Повреждения английского линейного крейсера «Лайон»
«Лайон» («Lion»). Год спуска - 1910; D - 29700 т; скорость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45, 15-102-мм/50, 2-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-533-мм; бронирование: главный пояс - 229 мм, верхний пояс - 152 мм (бортовая броня доходила до верхней палубы), нос и корма -102 мм, передние плиты башен - 229 мм, верхняя палуба -25,4 мм, нижняя палуба - 63,5 мм; запас топлива - 4600 т (нефть, уголь); мощность механизмов (S.H.P.) -79400; L-213 м, В - 27 м, Т - 9,6 м; экипаж - 1280 чел.
«Лайон», флагманский корабль флота линейных крейсеров, шел в колонне головным; ход его был 25 узлов. Англичане шли на сближение с германским авангардом, и в 15 часов 31 минуту «Лайон» с дистанции 120 каб. увидел неприятельские линейные крейсеры.
Когда дистанция сократилась до 76,5 каб., «Лютцов» открыл огонь по «Лайону», который ответил в 15 часов 47,5 минуты.
Первое попадание в «Лайон» произошло через 4 минуты (рис.1), когда один 305-мм бронебойный снаряд шестого залпа «Лютцова» разорвался в носовой части по левому борту с внутренней стороны 102-мм броневого пояса; второй и третий снаряды попали в заднюю часть бака и разорвались при проходе через верхнюю 25,4-мм палубу, причинив большие потери прислуге 102-мм артиллерии (рис.2). Этим же снарядом был поврежден камбуз (рис.7).
В 16 часов с дистанции 77 каб. «Лайон» получил самое серьезное попадание в третью башню, повернутую по левую траверзу (рис.3 и 5) Снаряд пробил броневую плиту крыши башни, проник в орудийное отделение и разорвался под левым орудием. Весь личный состав отделения, во главе с командиром башни, был выведен из строя. От разрыва снаряда в башне начался пожар; огромной высоты пламя от горевшего кордита поднялось вверх (рис.4). Несмотря на сильное ранение (были оторваны обе ноги), командир третьей башни перед смертью успел передать приказание задраить дверь погреба и затопить его для того, чтобы не произошло взрыва боезапаса. В той же башне через 20 минут произошел пожар от падения вниз выскользнувшего снаряда, который упал в шахту и от удара воспламенился. Пламя распространилось вверх и вниз сначала на зарядники, а затем в главную подачную трубу; далее огонь проник в отделение распределительных досок, где им было уничтожено 53 человека.
На трупах одежда почти не обгорела, а кожа на лицах убитых там, где она была прикрыта руками, совершенно не пострадала от огня. Из этого следует, что люди были огнем только убиты.
Во время боя в башне были открыты крышки под шахтой зарядника, вследствие чего газы от горевшего кордита имели доступ наружу; это обстоятельство предотвратило взрыв боезапаса. После боя была обнаружена деформация переборок, явившаяся результатом давления газов. В помещениях было видно, как огонь дошел до дверей погребов, причем двери, будучи задраенными, явились вполне надежной преградой.
Пятый снаряд пробил переднюю часть вентиляторного кожуха левого борта и ударился в обшивку средней трубы; разорвавшись он причинил многочисленные местные повреждения (рис.6).
Временами, когда бой принимал более ожесточенные формы борьбы, германским и английским командованием принимались меры к усилению артиллерийского огня по противнику и к маневрированию для того, чтобы занять наиболее выгодную для себя позицию ведения боя. Временами артиллерийский огонь прекращался на предельных дистанциях и с обеих сторон производились повороты.
Все перечисленные выше попадания в левый борт «Лайон» получил от «Лютцова» в период авангардного боя с 15 часов 47 минут до 16 часов 40 минут, т.е. за 53 минуты, причем наиболее оживленный и действительный артиллерийский огонь был в течение 21 минуты.
Дальнейшие попадания германских 305-мм бронебойных снарядов располагались по правому борту «Лайона», обращенного к линейным крейсерам противника (рис.8).
Шестой снаряд противника разорвался в носовой части непосредственно под палубой с правого борта и вызвал пожар кордита на левом борту у заднего 102-мм орудия.
Следующий снаряд разбил грот-мачту.
Восьмой 305-мм бронебойный снаряд пробил вентиляторной кожух и упал, не разорвавшись, между средней и задними трубами.
Девятый снаряд пробил наружный борт (152-мм броню) в корме, ударился в верхнюю 25,4-мм палубу и, уклонившись, пробил вторую 63,5-мм палубу, разорвался и вызвал сильный пожар в каютах.
Десятый и одиннадцатый снаряды ударились почти рядом в бортовую 150-мм броню, посередине между верхней и главной палубами; броня была повреждена и сдвинута, но не пробита.
Последний — двенадцатый — снаряд ударился о вьюшку стального троса, прошел сквозь броневую 63,5-мм палубу и бортовую обшивку. Все перечисленные попадания в правый борт произошли в течение 1 часа 35 минут.
На корабле произошло много повреждений по электротехнической части, причем большинство их надо отнести за счет действия воды в затопленных помещениях и только в редких случаях они были вызваны попаданием снарядов.
Так, например, главная цепь динамомашин некоторой своей частью проходила через минный погреб, затопленный в бою водой. В этой цепи было включено семь двухполюсных рубильников, из которых некоторые оказались в затопленных помещениях и только два из них оказались сломанными в начале боя. Несмотря на принятые для поддержания водонепроницаемости меры, в некоторых частях главной цепи произошли короткие замыкания. Кроме того, в некоторых местах главной цепи сопротивление изоляции было понижено вследствие проникновения воды между свинцовой и резиновой изоляциями кабелей.
Коробки рубильников, ранее считавшиеся водонепроницаемыми, оказались затопленными водой вследствие смещения их крышек и набивок, явившегося результатом сильных сотрясений при разрыве снарядов.
Во время боя пришлось 3 раза разобщить главную цепь (были выключены рубильники № 6,2 и 4).
Динамомашина № 1 питала большую часть главной цепи правого борта; динамо № 2 оказалась выведенной из строя из-за перебитой паропроводной магистрали.
Кормовой максимальный выключатель низкого напряжения оказался в затопленном помещении, но это не отразилось на ходе боя, так как 102-мм кормовые установки, питавшиеся током этой цепи, вообще не стреляли.
По истечении полутора часового Соя оказались затопленными водой кормовое отделение с максимальными выключателями и свинцовые провода носового отделения; поэтому две динамомашины нельзя было держать включенными в главную сеть.
Таким образом, последствием указанных затоплений был выход из строя электрической цепи правого и левого бортов.
2 плюсовых и 2 минусовых провода главной цепи пришлось заменить и восстановить после боя.
В минном погребе от попавшего снаряда вышло из строя электрическое освещение, и помещение погрузилось в полный мрак; кроме того осколками снаряда были разбиты две торпеды и повреждены кормовые части четырех торпед.
Удушливый газ, распространившийся после разрыва снаряда, мешал работе личного состава, но он был рассеян посредством сжатого воздуха, выпущенного из резервуаров торпед.
От воды в затопленных помещениях у корабля образовался крен, а бортовая надводная пробоина оказалась под водой.
Вследствие повреждения паропроводной трубы, вода проникла в цилиндры двигателей динамомашин, которые пришлось остановить на 30 минут; этот промежуток времени был использован для проведения новых временных проводов.
Телефонные аппараты в течение боя работали вполне надежно, сотрясения от снарядов на них не отражались. За время перерыва в работе динамомашин телефоны переключались в цепь аккумуляторов; 6 телефонных аппаратов было разбито огнем противника, а проводники 5 других аппаратов были перебиты.
Радиотелеграф был выведен из строя через 23 минуты после начала боя, что затрудняло связь флагманского корабля.
Из семи 50-т электромоторных помп, имевшихся на корабле, три оказались в затопленных помещениях и были выведены из строя; четвертая помпа вышла из строя вследствие технических неисправностей, одна помпа была разбита снарядом в начале боя. 3 вентилятора вышли из строя: у них были разбиты лопасти и арматура.
В течение всего боя «Лайон» получил 12 попаданий. Из состава экипажа пострадало 113 человек.
1 июня «Лайон» без посторонней помощи возвратился в Розайт, где встал в заводской ремонт, окончившийся 19 июля 1916 г.
Итоги. «Лайон», находившийся в течение 2 часов 28 минут под обстрелом германской 305-мм артиллерии линейного крейсера «Лютцов» и линейного корабля типа «Кениг», получил 12 попаданий бронебойными снарядами.
В корпус корабля попало 4 снаряда, два из которых не пробили 229-мм бронирование главного пояса и лишь нанесли ему некоторое повреждение. Два других снаряда свободно проникли через 152 и 102-мм бронирование внутрь корабля и, разорвавшись, произвели разрушение помещений.
305-мм снаряды пробивая верхнее 25,4-мм бронирование палубы в большинстве случаев разрывались под ней, и зарегистрирован только один случай, когда снаряд пробил и главную, 63,5-мм палубу.
Из надстроек и палубных устройств пострадали вентиляторные кожуха, кожух средней дымовой трубы, вьюшки для стального троса и грот-мачта.
Повреждения артиллерии заключались в разрушении передней части крыши третьей башни, с разрывом внутри и возникновением пожара боезапаса. Потери в бою артиллерии главного калибра составляли 8%. После повреждений башня оставалась повернутой на противоположный подбойный борт.
Возникновение пожаров (третья башня, батарея 102-мм орудий) на «Лайоне» связано с артиллерийскими попаданиями в места нахождения боезапаса, приготовленного для стрельбы, и в жилые помещения (каюты) с их оборудованием.
Кроме того, причиной возникновения пожара было падение вниз заряда, который воспламенился и принес большие потери личному составу.
Повреждения электротехнической части были результатом затопления водой некоторых отделений, через которые проходили электрические магистрали, рубильники и т.п.
Коробки рубильников не выдержали водонепроницаемости вследствие щелей, получившихся от сотрясения корпуса корабля при ударе снарядов.
Изоляция электрических проводников от воды оказалась недостаточной; повреждение паропровода отразилось на работе двигателей динамомашин, которые были выведены из действия в течении 30 минут. Из 7 электромоторных помп четыре вышло из строя (57%).
Борьба за живучесть выразилась: в задраивании дверей в третьей башне для избежания проникновения огня к боеприпасу; в затоплении погребов водой для предотвращения от взрыва боезапаса; в переключении питания током артиллерийских установок и других устройств; в восстановлении перебитой проводки; в восстановлении в некоторых помещениях электрического освещения; в исправлении перебитого паропровода и в очищении зараженного газами воздуха (в отделении торпедных аппаратов) выпуском сжатого воздуха из резервуаров торпед.
Экипажа пострадало 113 человек, т.е. 9%.
Корабль находился в ремонте 48 суток.