Повреждения и гибель английского линейного крейсера «Куин Мэри»
«Куин Мэри»(«Queen Mary»). Год спуска-1911; D-29700 т; скорость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/50, 15-102-мм/50 (вес бортового залпа-4536 кг), 2-76-мм (зенит.); торпедные аппараты - 2-533-мм (подвод, борт); бронирование: главный пояс-228,6 мм, верхний пояс-152 мм, нос и корма-102 мм, передние плиты башен - 228 мм, верхняя палуба -25,4 мм, броневая палуба-63,5 мм; запас топлива-4600 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 78700; L-213 м, В-27,1 м, Т-8,5 м; экипаж-1283 чел.
Линейный крейсер «Куин Мэри», находившийся в составе первой эскадры английских линейных крейсеров, шел 25-узловым ходом третьим в кильватерной колонне. Когда в 15 часов 48 минут начался бой с германскими линейными крейсерами первой разведочной группы, «Куин Мэри» открыл огонь 343-мм артиллерией (343-мм английская артиллерия имела дальнобойность 115-120 каб.) в «Дерфлингер», добившись в него нескольких попаданий.
С германской стороны в «Куин Мэри» стреляли «Зейдлиц» 280-мм бронебойными снарядами, а затем «Дерфлингер» 305-мм артиллерией, причем они давали залпы через каждые 20 секунд с дистанции 70-80 каб. на курсовых углах около 94° правого борта (в начале боя).
Быстро пристрелявшись, немцы начали поражать «Куин Мэри», причем три тяжелых снаряда одними из первых попали в носовую часть корабля с левого борта и разорвались с оглушительным грохотом внутри корабля вблизи первой башни.
В течение 2 минут — с 16 часов 24 минут до 16 часов 26 минут — «Дерфлингер» развил большую скорострельность, выпустив 6 залпов, что составляло 24 снаряда. В это же время по «Куин Мари» стрелял и «Зейдлиц».
Таким образом, в него могли попасть до 20 снарядов тяжелых калибров, которые, видимо, нанесли кораблю значительные повреждения, но о большинстве из них, к сожалению, никаких сведений не осталось.
Известно только, что 305-мм снаряд с «Дерфлингера» попал в третью башню «Куин Мэри» с левого борта и вывел из строя правое 348-мм орудие, однако, соседнее — левое — орудие продолжало действовать до момента гибели корабля.
От этого попадания Б рабочем отделении третьей башни произошел пожар. При горении пороха (кордита) боевое отделение наполнилось газами и дымом, вследствие чего присутствие людей в кем сделалось невозможным; тогда командир башни приказал покинуть ее, и все, кто остался невредим, поспешили выбраться через люк наружу.
Один из крупных снарядов попал с левого борта в заднюю 102-мм батарею (бронирование которой отсутствовало); осколками снаряда и обломками металла осыпало крышу четвертой башни, в которой уже после первого взрыва, происшедшего в косу корабля, вышли из строя ее гидравлические механизмы и пострадало несколько человек, из которых двои;-:, нашли придавленными левым орудием,
В это время пожар и третьей башне достиг максимальной силы, вследствие чего взорвался весь ее боезапас. Крышу башни с силой подбросило вверх на 30 м, ослепительно красное пламя поднялось над башней и с огромной силой разнесло ее на куски, падавшие на палубу «Тайгера», шедшего близ места катастрофы «Куин Мэри».
В это же время по подачной трубе четвертой башни поступала вода, свидетельствовавшая о повреждении донной части корабля.
После взрыва в третьей башне в 16 часов 26 минут корабль начал крениться на левый борт и уходить носом в воду. Мачты его рухнули к середине.
По мере увеличения дифферента на нос, корма постепенно поднималась вверх и с соседних кораблей в 16 часов 26 минут были видны его еще вращающиеся винты.
В момент погружения кормовой части в воду в районе третьей башни произошел второй взрыв, как бы задержавший корабль на мгновение, но все же «Куин Мэри» в течение нескольких секунд погибла, унося с собой 1266 человек экипажа.
17 человек осталось на поверхности воды; их подобрали два английских миноносца «Лерль» («Laurel») и «Петард» («Petard»).
«Куин Мэри» находилась в сфере действительного артиллерийского огня в течение 38 минут, и за 29 минут в нее попало около 20 снарядов тяжелых калибров.
Однако последний снаряд, попавший в третью башню, сыграл решающую роль в гибели линейного крейсера.
Потери личного состава составляли 1266 человек.
Итоги. За 29 минут боя «Куин Мэри» получила около 15-20 попаданий бронебойными снарядами крупных калибров 280 и 305-мм, из которых три попали в район первой башни, произвели взрыв, отразившийся на гидравлических механизмах четвертой башни; расстояние от района взрыва составляло около 130-140 м.
Попадание снаряда в третью башню явилось причиной возникновения пожара внутри ее отделений; в результате произошел взрыв кордита, разнесший на куски третью башню и повредивший донную часть корабля на протяжении, вероятно, не менее 30 - 40 м к корме, о чем свидетельствовало появление воды в подачной трубе четвертой башни, находившейся на расстоянии, примерно, 52 м от центра третьей башни.
Есть основания предполагать о наличии столь лее больших повреждений и в носовой части, так как корабль погружался в воду носом, кренясь на левый борт.
Гибель корабля исчислялась секундами.
Потери экипажа достигли 99%.
Борьба за живучесть не велась, вследствие быстроты гибели линейного крейсера.