башни, проник в орудийное отделение и разорвался под левым орудием. Весь личный состав отделения, во главе с командиром башни, был выведен из строя. От разрыва снаряда в башне начался пожар; огромной высоты пламя от горевшего кор­дита поднялось вверх (рис.4). Несмотря на силь­ное ранение (были оторваны обе ноги), командир третьей башни перед смертью успел передать при­казание задраить дверь погреба и затопить его для того, чтобы не произошло взрыва боезапаса. В той же башне через 20 минут произошел по­жар от падения вниз выскользнувшего снаряда, который упал в шахту и от удара воспламенил­ся. Пламя распространилось вверх и вниз снача­ла на зарядники, а затем в главную подачную трубу; далее огонь проник в отделение распреде­лительных досок, где им было уничтожено 53 че­ловека.

На трупах одежда почти не обгорела, а кожа на лицах убитых там, где она была прикрыта рука­ми, совершенно не пострадала от огня. Из этого следует, что люди были огнем только убиты.

Во время боя в башне были открыты крышки под шахтой зарядника, вследствие чего газы от горевшего кордита имели доступ наружу; это об­стоятельство предотвратило взрыв боезапаса. Пос­ле боя была обнаружена деформация переборок, явившаяся результатом давления газов. В поме­щениях было видно, как огонь дошел до дверей погребов, причем двери, будучи задраенными, явились вполне надежной преградой.

Пятый снаряд пробил переднюю часть венти­ляторного кожуха левого борта и ударился в об­шивку средней трубы; разорвавшись он причинил многочисленные местные повреждения (рис.6).

Временами, когда бой принимал более ожес­точенные формы борьбы, германским и английс­ким командованием принимались меры к усиле­нию артиллерийского огня по противнику и к маневрированию для того, чтобы занять наиболее выгодную для себя позицию ведения боя. Време­нами артиллерийский огонь прекращался на пре­дельных дистанциях и с обеих сторон производи­лись повороты.

Все перечисленные выше попадания в левый борт «Лайон» получил от «Лютцова» в период авангардного боя с 15 часов 47 минут до 16 часов 40 минут, т.е. за 53 минуты, причем наиболее оживленный и действительный артиллерийский огонь был в течение 21 минуты.

Дальнейшие попадания германских 305-мм бронебойных снарядов располагались по правому борту «Лайона», обращенного к линейным крей­серам противника (рис.8).

Шестой снаряд противника разорвался в носо­вой части непосредственно под палубой с правого борта и вызвал пожар кордита на левом борту у заднего 102-мм орудия.

Следующий снаряд разбил грот-мачту.

Восьмой 305-мм бронебойный снаряд пробил вентиляторной кожух и упал, не разорвавшись, между средней и задними трубами.

Девятый снаряд пробил наружный борт (152-мм броню) в корме, ударился в верхнюю 25,4-мм па­лубу и, уклонившись, пробил вторую 63,5-мм па­лубу, разорвался и вызвал сильный пожар в каю­тах.

Десятый и одиннадцатый снаряды ударились почти рядом в бортовую 150-мм броню, посереди­не между верхней и главной палубами; броня была повреждена и сдвинута, но не пробита.

Последний — двенадцатый — снаряд ударил­ся о вьюшку стального троса, прошел сквозь бро­невую 63,5-мм палубу и бортовую обшивку. Все перечисленные попадания в правый борт произош­ли в течение 1 часа 35 минут.

На корабле произошло много повреждений по электротехнической части, причем большинство их надо отнести за счет действия воды в затопленных помещениях и только в редких случаях они были вызваны попаданием снарядов.

Так, например, главная цепь динамомашин некоторой своей частью проходила через минный погреб, затопленный в бою водой. В этой цепи было включено семь двухполюсных рубильников, из ко­торых некоторые оказались в затопленных поме­щениях и только два из них оказались сломанны­ми в начале боя. Несмотря на принятые для под­держания водонепроницаемости меры, в некото­рых частях главной цепи произошли короткие замыкания. Кроме того, в некоторых местах глав­ной цепи сопротивление изоляции было пониже­но вследствие проникновения воды между свин­цовой и резиновой изоляциями кабелей.

Коробки рубильников, ранее считавшиеся во­донепроницаемыми, оказались затопленными во­дой вследствие смещения их крышек и набивок, явившегося результатом сильных сотрясений при разрыве снарядов.

Во время боя пришлось 3 раза разобщить глав­ную цепь (были выключены рубильники № 6,2 и 4).

Динамомашина № 1 питала большую часть главной цепи правого борта; динамо № 2 оказа­лась выведенной из строя из-за перебитой паро­проводной магистрали.

Кормовой максимальный выключатель низко­го напряжения оказался в затопленном помеще­нии, но это не отразилось на ходе боя, так как 102-мм кормовые установки, питавшиеся током этой цепи, вообще не стреляли.

По истечении полутора часового Соя оказались затопленными водой кормовое отделение с макси­мальными выключателями и свинцовые провода носового отделения; поэтому две динамомашины нельзя было держать включенными в главную сеть.

Таким образом, последствием указанных за­топлений был выход из строя электрической цепи правого и левого бортов.

2 плюсовых и 2 минусовых провода главной цепи пришлось заменить и восстановить после боя.

В минном погребе от попавшего снаряда выш­ло из строя электрическое освещение, и помеще­ние погрузилось в полный мрак; кроме того ос­колками снаряда были разбиты две торпеды и повреждены кормовые части четырех торпед.

Удушливый газ, распространившийся после разрыва снаряда, мешал работе личного состава, но он был рассеян посредством сжатого воздуха, выпущенного из резервуаров торпед.

От воды в затопленных помещениях у кораб­ля образовался крен, а бортовая надводная пробо­ина оказалась под водой.

Вследствие повреждения паропроводной тру­бы, вода проникла в цилиндры двигателей динамомашин, которые пришлось остановить на 30 минут; этот промежуток времени был использо­ван для проведения новых временных проводов.

Телефонные аппараты в течение боя работали вполне надежно, сотрясения от снарядов на них не отражались. За время перерыва в работе динамомашин телефоны переключались в цепь акку­муляторов; 6 телефонных аппаратов было разби­то огнем противника, а проводники 5 других ап­паратов были перебиты.

Радиотелеграф был выведен из строя через 23 минуты после начала боя, что затрудняло связь флагманского корабля.

Из семи 50-т электромоторных помп, имев­шихся на корабле, три оказались в затопленных помещениях и были выведены из строя; четвер­тая помпа вышла из строя вследствие техничес­ких неисправностей, одна помпа была разбита снарядом в начале боя. 3 вентилятора вышли из строя: у них были разбиты лопасти и арматура.

В течение всего боя «Лайон» получил 12 попа­даний. Из состава экипажа пострадало 113 чело­век.

1 июня «Лайон» без посторонней помощи возвратился в Розайт, где встал в заводской ремонт, окончившийся 19 июля 1916 г.

Итоги. «Лайон», находившийся в течение 2 часов 28 минут под обстрелом германской 305-мм артиллерии линейного крейсера «Лютцов» и ли­нейного корабля типа «Кениг», получил 12 попа­даний бронебойными снарядами.

В корпус корабля попало 4 снаряда, два из которых не пробили 229-мм бронирование глав­ного пояса и лишь нанесли ему некоторое повреж­дение. Два других снаряда свободно проникли через 152 и 102-мм бронирование внутрь корабля и, разорвавшись, произвели разрушение помеще­ний.

305-мм снаряды пробивая верхнее 25,4-мм бро­нирование палубы в большинстве случаев разры­вались под ней, и зарегистрирован только один случай, когда снаряд пробил и главную, 63,5-мм палубу.

Из надстроек и палубных устройств пострада­ли вентиляторные кожуха, кожух средней дымо­вой трубы, вьюшки для стального троса и грот-мачта.

Повреждения артиллерии заключались в раз­рушении передней части крыши третьей башни, с разрывом внутри и возникновением пожара бое­запаса. Потери в бою артиллерии главного калиб­ра составляли 8%. После повреждений башня ос­тавалась повернутой на противоположный подбой­ный борт.

Возникновение пожаров (третья башня, бата­рея 102-мм орудий) на «Лайоне» связано с артиллерийскими попаданиями в места нахождения бо­езапаса, приготовленного для стрельбы, и в жи­лые помещения (каюты) с их оборудованием.

Кроме того, причиной возникновения пожара было падение вниз заряда, который воспламенил­ся и принес большие потери личному составу.

Повреждения электротехнической части были результатом затопления водой некоторых отделе­ний, через которые проходили электрические ма­гистрали, рубильники и т.п.

Коробки рубильников не выдержали водонепро­ницаемости вследствие щелей, получившихся от сотрясения корпуса корабля при ударе снарядов.

Изоляция электрических проводников от воды оказалась недостаточной; повреждение паропро­вода отразилось на работе двигателей динамомашин, которые были выведены из действия в тече­нии 30 минут. Из 7 электромоторных помп четы­ре вышло из строя (57%).

Борьба за живучесть выразилась: в задраивании дверей в третьей башне для избежания про­никновения огня к боеприпасу; в затоплении по­гребов водой для предотвращения от взрыва бое­запаса; в переключении питания током артилле­рийских установок и других устройств; в восста­новлении перебитой проводки; в восстановлении в некоторых помещениях электрического освеще­ния; в исправлении перебитого паропровода и в очищении зараженного газами воздуха (в отделе­нии торпедных аппаратов) выпуском сжатого воз­духа из резервуаров торпед.

Экипажа пострадало 113 человек, т.е. 9%.

Корабль находился в ремонте 48 суток.